РУБРИКИ |
Психологические аспекты организационного конфликта |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психологические аспекты организационного конфликтаПсихологические аспекты организационного конфликтаМинистерство образования Российской Федерации Тверской государственный технический университет Кафедра психологии и философии КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Психологические аспекты организационного конфликта» Выполнил: Студент группы ПСИ-43 Островский В.В. Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и философии Филиппченкова С.И. Тверь 2004 Содержание:
Глава 1 «Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии» Заключение.................................................................. ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы. Психологическая наука постоянно развивается. Многократными эмпирическими исследованиями представителей различных школ и направлений доказано огромное влияние врожденных характеристик на последующую жизнь и развитие человека. Но все же есть множество неисследованных вопросов. В данной курсовой работе будет затронут один из актуальных вопросов современной психологической науки - взаимосвязь темперамента и стратегии поведения в конфликтных ситуациях у представителей профессии типа "человек-человек". Результаты исследования имеют важное практическое значение. Объект исследования: профессиональная деятельность сотрудников коммерческой организации "Стройцентр" (строительной компании). Предмет исследования: взаимозависимость особенностей типа темперамента, стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации. Цель исследования: теоретическое осмысление и эмпирическое исследование взаимозависимости особенностей типа темперамента, стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации, а также разработка практических рекомендаций для оптимизации профессиональной деятельности сотрудников организации. Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи: Гипотеза: выдвигается предположение, что существует взаимосвязь особенностей типа темперамента и стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации. Методы исследования: 1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Глава 1 Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии §1: Социально – психологическое содержание понятия «конфликт», и его классификация. Конфликты существовали всегда, во все времена и у всех народов. Слово конфликт происходит от латинского conflictus, что в переводе означает «столкновение». В качестве научного термина это слово в близком, но не тождественном смысле применяется в психологии. Употребление термина «конфликт» встречается при разработке
проблем психологии личности, в общей, медицинской, социальной психологии,
психотерапии, педагогике и политологии. Конфликты рассматриваются западными
психологами преимущественно в духе традиций психоаналитического
представления о природе индивида (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Берн), с
позиций когнитивной психологии (К. Левин), с бихевиористской позиции (К. Л. М. А. Робер и Ф. Тильман определяют конфликт следующим образом: это состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию. Конфликт — это генератор новых структур. Как можно без труда заметить, последняя фраза в этом определении указывает на позитивный характер конфликтов и отражает современную точку зрения, что в эффективных организациях конфликты не только возможны, но и желательны. Определение Дж. фон Неймана и О. Моргенштейна звучит следующим образом: конфликт - это взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также - планированием целенаправленных действий. К. Левиным конфликт характеризуется как ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. В своих работах он рассматривает как внутриличностные, так и межличностные конфликты. С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые. В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор делает упор на позитивной функции конфликта — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт, по мнению Козера, связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению. Основоположник самостоятельного направления в изучении конфликтов в американской социологии и социальной психологии— конфликтологии —У. Ф. Линкольн подходит к рассмотрению конфликта с позиций здравого смысла и прагматизма и придерживается такого рабочего определения конфликта: конфликт— это понимание, воображение или опасение хотя бы одной стороной того, что ее интересы нарушает, ущемляет и игнорирует другая сторона или стороны. И две или несколько сторон готовы бороться за захват, подавление или уничтожение интересов соперников ради удовлетворения собственных интересов. В сущности, конфликт — это конкуренция в удовлетворении интересов, фактически — конфликт интересов. В отечественной психологии выделяют, как правило, три вида конфликтов, имеющих социально-психологическое содержание: социальные, межгрупповые и межличностные. Наиболее распространено следующее определение: конфликт — это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. В научной литературе имеются различные классификации конфликтов. Основаниями для классификаций могут быть их источник, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д. Остановимся более подробно на некоторых классификациях
