РУБРИКИ |
Проблемы социализации подростков с акцентуированными характерами |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Проблемы социализации подростков с акцентуированными характерамиПодростки — учащиеся школы. Отношение к будущему можно охарактеризовать как адекватное у 27 % подростков: у них есть профессиональные цели и представления о средствах их достижения, система ценностей отражает эти цели и средства в качестве ведущих, содержание ценностей в целом гармонично. Для 56 % подростков будущее выступает в основном как средство компенсации того, чего им недостает в настоящем: в качестве существенных характеристик будущего отмечается наличие свободы, активная жизнь, общественное признание, материальная обеспеченность; такие подростки недовольны своим настоящим и не имеют представлений о способах достижения этих ценностей в будущем. У 17 % подростков обнаружены чрезмерно высокие притязания к будущему, претензии на исключительность положения, стремление к самоутверждению любой ценой. Социальные отношения со сверстниками и с учителями практически сохранны у 100 % подростков, отношения с родителями можно охарактеризовать в целом как нормальные у 20 %: в семье у них благоприятный психологический климат, существенных конфликтов с родителями не бывает, установлены эмоциональные и доверительные отношения с ними. 27 % подростков испытывают постоянные трудности в эмоциональных контактах с родителями, чувствуют себя отчужденными, несмотря на отсутствие выраженных внешних конфликтов в семье. 36 % подростков живут в семьях, где между родителями часто возникают конфликты, отношения с родителями у этих детей неровные, нередко вспыхивают конфликты с ними, подростки зачастую в этих семьях систематически ограничиваются и подавляются. Для 17 % подростков отчетливо выражена конфликтность в общении с родителями, наблюдаются частые столкновения с ними, проявляется устойчивое отчуждение от них. По результатам исследования частота встречаемости акцентуаций характера при помощи опросника Шмишека выявлено следующее распределение типов: большое количество учеников, у которых выявлен эпилептоидный тип «акцентуации характера» – 38,46%, далее следуют лабильный и гипертимный типы акцентуаций с одинаковым процентным соотношением – 12,82%. Психастенический тип находится на третьем месте по частоте встречаемости – 7,69%. Таким образом, в исследуемых классах, преобладают эпилептоидный, лабильный, гипертимный и психастенический типы. Может быть, на первый взгляд покажется проблема акцентуации характера подрастающего поколения, проблема педагогов – психологов и психотерапевтов, потому как акцентуация характера не психический диагноз. Каждому типу акцентуаций характера присущи свои, отличительные от других типов слабые места. В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим, но проявляется в отклонениях поведения и может препятствовать благоприятной социализации и социальной адаптации. Под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, которыми достаточно богат подростковый возраст, дети с акцентуациями характера могут стать девиантными. При этом каждый тип акцентуации может быть наиболее чувствителен и уязвим в отношении специфических воздействий. Мы попробуем провести параллель акцентуации характера подростка с его отклоняющимся поведением, и обозначим значимость в работе с данной категорией детей не только специалистов психологов, но и социальных педагогов, учителей в тесном сотрудничестве с родителями ребенка, т.к. работая с подростком, имеющим акцентуации в характере, мы предупреждаем проявление в его поведении отклонения от нормы, культурной, социальной, правовой. В ходе анкетного опроса было установлено, что 53% опрошенных школьников имеют конфликты с учителями, родителями, сверстниками. 38% - регулярно курящих подростков. 40,4 % опрошенных - время от времени посещают вечеринки, где употребляют спиртные напитки. 27,2 % - время от времени прогуливают школу. 75 % опрашиваемых подростков проживают в неполных семьях, что дает нам возможность отнести данных подростков к «группе риска». Так как по данной методике выявлено большое количество подростков, имеющих эпилептоидный, лабильный, гипертимный типы, то рассмотрим их поподробнее, соотнося при этом с критериями отклоняющегося поведения (данные анкеты) (табл.1).
