РУБРИКИ

Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

                                                    Введение

Употребление алкоголя и табака – неотъемлемый элемент образа жизни, культуры, быта большей части населения во многих странах мира, в массовом сознании оно воспринимается как социально приемлемое явление. Алкоголь доставляет удовольствие, дает возможность поднять настроение, расслабиться, отвлечься, снять напряжение. Кроме того, алкоголь способствует выполнению функции социализации (гостеприимство, доброжелательность, проявление доверия), это непременный атрибут важных жизненных событий.

Но, по данным Всемирной организации здравоохранения, злоупотребление алкоголем является третьей по частоте (после сердечно – сосудистых и онкологических заболеваний) причиной смертности. Оно увеличивает риск заболевания циррозом печени, некоторыми видами рака, сердечно – сосудистыми заболеваниями, психическими расстройствами, и в целом приводит к сокращению ожидаемой продолжительности жизни. Употребление алкоголя увеличивает риск нанесения вреда и здоровью других людей: травмы, насилия, убийства, возникновению семейных, трудовых, социальных проблем. [1].

Трансформация российского общества, произошедшая за последние пятнадцать лет, отразилась не только на экономической, но и на общественной жизни. Демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением смертности, заболеваемости, вызвала уменьшение доли детей и подростков в структуре населения. [1]. Подростки России переживают кризисную социально – психологическую ситуацию. Разрушены прежние, устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично, бессистемно, лавинообразно. Подростки утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют требуемых жизненных навыков, которые позволяли бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни.

Современная социальная ситуация привела подростков к необходимости принять на себя ответственность за свое будущее. В то же время, многие, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению, и вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные формы саморазрушающего поведения, в первую очередь – употребление алкоголя, наркотиков, других видов психоактивных веществ.

В целях предотвращения негативных последствий употребления алкоголя, наркотических веществ на федеральном и региональном уровнях разработаны и действуют ряд нормативных документов, ограничивающих производство, продажу алкогольной продукции и наркотических веществ, предусматривающих ответственность за:

1.     Незаконный оборот наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов. (ст.6.8) [11].

2.     Потребление наркотических средств или психотропных веществ  без назначения врача. (ст.6.9) [11].

3.     Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных или одурманивающих веществ. (ст. 6.10) [11].

4.     Пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. (ст.6.13) [11].

5.     Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным и гигиеническим нормативам.(ст.6.14) [11].

6.     Нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.(ст.6.15) [11].

7.     «Закон об ограничении курения табака».

8.     Президиум правительства утвердил увеличение с 2009 года акцизов на сигареты и папиросы на 20 и 28 % cоответственно.

9.     Указ президента РБ от 22.12.2006г «Об утверждении программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в РБ на 2007-2009 годы.

Тем не менее, опрос 2002года, проведенный среди учащихся VII, IX, XI классов Московских общеобразовательных школ, направленный на изучение девиантного поведения, на изучение поддержания здорового образа жизни, дал следующие результаты [48].

Рис. 1. Возрастная динамика учащихся, приобщенных к курению, употреблению алкоголя (раз в неделю и чаще) и наркотиков, % от общего числа опрошенных.

     Анализ качества жизни населения и потребления алкоголя в современной России дал следующие результаты по расчету объема и динамики потребления алкоголя населением 15 лет и старше в 1994 -2002 г.г.. [52].

 

Объем    и динамика потребления алкоголя населением 15 лет и старше в 1994 – 2002 г.г.,всего на душу населения:

1)      напитков;

2)      чистого алкоголя в год, л.

                                                                                                                     таблица 1

                           

Объем потребления алкоголя

 1994

    1996

   1998

     2000

   2002

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

На душу населения

45,9

11,2

43,9

11,0

40,6

9,9

59,5

15,2

67,9

15,4

В том числе на одного мужчину

89,5

22,5

86,6

22,4

77

19,2

116,6

30,6

129,0

30,6

На одну женщину

11,9

2,3

11,4

2,4

12,9

2,8

17,3

3,8

23,2

4,3

 

Статистика Роспотребнадзора 2007 года утверждает, что за последние двадцать лет количество курильщиков возросло на 440 тысяч. Курят 60 % мужчин, около 30 % женщин, в возрасте 15-19 лет курят 40 % юношей, 7  % девушек, что составляет три с лишним миллиона подростков.

 Таким образом, из выше изложенного вытекает противоречие между «заказом» общества на воспитание подростков, не отягощенных алкогольной и наркотической зависимостью и малой эффективностью форм и методов профилактики алкоголизма и наркомании.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему нашего исследования, которая заключается в теоретическом обосновании методов профилактики алкоголизма и наркомании и разработке практических аспектов изучаемой проблемы.

Объект исследования: психологические и физиологические особенности развития подростков, лежащие в основе употребления алкоголя и наркотиков.

