РУБРИКИ |
Психоаналитическое исследование Э.Фромма в работе Бегство от свободы |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психоаналитическое исследование Э.Фромма в работе Бегство от свободыПсихоаналитическое исследование Э.Фромма в работе Бегство от свободыМинистерство общего и профессионального образования Ижевский государственный технический университет Реферат на тему: “Психоаналитическое исследование Э. Фромма в работе ”Бегство от свободы”” Исполнитель: аспирант Монаков А.В. Ижевск 1999
1 Исторический обзор психоаналитической философии 3 1.3.1 Альфред Адлер 9 1.3.2 Карл Густав Юнг 10 1.3.3 Карен Хорни 11 1.3.4 Эрих Фромм 12 1 Исторический обзор психоаналитической философии 1.1 Зигмунд Фрейд, психоанализ и фрейдизм ФРЕЙД ЗИГМУНД (1856--1939) -- австралийский психолог и невролог,
основатель психоанализа. К концептуальному ядру теории Фрейда относятся
концепция психоневроза и учение о психическом аппарате, базирующиеся на
идее бессознательного. Бессознательное ("Оно") представляет собой ту часть
психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и вытесненные
из сознания идеи. От сознания бессознательное отгорожено областью
предсознательного (разумное "Я" человека, память, мышление). Оно
осуществляет цензуру желаний бессознательного и представляющих их идей,
сообразуясь с реальностью внешнего мира, сопротивляется их попыткам
проникнуть в сознание. А неразряженные желания, сохраняющие активность,
находят окольные пути проникновения в сознание. К числу таких путей
относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической
патологии. Другим краеугольным камнем теории Фрейда явилось учение о либидо
и детской сексуальности. С точки зрения учения о либидо процесс
психического развития человека есть в своей сущности биологически
детерминированный процесс превращений его сексуального инстинкта. Учение Следствием такого понимания культуры стала романтическая критика ее. При объяснении происхождения и сущности инстинктов культуры Фрейд исходил из убежденности в подобии индивидуальных и коллективных психологических закономерностей, а также в одинаковости механизмов формирования нормальных и патологических явлений психики. Это позволило ему, усмотрев сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными обрядами, объявить религию "коллективным неврозом", а наличие в психике человека типических форм реагирования (Эдипов комплекс) и коллективных символов указывает, по мнению Фрейда, на реальные события в истории человечества, памятью о которых выступают данные психические феномены. С этих же позиций Фрейд подступается к проблеме лидерства. Он считает, что связь людей в группе имеет либидную основу. Эта либидная связь есть идентификация индивидов с лидером, который становится внутрипсихическим идеалом для каждого. Усваивая это идеал, человек отказывается от части собственного "Я" (идеал "Я") и объясняется с другими через общий всем групповой идеал -- вождя. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в [1, с. 345-346]. ФРЕЙДИЗМ -- в расширительном понимании подразумевается классический ПСИХОАНАЛИЗ -- 1) в узком смысле слова -- психотерапевтический метод,
разработанный З. Фрейдом в конце 90-х гг. XIX столетия для лечения
психоневрозов. Психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем
доведении до сознания и переживания бессознательных травмирующих идей,
впечатлений, психических комплексов. 2) В широком смысле слова
психоанализом называют различные школы динамической психотерапии. Причем
речь может идти не только о теоретических платформах этих школ, но и об
институционализированном движении, которое осуществляется на их базе. В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой
фрейдизм, в некоторых вопросах уточненный и реформированный в 30--50-е гг. Другие направления (школы) психоанализа, значительно менее
институционализированные и влиятельные, были основаны отделившимися от Возникший в 30--40-е гг. неофрейдизм в медицине и патопсихологии укоренился незначительно, однако оказал большое влияние благодаря популярности философских и социально-психологических работ Э. Фромма, теоретического лидера этого направления [1, с. 252-253]. Концепции Зигмунда Фрейда и его последователей, касающиеся проблем поведения человека, культуры и развития общества, относятся к так называемой социобиологии, заявившей о себе почти полным игнорированием социальных факторов функционирования и развития общества. Игнорируется, прежде всего, роль социальных связей и отношений в поведении и деятельности людей. Каждый индивид рассматривается сам по себе; движущие силы его поведения усматриваются в его биологических потребностях и инстинктах. Особое значение Фрейд придает психосексуальному развитию человека,
