РУБРИКИ |
Психодиагностика семейных отношений |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психодиагностика семейных отношенийПсиходиагностика семейных отношенийСОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Понятие семьи 2. Психодиагностика семейных отношений Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. В семье человек рождается, в ней происходит смена поколений, через нее продолжается род. Функции семьи и ее формы зависят от культурного развития общества и общественных отношений. Чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Ученые констатируют слабую ориентацию подрастающего поколения на создание семьи и недостаточную подготовку к семейному образу жизни (Т. И. Дымнова, Е. И. Зритнева, В. Т. Лисовский, Е. М. Черняк, Л. Б. Шнейдер). Сохранение и укрепление авторитета семьи в глазах подрастающего поколения является в настоящее время приоритетной задачей, стоящей перед обществом. От того, как сегодня молодые люди относятся к семье, будет зависеть судьба семьи в будущем как социального института. Проблема изучения семейных отношений и проблем, возникающих в них, является актуальной на сегодняшний день, т. к. количество разводов в нашей стране неуклонно растет и это несомненно приводит к возникновению других проблем в обществе: снижается рождаемость, повышается конфликтность в межличностных отношениях и др. На сегодняшний день существует значительное количество отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме семейных отношений. Среди них работы Алешиной Ю. Е., Андреевой Т. В., Варга А. Я., Гозмана Л. А., Гришиной Н. В., Делис Д., Дорно И., Егидес А., Ковалева В. А., Кратохвил С., Навайтис Г., Сатир В., Столина В. В., Сысенко В. А., Шнейдер Л. Б., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. и др. 1. ПОНЯТИЕ СЕМЬИ Семья — ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях — отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство. Для человека семья — главный и основной компонент среды, в котором он живет первую четверть своей жизни и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь. По мнению В. Н. Дружинина, специфической особенностью семьи является ее «несвобода» — в смысле навязывания человеку определенных правил жизни. Однако эта несвобода имеет свои преимущества, поскольку она обеспечивает членам семьи возможность оптимально удовлетворять свои естественные и культурные потребности [Андреева Т. В., 2006, С. 34]. Структура семьи представляет собой состав семьи и ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Под структурой семьи также понимают способ обеспечения ее единства и функционирования как социального института. Для того чтобы дети могли полностью развить и проявить свои способности, они должны расти в отзывчивом социальном окружении. Это становится особенно очевидным, если сравнить достижения детей, воспитывавшихся в нормальной семейной обстановке, с детьми, выросшими в сиротских приютах. Условия развития каждого ребенка можно разместить на непрерывной шкале, начиная от наиболее оптимальных и заканчивая крайне неблагоприятными (такими, которые существуют, например, в сиротских приютах). Естественно, чем хуже условия, в которых растет ребенок, тем больше отклоняется от нормы его развитие [Дымнова Т. И., 2007, С. 91]. И. С. Кон указывает, что значение семьи как первичной ячейки общества и важнейшего фактора социализации трудно преувеличить. Разговоры об отмирании семьи не учитывают трех важнейших обстоятельств [Карабанова О. А., 2006, С. 176]. Во-первых, только непосредственная родительская ласка и забота могут обеспечить то эмоциональное тепло, в котором так нуждается ребенок, особенно в первые годы жизни. Во-вторых, семья представляет собой первичную группу, в которой осуществляется интимный контакт не только детей и родителей, но и детей различных возрастов между собой. В семье дети постепенно приобщаются к сложному миру взрослых. Автор указывает, что воспитанники даже самых лучших дошкольных детдомов отстают в некоторых аспектах от детей того же возраста, воспитывающихся в семье. По мнению И. С. Кона, причина кроется в том, что они практически изолированы от откровенных разговоров взрослых и это затрудняет их ознакомление с некоторыми сторонами жизни: отношения между взрослыми на работе, цена денег и т. д. В-третьих, родительские чувства и забота о детях — естественные человеческие чувства, обогащающие индивида как личность. 2. ПСИХОДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В основе исследования семьи лежит методологическое положение А.Ф. Ануфриева о четырехкомпонентном строении диагностики как научной дисциплины в системах "человек - человек", предполагающее выделение в ней семиотического, технического, деонтологического и логического разделов (компонентов) [Андреева Т. В., 2006, С. 56]. Актуальной задачей психодиагностики семьи на данном этапе ее развития является описание структуры этого объекта психодиагностики, видов отклонений в его состоянии на феноменологическом уровне и на уровне причинных оснований. Определим структуру семьи как систему правил, по которым семья живет. Правилом будем называть ситуацию, когда одновременно соблюдаются три необходимых условия [Дымнова Т. И., 2007, С. 52]: 1. Периодически в семье воспроизводится то или иное событие. 