РУБРИКИ

Профессиональное ориентирование в молодежной среде

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Профессиональное ориентирование в молодежной среде

Профессиональное ориентирование в молодежной среде

Содержание


Содержание

Введение

1. Проблемы профессионального ориентирования в молодежной среде

1.1 Понятие и принципы профориентации

1.2 Особенности профессионального ориентирования молодежи. Профессиональное самоопределение

1.3 Методы проведения профилактики профориентации

2. Исследование профессиональных качеств в молодежной среде

2.1 Методы и проведение исследования

2.2 Анализ полученных результатов

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение


За последние десятилетия в нашей стране произошли очень серьезные социально-экономические изменения. Они привели к тому, что теперь профессиональное самоопределение происходит в дpугих условиях, чем pаньше. Исчезла система pаспpеделения выпускников в ВУЗах, появилась безработица. В связи с этим молодые люди вынуждены уделять большее внимание выбоpу пpофессии и своему пpофессиональному пути в целом. Появилась возможность свободного планиpования каpьеpы, и этот пpоцесс может начаться еще за школьной скамьей. Под каpьеpой мы понимаем индивидуальную последовательность поведения, связанных с опытом и активностью в сфеpе pаботы на пpотяжении человеческой жизни. Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем. Большое внимание к данной проблеме объясняется следующими обстоятельствами.

Во-первых, глубокое исследование профессионального самоопределения личности отвечает насущным потребностям народного хозяйства. Это связано с тем, что незавершенность профессионального самоопределения, растянутость этого процесса во времени — во многих случаях причина недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией, а следовательно, и текучести кадров, которая в условиях дефицита рабочих рук наносит немалый ущерб нашей экономике.

Во-вторых, проблема профессионального самоопределения — это ключевая проблема психологии профессионального становления личности, в которой профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как «ядро», наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой — как критерий одного из этапов этого процесса. Здесь изучение профессионального самоопределения выступает как существенная составная часть общего цикла теоретико-экспериментальных исследований по построению научной теории профессионального становления личности. Углубление понятия об основных закономерностях профессионального самоопределения, разработка системы критериев и показателей его успешности являются основным условием сознательного и целенаправленного управления этим процессом (через систему профессиональной ориентации, и в ходе профессионального обучения).

Как всякая фундаментальная научная проблема, проблема профессионального самоопределения имеет три уровня разрешения: методологический, теоретический и экспериментальный.

Огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора. В настоящее время, социально-экономическое развитие России, в части касающейся трудовых ресурсов, определяется рядом тенденций.

Во первых, устойчивое развитие экономики России обуславливает повышение спроса на труд. Особенно труд квалифицированных сотрудников. Во вторых, существует тенденции демографического развития России. Ведь даже оптимистические сценарии развития демографической ситуации в России указывают лишь на сохранение общей численности населения при уменьшении численности трудоспособного населения. Это означает, что при реализации оптимистического сценария социально-экономического развития, обеспеченность экономики трудовыми ресурсами будет всего лишь удовлетворительной, т.е. предполагающей, в лучшем случае, оптимальное соответствие потребностей экономики и численности населения. В третьих, постепенно нарастает миграционное давление. Ухудшение демографической ситуации в России с неизбежностью вызывает усиленный приток трудовых мигрантов, в основном из стран СНГ. Данный процесс уже активно идет. В нашем случае, это означает, прежде всего, усиление конкуренции за рабочие места между гражданами России, особенно молодежью и трудовыми мигрантами. И наконец, наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В целом преобладает структурная безработица, предложение труда по своим параметрам не соответствует изменившемуся спросу на труд, который постоянно превышает предложение. Как следствие огромная часть молодых специалистов получают образование, а на деле не могут найти работу. И хотя ситуация разнится от региона к региону, в целом наблюдаются структурные несоответствия двух видов. Во-первых, несоответствие профессионально-квалификационного состава трудоспособного населения ситуации на рынке труда и, во-вторых, большое количество вакантных рабочих мест с низким уровнем оплаты труда.

