РУБРИКИ |
Проблемы врожденного и приобретенного в поведении человека |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Проблемы врожденного и приобретенного в поведении человекаПроблемы врожденного и приобретенного в поведении человекаПЛАН: стр. 1. Вступление 2 2 5 7 10 ВСТУПЛЕНИЕ ”Проблема соотношения личности и организма в человеческой индивидуальности, - пишет В.М. Русалов - сводится прежде всего о том, как соотносятся психодинамические свойства человека с его биологической организацией». Б.Г. Ананьев подчеркивал комплексный характер связи индивидных
свойств разного уровня: «Три группы природных свойств (конституциональные,
нейродинамические, билатеральные - особенности симметрии организма), -
писал он, - образуют класс первичных свойств, которые можно назвать
индивидуально-типическими. Несомненна зависимость вторичных свойств Выше были названы три типа параметров, характеризующих развитие любого энергетического образования: потенциал, вариативность и особенности принятия характеристик среды. Необходимо, видимо, специально подчеркнуть два момента. Во-первых, три выделяемые плоскости анализа отражают общие тенденции эволюции живых систем, и в описывающих их категориях, используемых в разных значениях в других концепциях, подчеркиваются именно их общеэволюционные свойства: потенциал рассматривается как «эргичность», «уровень энергии», уровень активации психики; вариативность - как основа пластичности, изменчивости и адаптивности; регулятивность. - как направляемость активности субъекта со стороны среды, его управляемость, как набор средств, ограничивающих степени свободы активности. Во-вторых, хотя выделение этих плоскостей анализа является достаточно традиционным в психологии индивидуальных различий, к разных концепциях они встречаются либо наряду с другими основаниями для классификации индивидуальности, либо не в совокупности. МЕХАНИЗМЫ ПОВЕДЕНИЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ Свойства нервной системы и темперамента с трудом выделяются “чистом виде” даже в специально организованном эксперименте, если вообще возможно такое выделение. Реальные поведение и индивидуальность потому и поддаются с трудом прогнозу, что могут быть оптимально проанализированы только с учетом основных образующих их факторов. Врожденность многих психодинамических свойств задает необходимость в
механизмах, адаптирующих их к особенностям высокоизменчивой среды. Все эти
механизмы формируются как сомато-нейро-метаболические интеграции в виде
функциональных систем. «Структура памяти или жизненного опыта, - писал, Если использовать алгоритм построения любой функциональной системы, то можно выделить три ее блока, по которым может быть охарактеризован любой психический организм: афферентный синтез, этап принятия решения и этап выработки программы и акцептора результатов действия. Афферентный синтез, в который можно включить и обратную афферентацию,
характеризуется не только содержательными особенностями (согласно П.К. Индивидуальные различия второго типа связаны с процессами принятия
решения, категоризации информации, что является основой построения
семантического пространства субъекта. Если пользоваться традиционно
выделяемыми факторами семантического дифференциала, эргичность на этом
этапе влияет на завышение или занижение значимости. объекта или ситуации,
вариативность - на оценку их активности и когнитивную сложность,
чувствительность к вероятностной среде - на оценку их определенности. На этапе программирования и контроля активности эргичность проявляется в дальносрочности и трудности программ, вариативности, и темп - их стереотипности, чувствительность к определенности - в их подробности и продуманности. Социальная чувствительность определяет степень идеологичности программ и зависимости от средств социального окружения, социальная вариативность - величину набора сценариев активности для разных ситуаций. Шестой из выделенных эволюционных факторов - функции, которые реально
выполняет человек, - определяется, по нашему мнению, как результат
перечисленных индивидуальных особенностей, характеристик построения
функциональных систем и представляет собой психологические механизмы
поведения. В итоге полученная матрица Зх5 представляет собой список
пятнадцати шкал, по которым может быть оценен каждый из механизмов
поведения. Для того чтобы определить средовое влияние на формирование
индивидуальности человека и как-то формализовать пространство его развития,
целесообразно использовать эту же матрицу. Свойству эргичности отвечает
напряженность активности, которой требует ситуация, свойству вариативности Наиболее высокие по иерархии в функциональные системы регуляции выступают стратегиями поведения. Адаптационные поведенческие стратегии являются предметом диагностических исследований в области психотерапии и медицинской психологии, а также в эволюционной психологии. «В сложных проблемных ситуациях, - пишет, например, А.А. Налчаджян, - адаптивные комплексы личности протекают с участием не отдельных, изолированных механизмов, а их комплексов. Эти адаптивные комплексы, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера». Подобные универсалии поведения, которыми пользуется человек в разных областях своей жизнедеятельности, также могут быть оценены в указанных шкалах.(1) СООТНОШЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА Три понятия: конституция, характер и темперамент - получили следующий смысл. Под конституцией понимают сумму всех индивидуальных свойств, которые покоятся на наследственности, заложены генотипически. Только часть конституциональных факторов положили в основу
