РУБРИКИ |
Психологические особенности отношений подростков со взрослыми |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психологические особенности отношений подростков со взрослыми3. Баланс враждебности и позитивного интереса со стороны родителей демонстрирует наличие выраженных проблем в сфере эмоционального благополучия подростков, в области формирования их самоуважения, отношения к себе как к самоценной и достойной личности. Результаты теста позволяют сделать вывод об малой выраженности негативного воздействия на подростков со стороны родителей. Тем не менее, существуют единичные случаи проявления автономности, непоследовательности, директивности и враждебности. Таким образом, очевидна ценность профилактической работы родителей с школьными педагогами, классными руководителями, психологами и социальными педагогами. Особенно важной представляется работа по формированию у родителей подростков отношения к ним как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни. Необходимо повысить в глазах родителей ценность общения со своими детьми-подростками, при этом дав им понять, что отсутствие гиперопеки и жесткого контроля не означает равнодушия, а для осуществления заинтересованного взаимодействия требуется не столько время, сколько умение испытывать и проявлять искренний интерес к нуждам ребенка и его психологическому состоянию. Целесообразным является формирование у родителей подростков системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с ними; овладение такими навыками и систематическое применение их могло бы снять проблему непоследовательности при общении с детьми. Столь же актуальна и психологическая работа с подростками по проблемам их взаимоотношений с родителями, поскольку, как показывают полученные результаты, достаточно большое количество детей не удовлетворено своими взаимоотношениями с родителями, или, по крайней мере, хотя бы одним из аспектов этих отношений. Поскольку родители вряд ли могут быстро и безболезненно изменить свою философию или привычки, подросткам необходимо попытаться понять своих родителей и приспособиться к их требованиям. Если сами подростки будут способны помочь родителям понять своих детей, они смогут в будущем смягчить конфликты. Подростки нуждаются в том, чтобы им помогли осознать причины своих конфликтов с родителями и то, что эти конфликты являются обычным следствием их взросления и порождаются существующими объективно психологическими различиями между людьми разных поколений. ЗаключениеНа основании изложенного материала можно сделать вывод, что межличностные отношения подростка с взрослыми представляют собой комплексную систему, компоненты которой находятся в динамическом взаимодействии. Принципы взаимосвязи компонент системы мы раскрыли в ходе достижения поставленных задач. В ходе исследования мы выяснили, что существует прямая зависимость между стилем отношения взрослого к подросткам и достоверностью субъективно воспринимаемой им картины взаимоотношений людей. Существенными основаниями тревожности подростков являются стили педагогического общения и субъективно воспринимаемые особенности родительского отношения. Родители с высокой выраженностью "позитивного интереса" к своему ребенку определяют низкий уровень тревожности подростков, чем родители с высокими показателями по шкалам "директивности", "враждебности", "автономности" и "непоследовательности", что отражается в результатах исследования. Выявленный в настоящем исследовании факт преобладания высокого уровня важности для подростков родителей с высокой выраженностью "позитивного интереса" позволяет сделать вывод о неудовлетворенности потребности подростка в информации, которая необходима для адекватной социализации и может быть получена именно через жизненный опыт взрослых. Однако приобщение к этому опыту и стоящим за ним ценностям затруднено, если взрослые используют неадекватные стили отношения к подростку. Таким образом, результаты нашего исследования, проведенный анализ, а также сделанные на его основе выводы подтвердили выдвинутые нами гипотезы и положения. На мой взгляд, более углубленное изучение этой темы необходимо, для разработки практических рекомендаций для психологов, родителей и педагогов по оптимизации отношений межличностной значимости подростка с взрослыми. Родителям необходимо анализировать и изменять свои отношения с детьми, для того чтобы дома царила благоприятная атмосфера. Трудности подросткового возраста - это преимущественно трудности полового созревания и расставания с детством, которые прорываются в серии внешних конфликтов, в частности, с родителями и вообще со старшими. Задача родителей понять изменения своих детей и по возможности перейти на новый стиль общения с подростком, то есть относиться к нему как взрослому человеку. Список использованных использованных литературных источников1. Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления / Ю.М. Антонян. - М., 1973. - 82 с. 2. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура. - М., 1997. - 56 с. 3. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 1991. - 324 с. 4. Жинот Х. Родители и подросток / Х. Жинот. - Ростов н/Дону: Феникс, 1997. - 224 с. 5. Кон И.С. Психология дружбы / И.С. Кон. - М., 1973. - 215 с. 6. Кравченко А.И. Родителям о подростках / А.И. Кравченко. - М., 2002. - 432 с. 7. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М., 1999. - 215 с. 8. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 1998. - 203 с. 9. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М., 1996. - 374 с. 10. Райгородский Д.Я. Подросток и семья. Хрестоматия / Д.Я. Раайгородский. - Самара: Издательский Дом БАХРАМ-М., 2002. - 656 с. 11. Реан А.А. Подросток / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с. 12. Регуш Л.А. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с. 13. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с. 14. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 267 с. 15. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с. 16. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 768 с. 17. #"#">www.didascal.ru 18. #"#">www.lib.ua-ru. net 19. #"#">www.psyinst.ru ПриложенияПриложение 1 Возраст _________________ Пол _____________________ Дата ____________________ Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений, не пропуская ни одного из них, и отметьте кружком подходящую для Вас цифру в зависимости от того, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших родителей. Если Вы считаете, что утверждение полностью передает воспитательные принципы ваших родителей, то обведите в кружок цифру "2". Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит Вашим родителям, то обведите цифру "1". Если же, по Вашему мнению, утверждение не относиться к Вашим родителям, то обведите цифру "0".
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из утверждений; в зависимости от самочувствия в данный момент выберите из четырех возможных вариантов один и обведите цифру, соответствующую этому ответу. Если Вы считаете, что утверждение полностью передает Ваше состояние в данный момент, то обведите в кружок цифры "4". Если Вы считаете, что данное высказывание соответствует Вашему самочувствию скорее да, чем нет, то обведите цифру "3". Если Вы считаете, что данное высказывание передает Ваше настроение скорее нет, чем да, то обведите цифру "2". Если же, по Вашему мнению, утверждение не относиться к Вашему самочувствию в данный момент, то обведите цифру "1".
Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и отметьте кружком подходящую для вас цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Если Вы считаете, что утверждение полностью передает Ваше обычное состояние, то обведите в кружок цифры "4". Если Вы считаете, что данное высказывание соответствует Вашему самочувствию скорее да, чем нет, то обведите цифру "3". Если Вы считаете, что данное высказывание передает Ваше настроение скорее нет, чем да, то обведите цифру "2". Если же, по Вашему мнению, утверждение не относиться к Вашему обычному самочувствию, то обведите цифру "1".
Приложение 2 Таблица 2.1 Обработка результатов теста "Подростки о родителях":
Таблица 2.2 Обработка результатов теста ситуативной тревожности (ST):
Таблица 2.3 Обработка результатов теста личностной тревожности (LT):
Приложение 3 Таблица 3.1 Численная обработка результатов теста "Подростки о родителях":
Таблица 3.2 Численная обработка результатов теста ситуативной тревожности (ST):
Таблица 3.3 Численная обработка результатов теста личностной тревожности (LT):
|
|
© 2010 |
|