конфликтов. Конфликты различают и по сфере их разрешения. Это может быть деловая и личностно-эмоциональная сфера. М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности—ложности или реальности: а) «подлинный» конфликт—существующий объективно и воспринимаемый адекватно; б) «случайный, или условный» конфликт — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами; в) «смещенный» конфликт — когда имеется в виду явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного; г) «неверно приписанный» конфликт — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем; д) «латентный» конфликт — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами; е) «ложный» конфликт — когда отсутствуют объективные основания конфликта и последний существует только в силу ошибок восприятия и понимания. По типу разрешения конфликты можно разделить следующим образом:
а) конфликты, приводящие к уничтожению одной (или одного) из
противоположных тенденций, установок, стереотипов, взглядов личности или
группы — при антагонистическом характере конфликта (например, отказ от
асоциального поведения);
б) конфликты, приводящие к модификации обеих противоположных тенденции,
сторон (например, взаимные уступки, прибегание к личностным защитам и пр.);
в) конфликты, приводящие к отсрочке реализации или переориентации одной
из несовместимых в данной ситуации потребностей, тенденций, установок
личности или группы и к утверждению, признанию и победе другой стороны Анализ конфликтов в данном аспекте связан с проблемами авторитета и лидерства, стиля взаимоотношений и взаимодействия в группах и должен быть центральным в социально-психологических исследованиях конфликтных ситуаций. В наиболее часто используемой классификации - основанием является объем социального взаимодействия — выделяются конфликты межгрупповые, внутригрупповые, межличностные (им посвящено наибольшее количество работ в социальной психологии) и внутриличностные. Для того чтобы разрешить конфликт, прежде всего, необходимо
определить его сущность, т. е. ответить на вопрос: каковы тип и причина
конфликта? Что же можно назвать в качестве причин конфликтов? У. Ф. Итак, в качестве резюме хотелось бы сказать несколько слов о том, как сегодня понимаются конфликты. Основные изменения в парадигме исследования конфликтов, оказавшие
влияние на отношение к конфликтам и практику работы с ними, могут быть
сформулированы в нескольких простых тезисах: В китайском языке иероглиф «кризис», «конфликт» образован
сочетанием двух иероглифов. Один из них означает «риск», «опасность», а
другой — «благоприятная возможность». В конфликте, бесспорно, есть риск
разрушения отношений, опасность непреодоления кризиса, но есть также и
благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений,
конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных
возможностей. В конфликте потенциально заложено мощное конструктивное
начало, а значит конфликт — это может быть хорошо. §2: Структурно - динамические характеристики конфликта Общий анализ понятий, предлагаемых специалистами для описания конфликтов, равно как и «естественных» категорий, существующих в обыденном сознании, позволяет прийти к следующим выводам. Если исключить из рассмотрения понятия, которые скорее относятся к описанию общей проблематики конфликтов (например, методы изучения конфликтов, личность в конфликте и др.), то остальные категории могут быть отнесены к структурным или динамическим характеристикам конфликта. Структурные характеристики конфликта являются статичными элементами, которые могли бы быть обнаружены в «срезе» конфликта, а его динамические характеристики связаны с тем. «какие именно события происходят» в конфликте. Структурные характеристики представляют собой составные
элементы конфликта. Они отражают компоненты, без которых его существование
невозможно: «изъятие» любого такого компонента из пространства конфликта
либо сводит конфликт на нет, либо существенно меняет его характер. К
структурным компонентам конфликта относятся: Участники конфликта обычно обозначаются в терминах ролевых
позиций, в рамках которых осуществляется их взаимодействие в данной