В результате произошедших в стране за последние десятилетия социально-экономических изменений сложилась новая ситуация на рынке труда, когда большинство представителей современной молодежи уже не рассматривают сферу промышленности, занимавшую лидирующее положение в эпоху научно-технической революции, в качестве направления своих профессиональных и карьерных устремлений. Молодежь в значительной степени приходит в промышленность «по остаточному принципу», проиграв в конкурентной борьбе за возможности своей карьерной реализации в других, более престижных для нее сферах.

Президент РФ Д.А. Медведев констатировал: «Фактически за последние годы некому стало создавать и разрабатывать технологию производства принципиально нового оборудования. Это и современные станки, агрегаты, машины и механизмы. Что не менее важно, некому стало на них работать».

Таким образом, дальнейшее социально-экономическое развитие страны предполагает учет этих тенденций. Профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Целью написания данной работы является выявление наиболее продуктивного метода профилактики профориентации в молодежной среде на данном этапе развития общества. Задачей – определение особенностей проведения и методов профориентации среди молодежи. Объектом исследования является профессиональное самоопределение молодежи, а предметом – взаимосвязь профессиональной ориентации от успехов в обучении.



1. Проблемы профессионального ориентирования в молодежной среде

 

1.1 Понятие и принципы профориентации


В социально-экономической и психологической литературе нет однозначного определения профориентации.

А.Е. Голомшток определяет профессиональную ориентацию как систему общественного и педагогического воздействия на молодёжь в целях её подготовки к сознательному выбору профессии.

И.Н. Назимов дал такое определение профориентации: «Профориентация и её важнейшая составная часть – профотбор – это научно обоснованная система методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая их своевременному привлечению в различные области народного хозяйства, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учёта склонностей, способностей и индивидуальных качеств каждого человека».

Вот, какое дают определение профессиональной ориентации в новом веке: «Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям».

Функции профориентации:

- социальная – усвоение человеком ценностей, норм, определённой системы знаний, которые позволяют ему быть полноценным и полноправным членом общества;

- экономическая – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;

- психолого-педагогическая – выявление, формирование и учет индивидуальных способностей молодёжи;

- медико-физиологическая – учёт требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения профессиональной деятельности.

Характеристики профориентации:

1.                 Профориентация представляет собой систему государственных мероприятий. Она предназначена для того, чтобы решать задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой.

2.                 Научность её форм и методов. Так как профориентация не является самостоятельной дисциплиной, то она использует данные из экономики, психологии, педагогики, медицины и т. д.

3.                 Учёт условий, позволяющих обеспечить эффективность профессиональной ориентации:

а) потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профессии (интересов, стремлений, установок и т. д.);

б) способностей и других личностных характеристик человека;

в) потребностей производства в специалистах определённого профиля на каждом этапе исторического развития общества;

4. Активность форм, средств и методов воздействия профориентационной работы. При воздействии на личность необходимо её формировать, так как адекватность выбора профессии будет достигнута только тогда, когда личность сама осознает необходимость выбора специальности, соответствующей её способностям и интересам.

Традиционно профориентация разделяется на несколько направлений: профдиагностика, профконсультирование, профинформирование.

Система профориентации ориентировочно возникла приблизительно в 1908 году, именно тогда в Бостоне открылось первое профконсультационное бюро. Согласно другой точки зрения профориентация могла возникнуть гораздо раньше, в древности, ведь человек всегда вынужден был вибирать свою профессию в жизни.

История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в далеко в прошлое. Это относится в основном к профессиональной диагностике знаний и умений человека. Так, например, в третьем тысячелетии до н.э. в Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.

В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности вокруг молодых людей, которые сдавали трудные экзамены на эту должность. В китайском обществе такие экзамены считались особенным праздником, а тему их определял сам император.

Подобные примеры существовали и в Спарте, Афинах и Риме. В Спарте, например, была создана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме — система отбора и обучения гладиаторов.

