РУБРИКИ |
Психофизическое совершенствование подростков |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психофизическое совершенствование подростковПсихофизическое совершенствование подростковМинистерство образования и науки УР ГОУ НПО «Профессиональный лицей пищевой промышленности» Доклад «Психофизическое развитие подростков» Ижевск 2009 Структура личности подростка В ней нет ничего устойчивого, Окончательного и неподвижного Все в ней – переход, все течет. Л.С. Выготский Эпиграфом собрания стали слова Выготского – одного из ведущих психологов ХХ столетия, которого называют Моцартом психологии. Они удивительно точны. Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Как часто родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все». В психологии этот период времени называют периодом «брожения психики», за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время, когда проблемы между детьми и родителями обостряются. Что же является самым главным для подростка в этот период? Вот такая логическая цепочка должна быть сохранена: Любовь – Доверие – Понимание – Поддержка. Кто-то из сатириков сказал: «С каждым поколение дети становятся все хуже, а родители все лучше, и, таким образом, из все более плохих детей получаются все более хорошие родители». Физическое здоровье подростка – основа его успехов в учении. Состояние физического здоровья и темпы полового созревания детей разные. Чем раньше начнется процесс полового созревания, тем быстрее он протекает. При начале созревания в 12 лет – процесс созревания 2 года, в 13 – 15 лет – 3 – 3,5 года, в 15-летнем возрасте – 5 – 6 лет. Эти различия типов созревания – причина многих огорчений и переживаний. В последние десятилетия серьезными проблемами стали акселерация и ретардация (задержка развития). Акселераты в школьные годы – лидеры в классах. К 30-ти годам это крепкие и социально приспособленные, но зависимые от мнения окружающих, приземленные люди. Ретарданты наоборот – вначале обидчивые, задиристые, стремящиеся привлечь внимание, замкнутые и подчиняемые в юности. К 30-ти годам становятся людьми с более прочным душевным ядром и высокими принципами. Признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте? Прежде всего: · За то, чтобы перестать быть ребенком; · За прекращение посягательства на его неприкосновенность; · За утверждение среди сверстников; · Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости. Правила, которые должны соблюдать родители подростка: · Помочь ребенку найти компромисс души и тела. · Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, не вешая ярлык. · Следует помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа. Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной дури». Поиск и становление своего «Я» - это высвобождение от влияния взрослых и общения со сверстниками. В семьях, где есть уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности, реакции эмансипации проходят легче и порождают меньше конфликтов. Родителям (памятка) 1. Подросткам нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее. 2. Не стоит перегружать ребенка опекой и контролем. 3. Не создавать «революционную» ситуацию, а если создали, разрешить ее мирным путем. 4. Слова И.В. Гете «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках». В переживаниях подростка огромное место занимает дружба и влюбленность. Девочки чаще мальчиков хотят иметь друга и чаще реализуют свое желание. Девочкам нужны понимание, сочувствие, уход от одиночества. Мальчикам – взаимопомощь понимания. В 4 -7 % случаев первая влюбленность ведет впоследствии к браку. Почему возникает влюбленность? Это – глубочайшая потребность в индивидуальных доверительных отношениях. Каковы взаимоотношения учеников (старших классов) подростков с родителями? Чтобы ответить на этот вопрос было проведено социологическое исследование. Выдвинуто несколько гипотез: 1. У большинства учащихся (подростков) отношения с родителями скорее нейтральные, чем доверительные и теплые. 2. Вряд ли подростки доверяют свои сокровенные тайны родителям. 3. Отношения с друзьями у них более теплые, чем с родителями. 4. Родители далеко не все знают о своем сыне (дочери). Результаты исследования. Подростки оценивают свои взаимоотношения с родителями как хорошие, доверительные, но, исходя из их ответов, можно в этом усомниться. Трудно назвать доверительными отношения, если ребята при принятии решения скорее посоветуются с друзьями или примут его самостоятельно (41% и 36% соответственно) нежели вмести с родителями (27%). Свои неприятности они переживут сами или обратятся за помощью к друзьям, но не к родителям. Не говоря уже о том, что с проблемой интимной жизни не обратится к родителям практически никто. Какие же конкретные недостатки видят у себя подростки? (в %) Лень 44.1% Вспыльчивость 31.7% Излишняя доверчивость 20.2% Бестактность 19.3% Слабохарактерность 13.2% Грубость 9.3% Неаккуратность 3.8% Равнодушность, смертность 2.9% Высокомерие 2.1% Эгоизм 1.1% Лживость 0.9% Болтливость 0.9% Нечестность 0.7% Жадность 0.5% Завистливость 0.4% Рассеянность 0.3% Качества, которые учащиеся ценят в своих учителях (родителях) Доброта 64% Душевность 51.8% Справедливость 41.2% Глубокое знание предмета 40% Понимание учеников 22.5% Равное отношение ко всем 22% Заботливость 20% Честность 18.1% Готовность оказать помощь 16% Скромность 12.4% Отзывчивость 11% Общение 10% Эрудиция 9.8% Заинтересованность 6.8% Терпеливость 5.9% Что касается участия родителей в жизни своих повзрослевших детей, то его можно назвать формальным. Например, принято отмечать день рождения с родителями. Но многие из них уходят из дома на время вечеринки, чтобы не мешать веселиться детям (31.8%) или закрываются в отдельной комнате и не выходят (45.5%). В связи с этим возникает предположение, что поведение сына (дочери) с родителями и их поведение с друзьями слишком отличаются друг от друга, т.е. существует «двойная жизнь». Дома и в школе – это один человек, а в компании с друзьями – совсем другой. Бесспорно, такое двуличие негативно сказывается на развитие личности. Учитывая это, можно сделать вывод: учащиеся-подростки не совсем верно представляют себе, какие они – теплые и доверительные взаимоотношения с родителями. Ребята могут доверить друзьям что-то личное, совета спросят у них же, хотя родители со своим жизненным опытом могли бы дать более разумный и правильный совет, чем сверстники. И, кто знает, что могут насоветовать друзья, особенно если они асоциальные (трудные, проблемные) личности. В ходе исследования были сделаны еще несколько выводов. Учитывая, что просьбы и поручения родителей выполняют большинство подростков (86%), можно предположить, что существует авторитет родителей и уважение к той социальной роли, которую они играют. Тем не менее, совсем немногие при невозможности пойти на вечеринку из-за запрета родителей послушаются их и останутся дома (9%), большая часть попробует договориться мирно (77.3%), но есть и такие, кто хлопнет дверью и уйдет (13.7%). Это говорит о том, что заканчивая школу, ребята хотят быть независимыми, очень часто по-своему понимая, что значит быть таковыми. |
|
© 2010 |
|