ситуации («начальник — подчиненный», «муж — жена», «отцы и дети»). Важными Переход участников ситуации к конфликтному взаимодействию начинается с действий одного из них, того, кто проявляет инициативу (в начале борьбы за предмет конфликта, в попытке выяснения отношений) и, по крайней мере, на начальном этапе конфликта может рассматриваться как его инициатор. Если и на других стадиях конфликта инициатива действий чаще остается за одной стороной, то она может рассматриваться как активная сторона, а другая — как пассивная. Успешное разрешение конфликта требует учета интересов всех
участников конфликта, В этой связи важно иметь в виду не только его
непосредственных участников — Тех, между кем собственно и развивается
конфликтное взаимодействие, но и других лиц, чьи интересы могут быть
затронуты данной ситуацией и чья позиция может иметь влияние на исход
конфликта. В сущности, они могут рассматриваться как пассивные участники
данной конфликтной ситуации. Обычно под условиями возникновения понимают объективные особенности внешней ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта. Например. Р. Дарендорф, описывая причины социальных конфликтов, пишет о «технических» (появление руководящих лиц в подгруппах), политических (возможность организации противоположных интересов) и «социальных» (возможности общения и увеличение числа членов подгрупп) условиях возникновения конфликтов (Тернер. 1985). В возникновении социальных явлении, как правило, существенную роль играют субъективные факторы, связанные с людьми. И в этом случае очень трудно или даже невозможно определить те факторы, которые могут рассматриваться как необходимые или достаточные для возникновения конфликта. Применительно к межличностным ситуациям можно говорить об
общем характере их отношений (вспомним схему Дойча с 16 типами социального
взаимодействия), который может быть описан, исходя из параметров
кооперативности — конкурентности, равенства — неравенства партнеров, их
ориентации на задачу и взаимоотношения и т. д. Ситуация взаимодействия
людей, независимо от их отношения к ней, занимаемой ими субъективной
позиции, оценки своих отношений и т. д., может быть объективно
охарактеризована как ситуация позитивной взаимозависимости людей Как правило, тесные контакты между людьми (например, супружеские отношения) потенциально содержат в себе и множественные виды кооперативных связей, и одновременно — в явном или скрытом виде — противоречия в целях и интересах. Тогда в качестве условий возникновения конфликта будут выступать факторы, способствующие переходу их взаимодействия в конфликтные формы. Причины возникновения конфликта связаны с какими-то
конкретными действиями участников ситуации или возникшими обстоятельствами. К условиям протекания конфликта относят факторы, оказывающие
влияние на его развитие. Обычно конфликтологи говорят о факторах ситуации —
социокультурном контексте конфликта (включающем культурные нормы протекания
и разрешения конфликтов), непосредственном ситуационном фоне развития
данной конфликтной ситуации (который может выступать как фактор ужесточения
конфликта), наличии третьих сил, заинтересованных в смягчении или
обострении конфликта и др. Структурные характеристики конфликта, являясь его необходимым компонентом, в то же время не дают возможности прогнозировать развитие конфликта. С практической точки зрения, поэтому более существенным представляется рассмотрение действий участников и исхода конфликта в контексте динамических характеристик. К динамическим же характеристикам конфликта относят стадии
развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях. Динамическим характеристикам конфликта уделяется основное внимание в работах по конфликтологии. Очевидно, это связано с тем, что именно происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его последствия. Во всяком случае, вопросы, связанные с динамикой конфликта, рассматриваются в конфликтологической литературе значительно чаще, чем его структурные характеристики. Описание динамических характеристик конфликта предполагает
внимание к развитию конфликта и требует ответа на два ключевых вопроса: что
происходит в конфликте (процессы, возникающие на разных стадиях) и как это