Все вышеуказанные данные однозначно указывают на довольно ранний период возникновения элементов системы профдиагностики и профотбора. Если исходить из распространенной сейчас точки зрения о включенности профдиагностики и профотбора в систему профессиональной ориентации, то можно сказать, что профориентация возникла давно.

Если посмотреть на профориентацию шире, то станет ясно, что как наука она сформировалась вместе с возникновением необходимости привлечения на работу квалифицированной рабочей силы.

Самые первые бюро по профориентации руководствовались в своей работе следующими принципами:

·        по значимости выбор профессии можно приравнять к супружескому выбору;

·        профессию лучше выбирать, чем надеяться на удачный случай;

·        никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления, без опоры на профконсультанта;

·        молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за “удобную” или случайно подвернувшуюся работу;

·        выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, факторы успешного выбора и мир профессий.

В США большее внимание уделялось профотбору. Много внимания им уделял директор психологической лаборатории Гарвардского университета профессор Г. Мюнстерберг. По заказу телефонной кампании он изучил пригодность кандидатов на профессию телефонистки. В тот период телефонистка должна была производить до ста пятидесяти соединений в час, т. е. каждые десять секунд нужно было соединять абонентов, а для этого необходимо было выполнить четырнадцать отдельных действий. Многие работницы такой нагрузки не выдерживали и уходили с работы. Частая смена работников была очень невыгодна предпринимателям. Поэтому они и обратились за помощью, чтобы отобрать кандидатов по психофизиологическим качествам. В итоге текучесть кадров резко сократилась.

Первая мировая война спровоцировала дальнейшее развитие необходимости в определении профессиональной пригодности: она требовала ускоренной подготовки лиц, обладающих нужными для военного дела интеллектуальными и физическими качествами.

В начале XX века развитые страны столкнулись с трудностями при подборе кадров для работы с новыми видами техники (включая военную). Оказалось что не каждый может управлять сложнейшими техническими устройствами, для этого стали необходимы не только специальный знания, но и умения. Именно тогда была подготовлена база для проведения научно-исследовательских работ по оценки свойств личности человека. В США был создан первый вариант так называемого группового теста, который позволял быстро оценить пригодность призывников к воинской службе в различных родах войск. Созданный тест рассматривался как психологическое оружие, поэтому все испытания, масштаб исследований и результаты их хранились в тайне.

В России первое бюро по профконсультации возникло 1927 году, при Ленинградской бирже труда. В стране наблюдался явный расцвет профориентации, этим направлением занимались не только профконсультанты, но и педологи в школах. Период НЭПа в России в целом можно назвать достаточно демократичным, свидетельством чему бурное развитие не только производства, но и образования, здравоохранения, науки, в том числе, гуманитарных ее направлений. Иными словами, реальная свобода выбора для многих людей действительно способствовала развитию профориентации.

История показывает, что сама жизнь предопределила появление профориентации как междисциплинарного научного знания.

Только в случае когда профориентация сожжет успешно опереться на развитую свою теоретическую базу, ее задачи и цели смогут быть успешно достигнуты. Именно в теории и методологии в конечном счете проверяются понятия и идеи, взгляды и представления, формы и методы, которые позволяют повысить эффективность практической работы.

Как уже говорилось, будучи научно обоснованной системой государственных мероприятий, профориентация включает в себя ряд различных по свому содержанию и целям форм.



Схема 1

Формы профориентации


Целью профессионального просвещения является ознакомление молодежи с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека.

Профессиональное просвещение условно делится на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. Может осуществляться в виде бесед о профессии.

Целью профессиональной информации служит ознакомление с основными профессиями и их специальностями.

Молодым людям предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки.

Профессиональная пропаганда формирует положительное отношение к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению профессий современного производства.

Профессиональная пропаганда имеет дело прежде всего с теми профессиями, по которым ощущается дефицит в рабочих кадрах либо ожидается расширение приема на них в связи с увеличением объема производства. На практике часто пропагандой занимаются как крупные организации (градообразующие в том числе), так и местные службы занятости.

В практике работы учебных заведений широкое распространение получили выступления специалистов, целевые экскурсии для школьников, оформление стендов, выставок, витрин, обучение в учебно-производственных комбинатах (УПК). Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации (кино, радио, телевидение).

