РУБРИКИ |
Психофизиологические особенности подростка |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психофизиологические особенности подросткаДоминантами активности в аспекте психологической устойчивости личности могут быть все виды активности: познавательная, деятельностная, коммуникативная. Каждая доминанта существует одновременно и как определенная направленность сознания. Можно выделить следующие виды направленности: 1.направленность на познание и самопознание. Она проявляется в готовности повышать свою психологическую компетентность, находить средства для самосовершенствования, обучаться приемам саморегуляции . 2.направленность на деятельность: трудовую, общественную, спортивную, поглощенность своим хобби. Достижения в различных видах деятельности – убедительное свидетельство успешности самореализации, они повышают самооценку и самоуважение. Состояние вдохновения производит саногенное влияние на многие сферы психики. 3.Интеракционная направленность – это направленность на межличностное взаимодействие или усиление социальных связей, социального влияния. Имеет два подвида: просоциальный (любовь, альтруизм, жертвенность, служение другим людям); асоциальный ( эгоизм, иждивенчество, манипуляция другим (-и) , властвование без ответственности за судьбы других) Рассмотренные виды направленности (установки) различаются по степени ответственности, которую личность принимает на себя, - ответственность за свои поступки и свою жизнь в целом, за свою судьбу, за собственную индивидуальность, уникальность, неповторимость. Все названные доминанты перестают быть опорой устойчивости, если акцент на них становится излишне сильным. Вера в себя становится самоуверенностью, отгораживает человека от других и неизбежно порождает внутриличностный конфликт. Фанатическая религиозная вера переводит всю активность в русло борьбы за чистоту веры, толкает к нетерпимости, ненависти к иноверцам, агрессивному поведению. Саморазвитие становится сверхценностью, человек начинает игнорировать другие стороны самореализации, забывает о том, что развитые личные качества должны быть для чего-то использованы, должны служить достижению значимых целей. Увлеченность деятельностью перерастает в трудоголизм. Альтруистическая интеракционная установка приводит к растворению в другом человеке и потере своего Я, манипулятивная интеракционная установка переходит в патологическое влечение к власти и тоже деструктивно влияет на личность. Заострение магической направленности сознания вызывает страх перед потусторонним, парализует волю, блокирует любое проявление самостоятельности. Снижение психологической устойчивости увеличивает риск возникновения зависимости. Никифоров Г.С. выделяет три основных группы психологических зависимостей: химическая, акцентуированная активность, интеракционная зависимость. Возникает зависимость при выходе эмоциогенных событий за границы оптимума – их дефиците или пресыщении. Понятно, что особо значимы положительные эмоции в плане их желательности и необходимости. Чем уже у данного человека границы оптимума (как индивидуальная характеристика), тем меньше психологическая устойчивость. Психоактивный препарат (алкоголь, наркотик, токсикант) оглушает и тем самым снижает значимость событий при их пресыщении. Переключаясь на эйфорические переживания, отвлекаясь от реальных событий, индивид субъективно отдаляет их от себя, уменьшая число значимых событий. Например, алкогольное опьянение облегчает совершение поступков, находящихся под гнетом самоконтроля. Алкоголь производит релаксационный эффект. Понижая уровень возбуждения в коре головного мозга, он ослабляет переживания тревоги, ослабляет страх, неудовлетворенность собой, удаляет чувства вины, зависти, стыда, обиды, снижает эмоциональный дискомфорт. К интеракционной зависимости предрасполагают снижение самодостаточности, аутентичности при дефиците самоидентификации, ослабление чувства социальной принадлежности к определенной, достаточно отчетливо очерченной группе. Фрустрированная потребность принятия другими, недостаточный авторитет в значимом кругу, пониженное уважение и самоуважение подталкивают индивида к более глубокому погружению в интеракцию. Глава 4 Методика и организация исследования Исследование проводилось в первом полугодии 2004 г. на базе МОУ СОШ №1 Г.