происходит (регуляторы этих процессов). Несмотря на то, что данное представление является едва ли не общепринятым, оно вызывает вопрос: когда же, собственно, возникает конфликт и что считать его началом? В отечественной литературе эта проблема нашла свое отражение в различении понятий конфликта и объективной конфликтной ситуации. В целом, анализируя содержание, вкладываемое разными авторами в понятие конфликтной ситуации, можно сказать, что она в основном интерпретируется как совокупность объективных внешних обстоятельств и условий, способствующих возникновению конфликта. Конфликт, в свою очередь, представляет собой реальное столкновение участников ситуации, их противостояние, началом которого становится осознание ими ситуации как конфликтной и переход к конфликтному взаимодействию. Таким образом, анализ динамических характеристик конфликта предполагает описание того, как из некоей совокупности внешних условий возникает конфликт, как происходит само конфликтное взаимодействие и как конфликт разрешается (или иным образом заканчивается). §3: Специфика организационного конфликта Одним из наиболее часто встречающихся в последнее время видов конфликта является организационный. Он заключается в себе некоторую специфичность, которая характерная для наших дней. Предприятие — это функционально-целевая общность, создаваемая индивидами или более широкими общностями (надорганизациями) для удовлетворения социальных потребностей личностей и общностей. С этой точки зрения, предприятие представляет собой внутренне-противоречивую систему. С одной стороны, оно является инструментом достижения целей иной организации или личности. В условиях рыночных отношений субъектом целеполагания может быть владелец предприятия, группа держателей основного пакета акций, государственная организация, министерство, ведомство и т. д. Но с другой стороны, для успешного функционирования оно хотя бы частично должно быть субъектом собственной деятельности, то есть обладать возможностью целеполагания, свободой, автономией и другими характеристиками субъекта. Организации, цели и функции которых по преимуществу задаются извне, называются инструментальными. Инструментально организации детерминирует целый класс конфликтов. Важнейшим из них является конфликт целеполагания. Этот конфликт возникает тогда, когда перед организацией возникают противоречивые и даже не совместимые цели. Например, перед предприятием поставлена цель выпуска высокоточных машин и приборов, находящихся на переднем крае научно-технического прогресса, но при этом сформулирован, также задача обеспечения высокой нормы прибыли, существенной экономии материальных и финансовых ресурсов, сокращение инвестиций в разработку новых технологий и т. д. При наличии резервов в течение некоторого времени удается двигаться в сторону этих целей одновременно. Но как только эти резервы будут исчерпаны, продвижение в каждом из направлений окажется возможным только при потерях на других, поскольку управление организовано так, что за каждое из этих направлений отвечают различные люди и подразделения, то противоречивость целей выльется в конфликтное взаимоотношение специализированных групп работников. Этот конфликт носит внешнеорганизованный характер, так как его субъектами являются надорганизация — учредитель данного предприятия и данное предприятие. С целедостижением органически связаны типичные для
инструментальных организаций внутриорганизационные конфликты, носящие
дисфункциональный характер. Основной элемент всякой организации — люди —
индивиды, группы и иные общности. Инструментальная организация — это чаще
всего бюрократическая организация, которая строит свою деятельность на
строгом соблюдении правил, инструкций, норм. Ее главное требование —
дисциплина и порядок. Но уже Р. Мертон показал, что дисциплина необходима
для того, чтобы агенты достигали стандартизированного поведения, независимо
от достижения цели. Они принимают правила поведения не как средства, а как
цель. В результате происходит подмена главной цели. Целью деятельности
людей на предприятии становится не достижение целей, поставленных субъектом Наряду с инструментальными организациями в современных условиях широкое распространение получили субъектные организации, то есть такие организации, которые сами себе задают цель деятельности, являются субъектами целеполагания. Как отмечают исследователи организаций, предприятия, делающие ставку на собственную субъективность и субъектность своих подразделений, отрицающих необходимость всеобщей регламентации, и способные определять то, как им выполнить работу, как при заданных ограничениях достичь внешне фиксированных целей, относительно молоды. Они возникли в связи с утверждением в организациях доктрины человеческих отношений для того, чтобы повысить эффективность деятельности предприятия за счет использования так называемого «человеческого фактора». Но такие организации, считают Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк, и более конфликтны по своей природе. Главная причина повышенной внутренней конфликтности организаций этого типа заключается в том, что они принципиально опираются на способность людей к самодеятельности, на субъектное начало как отдельных индивидов, так и групп. Именно на такого типа предприятиях господствует неформальная организация, центробежные процессы в которой являются источником конфликтов. Неформальные