Чрезмерная пропаганда может привести к увеличению потока желающих работать в данной области деятельности. Основными побудителями в этом случае могут стать мотивы престижности, внешней привлекательности профессии. Так например произошло с экономическими специальностями в девяностые когда прошлого столетия.

Для повышения эффективности профессионального просвещения требуется соблюдать следующие принципы описания профессии. Необходимо точное описание положительных и отрицательных сторон профессии, что позволяет уменьшить риск ошибки и последующего отсева учащихся из училища или Вуза.

1)                Общественная значимость профессии, которую определяют из ее особенностей с точки зрения истории, экономики, общественных отношений.

2)                Показ возможностей удовлетворения интересов личности в данной профессии. Необходимо показать, что в каждой профессии есть простор для проявления творчества и смекалки.

3)                Раскрытие психологических и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Возросшая сложность техники привела к повышению требований к быстроте реакции, распределению и переключению внимания, памяти, мышлению, точности координации движений и к другим психофизиологическим качествам и свойствам. Соответствие способностей рабочего психологическим требованиям профессии положительно сказывается на безопасности труда, качестве результатов труда, удовлетворенности самого рабочего.

4)                Системность и последовательность раскрытия способностей профессиональной деятельности. Рассказ о профессии должен строится по определенному плану с учетом различных сторон и особенностей данной профессии.

Целью профессиональной консультации является сообщение молодежи рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей, черт характера и т. д.

Профконсультация предполагает ориентацию на большие сферы профессиональной деятельности, внутри которой ему предлагается разветвлённый перечень профессий. Этому как раз служит профессиональный подбор (профподбор) и профессиональный отбор (профотбор).

Цель - рекомендовать человеку конкретную профессию в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны.

Таким образом, профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Профориентация должна представлять собой единство практики и междисциплинарной теории. Стоит заметить, что потребность в разработке методологических вопросов профориентации стала ощущаться сравнительно недавно.

Теория профориентации – это форма научного знания, дающего представление о закономерностях и существенных связях двух процессов – профессионального самоопределения молодежи в соответствии с личными интересами и склонностями и ориентирования ее на те профессии, по которым ощущается нехватка в кадрах.

Два принципиальных отличия между профессиональным и личностным самоопределением:

1. Професиональное самоопределение более конкретно, оно направлено на ориентацию личности в мире профессии.

2. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних воздействий, а личностное - в основном обусловлено внутренними факторами.

Рассмотрим основные части теории профессиональной ориентации: факты, закономерности, принципы. Достоверных фактов, полученных с помощью научных методов, в профориентации мало. Следовательно одной из самых важных задач является сбор новых фактов и правильная их интерпретация.

Это оказывается важным в тех случаях, когда поиск новых фактов ведется с помощью одной или нескольких гипотез, которые также составляют важную часть теории. Так, для каждого региона можно определить свои особенные факторы, влияющие на окончательный выбор профессии. Предположение о таких возможных факторах способствует созданию эмпирических методов исследования, которые в свою очередб позволяют оценить интересующее явление и на их основе создать практические рекомендации по улучшению профориентационной работы с молодежью.

Важная часть теории профориентации – это определенные закономерности. Их поиск служит конечной целью научной деятельности. Определение закономерностей – это, в конечном счете, то самое главное, ради чего обычно и предпринимаются научные исследования. Найденные закономерности обычно выражаются с помощью понятийного аппарата и специализированного научного языка. Этот язык отличается очень высокой, точностью, выразительностью, большими возможностями соотнесения профориентации с понятиями из смежных наук, даже с такой как математика.

Уровень развития каждой теории часто определяется наличием и качеством принципов, положенных в основу деятельности. Нужно сказать, что система принципов профориентации еще не завершена окончательно, необходимо еще много сделать для удовлетворения всех предъявленных к данной системе требований.

Так как объектом профессионального ориентирования служит процесс социально-профессионального самоопределения человека, то важно в первую очередь сформулировать набор принципов, которыми должны руководствоваться представители молодежи при выборе своей будующей профессии.