Оханска. Школа первый год работает новым составом. Объединены в рамках оптимизации образования две городские школы: СОШ №1 – 670 учащихся и СОШ №2 - 450 учащихся. Произошло слияние двух коллективов, несколько отличающихся по стилю педагогической практики, отношений «учитель – ученик», материального благосостояния родителей учащихся. В исследовании принимали участие учащиеся 8-х классов. Возраст детей – 13 – 14 лет. Для проведения исследования были использованы следующие диагностики: 1.МСПА – модифицированная методика исследования социально-психологической адаптированности (СПА). Данный вариант методики МСПА стандартизирован на большой выборке школьников центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам Индустриального района под руководством Л.И.Рябовой, 2000. Особенности МСПА по сравнению со шкалой СПА К.Роджерса и П.Даймонд в адаптации Т.В.Снегиревой: использование трихометрической шкалы, облегчающей обработку; использование интегрированных показателей по всем шкалам, что делает методику более компактной; использование опросников и бланков ответов, а не многостраничных тестовых тетрадей. Тест позволяет получить измеряемые в единой шкале Т-баллов «20 – 80» 9 показателей СПА: - коэффициент адаптации – дезадаптации - показатели принятия себя - конфликт с другими - ориентация на внутренний контроль - эмоционального комфорта - доминирования - ведомости - стремления уходить от проблем - ожидание внешнего контроля для анализа были взяты шесть из них: адаптация- дезадаптация, принятие себя, принятие других, внутренний контроль, уход от проблем и эмоциональный комфорт. Остановимся подробнее на применении методики МСПА как основной в нашем исследовании. Во время заполнения бланков ответов учащимися желательно соблюдение тишины, т.к. чье-то язвительное замечание, смех или комментарий могут повлиять на внутренний диалог с собой. Психолог обращает внимание ребят на то, чтобы внимательно читалось высказывание в опроснике, и при выбранном ответе соответственно зачеркивается «+», «-«, или «0», если не может ответить. Бланк для исследования МСПА Лист для ответов Ф.И. __________________ 1 + 0 --- 21 + 0 --- 41 + 0 --- 61+ 0 --- 81 + 0 --- 2 + 0 --- 22 + 0 --- 42 + 0 --- 62 + 0 -- 82 + 0 --- 3 + 0 --- 23 + 0 --- 43 + 0 --- 63 + 0 --- 83 + 0 --- 4 + 0 --- 24 + 0 --- 44 + 0 --- 64 + 0 -- 84 + 0 --- 5 + 0 --- 25 + 0 --- 45 + 0 --- 65 + 0 --- 85 + 0 --- 6 + 0 --- 26 + 0 -- 46 + 0 --- 66 + 0 --- 86 + 0 --- 7 + 0 --- 27 + 0 --- 47 + 0 --- 67 + 0 --- 87 + 0 --- 8 + 0 --- 28 + 0 --- 48 + 0 --- 68 + 0 --- 88 + 0 --- 9 + 0 --- 29 + 0 --- 49 + 0 --- 69 + 0 --- 89 + 0 --- 10 + 0 --- 30 + 0 --- 50 + 0 --- 70 + 0 --- 90 + 0 --- 11 + 0 --- 31 + 0 --- 51 + 0 --- 71 + 0 --- 91 + 0 --- 12 + 0 --- 32 + 0 --- 52 + 0 --- 72 + 0 --- 92 + 0 --- 13 + 0 --- 33 + 0 --- 53 + 0 --- 73 + 0 --- 93 + 0 --- 14 + 0 --- 34 + 0 --- 54 + 0 --- 74 + 0 --- 94 + 0 --- 15 + 0 --- 35 + 0 --- 55 + 0 --- 75 + 0 --- 95 + 0 --- 16 + 0 --- 36 + 0 -- 56 + 0 --- 76 + 0 --- 96 + 0 --- 17 + 0 --- 37 + 0 --- 57 + 0 --- 77 + 0 --- 97 + 0 --- 18 + 0 --- 38 + 0 --- 58 + 0 --- 78 + 0 --- 98 + 0 --- 19 + 0 --- 39 + 0 --- 59 + 0 --- 79 + 0 --- 99 + 0 --- 20 + 0 --- 40 + 0 --- 60 + 0 --- 80 + 0 --- 100 + 0 --- 101 + 0 --- Первичную обработку бланков производить легче, используя ключи – шаблоны, накладывая их на бланки ответов и подсчитывая число совпадений. Для удобства интерпретации полученных данных и соотнесения результатов исследования между собой необходима вторичная обработка (перевод в Т-баллы) Вторичная обработка заключается в переводе сырых баллов в стандартные, которую мы проводили в ручную. Для перевода первичных данных в стандартные баллы мы использовали таблицу перевода сырых баллов. Численное значение показателя находится на пересечении строки значения в сырых баллах и колонки, обозначенной данным показателем. Результаты исследования необходимо сопоставлять с объективными показателями – успешностью в деятельности, с позицией ученика в системе межличностных отношений. Как считает Т.В.Снегирева , очень высокие индексы СПА могут быть вполне адекватными (как например, в группе наиболее успевающих, пользующихся популярностью учеников класса повышенного уровня обучения), или завышенными, свидетельствующими об особенностях личностного реагирования учащихся на их страдающую огрехами компенсаторных и гиперкомпенсаторных тенденциях в отношении к себе самому и требованиям действительности. За низкими индексами СПА также могут стоять различные причины. Они могут быть адекватной реакцией на неуспех в учении, неблагополучие в отношениях со сверстниками, неправильное отношение и негативную установку учителя по отношению к ребенку, но могут свидетельствовать об отклонениях сугубо в сфере субъективных переживаний ученика, в системе причин и условий возникновения которых психологу предстоит разобраться. Таблица перевода сырых баллов в стандартные по методике МСПА
Как обозначается в тексте методики, если стандартные значения показателей МСПА находятся в пределах 45 – 55 баллов, то такие результаты можно интерпретировать как нормальный средний уровень адаптированности. Ниже 45 стандартных баллов по показателям адаптации, принятия себя и других, эмоционального комфорта и выше 55 баллов по показателям дезадаптации, ухода от проблем может указывать на сниженную адаптированность. Сдвиг величин выше 70 стандартных баллов может интерпретироваться как псевдоадаптация и стремление выдать желаемое за действительное. 2. .Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), созданная Е.Ф.Бажиным, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткиндом. Позволяет установить уровень интернальности учащихся, их способность в принятии ответственности на себя в решении жизненных ситуаций. 3. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилберга – Ю.Л.Ханина. методика представляет собой самооценочную шкалу для изучения состояния тревоги в определенных ситуациях (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) у учащихся 3-9 классов. Помогает определить склонность человека к подверженности действию различных стрессоров в обобщенном виде этот показатель фиксирует прошлый опыт эмоционального реагирования на самые разные стрессоры и характеризует вероятность того, что тот или иной ребенок будет испытывать состояние повышенной тревоги в условиях оценки, угрозы самоуважению, необходимость выполнять задания высокой личностной значимости. 4. Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности. Для сопоставления с показателями СТ и ЛТ. 5. Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена, Н.Эпштейна . Его данные дают представление о способности человека познавать себя и сочувствовать себе подобным. Развитые эмпатические способности свидетельствуют об адекватном жизненном опыте и о возможности самоконтроля по отношению к явлениям агрессивности, фрустрированности и ригидности. Суммарный показатель может меняться от 0 до 36 баллов.