группы на таком предприятии могут сформировать свои собственные цели, существенно отличающиеся от целей организации. И это уже является причиной организационного конфликта. А в условиях, когда членами такой группы становятся формальные лидеры организации, они вполне способны цели своей группы противопоставить целям своего предприятия. Так, если целью того или иного предприятия является производство того или иного типа машин, а на основе реализации этой продукции, работники этих предприятий удовлетворяют свою потребность в обеспечении материальными благами, обеспечивают себя средствами существования, то определенной группе руководителей на данном этапе может оказаться более выгодным довести данное предприятие до состояния полного развала, подвести к черте банкротства и на фоне общей паники и внутренней дезорганизации коллектива скупить контрольный пакет акций. В результате возникает внутренний конфликт между целями узкой группы руководителей предприятий и основным персоналом, рабочими и служащими предприятия. Конфликтологи указывают, что любое предприятие располагает такими подразделениями, взаимодействие между которыми потенциально конфликтно. В этом случае возможны как горизонтальные, так и вертикальные конфликты. Горизонтальные конфликты чаще всего возникают тогда, когда различные подразделения предприятия черпают средства своего функционирования из одного ограниченного источника при условии, что свободные резервы средств уже истощены. Но конфликт между структурными подразделениями предприятия
может возникнуть не только из-за дефицита средств, но приобрести
позиционный характер. Позиционность — это отношение, которое проявляется в
различии интересов, целей людей, взаимодействующих друг с другом в решении
общей направленности целедостижения. Иначе говоря, позиционность есть
разделение коллектива, источником которого является осознание
противоположностей, интересов и целей его членов. На основе противоречивых
позиций индивидов, групп, подразделений возникает позиционный конфликт. Однако наиболее часто организационные конфликты возникают вследствие внутренней противоречивости социальной структуры предприятий, построения их по вертикальному иерархическому принципу. И здесь, как справедливо указывал Дарендорф и его последователи, основным конфликтогенным фактором является борьба различных индивидов, групп, структур по проблемам власти. Эта борьба носит самый многообразный характер. В любой организации, на любом предприятии по самой природе функционирования организации заложены два типа власти, власть на основе положения в иерархии и власть на основе профессионального знания. Эти два типа власти в известной мере противоречат друг другу. Власть администратора, бюрократа возникает из его социального статуса руководящего работника, базируется на праве приказа и поэтому подчинение ему не является добровольным. Администратор в принципе не обязан убеждать своих подчиненных в обоснованности своего распоряжения, хотя определенный тип администратора и может это делать. Власть технического специалиста — профессионала связана с признанием его социального статуса с этих позиций и поэтому подчинение компетентному специалисту является добровольным. Главной практической проблемой современных организаций является определение степени самостоятельности специалистов в сфере оперативной формулировки целей деятельности, типа решаемых задач, способа использования знания и контроля исполнения. Борьба между носителями различного типа власти — административной и профессионального знания — один из распространенных видов межгруппового конфликта. Межгрупповые вертикальные конфликты в самых разнообразных формах являются наиболее распространенной формой организационного конфликта. Как отмечают Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк, в самой основе иерархической структуры организаций, где имеют место отношения руководитель-подчиненный, в котором руководитель наделен функциями управления и контроля и располагает рычагами принуждения, потенциально заложена возможность конфликтной ситуации. Уже сам факт наличия потенциального принуждения указывает на возможную несовместимость целей деятельности руководителей и подчиненных и это порождает конфликтные ситуации. Весьма частым источником конфликтов в организациях является несбалансированность рабочих мест. Сбалансированность рабочего места означает, что рабочему месту не должны приписываться функции, не обеспеченные средствами, необходимыми для их исполнения, не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Обязанности и права при этом должны быть взаимно уравновешены, т. е. каждая обязанность должна быть обеспечена определенным правом, и никакое право не может осуществляться без определенной обязанности; объем