РУБРИКИ |
Профессиограмма PR-специалиста |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Профессиограмма PR-специалистаПрофессиограмма PR-специалистаПрофессиограмма специалиста по связям с общественностью (PR – специалиста)На языке менеджеров по персоналу профессиграмма – это документ, содержащий основные профессиональные требования, на которые должно быть ориентировано развитие профессиональных качеств человека в ходе овладения им профессией или замещения должности. В профессиограмме отражаются профессиональные требования, сформулированные на основе анализа профессиональной деятельности наиболее успешно работающих специалистов. Как правило, П. содержит: а) модель сотрудника (профессиональные, деловые, личные качества); б) модель должности (функции, обязанности, задачи, ответственность и т.д.). Безусловно, без
профессионально ориентированного обучения невозможно стать специалистом
высокого уровня. В соответствии с государственным образовательным стандартом
высшего профессионального образования, PR-специалист по своему профессиональному предназначению должен: По общей фундаментальной подготовленности PR-специалист отвечает
следующим требованиям: Специалист PR, в соответствии с общей профессиональной и
специальной подготовкой должен уметь осуществлять следующие виды деятельности: Качества, которые необходимы специалисту PR, условно можно разделить на 3 сферы: 1. Коммуникативная сфера. 2. Эмоционально-волевая сфера. 3. Познавательная сфера. (Безусловно, такое разделение является достаточно относительным, поскольку нередко очень сложно определить, к какой сфере относится то или иное качество. Например, такое важное качество, как организаторские способности, трудно отнести к какой-то одной из этих трех сфер, оно является составляющей каждой из них и определенным образом интегрирует их.) Перейдем к рассмотрению качеств, составляющих эти сферы. 1. Коммуникативная сфера. Эта сфера, по нашему мнению, является основной, т.к. специалисту PR в постоянно приходится налаживать и поддерживать контакты с самыми разными людьми, и это умение является ключевым для его профессиональной деятельности. Необходимой базой для развития этой сферы является такое качество человека, как потребность в общении с другими людьми. То есть изначальное желание быть включенным в межличностное общение, находиться среди людей, ориентация на совместную деятельность, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Следующее важное качество – способность к эмпатии. Эта способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, т.е. умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, если бы они были нашими собственными. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений и наличие этого качества является необходимым условием эффективной деятельности специалиста PR. Сюда же можно отнести и умение выслушивать другого человека, способность воспринять точку зрения другого. Высокий уровень развития этих качеств поможет специалисту PR легче устанавливать контакт с другими людьми, находить решения, удовлетворяющие потребности обеих сторон. Важнейшее качество, относящееся к речевой коммуникации - это ораторское мастерство. Развитие этого качества у специалиста PR необходимо, т.к. овладение навыками публичной речи поможет ему быстрее и эффективнее воздействовать на аудиторию. Речь – это самое трудно осуществимое деловое предложение, т.к. продается не продукция, а идеал. Существует множество приемов завоевания аудитории, правил достижения эмоциональности выступления. Специалисту PR необходимо не просто ознакомиться с этими техниками, а отработать их на практике, внести в свою жизнь и постоянно использовать. Безусловно, есть люди, про которых говорят, что у них ,,прирожденный талант оратора,,, но, как показывают многочисленные исторические примеры, благодаря приемам, методам овладения ораторским мастерством также можно стать весьма успешным оратором. Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитывать специалисту в сфере связей с общественностью – это невербальные коммуникации. По данным А. Пиза информация в процессе коммуникаций передаётся словами лишь на 7%, характером звучания и интонацией – на 38% и остальные 55% информации передаются невербальными средствами – жестами, мимикой, внешним видом. Основными характеристиками для невербальных средств общения являются движение, пространство и время. В процессе личных коммуникаций важное значение имеет коммуникационно-дистанционные зоны. Это расстояние, на котором люди привыкли общаться. Нарушение привычной дистанции вызывает дискомфорт у участников. При постоянном общении с людьми специалисту PR необходимо знать о невербальных видах коммуникации и применять свои знания на практике. Также необходимо отметить ещё такие качества, которыми должен обладать специалист по связям с общественностью. Это оптимизм, чувство юмора и личное обаяние – т.е. способность привлекать людей, направлять и удерживать внимание окружающих и благодаря этому завоёвывать успех. Существует также технология личного обаяния, которую важно знать и применять специалисту PR в профессиональной деятельности. Занятия по физиогномике помогают ,, читать по лицу ’’ собеседника, партнёра на встречах, переговорах. От того, насколько развито это качество у специалиста PR, может зависеть многое. Широко известно, что первое впечатление о человеке хоть и может быть обманчивым, но всё же изначально играет решающую роль в принятии решения. 