6. Методика цветописи, разработанная Лутошкиным А.Н. Она помогает проследить в динамике эмоциональный настрой испытуемых. Анализ результатов Для нашей группы испытуемых характерна низкая адаптированность относительно стандартных значений этого показателя (45 –55), относительно результатов городских школ (1994-2000г.). Сравнение полученных данных с результатами исследования учащихся того же возраста г. Перми
Для нашей выборки испытуемых мы определили как высокое значение адаптации – 40 и более баллов, низкое – меньше 32 баллов. На основании такой градации получаем следующее распределение: Низкий - 41 чел. средний – 29 чел. высокий – 14 чел. Проверяя соотнесенность адаптации с показателями Принятия себя, Принятия других, Уход от проблем, Внутренним контролем выявили , что : - Высокая адаптированность проявляется у тех, где выше выраженность ухода от проблем. Мы предполагаем, что выработан такой защитный механизм, помогающий подростку избежать конфликтности с окружающей средой. - Высокая адаптированность сопутствует внутреннему контролю - Адаптированность связана с принятием других - Проявилось, что адаптированность обеспечивается высокой степенью агрессивности при обязательном высоком принятии себя. - Хорошая адаптированность не может быть при переживании эмоционального дискомфорта. преобладают показатели низкого уровня по качествам, определяющим психологическую устойчивость – ПС,ПД,ВК,ЭК - при низком уровне адаптации. 2. по интернальности получили следующие данные: низкие результаты по интернальности говорят о том, что подростки не готовы принимать ответственные решения самостоятельно либо не понимают, что свои проблемы человек может решить только сам. 4. Исследование тревожности. На основании результатов методики выделяются 3 категории: 1. Низкотревожные дети ЛТ – от 20 до 30 баллов. 2. Умеренно тревожные ЛТ от 31 – до 45 баллов 3. Высокотревожные ЛТ – от 46 до 60 баллов Низкий уровень –– 4 чел. Средний уровень - 69 чел. Высокий уровень – 11 чел. Судя по литературным источникам, обычно при изучении тревожности получаемые результаты имеют нормальное распределение, т.е. вне зависимости от места проведения и конкретного понимания этого явления около 70 % испытуемых находятся в зоне нормы, т. е. не проявляя ни повышенной тревожности, ни и чрезмерного спокойствия. По нашим результатам мы видим незначительную часть подростков с высокой тревожностью. Это говорит о том, что возраст 13-14 лет сензитивный для преодоления личностной тревожности. С адаптированностью установлена такая связь: - Высокая тревожность лишь в единственном случае выступила в сочетании с хорошей адаптированностью. В 43 % случаев она в сочетании с низкой адаптированностью. Тревога играет роль побудительной силы. Это устойчивое образование подросткового возраста. Дети со средним уровнем тревожности имеют не самые низкие показатели адаптированности. 4.результаты диагностики самооценки фрустрированности, агрессивности, ригидности
Мы не выделили показатель суггестивности отдельно, т.к. считаем, что его результаты достаточны и не влияют непосредственно на изменение уровня адаптивности, но суггестивность позволяет работать с подростками в плане повышения их психологической грамотности, принятия норм общества. Cравнение данных самооценки суггестивности, фрустрированности, ригидности, агрессивности По диаграмме мы видим, что средние значения показателей преобладают. Существенно наличие высокой агрессивности (готовности к агрессивности) и ригидности (способности к переосмыслению поведения и его перестройки). 5.Развитие эмпатии свидетельствует об адекватном жизненном опыте. Интимно – личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений другого, эмпатией. Быть в состоянии эмпатии означает точно воспринимать внутренний мир другого с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько границ. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем “как дома”. Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживанием другого – к страху или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, сильным и в тоже время – тонким и чутким. В исследовании получили результаты низкого (35%) и ниже среднего (13 %) уровня, что свидетельствует о неразвитости чувства сопереживания. Шкала стандартных значений по уровню эмпатии
