|
|
|
|
Психологическая диагностика при эпилепсии
Психологическая диагностика при эпилепсии
Психологическая диагностика при эпилепсии
Эпилепсия на протяжении многих десятилетий является областью обширных клинических и функциональных междисциплинарных исследований.
Очевидно, что это – пограничное нервно-психическое заболевание со сложным этиопатогенезом, полиморфной клиникой и весьма
неоднозначным прогнозом, несмотря на несомненные успехи лекарственного и хирургического лечения.
В многочисленных монографиях и руководствах по психиатрии и неврологии детально описываются формы эпилепсии, типы припадков,
пароксизмальные и внепароксизмальные нарушения в психической сфере; преходящие и относительно стойкие нарушения познавательных процессов, характера и личности
больных, длительно страдающих эпилепсией. Однако даже в ряде известных отечественных монографий по эпилептологии последних лет (Болдырев А.И., 1984;
Карлов В.А., 1990; Чхенкели С.А., Шрамка М., 1990) не приводятся результаты психолого-диагностических исследований при этой патологии, хотя и признается их
необходимость. Последнее обстоятельство, видимо, связано с недостаточным уровнем проникновения идей и методов медицинской психологии в эпилептологию,
хотя не вызывает сомнений системный характер нарушений в психической сфере при эпилепсии.
Между тем эпилепсия как одна из наиболее распространенных форм нервно-психической патологии, связанной с органическим повреждением мозга,
уже более 100 лет является областью клинико-психологических наблюдений и экспериментально-психологических исследований. Первые психолого-диагностические
исследования приэпилепсии были выполнены еще в конце XIX – начале XX вв. и связаны с именами В.А. Бехтерева, Э. Крепелина, А.Н. Бернштейна и др. В
указанных исследованиях изучение сенсомоторных реакций, особенностей внимания и памяти, мыслительных процессов и речи соотносились с клиническими
(описательными) характеристиками личности больных, страдающих эпилептическими припадками и их психическими эквивалентами, что позволило проследить
причинно-следственные зависимости. Прогресс в создании антисудорожных препаратов и хирургического лечения эпилепсии протребовал разразработки более четких и
объективных диагностических критериев оценки функционального состояния мозга у больных, локализации преимущественных очагов поражения и определения
эффективности различных методов лечения. Впервые комплексные клинические, нейрофизиологические и экспериментально-психологические исследования такого
плана стали проводиться под руководством У. Пенфилда в 50-х годах. К настоящему времени накоплен большой опыт
медико-психологических исследований больных эпилепсией как взрослых, так и детей. Этот опыт обобщен в ряде работ (Вассерман Л.И., 1989), однако их
значение неуклонно возрастает. Обусловлено это, как нам представляется, рядом факторов:
1. Распространенностью эпилепсий в популяции, которая, по данным эпидемиологических исследований, в развитых странах достигает 0,3 –
1,2% и имеет тенденцию к увеличению. По данным экспертов ВОЗ, в мире насчитывается около 50 миллионов больных эпилепсией, что представляет серьезную
проблему не только для клинической медицины и здравоохранения, но и для общества в целом.
2. Расширением и углублением наших знаний об этиопатогенезе, мозговых механизмах симптомообразования в сложной,
полиморфной картине пароксизмальных и внепароксизмальных нарушений при эпилепсии, в частности при фокально-кортикальных ее формах: наличие
доминирующих и функционально обусловленных очагов в коре и подкорковых образованиях, вовлечение в патологическую цепь симметричных отделов другой
гемисферы, наличие ультраструктурных изменений мозга под влиянием гипоксии вследствие припадков в тех мозговых структурах, которые граничат с
эпилептическим фокусом и др. 3. Развитием современных представлений об интегративной
(системной) деятельности мозга, которые позволяют по-иному анализировать генез сложных и неоднозначных психических (психологических) феноменов при
органических поражениях различных его отделов, в том числе и при эпилепсии. Расстройства психических процессов при эпилепсии, например, могут быть
обусловлены не только поражением полушария (или одной из его долей), но и изменением межполушарного взаимодействия, влиянием одностороннего очага на
деятельность интактного полушария, а также нарушением взаимосвязи кортикальных структур с лимбическими образованиями и морфофункциональным комплексом ствола
мозга. 4. Связью с рядом биологических и лекарственных факторов, патоморфизмом эпилепсии, ее клинических проявлений, что подчеркивается многими
эпидемиологическими исследованиями (Болдырев А.И., 1984; Карлов В.А., 1990, Максутова Э.Л., 1995). Следует подчеркнуть, что в настоящее время наблюдается
преобладание относительно нетяжелых форм эпилепсии и в стационарах находится лишь 8–10% всей популяции больных.