ответственности, и объем власти должны быть связаны, т. е. ответственность за что-либо должна обеспечиваться соответствующей властью и наоборот. Сбалансированность означает также, что обязанности должны быть связаны только с данной совокупностью функций, а ответственность может возникать лишь при невыполнении именно данной совокупности функций, т. е. невыполнении связанных с функциями обязанностей. Сбалансированность рабочего места означает, наконец, что совокупность прав и власти гарантируется только данными средствами. Достичь такого идеального состояния, чтобы все рабочие места были сбалансированы, очень трудно. Функции и средства для многих типов рабочих мест зачастую фиксируются лишь приблизительно. Даже когда функции определены, иногда не известны средства для их выполнения. Это относится, прежде всего, к тем рабочим местам, где технологическая деятельность нечеткая. Таковы, например, многие рабочие места экономической службы, службы линейного и функционального управления, инспекционных служб, многие исследовательские рабочие места. В подобных ситуациях начинается стихийное, не предусмотренное никакими правилами и инструкциями, перераспределение функций и средств по однородным и даже разнородным рабочим местам. Если перераспределение происходит в группе, члены которой взаимно дружески настроены, конфликтные ситуации и конфликты не возникают. В группе известно, кто какую работу лучше делает, есть стремление к выравниванию загрузки, чувство взаимной ответственности за выполнение совокупности предписанных функций. Такая группа имеет мощные неформальные средства воздействия на каждого своего члена, о чем речь пойдет ниже. Постепенно при долгом существовании группы в стабильном составе вырабатывается традиционное балансирование рабочих мест, распределение функций и средств. Осложнения возникают и в случае, когда из группы, в которой уже достигнут баланс, кто-либо уходит. Если длительное время никто не замещает возникшей вакансии, группе приходится вновь заняться балансировкой. Это чревато внутригрупповыми конфликтами. Они зачастую невидимы постороннему глазу и внешне выражаются лишь в некотором снижении производительности или качества работы. В них до поры до времени никому не следует и вмешиваться. Группа разберется сама. Вмешиваться в конфликт можно и нужно лишь тогда, когда члены группы не смогли договориться между собой, и конфликт вышел за ее пределы или когда группа обращается к посторонним для нее лицам как к третейским судьям. Весьма распространены в организациях межличностные конфликты. В основе конфликта лежат столкновения людей, их мнений, позиций, взглядов, характеров, интересов с точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает единовременно и как защитная реакция, и как ответная эмоционально окрашенная реакция. Современная конфликтология достаточно подробно описала динамику протекания конфликтов. Большинство конфликтов назревает постепенно и вначале находятся в так называемом инкубационном, скрытом (латентном) состоянии, при котором конфликтующие стороны выражают скрыто свои претензии, как говорится «за глаза». При этом, как правило, предпринимаются попытки удовлетворения этих претензий «мирным» путем. Если такой способ не вызывает позитивной реакции, игнорируется или наталкивается на отказ, конфликт переходит в открытую форму. Эта стадия развития конфликта называется конфликтным поведением. Конфликтное поведение — это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Конфликт в этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды не только стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных Таким образом, модель конфликта содержит: ситуацию, источники конфликта, возможности разрастания конфликта, реакцию на ситуацию, реализацию конфликта, управление конфликтом, функциональные и дисфункциональные последствия конфликта. Последствия конфликта могут быть функциональными (конструктивными) и дисфункциональными (разрушающими). Среди функциональных последствий можно выделить: поиск и выработки взаимоприемлемого решения, снятие враждебности, несправедливости конфликтующих людей, разрядка, появление условий для сотрудничества, творчества, взаимопонимание, анализ проблем и разработка различных вариантов их решений. Дисфункциональные последствия конфликтов: неудовлетворенность людей, их
плохое самочувствие, рост текучести кадров, уменьшение сотрудничества,
излишне сильная преданность своей группе и проявление непродуктивной