В нашем исследовании средний балл эмпатии составил – 22,2. ниже данного значения у 29 чел. Развитие эмаптии в подростковом возрасте будет позитивным при соответствующем возрасту отношении со стороны взрослых. 6.Исследование эмоций. Проводилось в течение одной учебной недели середины 3 учебной четверти. Обработка общих результатов подтвердила эмоциональную нестабильность подросткового возраста. Выявлена следующая картина: - в начале учебного дня преобладает выбор цвета: у мальчиков – зеленый –24 % у девочек – оранжевый – 24,5% синий – 20 % желтый – 24 % фиолетовый – 19 % зеленый – 19 % черный – 8 % фиолетовый – 11 % белый - 10 % - В завершении учебного дня нет четкой выраженной иерархии в выборе цвета. Выборы самые разнообразные: есть все цвета, среди которых чуть выделяются три – синий, оранжевый, черный. - В начале учебной недели преобладают выборы цветов фиолетовый – 23 % Зеленый - 20 % Желтый - 17 %Белый - 12 % В завершении учебной недели преобладают : красный, зеленый, синий. Беседы с ребятами по предпочтению цвета показали, что на настроение и соответственно выбор цвета влияет: 1) Успел ли всё подготовить к занятиям 2) Не поссорился ли с друзьями 3) Были ли конфликты в семье 4) Какой первый урок, какой – последний Пестрота выбора цвета говорит об эмоциональной нестабильности, ситуативности настроения подростков. Выводы. По данным результатам исследования приходим к следующим выводам: · Успешная адаптация невозможна без психологической устойчивости. Низкие показатели адаптированности подростков подтверждают общие теоретические положения о взаимозависимости психологической устойчивости и адаптированности. · Понижают психологическую устойчивость подростков, а значит, и адаптированность такие личностные качества, как: агрессивность, готовность к агрессивному поведению, фрустрированность, подверженность к стрессу, высокий уровень тревожности, ригидности (неспособности к перестройке поведения в создавшейся трудной ситуации), неразвитость эмпатии, низкий уровень принятия себя и принятия других, эмоциональный дискомфорт, низкий уровень интернальности. · В сочетании низкий уровень принятия себя, эмоционального дискомфорта, агрессии усиливают дезадаптацию. · Подтверждено мнение Анцифировой Л.И., которая считает, что успешность адаптации зависит от интернальности, в нашем исследовании мы получили, что низкая интернальность обуславливает и низкую адаптированность. · Мешают повышению психологической устойчивости, а значит и адаптированности, высокая тревожность, агрессивность, замкнутость. По тому факту, что нет четких связей отдельных качеств с показателями адаптированности , мы делаем вывод, что психологическая устойчивость, а значит и адаптированность повышаются в развитии и при повышении всех её составляющих: самооценки, эмоциональной устойчивости, интернальности, волевых качеств, доверия и принятия других. В процессе адаптации прослеживается компенсаторная функция составляющих психологической устойчивости как фактора адаптации: при слабости одной из них усиливается какая-то другая. Каждый подросток индивидуален в своих адаптационных возможностях, но для повышения их необходима психологическая помощь – целенаправленная, систематическая. Не ставилось целью, но выяснилось, что успешность адаптации, психологическая устойчивость, адаптивность выше у подростков из благополучных полных семей. Рекомендации В соответствие с задачами школы, одой из которых является выпускник – ориентирующийся в жизненном пространстве, способный к самоопределению, адаптирующийся в быстро меняющемся мире очень важным является введение социально-психологической службы в образовательном учреждении, в частности, в данную школу, в которой в настоящее время такой службы не существует. В подростковом возрасте важна психологическая помощь со стороны, и подростки готовы к ее принятию в силу развивающейся потребности в познании себя. У них повышен интерес к самому себе и оценке своих личностных качеств, хороший уровень суггестивности. Необходима целенаправленная психологическая помощь с целью развития эмпатии, навыков общения, становления оптимальной самооценки. Предлагается психологический курс занятий, рассчитанный на данных учащихся, которые перейдут в 9 класс, состоящий из трех блоков. Цель: создание условий для успешной СПА и личностного роста подростков с учетом индивидуальных особенностей. I «Мир эмоций» : 1. Что значит «Я – подросток»? 2. Как узнать эмоцию? 3. Эмоциональный словарь 4. Управление эмоциями 5. Запретные чувства 6. Страх 7. Побеждаем тревоги 8. Злость и агрессия 9. Обида. Как её простить? 10. Зачем нужна эмпатия? 11. Развиваем эмпатию. 12. Эмпатия в действии. II«Наедине с собой»: 1. Чем уверенность в себе отличается от самоувереностью? Что я знаю о себе? 2. Мои имена 3. Как меня видят другие? 4. Мои достоинства и недостатки. 5. Как превратить недостатки в достоинства? 6. Мои ценности. 7. Время взрослеть. 8. Моя семья. 9. Что такое уверенность в себе? 10. Тренируем уверенность в себе. 11. Умение сказать «нет». III «Общаться, как ?» : 1. Какая бывает информация? 2. Невербальная информация. 3. Как лучше подать и понять информацию? 