РУБРИКИ

Психологические особенности творческой личности

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психологические особенности творческой личности

·                               уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я".

В качестве исходного принимается различие содержания "Я-образа" (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Опросник включает следующее шкалы.

• Шкала S - глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство "за" или "против" собственно "Я" испытуемого.

• Шкала I - самоуважение.

• Шкала II - аутосимпатия.

• Шкала III - ожидаемое отношение от других.

• Шкала IV - самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес "Я" испытуемого.

• Шкала 1 - самоуверенность;

• Шкала 2 - отношение других;

• Шкала 3 - самопринятие;

• Шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность;

• Шкала 5 - самообвинение;

• Шкала 6 - самоинтерес;

• Шкала 7 – самопонимание;

2.2 Исследование


На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика изучения методика "Тип мышления", модификация Г. Резапкиной, которая выявляет определенный тип мышления. С помощью данной методики были получены следующие данные в баллах, которые представлены в таблице ниже:


Испытуемые

П-Д

А-С

С-Л

Н-О

К

Ведущий тип мышления

№1 (жен., 14 лет)

2

0

4

5

6

креативный

№2 (муж., 16 лет)

1

0

1

1

7

креативный

№3 (жен., 12 лет)

3

6

2

5

4

абстрактно-символический

№4 (жен., 14 лет)

3

1

2

1

6

креативный

№5 (жен., 16 лет)

0

2

1

2

4

креативный

№6 (жен., 14 лет)

2

4

6

4

3

словесно-логический

№7 (жен., 15 лет)

0

7

2

2

6

абстрактно-символический

№8 (муж., 15 лет)

2

4

1

5

7

креативный

№9 (жен., 14 лет)

1

0

6

2

4

словесно-логический

№10 (муж., 16 лет)

3

4

1

4

6

креативный

№11 (жен., 12 лет)

4

2

2

6

3

наглядно-образный

№12 (жен., 17 лет)

0

1

4

3

6

креативный

№13 (муж., 17 лет)

2

3

6

0

2

словесно-логический

№14 (жен., 16 лет)

2

7

4

5

4

абстрактно-символический

№15 (жен., 14 лет)

0

4

0

3

6

креативный

№16 (жен., 15 лет)

4

2

1

6

1

наглядно-образный

№17 (жен., 13 лет)

3

4

2

4

7

креативный

№18 (муж., 16 лет)

2

2

6

2

8

креативный

№19 (жен., 14 лет)

0

2

0

2

6

креативный

№20 (жен., 16 лет)

3

3

2

6

2

наглядно-образный


Анализ полученных результатов:

рассматривая полученные данные, мы можем сказать, что большинству испытуемых свойственен креативный тип мышления – 55% испытуемых; с наглядно-образным, словесно-логическим типом и абстрактно-логическим типом мышления по 15% всех испытуемых

Методика №2 - опросник самоотношения

С помощью данного опросника (Приложение №2) нам удалось выявить уровень самоотношения, все данные предоставлены в таблице:


Испытуемые

глобальное самоотношение

Шкала (I)

Шкала (II)

Шкала (III)

Шкала (IV)

№1 (жен., 14 лет)

69,33

44,67

9

17,67

29

№2 (муж., 16 лет)

90,67

86,67

69,67

72,33

71,33

№3 (жен., 12 лет)

69,33

25,33

16

6

71,33

№4 (жен., 14 лет)

74,33

71,33

47

9

92,33

№5 (жен., 16 лет)

74,33

86,67

58,33

91,33

71,33

№6 (жен., 14 лет)

69,33

58,67

21,67

72,33

92,33

№7 (жен., 15 лет)

38,33

25,33

16

27,33

29

№8 (муж., 15 лет)

99,67

71,33

9

17,67

49,67

№9 (жен., 14 лет)

62,67

44,67

21,67

27,33

71,33

№10 (муж., 16 лет)

80

58,67

69,67

53

92,33

№11 (жен., 12 лет)

62,67

58,67

16

17,67

49,67

№12 (жен., 17 лет)

85

86,67

58,33

6

49,67

№13 (муж., 17 лет)

55,33

58,67

69,67

9

71,33

№14 (жен., 16 лет)

49

25,33

9

39,67

29

№15 (жен., 14 лет)

85

71,33

69,67

72,33

71,33

№16 (жен., 15 лет)