Предмет исследования: профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков.

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать эффективные методы профилактики  алкоголизма и наркомании среди подростков.

    Задачи исследования:

1.     Провести аналитический обзор литературы по проблеме профилактики  алкоголизма и наркомании среди подростков.

2.     Подобрать и апробировать диагностические методики по изучению методов профилактики алкоголизма и наркомании у подростков.

3.     Разработать комплекс мероприятий по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков.

Теоретико –  методологической основой исследования является:

1.     Возрастная классификация Ж.Пиаже;

2.       Возрастная классификация Д.Б. Эльконина.


Методы исследования:

1.     Теоретические: анализ литературы, обобщение, систематизация данных.

2.     Практические:  тестирование.

Теоретическая и практическая значимость данного исследования состоит в изучении видов, способов, методов профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков и их практическом применении с целью повышения эффективности профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков.

         Экспериментальной базой исследования послужило Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8» городского округа город Салават Республики Башкортостан. Данное образовательное учреждение работает по общеобразовательным программам. Численность учащихся по состоянию на 1.12.2007 г. 650 человек. Исследуемых 5 человек.

Данная курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения.

                                                     

                                                       

                                               Глава I.

Теоретические аспекты по проблеме профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков.

1.1           Виды, стратегии и направления профилактики алкоголизма и наркомании.

Профилактика зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ — одно из важнейших и эффективных исправлений профилактики неинфекционной патологии.

С конца XIX — начала XX века вопросы лечения и про­филактики алкоголизма все чаще становились предме­том дискуссий медицинской общественности, прогрессив­ной части русского общества. Осознавалась потребность в эффективных средствах лечения алкоголизма, посколь­ку стала очевидной бесполезность борьбы с ним при по­мощи настоя лягушек, сырого мяса, вегетарианства, на­стоя красной хины, ореха кола, примешивания алкоголя ко всем блюдам, турецких бань и прочих подобных «ле­карств».

Русские врачи при лечении алкоголизма стали ши­роко использовать гипнотерапию. В то же время приводились многочисленные данные о ее малой эффек­тивности. Ф. Е. Рыбаков, основываясь на своих наблю­дениях, писал в 1898 г., что «прочное излечение при помощи гипноза получается, по-видимому, довольно ред­ко» и возвраты к злоупотреблению алкоголем «сравни­тельно часты». Со временем слава гипноза как терапев­тической методики блекла, применение сужалось, усту­пая место «рациональной психотерапии» по Дюбуа. [46].

В трудах В. П. Сербского в 1906 г., А. Л. Мендель­сона в 1910 г. подчеркивалось, что имеет место внуше­ние, эффективность которого обеспечивается внушени­ем извне, самовнушением и определяется личностными особенностями больных. По поводу рекламы этого спо­соба лечения и подобных ему С. Успенский в 1912 г. за­мечал, что склонность к злоупотреблению алкоголем «не может быть устранена парою каких-нибудь рекламируе­мых пилюль или какими-нибудь секретными микстура­ми». Она побеждается «только силою воли и непоколе­бимым терпением». «действовать психически на испорченную нравственность человека, подвергшегося белой горячке, особливо для предотвращения пагубных возвратов оной, столь же нужно, сколь необходимо бывает таковому больному давать лекарства». [46].

Систематической разработкой вопросов психотерапии больных алкоголизмом занимался  М. Магазинер. В 1837 году в Санкт-Петербурге вышла его книга «О надежнейшем врачебном способе отучать людей от пьянства и запоя и лечить его», в ко­торой автор выделяет два условия отучения больного от пристрастия к пьянству: «Убедить его, чтобы он совер­шенно отрекся от неумеренного употребления спиртных напитков..- заменить спиртные напитки другим питьем, к которому он так же пристрастился бы...» В качестве такого средства автор предлагал кофе. «По нашему убеждению,— писал он,— нет вернейшего и истинно спе­цифического средства против пьянства, как только твер­дая воля отречься от неумеренного употребления спир­товых напитков. Опыты показали, что твердая воля, ру­ководимая здравым рассудком, имеет такую силу над душой и телом, что она не только предохраняет челове­ка от болезней, но даже лечит их. Поэтому судят слиш­ком односторонне те, которые решительно отрицают возможность отучения от пьянства».[51].

Значительное влияние на лечение больных алкого­лизмом оказали взгляды ведущих отечественных психи­атров и наркологов.

Начиная с 1912 г. В. М. Бехтеревым разрабатыва­лась система коллективной психотерапии больных алко­голизмом. Три основных элемента этого метода:

1)убеждение больных в процессе психотерапевтической беседы в пагубности употребле­ния алкоголя и необходимости полностью отказаться от него;

2)гипнотическое внушение;

3)     обучение элементам са­мовнушения, самоутверждения.

