РУБРИКИ

Проблемы со школьной психологией

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Проблемы со школьной психологией

Проблемы со школьной психологией

Проблемы со школьной психологией

На вопрос «Что такое школьная психология?» несколько уклончиво можно ответить, что это все, чем занимаются школьные психологи в школе и для школы. Чаще же всего им, как пожарникам, приходится по срочному вызову гасить конфликтные и кризисные ситуации, которыми столь богата школьная жизнь. Более опытные коллеги чуют «дым» задолго до «огня», менее опытные иногда сами выступают в роли возмутителей спокойствия. Увы, реальная деятельность сильно расходится с обязанностями, прописанными в документах о психологической службе в школе. А реальность такова, что психолог в школе пока еще нередко воспринимается как инородное тело с неясными функциями. И если он в основном сидит в своем кабинете, ежели таковой имеется, и спокойно принимает посетителей в приемные часы, то действует как раздражающий фактор, провоцирующий в школьном «организме» появление «антител». Очевидно, перед школьными психологами еще долго будет стоять задача вживания в этот непростой «организм».

Проблема отторжения психолога от школы вполне реальна и заслуживает всестороннего анализа. Разобравшись в механизме отторжения, мы легче найдем превентивные меры. Не столь уж редко «гонения» на школьных психологов объясняются консерватизмом или психологической безграмотностью педагогического коллектива школы. Позиция «нас не понимают, а потому не любят» позволяет психологам сохранить до некоторой степени чувство собственного достоинства, но особой конструктивностью не отличается. В лучшем случае она приводит к тому, что психологи сталкиваются со встречным и симметричным обвинением в педагогической безграмотности и беспомощности. Не секрет, что в школьные психологи скоропалительно обращаются не самые удачливые педагоги или же молодежь, которая учительством никогда не занималась. Так что в этом споре обе стороны отчасти могут быть правы.

Основная задача школьного психолога — оказание администрации, учителям, ученикам и их родителям психологической помощи и способствование созданию условий, обеспечивающих нормальное психическое развитие каждого ребенка (см. Психологический словарь, 1996, с. 277). Пожалуй, эта формулировка при всей расплывчатости все же самая точная. В идеале школьного психолога можно уподобить Тезею, помогающему коллегам-педагогам пробраться через лабиринт отдельных поступков и эмоциональных проявлений личности к тем психическим структурам, которые, будучи скрыты от непосредственного наблюдения, инициируют эти акты и проявления. Естественно, что по мере надобности он должен и тестировать, и анкетировать, и разговаривать по душам, и многое, многое другое.

Вообще говоря, вариативность проблем, с которыми сталкивается психолог в школе и в кошмарном сне не приснится его академическому собрату. В один и тот же день к нему могут обратиться десятиклассник, мучительно стыдящийся своих родителей; пятиклассница в стрессовом состоянии по поводу потери любимого котенка; завуч с настоятельной просьбой «поработать» с учителями, своевременно не сдавшими отчет, план или еще какую-нибудь «бумажку»; мама гипервозбудимого первоклашки... Многие из проблем, которые называются психологическими лишь потому, что связаны с людьми, сваливаются, как снег, на голову, и надо в любую минуту быть готовым ко всему. Получается так, что школьный психолог поневоле должен быть не «узким специалистом» по педагогической и возрастной психологии, а «человековедом на все случаи жизни».

Тут уместно вспомнить об одном весьма интригующем эффекте, который несколько лет назад обнаружил А.Г. Асмолов: введение практической психологии в систему образования способствовало «формированию культуры обращения к психологу как к междисциплинарному специалисту» (см.[1,652]). Как ни странно, но из наших встреч со многими психологами разных городов России мы поняли, что они сами не готовы обращаться к себе подобным образом. В ответ нередко слышались стоны: «нам бы психологию с грехом пополам освоить». Чтобы обратить реальность в «культуру обращения» мало быть даже министром образования, надо стать волшебником.