1.     Выбор должен быть сознательным. Определяясь с будующей профессией человек должен учитывать потребности не толmrj свои, но и общественные.

2.     У каждого человека есть доминирующие склонности к той или иной разновидности деятельности. Так что при выборе профессии необходимо учитывать как этот факт, так и существующие условия на рынке труда. Определить, в каких специалистах сейчас наиболее заинтересованы работодатели.

3.     Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо искать самому и при этом действовать активно!

4.     при выборе будущей профессии следует предусмотреть возможность дальнейшего повышения своей квалификации.

В профессиональном ориентировании есть ряд принципов, тесно связанных с общепедагогическими принципами. В их числе:

·        Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.

·        Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников –это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности;

·        Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс

·        Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности;

·        воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;

·        взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы - принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.

·        дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;

·        оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, работы;

·        соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям в кадрах определенных профессий.

Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.

 

1.2 Особенности профессионального ориентирования молодежи. Профессиональное самоопределение


Рыночная трансформация российской экономики привела к изменению положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет ответственность за его последствия в виде: размеров заработной платы, условий труда, возможностей для развития своих способностей и профессиональной карьеры.

На основе комплексного исследования, проведенного научной группой преподавателей кафедр педагогики и экономической теории Московского государственного университета совместно с центром занятости, рынка труда города Москвы и проблем занятости молодежи, были выявлены:

-диспропорциональность на молодежном сегменте рынка труда,

-причины незанятости безработной молодежи,

-конкурентоспособность основных потоков учащейся молодежи (учащиеся школ, школ-интернатов, учебно-производственных центров и детских домов, учащиеся ПТУ, техникумов, вузов) при первичном выходе на рынок труда с точки зрения профессионально-квалификационной подготовки, ценностных ориентаций в сфере труда и социально-психологической ориентации на рынке труда города,

-факторы успешной профессиональной карьеры,

-проблема координации деятельности социальных институтов, решающих задачи профессионального самоопределения и занятости молодежи,

- несоответствие действующей в городе системы психолого-профориетационной работы новым экономическим реалиям и другие особенности молодежного сегмента рынка труда.

Как показало исследование, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.

При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Существуют точки зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но все же мы разделяем точку зрения исследователей, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

Вместе с тем, положение молодежи на рынке труда определяется и деятельностью образовательных учреждений города, которые через процесс подготовки и воспитания задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке труда и в сфере трудовых отношений.

В настоящеее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределениии с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессонального самоопределения и занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки).

В современных социально-экономических условиях рациональный путь решения проблемы подготовки специалистов в области профессиональной ориентации - это подготовка данных специалистов из числа безработных граждан, имеющих высшее образование, но чьи профессии устарели или существует избыток данных профессий на рынке труда города, района. К этой же категории можно прибавить многочисленное число выпускников высших учебных заведений, лишенных возможности найти работу по специальности.

Совместная научно-практическая деятельность ученых и практиков в рамках вопроса по профессиональному ориентированию способствовала формированию профессионального сотрудничества специалистов, участвующих в работе по профессональному самоопределению, социально-профессиональной адаптации и трудоустройству молодежи, а также координации действий на рынке труда и рынке образовательных услуг в организации подготовки специалистов.

Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать любому выпускнику общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможности – реальные и потенциальные – и соотнесет их с требованиями избираемой профессии, а еще лучше – испытает, проверит их в конкретной деятельности, зависит не только его личная профессиональная карьера, но и кадровый потенциал общества, его социально-экономический прогресс.

Проблема выбора профессии – серьезная, многогранная, одновременно личная и общественная, педагогическая и медицинская. Нельзя обойти и нравственный аспект выбора профессии – готовить молодежь к труду честному, добросовестному.

На сегодняшний день проблема выбора профессии выпускниками решается самостоятельно. Проблемам профориентации в обществе отводится далеко не главное место.