 Одним из важнейших элементов разработанной «триады В. М. Бехтерева» является опосредованное влияние боль­ных друг на друга. Применение этого элемента было расширено последователями В. М. Бехтерева.[51].

К. К. Спицыным в 1926 г. была разработана мето­дика массовой психотерапии больных алкоголизмом, со­стоящая из шести этапов. Первый этап — «исповедь» больного. На втором этапе жена больного откровенно рассказывает о жизни своего мужа, делая акцент на негативных влияниях злоупотребления алкоголем. На этих двух этапах между больными происходит обмен мнениями, дискуссия. Третий, четвертый и пятый этапы представляют собой «триаду В. М. Бехтерева», а заклю­чительный, шестой этап — соматический осмотр больных, назначение лекарств и оказание помощи в решении се­мейных и производственных проблем. Курс психотера­пии длился месяц, занятия проводились два раза в не­делю по 1,5—2 часа каждое. В группы включалось 15—20 больных, различающихся по тяжести алкоголиз­ма и другим характеристикам.

В дальнейшем усовершенствовалась и методика кол­лективной психотерапии. Беседы проводились в боль­шей мере, с ориентацией на взаимовоздействие между больными, для чего на занятия приглашались больные, длительно воздерживающиеся от употребления алкого­ля. Количество бесед увеличивалось до 12—15. Расши­рялась их тематика, включавшая обсуждение сущности алкоголизма и его последствий, причины и условия, спо­собствующие его развитию, освещалась роль особенно­стей личности в происхождении алкоголизма.[51].

В целях предупреждения злоупотребления алкоголем и профилактики употребления наркотиков важно проводить профилактические мероприятия.

Профилактика зависимости от алкоголя, наркотиков и дру­гих психоактивных веществ может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим каждую из них.

Первичная профилактика наркомании и алкоголизма имеет це­лью предотвратить возникновение нарушения или болезни, пре­дупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими пу­тями: а) развитие и усиление мотивации на позитивные измене­ния в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с кото­рой он взаимодействует;

б) направление процесса осознания ин­дивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных про­явлений своей личности, окружающей его среды;

в) усиление адап­тационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресур­сов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни;

 г) воздействие на факторы риска наркотизации с целью их умень­шения;

д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием);

е) развитие социально-поддерживающего процесса.

Первичная профилактика алкоголизма и наркомании прово­дится посредством нескольких стратегий.

Первая стратегия — информирование населения о пси­хоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, пси­хику и поведение человека) и формирование мотивации на эф­фективное социально-психологическое и физическое развитие.

Вторая стратегия — формирование мотивации на соци­ально-поддерживающее поведение.

Третья стратегия — развитие протективных факторов здо­рового социально эффективного поведения.

Четвертая стратегия — развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.

В приведенных выше стратегиях используются специальные тех­нологии.

Социальные и педагогические технологии первичной профилак­тики:

— воздействие средств массовой информации;

— антинаркотическое обучение;

— использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности;

— создание социально-поддерживающих систем (социаль­ные службы, клубы, молодежные организации и т.д.);

— проведение антинаркотических мотивационных акций;

- организация деятельности социальных работников и волонтеров;

- деятельность системы ювенальной юстиции.

Психологические технологии первичной     профилактики:

- развитие личностных ресурсов;

- формирование социальной и персональной компетентности;

- развитие адаптивных стратегий поведения;

- формирование функциональной семьи.

Медицинские технологии первичной профилактики осуществляются  посредством определения генетических и биологических осбенностей  и их коррекции на медицинском уровне.

Рост числа потребителей психоактивных веществ и лиц, про­являющих поведение риска — социального резерва роста заболе­ваемости алкоголизмом и наркоманией, определяет поле воздей­ствия вторичной профилактики.

Главная цель вторичной профилактики — изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Вторичная профилактика алкоголизма и наркомании осуще­ствляется с применением различных стратегий.

Первая стратегия — формирование мотивации на изме­нение поведения.

Вторая стратегия — изменение дезадаптивных форм по­ведения на адаптивные.

Третья стратегия — формирование и развитие социаль­но-поддерживающей сети.

В этих стратегиях используются специальные технологии.

Социальные и педагогические технологии:

— формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;

— формирование мотивации на изменение поведения;

— развитие проблем - преодолевающего поведения;

Психологические технологии:

— преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний

— осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;

— развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем - преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);

— анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я-концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций когнитивного развития, интернального локуса контроля; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркотической среды.

Медицинские технологии заключаются в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.

Третичная профилактика наркомании и алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики — снижение вреда от употребления  наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.

Третичная профилактика алкоголизма и наркомании осуществляется с применением нескольких стратегий.

