РУБРИКИ

Психологические особенности отношений подростков со взрослыми

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психологические особенности отношений подростков со взрослыми

3. Баланс враждебности и позитивного интереса со стороны родителей демонстрирует наличие выраженных проблем в сфере эмоционального благополучия подростков, в области формирования их самоуважения, отношения к себе как к самоценной и достойной личности.

Результаты теста позволяют сделать вывод об малой выраженности негативного воздействия на подростков со стороны родителей. Тем не менее, существуют единичные случаи проявления автономности, непоследовательности, директивности и враждебности.

Таким образом, очевидна ценность профилактической работы родителей с школьными педагогами, классными руководителями, психологами и социальными педагогами. Особенно важной представляется работа по формированию у родителей подростков отношения к ним как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни. Необходимо повысить в глазах родителей ценность общения со своими детьми-подростками, при этом дав им понять, что отсутствие гиперопеки и жесткого контроля не означает равнодушия, а для осуществления заинтересованного взаимодействия требуется не столько время, сколько умение испытывать и проявлять искренний интерес к нуждам ребенка и его психологическому состоянию. Целесообразным является формирование у родителей подростков системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с ними; овладение такими навыками и систематическое применение их могло бы снять проблему непоследовательности при общении с детьми.

Столь же актуальна и психологическая работа с подростками по проблемам их взаимоотношений с родителями, поскольку, как показывают полученные результаты, достаточно большое количество детей не удовлетворено своими взаимоотношениями с родителями, или, по крайней мере, хотя бы одним из аспектов этих отношений. Поскольку родители вряд ли могут быстро и безболезненно изменить свою философию или привычки, подросткам необходимо попытаться понять своих родителей и приспособиться к их требованиям. Если сами подростки будут способны помочь родителям понять своих детей, они смогут в будущем смягчить конфликты. Подростки нуждаются в том, чтобы им помогли осознать причины своих конфликтов с родителями и то, что эти конфликты являются обычным следствием их взросления и порождаются существующими объективно психологическими различиями между людьми разных поколений.


Заключение


На основании изложенного материала можно сделать вывод, что межличностные отношения подростка с взрослыми представляют собой комплексную систему, компоненты которой находятся в динамическом взаимодействии. Принципы взаимосвязи компонент системы мы раскрыли в ходе достижения поставленных задач.

В ходе исследования мы выяснили, что существует прямая зависимость между стилем отношения взрослого к подросткам и достоверностью субъективно воспринимаемой им картины взаимоотношений людей. Существенными основаниями тревожности подростков являются стили педагогического общения и субъективно воспринимаемые особенности родительского отношения. Родители с высокой выраженностью "позитивного интереса" к своему ребенку определяют низкий уровень тревожности подростков, чем родители с высокими показателями по шкалам "директивности", "враждебности", "автономности" и "непоследовательности", что отражается в результатах исследования.

Выявленный в настоящем исследовании факт преобладания высокого уровня важности для подростков родителей с высокой выраженностью "позитивного интереса" позволяет сделать вывод о неудовлетворенности потребности подростка в информации, которая необходима для адекватной социализации и может быть получена именно через жизненный опыт взрослых. Однако приобщение к этому опыту и стоящим за ним ценностям затруднено, если взрослые используют неадекватные стили отношения к подростку.

Таким образом, результаты нашего исследования, проведенный анализ, а также сделанные на его основе выводы подтвердили выдвинутые нами гипотезы и положения.

На мой взгляд, более углубленное изучение этой темы необходимо, для разработки практических рекомендаций для психологов, родителей и педагогов по оптимизации отношений межличностной значимости подростка с взрослыми. Родителям необходимо анализировать и изменять свои отношения с детьми, для того чтобы дома царила благоприятная атмосфера. Трудности подросткового возраста - это преимущественно трудности полового созревания и расставания с детством, которые прорываются в серии внешних конфликтов, в частности, с родителями и вообще со старшими. Задача родителей понять изменения своих детей и по возможности перейти на новый стиль общения с подростком, то есть относиться к нему как взрослому человеку.


Список использованных использованных литературных источников


1. Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления / Ю.М. Антонян. - М., 1973. - 82 с.

2. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура. - М., 1997. - 56 с.

3. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 1991. - 324 с.

4. Жинот Х. Родители и подросток / Х. Жинот. - Ростов н/Дону: Феникс, 1997. - 224 с.

5. Кон И.С. Психология дружбы / И.С. Кон. - М., 1973. - 215 с.

6. Кравченко А.И. Родителям о подростках / А.И. Кравченко. - М., 2002. - 432 с.

7. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М., 1999. - 215 с.

8. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 1998. - 203 с.

9. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М., 1996. - 374 с.

10. Райгородский Д.Я. Подросток и семья. Хрестоматия / Д.Я. Раайгородский. - Самара: Издательский Дом БАХРАМ-М., 2002. - 656 с.

11. Реан А.А. Подросток / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.

12. Регуш Л.А. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.

13. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.

14. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 267 с.

15. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.

16. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 768 с.

17. #"#">www.didascal.ru

18. #"#">www.lib.ua-ru. net

19. #"#">www.psyinst.ru


Приложения


Приложение 1


Возраст _________________

Пол _____________________

Дата ____________________

Инструкция:

Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений, не пропуская ни одного из них, и отметьте кружком подходящую для Вас цифру в зависимости от того, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших родителей.

Если Вы считаете, что утверждение полностью передает воспитательные принципы ваших родителей, то обведите в кружок цифру "2".

Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит Вашим родителям, то обведите цифру "1".

Если же, по Вашему мнению, утверждение не относиться к Вашим родителям, то обведите цифру "0".


Утверждения

Да

Частично

Нет

1.

Очень часто улыбаются мне

2

1

0

2.

Категорически требуют, чтобы я усвоил, что я могу сделать, а что - нет

2

1

0

3.

У них не хватает терпеливости в отношении ко мне

2

1

0

4.

Когда я ухожу, сами решают, когда я должен вернуться

2

1

0

5.

Всегда быстро забывают то, что сами говорят или приказывают

2

1

0

6.

Когда у меня плохое настроение, советуют мне успокоиться и развеселиться

2

1

0

7.

Считают, что у меня должно быть множество правил, которые я обязан выполнять

2

1

0

8.

Постоянно на меня кому-то жалуются

2

1

0

9.

Предоставляют мне столько свободы, сколько мне надо

2

1

0

10.

За одно и то же один раз наказывают, а другой - прощают

2

1

0

11.

Очень любят делать что-то вместе со мной

2

1

0

12.

Если поручают мне какую-то работу, то считают, что я должен делать только ее, пока не закончу

2

1

0

13.

Начинают сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал

2

1

0

14.

Разрешают мне идти, куда я захочу, не спрашивая у них разрешения

2

1

0

15.

В зависимости от моего настроения отказываются от своих дел

2

1

0

16.

Когда мне грустно, пытаются развеселить и воодушевить меня

2

1

0

17.

Всегда настаивают на том, что я должен быть наказан за все мои проступки

2

1

0

18.

Мало интересуются тем, что меня волнует и что я хочу

2

1

0

19.

Разрешают мне идти, куда я захочу, каждый вечер

2

1

0

20.

Имеют определенные правила, но иногда соблюдают их, а иногда - нет

2

1

0

21.

Всегда с пониманием выслушивают мои взгляды и мнения

2

1

0

22.

Следят за тем, чтобы я всегда сделал то, что мне сказано

2

1

0

23.

Иногда у меня возникает ощущение, что я им противен

2

1

0

24.

Позволяют мне делать практически все, что мне нравиться

2

1

0

25.

Меняют мои решения, как им придет в голову или как им будет удобно

2

1

0

26.

Часто хвалят меня за что-либо

2

1

0

27.

Всегда точно хотят знать, что я делаю и где нахожусь

2

1

0

28.

Хотели бы, чтобы я стал другим, изменился

2

1

0

29.

Позволяют мне самому выбирать себе дело по душе

2

1

0

30.

Иногда очень легко меня прощают, а иногда - нет

2

1

0

31.

Стараются открыто доказать, что любят меня

2

1

0

32.

Всегда следят за тем, что я делаю на улице или в школе

2

1

0

33.

Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорят мне об этом

2

1

0

34.

Предоставляют мне много свободы. Редко говорят "должен" или "нельзя"

2

1

0

35.

Очень тяжело заранее определить, как поступят, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее

2

1

0

36.

Считают, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу

2

1

0

37.

Всегда тщательно следят за тем, каких друзей я имею

2

1

0

38.

Когда я их чем-то задену или обижу, не будут со мной говорить, пока я сам не начну

2

1

0

39.

Всегда легко прощают меня

2

1

0

40.

Хвалят и наказывают очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало

2

1

0

41.

Всегда находят для меня время, когда это мне необходимо

2

1

0

42.

Постоянно указывают мне, как себя вести

2

1

0

43.

Вполне возможно, что в сущности меня ненавидят

2

1

0

44.

Позволяют мне планировать проведение каникул по собственному желанию

2

1

0

45.

Иногда могут обидеть, а иногда бывают добрыми и признательными

2

1

0

46.

Всегда откровенно ответят на любой вопрос, о чем бы я не спросил

2

1

0

47.