74,33

71,33

47

17,67

49,67

№17 (жен., 13 лет)

85

86,67

58,33

53

29

№18 (муж., 16 лет)

80

58,67

21,67

27,33

49,67

№19 (жен., 14 лет)

55,33

25,33

21,67

6

29

№20 (жен., 16 лет)

62,67

71,33

69,67

9

71,33


Показатели выраженности признака:

—                             50 – признак не выражен;

—                             50 – 74 – признак выражен;

—                             выше 74 – признак ярко выражен;

Таким образом, мы получили следующие обработанные данные, по уровню самоотношения у испытуемых:

Глобальное самоотношение:

·                               ярко выражено у испытуемых под: №2,4,5,8,10,12,15,16,17,18;

·                               признак выражен: №1,3,6,9,11,13,19,20;

·                               признак не выражен: №7,14.

Шкала (I) Самоуважение:

·                               ярко выражено у испытуемых под: №2,5,8,12,17;

·                               признак выражен: №4,6,10,11,13,15,16,18,20;

·                               признак не выражен: №3,7,9,14,19.

Шкала (II) Аутосимпатия:

·                               ярко выражено у испытуемых под: - нет;

·                               признак выражен: №2,5,10,12,13,15,17,20;

·                               признак не выражен: №1,3,6,7,8,9,11,14,16,18,19;

Шкала (III) Ожидаемое отношение от других:

·                               ярко выражено у испытуемых под: №5;

·                               признак выражен: №2,6,15;

·                               признак не выражен: №1,3,4,7,8,9,10,11,12,13,14,16,18,19,20;

Шкала (IV) Самоинтерес:

·                               ярко выражено у испытуемых под: №4,6,10;

·                               признак выражен: №2,3,5,9,13,15,20;

·                               признак не выражен: №1,4,7,8,11,12,14,16,17,18,19;

Анализ полученных результатов:

полученные данные испытуемых свидетельствуют о типичной неравномерности выраженности определяемого признака и уровня самоотношения в юношеском возрасте, колебания данных от максимальной оценки до минимальной. Подобные данные свидетельствуют о неустойчивом фоне выраженности отношения к себе, поиск себя, как личности.

Рассматривая каждую из исследуемых показателей по шкалам, можно сказать, что в целом у испытуемых определенно положительное самоотношение "за себя" - достаточная уверенность в своих возможностях в деятельности и в творчестве. Лишь у испытуемых под №7 и 14 глобальное внутреннее самоотношение определенно имеет негативную самооценку. Также по данным первой методики у данных испытуемых выявлен абстрактно-символический тип мышления.

У 25% испытуемых уровень самоуважения низкий, это свидетельствует о том, что данные испытуемые подвержены, оценивать свое творчество слишком критично и зачастую не могут быть самопоследовательным в своих решениях. По данным первой методики тип мышления имеет различный характер.

Показатели аутосимпатии среди испытуемых свидетельствуют преимущественно виденье в себе недостатков и самокритичную самооценку, готовность к самообвинению – у 55% всех испытуемых.

75% испытуемым важна оценка их деятельности и творчества, что подтверждают показатели по шкале ожидаемое отношение от других.

Ясное представление смысла и содержания осуществляемой деятельности, творчества, выраженное желание к новому и интерес к самому себе как к личности, ярко выражен лишь у трех испытуемых (15% от всех испытуемых).


Заключение

В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема психологических особенностей творческой личности не была обделена вниманием. Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.

Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе по теме – Психологические особенности творческой личности, не наподдается сомнению, и будет, изучается снова, и снова.

В написании этой работы перед нами стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы творческой личности. Здесь были проанализированы работы О. Кульчицкой, Я. Козелецкого, Т. Рибо, Б. А. Лезина, П. К. Энгельмейера, А. М. Блоха, Ф. Ю. Левинсон-Лессинга, Г. Уоллеса и др.

Для осмысления исследуемой проблемы был проведен анализ исследований по оценке и самооценке в творчестве, особое внимание уделялось структуре творческой личности.

Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработки используемых методик. Общие выводы по проведенному исследованию: при проведении данного исследования были решены, поставленные в нем задачи:

1.                 использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;

2.                 провести отбор методов, являющихся наиболее эффективными для определения психологических особенностей творческой личности в соответствии с гипотезой;

3.                 выявить тип мышления и уровень самоотношения с помощью специализированных методик;

4.                 сделать анализ результатов проведенного исследования.