конкуренции с другими группами, представление о другой стороне как о Таким образом, были рассмотрены следующие вопросы необходимые для раскрытия вышеназванной проблемы. Конфликт — это особый вид взаимодействия субъектов организации В целом выделяют две группы конфликтов — функциональные конфликты и дисфункциональные. конфликты первой группы ведут к повышению эффективности организации, а конфликты второй группы приводят к снижению личной удовлетворенности, разрушению группового сотрудничества. Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой и межгрупповой конфликт. Причинами конфликтов - это различия в представлениях и ценностях ведут к конфликту, потому что, вместо того чтобы объективно анализировать проблему, люди часто рассматривают только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые благоприятны лишь для их группы и личных потребностей. Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и стратегий поведения в конфликтных ситуациях 2.1. Программа исследования Объектом исследования являются сотрудники коммерческой организации Предмет исследования: типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации, тип темперамента. Цель исследования: выявить и проанализировать взаимосвязь типичных стратегий поведения в конфликтной ситуации и типа темперамента у сотрудников коммерческой организации. Задачи исследования: Гипотеза: выдвигается предположение, что существует взаимосвязь особенностей типа темперамента и стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации. Описание методик: 1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Содержит 30 пар суждений о поведении индивида в конфликтной ситуации, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. В результате обработки данных по ключу выясняется количество баллов по каждой шкале, дающее представление о выраженности у испытуемых тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтной ситуации. 2. Методика диагностики темперамента Айзенка. Содержит 57 вопросов, позволяет выявить тип темперамента испытуемых. 3. Методы статистической обработки: описательные статистики, коэффициент ранговой корреляции. Для установления статистической взаимосвязи между исследуемыми
параметрами применяется коэффициент ранговой корреляции Спирмена. 6 S (d2) RS = 1 - N (N – 1) где d – разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого. N – количество ранжируемых значений, т.е. количество испытуемых. Если полученный коэффициент корреляции больше критического значения, это доказывает существование взаимосвязи между рассматриваемыми переменными. 2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Исследование типичных стратегий конфликтного поведения у сотрудников коммерческой организации На основе анализа полученных результатов было установлено, что испытуемыми используются все стратегии конфликтного поведения. В компании "Стройцентр", исследуя выраженность у испытуемых стратегии
поведения в конфликте, можно заметить, что в целом по выборке наблюдается
общая тенденция использовать стратегию компромисса (общегрупповая норма – На основании анализа описательных статистик можно сделать вывод о том, практически все стратегии подчиняются закону нормального распределения показателей по каждой шкале. Исследование взаимосвязи различных стратегий конфликтного поведения и темперамента сотрудников коммерческой организации С помощью корреляционного анализа мы выявили значимые взаимосвязи между стратегиями поведения в конфликтной ситуации и темперамента. По сводной матрице компании можно сделать вывод о том, что существует
значимая взаимосвязь между стратегией соперничества и экстраверсией На уровне тенденции обнаружена взаимосвязь между сотрудничества и экстраверсией (0,252). Результаты исследования дают нам возможность говорить о том, что от типа темперамента зависит частота обращения сотрудников строительной компании к некоторым стратегиям конфликтного поведения. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 2.3. Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности сотрудников коммерческой организации Управление конфликтом как сфера управленческой деятельности имеет
следующие различные стадии: Конфликт в организации практически всегда виден, т.к. имеет определенные и внешние появления: высокий уровень напряженности в коллективе, снижение работоспособности, ухудшение производственных и финансовых показателей и т.д. Следует учитывать, что объективный уровень конфликта и его восприятие должны быть адекватными, иначе могут возникать псевдоконфликты (реально не существующие конфликты), переоценка или недооценка значимости конфликта, невосприятие, игнорирование конфликта. Исследование конфликта и поиск его причин – это следующая стадия
управления конфликтом в организации. Любым практическим действиям