Часто проверяют, все ли я убрал, как они велели

2

1

0

48.

Чувствую, что они пренебрегают мной

2

1

0

49.

Моя комната или уголок - это моя крепость: могу убирать ее или нет, они туда не вмешиваются

2

1

0

50.

Очень тяжело разобраться в их желаниях и указаниях

2

1

0

Инструкция:

Прочитайте внимательно каждое из утверждений; в зависимости от самочувствия в данный момент выберите из четырех возможных вариантов один и обведите цифру, соответствующую этому ответу.

Если Вы считаете, что утверждение полностью передает Ваше состояние в данный момент, то обведите в кружок цифры "4".

Если Вы считаете, что данное высказывание соответствует Вашему самочувствию скорее да, чем нет, то обведите цифру "3".

Если Вы считаете, что данное высказывание передает Ваше настроение скорее нет, чем да, то обведите цифру "2".

Если же, по Вашему мнению, утверждение не относиться к Вашему самочувствию в данный момент, то обведите цифру "1".


Утверждения





1.

Я спокоен

1

2

3

4

2.

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3.

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4.

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5.

Я чувствую себя свободным

1

2

3

4

6.

Я расстроен

1

2

3

4

7.

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8.

Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9.

Я встревожен

1

2

3

4

10.

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11.

Я уверен в себе

1

2

3

4

12.

Я нервничаю

1

2

3

4

13.

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14.

Я взвинчен

1

2

3

4

15.

Я чувствую скованность, напряженность

1

2

3

4

16.

Я доволен

1

2

3

4

17.

Я озабочен

1

2

3

4

18.

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19.

Мне радостно

1

2

3

4

20.

Мне приятно

1

2

3

4

Инструкция:

Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и отметьте кружком подходящую для вас цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно.

Если Вы считаете, что утверждение полностью передает Ваше обычное состояние, то обведите в кружок цифры "4".

Если Вы считаете, что данное высказывание соответствует Вашему самочувствию скорее да, чем нет, то обведите цифру "3".

Если Вы считаете, что данное высказывание передает Ваше настроение скорее нет, чем да, то обведите цифру "2".

Если же, по Вашему мнению, утверждение не относиться к Вашему обычному самочувствию, то обведите цифру "1".


Утверждения





1.

Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

2.

Я очень быстро устаю

1

2

3

4

3.

Я легко могу заплакать

1

2

3

4

4.

Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие

1

2

3

4

5.

Я проигрываю, потому что медленно принимаю решения

1

2

3

4

6.

Обычно я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

7.

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

8.

Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

1

2

3

4

9.

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

10.

Я вполне счастлив

1

2

3

4

11.

Я принимаю все слишком близко к сердцу

1

2

3

4

12.

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

13.

Обычно я себя чувствую в безопасности

1

2

3

4

14.

Я стараюсь избегать критических ситуаций

1

2

3

4

15.

У меня бывает хандра

1

2

3

4

16.

Я доволен

1

2

3

4

17.

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

18.

Я так сильно переживаю разочарования, что потом долго не могу забыть

1

2

3

4

19.

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

20.

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4



Приложение 2


Таблица 2.1 Обработка результатов теста "Подростки о родителях":

№ в/са

Автономность

Непоследовательность

Директивность

Враждебность

Позитивный интерес

1.





+

2.



+



3.




+


4.



+



5.


+




6.





+

7.



+



8.




+


9.

+





10.


+




11.





+

12.



+



13.




+


14.

+





15.





+

16.





+

17.




+


18.

+





19.

+





20.


+




21.





+

22.



+



23.




+


24.

+





25.



+



26.





+

27.



+



28.




+


29.

+





30.


+




31.


+




32.



+



33.




+


34.

+





35.


+




36.

+





37.


+




38.




+


39.





+

40.


+




41.





+

42.



+



43.




+


44.

+





45.


+




46.





+

47.



+



48.




+


49.

+





50.


+





Таблица 2.2 Обработка результатов теста ситуативной тревожности (ST):

№ в/са

Уровень ситуативной тревожности

Низкий

Средний

Высокий

1.

+



2.


+


3.



+

4.


+


5.

+



6.



+

7.


+


8.

+



9.



+

10.


+


11.

+



12.



+

13.



+

14.



+

15.


+


16.

+



17.


+


18.



+

19.

+



20.

+




Таблица 2.3 Обработка результатов теста личностной тревожности (LT):

№ в/са

Уровень личностной тревожности

Низкий

Средний

Высокий

1.

+



2.


+


3.



+

4.


+


5.


+


6.

+



7.

+



8.



+

9.



+

10.

+



11.



+

12.


+


13.

+



14.


+


15.

+



16.

+



17.



+

18.