влиянию его инстинктивной сексуально-биологической энергии (либидо) на В работе "Три очерка по теории сексуальности" Фрейд пишет, что энергия сексуальных побуждений, будучи достаточно сильной, находит "выход и применение в других областях". Получается "значительное повышение психической работоспособности" [5, с. 196], что оказывает влияние на все виды деятельности людей, развивает в них творческие начала. Эта идея развивается во многих работах Фрейда. В дальнейшем Фрейд расширил область исследования психобиологических инстинктов. Наряду с инстинктами жизни и самосохранения, половыми инстинктами он выделяет инстинкты разрушения, агрессии и смерти. Борьба этих инстинктов проявляется, по Фрейду, в поведении человека и его деятельности -- производственной и политической, творчески созидательной и деструктивно-разрушительной. В конечном счете борьба инстинктов жизни и смерти, Эроса и Танатоса, определяет, по Фрейду, ход развития человека, общества и его культуры. Под культурой Фрейд понимал совокупность социальных свойств людей, их знания и умения к различным видам деятельности, нормы поведения, совокупность материальных и духовных ценностей, политических и государственно-правовых институтов и т.д. Он говорил о репрессивной функции культуры, которая заключалась, по его мнению, в том, что социальные нормы и ценности, моральные и политические установки поведения людей подавляют их естественные инстинкты и влечения и в этом смысле лишают их свободы, возможности наслаждения и счастья. В своей работе "Неудовлетворенность культурой" Фрейд приходит к выводу, что "большую долю вины за наши несчастья несет так называемая культура" [6, с. 277]. По его мнению, люди были бы гораздо счастливее, если бы отказались от современной культуры и цивилизации [2, с. 353-354]. С вопросами биологического и социального, сущности и существования тесно связана и проблема бессознательного и сознательного в философской антропологии, отражающая важную сторону существования человека. Длительное время в философии доминировал принцип антропологического
рационализма, человек, его мотивы поведения и само бытие рассматривались
только как проявление сознательной жизни. Этот взгляд нашел свое яркое
воплощение в знаменитом картезианском тезисе "cogito ergo sum" ("мыслю,
следовательно, существую"). Человек в этом плане выступал как "человек
разумный". Но, начиная с Нового времени, в философской антропологии все
большее место занимает проблема бессознательного. Лейбниц, Кант, Кьеркегор, Но определяющее влияние на разработку этой проблемы сделал З. Фрейд,
открывший целое направление в философской антропологии и утвердивший
бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и
существования. Он представил бессознательное как могущественную силу,
которая противостоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека
состоит из трех пластов. Самый нижний и самый мощный слой -- "Оно" (Id)
находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной
частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и
страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания
идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного -- это "Я" Драматизм человеческого существования усиливается у Фрейда тем, что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая находит свое предельное выражение в "инстинкте смерти", противостоящем "инстинкту жизни". Внутренний мир человека оказался, следовательно, еще и ареной борьбы между двумя этими влечениями. В конце концов, Эрос и Танатос рассматриваются им как две наиболее могущественные силы, определяющие поведение человека. Таким образом, фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, -- это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами [2, с. 532-534]. Иррационалистические тенденции "философии жизни" продолжает и углубляет психоаналитическая философия. Эмпирической базой психоаналитической философии является психоанализ. Он возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса или самоочищения. Постепенно из медицинской методики он вырос до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные, культурные и социальные явления. Основоположник психоанализа австрийский врач -- психопатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856--1939). Основные идеи психоанализа изложены в его работах: "По ту сторону принципа удовольствия" (1920 г.), "Массовая психология и анализ человеческого "Я"" (1921 г.), ""Я" и "Оно"" (1923 г.) и др. Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как они проявлялись у здорового человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека -- бессознательное. Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на
индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой З. Фрейда. Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на
основе природных инстинктов, "первичных влечений", с целью получения
наибольшего удовольствия. В качестве основы первичных влечений Фрейд
сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменяет их
более общим понятием "либидо", которое охватывает уже всю сферу
человеческой любви, включая родительскую любовь, дружбу и даже любовь к Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с