После решения этих задач мы пришли к таким заключениям:

                  I.                        данные испытуемых свидетельствуют о типичной неравномерности выраженности определяемого признака и уровня самоотношения в юношеском возрасте, колебания данных от максимальной оценки до минимальной. Подобные данные свидетельствуют о неустойчивом фоне выраженности отношения к себе, поиск себя, как личности.

               II.                        качественные показатели измерения личностных показателей участников экспериментальной группы отражены в характеристиках, которые представлены в практической части и являются достаточно многомерными.

            III.                        у творческой личности уровень самоотношения никак не зависит от типа мышления, лишь у двух испытуемых под №7 и 14 есть зависимость между типом мышления и низким уровнем самоотношения.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что у творческой личности преобладает определенный тип мышления и устанавливается зависимость к определенному отношению к себе, как к личности, нельзя подтвердить.


Список используемой литературы

1.     Арт-терапия / под ред. А.И. Копытина, - СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

2.     Боно Э. Серьёзное творческое мышление / Э. Боно, - М.: Попурри, 2005. – 416 с.

3.     Бердяев Н. Смысл творчества / Н. Бердяев, - М.: Прогресс, 1989. – 269 с.

4.     Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский, - М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

5.     Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения / А.Л. Галин, - Новосибирск: 2001. – 228 с.

6.     Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Ю.Б. Гатанов, "Психологическая наука и образование", - 1998. - №1 – С. 10 – 14.

7.     Гераимчук И.М. Философия творчества / И.М. Гераимчук, - М.: Эксмо, 2006. – 120 с.

8.     Интеллект и творчество / под ред. А.Н. Воронина, - М.: Прогресс, - 1999. – 266 с.

9.     Дженнингс С., Минде А. Сны, маски, образы. Практикум по арт-терапии / С. Дженнингс, А. Минде, - М.: Эксмо, 2003. – 384 с.

10. Кэмерон Д. Путь художника – ваша творческая мастерская / Джулия Кэмерон, - М.: Гардарики, 2005. – 101 с.

11. Майданов А.С. Методология научного творчества / А.С. Майданов, - М.: ЛКИ, 2007. – 512 с.

12. Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К. Методы развития памяти, мышления и воображения / И.Ю. Матюгин, - М.: Эйдос, 1996. – 59 с.

13. Николаенко Н.Н. Психология творчества / под ред. Л.М. Шипицыной, - СПб.: Речь, 2005. – 277 с.

14. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин, - М.: Просвещение, 1990. – 160 с.

15. Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества / Н.Т. Оганесян, - М.: Флинта, 2007. – 528 с.

16. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек / В.Д. Пекелис, - М.: Знание, 1986. – 272 с.

17. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев, - М.: Академия, 1998. – 296 с.

18. Пряжников Н.С. Методы активации духовного потенциала личности / Н.С. Пряжников, - М.: МОДЭК, 2008. – 168 с.

19. Пуфаль-Струзик И. Творческий путь в "трансгрессивной концепции личности" // И. Пуфаль-Струзик, "Психологическая наука и образование", - 2002. - №2. – С. 76 – 85.

20. Сельченок К. Психология художественного творчества / К. Сельченок, - М.: Прогресс, 1997. – 297 с.

21. Тед Фолконар Творческий интеллект и самоосвобождение / Тед Фолконар, - М.: "КСП+", 2003. – 200 с.

22. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности / О.К. Тихомиров, - М.: Эксмо, 2000. – 246 с.

23. Яковлев В.Ф. Виртуальные миры трансового рисунка, или "Я требую, чтобы меня пожалели" / В.Ф. Яковлев, - М.: Класс, 2006. – 304 с.

24. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // М.Г. Ярошевский, "Вопросы психологии", - №6, 1985. – С. 14 – 24.

25. Эдварде Б. Художники внутри вас / Б. Эдварде, - МН.: Попурри, 2000. – 256 с


Приложение 1


Методика "Тип мышления" (методика в модификации Г. Резапкиной)

Инструкция. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус.


П-Д

А-С

С-Л

Н-О

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

 

 

 

 

 

Тестовый материал:

1.                 Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2.                 Мне интересно составлять компьютерные программы.

