РУБРИКИ

Профилактика половых преступлений против несовершеннолетних

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Профилактика половых преступлений против несовершеннолетних

Иногда члены семьи отказываются от необходимой профессиональной помощи или напротив стремятся поделиться с горем, рассказывая о произошедшем посторонним. Подобное отношение лишь усиливает стрессовую реакцию жертвы, усугубляет чувство вины и депрессию, заставляет замыкаться в себе, что препятствует выздоровлению.

 Семья, члены которой связанны эмоционально может стать существенным фактором вторичной виктимизации. Такие близкие часто испытывают те же чувства, что и жертва, пытаются дать объяснение произошедшему найти его причину, переживают вину и ответственность за случившиеся, за те действия (бездействия), которые косвенно повлияли на ситуацию. Следствием этого может стать гиперопека  ребенка, желание не оставлять его одно, постоянно контролировать. Такое поведение заметно и в тех случаях, когда последствия сексуальных злоупотреблений носят кратковременный характер (например, при развратных действиях сексуального характера), поскольку поведение родителей намного длительней и интенсивней, чем у самих жертв, в этом случае у последних возникает эмоциональный дистресс.[58] Возникновение ситуаций, когда жертвы становятся участниками судебных процессов, выступая в роли потерпевших и свидетелей, служат причиной эмоциональных переживаний у детей, создавая у них неадекватно преувеличенный образ произошедших событий, нежели сам противоправный акт.[59]

 Долговременные исследования последствий сексуальных злоупотреблений по отношению к детям показывают, что симптомы стресса и психологической травмы у ребенка постепенно идут на убыль в течение нескольких месяцев после инцидента. Согласно некоторым исследованиям, у значительного числа детей, подвергшихся растлению, не отмечается заметных симптомов, и они не определяют случившееся в негативных выражениях, в то время как другие специалисты объясняют это тем, что некоторым детям лучше удается психологическое вытеснение негативных последствий. Необходимо учитывать, какова была степень принуждения и жестокости при совращении и злоупотреблении, влияющей на тяжесть травмы.[60]

 В целом последствия во многом зависят от того, какое отношение к ребенку проявляли люди облеченные властью, и в каком объеме он получил психологическую, медико-социальную и правовую помощь.  

Таким образом, последствия половых преступлений отражаются не только на общегосударственном и международном уровне, но и наносят ущерб физическому и психологическому состоянию несовершеннолетнему.    

Предотвращение и профилактическая работа

2.1. Конвенция ООН как основа защиты прав ребенка

Конвенция о правах ребенка-особый документ, входящий в состав основных документов в мире, определяющий права и свободы человека. Права ребенка включают в себя право на защиту от насилия, эксплуатацию и лишений. Это право не зависит от состояния рассудка и умственных способностей ребенка.[61] 

Считается, что в ХХ веке возникло принципиально иное отношение к детям, которые достойны лучших условий, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Первый международный акт о защите детства был создан Лигой Наций, который призывал мужчин и женщин всего мира создать условия, обеспечивающие нормальное, духовное и физическое здоровье ребенка. Права детей в данном документе рассматривались как меры, которые необходимо было принять в отношении рабства и торговли детей, детского труда и проституции несовершеннолетних.[62]

Сразу после окончания Второй Мировой Войны Генеральная Ассамблея ООН создает детский фонд (ЮНИСЕФ), который в настоящее время является главным механизмом международной помощи детям. В принятой ООН Всеобщей декларации прав человека отмечается особая помощь и забота детям.

В 1959 году ООН приняла Декларацию о правах ребенка. В ней провозглашены социальные и правовые принципы касающихся защиты и благополучия детей на национальных и международных уровнях. Декларация призвала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы, а так же стремиться к их соблюдению. Эта Декларация предусматривала наиболее важные имеющие принципиальный характер правила. Одно из них-равенство прав всех без исключения детей, без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка. Так же Декларация включала права ребенка как гражданина-первоочередная помощь и защита от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.[63]

Поскольку положение детей продолжалось ухудшаться, то потребовалось принятие нового документа, в котором помимо декларированных прав детей фиксировались, на основе юридических норм, меры защиты этих прав, имеющие обязательную силу для тех государств, которые присоединились к соглашению.

После многолетней подготовки в 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, что означало признание международным сообществом особых прав детей в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, где определены права детей на особую защиту и помощь от преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы.[64]

В настоящее время более 180 стран ратифицировало Конвенцию.

Основные положения Конвенции состоят из обеспечения прав детей, выживание, развитие и защита.

На основании положений Конвенции государство должно принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры для обеспечения защиты, помощи и заботы от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствие заботы или небрежного обращения, грубого обращения, сексуальную эксплуатацию, включая сексуальные злоупотребления и совращения. Так согласно международному документу государство должно осуществлять защиту от эксплуатации и выполнения любой работы, которая может предоставлять опасность для здоровья ребенка или служить препятствием в получении образования, либо наносить ущерб здоровью, физическому, умственному и социальному развитию. В данном случае ООН относит к эксплуатации использование детей в проституции, порнографии и порнографических материалах, а так же в другой незаконной практике, включая склонение или принуждения ребенка к любой сексуальной деятельности.  Следовательно, ребенок имеет право на защиту не только от сексуальной эксплуатации, но и на защиту от сексуальных посягательств и сексуального совращения.[65]

 Кроме того, Конвенция ООН призывает стран-участников принимать меры борьбы с незаконным перемещением и невозвращением из-за границы, похищения, торговли и контрабанды детей,[66] что в значительной степени должно оградить детей от секс-траффика.

Предусматривается ответственность родителей, законных опекунов и других лиц, заботящихся о ребенке за неправомерные действия по отношению к ребенку.

В случае необходимости меры защиты включают: социальные программы, цель которых предоставление необходимой поддержки ребенку ставшему жертвой сексуальных злоупотреблений; различные формы предупреждения и выявление преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы в отношении несовершеннолетнего; передача, расследование и возбуждение судебной процедуры. В последующем государство принимает все необходимые меры для содействия физическому и психологическому восстановлении и социальной реинтеграции ребенка. Такое восстановление и реинтеграции должны осуществляться в условиях обеспечивающих здоровье, самоуважение ребенка.[67]

Поскольку Конвенция-правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права, подчеркивая высшее требование и спрос за выполнением государствами провозглашенных прав, считает необходимым, чтобы каждое государство привело свое национальное законодательство в соответствии с этим международным актом. Определяя права детей по различным аспектам, она устанавливает и правовые нормы ответственности государства, вводит специальный механизм контроля Комитет ООН по правам ребенка и наделяет его высокими полномочиями.[68] В связи с этим возникает необходимость введения института Уполномоченного по правам ребенка как механизма осуществляющий независимый контроль за соблюдением права детей на защиту от насилия и эксплуатации. В России, на основании плана действий по улучшению положения детей в РФ на 2000-2002 годы, рассматриваются  предложения о целесообразности введения института уполномоченного по правам ребенка РФ.

Институт Уполномоченного по правам ребенка-структура, наделенная полномочиями для оказания ребенку помощи в восстановлении его нарушенных прав, имеет тенденцию во всех странах мира.

Необходимость введения Уполномоченного по правам ребенка связана со следующими причинами. Во-первых, дети в силу своего возраста и связанных с ними особенностей психического, физического и интеллектуального развития, в силу своей ограниченной дееспособности не могут в большинстве случаев самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов. От их лица действуют законные представители ребенка. В случае нарушения ими прав ребенка и в случаях, когда они не отстаивают нарушенные права ребенка, ребенок остается беззащитным (в соответствии с установленной процедурой обращения к Уполномоченному по правам человека ребенок не может объективно реализовать свое право на обращение за защитой). Во-вторых, от благополучия и нормального развития детей зависит будущее страны, дети уязвимы и зависимы от мира взрослых, поэтому нуждаются в особой защите. В-третьих, Конвенция ООН о правах ребенка является одним из основных актов, регулирующих права человека в мире одновременно со Всемирной декларацией прав человека. У детей в силу возраста, ограниченной дееспособности есть особые права, которые закреплены в Конвенции по правам ребенка и эти права нуждаются в особой защите, и особых механизмах ее осуществления.

