РУБРИКИ |
Психодиагностика и средства изучения индивидуальных особенностей личности |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психодиагностика и средства изучения индивидуальных особенностей личностиПсиходиагностика и средства изучения индивидуальных особенностей личностиАСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУРСОВАЯ РАБОТА ПРЕДМЕТ: «ПСИХОЛОГИЯ» НА ТЕМУ “ПСИХОДИАГНОСТИКА И СРЕДСТВА ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ”. Выполнила: ст-ка группы 230 ФИЯ Люшина Е.В. Руководитель: Карнеев Р.К. АСТРАХАНЬ 2001 г. ОГЛАВЛЕНИЕ
Понятие и индивидуальные особенности личности. Психодиагностика как наука. 1. Предмет и принципы психодиагностики 2. 2. Основные методы психодиагностики и их классификация 3. Краткие характеристики психодиагностических методик III. Конструирование типичных диагностических процедур. 1. Тесты и тестирование 2. Требования, предъявляемые к тестам 3. Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам 4. Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации
результатов Введение. Психология наших дней – теоретическая дисциплина, изучающая человека, а так же система прикладного знания, позволябщая и психологу-практику, и специалисту-смежнику (педагогу, руководителю, тренеру, врачу) совершенствовать свою работу с людьми. Тема данной работы посвящена психодиагностике – разделу психологического знания, формирующемуся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими отраслями жизни. Современная психодиагностика все шире используется в таких областях
социальной практики, как: Помимо этого психодиагностические методики это – один из инструментов научных исследований в психологии личности и межличностных отношений. Таким образом, психодиагностика служит интересам общества в целом и интересам конкретных его членов (учащимся, пациентам, клиентам психологических консультаций). I. Понятие личности и индивидуальные особенности личности. Понятия “человек”, ”личность”, “индивидуальность”. Человек – это
биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo
sapiens. В отличие от других животных этот вид наделён сознанием, то есть
способностью познавать сущность внешнего мира, свою собственную природу и в
соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человека, как
биологический вид характеризуют: оригинальность личности. Индивидуальностью определяется какая-либо главная
черта личности, делающая её непохожей на окружающих. Индивидуальность
может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах или во
всех видах психической деятельности. II. Психодиагностика как наука. 1. Предмет и принципы психодиагностики Психодиагностика - это не только направление в практической психологии, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психологического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация. Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов, может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование. Психодиагностика понимается двояко: 1. В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств; 2. В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойств личности. В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа: 1. Сбор данных. 2. Переработка и интерпретация данных. 3. Вынесение решения – психологический диагноз и прогноз.
Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности; Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений; Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности; Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой; Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза. 2. Основные методы психодиагностики и их классификация В насоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, напр. физике. Это требования операционализации и верификации. Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются. Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием. Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно представить в виде следующей схемы: Таблица 1 Классификация психодиагностических методов
Существуют также другие методы психолого-педагогического исследования, такие как, ранжирование, рейтинг, и метод графов. 3. Краткие характеристики психодиагностических методик. Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого. Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов. Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы. Недостатки: . субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них; . эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов. Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно представить, выделив другие критерии (см. табл. 2) Таблица 2 Классификация психодиагностических методик III. Психодиагностика образовательной системы. III. Конструирование типичных диагностических процедур. 1. Тесты и тестирование Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов. Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены. Классификация разновидностей тестов приведена в табл. 3. 2. Требования, предъявляемые к тестам К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд
особых требований. Это: Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик. Классификация тестов | | 3.3.Особые требования, предъявляемые к Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований. Такими требованиями являются Есть несколько разновидностей валидности. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории. . Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях. . Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др. . Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий. . Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными. 2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами: --путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми --путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях. 4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок. 4. Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов В этом вопросе существуют определенные строгие правила IV. Психодиагностика образовательной системы. В соответствии с «Положением о службе практической психологии в В последние годы накоплен значительный обьем информации о методах
