РУБРИКИ |
Психологическая служба дошкольного учреждения |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психологическая служба дошкольного учрежденияПсихологическая служба дошкольного учрежденияМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Российский государственный социальный университет Курский институт социального образования (филиал) РГСУ Факультет «Социальная работа, педагогика и психология» Специальность «Психология» ОТЧЕТ о практике студентки 3 курса заочного отделения Чепурных Ирины Алексеевны Я, Чепурных Ирина Алексеевна проходила практику на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9», расположенный г. Курск ул. Димитрова 73. Продолжительность учебно-ознакомительной практики с 25 октября по 14 ноября 2010 г. Целью учебной практики является знакомство с содержанием деятельности психологической службы дошкольного образовательного учреждения, проведение психологического исследования с целью изучения детей дошкольного образования. психический здоровье диагностика коррекция Практика началась со знакомства с детским садом, с детьми, воспитателями и психологом. Заведующая – Селюкова Анна Афанасьевна Психолог – Блинкина Марина Викторовна В детском саду функционирует 9 групп, и действуют следующие программы: 1. «Детство» под редакцией З.А. Михайловой, задачи которой: - создание условий для полноценного физического и психического здоровья ребенка в детском саду, приобщение его к здоровому образу жизни; - обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном познании; - формирование доброжелательного, бережного отношения к миру, способности к сопереживанию. 2. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, задачи которой: - охрана и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие; - всестороннее гармоничное воспитание и развитие детей; - воспитание патриотических и интернациональных чувств; - формирование у детей интереса к труду и потребности в трудовой деятельности; - формирование нравственных чувств, навыков культуры поведения; - воспитание любви к прекрасному. Затем я познакомилась с системой психологической работы в детском саду по следующим направлениям: 1. Изучение организационного обеспечения психологического кабинета. Кабинет психолога находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а так же от залов музыкальных и физкультурных занятий. Помещение психологического кабинета, разделено на несколько «рабочих» зон психолога, которые соответствуют основным направлениям его работы в учреждении. Первая зона - пространство взаимодействия с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. Вторая зона кабинета - пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности. Третья зона обеспечивается средствами интерпретационной и организационно-планирующей деятельностей психолога. Таким образом, кабинет оборудован в соответствии со специальными требованиями к помещениям кабинета детского психолога, все зоны подчинены решению главной задачи: созданию условий для обеспечения психического здоровья детей. 2. Документы и методические материалы кабинета психолога: - Нормативные документы РФ, краевого, городского управления образованием по психологической службе, краевого центра практической психологии образования. - Журналы учета работы психолога. - Функциональные обязанности психолога, составленные с учетом специфики МДОУ и утвержденные заведующей. - График работы психолога, утвержденный заведующей МДОУ. - Календарный план работы психолога на год по направлениям деятельности с учетом общей психолого-педагогической проблемы детского сада, согласованный с заведующей МДОУ. - Перечень психологического инструментария, используемого психологом в работе. - Психологические карты обследованных групп и воспитанников детского сада. - Программы проведения занятий, факультативов, диагностической и коррекционной работы. 3. Знакомство с основными методами и направлениями работы психолога МДОУ: - Психодиагностическая работа - проведение в случае необходимости психологического обследования ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствие развития возрастным нормативам; - проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе. 4. Составление плана работы на период практики: o Ознакомление с детским учреждением, знакомство с воспитателями. o Ознакомление с организацией работы психолога в МДОУ. o Определение сферы деятельности в соответствие с возрастной группой. o Знакомство с детьми, подготовка к наблюдению за детьми. o Наблюдение за детьми в процессе деятельности. o Подбор психодиагностического инструмента. o Психологическая диагностика готовности ребенка к школе. На следующем этапе практики проведена диагностическая работа по проведению психологической диагностики на определение психологической готовности к школе. В большей части работ, посвященных изучению готовности ребенка к школе, выделяют три относительно самостоятельных аспекта: физический, специальный и психологический. Психологическая готовность - самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую ее формы. На основании этих параметров и были выбраны методики для определения школьной зрелости. Среди наиболее известных тестов определения готовности ребенка к школе выбран «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Ирасека. Этот тест удобен для первоначального знакомства с детьми. Он дает общую картину развития и может применяться в группе, что очень важно перед записью их в школу. Ознакомившись с результатами теста, можно вызвать для индивидуального обследования отдельных детей. Чтобы определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению, была проведена методика «Отношение ребенка к обучению в школе». Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности — познавательного и коммуникативного — позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы. Для того, чтобы выявить у ребенка уровень развития логического мышления, мной была использована методика «Нелепицы». При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Для оценки общей ориентации детей, поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний была проведена методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» Затем по результатам комплексной диагностики: - формулируется психодиагностическое заключение и прогноз успешности школьного обучения, - заполняется психолого-педагогическая характеристика ребенка, - строится индивидуальный профиль готовности, - определяется индивидуальный индекс готовности к обучению в школе. По результатам диагностирования необходимо проведение психокоррекционной работы, после чего будет проведено дополнительное обследование детей, результаты которых позволят сделать вывод, кто из детей после проведения коррекционной работы полностью готов к школе, а кому рекомендовано остаться ещё на один год в детском саду для дальнейших индивидуальных занятий с психологом. На завершающем этапе практики были проведены индивидуальные психологические обследования двоих детей: Васильевой Алиной четырех лет и Минаевой Дианой пяти лет. Для диагностики свойств внимания была использована методика «Пройди лабиринт». Для диагностики свойств памяти применены следующие методики: - Методика «10 слов» (по Лурия) Данная методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение - Методика «Запомни рисунок» предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. - Методика «Почини коврик» Цель этой методики, основанный на прогрессивных матрицах Равенна, - определить, на сколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы увиденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки теста Равенна. Для диагностики мышления и речи применены следующие методики: - «Что здесь лишнее?» - предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она признана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. - «Раздели на группы» Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет. - «Кому чего не достает?» Эта диагностика предназначается для психодиагностики мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет. - «Вырежи фигуры» Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении учебно-ознакомительной практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно ознакомиться с работой психолога образования. Мне очень понравилось наблюдать за занятиями разных по возрасту групп . Данная учебно-ознакомительная практика поможет мне в дальнейшей работе психологом, после прохождения практики мне стало легче находить общий язык с детьми младшего школьного возраста, благодаря школьному психологу Блинкиной Марине Викторовне, которая показала правильный алгоритм работы с детьми. Я на практике увидела, как должен выглядеть кабинет психолога, какие зоны должны в нем присутствовать и как правильно разделить территорию кабинета. Я ознакомилась с очень важными и интересными документами, циклограммой работы психолога образования, его этическими принципами. Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно, пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.
|
|
© 2010 |
|