В заключительных рекомендациях Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения периодического доклада РФ о выполнении Конвенции о правах ребенка содержится требование независимого контроля за положением детей и становления института Уполномоченного по правам ребенка.

Совместно с ЮНИСЕФ и Минтрудом РФ в 1998 году начата реализация проекта по отработке модели деятельности Уполномоченного по правам ребенка на региональном уровне. Так, в Москве принят первый в России закон об Уполномоченном о правах ребенка, введен пост Уполномоченного по правам ребенка в Чеченской Республике, заинтересованность в последующем введении Уполномоченного по правам ребенка проявляют другие субъекты РФ муниципальные образования, неправительственные организации. На сегодняшний день действуют девять Уполномоченных по правам ребенка на уровне муниципальных образований, в рамках органов исполнительной власти субъектов РФ и Уполномоченные-на общественных началах.

К деятельности Уполномоченного по правам ребенка относится:

1) право беспрепятственного доступа к детям, в том числе в детских учреждениях независимо от ведомственной принадлежности, с целью выявления нарушения их прав;

2) рассмотрение жалоб на действие или бездействие административных органов и должностных лиц;

3) право Уполномоченного на обращение в различные органы власти и управления для устранения выявленных нарушений прав детей совместно с обязанностью этих органов к незамедлительной реакции на обращения Уполномоченного и реализация мер к устранению нарушения прав детей или конкретного ребенка;

4) предоставление возможности детям обратиться к Уполномоченному, что способствует наиболее полному учету интересов и потребностей детей;

5) пропаганда идей Конвенции о правах ребенка, информирование детей и взрослых о правах детей;

6) подготовка предложений по улучшению положения в сфере соблюдения прав детей.

Вместе с тем возникаю проблемы для реализации института Уполномоченного по правам ребенка. Во-первых, институт Уполномоченного по правам ребенка существует пока в режиме эксперимента на основе распоряжений и постановлений администраций регионов, что явилось препятствием для выполнения Уполномоченными своих функций. Следовательно, возникает необходимость следующего этапа введения института Уполномоченного по правам ребенка. Во-вторых, это отсутствие гарантий независимости, слабое финансирование, которая сдерживает развитие деятельности Уполномоченного по правам ребенка. В этой связи усилия регионов в деле ведения на своей территории должностей Уполномоченных по правам ребенка должны быть подкреплены законодательно.

Не смотря на то что, Россия располагает разветвленной сложившейся структурой органов, имеющих право контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка, реальное положение дел свидетельствует о недостаточности и неэффективности этого контроля. В этой связи институт Уполномоченного должен занять свое место в сложившейся системе-в сферах, неохваченных контролем или служить стимулятором для повышения качества и эффективности такого контроля в интересах детей. К тому же контроль, осуществляемый Уполномоченным по правам ребенка, который не входит в структуру и не зависит от органов исполнительной власти, должен сыграть позитивную роль в усилении защиты прав и законных интересов ребенка, оказывать помощь исполнительной власти в совершенствовании ее работы и деятельности подведомственных  ей учреждений и должностных лиц.[69]

Права ребенка, прежде всего, это право на защиту от половых посягательств на личную свободу, половую неприкосновенность и нравственное развитие. Согласно Конвенции меры борьбы с половыми преступлениями против несовершеннолетних должны включать реабилитационные программы для жертв половых преступлений, уголовную ответственность. Поскольку ребенок в силу своего возраста не может самостоятельно обращаться за защитой своих прав и является наиболее зависимым от взрослых, назревает необходимость введения независимого механизма контроля за соблюдением этих прав. Таким механизмом является Уполномоченный по правам ребенка.

2.3. Уголовное законодательство как мера борьбы с половыми преступлениями против несовершеннолетних

В целом Уголовные законы о половых преступлениях представляют собой часть социальных воззрений общества относительно должного поведения человека в сфере половых отношений.

В зависимости от способа удовлетворения полового влечения вышеуказанные преступления можно разделить на две группы: где оно имеет место и где оно отсутствует.

 К первой группе относятся: все виды изнасилования, понуждения лица к половому сношению, половое сношение с лицом, не достигшим 14-летнего возраста.[70] С объективной стороны изнасилование может выступать в следующих формах: 1) половое сношение с применением либо угрозой применения насилия к потерпевшей; 2) половое сношение с применением либо угрозой применения насилия к другим лицам; 3) половое сношение с использованием беспомощного состояния потерпевшей. В случаях с использованием беспомощного состояния потерпевшей необходимо заключение соответствующей экспертизы, если беспомощное состояние наступило под воздействием алкогольного (признается лишь такая степень опьянения, которая лишала возможности сопротивления)  или наркотического опьянения, если потерпевшая страдала душевным расстройством либо находилась в состоянии психологического ступора.[71]

Ко второй группе относятся насильственные действия сексуального характера, понуждение к мужскому или женскому гомосексуализму либо совершению иных действий сексуального характера; мужской или женский гомосексуализм по отношению к лицу, не достигшего 14-летнего возраста, и развратные действия. Закон предусмотрел несколько способов понуждения, исключающие физическое насилие, угроз его применения либо использование беспомощного состояния.

Понуждение может выражаться как шантаж или угрозы уничтожения, повреждения или изъятия имущества. Вторым способом понуждения законодатель называет использование материальной или иной зависимости потерпевшего. В случае реализации такой угрозы при наличии всех признаков соответствующего состава преступление нужно вести речь о совокупности злоупотреблением полномочиями или должностными полномочиями либо превышением должностных полномочий. Зависимость может быть вертикальной, основанной на доминировании одного человека над другим (служебная, административная, материальная), и горизонтальной при равном микростатусе людей (семейная, дедовщина). Субъектом преступления горизонтальной зависимости могут выступать родители или опекуны.

  Следует провести четкое разграничение между составами этих двух категорий преступлений. Такое разграничение может быть проведено по нескольким параметрам:

1.               При изнасиловании и насильственных действиях сексуального характера обвиняемый воздействует на жертву с помощью физического насилия, угроз его применения либо использует беспомощное состояние потерпевшего (ей). При понуждении используются только угрозы, и они менее интенсивны, носят иной характер. Воздействие на психику потерпевшего (ей) осуществляется путем физического нарушения и ущемления его (ее) интересов либо угрозы это осуществить.

2.               Угроза в составе изнасилования и насильственных действий сексуального характера связанна немедленным причинением вреда жизни и здоровью, при понуждении угроза обычно должна быть реализована в будущем.

3.               В преступлениях первой категории, угроза может быть высказана в адрес потерпевших или любых других лиц, даже не знакомых им, а при понуждении угроза должна касаться лишь интересов потерпевшего (ей) либо близких им лиц.

4.               Изнасилование и насильственные действия сексуально характера признаются оконченными в момент начала осуществления деяний, описанных в диспозициях этих статей. Принуждение окончено с момента оказания психического воздействия на потерпевшее лицо, с целью склонить его к совершению сексуальных действий.[72]

 Что касается структуры наказаний за сексуальные преступления, то, не смотря на изменения, современный Уголовный Кодекс в целом сохранил ее содержание, приводя по родовым объектам-преступление против личности и преступление против общественной безопасности.[73]

К первой группе относится изнасилование, насильственные действия сексуального характера (субъектом является любое лицо, независимо от пола) наказывается сроком лишения свободы от 3 до 6 лет. Если насильник знает или осознает, что потерпевшая не достигла совершеннолетия, то УК предусматривает ответственность за изнасилование при особо отягчающих обстоятельствах и наказывается сроком лишения свободы от 10 до 25 лет, в зависимости от возраста потерпевшей.[74] При насильственных действиях сексуального характера срок лишения свободы несколько ниже от 4 до 10 лет и от 8 до 15 лет. В тоже время действия сексуального характера и половое сношение с несовершеннолетним лицом без применения насилия наказываются сроком лишения свободы до 4 лет или ограничением свободы до 3 лет.