По результатам дополнительных шкал, проведенной методики Шмишека определена наибольшая склонность к девиантному поведению у подростков, акцентуации характера которых относятся к эпилептоидному и лабильному типами. Эти данные подтверждаются и результатами анкетных данных. При сопоставлении выявлено, что у эпилептоидного типа и лабильного типа очень высокие процентные показатели, определяющие девиантность. У гипертимов прослеживается тенденция к девиантному поведению лишь у 50 % испытуемых. Таким образом, на основании проведенного исследования, при анализе данных, полученных по применяемым методикам: опросник Шмишека и анкетирование, можно говорить, что эпилептоидный и лабильный типы определяют девиантное поведение подростков. Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения, прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности, для полноценной социализации ребенка. Процесс коррекции отклоняющегося поведения осложнен тем, что требует индивидуального подхода и к каждому родителю, педагогу (учителю) работающему с ребенком. Необходимо знать природу отклоняющегося поведения, владеть диагностикой, методами коррекции. Также для эффективности деятельности необходимо привлекать дополнительный материал по педагогике, медицине, возрастной психологии, физиологии, превентивной педагогике, социальной педагогике и психологии, юриспруденции. И здесь возрастает роль медико – психолого - педагогической диагностики. Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно- ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования. Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно-коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов. Педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении «идеального и реального»; помощь в выборе профессии. Эта деятельность будет более эффективной, если учитель работает в тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению их заинтересованности в ребенке; осознанию стиля отношений в семье; предъявлению целесообразных требований к ребенку. Акцентирование внимания позволит им осуществить превентивные меры, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения детей, особенно в подростковом возрасте. Своевременное распознавание типа акцентуации характера является необходимым для профилактики и коррекции нарушений поведения подростков. Итак, выявив наличие акцентуации характера, наличие черт девиантного поведения у исследуемой группы школьников, мы можем преступить к следующему этапу работы с детьми составления модели социально – педагогического сопровождения, при этом делаем акцент на работе с родителями, т.к. зная тип акцентуации характера, наличие отклонений у подростка, педагог может посоветовать родителям изменить тактику семейного воспитания, дать рекомендации педагогам по исключению из педагогической практики тех или иных провоцирующих воздействий на подростка. 3.3 Разработка программы социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуированными характерами. Социально – педагогическое сопровождение должно предусматривать комплексное воздействие на различные качества личности: на формирование адекватного отношения к будущему, на установление нормальных отношений со сверстниками и взрослыми, на формирование самосознания подростка и сглаживание в поведении акцентуаций характера. Поскольку наиболее критическим «пусковым» моментом формирования отклоняющегося поведения подростков в описанном психологическом механизме деформированного развития их личности является грубое нарушение их социальных отношений, то именно они и должны корректироваться наиболее тщательно. Показательно, что чаще всего наиболее слабым звеном в системе социальных отношений выступают отношения с родителями (а уже потом со сверстниками и педагогами), при этом такие нарушения возникают при уже деформированном отношении к будущему и наличии выраженных акцентуаций характера. Эти качества личности формируются, как известно, в основном под влиянием семьи. Следовательно, наиболее исходным и в психологическом плане первичным моментом в возникновении деформированного развития личности являются ненормальные отношения подростка в семье (хотя первые проявления отклоняющегося поведения обнаруживаются, как правило, вне семьи). Проведение такой работы и составляет одну из основных задач работы социального педагога. Далее мы рассмотрим основные формы работы, которые социальный педагог может использовать в своей работе с детьми, имеющими акцентуации характера, а также отклонения в поведении. Диагностическая деятельность: · выявление учащихся, склонных к акцентуациям характера, девиантному поведению (совместно с педагогом-психологом); · составления плана социально–педагогического сопровождения