2. Один или несколько членов семьи имеют установку при определенных условиях совершать некоторые действия, необходимые для того, чтобы это событие произошло. 3. Один или несколько членов семьи имеют соответствующие ожидания, что при определенных условиях это событие произойдет. На основе анализа литературы по психологии семьи, анализа консультативной практики можно выделить группы правил относительно которых проводится диагностика [Ивлева В. В., 2009, С. 76]: 1. Распределения власти и ответственности в семье. 2. Обмена информацией между членами семьи. 3. Эмоций, преобладающих в семье. 4. Функционирования сфер внутрисемейной деятельности. 5. Взаимодействий между этими сферами. 6. Поведения членов семьи относительно правил, представлений, традиций, предписаний семьи. 7. Личностного роста членов семьи. В сфере распределения власти и ответственности в семье можно указать на следующие основные правила [Калинина Р. Р., 2008, С. 71]: 1. Члены семьи (и супруги, и дети) чувствуют себя наиболее комфортно в ситуации, когда мужчина (супруг) берет на себя основную долю ответственности за то, что происходит в семье, а женщина (супруга) делегирует ему эту ответственность. Проявлять ответственность означает осуществлять сбор и анализ информации, выстраивать стратегии дальнейшего развития семьи, искать эффективные пути воплощения этих стратегий в жизнь, привлекать дополнительные источники информации в случае затруднений. Сбор информации подразумевает, что мужчина пытается понять и проанализировать собственные потребности, потребности жены и детей, после чего так осуществляет свою активность в семье, чтобы эти потребности удовлетворялись. 2. Дети нуждаются в том, чтобы родители представляли для них авторитет и вели себя как персоны, имеющие авторитет. Авторитет этот должен основываться на ответственности родителей за душевное и/или физическое здоровье детей и их будущее. Если это правило соблюдается, дети ощущают себя защищенными, их воспитание доставляет родителям минимум хлопот. Если нет, дети склонны вести себя деструктивно, подсознательно побуждая родителей занять более авторитетную и ответственную позицию. 3. После вступления в подростковый возраст и особенно в период юношеского возраста дети нуждаются в том, чтобы родители признали за ними право ответственности за свою жизнь и будущее, включая их (детей) право на ошибку. При этом дети нуждаются в информации от родителей, помогающей им самостоятельно формировать свое мировоззрение. В сфере обмена информацией можно указать на следующие основные правила [Калинина Р. Р., 2008, С. 79]: 1. В подавляющем большинстве ситуаций (если речь не идет об угрозе жизни, физическому и/или психическому здоровью) обмен информацией предпочтительнее выбывания из процесса обмена информацией. Иными словами, не следует торопиться решать проблемы расставаниями, выбыванием из коммуникативного процесса. 2. Поведение членов семьи, направленное на обмен информацией, должно вызывать к себе внимательное отношение. Человек всегда должен получать на свое коммуникативное поведение ответ. При этом нежелательное и/или нетипичное поведение кого-либо из членов семьи следует рассматривать как коммуникативное поведение. 3. Сообщения, которые содержат в себе противоречивую информацию, должны отслеживаться и анализироваться. 4. Сообщения, посылаемые и воспринимаемые на невербальном уровне по умолчанию, в случае конфликтов должны анализироваться на вербальном (словесном) уровне. 5. Темы, обсуждаемые в семье, должны способствовать адаптации семьи в окружающем социальном контексте и повышению качества жизни в семье. 6. Темы должны доводиться до своего логического конца - решений, а не сменяться новыми темами. Правила относительно эмоций, преобладающих в семье [Калинина Р. Р., 2008, С. 55]: 1. Оценка будущего должна быть оптимистичной в противовес пессимистичной. 2. Мир должен рассматриваться как источник приятных эмоций, жизнь - как зона свободы возможностей. 3. В семье должно быть меньше взаимодействий, связанных с агрессией, враждебностью, борьбой за власть, и больше взаимодействий, связанных с любовью, заботой, поддержкой друг друга. 3. Позитивное отношение членов семьи к жизни проявляется и в позитивном отношении к другим людям. Члены семьи радуются сами себе, друг другу, проявляют открытость и дружелюбие к окружающим. Они побуждают окружающих испытывать в ответ на свое поведение теплые и дружеские чувства. Относительно сфер внутрисемейной деятельности можно выделить следующие правила [Калинина Р. Р., 2008, С. 82]: 1. В сфере супружеских отношений супруги должны выработать два рода правил: правила, регулирующие отношения супругов таким образом, чтобы потребности супругов максимально удовлетворялись; конструктивные правила ведения переговоров в случае разногласий или необходимости установления новых правил. 