РУБРИКИ |
Психологические особенности творческой личности |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психологические особенности творческой личности· уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я". В качестве исходного принимается различие содержания "Я-образа" (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Опросник включает следующее шкалы. • Шкала S - глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство "за" или "против" собственно "Я" испытуемого. • Шкала I - самоуважение. • Шкала II - аутосимпатия. • Шкала III - ожидаемое отношение от других. • Шкала IV - самоинтерес. Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес "Я" испытуемого. • Шкала 1 - самоуверенность; • Шкала 2 - отношение других; • Шкала 3 - самопринятие; • Шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность; • Шкала 5 - самообвинение; • Шкала 6 - самоинтерес; • Шкала 7 – самопонимание; 2.2 Исследование На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика изучения методика "Тип мышления", модификация Г. Резапкиной, которая выявляет определенный тип мышления. С помощью данной методики были получены следующие данные в баллах, которые представлены в таблице ниже:
Анализ полученных результатов: рассматривая полученные данные, мы можем сказать, что большинству испытуемых свойственен креативный тип мышления – 55% испытуемых; с наглядно-образным, словесно-логическим типом и абстрактно-логическим типом мышления по 15% всех испытуемых Методика №2 - опросник самоотношения С помощью данного опросника (Приложение №2) нам удалось выявить уровень самоотношения, все данные предоставлены в таблице:
Показатели выраженности признака: — 50 – признак не выражен; — 50 – 74 – признак выражен; — выше 74 – признак ярко выражен; Таким образом, мы получили следующие обработанные данные, по уровню самоотношения у испытуемых: Глобальное самоотношение: · ярко выражено у испытуемых под: №2,4,5,8,10,12,15,16,17,18; · признак выражен: №1,3,6,9,11,13,19,20; · признак не выражен: №7,14. Шкала (I) Самоуважение: · ярко выражено у испытуемых под: №2,5,8,12,17; · признак выражен: №4,6,10,11,13,15,16,18,20; · признак не выражен: №3,7,9,14,19. Шкала (II) Аутосимпатия: · ярко выражено у испытуемых под: - нет; · признак выражен: №2,5,10,12,13,15,17,20; · признак не выражен: №1,3,6,7,8,9,11,14,16,18,19; Шкала (III) Ожидаемое отношение от других: · ярко выражено у испытуемых под: №5; · признак выражен: №2,6,15; · признак не выражен: №1,3,4,7,8,9,10,11,12,13,14,16,18,19,20; Шкала (IV) Самоинтерес: · ярко выражено у испытуемых под: №4,6,10; · признак выражен: №2,3,5,9,13,15,20; · признак не выражен: №1,4,7,8,11,12,14,16,17,18,19; Анализ полученных результатов: полученные данные испытуемых свидетельствуют о типичной неравномерности выраженности определяемого признака и уровня самоотношения в юношеском возрасте, колебания данных от максимальной оценки до минимальной. Подобные данные свидетельствуют о неустойчивом фоне выраженности отношения к себе, поиск себя, как личности. Рассматривая каждую из исследуемых показателей по шкалам, можно сказать, что в целом у испытуемых определенно положительное самоотношение "за себя" - достаточная уверенность в своих возможностях в деятельности и в творчестве. Лишь у испытуемых под №7 и 14 глобальное внутреннее самоотношение определенно имеет негативную самооценку. Также по данным первой методики у данных испытуемых выявлен абстрактно-символический тип мышления. У 25% испытуемых уровень самоуважения низкий, это свидетельствует о том, что данные испытуемые подвержены, оценивать свое творчество слишком критично и зачастую не могут быть самопоследовательным в своих решениях. По данным первой методики тип мышления имеет различный характер. Показатели аутосимпатии среди испытуемых свидетельствуют преимущественно виденье в себе недостатков и самокритичную самооценку, готовность к самообвинению – у 55% всех испытуемых. 75% испытуемым важна оценка их деятельности и творчества, что подтверждают показатели по шкале ожидаемое отношение от других. Ясное представление смысла и содержания осуществляемой деятельности, творчества, выраженное желание к новому и интерес к самому себе как к личности, ярко выражен лишь у трех испытуемых (15% от всех испытуемых). Заключение В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема психологических особенностей творческой личности не была обделена вниманием. Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие. Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе по теме – Психологические особенности творческой личности, не наподдается сомнению, и будет, изучается снова, и снова. В написании этой работы перед нами стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы творческой личности. Здесь были проанализированы работы О. Кульчицкой, Я. Козелецкого, Т. Рибо, Б. А. Лезина, П. К. Энгельмейера, А. М. Блоха, Ф. Ю. Левинсон-Лессинга, Г. Уоллеса и др. Для осмысления исследуемой проблемы был проведен анализ исследований по оценке и самооценке в творчестве, особое внимание уделялось структуре творческой личности. Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработки используемых методик. Общие выводы по проведенному исследованию: при проведении данного исследования были решены, поставленные в нем задачи: 1. использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования; 2. провести отбор методов, являющихся наиболее эффективными для определения психологических особенностей творческой личности в соответствии с гипотезой; 3. выявить тип мышления и уровень самоотношения с помощью специализированных методик; 4. сделать анализ результатов проведенного исследования. После решения этих задач мы пришли к таким заключениям: I. данные испытуемых свидетельствуют о типичной неравномерности выраженности определяемого признака и уровня самоотношения в юношеском возрасте, колебания данных от максимальной оценки до минимальной. Подобные данные свидетельствуют о неустойчивом фоне выраженности отношения к себе, поиск себя, как личности. II. качественные показатели измерения личностных показателей участников экспериментальной группы отражены в характеристиках, которые представлены в практической части и являются достаточно многомерными. III. у творческой личности уровень самоотношения никак не зависит от типа мышления, лишь у двух испытуемых под №7 и 14 есть зависимость между типом мышления и низким уровнем самоотношения. Таким образом, гипотеза исследования о том, что у творческой личности преобладает определенный тип мышления и устанавливается зависимость к определенному отношению к себе, как к личности, нельзя подтвердить. Список используемой литературы 1. Арт-терапия / под ред. А.И. Копытина, - СПб.: Питер, 2001. – 320 с. 2. Боно Э. Серьёзное творческое мышление / Э. Боно, - М.: Попурри, 2005. – 416 с. 3. Бердяев Н. Смысл творчества / Н. Бердяев, - М.: Прогресс, 1989. – 269 с. 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский, - М.: Просвещение, 1991. – 93 с. 5. Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения / А.Л. Галин, - Новосибирск: 2001. – 228 с. 6. Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Ю.Б. Гатанов, "Психологическая наука и образование", - 1998. - №1 – С. 10 – 14. 7. Гераимчук И.М. Философия творчества / И.М. Гераимчук, - М.: Эксмо, 2006. – 120 с. 8. Интеллект и творчество / под ред. А.Н. Воронина, - М.: Прогресс, - 1999. – 266 с. 9. Дженнингс С., Минде А. Сны, маски, образы. Практикум по арт-терапии / С. Дженнингс, А. Минде, - М.: Эксмо, 2003. – 384 с. 10. Кэмерон Д. Путь художника – ваша творческая мастерская / Джулия Кэмерон, - М.: Гардарики, 2005. – 101 с. 11. Майданов А.С. Методология научного творчества / А.С. Майданов, - М.: ЛКИ, 2007. – 512 с. 12. Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К. Методы развития памяти, мышления и воображения / И.Ю. Матюгин, - М.: Эйдос, 1996. – 59 с. 13. Николаенко Н.Н. Психология творчества / под ред. Л.М. Шипицыной, - СПб.: Речь, 2005. – 277 с. 14. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин, - М.: Просвещение, 1990. – 160 с. 15. Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества / Н.Т. Оганесян, - М.: Флинта, 2007. – 528 с. 16. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек / В.Д. Пекелис, - М.: Знание, 1986. – 272 с. 17. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев, - М.: Академия, 1998. – 296 с. 18. Пряжников Н.С. Методы активации духовного потенциала личности / Н.С. Пряжников, - М.: МОДЭК, 2008. – 168 с. 19. Пуфаль-Струзик И. Творческий путь в "трансгрессивной концепции личности" // И. Пуфаль-Струзик, "Психологическая наука и образование", - 2002. - №2. – С. 76 – 85. 20. Сельченок К. Психология художественного творчества / К. Сельченок, - М.: Прогресс, 1997. – 297 с. 21. Тед Фолконар Творческий интеллект и самоосвобождение / Тед Фолконар, - М.: "КСП+", 2003. – 200 с. 22. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности / О.К. Тихомиров, - М.: Эксмо, 2000. – 246 с. 23. Яковлев В.Ф. Виртуальные миры трансового рисунка, или "Я требую, чтобы меня пожалели" / В.Ф. Яковлев, - М.: Класс, 2006. – 304 с. 24. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // М.Г. Ярошевский, "Вопросы психологии", - №6, 1985. – С. 14 – 24. 25. Эдварде Б. Художники внутри вас / Б. Эдварде, - МН.: Попурри, 2000. – 256 с Методика "Тип мышления" (методика в модификации Г. Резапкиной) Инструкция. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус.