личности и устранение причин деформации; · определение причин отклонения в поведении учащихся, их социально - психологических особенностей. Индивидуально - коррекционная работа с детьми: · ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, социального педагога; · вовлечение учащихся в различные положительные виды деятельности; · изменение характера личных отношений учащихся со сверстниками; · создание группы общения (такая группа из 6-8 человек участвует в обсуждении своих проблем. В зависимости от задач можно целенаправленно воздействовать на эмоциональное объединение группы, применять приемы коррекции самооценки, саморегуляции, преодоления индивидуализма, агрессивности); · организация досуга ребенка; · использование литературно-исторических примеров, ориентирующих ребенка на выбор иного стиля поведения (постоянное сравнение себя с эталонным образцом порождает желание самосовершенствоваться); · вовлечение детей в занятия искусством, живописью, рукоделием, резьбой по дереву, металлу, дизайном (особенно хорошо использовать данную форму в работе с детьми с высоким уровнем эмоциональности, но с недостаточно развитой волевой сферой. Таких детей следует активно побуждать к деятельности, постоянно поддерживая интерес к ней. В эту работу должны быть вовлечены родители); · метод "психотерапевтического зеркала", формирующий способность видеть себя, свое поведение как бы со стороны. · метод рассмотрения альтернатив, или "метод Гуру", когда ребенку или подростку показывают результат его движения "не туда" и "не за тем" и рисуют "заманчивую" перспективу (при использовании "метода Гуру" ему говорят по аналогии со сказкой: "Пойдешь налево – найдешь бесчестье, пойдешь направо - найдешь удовлетворение и счастье". Сильный впечатление на подростков производит пример преуспевающего в жизни молодого человека. Он не поучает, не призывает, а просто рассказывает о себе, о своей жизни и успехах. Можно организовать встречи с выпускниками школы, преуспевающими в жизни); · метод "компенсации", когда подростку, лишенному чего-то важного, недостижимого предлагается заманчивая альтернатива приемлемого для него пути; · метод внушения положительных социальных установок, "нравственной иммунизации", когда ребенку внушают положительные социальные установки, прививают "иммунитет" к отрицательным влияниям среды; · Игры – формулы, игры – релаксации, различные упражнения (Приложение 3). Работа с родителями ребенка: Как один из ярких примеров - модель семейных взаимоотношений, основывающихся на принуждении, демонстрирует отношение "родитель–ребенок", где ребенок учится принуждению и неуступчивости, так как родители не в состоянии следить за его поступками или контролировать его поведение. А стиль взаимодействия с другими, характеризующийся неуступчивостью со стороны ребенка и его желанием принудить других к выполнению чего-либо, вызовет трудности в разнообразных социальных ситуациях и в конечном счете может привести к отклоняющемуся или асоциальному поведению. В качестве цели предлагаемой коррекционной работы с родителями мы рассматриваем создание благоприятного эмоционального климата в семьях детей с отклонениями в поведении, формирование положительных установок в сознании родителей. В связи с этим коррекционный процесс включает следующие задачи: · реконструкцию родительско-детских взаимоотношений; · оптимизацию супружеских и внутрисемейных взаимоотношений, · гармонизацию межличностных отношений между диадой "мать и трудный ребенок" и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами; · коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с отклонениями в поведении; · развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению; · формирование навыков адекватного общения с окружающим миром. Содержание коррекционной работы представлено двумя направлениями: индивидуальной и групповой формами работы. Индивидуальная форма работы осуществляется в виде беседы (нескольких бесед) или частично структурированного интервью, а также последующих индивидуальных занятий социального педагога с матерью трудного ребенка. Этот этап служит для установления непосредственного личного контакта между социальным педагогом и матерью ребенка, для ее ознакомления с проблемами. Одновременно на данном этапе педагог - психолог проводит диагностическое исследование психологических особенностей данного лица с помощью специальных методик. Индивидуальные беседы позволяют социальному педагогу ознакомиться с историей жизни данной женщины, выявить с помощью наблюдения некоторые особенности ее характера, ознакомиться с историей жизни ребенка, излагаемой его мамой, определить проблемы, которые существуют в данной семье, предложить помощь (в виде обучения некоторым приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка. На групповом этапе работы коррекционное воздействие осуществляется не только со стороны социального педагога на каждого родителя, посещающего занятия, но и внутри группы при взаимодействии участников. Групповые формы работы социального педагога с родителями: · дискуссии · специально написанные рассказы (эти рассказы, лишенные бытовых фраз и жаргонных выражений, являются литературной обработкой "житейских" историй родителей имеющих проблемных детей. В них представлен обобщенный жизненный опыт участников группы, а также новые (для родителей) философские и мировоззренческие установки, способствующие реконструкции жизненного стереотипа каждого из участников. В рассказе описывается типичная ситуация, в которой матерям детей с отклонениями в развитии приходится или приходилось часто бывать. Эта ситуация обычно включает типичные личностные и поведенческие реакции как родителей, так и лиц их окружающих); · тематические опросники; · разыгрывание ролевых ситуаций (эта форма работы предъявляется членам группы на более продвинутых этапах, в связи со сложностью, как показала практика, ее реализации (отсутствием умения у участников вербализовывать свои и чужие чувства, представлять их на открытое обсуждение, играть определенные роли, вновь переживать стрессовые ощущения. Разыгранные ролевые ситуации затем также подвергаются обсуждению и анализу участницами группы); · систематический контроль и коррекцию поведения со стороны родителей; · тематические встречи с использованием различных игр, упражнений (Приложение 4); · выработка рекомендаций в воспитании проблемных детей (Приложение 5); · обучение проведению семейных игр (Приложение 6); · посещение семей, с целью выявления среди них социально – неблагополучных. Взаимодействие с общественными организациями В школу могут постоянно приглашаться представители различных общественных организаций с целью просвещения учащихся и их семей (специалисты отдела образования, здравоохранения, правоохранительных органов и т.д.). Работа с педагогическим коллективом · Групповые беседы; · Анализ методической литературы; · Круглые столы; · Диспуты; · Решение практических задач; · Тренинги; · Семинары; · Конференции; · Практические занятия по обмену опытом. · Выработка рекомендаций в работе с данной категорией детей (Приложение 7). Информационное обеспечение · подбор методической литературы в помощь учителю по работе с семьей и учащимися, в помощь родителям в воспитании детей. Таким образом, в работе с учащимися, родителями и педагогами школы используются различные формы социально – педагогического сопровождения детей с акцентуациями характера. Схематично все изложенные формы социально – педагогического сопровождения детей с акцентуациями характера можно отразить в модели (Приложение 8). Как мы видим, для эффективной реализации предложенного варианта социально - педагогического сопровождения детей с акцентуациями характера, необходим комплексный подход в работе с учащимися и их родителями, причём данная работа должна быть сконцентрирована не только на уровне классного руководителя и социального педагога, но и других специалистов, работающих с детьми, школьного врача, педагога-психолога, и администрации школы при тесном сотрудничестве с представителями организаций и учреждений, занимающихся вопросами семьи и детства. Заключение С незапамятных времен люди обращали внимание на то, что многие из нас в чем-то похожи, а в чем-то очень разные. Вглядываясь в эти свойства и различия исследователи обнаружили, реальность существования характеров. Характер – это устойчивая особенность отношения к миру, окружающим, к себе. Это разнообразные черты, образующие типический ансамбль, сочетание, рисунок. Это не просто черты сами по себе, они связаны друг с другом и проникают друг в друга по логике характера. У каждого характера своя внутренняя связующая логика – и это важно понять и почувствовать. [2,c.4] Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико и, во всяком случае, превышает тысячу наименований. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Есть люди более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера. Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, как результат усиления его отдельных черт. При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена. Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся. И, напротив, девиантное поведение могут демонстрировать и люди с не акцентуированным характером. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, "слабые места". Проблему акцентуаций характера изучали К. Леонгард, А.Е. Личко, Е.Н. Каменская, Л.Д. Столяренко, К.