Принимаются во внимание физические данные потерпевшего лица, предыдущее поведение и взаимоотношение с обвиняемым. Обстоятельства, при которых произошло знакомство.

Наказания за понуждения и развратные действия сексуального характера, варьируются от штрафа (от трехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода за период от 3 месяцев) до исправительных работ (до 2 лет). Их отличия заключаются в сроках лишения свободы, так при понуждениях к действиям сексуального характера наказание в виде лишения свободы составляет до 1 года, тогда как при развратных действиях сексуального характера срок лишения свободы до 3 лет либо ограничением свободы до 2 лет.

В эту же группу входит торговля несовершеннолетними, наказывается обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет. При особо отягчающих обстоятельствах (неоднократность, сделка совершена в отношении двух или более несовершеннолетних, совершение преступлений группой лиц или организованной группой, лицо, использующее свое служебное положение, незаконный вывоз несовершеннолетнего за границу либо его возращение, купля-продажа, принятие в аренду несовершеннолетнего в целях совершения преступлений, а так же действий сексуального характера) сроком лишения свободы от 3 до 10 лет. Деяния же, повлекшие по неосторожности смерть несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия наказываются лишением свободы от 5 до 15 лет.[75]

Вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией в зависимости от субъективной стороны наказывается исправительными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, или лишением свободы на срок до 4 лет. Если же преступление совершило лицо, на которое возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетнего (родитель, педагог), то срок ограничение свободы будет составлять от 3 до 5 лет, или от 4 до 6 месяцев арест, с лишением права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такого.

Вторая группа включает организацию или содержание притонов для занятий проституцией наказание назначается штрафом в размере от семисот одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода за период от 7 месяцев до 1 года, либо лишением свободы до 5 лет. Распространение или изготовление порнографических материалов или предметов наказывается штрафом в размере от пятисот минимальных размеров оплаты труда или размере заработной платы или иного дохода за период от 5 до 8 месяцев, либо лишением свободы до 2 лет.[76]

Поскольку меры предотвращения и защиты детей от сексуальных преступлений на сегодняшний день оказались на практике недостаточными. Законодатели и специалисты предложили внести рекомендации. В первую очередь это повышение социального престижа семьи, претворить в жизнь конституционную обязанность государства по защите материнства и детства.

Законодатели обращают внимание на создание условий для нормального физического и духовного развития детей защитить от нравственного растления, сексуальной и экономической эксплуатации. Немаловажная роль законодателями отводится систематическому контролю за деятельностью исполнительной власти за работой по предупреждению растления несовершеннолетних.

Разрабатывается единая концепция борьбы с сексуальной эксплуатацией и растлением. В рамках этих рекомендаций говорилось об повышении эффективности надзора за соблюдением законности в сфере охраны половой неприкосновенности несовершеннолетних. Пожелания были адресованы федеральным и местным властям. Особое внимание предлагалось обратить на противодействие деструктивным процессам в социально-культурной и других сферах общества порождающим жестокое обращение с детьми. Необходима так же система мер по реабилитации несовершеннолетних-жертв сексуальных преступлений.

В процессе парламентского слушания рассматривалось действующее законодательство, которое отстало от требований времени, норм и принципов международных актов, предусматривающих защиту детей от сексуального и нравственного совращения. Вносились предложения о разработке и принятия Федерального закона «О защите нравственности и здоровья детей в сфере массовой информации», о дополнении Закона «Об образовании» нормой, устанавливающей гарантии обеспечения сохранности жизни и здоровья детей при осуществлении экспериментальной инновационной деятельности.  

Современное уголовное законодательство не избежало жесточайшей критики, которой поверглись статьи 131, 132, 134, 135, 151, 241, 242 Уголовного Кодекса РФ, касающихся преступлений против несовершеннолетних. Действующее Уголовное законодательство, по мнению экспертов, не соответствует сложившейся и прогнозируемой криминальной ситуации в сфере правовой защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних. Группа депутатов Государственной Думы разработала проект Федерального закона «О внесении изменений дополнений в Уголовный Кодекс РФ», который, как считалось, способен обезопасить детей от любого насилия. Авторы нового законопроекта предлагают расширить правовые гарантии защиты несовершеннолетних от любых форм растления и усилить уголовную ответственность за преступления, связанные с коммерческими, организованными и транснациональными формами секс-и порнобизнеса, и использование в нем детей.[77]

 Предлагалось повысить с 14 до 16 лет возраст потерпевших от преступлений сексуального характера и развратных действий, ужесточить наказание для педофилов и рецидивистов, установить уголовную ответственность за изготовление  и оборот детской порнографии и вовлечение занятие проституцией, сопряженное незаконным перемещением или удержанием потерпевшего за границей, а также повышение ответственности за похищение человека.

 Впервые устанавливалась уголовная ответственность за массовые, публичные формы растления детей с использованием СМИ, Интернета и рекламы. Впервые вводилось четкое законодательное определение ряда уголовно-правовых понятий, используемых в новых измененных и дополненных законопроектом нормах: «продукция сексуального характера», зрелищные мероприятия сексуального характера», «продукция порнографического характера», «действия сексуального характера», «проституция», «пропаганда насилия и жестокости».[78]

 По мнению большинства участников парламентских слушаний, подготовительный законопроект послужит серьезной преградой на пути массового растления несовершеннолетних.[79]

Однако с таким явлением как секс-траффик и сексуальное рабство предстоит еще бороться в рамках Уголовного законодательства. Правительство признало, что такая форма торговля людьми, действительно имеет место в ряде регионов. Пока в России нет закона, который предусматривал наказания за такие преступления. Лишь отдельные аспекты секс-траффика могут стать основанием для уголовного расследования, например, похищение и вывоз несовершеннолетнего за границу, с целью продажи-возбуждается дело по факту похищения. Впрочем, несколько попыток довести подобные дела до суда до сих пор оканчивались неудачей.[80]

Программой действий по предотвращению торговли детьми и детской проституции, детской порнографии и эксплуатации детского труда было предложено всем государствам внести изменения в законодательство для того чтобы их граждане, совершившие преступления состоящие в жестоком обращении и эксплуатации детей в проституции и порнографии за границей, могли быть судимы в своей стране, а так же в той стране где было совершенно преступление.[81]  

На сегодняшний день подготовлены поправки в Уголовный кодекс РФ, ведущие речь конкретно о торговле людьми. Предлагаемый  законопроект «О противодействии торговли людьми», вводит новые понятия «крепостное состояние», «подневольное состояние», «рабство», «жертва торговли людьми», «криминальная эксплуатация». Борьба с работорговлей возлагается на межведомственную Федеральную комиссию, на базе уже существующих структур. Законодатели считают необязательным создавать для реализации специальный административный орган, т.к. выделенные средства могут пойти на содержание чиновников, а не на помощь пострадавшим. В рамках проекта предлагалось расширить полномочия исполнительных органов власти, для оперативного вмешательства, при работорговле.

Говорилось о существенной роли взаимодействия общественных организаций и государственных структур при оказании помощи пострадавшим.[82]

Проблема не решается одними уголовными мерами, необходимо обеспечить личную безопасность несовершеннолетним пострадавшим от сексуальной эксплуатации, в этой связи необходимо создавать специальные реабилитационные центры, устанавливать гарантии, включая беспрепятственного возращения на родину.[83] Данное положение соотносится с международным Протоколом 2000 года «О защите жертвы торговли людьми», подписанным Россией, на основании которого предоставляется материальная, финансовая, визовая поддержка и медицинская помощь.[84] 

 Поскольку в таких преступлениях нередко замешаны государственные чиновники, то их необходимо лишать должности и в последующем запретить заниматься этой деятельностью.

В законопроекте введена статья за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов с целью торговли людьми.

Так как Россия подписала Конвенцию о транснациональной организованной преступности, то в соответствии с нею должна привести свои правовые акты. Что во многом должно содействовать при совместной деятельности с иностранными государственными и негосударственными структурами.