Профессиональная ориентация сегодня больше на словах, а не на деле является неотъемлемой частью непрерывного образования. Об этом свидетельствуют факты приведем некоторые из них:

·        40 % школьников, сохраняют отрицательное отношение к обучению в межшкольных учебно-производственных комбинатах.

·        не все выпускники полной общеобразовательной школы реально связывают свою дальнейшую учебу с профилем, который они изучали в 9 – 11 кл.;

·        выпускники наших школ имеют более или менее конкретное представление лишь о 10 – 20 профессиях, а во Франции, например, о 200 – 250 профессиях;

·        низок престиж у молодежи станочных, швейных, строительных, электромонтажных и других профессий. Согласно данным исследования, до 20% старшеклассников в настоящее время не имеют профессиональных планов.

Этот перечень можно продолжать, однако мы остановимся на ряде причин, которые ослабили работу по профессиональному самоопределению молодежи:

·        межшкольные учебно-производственные комбинаты не располагают возможностями представления большого количества профессий;

·        с переходом на новые экономические отношения, сменой форм собственности от работы по профориентации устранились базовые и шефствующие предприятия;

·        ослабили работу, а кое-где уже закрываются, созданные в свое время центры профориентации молодежи.

·        слабые нормативно-правовые основы интегративных связей практики и науки, нежелание различных административных органов по-государственному решать вопросы профессионального самоопределения молодежи;

Практика показывает, что профессиональная направленность молодежи не соответствует ни реальной потребности общества в кадрах, ни возможностям и способностям самих школьников, определенная часть которых к окончанию школы не имеет конкретно выраженных профессиональных стремлений и планов. Это приводит к тому, что часть молодых людей не может разумно воспользоваться своим правом на выбор профессии.

Выбор профессии тогда удачен, когда работа доставляет человеку удовлетворение от деятельности. Это означает, что она соответствует физическим и духовным способностям человека, его психическим особенностям, состоянию здоровья, интересам, знаниям и умениям. Если данные обстоятельства не учитываются, выбор профессии может стать неудачным. В таком случае каждодневная работа становится обременительной и нудной обязанностью, выполнение которой может неблагоприятно сказаться на духовном и физическом состоянии человека, а также человек не сможет принести пользу обществу.

Очень часто молодой человек теряется в огромном количестве профессий и не может остановить свой выбор на конкретной профессии. В условиях социально- экономической нестабильности именно школа играет решающую роль в формировании личности будущего профессионала, обладающего трудовой мобильностью и способностью выдержать любую конкуренцию на рынке труда. Особую значимость в этом приобретает системная, комплексная работа по профилактике профориентации молодежи на протяжении всех лет обучения в школе и в Вузе. Система должна обеспечивать непрерывность, последовательность и преемственность профориентационного процесса.

Система профессиональной работы в основном состоит из двух направлений. Просветительная работа и консультационная работа.

От того, как построит такую работу, каким содержанием, методами, формами работы наполнить процесс профилактики будет зависит конечная цель- готовность молодых специалистов к выбору профессии.

Кроме того, определение сущности профессионального самоопределения молодежи является до сих пор нерешенной задачей и поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске не только педагогов и психологов, но и философов, методологов, писателей, представителей различных направлений науки и искусства. Как уже отмечалось, важнейшим кретерием развития профессиональной ориентации явилось появление перед значительным числом людей реальной проблемы свободы выбора.

Понятие «профессиональное становление личности» достаточно широко используется в современной психологии. Обобщенная психологическая характеристика профессионала может быть представлена, по мнению А.К. Марковой, следующим образом: специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности; сознательно изменяющий себя в ходе осуществления труда; нашедший свое индивидуальное предназначение; стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе.

В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения. Это ставшие классические исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования Е.А. Климов (1976, 1983, 1988, 1990), А.Е. (1979), Л.А. Йовайми (1983), В.В. Назимова (1972), Е.Н. Чистякова (1989, 1993) и др. Особенностью этих исследований является все более усиливающиеся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

Е.Н. Головаха и А.А. Кроник (1984, 1988, 1993) при планировании и рассмотрении жизненного пути человека используют разработанную ими идею «событийного подхода».