К. Платонов все это говорит об актуальности данной проблемы. Как показало изучение данной проблемы, несмотря на то, что в настоящее время нет однозначных толкований понятия «акцентуаций характера». Понятие «акцентуации характера» разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Обобщая результаты исследования можно сделать выводы: 1. Наличие закономерностей в формировании характера в связи с возрастным этапом не означает, что это формирование полностью зависит от возраста. Существуют индивидуальные отклонения, которые всегда надо иметь ввиду. Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека, и не столько в трудные моменты жизни, сколько в повседневной жизни, будничной деятельности. 2. Сходство между классификациями А.Е. Личко и К. Леонгарда чисто внешнее, анализ психологических характеристик в общих схемах приводит к выводу об их глубоком различии и несопоставимости. 3. Основной причиной проявления акцентуаций являются неблагоприятные факторы семейного воспитания, среди которых ведущее место отводится отсутствию теплых эмоциональных отношений с матерью. 4. Трудно объяснимые поведенческие реакции подростков могут быть следствием заострений, акцентуаций характера. Если раньше акцентуации считались аномалией личности, то теперь они входят в критерий нормы, поскольку характерны 90% подростков. И все же они способствуют определенным нарушениям в сфере общения. 5. Отличительной особенностью современной отечественной системы ранней профилактики является то, что она представлена многочисленными и разноведомственными органами и социальными институтами, которые решают воспитательно-профилактические задачи самыми разнообразными методами и средствами. 6. Для выявления и определения типа акцентуации характера существует множество диагностических методик таких как: опросник Шмишека, методика анкетирования, метод экспертной оценки, метод наблюдения и др. 7. Для эффективной реализации социально - педагогического сопровождения детей с акцентуациями характера, необходим комплексный подход в работе с учащимися и их родителями, причём данная работа должна быть сконцентрирована не только на уровне классного руководителя и социального педагога, но и других специалистов, работающих с детьми, школьного врача, педагога-психолога, и администрации школы при тесном сотрудничестве с представителями организаций и учреждений, занимающихся вопросами семьи и детства. Проведя исследование, мы можем отметить, что поставленные цели и задачи нами реализованы и наша гипотеза подтвердилась частично. Библиография 1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.– 134 с. 2. Волков П.В. Люди с трудным характером. - М.: Академический проект, 2001.-64с. 3. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология индивидуальных различий. – М.: Издательство Московского университета, 1982.-320с. 4. Громов М.Д., Игнатьев Е.И., Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология. – М.: Просвещение, 1974.-304с. 5. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Сфера, 1997.-528с. 6. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. – М.: Академия, 2003.-464с. 7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. – Мн.: Хелтон, 1998.-399с. 8. Каменская Е.Н. Основы психологии. – Ростов н /Д.: Феникс, 2005.-224с. 9. Козлов Н.И. Истинная правда, или Учебник психолога по жизни. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-480с. 10. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986.-336с. 11. Левитов Н.Д. Психология характера. – М.: Просвещение, 1969.-424с. 12. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004.-583с. 13. Матвеева О.А. Формы и средства организации комплексной психологической помощи детям школьного возраста //http://www.oim.ru/reader.asp.whichpage=1&mitip=1&word=&pagesize=15&Nomer… 14. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб.: Питер, 2006.-607с. 15. Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-208с. 16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Академия, 2000.-512с. 17. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. – М.: Гардарики, 2003.-432с. 18. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Высшая школа, 1984.-174с. 19. Пуни А.Ц. Психология. – М.: Физкультура и спорт, 1984.-255с. 20. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999.-416с. 21. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб.: Лидер, 2004.-592с. 22. Тарабакина Л.В. Психология человека. – Педагогическое общество Россия, 1998.