внешней реальностью, которая противостоит в виде "Оно", в нем выделяется Фрейд считал, что психоанализ может быть использован и для объяснения
и регулирования общественных процессов. Человек не существует изолированно
от других людей, в его психической жизни всегда присутствует "Другой", с
которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия между
различными инстанциями в личности находят свой аналог в культурных
процессах общества. Люди, подчеркивал он, постоянно находятся в состоянии
страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут
быть использованы против человека. Чувство страха и беспокойства
усиливается от того, что социальные инструменты, регулирующие отношение
между людьми в семье, обществе и государстве, противостоят им как чуждые и
непонятные силы. Однако, при объяснении этих явлений Фрейд концентрирует
внимание не на социальной организации общества, а на природной склонности
человека к агрессии и разрушению. Развитие культуры -- это выработанная
человечеством форма обуздания человеческой агрессивности и деструктивности. 1.2 Фрейдомарксизм Своеобразное развитие получило учение Фрейда в таком направлении
социальной философии, как фрейдо-марксизм. Оно представляет собой
эклектическое, то есть лишенное внутреннего единства, соединение учений Особую роль отводят они сексуальным влечениям и половым отношениям. Такой подход эклектически соединяется с марксистским учением о
социальной природе человека, роли общественных отношений и социальных
институтов в его развитии и поведении. Развитие общества объясняется, в
частности, процессом "превращения энергии влечений в общественно полезную
энергию труда". Политические отношения, по мнению фрейдо-марксистов, также
формируются под влиянием сексуальной энергии людей. Утверждается, например,
что господство одного человека над другим, в том числе политическое,
обусловлено склонностью людей к мазохизму и садизму. Мазохизм проявляется Указывая на некоторые положительные свойства культуры, прежде всего
искусства, фрейдо-марксисты в то же время подчеркивают ее репрессивное
воздействие на жизненные потребности и влечения людей. В своей работе "Эрос
и цивилизация: философское исследование о Фрейде" Г. Маркузе развивает идеи
о виновности культуры за страдания людей, подавление их стремлений к
счастью как к наслаждению жизнью. Он истолковывает исторический процесс как Маркузе говорит также о дополнительной репрессии по отношению к человеку со стороны социально-политических и государственно-правовых институтов и учреждений, закрепляющих человека "в качестве инструмента отчужденного труда" [8, с. 79]. Г. Маркузе, В. Райх и другие фрейдо-марксисты ставят вопрос о
преодолении отчуждения человека от общества, ссылаясь при этом на известные
положения Маркса о необходимости преобразования общественных отношений. Г. Маркузе выдвинул идею "третьего пути" развития общества 1.3 Неофрейдизм и его основные представители НЕОФРЕЙДИЗМ -- направление в психологии, психиатрии, социологии и философии, получившее распространение преимущественно в США. Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. К неофрейдистам нередко также относят А. Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителей психоанализа. В то же время всех их объединяет приверженность определенным идеям и установкам фрейдизма (прежде всего психологизм в подходе к общественным явлениям), а также стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации. В этом отношении почва для неофрейдизма была подготовлена первыми Значительное влияние на формирование неофрейдизма оказали
этнопсихологические изыскания этнографов Р. Бенедикт, К. Дюбуа, Б. К. Хорни после эмиграции в США в 1932 г. обнаружила, что подоплека
невротических конфликтов у пациентов в Новом свете существенно отличалась
от таковой у пациентов в Германии и Австрии. Осмысление этих фактов привело Однако неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности. Сохранив ядро психоаналитического метода, неофрейдисты подвергают его переинтерпретации с позиций "культурного" подхода. Всякая психопатология относительна и специфична для данной культуры. Каждый невроз вызывается внутренними конфликтами, в основе которых лежат связанные с социальным окружением индивида мотивы и побуждения, хотя существует и общий неспецифический фактор, создающий для него предпосылку -- это возникающее в детстве чувство страха, беспомощности перед враждебным миром, ("базовая тревожность"), которое может быть смягчено или усугублено воспитанием. В последнем варианте у индивида развивается множество различных реакций, выражающих невротическую направленность его характера. Неофрейдисты описали несколько разновидностей невротического характера и проанализировали вызывающие их конфликты, типичные для образа жизни людей в ХХ веке. Идеи Фрейда получили широкое развитие в трудах его последователей. А. Адлер подверг критике учение Фрейда, преувеличивающего биологическую и эротическую детерминацию человека. По Адлеру человек -- не только биологическое, но