Средства предпринимаемые Уголовным законодательством для предотвращения половых преступлений в основном наказания в виде лишения и ограничения свободы. Хотя некоторые преступления предусматривают штрафные санкции, которые в свою очередь являются наименее эффективными. Так как доход от такого бизнеса позволяет получить наиболее высокую прибыль, к тому же которая легко и быстро восполняется. Создается впечатление, что можно только откупиться от закона, тогда как судьбы многих детей остаются искалеченными. Поэтому возникает необходимость для введения поправок в действующий Уголовный Кодекс РФ, которые предусматривали усиления уголовного законодательства, контролировала деятельность СМИ, в том числе и Интернет.

2.4. Виды профилактической работы половых преступлений против несовершеннолетних

ЮНЕСКО и другие международные организации уделяют огромное внимание для предотвращения сексуальных преступлений. При активном участии ЮНЕСКО в 1996 году в Стокгольме был впервые проведен Всемирный конгресс против сексуальной эксплуатации детей, в котором участвовали представители 199 стран. Организаторами конгресса выступил Детский фонд ООН, ЭСПАТ (правозащитная организация «Положить конец проституции детей в азиатском тур бизнесе») и ряд других правозащитных организаций.

В русле конгресса лежит деятельность ЮНЕСКО, частности, в области СМИ. В принятой Международной программе ЮНЕСКО по развитию коммуникации предлагается запрещение в СМИ пропаганды насилия и секса. Представители ЮНЕСКО настаивают на том, чтобы, отвечающие за выполнение в жизнь новых информационных технологий уничтожали материалы, которые содействуют совращению детей и призывают всех стран квалифицировать детскую порнографию, а лиц обладающих такой продукций подвергать уголовному наказанию.

Региональные центры представительства ЮНЕСКО в различных странах на основе этого документа заниматься внедрением в школы и другие учебные заведения соответствующих образовательных программ, организуют лекции и беседы, разъясняющие негативные последствия проституции для здоровья детей и подростков.  

Эти требования соотносятся с Конвенцией о защите прав ребенка. ЮНЕСКО видит свою задачу в оказании всемирного содействия правительствами всех стран в реализации положений данной Конвенции.[85]

В США профилактическая работа ведется общественными организациями, психологами, службами «доверия», службами экстренной психологической помощи. Большинство из этих структур ведут деятельность независимо друг от друга, либо создают негосударственные координационные комитеты.

Профилактическая работа начинается со школьного и возможно с более раннего возраста. Для полноценной профилактической деятельности к работе привлекают педагогов, психологов, родителей (там, где это возможно), социальных работников, и, если это необходимо, службы охраны правопорядка. Их действия должны быть согласованы.

E. Sorel (1994), исследуя волнообразно нарастающее число эпизодов насилия в США, в качестве профилактических мер предлагает следующее:

·                    Контроль за здоровьем родителей, специальные обучающие программы для родителей, выявление склонных к насилию детей в раннем возрасте (12 лет) с последующим наблюдением за ними, вовлечением в реабилитационные программы, создание специальных «групп помощи» при школах, организациях, выявление групп риска, широкое вовлечение общественности и СМИ, создание благотворительных обществ;

·                    Создание специальных учебных программ для студентов медиков и педагогов, проведение широких статистических и эпидемиологических исследований во всех слоях общества, совершенствование законодательства в данной области, развитие медицинской и реабилитационной помощи жертвам насилия;

·                    Консолидация сил на научном исследовании проблемы, в том числе - вне рамок научно-исследовательских центров

·                    Формирование идеологии в обществе, осуждающей насилие во всех его проявлениях, создание соответствующих законодательных актов, норм, регулирующих СМИ, телевидение и киноиндустрию, индустрию игр и т.д.

Национальной расчетной палатой по семейному насилию в Канаде (1997), в качестве мер профилактики сексуального насилия со стороны подростков и молодых людей предлагается программа, включающая:

·                    Патронаж над подростками, осужденными условно;

·                    Создание программ сексологической подготовки в школах;

·                    Патронаж над жертвами сексуального насилия;

·                    Создание специальной системы лечения и реабилитации; подростков, склонных к насилию в целом и к сексуальному насилию в частности, с привлечением психологов, психиатров, педагогов, активистов – родителей;

·                    Обеспечить специальное обучение сотрудников полиции.

Специальный Комитет по насилию над детьми в Канаде рекомендует следующие меры для профилактики сексуальных преступлений против несовершеннолетних:

·                    ознакомление педагогов, полиции, др. общественных и официальных структур с проблемой насилия над детьми

·                    побуждение взрослых относиться к рассказам ребенка с доверием и отвечать на них адекватным реагированием

·                    обучение детей приемам личной безопасности

·                    изменение идеологических установок относительно детей, женщин, распределения половых ролей и т.д.[86]

В России профилактике сексуальных преступлений значительное внимание уделялось в первые годы Советского государства. Предпринимались меры уголовного и административного характера в отношении лиц организовывающих и способствующих проституции,  меры предупреждения, связанные с улучшением условий жизни и быта женщин, устройства их на работу, матери которых могли торговать не только своим телом, но и телом ребенка.

Ранние формы борьбы с проституцией, как одним из видов сексуальных преступлений против несовершеннолетних, в Советское время носили многоплановый характер. Предлагалось: вести борьбу с детской беспризорностью; организовывать дома временного проживания для девушек при переезде в чужой город; усилить заботу о беспризорных детях, которых легко можно вовлечь в проституцию; развивать агитационную работу по разъяснению пагубности проституции и недопустимости продажи тела в целях сексуальной эксплуатации. Оставались и старые методы борьбы с проституцией: обвалы; преследование проституток; принудительное освидетельствование и лечение. Одновременно велось усиление борьбы с посредниками, притоносодержателями и лицами вовлекающих несовершеннолетних граждан в проституцию, путем административного и судебного воздействия. Создавались специализированные Центры по борьбе с проституцией, которые не являлись административными и судебными органами, постепенно налаживая целесообразную борьбу с проституцией.[87]

Профилактическая работа с сексуальными преступлениями против несовершеннолетних в современной Российской действительности не утратила эту многоплановость, на которую она должна направляться. На сегодняшний день государство уже располагает средствами для реализации предупреждения половых преступлений против несовершеннолетних.[88]

Правовое сдерживание-профилактические нормы и система правового воспитания. Главное предназначение правового воспитания направленно на формирование и развитие правосознания и правовой культуры, на убежденности их необходимости и последовательности, на выработку потребности соблюдать законы, на развитие навыков правомерного поведения. Для этого необходима специальная организованная воспитательная работа, которая может проводиться в виде правовой пропаганды, правового просвещения и обучения.    

Криминологическая профилактика-меры направленные на ослабление, блокирование, нейтрализацию причин и условий преступности. В этой связи, прежде всего государством и его органами должна быть осуществлена серьезная корректировка курса проводимых реформ такими способами и средствами которые препятствовали проникновению экономических криминальных капиталов, обеспечили свободные и здоровые сферы экономической деятельности и законного предпринимательства, поддерживали весь сектор экономики. Подобные меры должны сопровождаться решительной и бескомпромиссной борьбой с коррупцией.[89] Поскольку уже были замешаны в деятельность по продажи в целях сексуальной эксплуатации государственные служащие.

Огромную роль в профилактической работе половых преступлений играют государственные и негосударственные центры профилактики. В последние годы в России активно стали развиваться центры социально-психологической помощи населению, телефоны доверия, службы семьи и т.д., в рамках этих учреждений реализуются специальные разработанные программы помощи гражданам, применяются технологии консультирования, индивидуальной и групповой психотерапии и писхокоррекции. При этом осуществляется, как правило, принцип комплексного подхода-совместная работа психологов, социальных работников, юристов и при необходимости врачами (неврологи, психиатры и т.п.).[90]

 По большей части проблемой половых преступлений против несовершеннолетних в России занимаются общественные организации. Именно они пытаются воссоздать истинную картину нарушения прав человека в этой сфере оказывают посильную помощь не только самим жертвам, но и их семьям.