Существует множество зарубежных исследований в области профориентации. Например, А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию – как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значительном для себя деле.

Н. Гисберс и И. Мур рассматривают процесс профконсультации как помощь, прежде всего в жизненном самоопределении: «Пожизненное самоопределение – как саморазвитие через интеграцию ролей, среды и событий в жизни человека».

Дж. Холланд выделяет шесть личностных типов, позволяющих определить «личностный код» и соотнести его с требованиями той или иной профессиональной среды.

Многообразие различных концепций вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей, проживающих в конкретной стране, а так же неоднородностью населения конкретных стран, регионов.

П.Г. Щедровицкий видит смысл самоопределения в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмыслить собственную сущность (1993 г.). В. Франки определяет полноценность человеческой жизни через его способность «выходить за пределы самого себя», а главное – находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни (1990 г.). Рассуждая о самоопределении и самореализации, И.С. Кон связывает их с выполненным делом и взаимоотношениями с окружающими людьми.

Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.

Традиционно процесс профессионального становления человека рассматривается как ряд последовательно сменяющих друг друга стадий. Эти стадии так или иначе связаны с возрастными этапами развития человека. Укажем эти стадии:

1.    Фаза оптанта: человек обретает озабоченность вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор.

2.    Фаза адепта: это человек уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее.

3.    Фаза адаптации: «привыкания» молодого специалиста к работе.

4.    Фаза интернала: это уже опытный в своем деле работник, который и устойчиво любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справиться с основными профессиональными функциями.

5.    Фаза мастерства: может решать и простые, и самые трудные задачи, выделяется какими-то специальными качествами, умениями, обрел свой индивидуальный стиль деятельности, результаты стабильно хороши.

6.    Фаза авторитета: мастер своего дела, уже хорошо известен в профессиональном кругу и за его пределами. Имеет высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание, ученую степень пр.).

7.    Фаза наставничества: авторитетный мастер своего дела: передает свой опыт ученикам, последователям, перенимателям опыта.

В данной работе мы остановимся на первых двух фазах самоопределения.

Выбор профессии – дело личное, поэтому специалисты говорят о профессиональном самоопределении. Самостоятельный выбор профессии и рода занятий гарантируется не только Конституцией страны, но и Всеобщей декларации прав человека. Однако не вся молодежь готова к такому самоопределению, а кто-то даже и не стремится к принятию на себя ответственности за столь важный жизненный выбор. Именно в этом заключается важнейшая задача профилактики профориентации, психолого-педагогическая проблема профориентации – страх перед собственным выбором.

В такой ситуации выпускник школы ищет для себя и часто находит довольно замысловатые пути избегать ответственности за профессиональное и личностное самоопределение. Напоминаем, что «личностное самоопределение» - это нахождение своего образа «Я», постоянное развитие этого образа, утверждение его среди окружающих людей. Личностное самоопределение есть высшее проявление жизненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. Профессиональное самоопределение (по Е.А. Климову) предполагает более конкретную деятельность, определяемую специфическими, условиями, средствами труда, и так же спецификой межличностных производственных определений ответственности за данную работу.

В этом случае возможны такие варианты поведения:

1.    Обращение за советом о выборе профессии и учебного заведения к более авторитетным сверстникам и четкое следование этим советам. К сожалению, советы часто на существующих предрассудках о том, что есть «лучше» и что «явно неприемлемо». В результате подростки почти поголовно выбирают такие профессии, как юрист, экономист, менеджер, психолог и т.п.

2.    Обращение за советом к учителям и школьным психологам, которые часто тоже ориентируются на существующие в общественном сознании предрассудки, при этом подыгрывают своим ученикам, предлагая им престижные профессии и учебные заведения. В такой ситуации можно даже говорить о страхе самих психологов и педагогов взять на себя ответственность за неординарные советы.