3.                 Я люблю читать книги.

4.                 Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5.                 Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6.                 Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

7.                 Я люблю играть в шахматы.

8.                 Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9.                 Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.

10.            Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

11.            Мне нравится все делать своими руками.

12.            В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

13.            Я придаю большое значение сказанному слову.

14.            Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

15.            Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16.            При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17.            Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18.            Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.

19.            Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

20.            Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21.            Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.

22.            Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23.            Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

24.            Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25.            Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

26.            Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27.            Я понимаю красоту математических формул.

28.            Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29.            Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30.            Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31.            Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

32.            Мне интересно было бы расшифровать древние тексты.

33.            Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

34.            Красота для меня важнее, чем польза.

35.            Не люблю ходить одним и тем же путем.

36.            Истинно только то, что можно потрогать руками.

37.            Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

38.            Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

39.            Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.

40.            Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка.

Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий).

1.                 Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

2.                 Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3.                 Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4.                 Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

5.                 Креативность (К) – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.


Приложение 2

Опросник самоотношения В.В. Столин, С. Р. Пантилеев

Инструкция к тесту

Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак "+", если не согласны то знак "-".

Тестовый материал:

1. Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.

2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.

3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.

4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.

5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.

6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.

7. Мое "Я" всегда мне интересно.

8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

9. В моей жизни есть или по крайней мере были люди с которыми я был чрезвычайно близок.

10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.

11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел;

12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

13. Я сам хотел во многом себя переделать.

14. Мое собственное "Я" не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.

16. Если я; и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

17. Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.

18. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

19. Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.

20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.

22. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.

23. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни - это подчиниться собственной судьбе.

26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.

27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.

28. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским;

29. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.

30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.

32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.

33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.

34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю о себя, разумно ли это.

35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он бы тут же понял, какое я ничтожество.

36. Временами я сам собой восхищаюсь.

37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.

39. Без посторонней помощи я мало что могу сделать.

40. Иногда я сам себя плохо понимаю.

41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других неприязнь.

44. Большинство моих знакомых не принимают меня уж так всерьез.

45. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

46. Я вполне могу сказать, что уважаю себя сам.

47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.

48. В целом, меня устраивает то, какой я есть.

49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему.

50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.

51. Если бы мое второе "Я" существовало, то для меня это был бы партнер по общению.

52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.

54. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

55. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.

56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: "И поделом тебе".

57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

Номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.

Шкала S (глобальное самоотношение)

• "+": 2, 5, 23, 33, 37, 42, 46, 48, 52, 53, 57.

• "-": 6, 8, 9, 13, 14, 16, 18, 25, 27, 30, 31, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.

Шкала самоуважения (I)

• "+": 2, 23, 53, 57.

• "-": 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50. Шкала аутосимпатии (II)

• "+": 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54.

• "-": 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.

Шкала ожидаемого отношения от других (III)

• "+": 1, 5, 10, 15, 42, 55.

• "-": 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.

Шкала самоинтересов (IV):

• "+": 7, 17, 20, 33, 34, 52.

• "-": 14, 51.

Шкала самоуверенности (1):

• "+": 2, 23, 37, 42, 46.

• "-": 38, 39. 41.

Шкала отношения других (2):

• "+": 1, 5, 10, 52, 55.

• "-": 32, 43, 44.

Шкала самопринятия (3):

• "+": 12, 18, 28, 47, 48, 54

• "-": 21.

Щкала самопоследовательности (саморуководства; 4)

• "+": 50, 57.

• "-": 25, 27, 31, 35, 36.

Шкала самообвинения (5):

• "+": 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56.

Шкала самоинтереса (6)::

• "+": 17, 20, 33.

• "-": 26, 30, 49, 51.

Шкала самолонимания (7):

• "+": 53.

• "-": 6, 8, 13, 15, 22, 40.

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Полученный "сырой балл" по каждому фактору переводится в накопленные частоты (в %).

Описание шкал теста

Глобальное самоотношение - внутренне-недифференцированное чувство "за" и "против" самого себя.

Самоуважение - шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся "внутренней последовательности", "самопонимания", "самоуверенности". Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Аутосимпатия - шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному "Я". В шкалу вошли пункты, касающиеся "самопринятия", "самообвинения". В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе - видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров ("и поделом тебе").

Самоинтерес - шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой "на равных", уверенность в своей интересности для других.

Ожидаемое отношение от других - шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.