Особый предмет озабоченности неправительственных организаций является борьба с детским сексуальным рабством и секс-траффиком. Так, например, на протяжении нескольких лет на базе Тамбовского государственного центра и Тамбовского центра развития социально-психологической адаптации детей, реализуется общественный проект «Комплексная защита детей от современных форм рабства». Проведена экспертиза детей, попавших в рабскую зависимость в виде вынужденного непосильного труда без вознаграждения, в виде проституции, участия в преступном бизнесе, путем превращения ребенка в жертву насилия в форме сексуальных преступлений. Таким образом, на основании экспертизы выделены следующие группы риска, на которых должна быть направлена профилактическая работа: дети из неблагополучных семей; дети-инвалиды; беспризорники.[91]    

По профилактике секс-траффика Ростовский центр «Афина» и Новочеркасска ассоциация журналистов «Аксинья» совместно начала в 2003 году реализацию проекта «Не рискуй!». В рамках проекта ведется просветительская работа, бесплатно раздаются буклеты, готовится к печати книга, содержащая информацию как отличить добросовестное агентство от секс-торговцев. В Ростове и Новочеркасске работает телефонная линия,  позвонив на которую можно получить консультацию, связанную с отъездом за границу. Организаторы проекта считают важным привлечь внимание к проблеме секс-траффика общественность, с этой целью в Новочеркасске прошел семинар для журналистов. Помимо просветительской работы возникает потребность во введении контроля за деятельность туристических фирм, совместно с правоохранительными органами.[92]

Основная задача в профилактической работе от сексуальных преступлений состоит в повышении сознательности общества, осознании источника насилия, проведение просветительских и образовательных программ, а так же в защите прав уязвимых членов семьи (дети) и непосредственная помощь в кризисных ситуациях. В этой области необходимо объединение усилий различных структур (Кризисных Центров, Общественных организаций, фондов), государства, ученых, преподавателей и СМИ. Для взаимодействия различных организаций государства, образовательными и научными учреждениями, СМИ важным принципом остается обмен опытом и информацией.

В более узком плане задачи профилактической работы должны быть направлены, прежде всего, на объект половых преступлений, самого ребенка:

·                    защита от вторичных случаев путем обнаружения и раскрытия;

·                    предложение, что можно преодолеть и остановить сексуальные преступления путем терапевтической работы.[93]

Основное содержание работы по предупреждению половых преступлений против несовершеннолетних состоит в активном выявлении лиц с психическими аномалиями или психическими болезнями, в первую очередь, те, у которых выявлены сексуальные патологии, независимо от того вменяемы они или нет. Эти меры должны состоять из предупредительных, оперативно-розыскных, психокоррекционных, медицинских на базе углубленного изучение их личности, имеющихся психических аномалий и их конкретных поведенческих выражений с тем, чтобы не допустить уголовно-наказуемых действий.

 Профилактика первичных половых преступлений со стороны таких лиц с психическими аномалиями возможна с различными временными этапами:

1.                                          Профилактика первичных сексуальных правонарушений со стороны таких лиц. На этом этапе важно использовать всю информацию о тех, кто мог совершить подобные поступки.

2.                                          Профилактика и воспитательное воздействие на обвиняемых в сексуальных преступлениях в процессе расследования и судебного рассмотрения.

3.                                          Исправление сексуальных преступников в местах лишения свободы. В этот период помимо принятия принудительных, воспитательных и, возможно медицинских мер, должны осуществляться мероприятия по защите осужденных за сексуальные преступления против несовершеннолетних  от других преступников. Именно эти лица подвергаются избиениям, оскорблениям, издевательствам в исправительных учреждениях.

4.                                          Профилактика повторных половых преступлений со стороны лиц с аномальной психикой после отбытия ими наказаний. На этом этапе можно выделить следующие моменты: учет подобных людей, оперативное наблюдение за ними, оказание социальной и психологической поддержки и медицинской помощи, установление доверительных отношений.

У всех лиц с расстройствами полового влечения нужно формировать установку на лечение. Такая установка может предопределить успех индивидуальных профилактических усилий, тем самым, образуя готовность человека следовать рекомендациям и советам.

 Среди других специфических мероприятий можно назвать: установление периодичности психиатрического или сексологического освидетельствования, стационарное или амбулаторное лечение, помощь психиатру или сексологу в выполнении его рекомендаций, выявления психического неблагополучия в семье правонарушителя и в других формальных и неформальных группах, членом которых он является, мероприятия такого неблагополучия, изменения труда по психиатрическим и сексологическим показателям. Для несовершеннолетних лиц можно организовать перевод во вспомогательную школу. Немаловажную роль играют мероприятия, обеспечивающие контроль за поведением лиц с сексуальными нарушениями, особенно в тот период времени, когда они не заняты трудом или учебой. Условие необходимое для успешно планируемых принудительных мер-обеспечение общественно полезных дел и разумного досуга. 

На более ранних сроках профилактической работы половых преступлений необходимо своевременно выявить нарушения психической деятельности и полового влечения несовершеннолетних и постановка их на учет. Относительно проще предупреждать и раскрывать те сексуальные преступления, которые совершенны молодежными группами, известными своей антиобщественной направленностью. В настоящее время учет психических расстройств несовершеннолетних ведется главным образом на основаниях обращений за медицинской помощью их родителей, представителей школ, общественных организаций или органов внутренних дел. Однако очень часто несовершеннолетние правонарушители вследствие недостаточных психиатрических знаний у родителей, педагогов и сотрудников правоохранительных органов не попадают в поле зрения врачей. В целом еще отсутствует четкая система диагностирования психических аномалий у подростков, что в свою очередь затрудняет раннюю профилактику.

Проблема профилактики половых преступлений заключается в том, что в России психиатрическая помощь недостаточна, а сексологическая и сексопатологическая практически отсутствует, наблюдается дефицит персонала, к тому же традиционно обращаемость за помощью к специалистам низкая. Поэтому возникающие проблемы решаются нередко уголовно наказуемым способом. Вследствие чего необходимы более широкие мероприятия: расширения сети психиатрических и сексологических центров, подготовка кадров, информирование населения о деятельности сексопатологов, формирование навыков обращения за помощью.

Важное значение приобретает устранение сексуальных дисгармоний, требующих психопрофилактики, психокоррекционной работы и психогигиены. Своевременная коррекция приводит к восстановлению обычных функций, при состояниях которые могут привести к развитию нарушений половой деятельности. Она должна осуществляться и индивидуально и в расчете на некую массу людей с помощью СМИ.[94]

Постоянное пьянство и алкоголизм способствует формированию негативных черт личности, антиобщественных взглядов, вследствие чего возникает слабость и конфликтность семейных отношений, что ведет к антиобщественному поведению.

Ведущей проблемой является раннее предупреждение алкоголизма. Поэтому большое значение имеет оздоровление той микросреды, в которой происходит формирование личности несовершеннолетнего. Поскольку у родителей-алкоголиков рождаются физически ослабленные дети, нередко с органическим поражением мозга и расстройствами эндокринной системы, которые сказываются на психосексуальном развитии. Охрана здоровья беременных, предупреждение черепно-мозговых травм и нейроинфекций с первых лет жизни-это профилактика многих нарушений полового поведения.    

Сходную модель профилактической работы предложил Перегожин Л. О.:

·                    Создание служб социального и медицинского контроля за здоровьем семьи, выявление психических и собственно сексуальных расстройств, вплоть до организации подворовых обходов, служащих выявлению контингента, входящего в группы риска, приближение психиатрической помощи к населению, например, создание психиатрических кабинетов при поликлиниках;

·                    Создание программ по борьбе с распространением наркомании и алкоголизма;

·                    Создание учебных программ, включающих специальное сексологическое образование, основы безопасного общения, охватывающих детей и подростков, родителей, педагогов, сотрудников служб социальной защиты и милиции;

·                    Активное привлечение подростков к работе, создание служб занятости для подростков;

·                    Реабилитационная работа с лицами, привлеченными к уголовной ответственности, создание психологических и психиатрических служб, широкое внедрение образовательных программ, адекватное лечение лиц, которым рекомендовано амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра в рамках ст. ст. 22, 99 УК РФ;

·                    Создание специализированных сексологических лечебно-реабилитационных центров с достаточным врачебным, психологическим и педагогическим штатом (например, на базе женских консультаций, поликлиник);

·                    Активная работа в СМИ.[95]

Однако автор модели обращает внимание на временной фактор, прежде чем появятся результаты.