3.    Обращение подростков за советом к родственникам и близким. Нередко советы бывают ориентированы на существующие предрассудки о том, что более «престижно» и «перспективно», а что менее. Их представления о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Подростки могут ориентироваться в своем выборе на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации. Нередко СМИ производится ориентация не на конкретные профессии, а на определенный образ жизни. А, как известно, в молодом возрасте человек выбирает не столько профессию, сколько образ и стиль жизни, где профессия – всего лишь «средство» достижения желаемого. Проблема здесь в том, что пропагандируемый образ жизни достаточно стандартный, в чем-то пошлый, ориентированный на невзыскательный вкус и именно потому такой притягательный и соблазнительный для неокрепшей души самоопределяющегося подростка.

Из сказанного видно, что в большинстве случаев молодой человек опирается на мнение близких и значимых для себя людей. Но способен ли он, в силу социальной незрелости, быть полноценным субъектом своего профессионального и жизненного выбора. Не слишком ли многого мы требуем от еще молодого и неопытного человека, когда говорим о самоопределении и призываем к тому, что ответственность за важный жизненный выбор он должен брать на себя?

То, что самоопределяющийся человек пытается найти дополнительную опору в своем важном жизненном выборе – это нормально. Он волнуется, неопределенность перед будущим действительно пугает его, и у него срабатываю защитные механизмы – механизмы подстраховки своего выбора. К сожалению, часто вся подстраховка сводится к ориентации на стереотипы общественного сознания и к их реализации. Но в этом случае не приходится говорить о настоящем творчестве при планировании перспектив своего развития, и здесь подросток не самоопределяется, а его «определяют».

Если профилактическая работа с таким подростком проводится полноценно, то схема примерно следующая. Еще в младших и средних классах учеников постепенно знакомят с миром профессионального труда, выявляют их основные склонности и способности (прежде всего общую динамику их изменения, на основании чего и можно выстраивать более долгосрочные прогнозы). В идеале, дают школьникам попробовать себя хотя бы по некоторым доступным видам труда.

Ближе к старшим классам у школьников должна постепенно формироваться готовность к самоанализу основных склонностей и способностей. Именно это может стать основой для формирования готовности к подлинному самоопределению. Одновременно все больше рассматриваются, сравниваются и обсуждаются различные варианты построения своего счастья (различные образы жизни). Это невозможно без обращения к ценносто-смысловым аспектам профессионального и личностного самоопределения. В старших и выпускных классах основной акцент переносится на конкретный выбор. При этом школьникам не дают готовых рекомендаций, а постепенно формируют готовность самостоятельно совершать выбор. Только в этом случае можно говорить о настоящем профессиональном выборе и самоопределении. Процесс продолжается уже на втором этапе, в Вузе.

Факторы выбора профессии.

Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и прежде всего его «старта») при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру, а именно, можно выделить восемь важных типов обстоятельств, которые старшекласснику полезно «не забыть», принять так или иначе во внимание при обдумывании профессионального будущего.

                  I.       Позиция старших членов семьи.

Возможные разновидности взаимоотношений старших и младших членов семьи в рамках профессионального определения.

1.    Учащимся предоставляется свобода выбора, в его решение не вмешиваются, таким образом оставляют детей в создавшейся для них трудной жизненной ситуации « на волю случая».

2.    Родители, взрослые «принимают близко к сердцу» вопрос о будущем ребенка, согласны с выбором и содействуют его реализации, (иной раз опережают активность ребенка, лишая его самостоятельности).

3.    Взрослые не согласны со сделанным выбором.

4.    Родители дают детям в той или иной степени извращенную ориентацию: создают неверное представление о профессии; не знакомы с профессией, но активно советуют; не ограничивают детей в выборе профессии, но лишь бы в институт, все остальные варианты отвергаются.

5.    Взрослые создают условия для самостоятельного и активного поиска детьми правильных, нравственно обоснованных ответов на вопросы «С кем быть?», «Каким быть?», «Где дальше учиться?», «Где я буду полезен?», «Что я могу дать обществу?» - эти вопросы составляют ядро классического «Кем быть?»

               II.       Позиция сверстников «значимых других» из круга внесемейного общения.

            III.       Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя, психолога.

Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.