Первая стратегия — формирование мотивации на изме­нение поведения, включение в лечение, прекращение употребле­ния алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ.

Вторая стратегия — изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Третья стратегия — осознание ценностей личности.

Четвертая стратегия — изменение жизненного стиля.

Пятая стратегия — развитие коммуникативной и социальной компетентности, личностных ресурсов и адаптивных копинг-навыков.

Шестая стратегия — формирование и развитие социаль­но-поддерживающей сети.

В этих стратегиях используются различные технологии.

Социальные и педагогические технологии:

-    формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;

- формирование мотивации на изменение поведения, прекра­щение употребления психоактивных веществ и постоянное под­держание процесса продвижения к здоровью;

- развитие навыков копинг-поведения, социальной компе­тентности, преодоления искушения наркотизации или алкого­лизации;

- формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддержи­вающих сетях.

Психологические технологии:


- осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нрав­ственных ценностей;

- осознание личных целей и путей их достижения;

-осознание влечения и зависимости;

 - формирование копинг-стратегий преодоления влечения и за­висимости;

- изменение жизненного стиля в целом;

- развитие коммуникативной и социальной компетентности;

- развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер;

-развитие личностных ресурсов совладания с зависимостью.

Медицинские технологии заключаются в грамотном психофар­макологическом вмешательстве в соответствующие периоды при соответствующих терапии состояниях, а также в нормализации физического и психического состояния, биохимического и физи­ологического равновесия.

Все виды профилактической деятельности, реализуемые в об­ществе, разделяются на ряд направлений:

— профилактика в учебных заведениях (школьные программы);

— профилактика, основанная в семье (семейные и родитель­ские программы);

— профилактика в организованных общественных группах на­селения;

— профилактика с помощью средств массовой информации;

— профилактика, направленная на группы риска в учебных за­ведениях и вне       их;

— систематическая подготовка специалистов в области профи­лактики;

— мотивационная профилактическая работа;

— профилактика рецидивов;

— терапия социальной средой;

— профилактика последствий, связанных с употреблением пси­хоактивных веществ.

В соответствии с этими стратегиями строятся профилактиче­ские программы.
















1.2            Физиологические, психологические особенности развития подростков, лежащие в основе алкоголизма и наркомании. Факторы риска.

 Употребление психоактивных ве­ществ — это проблема, связанная с особенностями индивида, ок­ружающей его среды и с характером взаимодействия между ними. Обследования, проводящиеся в различных регионах мира, показы­вают, что многие подростки подвержены риску формирования у них наркотической и алкогольной зависимости, глубоким личностным и психосоциальным расстройствам, таким, как ювенильная депрессия, суицидальное девиантное и делинквентное поведение, алкоголизм и наркомания. Поэтому, опреде­ляя причины употребления психоактивных веществ подростками и молодежью, мы прежде всего имеем в виду специфический фено­мен, представляющий собой совокупность самых разных проблем, таких, как семейное неблагополучие, а также нарушения комму­никации в семье и в среде сверстников, уходы из дома, плохая успеваемость и прогулы, ранняя беременность и др. Как правило, психоактивные вещества употребляют подростки с различными на­рушениями психики и поведения или с физическими недостатка­ми [Личко А.Е., Битенский B.C., 1991]. Исходя из этого, очевидна необходимость комплекса превентивных мер с целью предотвра­щения негативных исходов и усиления позитивных результатов раз­вития человека.

Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем наркотиков или алкоголя, называются фак­торами риска употребления психоактивных веществ. Обстоятель­ства, достоверно снижающие шансы индивида стать потребите­лем психоактивных веществ, называются факторами защиты (протективными факторами) от риска употребления психоактивных веществ. Факторы риска нередко специфичны для определенных возрастных и этнических групп или для определенной обществен­ной среды и могут зависеть от вида употребляемого психоактив­ного вещества. Так, факторами риска употребления психо­активных веществ могут быть:

- проблемы, связанные с физическим или психическим здо­ровьем;

- употребление родителями психоактивных веществ;

- высокий уровень семейного стресса, семейная нестабиль­ность, низкий уровень дохода в семье;

- личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий уровень интел­лекта, неприятие социальных норм, ценностей и т.д.);

- ранняя сексуальная активность, подростковая беремен­ность;

- проблемы межличностного общения в семье, в школе, в среде сверстников;

- регулярное общение со сверстниками, употребляющими пси­хоактивные вещества, отсутствие устойчивости к их негативному влиянию;

- невысокое качество медицинской помощи;

- недоступность служб социальной помощи;

- высокий уровень преступности в регионе. Факторами защиты от риска употребления психоактив­ных веществ, или протективными факторами, могут быть:

- стабильность и сплоченность, адекватное воспитание и теп­лые, доверительные отношения в семье;

- средний и высокий уровень дохода в семье, обеспеченность жильем;

- высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного ре­шения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, устой­чивость к негативному влиянию сверстников, умение контроли­ровать свое поведение;

- высокий уровень интеллекта и устойчивости к стрессу, фи­зическое и психическое благополучие;

- соблюдение общественных норм в употреблении психоак­тивных веществ;

— высокое качество медицинской помощи;

— низкий уровень преступности в регионе;

— доступность служб социальной помощи.