Виктимологическая профилактика-меры направленные на безопасный образ жизни несовершеннолетних лиц, снижения риска стать жертвой преступления и ослабления виктимологической среды. Для снижения риска половых преступлений против несовершеннолетних имеет значение обеспечение надлежащего общественного порядка в тех местах и в те периоды времени, где и когда такие преступления вероятны. К числу таких мест можно отнести нежилые, недостроенные и разрушенные здания, городские окраины и т.д., особенно в вечернее время суток, а так же в местах, где подобные преступления уже совершались.

Первостепенную роль в основе виктимологической профилактики играет виктимологическое и полове воспитание.

Виктимологическое воспитание заключается в теоретических и практических основах самосохранения у потенциальной жертвы, развития определенных навыков по избеганию и пониманию экстремальной ситуации, угрозы и способов выхода из сложившейся обстановки с минимальным ущербом для несовершеннолетнего. Следует заметить, что уже четырех и пятилетним детям доступны простые и обучающие игры, прививающие навыки осторожного обращения с чужими людьми, концентрации внимания на неординарных ситуациях и т.п.[96]

Половое воспитание-процесс, направленный на выработку качеств, свойств личности, позволяющий провести собственную половую идентификацию и выработать необходимое поведение человека в отношении к представителям другого пола на всех этапах жизнедеятельности. Половое воспитание включает пропаганду определенных взглядов между мужчинами и женщинами, привычек, вкусов, связанных с данными взглядами и учитывающие индивидуальные особенности.[97]

Специалистами подчеркивается роль воспитательной работы, в рамках полового (грамотного) просвещения и изменений социально-экономических условий жизни, что соотносится с принципами полового воспитания: достижение социального эффекта, во взаимодействии полов; воспитание социальной ответственности во взаимоотношениях между полами, ответственного отношения к институту семьи; формирование нравственных и моральных норм.

Необходимо разработать целенаправленную профилактическую программу с учетом возрастных особенностей детей, которая объясняла правила поведения, например к каким частям тела нельзя дотрагиваться, ребенок всегда имеет право сказать «нет», и сели взрослый ведет себя неподобающим образом ребенок должен сообщить об этом другому взрослому, и рассказывать до тех пор, пока ему не поверят. Такие программы должны учитывать уровень развития ребенка. Подобная практика уже проводится с 1996 года, после первого конгресса против сексуальной эксплуатации детей. Этого же года Министерство образования России начинает внедрение программы полового воспитания, созданной их западными коллегами. Однако такая программа вызвала массовые протесты в обществе и скандальные суды, закончившиеся жесточайшей критикой. В это же время Министерство здравоохранения внедряет программу АнтиВИЧ/СПИД, методы которых основаны на западном опыте. Как считает Маркова Н. руководитель научного центра Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, такая практика борьбы не принесет видимых результатов, профилактика половых преступлений в контексте полового воспитания является методом пропаганды этих преступлений.[98]

Вместе с тем виктимологическая профилактика представляет собой длительный процесс, включающий взаимодействие социальных, экономических, медицинских, воспитательных и правовых комплексных мер, которые требуют значительных финансовых затрат. 

Профилактическая работа должна быть направлена, в первую очередь на социально-уязвимые слои общества. Именно социальное неравенство порождает многие негативные явления в обществе, определенным образом влияя на рост половых преступлений против несовершеннолетних. Специальный докладчик ООН рекомендует мобилизовать СМИ и гораздо шире привлекать их к освещению проблемы сексуального насилия и порнографии. Тем не менее, по мнению Забелиной Т. Ю. для эффективного взаимодействия со СМИ необходимы специальные семинары-тренинги, т.к. чаще всего в СМИ подача информации происходит редко, а если все же происходит, то в основном это тиражирование опасных мифов и стереотипов, подергивание фактов в рамках сенсационности. Такие семинары-тренинги уже начинают свою работу, примером тому может послужить факультет журналистики МГУ.[99]

Уголовно-правовое предупреждение-предупреждение преступлений средствами Уголовного права, процесса и Уголовно-исполнительного права на основании применения эффективности наказания и его исполнения.     

Законодатели видят в профилактике половых преступлений против несовершеннолетних усиление уголовного наказания за вовлечение в проституцию и порнобизнес, развратные действия сексуального характера и сексуальное насилие. Лица, способствующие вовлечению в проституцию и порнобизнес несовершеннолетних, должны будут привлекаться к уголовной ответственности. Таким образом, меры борьбы направлены на начальную стадию-вербовку в секс-индустрию. Во многом проблема половых преступлений против несовершеннолетних решается при легализации проституции. Легализованная проституция потребует от торговцев ответственности за свои действия перед законом.[100]

Профилактические меры должны быть направлены на клиентов пользующихся услугами секс-бизнеса. Такая деятельность должна быть направлена на контроль за всемирной сетью Интернет, выявление тематических сайтов и их потребителей.

Таким образом, проблема сексуальных преступлений может быть преодолена не только защитой жертв, ну и путем решения общественной задачи и эта общественная работа является одной из важнейших областей деятельности. Именно поэтому в России должна быть выработана специальная комплексная программа защиты детства от сексуального насилия на федеральном и региональном уровне с учетом Уголовного законодательства РФ и его раздела «Преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и половой свободы личности».   

   Профилактическая работа половых преступлений против несовершеннолетних должна носить просветительские и воспитательные функции, направленных на блокирование и нейтрализацию половых преступлений, а также условий благоприятствующих им. Данный вид работы может проводиться в виде образовательных программ в школьных и дошкольных учреждениях. К этим мерам относится реабилитационная работа лиц пострадавших от сексуальных злоупотреблений и лиц совершивших их.

В эффективности профилактической работы лежит сотрудничество и взаимодействие различных государственных и негосударственных структур, активное внимание со стороны СМИ.

Заключение

На основании изучения профилактической работы половых преступлений против несовершеннолетних, и, знакомства с мнениями и взглядами многих ученых, сделаны следующие выводы. 

 Актуальность проблемы половых преступлений против несовершеннолетних, среди которых детская проституция и порнография, сексуальное насилие и эксплуатация требует своего разрешения. Все эти преступления наносят ущерб не только личности несовершеннолетних, но и влияют на государственный и международный уровень. Сеть секс-бизнеса, в которую привлечены несовершеннолетние лица, приобретает широкомасштабный характер. Появляются целые криминальные сообщества, распространяющиеся по всему миру. Прибыль этих структур достигает огромных размеров, а результатом такой прибыли становятся искалеченные судьбы подростков.

Наша страна и общество в целом, а особенно дети, фактически и юридически оказались уязвимыми для сексуального натиска. В России нет сейчас законов, регулирующих оборот секс-продукции, нет определения насилия и сексуальной эксплуатации несовершеннолетних. Отсутствуют нормы ответственности за коммерческие формы растления детей, оказания сексуальных услуг, вовлечение подростков в секс-индустрию.

Непродуманная политика в области защиты семьи и детей-с одной стороны, и несовершенное законодательство с другой, стали причиной сексуальной эксплуатации детей.

Проблему осложняет то, что долгое время половые преступления против несовершеннолетних оставались закрытой темой и лишь в последнее время им стали уделять внимание и признали ее наличие.

Вследствие чего незрела такая необходимость внести поправки в действующее Уголовное законодательство. Потребуется принятие новых законопроектов, которые учитывали реальную обстановку в стране.  

В связи с этим необходима профилактика половых преступлений против несовершеннолетних, которая носила бы многоплановый характер. На сегодняшний день такая профилактическая работа ведется во всем мире. Эти меры включают взаимодействие государственных и негосударственных структур, реабилитационные и адаптационные программы, меры уголовного пресечения, в виде наказаний.