исследований, а именно взаимоотношение между строением тела,
предрасположением личности и психической и соматической заболеваемостью. Под характером понимают сумму всех возможных реакций человека в смысле проявления воли и аффекта, которые образовались в течение всей его жизни. Следовательно, из наследственного предрасположения и всех экзогенных факторов: соматических влияний, психического воспитания, среды и переживаний. Выражение «характер» выделяет из аффективной сферы целостно
психическую личность, при этом, разумеется, интеллект остается неотделимым. Кроме этого, точно отграниченного значения, можно пользоваться выражением «характер» для построения личности, не придавая существенного значения различию между конституциональными и экзогенно развивающимися факторами. Выражение «темперамент» не является строго установленным понятием, а лишь эвристическим термином, который должен стать отправным пунктом для главной дифференцировки биологической психологии. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ Относительная стабильность черт характера является менее доступным для оценки в этом возрасте ориентиром, слишком короток бывает еще жизненный путь. Под сколько-нибудь резкими изменениями в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены типа. Если очень веселый, общительный, шумливый, неугомонный ребенок превращается вдруг в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежным, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то все это скорее всего не соответствует критерию относительной стабильности, и как бы не были выражены психопатические черты, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии... Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной. Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим... В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая. Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера... В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к “месту наименьшего сопротивления”, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации. Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к
крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях,
черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются
совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и
детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое
представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут
ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических
травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего
сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не
вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. О ДИНАМИКЕ АКЦЕНТУЦИЙ ХАРАКТЕРА Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера. Первая группа - это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях. На первом месте среди них стоят о с т р ы е а ф ф е к т и в н ы е
реакции. Встречается несколько видов острых аффективных реакций. Другой вид транзиторных изменений при акцентуациях характера, наиболее выраженный в подростковом возрасте, - это преходящие психоподобные нарушения поведения (“пубертатные поведенческие кризы”). Преходящие нарушения поведения могут проявляться в виде: Наконец, еще один вид транзиторных изменений при акцентуациях характера - это развитие на их фоне разнообразных психогенных психических расстройств - неврозов, реактивных депрессий и т. п. Но в данном случае дело уже не ограничивается “динамикой акцентуаций”: происходит переход на качественно иной уровень - развитие болезни. Ко второй группе динамических изменений при акцентуациях характера
принадлежат его относительно стойкие изменения. Они могут быть нескольких
типов. Трансформация типов возможна только по определенным закономерностям - только в сторону совместных типов. Никогда не приходилось видеть превращения гипертимного типа в шизоидный, лабильного - в эпилептоидный или наслоения черт неустойчивого типа на психастеническую или сензитивную основу. Трансформации типов акцентуаций с возрастом могут быть обусловлены как эндогенными закономерностями, так и факторами экзогенными - как биологическими, так и особенно социально-психологическими. Примером эндогенной трансформации может послужить превращение части
гипертимов в послеподростковом возрасте (18-19 лет) в циклоидный тип. Примером трансформации типов акцентуации под действием экзогенных
биологических факторов является присоединение аффективной лабильности Мощным трансформирующим фактором являются продолжительные
неблагоприятные социально-психологические влияния в подростковом возрасте,
т. е. в период становления большинства типов характера. К ним прежде всего
относятся разные виды неправильного воспитания. Можно указать на следующие
из них: 1) гипопротекция, достигающая в крайней степени безнадзорности; 2)
особы й вид гипопротекции, описанный А. А. Вдовиченко под названием
потворствующая гипопротекция”, когда родители предоставляют подростка
самому себе, фактически не заботясь о его поведении, но при начинающихся
проступках и даже правонарушениях всячески его выгораживают, отводя все
обвинения, стремятся любыми способами освободить от наказаний и т. п.; СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
|
|
© 2010 |
|