РУБРИКИ

Психологические аспекты нравственного воспитания и самосознания подростка

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психологические аспекты нравственного воспитания и самосознания подростка

Психологические аспекты нравственного воспитания и самосознания подростка

Психологические аспекты нравственного воспитания и самосознания подростка.

Христофорова Валентина Кельсиевна, аспирант, заведующая Центром Психологической службы Алматинского областного института профессионального развития кадров.

Культурное пространство часто характеризуют в современном мире термином “бездуховность”. Эти факторы вызывают насущную необходимость постановки и разрешения проблемы духовного воспитания и нравственного самосознания подростка.

В педагогической науке, психологии нет специально обозначенного понятия “нравственное развитие ребёнка”.

Понятие “нравственное развитие личности ” звучит в контексте теории развития личности. Понятие “нравственность” и “мораль” часто отождествляются. Но мораль – это категория общественно- историческая. Нравственность- категория внутренняя, отражающая нравственные потребности, которые зарождаются и претерпевают сложное развитие внутри личности. Понятие “нравственное развитие” как психопедагогический процесс не только правомерно, но и необходимо, так как оно имеет внутренний характер, а развивать можно то, что уже заложено в человеке. Нравственное развитие – это не формирование отдельных качеств личности, а развитие целостного качества, базирующегося на эмоционально- волевой сфере личности.

Процесс нравственного развития обусловлен природным потенциалом индивидуально и поэтому глубоко индивидуален. Процесс нравственного развития подростков носит личностно обусловленный характер. Необходим учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, способствующих или, наоборот, негативно влияющих на формирование личностных свойств и качеств. Не составляют исключения из этого правила честь и достоинство личности, основой которых является высокий уровень самосознания учащихся, их способность к рефлексии нравственной самооценке и самоуважению.

Направленное на себя мышление наиболее отчетливо проявляется в подростковом и старшем школьном возрасте, когда осознанное самовосприятие становится одним из центральных личностных новообразований.

В подростковом возрасте отношение школьников к учебной деятельности претерпевает серьёзные изменения. Прежде всего, снижается их учебно-познавательная мотивация. Для того чтобы школьник-подросток относился к учебе более осознанно, знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл. Но этого часто не происходит.

Помочь подросткам стать активными, сознательными учениками, относиться к учебной деятельности как к лично значимой может коучинг. Коучинг – форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путём мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков. Это процесс выявления целей человека и выработки оптимальных путей их достижения, помочь ему прийти к этому осознанно. Как пишут Парслоу и Рэй, “Вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить её пить!” (Парслоу.Э, Рэй.М. 2003)

Коуч помогает подростку учиться на собственных ошибках, что даёт ему возможность получить новый ценный опыт в достижении цели, что позволит ему осознанно продвинуться вперёд. При этом создаётся активная атмосфера становления личности подростка, её нравственного самосознания и духовности.

Поэтому этот возраст является наиболее благоприятным периодом целенаправленного формирования чести и достоинства личности. Надо отметить, что процесс формирования проявляется на протяжении длительного времени и требует специального внимания, наблюдения и коррекции.

В критических ситуациях, как взрослые, так и подростки, не имея твёрдых моральных принципов, очень скоро на горьком опыте убеждаются в том, что равнодушие к морали, безнравственность в конце концов разрушают душевную гармонию, делают человека рабом собственных желаний, вводят его в отчаяние и, в случае нарко-зависимости, заражения венерическими инфекциями или СПИДом, обрекают его на болезнь и смерть.

Важно сегодня показать тем, кто ещё только вступает на путь взросления, как можно прожить счастливую жизнь, как научиться отличать правильные и неправильные поступки и видеть их последствия, верить в свою уникальность, отличать факторы, помогающие человеку добиваться действительно прочных отношений с близкими и друзьями, формировать собственные жизненные ценности, оценивать уровень своей ответственности во всех сферах жизни: физической, умственной, эмоциональной, социальной, духовной.

Психологические исследования морального развития прошлого столетия были во власти трёх теоретических подходов: психоаналитического, первоначально сформированного Фрейдом (1933), теорий социального научения (Хартсхорн и Мэй, 1928-1930), и Когнитивного, предложенного Пиаже (1932) и Кольбергом (1958) Психоанализ концентрировался на моральных чувствах, типа чувства вины, бихевиористский подход – на изучении поведения, когнитивный подчеркивал структуру морального размышления.

Кольберг активно претворял свою теорию в практику в основном по трём направлениям:

1. разработка специальных программ нравственного развития в форме обсуждения дилемм;

2. дополнение традиционных школьных программ нравственным компонентом;

3. создание “справедливых школьных сообществ” чьей целью было преобразование всей структуры управления школой.

Кольберг определил, что переход с одного уровня морального развития на другой осуществляется при столкновении с моральными суждениями высокого уровня создающее ситуацию конфликта мнений и ценностей. Это становится возможным благодаря способности встать на позицию другого, увидеть проблему другими глазами.

Эти условия в полной мере соблюдаются при использовании моральных дилемм в нравственном воспитании. Сравнение экспериментальной группы подростков, где проводилось обсуждение моральных дилемм, с контрольной, в которой подобной работы не проводилось, показало значительное продвижение морального развития подростков экспериментальной группы.

Таким образом, как показывают исследования, есть возможность создания специальных программ нравственного воспитания детей, развития у них самосознания на основе моральных дилемм.

Обсуждение дилемм по принципу: “Я бы в этой ситуации поступил так, как …”

- позволяет глубоко проработать проблему, понять скрытые качества и взаимосвязи вещей;

- создаёт ситуацию столкновения мнений и точек зрений, что готовит к многообразию их в реальной жизни;

- способствует определению личной позиции в данной ситуации;

- приучает к размышлению перед принятием решения, формируя ответственность;

- помогает лучше понимать другого, развивая толерантность.

Сознательное развитие в себе нравственности невозможно начать или слишком рано, или слишком поздно. Человек развивает в себе положительные черты в течение всей жизни, принимая высоконравственные решения – даже в самых сложных ситуациях.

Список литературы

Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков. 2004 год

Мэй, Лэнк. Власть обучения. 19994 год

Байярд Р., Байярд Л. Ваш беспокойный подросток. 19991 год

Выготский Л.С. Проблема возраста. 1984 год

Эриксон Э. Детство и общество. 19992 год

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. 1969 год

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://collegy.km.ru/




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.