Целесообразно вести профилактику половых преступлений против несовершеннолетних совместно с профилактикой алкоголизма и наркомании, т.к. дети, воспитывающиеся в семьях, где их родители систематически употребляют алкоголь и наркотики, являются уязвимыми и незащищенными от сексуальных злоупотреблений. Кроме того, наркотическая и алкогольная зависимость благоприятная почва для вовлечения в секс-индустрию и контроля несовершеннолетних задействованных в ней. Социальное сиротство, беспризорность, насилие в семье эти факторы играют огромную роль в росте половых преступлений. Следовательно, профилактика половых преступлений это совместная работа с другими видами профилактики.

Результаты профилактической работы появятся не сразу, должно пройти время, к тому же для осуществления такой работы необходимы определенные финансовые затраты, возможны и административные барьеры. Поэтому многие профилактические мероприятия пока носят рекомендационный характер. Однако профилактическая работа половых преступлений против несовершеннолетних только начинает развиваться.

Список литературы

1.                           Алексеев А. И. Криминологическая профилактика.-М.: НОРМА, 2001-с.496

2.                           Антонян Ю. М., Ткаченко А. А., Шестокович Б. В. Криминальная сексология.-М.: Спарк, 1999-464 с.

3.                           Волкова Т. Виктимологическая профилактика. Требуется обучение населения правилам безопасного поведения.//Российская юстиция. 2003. №1-с.69

4.                           Гордеева М. О целесообразности и возможных правовых механизмах введения института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации.//Защити меня, 2001. №4-с. 32-34

5.                           Детство идеальное и настоящее./Под ред. Слободской Е. Р.-Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994-266 с.

6.                           Документы ООН о детях, женщинах и образовании.-М.: Народное образование, 1995-112 с.

7.                           Елина П. В цепях на ложе любви.//Социальная защита. 2001. №1-с.45-48.

8.                           Ерохина Л. Д., Буряк М. Ю. Торговля женщинами в целях сексуальной эксплуатации. Теория и практика борьбы. Учебное пособие.-Вл.: Дальневосточный ун-т, 2001-196 с.

9.                           Каприо Ф. Многообразие сексуального поведения.-М.: Артания, 1995-352 с.

10.                     Касаткин Д. ЮНЕСКО. Защита прав детей.//Азия и Африка сегодня-1999. №5-с. 8-9

11.                     Келли Г. Основы современной сексологии.-СПб.: Питер, 2000-896 с.

12.                     Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации.-М.: 2002-960 с.

13.                     Кон И. С. Сексуальная культура в России.-М.: Альматея, 1997-464 с.

14.                     Кондрашова Т. В. Уголовная ответственность за понуждения к действиям сексуального характера.//Юридический мир-1999. №3-с. 33-38.

15.                     Кравцова О. А. О психологических последствиях сексуального насилия.//Вестник московского ун-та-1999. №2.-с. 80-90

16.                     Крафт-Эбинг Половая психопатия.-М.: Республика, 1996-630 с.

17.                     Левин И. Сексология и сексопатология.-М.: Медпрактика, 2000-204 с.

18.                     Лыков В. Растление.//Человек и закон-2002. №7.-с. 7-14.

19.                     Лысова А. В. Насилие в семье.-Вл.: ДВГУ, 2001-208 с.

20.                     Мастерс У., Джонс В. Основы сексологии.-М: Мир, 1998-668 с.

21.                     Маркова Н. Защита детей от растления.//Народное образование-2002. №5.-с. 207-216.

22.                     Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция.-М.: Дело, 2000-272 с.

23.                     Меркурьев В. В. Некоторые вопросы классификации сексуальных преступлений.//Следователь-2001. №5.-с. 7-8.

24.                     Матвеева Т. Рабство в XXI веке.//Международная жизнь. 2002. №2-с. 27-37.

25.                     Нагаев В. В. Преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних: психологическая экспертиза и правовая защита.//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы-1998. №4-с. 59-79.

26.                     Пиголкин Ю. И. Изнасилование: судебно-медицинский аспект.-Вл.: Интертех, 2001-92 с.

27.                     Платошкин А. Как остановить торговлю людьми.//Российская Федерация. 2003. №6-с. 20-22.

28.                     Понтон Л. Сексуальная жизнь подростков. Открытие тайного мира взрослеющих мальчиков и девочек.-М.: Ин-т психотерапии, 2001-270 с.

29.                     Проституция и преступность.-М.: Юр. лит., 1991-304 с.

30.                     Психотерапия детей и подростков./Под ред. Ремшмида.-М.: Мир, 2000-656 с.

31.                     Резер Т. М. Медико-социальные подходы к организации полового воспитания и сексуального образования.//Социологические исследования. 2003. №1-с. 102-108.

32.                     Свиридова М. Интимный транзит.//Человек и закон. 2000. №12-с. 9-13.

33.                     Сексология: Хрестоматия./Под ред. Исаева Д. Н.-СПб.: Питер, 2001-512 с.

34.                     Сексология и андрология./Под ред. Бойко И. И., Борисенко     Ю. Н., Быстров А. А..-К.: Арбис, 1997-880 с.

35.                     Сексопатология: Справочник./Под ред. Васильченко Г. С.-М.: Медицина, 1991-576 с.

36.                     Сорокин С. Конвенция ООН «О правах ребенка».//Российская юстиция-1999, №6-38-39.

37.                     Старович З. Судебная сексология.-М.: Юр. лит., 1991-333 с.

38.                     Ткаченко А. В. Сексуальные извращения-парафилии.-М.: Триада-Х, 1999-463 с.

39.                     Шнекендорф З. К. Приоритет достойный человечества. К 10-летию Конвенции о правах ребенка.//Педагогика-1999, №8-с. 60-68.

40.                     Забелина Т. Ю. Россия и СНГ. Кризисные центры в действии #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Лыков В. Растление.//Человек и закон-2002. №7.-с.7

[2] Меркурьев В. Некоторые вопросы классификации сексуальных преступлений.//Следователь-2001. №5-с. 7

[3] Нагаев В. В. Основы судебно-психологической экспертизы.-М.: Юнти-Данте, 2000-169 с.

[4] Кондрашова Т. В. Уголовная ответственность за понуждение к действиям сексуального характера.//Юридический мир.-1999. №3-с.34

[5] там же с.-35

[6] Детство идеальное и настоящее./Под ред. Слободской Е. Р.-Новосибирск: Сибирский Хронограф, 1994-с.189

[7] Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации.-М.: 2002-с. 337

[8] Антонян Ю. М. Криминальная сексология.-М.: Спарк, 1999-с. 414

[9] там же-с. 243

[10] Каприо Ф. Многообразие сексуального поведения.-М.: Артания, 1995.-с. 244

[11] Мастерс У., Джонс В. Основы сексологии.-М: Мир, 1998.-с. 415

[12] Антонян Ю. М. Криминальная сексология.-М.: Спарк, 1999.-с.368

[13] там же с.-381

[14] Старович З. Судебная сексология.-М.: Юр. лит., 1991-с. 114-115

[15] Антонян Ю. М. Криминальная сексология.-М.: Спарк, 1999.-с.381-388


[16] Мастерс У., Джонс В. Основы сексологии.-М: Мир, 1998.-с. 415

[17] Комментарий к Уголовному Кодексу.-М.: 2002-с. 631

[18] Ерохина Л. Д. Торговля женщинами в целях сексуальной эксплуатации. Теория и практика борьбы.-Вл.: Дальневосточный ун-т, 2001-с. 26

[19] там же

[20] Подорожнова В.  Как предотвратить секс-раффик #"#_ftnref21" name="_ftn21" title="">[21] Ерохина Л. Д. Торговля женщинами в целях сексуальной эксплуатации. Теория и практика борьбы.-Вл.: Дальневосточный ун-т, 2001-с. 119-121

[22] Проституция и преступность-М.: Юр. лит., 1991-с. 110

[23] Ерохина Л. Д. Торговля женщинами в целях сексуальной эксплуатации. Теория и практика борьбы.-Вл.: Дальневосточный ун-т, 2001-с. 106-107