4. Барьеры на пути информации. 5. Стереотипы в общении. 6. Конфликт. Его причины. 7. Различные стратегии поведения в конфликте. 8. Доверие в общении. 9. Умею ли я слушать? 10. «Трудные люди» 11. Бесконфликтное общение с «трудными людьми». IV Итоговое занятие. В ряде исследований отмечается, что самооценка в подростковый период меняется от ситуативной, неустойчивой, подверженной внешним воздействиям до устойчивой. Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Такие люди часто выступают причиной конфликта. Неадекватная самооценка – причина неблагоприятных межличностных отношений. Отсюда – дискомфорт эмоциональной сферы подростка. Поскольку самооценка складывается под влиянием окружающих людей важно помочь подростку «вырасти в собственных глазах», поднять его значимость и в восприятии его окружающими. Здесь к работе в первую очередь подключаются классные руководители как организаторы внеурочного общения ребят. Рекомендуется: - Использовать технологию КТД (коллективного творческого дела), где подвижны роли лидерства. - Выставки достижений ребят, и не только учебных - Чаще использовать поощрение как средство повышения мотивации к деятельности. Одной из успешных форм является проведение групповых тренинговых занятий, где реализуется потребность в активных формах обучения, принадлежности к группе, самореализации собственного «Я». Основой разработки программы занятий можно использовать - Тренинг личностного роста с подростками Лидерс А.Г. // журнал практического психолога №1,1998 // При работе с высоко тревожными детьми и низкой самооценкой необходимо учесть следующее: 1. Не ставить ребенка в ситуацию соревнования, публичного выступления. 2. Оказывать помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой прежде всего зависит положение школьника. 3. Использовать косвенные меры, например, предложить авторитетным сверстникам поддержать робкого товарища. 4. Принимать ребенка без всяких условий. Не забывать говорить, что уверены в его возможностях, что цените его как человека. 5.Постоянно оказывать детям поддержку. 6. Предъявлять требования соответственно возможностям и стремлениям ребенка. 7. Быть терпеливым, тактичным, искренним и правдивым с подростком. ЛИТЕРАТУРА1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке, 1987г. 2. Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебой деятельности, 1986г. 3. Адаптация человека, сб. статей, 1972г. 4. Адаптивные реакции организма старших школьников к физическим и умственным нагрузкам, (сб. науч. тр.) г.Пермь,1990г. 5. Битянова М.Р., Клюева Т.Н. Из третьего - в пятый класс .-«Психологическая газета», №1, 2003.-стр. 14-18 6. Вейнер Э.Н. Образовательная среда как фактор риска психического здоровья школьника. Практическая психология и логопедия №1,2/2003г. 7. Волков Б.С. Психология подростка, ПОР, 2002г. 8. Гамезо М.В. возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1984. 9. Иванова М.В., Кузнецова М.П. адаптационный период в школе: Смысл, значение, опыт. – Журнал «Вопросы психологии», 34, 2003. 10. Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний (вступительная статья) // Психические состояния /Сост.и общая ред. Л.В.Куликова. – СПб.:Питер.2000.с.11-42. 11. Лусканова Н.Г., Коробейникова И.А. Диагностика школьной дезадаптации. – М.: Социальное здоровье России, 1983. 12. Михайлова Н.В. школьная дезадаптация. Депрессии. – журнал «Школа здоровья» №3, 2001, стр.52-56. 13. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2002. 14. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности, РОУ, 1992г. 15. Прихожан А. Этот волнующий пубертат, ж. Семья и школа №4/1997г.,с.7-9 16. Психологические исследования в школе, 2002г. 17. Психологические методы обретения здоровья, 2001г. 18. Психологические особенности самосознания подростка, 1980г. 19. Психологические особенности формирования личности школьника, 1983 20. Психология здоровья, изд-во С-Пб университета, 2000г., под ред. Доктора психологических наук, проф. Г.С.Никифорова 21. Психология зрелости, хрестоматия, 2003 г. 22. Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека (сб. трудов) 23. Ремшмидт, Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности 24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.:Владос, 1996. 25. Руководство практического психолога, под ред И.В.Дубровиной, М.,1995г. 26. Слоним Абрам Донович Среда и поведение 27. Смирнов А. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья, ж. ОБЖ №11 2000г., с.55 28. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы, М. 2003. 29. Станкин М.И. Управление аффектом, Ж.Специалист №9/20000г. 30. Фридман Л.М. Формирование социальной адаптации школьной молодежи. Прикладная психология №6/2001г. с.18-23 |
|
© 2010 |
|