распознавания психической индивидуальности школьника, оформилась
специальная научная практическая дисциплина – школьная психодиагностика. В связи с насущными проблемами во всех педагогических вузах
должны быть учреждены специальные курсы. А для уже работающих педагогов
такие курсы могут быть введены в институтах усовершенствования учителей. V. Психодиагностическое мастерство школьного педагога. Определяя психологическую готовность к школьному обучению, школьный
педагог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить
следующие цели, которым нужно следовать при психодиагностике школьников: По итогам диагностического обследования могут создаваться спец.группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе. VI. Комплексная взаимосвязь задач педагога и психолога в школе. Условно все задачи, возникающие в работе школьного педагога и
психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и
психологические. В первом случае цели и методы решения задачи определяет
педагог, а психолог-диагност выполняет вспомогательную функцию, а именно:
проводит психодиагностику ученика, даёт его психологический портрет и
прогнозирует результат педагогического воздействия, а в некоторых случаях
проводит и вторичную психологическую диагностику после воздействия. Этот
тип задач в большинстве случаев связан с обслуживанием образовательной
функции школы. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации. Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все
сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из
аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы: Заключение. Психодиагностика представляет огромный интерес для педагогов. Ведь для
того чтобы учить и воспитывать, чтобы оказывать эффективное педагогическое
воздействие на детей нужно обладать обьективными научными знаниями об их
индивидуальных особенностях. Такие знания как раз и можно получить, если
использовать методы научной психодиагностики. Почему типовые педагогические
методы иногда не срабатывают в некоторых индивидуальных случаях? На этот
вопрос нельзя дать ответ, если не учитывать своеобразия индивидуальных
психологических особенностей конкретного ребенка, его развития, конкретных
жизненных обстоятельств. Обьективность этих сведений зависит от того,
насколько обьективными, научнообоснованними методами получены эти сведения. Список использованной литературы 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург: “Деловая книга”, 1998. 2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. М.: “ВЛАДОС”, 3. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога: В 2 кн.-М.: изд. 4. Словарь практического психолога/сост. С.Ю Головин.- Минск: Харвест, 5. Современный словарь по психологии.-Мн.: “Современное слово”, 1998. психодиагностические На основе наблюдений опросные Объективные психодиагност. методы Эксперимент.методы прямое косвенное анкета опросник интервью Критерий Наменование методики Краткая характеристика методики По типу применяемых тестовых задач Опросные Используются вопросы, адресуемые испытуемым утверждающие Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться По адресату используемого тестового материала сознательные бессознательные Апеллирующие к сознанию испытуемого продуктивные Применяют собственную творч. продукцию испытуемых – вербальную, образную, материальную действенные Задание выполнить нек-рый комплекс практических действий физиологические П/диагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических р-ций организма Направленные на неосознаваемые реакции человека По форме представления тестового материала испытуемым бланковые технические сенсорные Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т. п.) Тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе, или ч/з иные технические устройства Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств
объективные субъективные Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример - интроспекция) 1 2 3 1 2 3
Имеющие тестовые нормы Не имеющие тестовых норм По внутренней структуре методики мономерные многомерные В них диагностируется и оценивается единственное качество или свойство Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или разнотипных психологических качеств человека По типу анализа экспериментальных данных качественный количественный Диагностируемое св-во описывается ч/з относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми Диагностируемое св-во описывается ч/з известные научные понятия Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка – результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многознвчных объектов, напр. бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д. Проективные тесты Особая группа Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека – черты личности, свойства темперамента, способности и др.
Тесты достижений Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др. По объекту оценки Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе. Процессуальные Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п. Бланковые Аппаратурные С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ. Вербальные тесты Задания на оперирование словами.определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания разл. слов, и т. п. Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями.предполагают активное использование воображения. Образные задания
Практические тестовые задания По особенностям используемых задач Оценивают человеческие отноше-ния в различных социальных группах межличностные Связаны с п/диагностикой устойчивых инд. особенностей чел., определяющих его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности. личностные По предмету тестирования 1 2 3 интеллектуальные Предназначены для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение, память, речь. |
|
© 2010 |
|