-112с. Приложение 1 Методика исследования акцентуаций характера Определить тип акцентуации характера или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических методик, в частности опросника Шмишека, который содержит 97 вопросов и позволяет выявить 10 типов акцентуированных характеров. Шаг 1. Инструкция Вам предлагаются вопросы, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с вопросом, рядом с соответствующим номером следует поставить знак «+» («Да»), если нет — знак «-» («Нет»). Не следует долго думать над вопросами, поскольку правильных или неправильных ответов не существует. Текст опросника 1.Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным? 2.Восприимчивы ли Вы к оскорблениям, обидам? 3.Легко ли Вы плачете? 4.Возникают ли у Вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения, и прибегаете ли Вы к проверке — правильно ли все сделано? 5.Были ли Вы в детстве таким же смелым, как Ваши сверстники? 6.Часто ли у Вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)? 7.Бываете ли Вы обычно во время веселья в центре внимания? 8.Бывают ли у Вас дни, когда Вы без особых причин ворчливы и раздражительны, и все считают, что Вас лучше не трогать? 9.Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения? 10.Вы человек серьезный? 11.Способны ли Вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для Вас? 12.Предприимчивы ли Вы? 13.Быстро ли Вы забываете обиды и оскорбления? 14.Мягкосердечны ли Вы? 15.Когда Вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, опустилось оно туда или нет? 16.Требует ли Ваше честолюбие, чтобы в работе (учебе) Вы были одним из первых? 17.Боялись ли Вы в детские годы грозы и собак? 18.Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками? 19.Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые считают Вас педантичным? 20.Очень ли зависит Ваше настроение от внешних обстоятельств и событий? 21.Любят ли Вас Ваши знакомые? 22.Часто ли Вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений? 23. Ваше настроение обычно несколько подавлено? 24.Случалось ли Вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение? 25.Трудно ли Вам долго сидеть на одном месте? 26.Отстаиваете ли Вы свои интересы, когда по отношению к Вам допускается несправедливость? 27.Хвастаетесь ли Вы иногда? 28.Смогли бы Вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу? 29.Раздражает ли Вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли Вы это поправить? 30.Боялись ли Вы в детстве оставаться дома один? 31.Часто ли портится Ваше настроение без видимых причин? 32.Случалось ли Вам быть одним из лучших в Вашей профессиональной деятельности? 33.Легко ли Вы впадаете в гнев? 34.Способны ли Вы быть шаловливо-веселым? 35.Бывает ли у Вас состояние, когда Вы переполнены счастьем? 36.Смогли бы Вы играть роль конферансье в веселых представлениях? 37.Лгали ли Вы когда-нибудь в своей жизни? 38.Говорите ли Вы людям свое мнение о них прямо в глаза? 39.Можете ли Вы спокойно смотреть на кровь? 40.Нравится ли Вам работа, когда только Вы один отвечаете за нее? 41.Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость? 42.Беспокоит ли Вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, темную комнату? 43.Предпочитаете ли Вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро? 44.Вы очень общительный человек? 45.Охотно ли Вы в школе декламировали стихи? 46.Сбегали ли Вы в детстве из дома? 47.Обычно Вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым пассажирам? 48.Часто ли Вам жизнь кажется тяжелой? 49.Случалось ли Вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого Вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу? 50.Можно ли сказать, что при неудаче Вы сохраняете чувство юмора? 51.Стараетесь ли Вы помириться, если кого-нибудь обиде ли? Предпринимаете ли Вы первым шаги к примирению? 52.Очень ли Вы любите животных? 53.Случалось ли Вам, уходя из дома, возвращаться, чтобы проверить: не произошло ли чего-нибудь? 54.Беспокоили ли Вас когда-нибудь мысли, что с Вами или с Вашими родственниками должно что-либо случиться? 55.Существенно ли зависит Ваше настроение от погоды? 56.Трудно ли Вам выступать перед большой аудиторией? 57.Можете ли Вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки? 58.Очень ли Вы любите веселиться? 59.Вы всегда говорите то, что думаете? 60.Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние? 61.Привлекает ли Вас роль организатора в каком-нибудь деле? 62.Упорствуете ли Вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие? 63.Чувствовали ли Вы когда-нибудь удовлетворение при не удачах людей, которые Вам неприятны? 64.Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что у Вас на глазах выступят слезы? 65.Часто ли Вам мешают уснуть мысли о прошлом или о проблемах будущего дня? 66.Свойственно ли было Вам в школьные года подсказывать или давать списывать товарищам? 67.Смогли бы Вы пройти в темноте один через кладбище? 68.Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много? 69.в Вашем доме должна находиться на своем месте? 70.