+

19.


+


20.



+



Приложение 3


Таблица 3.1 Численная обработка результатов теста "Подростки о родителях":

№ п/п

Возраст

Пол

Автономность

Непоследовательность

Директивность

Враждебность

Позитивный интерес

1.

13

Ж

1,1

1,2

1,1

0,9

1,1

2.

13

Ж

1,4

1,1

1,6

1,0

1,5

3.

13

Ж

1,5

1,5

0,8

0,5

1,7

4.

13

Ж

1,2

1,3

1,1

0,6

1,7

5.

13

Ж

1,8

1,3

0,8

0,1

1,3

6.

13

Ж

1,5

0,9

0,8

0,8

0,7

7.

14

Ж

1,4

1,2

1,2

0,7

1,4

8.

14

Ж

1,2

1,0

0,4

0,3

1,4

9.

14

Ж

1,1

1,5

0,8

0,1

1,8

10.

14

Ж

0,8

0,7

0,6

0,2

1,7

11.

13

М

0,7

0,8

1,0

0,6

0,9

12.

13

М

0,8

1,4

1,7

1,2

1,3

13.

13

М

1,2

1,2

1,4

0,3

1,5

14.

13

М

1,3

0,8

0,7

0,0

1,0

15.

13

М

1,3

1,2

1,1

0,8

1,8

16.

14

М

1,3

1,2

1,2

0,6

1,5

17.

14

М

1,4

0,7

0,5

0,1

1,3

18.

14

М

0,8

1,1

1,3

0,3

0,7

19.

13

Ж

1,4

1,1

1,3

0,7

1,9

20.

14

М

0,7

0,8

0,8

0,7

0,7

Среднее значение

1, 20

1,10

1,01

0,53

1,35


Таблица 3.2 Численная обработка результатов теста ситуативной тревожности (ST):

№ в/са

Возраст

Пол

Уровень личностной тревожности

Среднее значение

Низкий

Средний

Высокий

1.

13

Ж

2,29

2,17

2,86

2,44

2.

13

Ж

2,43

3,33

2,0

2,59

3.

13

Ж

2,86

1,83

1,0

1,90

4.

13

Ж

3,57

2,17

1,42

2,39

5.

13

Ж

3,57

2,17

1,43

2,39

6.

13

Ж

2,57

2,17

1,43

2,06

7.

14

Ж

3,14

1,33

1,0

1,82

8.

14

Ж

3,14

2,17

1,43

2,25

9.

14

Ж

3,29

2,0

1,43

2,24

10.

14

Ж

3,57

2,17

1,57

2,44

11.

13

М

3,29

2,5

2,43

2,74

12.

13

М

2,43

3,17

2,29

2,63

13.

13

М

3,43

2,0

1,14

2, 19

14.

13

М

2,86

2,5

2,0

2,45

15.

13

М

3,86

2,33

2,57

2,92

16.

14

М

2,86

2,67

2,14

2,56

17.

14

М

4,0

2,0

1,0

2,33

18.

14

М

2,29

1,67

1,29

1,75

19.

13

Ж

3,14

2,0

1,0

2,05

20.

14

М

2,29

2,83

2,14

2,42

Среднее значение

3,04

2,26

1,68

2,33


Таблица 3.3 Численная обработка результатов теста личностной тревожности (LT):

№ в/са

Возраст

Пол

Уровень личностной тревожности

Среднее значение

Низкий

Средний

Высокий

1.

13

Ж

2,14

3,0

2,57

2,57

2.

13

Ж

2,86

3,0

2,43

2,76

3.

13

Ж

3,29

2,67

2,71

2,59

4.

13

Ж

3,0

2,0

2,86

2,62

5.

13

Ж

2,71

2,0

2,29

2,33

6.

13

Ж

2,86

3,67

2,0

2,84

7.

14

Ж

2,43

1,83

1,43

1,90

8.

14

Ж

2,86

2,83

3,14

2,94

9.

14

Ж

2,86

1,83

1,57

2,09

10.

14

Ж

3,0

3,0

2,43

2,81

11.

13

М

2,71

3,0

3,57

3,09

12.

13

М

2,43

2,50

2,57

2,50

13.

13

М

3,43

2,33

2,43

2,72

14.

13

М

2,57

2,17

1,29

2,01

15.

13

М

3,57

2,0

2,0

2,52

16.

14

М

3,43

2,83

2,0

2,75

17.

14

М

4,0

1,83

1,0

2,28

18.

14

М

2,71

2,50

2,57

2,59

19.

13

Ж

2,57

2,0

2,29

2,29

20.

14

М

2,57

2,50

2,57

2,55

Среднее значение

2,90

2,47

2,35

2,57



Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.