Обычно человек начинает употреблять психоактивные веще­ства под воздействием не только одного фактора. В течение жизни на индивида воздействует совокупность факторов риска и факто­ров защиты, которые не имеют прямых вероятностных связей с формированием аддикции, т.е. поведения, ведущего к формиро­ванию зависимости от психоактивных веществ.

Исследованиям факторов риска употребления психоактивных веществ посвящен ряд отечественных и зарубежных исследований. Н.А.Сиротой [1990] разработана классификация факто­ров риска возникновения и развития наркомании в подрост­ковом возрасте.

1. Факторы пре-, пери- и постнатальной отягощенности:

— патологически протекавшая беременность у матери;

— хронические острые и тяжелые заболевания матери в период беременности;

— хронические и острые тяжелые психические травмы в пери­од беременности;

— патологически протекавшие роды;

— задержки нервно-психического развития в раннем воз­расте;

— нервно-психические отклонения в раннем детстве.

2. Факторы наследственной отягощенности:

— психические заболевания;

— алкоголизм;

— наркомания.

3. Факторы нарушенного онтогенеза:

— черепно-мозговые травмы;

— психотравмы;

— тяжелые соматические заболевания.

4. Различные нарушения отношений в семье и семейного воспи­тания:

— неполные, распавшиеся семьи;

— отсутствие семьи;

— деструктивные семьи;

— воспитание по типу явной или скрытой гипопротекции (в том числе в семьях, где родители и старшие дети злоупотребляют алкоголем и наркотиками);

— психопатологические личностные или акцентуированные ха­рактерологические особенности родителей.

5. Нарушения психосоциальной адаптации в процессе развития подростка:

— формирующаяся отчужденность, противоречивость и нарас­тающая неудовлетворенность в отношениях с родителями;

— избегающий, поверхностный, формальный стиль общения в семье;

— формальное отношение к внутрисемейным проблемам, иг­норирование их;

— снижение успеваемости;

— нарушения школьной дисциплины;

— неполноценность коммуникативных контактов (поверхност­ное, недифференцированное межличностное общение);

— конфликтность в отношениях со сверстниками — представи­телями формально детерминированного коллектива или избега­ние общения с ними;

— конфликтность в отношениях с учителями и администраци­ей школ;

— нарушение принципа социальной обусловленности комму­никативных связей, построение общения со сверстниками пре­имущественно по «территориальному» принципу;

— уменьшение интенсивности и неустойчивость общения со сверстниками противоположного пола, выраженные проблемы об­щения с ними;

— отсутствие устойчивых увлечений;

— склонность к асоциальным формам поведения. 6. Психологические факторы:

— зависимость особенностей личностного реагирования, соци­альной перцепции, характера межличностного общения и Я-концепции от влияния референтной группы сверстников;

— тенденция к реализации эмоционального напряжения в не­посредственное поведение, минуя процесс когнитивного осозна­ния и принятия решения;

— игнорирование системы социальных установок и ролей;

— нарушения в сфере социальной перцепции (не соответству­ющая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность, несформированные в соответствии с возрастом самооценка и про­гноз оценки своего поведения в глазах окружающих);

— несформированная в соответствии с возрастом способность адекватно оценивать и вербализовать взаимоотношения с окружа­ющими;

— отсутствие стремления к конструктивному разрешению про­блемных и конфликтных ситуаций;

— отсутствие сформированного представления о жизненных це­лях;

— отсутствие сформированного реального и идеального образа Я и значимых окружающих и как следствие отсутствие стимула к саморазвитию и усовершенствованию;

— неосознанный, часто парадоксально проявляющийся в по­ведении «призыв о помощи», направленный к членам семьи и окружающим.

6. Психологические факторы:

— зависимость особенностей личностного реагирования, соци­альной перцепции, характера межличностного общения и Я-концепции от влияния референтной группы сверстников;

— тенденция к реализации эмоционального напряжения в не­посредственное поведение, минуя процесс когнитивного осозна­ния и принятия решения;

— игнорирование системы социальных установок и ролей;

— нарушения в сфере социальной перцепции (не соответству­ющая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность, несформированные в соответствии с возрастом самооценка и про­гноз оценки своего поведения в глазах окружающих);

— несформированная в соответствии с возрастом способность адекватно оценивать и вербализовать взаимоотношения с окружа­ющими;

— отсутствие стремления к конструктивному разрешению про­блемных и конфликтных ситуаций;

— отсутствие сформированного представления о жизненных це­лях;

— отсутствие сформированного реального и идеального образа Я и значимых окружающих и как следствие отсутствие стимула к саморазвитию и усовершенствованию;

— неосознанный, часто парадоксально проявляющийся в по­ведении «призыв о помощи», направленный к членам семьи и окружающим.