предшествует анализ конфликтной ситуации, который предполагает: Поиск путей разрешения конфликта предполагает: Выделяют 2 основных типа разрешения конфликта в организации: В целях совершенствования профессиональной культуры сотрудников целесообразно создание системы тренингов по развитию поведенческих навыков в ситуации конфликта, по повышению профессиональных навыков, уверенного поведения, личностного роста и т.п. Необходимо повышение морального и материального стимулирования труда, а также создание атмосферы поддержки и взаимопонимания между сотрудниками, а также благоприятного климата в коллективе. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 2.4. ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ В результате исследования нам удалось подтвердить гипотезу исследования: существует взаимосвязь особенностей типа темперамента, стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации. На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что сотрудники коммерческой организации чаще используют такие стратегии поведения в конфликтной ситуации, как избегание и компромисс. Уровень конфликтности испытуемых оказался равен среднестатистическим показателям. На основании результатов исследования мы разработали некоторые практические рекомендации по управлению конфликтами в коммерческой организации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Жизненная практика людей показывает, что межличностные отношения протекают зачастую в условиях конфликтов, которые являются неотъемлемой частью человеческих отношений. Особое место в ряду кризисных ситуаций занимают конфликты в организациях. Конфликт в организации – это открытая форма существования противоречий, интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка. Любой конфликт, как правило, имеет сильный деструктивный заряд. Тем не менее, конфликтами приходится заниматься, и они являются неотъемлемой частью жизни любой организации. Более того, во многих случаях именно наличие конфликтов является показателем того, что организация развивается. Анализ причин, течения и результатов конфликтов убеждает в том, что многие из них не только допустимы но и желательны, поскольку дают информацию о проблемах организации, позволяют выявить скрытые от глаз процессы, разнообразие позиций и прочее. И зарубежные (К. Томас), и отечественные (Н.В. Гришина) психологи считают нужным сконцентрировать внимание на таких аспектах изучения конфликтов, как формы поведения в конфликтных ситуациях, а также факторах, влияющих на выбор той или иной формы поведения. Выделено пять основных стратегий: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Выбор той или иной стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов: личностные особенности, уровень нанесенного ущерба, возможные последствия, значимость решаемой проблемы, особенности трудовой атмосферы в коллективе, специфика управления коллективом. Исходя из этого, мы выдвинули гипотезу исследования: существует взаимосвязь особенностей типа темперамента, стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации. На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что сотрудники коммерческой организации чаще используют такие стратегии поведения в конфликтной ситуации, как избегание и компромисс. Уровень конфликтности испытуемых оказался равен среднестатистическим показателям. Данная курсовая работа имеет ярко выраженную практическую направленность, поскольку на основании результатов исследования и анализа имеющейся литературы по конфликтологии нам удалось разработать практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности сотрудников коммерческой организации и внедрить данные рекомендации в деятельность руководителей строительной компании "Стройцентр". ПРИЛОЖЕНИЯ 1. Матрица исходных данных компании "Стройцентр" 2. Описательные статистики 3. Матрица корреляций (общая) 4. Методика диагностики темперамента Г.Айзенка (адаптация А.Г.Шмелёва) 5. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) Приложение 4 ТЕСТ-ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА EPi АДАПТИРОВАН А. Г. ШМЕЛЕВЫМ Приложение 5 Методика К.Томаса ОПРОСНИК Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ещё возможность настоять на своем. 28.А. Обычно я
настойчиво стремлюсь добиться своего. 30.А. Я стараюсь
не задеть чувств другого. ЛИТЕРАТУРА 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999. 551 с. 2. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1989. 190с. 3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2000. 464 с. 4. Громова О.Н. Конфликтология. М., 2000. 320 с. 5. Дубровская О.Ф. Конфликт: что о нем желательно знать//Справочник кадровика. – 2001 - №5 (с.97-103) 6. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга, 1993. 188с. 7. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов на/Д: Феникс, 1998. 480с. 8. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. М., 2001. 384 с. 9. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб., 2000 298 с. 7. С. 11-16. – 2001 - №12 (с.13-16) 157-168.
|
|
© 2010 |
|