Однако существует около 30% больных, резистентных к медикаментозной терапии, для которых хирургическое лечение является,
по-видимому, наиболее адекватным способом компенсации и вторичной профилактики (Чхенкели С.А., Шрамка М., 1990).
На ранних этапах заболевания, как правило, не наблюдается выраженных психических нарушений, у больных сохранена критика к своему
заболеванию (исключая дебют в раннем детском возрасте). В литературе последних лет доминирует представление о том,
что психические изменения при эпилепсии встречаются чаще всего в форме “пограничных”, неврозоподобных расстройств, астенических состояний,
навязчивостей, эффективных расстройств и характеропатий, а не грубых интеллектуально-мнестических и личностных нарушений.
Последние описываются преимущественно при длительном и прогредиентном течении заболевания. Сам же “эпилептический”, органический
дефект у больных эпилепсией является в известной мере функционально-динамическим, при котором важную декомпенсирующую роль играют
личностно-средовые взаимоотношения и реакция на болезнь. Другие изменения личности при эпилепсии также не являются выржением необратимого эпилептического
дефекта, а зависят в большей мере от констеляции биологических, индивидуально-психологических и социальных факторов, среди которых существенное
место следует отвести социальной фрустрированности и эмоциональному стрессу. Факт констатации эпилепсии, не всегда правильное понимание больными и их
социальным окружением сущности болезни, ее прогноза, неизбежное ограничение общественными институтами социальной активности больных дезаптирует их в социальном плане и
нередко приводит к вторичным (неврозоподобным и психопатоподобным) нарушениям психической деятельности.
5. Успехи лекарственного и хирургического лечения эпилепсии (включая стереотаксические методы диагностики и коррекции)
требуют, в свою очередь, повышения точности и надежности идентификации расстройств познавательной и личностной сферы, как при уточнении первичных
(исходных) данных, так и для оценки динамики лечения и социально-трудовой реабилитации больных.
Значение медико-психологического аспекта изучения эпилепсии связано с развитием общемедицинской концепции реабилитации, внедрением в
клиническую практику различных видов психотерапии и социотерапии, психогигиены и психопрофилактики. Это несомненно повышает интерес к
социально-психологическим аспектам функционирования больных и специализации лечебных учреждений, привлекает к медицинской психологии особое внимание. Она
становится инструментом и средством, способствующим не только позитивной диагностике особенностей психических функций, состояний и личности больных, но
и активной коррекции нарушенных систем отношений личности в связи с заболеванием. Таким образом, интерес к медицинской психологии в клинике эпилепсии
обусловлен как особенностями развития эпилептологии, так и общей теории медицины, ее гуманизацией, привнесением личностного фактора в индивидуальное
сознание врачей, который в наибольшей мере отражается в реабилитационном подходе. Реализация системной деятельности, называемой реабилитацией и
имеющей конечной целью восстановление личного и социального статуса больного, в настоящее время не мыслится без идей и методов медицинской психологии, в
которой трудно переоценить роль психологической диагностики. Психологическая диагностика понимается нами как широкая
система непрерывной оценки больного на всех этапах лечения и реабилитации. Необходимым условием эффективности этой деятельности является определенная
иерархия взаимоотношений врача и психолога (не говоря уже об отношениях в системе “врач-психолог-больной”), так как любое исследование личности следует
соотносить с данными обследования организма для единой задачи. Реализация такого подхода представляется наиболее оптимальной в том случае, если работа
терапевтического коллектива будет опираться на концепцию функционального диагноза в ее приложении к клинике эпилепсии.
Клинический аспект – компетенция врача, который уточняет тип течения и формы эпилепсии, частоту пароксизмальных состояний, характер
психических эквивалентов припадков, особенностей органического поражения мозга (на основе анализа данных электрофизиологической и лучевой диагностики) и
сопутствующие заболевания; уровень клинической компенсации, признаки лекарственной зависимости и др.
В задачи же психолога входит оценка медико-психологического и социально-психологического аспектов
функционального диагноза.
|
|
|
|
|
© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено. |
|
|