Концепции риска приобщения к употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

Отсутствие оптимальной концепции риска приобщения к употреблению алкоголя, наркотиков или других психоактивных ве­ществ осознается как отечественными, так и зарубежными иссле­дователями. Скорее всего, такой концепции и не может быть, так как постоянно изменяется окружающая среда и характер ее воз­действия на людей. Существует ряд концептуальных моделей, яв­ляющихся наиболее универсальными, но и они развиваются и совершенствуются в процессе изменений, происходящих в мире, и в соответствии с развитием мировой психологии [Сирота Н.А., Ялтонский В. М. и др., 2001]. Рассмотрим эти модели.

1. Трансакционная модель. Поведение человека определяется ха­рактеристиками индивида и среды, в которой он функционирует. Результатом взаимодействия индивида и среды является развитие индивидуальных характеристик человека. На личностное жизнен­ное пространство, психологический и поведенческий статус вли­яют контекстуальные факторы среды, которые в свою очередь под­властны влиянию индивида. Результаты взаимодействия между лич­ностью и средой описываются в терминах «трансакций». Согласно трансакционной модели возможность предвидеть результаты по­ведения человека зависит от идентификации, анализа и понима­ния таких трансакций. Риск наркотизации может быть вызван тре­мя причинами: а) характеристиками индивида, имеющего те или иные предиспозиционные особенности; б) характеристиками сре­ды, воздействующей на индивида; в) специфическими комбина­циями индивидуальных и средовых характеристик. Эти причины в совокупности ведут к последовательности событий, вызывающих функциональное или дисфункциональное поведение. Такие по­следствия называются «этиологическими» изменениями, опреде­ляющими эмоциональные и поведенческие исходы, которые мож­но предотвратить с помощью превентивных мер. Развитие ребенка рассматривается как продукт динамических интерактивных состо­яний и опыта, который он получает в процессе функционирова­ния в семейной и социальной среде. Наиболее важным положени­ем этой модели является то, что индивид и среда не рассматрива­ются в отрыве друг от друга. Они — взаимозависимые элементы одной системы, а поведение человека строго обусловлено накоп­ленным опытом.

2. Модель антисоциального поведения основывается на трансак­ционной модели и исходит из того, что в процессе развития ре­бенка существуют периоды несогласованной активности. Взрос­лые, неумеренно стремясь дисциплинировать детей, создают кон­текст, в котором ребенок усиленно обучается принудительному поведению. Родители, постоянно следящие за детьми и контроли­рующие их действия, требуют выполнения строгих дисциплинар­ных установок; этим они снижают позитивные усилия ребенка и уменьшают для себя вероятность вовлеченности в общение с ним. В ответ на действия родителей у подростка развивается неуступчи­вое поведение, выражающееся в плаче, криках, стремлении пе­редразнивать воспитателей, в разнообразных видах протестного поведения. Это вызывает у родителей негативный ответ, усилива­ющий в свою очередь протест подростка. Таким образом, между ро­дителями и подростком устанавливается взаимодействие на основе насилия и агрессии (скрытых или открытых). Если часто и интен­сивно проявляющееся протестное поведение подростка сопровож­дается чрезмерным нормативным давлением родителей, он обу­чается ригидным поведенческим стереотипам, которые будет ис­пользовать и в дальнейшей жизни, при общении со сверстника­ми, в школе. Одновременно тормозится обучение ребенка лабиль­ным, более подвижным и чувствительным, адаптивным стратегиям. Когда протестное, неуступчивое, ригидное поведение использует­ся подростком при общении со сверстниками и учителями в школе, неизбежны агрессивный ответ или избегание общения. В результате снижается самооценка, успеваемость, формируются негативные трансакции, что ведет к употреблению алкоголя, наркотиков и другим формам саморазрушающего и антисоциального поведения.

3. Модель поведения риска основана на психосоциальных кон­цепциях риска и проблемного поведения. Факторы риска возник­новения и развития психосоциальных расстройств, алкоголизма и наркомании рассматриваются с точки зрения двух доминант — социальной среды и поведения. При этом среда является носите­лем такого доминирующего фактора, как стресс, а само поведе­ние индивида в ситуациях стресса — возможным фактором риска. Эта концепция привлекает внимание к потенциальным исходам и последствиям, позволяя рассматривать поведение того или ино­го индивида как неоднозначное и усматривать в нем не только негативные, но и позитивные для личности факторы. Например, употребление наркотиков подростками, несомненно имеющее не­гативные исходы, может преследовать позитивные цели, такие, как интеграция в социальную среду сверстников, повышение са­мооценки, снятие эмоционального напряжения и т.д. Поэтому при разработке превентивных программ важно понимать, что асо­циальное поведение просто устранить невозможно — необходимо предложить удовлетворяющую альтернативу. В связи с этим основ­ной целью превенции должно быть именно построение поведения.