2. В сфере родительско-детских отношений супруги (родители) должны выработать: цели воспитательного процесса и правила, по которым дети будут воспитываться, в дальнейшем - соблюдать и совершенствовать эти правила. Правила должны быть ориентированы на цели воспитательного процесса, которые могут быть разными, но в них обязательно должен присутствовать следующий компонент: по достижении возрастной зрелости дети должны быть готовы начать эффективно функционировать в мире самостоятельно, автономно, независимо от родителей. 3. Супружеские конфликты и разногласия не должны негативно отражаться на деятельности супругов по воспитанию детей. 4. Организуя воспитательный процесс, родители должны выделить сферу, в рамках которой ребенок будет учиться эффективному функционированию в мире на опыте самостоятельного поведения и непосредственного участия. Это предполагает умение занимать себя в самостоятельной игровой и/или учебной деятельности, общение со сверстниками, братьями и сестрами. Вмешательство родителей в эту сферу допустимо, если: ребенок сам просит помощи и/или его поведение наносит существенный ущерб ему самому или окружающим. Родители должны организовывать ближайшее социальное окружение ребенка и деятельность детей внутри этого окружения таким образом, чтобы на опыте непосредственного участия дети учились полезному. 5. Родители супругов по отношению к процессам, происходящим в семье, должны выступать как отдельная сфера, в рамках которой могут вырабатываться стратегия и тактика помощи молодой семье, но при этом самостоятельная активность супругов не должна подавляться; они не должны утрачивать ответственности, власти (контроля над семейной ситуацией), терять авторитет в глазах своих детей. Сферы внутрисемейной деятельности должны быть разграничены в целях эффективного осуществления уникальной деятельности внутри каждой из выделенных сфер, однако информация, способствующая личностному росту и адаптации членов семьи в семье и более широком сообществе, должна проникать из одной сферы в другую. Правила, традиции, представления, предписания, передающиеся из поколения в поколение, должны рассматриваться как образования, которые на определенном этапе жизни семьи возникли в результате анализа условий, помогающих или мешающих членам семьи выжить в трудных ситуациях [Карабанова О. А., 2006, С. 67]. Практически всегда эти элементы структуры семьи, регулирующие поведение ее членов, не свободны от чрезмерных обобщений и вычеркивания части значимой информации. Это может приводить к тому, что данные элементы структуры семьи могут утрачивать свою функцию обеспечения эффективного функционирования членов семьи внутри семейной группы и более широкого социального сообщества. В этом случае данные правила нуждаются в анализе, определении границ их эффективности, развитии, коррекции. ЗАКЛЮЧЕНИЕ семейная психодиагностика социальное общество Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей. Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в общественной и личной жизни людей, обусловило сравнительно рано зародившийся и устойчивый интерес к ее изучению. При этом в течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт его развития и его миниатюрный «прообраз». В настоящее время в нашем обществе происходит переход от представлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценности. Однако следует заметить, что, по данным научно-исследовательского центра Института молодежи, российская семья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации. На протяжении последних лет существует устойчивая тенденция к: ухудшению материального положения семьи; росту числа неполных семей; снижению интереса к рождению детей; росту отчужденности детей от семьи; падению авторитета родителей по сравнению с авторитетом сверстника, устроившегося в жизни; повышению уровня подростковой девиантности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Алешина Ю. А. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2006. – 208 с. Андреева Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2006. – 244 с. Диагностика семьи: Методики и тесты. – М.: Бахах-М, 2006. – 736 с. Дымнова Т. И. Психология семейного образа жизни. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 144 с. Ивлева В. В. Психология семейных отношений. – М.: Современная школа, 2009. – 352 с. Калинина Р. Р. Введение в психологию семейных отношений. – СПб.: Речь, 2008. – 352 с. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. – СПб.: Речь, 2007. – 86 с. Основы семейной психопедагогики: Курс лекций / Короткий В. И. – Архангельск: МарТ, 2006. – 173 с. Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 224 с. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
|
|
© 2010 |
|