Тестовый материал: 1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому. 2. Мне интересно составлять компьютерные программы. 3. Я люблю читать книги. 4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура. 5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить. 6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках. 7. Я люблю играть в шахматы. 8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме. 9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события. 10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу. 11. Мне нравится все делать своими руками. 12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями. 13. Я придаю большое значение сказанному слову. 14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины. 15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче. 16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок. 17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений. 18. Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста. 19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе. 20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат. 21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего. 22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику). 23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов. 24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события. 25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе. 26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать. 27. Я понимаю красоту математических формул. 28. Мне легко говорить перед любой аудиторией. 29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты. 30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно. 31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить. 32. Мне интересно было бы расшифровать древние тексты. 33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка. 34. Красота для меня важнее, чем польза. 35. Не люблю ходить одним и тем же путем. 36. Истинно только то, что можно потрогать руками. 37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения. 38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю. 39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма. 40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства. Обработка и интерпретация результатов Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий). 1. Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов. 2. Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки. 3. Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям. 4. Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением. 5. Креативность (К) – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности. В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим. Приложение 2 Опросник самоотношения В.В. Столин, С. Р. Пантилеев Инструкция к тесту Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак "+", если не согласны то знак "-". Тестовый материал: 1. Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией. 2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом. 3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой. 4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки. 5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других. 6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности. 7. Мое "Я" всегда мне интересно. 8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя. 9. В моей жизни есть или по крайней мере были люди с которыми я был чрезвычайно близок. 10. Собственное уважение мне еще надо заслужить. 11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел; 12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям. 13. Я сам хотел во многом себя переделать. 14. Мое собственное "Я" не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания. 15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни. 16. Если я; и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе. 17. Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным. 18. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки. 19. Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения. 20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником. 21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне. 22. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной. 23. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное. 24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой. 25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни - это подчиниться собственной судьбе. 26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего. 27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать. 28. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским; 29. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно. 30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время. 31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое. 32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых. 33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека. 34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю о себя, разумно ли это. 35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он бы тут же понял, какое я ничтожество. 36. Временами я сам собой восхищаюсь. 37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко. 38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек. 39. Без посторонней помощи я мало что могу сделать. 40. Иногда я сам себя плохо понимаю. 41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности. 42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко. 43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других неприязнь. 44. Большинство моих знакомых не принимают меня уж так всерьез. 45. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения. 46. Я вполне могу сказать, что уважаю себя сам. 47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими. 48. В целом, меня устраивает то, какой я есть. 49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему. 50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности. 51. Если бы мое второе "Я" существовало, то для меня это был бы партнер по общению. 52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком. 53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно. 54. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки. 55. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести. 56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: "И поделом тебе". 57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу. Номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор. Шкала S (глобальное самоотношение) • "+": 2, 5, 23, 33, 37, 42, 46, 48, 52, 53, 57. • "-": 6, 8, 9, 13, 14, 16, 18, 25, 27, 30, 31, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56. Шкала самоуважения (I) • "+": 2, 23, 53, 57. • "-": 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50. Шкала аутосимпатии (II) • "+": 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54. • "-": 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56. Шкала ожидаемого отношения от других (III) • "+": 1, 5, 10, 15, 42, 55. • "-": 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49. Шкала самоинтересов (IV): • "+": 7, 17, 20, 33, 34, 52. • "-": 14, 51. Шкала самоуверенности (1): • "+": 2, 23, 37, 42, 46. • "-": 38, 39. 41. Шкала отношения других (2): • "+": 1, 5, 10, 52, 55. • "-": 32, 43, 44. Шкала самопринятия (3): • "+": 12, 18, 28, 47, 48, 54 • "-": 21. Щкала самопоследовательности (саморуководства; 4) • "+": 50, 57. • "-": 25, 27, 31, 35, 36. Шкала самообвинения (5): • "+": 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56. Шкала самоинтереса (6):: • "+": 17, 20, 33. • "-": 26, 30, 49, 51. Шкала самолонимания (7): • "+": 53. • "-": 6, 8, 13, 15, 22, 40. За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Полученный "сырой балл" по каждому фактору переводится в накопленные частоты (в %). Описание шкал теста Глобальное самоотношение - внутренне-недифференцированное чувство "за" и "против" самого себя. Самоуважение - шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся "внутренней последовательности", "самопонимания", "самоуверенности". Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя. Аутосимпатия - шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному "Я". В шкалу вошли пункты, касающиеся "самопринятия", "самообвинения". В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе - видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров ("и поделом тебе"). Самоинтерес - шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой "на равных", уверенность в своей интересности для других. Ожидаемое отношение от других - шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|