и социальное существо, жизнедеятельность которого связана с сознательными интересами, поэтому "бессознательное не противоречит сознанию" [10, с. 215], как это имеет место у Фрейда. Таким образом, Адлер в определенной степени уже -- социологизирует бессознательное и пытается снять противоречие между бессознательным и сознанием в рассмотрении человека [2, с. 534]. Другой его ученик и близкий сподвижник Карл Густав Юнг (1875--1961) развивал учение о коллективном бессознательном, определяющем поведение социальных групп. Это учение основывалось на многих положениях теории массовой психологии, изложенных, в частности, в работах З. Фрейда. Представители психокультурного фрейдизма Карен Хорни (1885--1952), Американский неофрейдист, социальный психолог и социолог Э. Фромм
выступил против биологизации и эротизации бессознательного и подверг
критике теорию Фрейда об антагонизме между сущностью человека и культурой. Оценивая роль бессознательного в концепции Фрейда и его последователей, следует сказать, что сама постановка проблемы является несомненной заслугой Фрейда. Подход к человеку и его существованию через соотношение бессознательного и сознания вносил новые моменты в философское понимание этой проблемы. Однако вместе с тем у Фрейда наблюдается явная абсолютизация роли бессознательного. Выступив против абсолютизации роли сознания в жизнедеятельности человека, представители этого направления впали в другую крайность. Так, у Фрейда квинтэссенцией человека оказалось либидо (сексуальная энергия). Впрочем, эволюция неофрейдизма свидетельствует о том, что
представители психоанализа все больше отходили от ортодоксальной концепции Альтернативой обществу "обладания", порождающего "рыночного человека", должно быть, по Фромму, общество, в котором на первое место ставится бытие самого человека. Изменение способа существования человека и его характера связывается им как раз с изменением самого общества, в котором основным принципом существования человека будет "быть", а не "иметь". Таким образом, разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного. В этой связи необходимо обратить внимание и на такое ныне широко распространенное понятие, как менталитет (ментальность) (от лат. mens -- ум, мышление, душевный склад), под которым понимают глубинный уровень индивидуального и коллективного сознания, включающий и бессознательное. Он содержит в себе совокупность установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Если иметь в виду менталитет личности, то он формируется на основе традиций, культуры и социальной среды человека и, в свою очередь, оказывает на них влияние. Менталитет человека имеет свое основание в социокультурных традициях и ценностных образцах исторического прошлого народа. Его характерная черта -- инертность. Он изменяется гораздо медленнее, чем социально-политические и экономические условия или господствующие формы общественного сознания людей. По самой своей природе он оказывает хотя и малоосознаваемое, но достаточно сильное сопротивление сравнительно быстроизменяющемуся социальному бытию, в том числе и официальной идеологии [2, с. 534-536]. Основоположники психоаналитической философии Фрейд и Юнг ставили перед
собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи
неофрейдисты А. Адлер (1870--1937), К. Хорни (1885--1952), Э. Фромм (1900-- 1.3.1 Альфред Адлер АДЛЕР Альфред (1870--1937) -- австрийский психолог и психиатр, создатель так называемой "индивидуальной психологии". Будучи врачом- практиком, в 1902 г. примкнул к кружку Фрейда. Постепенно выработал собственную концепцию психической болезни, в основе которой лежала идея компенсации чувства неполноценности. Согласно этой концепции, психическая болезнь есть результат неосознанного стремления к превосходству, разжигаемого чувством неполноценности, которое связано с какой-либо телесной слабостью или недостатком. Адлер подверг критике учение Фрейда за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в детерминации поведения людей. В противовес он акцентировал роль социальных факторов, в частности, подчеркивая социальную направленность влечений -- основы человеческого характера. Характер человека, по Адлеру, вырастает из его "жизненного стиля". Последний представляет собой складывающуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которых реализуется потребность в превосходстве, самоутверждении и которые выступают компенсацией чувства неполноценности. Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы -- люди невысокого роста (Наполеон, А.В. Суворов). Идеи Адлера способствовали модификации фрейдизма, приведшей в конечном итоге к возникновению неофрейдизма. "Индивидуальная психология" получила наибольшее распространение в 20--30-х гг., особенно в США. В массовое, обыденное сознание вошел введенный Адлером термин "комплекс неполноценности" [1, с. 9]. 1.3.2 Карл Густав Юнг ЮНГ Карл Густав (1875--1961) -- швейцарский психолог, родоначальник
