РУБРИКИ |
Психологическая готовность детей к обучению в школе |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психологическая готовность детей к обучению в школеДругой должен воспроизвести копию из любого конструкционного материала (пластилин, мозаика и т.д.). При полной иллюзии понимания не всегда получается то, что требуется изготовить. Через некоторое время дети сами приходят к той социальной форме речи, которая понятна окружающим. 2.3 Контрольный эксперимент После проведения коррекции и развития вновь провели диагностику, используя те же задания и вариантный материал к ним и получили следующие результаты. Методика «Бусы». Таблица 5 – Результаты проведения методики «Бусы»
Рисунок 1 – Результаты проведения методики «Бусы» В формирующем эксперименте несколько выросли показатели высокого и хорошего уровней, и соответственно, снизились низкого, среднего остались без изменения. В целом отмечен прирост качества на 9 процентов. Методика «Домик». Таблица 11 – Результаты проведения методики «Домик»
Рисунок 2 – Результаты проведения методики «Домик» Показатель умения ориентироваться на образец, точно скопировать его, степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия в достаточной степени с 53 % детей увеличился до 71,5 %. Прирост качества составил 18,5 %. Методика «Узор». Таблица 7 – Результаты проведения методики «Узор»
Рисунок 3 – Результаты проведения методики «Узор» Вместо шести девять человек (43%) показали достаточно высокий уровень умения действовать по правилам, то есть в работе одновременно учитывали несколько правил. В результате формирующего эксперимента нет ни одного ребенка в группе, у которого умение действовать по правилу не было бы сформировано. Качественный прирост составил 18 процентов. Методика «Графический диктант». Таблица 8 – Результаты проведения методики «Графический диктант»
Рисунок 4 – Результаты проведения методики «Графический диктант» Определяя уровень развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, мы выявили, что 9 человек (43%) обладают высоким уровнем развития, что на 4 человека (19%) больше по сравнению с констатирующим экспериментом. Низкий уровень не зафиксирован. Прирост качества составляет 29%. Таким образом, в результате проведенного эксперимента мы можем заключить, что гипотеза, выдвинутая нами, целиком подтвердилась и эксперимент проведен успешно. Заключение Несмотря на наличие разнообразных отечественных систем развивающего обучения в начальной школе, доминирование воспроизводящей деятельности учащихся над творческой остается, а количество неуспешных и проблемных детей возрастает из года в год. Причин здесь много: неэффективная служба родовспоможения, в результате чего значительное количество детей рождается с задержкой психического развития: отсутствие серьезной социальной защиты детства и семьи со стороны государства привело к снижению материального положения и росту неблагополучных семей; слабый медицинский контроль за здоровьем детей увеличил заболеваемость детей и ослабление их организма. Недостатки в организации учебно-воспитательного процесса также вызывают ряд негативных последствий в обучении и развитии детей, тревожность и закомплексованность учащихся, слабая мотивация учения, несформированность рациональных способов в работе с учебным материалом, слабое развитие приемов логического мышления, способов систематизации учебного материала и комбинаторных действий и т.п. Эти и другие причины снижают устойчивость внимания, прилежание, работоспособность у значительной части младших школьников. Основной стратегией современного общего образования является повышение его качества. Имеется в виду, прежде всего, совершенствование ведущего вида деятельности в начальной школе – учебной, чтобы каждый ученик научился ставить перед собой цель при выполнении задания; осознавать, чем это задание отличается от предыдущих и чему он научился при выполнении этого задания; какие практические и умственные действия ему в этом помогут, какими способами он может осуществить самоконтроль и попытаться выделить трудности, с которыми он встретился, чтобы задать учителю вопрос и убедиться, правильно ли он выбрал способ их преодоления. Несомненно, все это связано с гуманизацией отношений между учителем и учащимися. Учитель должен не только вести ребенка к успеху в учении, но и давать каждому ученику право на ошибку, помогать ему в поиске способов преодоления этих ошибок, тем самым снимая тревогу и неуверенность перед учебным трудом. Отбирая знания для изучения новой темы, учителю целесообразно подумать о качественных характеристиках усвоения этих знаний: их полноте (в объеме, предусмотренном учебной программой), действенности и гибкости (умении использовать их в нестандартных ситуациях), системности (умении устанавливать связи между изучаемыми объектами, например, между фактами по природоведению или в рассказах по истории, усвоении знаний в структурированной форме), прочности (умение сохранять знания в памяти и актуализировать их в нужный момент). Важную роль в повышении эффективности учебно-познавательной деятельности дошкольников играет усиление коммуникативной стороны процесса обучения, то есть использование диалоговых форм в организации занятия. Этот прием позволяет обеспечить активную позицию каждого будущего школьника на уроке, учит их взаимодействовать при выполнении заданий, доверяя друг другу ошибки, одновременно осуществляя взаимопроверку и элементы самоанализа удач и недостатков выполненного задания, осознанно и с уверенностью обсуждать правильность выполнения работы. Разнообразие коммуникации и последовательность включения в них учащихся открывает обучаемых к контакту, преодолевает их страхи и неуверенность в учении, расширяет сферу общения, позволяет высказать догадку, то есть приводит к взаимообогащению каждого. Констатирующий этап проведенного нами эксперимента позволил установить пробелы в психологической готовности ребенка к школе. В процессе формирующего этапа мы имели возможность развивать отсутствующие или недостаточно развитые умения дошкольников, необходимые ему в школьном обучении. По результатам контрольного этапа мы можем заключить, что гипотеза, выдвинутая нами, целиком подтвердилась и эксперимент проведен успешно. Список использованных источников 1 Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. Изд-во: Ин-т практической психологии, 1998 2 Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие. – Иркутск, 1989. 3 Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. – М – 1988. 4 Баскакова И.Л. Изучение внимания школьников: Метод. рекомендации. М.: Изд-во МГПИ им. В.И.Ленина, 1987 5 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 6 Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956 7 Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. - М., 1985. 8 Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985. 9 Немов Р.С. Психология. Книга 2. – М., 2001. 10 Общая психодиагностика / под ред. Д.А.Бодалева, В.В.Столина. – М., 1987. 11 Орлов Р.Б. Методы современной возрастной и педагогической психлогии. – М., 1982. 12 Практикум по возрастной психологии / Под. ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – Санкт-Петербург. – 2002. 13 Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. – М., 1987. 14 Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. – Киев, 1985. 15 Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников. – М., 1995. 16 Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие. – М., 1995. 17 Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное. Челябинск: ЧГПУ, 2000 18 Шадриков В.Д. Способности человека. М.: Воронеж, 1997 19 Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960. 20 Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М.: Воронеж, 2001 21 Эльконин Л.Б. Избранные педагогические труды. М.: Междунар. пед. академия, 1995 Приложение А Карта проведения диагностики 1. «Бусы»
2. «Домик» 3. «Узор» Образец: 4. «Графический диктант»
Приложение Б Результаты трех диктантов методики «Узор»
Приложение В Результаты воспроизведения трех узоров в методике «Графический диктант»
Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|