РУБРИКИ

Пространство психики

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Пространство психики

Пространство психики

Пространство психики

Базыма Б.А.

Введение

Изложенные в предыдущих наших работах положения [1,2,3], позволяют выдвинуть гипотезу о существовании «пространства» или «поля» психики. Использование данных понятий не означает, что автор встал на позицию «физического сведения». Психика, по-прежнему, рассматривается, как явление самостоятельного, специфического структурного уровня действительности, расположенного «между» биологическим и социальным уровнями. 

Предположение существования психического пространства вытекает из логического движения базовых тезисов, сформулированных ранее. Понятие «психического пространства» не метафорическое, за ним стоит особого рода реальность, которую, естественно, мы не можем постигнуть чувственно, поскольку, сами наши чувства обязаны ей своим существованием. Только благодаря отвлеченному мышлению, освобождающему нас от «рабства» чувств, можно помыслить его бытие.

Смысл и необходимость понятия пространства психики

В последнее время участились попытки объяснения психических явлений и механизмов с физических позиций. Дело доходит до отождествления материи и сознания, благодаря манипуляциям с понятиями из области термодинамики, квантовой физики, т.н. «единой теории поля» и т.д. [5]. Различие между материей и духом преодолевается путем подмены понятий, волюнтаристской трактовкой их содержания, а желаемое выдается за действительное. Особенно вызывает недоумение небрежное обращение с понятиями сознания, информации, мышления и т.д. Не берусь обсуждать мотивы, побуждающие таких теоретиков к созданию «единой теории всего», но ряд их логических конструкций заставляет думать о «метафизической интоксикации».

Каков онтологический смысл постулируемого нами пространства психики? Оно, безусловно, объективно существует, другими словами не есть отражение чего-то другого. Составляет его множество вполне материальных элементов (субъектов жизни и объектов, опосредующих их взаимодействие). Особенность этого пространства, не позволяющая свести его к физическому, вытекает из специфического взаимодействия, в которое вступают субъекты жизни. Сама идея пространства, на наш взгляд, обязана своим возникновением множественной природе нашего мира. Любое множество будь оно материальным или идеальным подразумевает существование тех или иных отношений (взаимодействий) между составляющими его элементами или отображающими их величинами. В той же теоретической физике предпринимались и предпринимаются попытки все известные физические взаимодействия объяснить посредством категории пространства (например, теория всемирного тяготения А. Эйнштейна). Если бы бытие не было бы множественностью, не было бы нужды ни в каких пространственных понятиях. 

Стоит ли умножать сущности, если нечто можно объяснить с помощью уже имеющихся? Какие действительные факты из мира психической реальности требуют привлечения категории пространства для своего объяснения? Рассмотрим два таких факта:

Явление ассоциации;

Фантомные ощущения.

Ассоциация

Три классических закона ассоциации, среди которых преимущество отдается закону «смежности», необходимым образом подразумевают существование некого «пространства», в котором находятся элементы, вступающие в ассоциативные связи. Очевидно, что это не внешнее по отношению к субъекту психики физическое пространство, а т.н. «внутренний план», элементами которого являются психические образы. Объективные характеристики смежности, сходства или контраста вещей «внешнего плана», не являются гарантией того, что между образами, соответствующим этим вещам, возникнет ассоциативная связь, а если и возникнет, то будет устойчивой. Объяснить явление ассоциации возможно лишь, опираясь на законы «внутреннего пространства», по отношению, к которому психические образы есть часть его как целого. Другими словами, усмотрение субъектом ассоциативной связи имеет своим механизмом дифференциацию психического пространства, вычленение из целого его частей. Само психическое пространство не может быть объектом отражения для субъекта психики, поскольку является, по сути, его структурой.

Структура субъекта психики

Как структура субъект психики есть ни что иное, как взаимодействующие субъекты жизни. Если это взаимодействие опосредовано объектом, носителем информации, оно признается нами психическим. В результате отдельные субъекты жизни либо приходят, либо нет к согласованной жизнедеятельности. Психический субъект – единство субъектов жизни, скрепляемое опосредующим их взаимодействия объектом (см. рис. 1.).

 Пространство психики



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.