аналитической психологии. С 1906 г. -- ученик и ближайший соратник З. Проблема бессознательного интересовала и швейцарского психиатра К.-Г. Идеи психоанализа развивал ученик Фрейда, а впоследствии один из его критиков Карл Густав Юнг (1875--1961). Существо расхождений Юнга с Фрейдом сводилось к пониманию природы и формам проявления бессознательного. Юнг считал, что Фрейд неоправданно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованным инстинктам, тогда как инстинкты имеют не биологическую, а чисто символическую природу. Он предположил, что символика является составной частью самой психики и что бессознательное вырабатывает формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие схематическую основу всех представлений человека. Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются, по мнению Юнга, формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Этим формальным элементам, неотъемлемо присущим всему человеческому роду, Юнг дает название "архетипы". Архетипы представляют собой формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. Архетипы действуют в человеке инстинктивно. В своей знаменитой работе "Архетип и символ" Юнг следующим образом разъясняет суть этого понятия: "Под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью наследственности. Эта гипотеза необходима, так как даже самые сложные архетипические образцы могут спонтанно воспроизводиться без какой-либо традиции. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа." Понятие "архетипы" Юнг разъясняет на основе учения о коллективном бессознательном. Юнг проводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт одного человека и состоит из переживаний, которые когда- либо были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное -- это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных направлениях и проявляется, то есть выходит на поверхность у современных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения, и его психологическая деятельность, в том числе и как врача-психоневролога, концентрировалась на основе сновидений [3, с. 221-222]. 1.3.3 Карен Хорни На творчество Карен Хорни оказала серьезное влияние ситуация социальных
потрясений, в которые вошел мир в период второй мировой войны, связанных с
установлением фашистского господства в Германии и фашистской оккупации В книге "Наши внутренние конфликты" (1945) К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям: 1) к людям, 2) от людей, 3) против людей. При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности: 1) услужливая, ищущая любви и одобрения любой ценой; 2) пытающаяся отрешиться от общества; 3) агрессивная, жаждущая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а нарастает, порождая все новые и новые конфликты [3, с. 223]. 1.3.4 Эрих Фромм ФРОММ ЭРИХ (1900-1980) -- психолог, философ, социолог, один из
основоположников неофрейдизма. Вместе с М. Хоркхаймером, Т. Адорно и Г. Выход Фромм видит в таком реформировании общества, которое открыло бы
простор "свободе на" ("Душевно здоровое общество", 1945; "Искусство
любить", 1956). Главная задача в построении душевно здорового общества --
это воспитание в людях продуктивного характера. Непродуктивность -- это
неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место
которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности. Важной темой творчества Фромма является религия ("Психоанализ и
религия", 1950). Он понимает под религией любую систему коллективных
взглядов и действий, которая дает индивиду систему ориентации и объект
поклонения. Религии подразделяются на авторитарные и гуманистические. Э. Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления -- это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Однако, в отличие от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциального" и "исторического". К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта: 1) человек, по его словам, изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно"; 2) существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре. Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исторические противоречия. 2 Проблема свободы человека в работе Фромма "Бегство от свободы" 2.1 Введение в проблематику работы Начальной проблемой, которую ставил автор перед написанием книги, было исследование психики современного человека, однако тенденции политического развития того времени вынудили его сконцетрироваться на ключевом, по мнению автора, для культурного и социального кризиса тех дней аспекте: на значении свободы для современного человека [13, с. 7]. "Основная идея этой книги заключается в том, что современный человек, освобожденный от оков доиндивидуалистического общества , не приобрел свободы в смысле реализации его личности, то есть реализации его интеллектуальных, эмоциональных и чувственных способностей. Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Эта изоляция непереносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого" [13, с. 8]. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|