Курение, алкоголизм, употребление наркотиков, ранняя сек­суальная активность, как сказано выше, могут быть инструмента­ми налаживания связей со сверстниками, своеобразной социали­зации, установления автономности от родителей, отвержения ав­торитетов, норм, ценностей, попыткой утверждения собствен­ной зрелости, выхода из детства, приобретения более взрослого статуса. Это характеристики обычного психосоциального разви­тия, при котором поведение риска приобретает функции рычага необходимых и естественных изменений.

Модель поведения риска связана с личностным развитием, психосоциальной адаптацией в подростковом возрасте и свиде­тельствует о том, что определенные формы поведения могут подвергать опасности нормальное развитие. Однако изменить следует лишь форму поведения, оставив прежними цели развития. В ре­зультате успешный компромисс между психосоциальными и лич­ностными сторонами развития подростка может быть найден. Мо­дель подросткового поведения риска включает в себя такие пара­метры, как социальная среда, восприятие среды; личность, пове­дение; биологические и генетические параметры, которые под­разделяются на риск-факторы и факторы протективные, препят­ствующие поведению риска; учитываются также формы и исходы поведения. Эта модель отражает общие уровни в структуре орга­низации различных форм поведения подростков и связана с кон-пепцией жизненного стиля.

4. Модель ситуации риска наркотизации подростков. Выделяют­ся пять доминирующих сфер, в которых может разворачиваться ситуация риска наркотизации для подростка.

1. Личностные факторы. Изучение связи между личностными факторами и употреблением наркотиков производилось путем срав­нения целого ряда личностных параметров у потребителей психо­активных веществ и подростков, их не употребляющих. В результа­те было выделено несколько наиболее значимых факторов: само­оценка, психологическая склонность к поиску ощущений, им­пульсивность, склонность к протестному поведению, конформ­ность, депрессия, тревога, слабый контроль эмоций, неустойчи­вость границ в межличностном общении (например, агрессия).

2. Процессы, происходящие в семье. В данном контексте наиболее значимыми являются: стиль родительского поведения (что разре­шается, что не позволяется и когда; какая система наказаний ис­пользуется; техники контроля и родительского мониторинга; се­мейная коммуникация, взаимодействие между родителями; осо­бенности поведения родителей в целом).

3. Социальное влияние сверстников. Исследуются влияния свер­стников на решения и выбор поведения подростка: оказывают ли сверстники социальную поддержку или подавляют личность; упот­ребляют ли они наркотики и алкоголь и как подросток к этому относится; какими ролевыми моделями являются сверстники для подростка.

4. Социальные и личностные навыки самоуправления. Определя­ются навыки саморегуляции и отказа от предложения употребить психоактивные вещества. Эти умения базируются на жизненных навыках и ресурсах личности подростка (навыки постановки це­лей, принятия решения, групповой дискуссии, персональной и социальной компетентности, разрешения проблем).

5. Ожидания, связанные с алкоголем и наркотиками. Выявляются убеждения, касающиеся психоактивных веществ, их действия, исходов их употребления; когнитивные мотивации, связанные с проблемой, употреблять их или нет, когда, сколько раз, при ка­ких обстоятельствах или не употреблять никогда и т.д. В контексте данных исследований наиболее интересна концепция «когнитив­ных медиаторов», выдвинутая Л. Шеером и Ж. Ботвиным [Scheier L., Botvin G.J., 1999]. Авторы считают, что на пути социальных вли­яний, которые могут оказывать окружающие (родители, учителя, сверстники), встают так называемые «когнитивные медиаторы» — убеждения, суждения, полученные из опыта самого подростка; при­внесенные и усиленные убеждения семьи, являющиеся эффектом рекламы, и т.д. Таким образом «когнитивные медиаторы» могут играть как роль факторов риска, так и роль протективных факторов в зависимости от их качества и содержания. Важно то, что процесс социальных влияний управляем, что позволяет оптимистически относиться к грамотно построенным превентивным программам.

         Еще одним немаловажным фактором риска является недооценивание пагубного влияния наркотиков на организм. Это своеобразные мифы, которыми часто руководствуются подростки.

Миф первый. «Я только попробую, это не страшно и не опас­но». Известно, что подросткам свойственно ощущать себя бессмерт­ными и бесстрашными. Этим они подчас и руководствуются, впервые приобщаясь к наркотикам.