[24] Комментарий к Уголовному Кодексу.-М.: 2002-с. с.-634

[25] Лыков В. Растления//Человек и закон-2002. №7.-с. 11

[26] Кон И. С. Сексуальная культура в России.-М.: Альматея, 1997-с. 333

[27] Сексология: Хрестоматия/Под ред. Исаева Д. Н.-СПб.: Питер, 2001-с. 442

[28] Келли Г. Основы современной сексологии СПб.: Питер, 2000-с. 685

[29] там же с.-686

[30] Старович З. Судебная сексология.-М.: Юр. лит., 1991-с. 111-112

[31] Сексопатология: Справочник/Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т./По ред. Васильченко Г. С.-М.: Медицина, 1991-с. 427

[32] Сексопатология: Справочник/Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т./По ред. Васильченко Г. С.-М.: Медицина, 1991-с. 427

[33] Келли Г. Основы современной сексологии СПб.: Питер, 2000-с. 688-689

[34] Левин И. Сексология и сексопатология.-Медпрактика, 2000-с.75

[35] Лысова А. В. Насилие в семье, Владивосток: ДВГУ,2001-с. 34

[36] Келли Г. Основы современной сексологии СПб.: Питер, 2000-с. 689

[37] Нагаев В. В. Преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних: психологическая экспертиза и правовая защита.//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы-1998. №4-с. 71



[38] Мастерс У., Джонс В. Основы сексологии.-М.: Мир, 1998-с.451

[39] Старович З. Судебная сексология.-М.: Юр. лит., 1991-с. 119-120

[40] Там же с. 449

[41]Старович З. Судебная сексология.-М.: Юр. лит., 1991-с. 119-120

[42] Крафт-Эбинг Половая психопатия.-М.: Республика, 1996-с. 538

[43] Старович З. Судебная сексология.-М.: Юр. лит., 1991-с.-120


[44] Левин И. Сексология и сексопатология.-М.: Медпрактика, 2000-с. 74

[45] Келли Г. Основы современной сексологии СПб.: Питер, 2000-с. 119-120

[46] Мастерс У., Джонс В. Основы сексологии.-М: Мир, 1998.-с.449

[47] Мастерс У., Джонс В. Основы сексологии.-М: Мир, 1998.-с. 541

[48] Старович З. Судебная сексология.-М.: Юр. лит., 1991-с. 120

[49] Ерохина Л. Д., Буряк М. Ю. Торговля женщинами в целях сексуальной эксплуатации. Теория и практика борьбы. Учебное пособие.-Вл.: Дальневосточный ун-т, 2001.-c. 175

[50] Там же с.-177

[51] Нагаев В. В. Преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних: психологическая экспертиза и правовая защита.//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы-1998. №4-с. 71

[52] Пиголкин Ю. И. Изнасилование: судебно-медицинский аспект.-Вл.: Интертех, 2001-с. 59

[53] Ерохина Л. Д., Буряк М. Ю. Торговля женщинами в целях сексуальной эксплуатации. Теория и практика борьбы. Учебное пособие.-Вл.: Дальневосточный ун-т, 2001.-c. 176

[54] Понтон Л. Сексуальная жизнь подростков. Открытие тайного мира взрослеющих мальчиков и девочек-М.: Ин-т психотерапии, 2001-с.233

[55] Нагаев В. В. Преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних: психологическая экспертиза и правовая защита.//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы-1998. №4-с. 72

[56] Келли Г. Основы современной сексологии СПб.: Питер, 2000-с. 691


[57] Психотерапия детей и подростков/Под ред. Ремшмида.-М.: Мир, 2000-с. 554-555

[58] Кравцова О. А. О психологических последствиях сексуального насилия//Вестник Московского ун-та-1999. №2.-с. 83-93

[59] Антонян Ю. М., Ткаченко А. А., Шестакович Б. В. Криминальная сексология.-М.: Спарк, 1999-с. 387

[60] Келли Г. Основы современной сексологии СПб.: Питер, 2000-с. 692

[61] Детство идеальное и настоящее./Под дер. Слабодской Е. Р.-Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994-35 с. 

[62] Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция.-М.: Дело, 2000-28 с.

[63] Сорокин С. Конвенция ООН о правах ребенка.//Российская юстиция, 1999. №6-с. 38-39

[64] Шнекендорф З.К. Приоритет, достойный человечества: к 10-летию Конвенции о правах ребенка.//Педагогика, 1999. №8-с.62

[65] Документы ООН о детях, женщинах и образовании.-М.: Народное образование, 1995-с.20

[66] там же с. 24

[67] Документы ООН о детях, женщинах и образовании.-М.: Народное образование, 1995-с.26

[68] там же с. 36

[69] Гордеева М. О целесообразности и возможных правовых механизмах введения института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации.//Защити меня, 2001. №4-с. 32-34

[70] Меркурьев В. В. Некоторые вопросы классификации сексуальных преступлений.//Слеледователь-2001. №5 с.-7

[71]  Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации-М.: 2002-с.330

[72] Кондрашова Т. В. Уголовная ответственность за понуждения к действиям сексуального характера.//Юридический мир-1999. №3-с. 38

2 Ткаченко А. В. Сексуальные извращении-парафилии.-М.: Триада-Х, 1999-с.383

 

[74] Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации.-М.: 2002-с.328-338

[75] Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации.-М.: 2002-с.329-362

[76] Там же-с.364

[77] Лыков В. Растление.//Человек и закон-2002. №7.-с.13

[78] Маркова Н. Защита детей от растления.//Народное образование 2002. №5.-с. 207

[79] Лыков В. Растление.//Человек и закон-2002. №7.-с.14

[80] Елина Т. В цепях на ложе любви.//Социальная защита. 2001. №1-с.46

[81] Матвеева Т. Рабство в ХХI веке.//Международная жизнь. 2002. №2-с. 30

[82] Платошкин А. Как остановить торговлю людьми.//Российская Федерация сегодня. 2003. №6 с.20-22

[83] Свиридова М. Интимный транзит.//Человек и закон. 2002. №12-с.13

[84] Елина Т. В цепях на ложе любви.//Социальная защита. 2001. №1-с.48

[85] Касаткин Д. ЮНЕСКО. Защита прав детей.//Азия и Африка сегодня. 1999. №5-с.9

[86] Перегожин Л. О. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших. #"#_ftnref87" name="_ftn87" title="">[87] Проституция и преступность.-М.: Юр. лит.: 1991-с.142-148

[88] Ерохина Л. Д. Торговля женщинами в целях сексуальной эксплуатации. Теория и практика борьбы. Учебное пособие.-Вл.: Дальневосточный ун-т, 2001-с.180

[89] Алексеев А. И. Криминологическая профилактика.-М.: НОРМА, 2001-с.401

[90]Там же -с.245

[91] Матвеева Т. Рабство в ХХI веке.//Международная жизнь. 2002. №2-с. 33


[92] Подорожнова В. Как предотвратить секс-траффик #"#_ftnref93" name="_ftn93" title="">[93] Нагаев В. В. Преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1998. №4-с.78

[94] Антонян Ю. М., Ткаченко А. А., Шестокович Б. В. Криминальная сексология.-М.: Спарк, 1999-с.397

[95] Перегожин Л. О. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших. #"#_ftnref96" name="_ftn96" title="">[96] Волкова Т. Виктимологическая профилактика. Требуется обучение правилам безопасного поведения.//Российская юстиция. 2003. №1-с.69

[97] Резер Т. М. Медико-социальные подходы к организации полового воспитания и сексуального образования.//Социологические исследования. 2003. №1-с.104

[98] Маркова Н. Защитим детей от растления.//Народное образование-2002. №5. с.-212

[99] Забелина Т. Ю. Россия и СНГ. Кризисные центры в действии #"#_ftnref100" name="_ftn100" title="">[100] Ерохина Л. Д. Торговля женщинами в целях сексуальной эксплуатации. Теория и практика борьбы. Учебное пособие.-Вл.: Дальневосточный ун-т, 2001-с.180


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.