Случается ли Вам, ложась спать в отличном настроении, следующим Большое ли значение Вы придаете тому, что каждая вещь утром встать в плохом расположении духа, которое длится несколько часов? 71.Легко ли Вы приспосабливаетесь к новой ситуации? 72.Часто ли у Вас бывают головокружения? 73.Часто ли Вы смеетесь? 74.Сможете ли Вы относиться к человеку, о котором Вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадывается о Вашем действительном к нему отношении? 75.Вы человек живой и подвижный? 76.Сильно ли Вы страдаете, когда совершается несправедливость? 77.Вы страстный любитель природы? 78.Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери? 79.Пугливы ли Вы? 80.Может ли принятие алкоголя изменить Ваше настроение? 81.Охотно ли Вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности? 82.Тянет ли Вас иногда уехать далеко от дома? 83.Смотрите ли Вы на будущее немного пессимистично? 84.Бывают ли у Вас переходы от веселого настроения к тоскливому? 85.Можете ли Вы развлекать общество, быть душой компании? 86.Долго ли Вы храните чувство гнева, досады? 87.Переживаете ли Вы длительное время горести других людей? 88.Всегда ли Вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете? 89.Могли ли Вы в школьные годы переписать из-за помарок страницу в тетради? 90.Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы? 91.Часто ли у Вас бывают страшные сновидения? 92.Бывают ли у Вас такие навязчивые мысли иногда, когда Вы стоите на перроне, то можете против своей воли кинуться под приближающийся поезд (или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома)? 93.Становитесь ли Вы веселее в обществе веселых людей? 94.Вы человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго? 95.Совершаете ли Вы под влиянием алкоголя внезапные, импульсивные поступки? 96.В беседах Вы больше молчите, чем говорите? 97.Могли бы Вы, изображая кого-нибудь, увлечься и на время забыть, какой Вы на самом деле? Шаг 2. Обработка результатов. Суммарное количество совпавших с ключом ответов, за которые присваивается по одному баллу, умножается на коэффициент соответствующего типа акцентуации. Ключ.
Шаг 3. Интерпретация результатов Если полученный результат превышает 18 баллов, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть особенности их поведения. Приложение 2 Анкета Ф.И.О. Возраст Состав семьи: - полная (мать, отец, дети) - неполная(один родитель, дети) 1.Случалось ли так, что ты пропускал школу не по уважительной причине? 2. Употребляешь ли ты спиртные напитки? 3. Имеешь ли ты склонность к курению? 4. Пробовал ли ты наркотические вещества? 5. Со скольки лет, на твой взгляд, должны начинаться сексуальные отношения? 6. Как ты оцениваешь свои отношения с родителями: - благополучные - доверительные - равнодушные - конфликтные - другое________________________ 7. Как ты оцениваешь свои отношения с друзьями: - благополучные - доверительные - равнодушные - конфликтные - у меня нет друзей - другое________________________ 8. Как ты оцениваешь свои отношения с учителями: - благополучные - доверительные - равнодушные - конфликтные - другое________________________ 9. Кто такой подросток?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Приложение 3 Игры, упражнения Игры-формулы: Формулы могут произноситься “про себя” или вслух, утром или вечером, в трудный момент, когда есть необходимость. Произнесение формул не обязательно должно быть точно по тексту, можно проявить некоторые индивидуальные вариации. Важно, что бы язык был четким при формулировке самоприказа: “По своему астрологическому знаку я – Дракон, поэтому…” Большое значение имеет начало формулы: “Я вижу себя человеком…”, “Я верю в то, что…”, “Я смогу…” Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (до 7). Важно непоколебимо верить в “магические свойства” произносимых слов. Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли. Игра-релаксация “Внутренний луч” Цель: снятие утомления, обретение внутренней стабильности. Примите удобную позу. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т.д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью. Я стал новым человеком! Я стал сильным, спокойным, стабильным! Я все буду делать хорошо! Представление о теплом внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получать удовольствие. Упражнение “Кто Я?” Цель: работа с самооценкой, поиск компенсаторных возможностей. Необходимо ответить на вопрос “Кто Я?” 10 раз. Ответы записать столбиком. (Для младших подростков – 5 раз). Проранжировать ответы по степени значимости. Напротив каждого определения написать, кто ты без этого качества, положения, статуса и т.п. Рефлексия: Поделитесь своими чувствами. Что было трудно? Что было самым важным? Упражнение “Ладошка” |
|
© 2010 |
|