Миф второй. «Я в любое время могу отказаться, я — не нарко­ман». Моральное состояние наркомана не содержит чувства вины, так как, по его убеждению, он не совершает преступления. Кроме того, даже если он уже не просто приобщился, а злоупот­ребляет наркотиками, то все равно не чувствует себя больным, он считает себя жертвой. В чем-то он, конечно, прав: нарко­ман — действительно жертва наркотизированной культуры, ук­лада жизни и пр. Жестокая обманчивость этого мифа в том, что в любое время он отказаться от наркотиков не сможет.

Миф третий. Человечество уже проиграло несколько крупных сражений в защиту своего здоровья: оно не смогло во время и адекватно ответить на никотиновый и алкогольный вызов. Человече­ство решило, что коль скоро люди хотят курить и пить алко­гольные напитки, то в этом и состоит их благо, а значит, и благо всего общества. В этом их воля и личное право. Почему же к наркотикам надо относиться иначе?

Отсюда вытекает ложное понимание наркоманами общей стратегии действия общества в условиях брошенного ему нар­ковызова: чем дольше борьба, тем слабее сопротивление об­щества вплоть до появления лояльности к наркоманам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3            Анализ методов и форм первичной профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков.

Антинаркотическая профилактическая деятельность определяется как межведомственная, т.е. деятельность, которая должна проводиться совместно специалистами управления внутренних дел, образования, здравоохранения, и Комиссий по защите прав несовершеннолетних.

Положительным фактором является создание в территориальных образованиях подпрограмм региональной целевой программы и территориальных межведомственных комиссий, организующих и контролирующих выполнение мероприятий на местном уровне.

Практически все антинаркотические мероприятия воспитательного характера, осуществляемые управлением образования, проводятся комплексно, совместно с управлением здравоохранения, внутренних дел и реализуются по следующим направлениям:

1. Поиск форм и средств повышения эффективности профилактической антинаркотической работы.

Пример такого подхода целесообразно привести по следующим  регионам:

* в Ростовской области профилактическая антинаркотическая работа строится на основе статистического анализа данных по злоупотреблению наркотическими и токсическими средствами среди несовершеннолетних, на основе учета фактов задержания детей и подростков в алкогольном и наркотическом опьянении со сверкой данных между территориальными органами управления образованием и органами внутренних дел с выделением групп "детей риска".

Специалистами наркологической службы разработаны и представлены в распоряжение учебных заведений методические пособия "Основы аномального развития личности", "Современные представления о наркотизме", которые позволяют немедицинским специалистам своевременно реагировать на случаи употребления детьми и подростками психоактивных веществ. Многие вопросы социально-коррекционной и реабилитационной помощи реализуются через психолого-педагогические Центры. На территории области действует 15 психолого-педагогических и реабилитационных центров, 23 школы работают в режиме "школы здоровья"; в системе школьной психологической службы занято 468 психологов; работает областной "телефон доверия"). В области действует 2О3 муниципальных учреждения для дополнительного образования детей.

*В последние 10 лет Министерство здравоохранения Республики Башкортостан принимает активное участие в межведомственной работе по реализации республиканских программ «По борьбе с преступностью», «Охране общественного здоровья, профилактике пьянства и алкоголизма», «По противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Башкортостан на 2004-2006 годы».

При Республиканском наркологическом диспансере сформирован электронный банк данных по диспансерному и профилактическому учету лиц, потребляющих наркотические вещества. Производится постоянный обмен информацией с заинтересованными министерствами и ведомствами.

По инициативе Министерства здравоохранения Республики Башкортостан совместно с Государственным комитетом по молодежной политике с 2004 года в летний период организованы профильные смены для детей с аддиктивным поведением. В 2005 году курс оздоровления прошли более 500 детей из группы профилактического учета. Во время прохождения профильных смен проводились лекции с участием врачей наркологов, социальных работников, педагогов, психологов. В 2006 году данный опыт работы продолжен.

Одним из положительных примеров совместной профилактической работы является проведение широкомасштабных антинаркотических акций в городах и районах республики под девизом «Башкортостан – территория здоровья», «Жизнь без наркотиков, алкоголя и табака». В организации и проведении акций приняли участие Главы администраций городов и районов, представители Министерства здравоохранения, Министерства народного образования, МВД РБ, Госкомитет РБ по молодежной политике, ведущие ученые медицинского университета.

Это позволило донести до населения, особенно молодежи, информацию о медицинских, правовых, социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков и табака.

Проведение совещаний и конференций имеет важное значение для развития наркологической службы. 25 августа 2005 г., при поддержке Правительства республики, прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Стратегия государственного реагирования на наркоситуацию в условиях субъекта Российской Федерации», в работе которой приняли участие специалисты антинаркотической деятельности из 16 субъектов Российской Федерации.

Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.