2. Эмоционально-волевые качества. В эту группу входят такие качества, как: n самообладание, самоуправление – способность контролировать свои чувства, поведение в сложившейся ситуации. В работе по связям с общественностью, как и любой работе, могут случиться различные ситуации, где человек должен будет сохранить контроль над ситуацией, над собой, и быстро отреагировать на воздействие и постараться повернуть новую ситуацию в нужном для себя направлении. n эмоциональная уравновешенность – необходимый контроль за своими эмоциями, проявлениями. n активность - проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и к самому себе. Это умение действовать энергично, напористо при решении практических задач. Качество это является, безусловно важным а работе специалиста PR . n настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца. n работоспособность – выносливость, способность много и продуктивно работать. Желание работать долго и внеурочно, если это необходимо. n ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия. Такое качество, как ответственность является профессионально важным для любого вида деятельности. И, конечно же, необходимо в работе с общественностью. Ещё одно важное качество – потребность в достижениях, стремление к достижениям, в котором отражена фундаментальная человеческая потребность – двигаться вперед и достигать поставленные цели. Так, в результате одного из психологических исследований, на основе изучения поведения западных бизнесменов по удовлетворению этой потребности был выделен ряд особенностей: 1) этим людям наиболее предпочтительнее ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблем; 2) они не склонны подвергать себя слишком большому риску, а ставят перед собой достаточно умеренные цели, стараясь, чтобы риск в значительной мере был рассчитан и предсказуем; 3) люди имеющие потребность в достижении цели, хотят конкретной обратной связи, информирующей их о том, насколько успешно они справляются с заданием. Приведённое исследование наглядно показывает значимость этого качества для успешной работы. n Следующее качество – уверенность в себе. Оно важно в любых ситуациях, особенно проявляется в ситуациях контакта с людьми равного или более высокого ранга, в ведении переговоров с ними. Сомнительно, чтобы колеблющийся, неуверенный в себе человек мог вызвать доверие со стороны других людей и тем более рассчитывать на какие-то формы делового сотрудничества с ними. А для специалиста PR деятельность и заключается в постоянном налаживании контактов, проведении переговоров с людьми, организациями. Поэтому специалист PR должен быть уверен в себе, в своих возможностях. Для этого у него должна быть, адекватная, но, ни в коем случае, не слишком завышенная самооценка, это также может помешать налаживанию контактов. n Также важно иметь способность к самокритике, поскольку это будет способствовать дальнейшему личностному росту. 3. Познавательная, когнитивная сфера. К этой сфере относятся такие качества, как: n здравый смысл n живой, ищущий ум n гибкость ума, способность заниматься несколькими проблемами одновременно n внимание к деталям n инициативность – особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений n креативность – способность к творческому решению задач. Эта важная способность для специалиста PR. «Связи с общественностью» не являются точной наукой и в деятельности специалиста PR нет раз и навсегда установленных правил и жестко закрепленных рамок для решения задач. Каждая новая ситуация подразумевает интересное и применимое лишь к ней творческое решение. Невозможно алгоритм по решению задач, к каждой из задач специалист PR должен подходить творчески, учитывая ,,плюсы,, и ,,минусы,, такой задачи. Поэтому работа в области PR - возможность в полной мере проявить свои способности и реализовать творческий потенциал. Итак, все профессионально-важные качества специалиста PR можно условно разделить на три сферы, при объединении которых получается теоретический вариант профессиограммы специалиста по связям с общественностью, основанной на изучении различных теоретических подходах к анализу деятельности PR. Мы выделили основные качества, служащие базовыми для развития всех остальных и в своем исследовании диагностировали именно эти качества. 1. Коммуникативные способности: потребность в общении, стремление к людям. 2. Организаторские способности. 3. Самообладание, самоуправление 4. Уверенность в себе. 5. Адекватная самооценка, критические способности. Наличие этих качеств служит предпосылкой для развития следующих: - Способность к эмпатии (в нашем исследовании это качество может отражать показатель «Направленность на общение») - Ораторское мастерство (опыт). - Оптимизм ( «Направленность на дело» , «Самооценка» ) - Жизнерадостность и чувство юмора ( «Самооценка» ). - Личное обаяние ( «Направленность на общение» , «Самооценка» ). - Эмоциональная уравновешенность («Коммуникативные склонности», «Организаторские склонности). - Активность). - Настойчивость(«Направленность на себя»). - Работоспособность. - Ответственность. - Потребность в достижениях. - Здравый смысл. - Гибкость ума. - Инициативность. - Креативность. Таким образом, подводя итог и цитируя высказывания ведущих российских специалистов в сфере PR, можно сказать, что сегодня от хорошего специалиста по связям с общественностью требуются такие качества и умения, как коммуникативность, организационные способности, умение брать на себя ответственность, оперативно принимать решения, способность к эмпатии, гибкость и вместе с тем твердость, умение находить компромиссы, харизма, обаяние. Специалист по связям с общественностью должен быть широко эрудированным человеком и иметь глубокие и всесторонние познания в таких областях, как политика, история, социология, психология, литература, экономика, владеть иностранными языками и иметь хороший стиль письменного изложения. Кроме того, поскольку PR-специалисты,
владея разными психологическими методиками и технологиями, имеют возможность
влиять на эмоции людей, управлять человеческим сознанием, формировать
общественное мнение такие специалисты должны обладать порядочностью и этикой.
Немаловажную роль играет хороший вкус и культура. Наконец, специалистам в сфере PR необходимо умение работать в коллективе, понимать образ мыслей других людей чуткость и толерантность, быть по возможности открытым и честным, важно приобрести навыки участия в дискуссии, научиться говорить по существу. И, конечно, как и в любой сфере деятельности, специалисту PR необходимым реальный опыт работ для развития всех необходимых качеств и навыков. |
|
© 2010 |
|