Для школьного психолога обязательно не просто хорошее знание общей, возрастной, социальной, и, пусть в несколько меньшем объеме, медицинской психологии, но и умение применять академические знания на практике, а также владение методами психодиагностики, психопрофилактики, психокоррекции, психотерапии и консультирования. Но в жизни и этого окажется мало. А.Г. Асмолов совершенно прав: школьному психологу в дополнение к психологической подготовке требуется широкая подготовка в человекознании. Кстати сказать, когда школьных психологов не было и в помине, К.Д. Ушинский нечто похожее требовал от всех учителей, говоря о необходимости овладения ими педагогической антропологией. Исторический опыт показывает, что сами собой такие прекрасные идеи в жизнь не воплощаются. Необходимы серьезные усилия на самых разных уровнях, в том числе и на уровне самих школьных психологов.

Быть может, теперь не покажется чересчур экстравагантной мысль о том, что со временем школьные психологи будут преподавать, но не психологию, а человекознание, своего рода педагогическую антропологию. Сегодня уже осознана мысль о важности и ценности самовоспитания, самоопределения, самопознания для развития личности. Поэтому спорить о необходимости человекознания для подростков не приходится. Следовательно, вопрос в том, как и кто будет разрабатывать, а также преподавать этот курс, точнее систему курсов.

С другой стороны, положение психолога в школе намного улучшится, если он перестанет быть «школьной белой вороной», то есть непосредственно включится в педагогический процесс. Преподающий психолог выигрывает, по крайней мере, дважды. Во-первых, он воспринимается учителями почти как «свой», делающий то же дело и, возможно, испытывающий те же трудности. Во-вторых, он имеет реальную возможность познакомиться со всеми своими малолетними подопечными, а не только с теми, кого «послали на проработку» или кто пришел к нему сам. Более того, таким образом он приобретает возможность общаться с учениками именно в условиях класса. Дети, как и взрослые, многолики («многоличинны»), их способ поведения зависит от ситуации: при беседе с глазу на глаз ребенок может быть спокойным и заинтересованным, а в классе привычно играть роль шута-надоеды.

Можно сказать, что сейчас школьные психологи предпочитают индивидуальную работу со школьниками, будь то консультирование, психодиагностика или психокоррекция. Такой подход имеет немалые преимущества, но и немалые недостатки. К последним следует отнести значительные временные затраты на каждого ученика и своего рода выборочность, то есть возможность оказания психологической помощи только единицам из тех, кто в ней нуждается. Многолетний опыт работы в школе привел нас к убеждению, что нет ни одного учащегося, кто бы в какой-то момент остро не нуждался в помощи психолога. Однако же в силу личностных особенностей и прежнего опыта (гипертрофированной застенчивости, неумения сформулировать свою проблему, чувства неудовлетворенности от прежнего обращения и пр.) далеко не все могут обратиться за помощью. Наконец, в больших школах, всегда найдется немало таких, кто, хотя и слышал о существовании школьного психолога, не знают его в лицо или не понимают, что к нему можно прийти со своими бедами. Сам же психолог, если он плохо знает детей, своим «наметанным глазом» не всегда определяет тех, кто нуждается в нем в первую очередь, и даже сделав это, далеко не всегда может предложить свои услуги таким образом, чтобы они были приняты. Получается, что к нему на прием чаще попадает тот, чьи проблемы были выявлены запоздало и не им самим, а кем-то со стороны (учителями или родителями), что, естественно, усложняет работу психолога с данным ребенком. Приобщение психолога к преподаванию в значительной степени устраняет указанные помехи и, несмотря на увеличение нагрузки, помогает в индивидуальной работе с детьми.

В настоящее время говорить о внедрении и преподавании человекознания в школе преждевременно. Его еще желательно разработать. Но именно школьные психологи должны участвовать в проектировании и во многом определить содержание системы курсов человекознания. Этот предмет предназначен для того, что отвечать на вопросы о человеке и мире человека. Ответы на них мучительно ищут многие школьники, о чем взрослые часто не подозревают. А кто лучше психолога знает реальные проблемы, потребности, переживания и интересы учащихся разного возраста, порождающие такие личные и вечные вопросы?.. Ответы на них в школе пока не даются. Таким образом, школьные психологи имеют шанс нарушить печальную школьную традицию давать ответы на еще не родившиеся вопросы.

Список литературы

Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Ввведение в человекознание. М., 1994.

Мещеряков Б.Г. Утопические размышления о гуманитарном образовании//«Человек», 1996, N 6, с. 52—58.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://med-lib.ru/




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.