РУБРИКИ |
Психологические состояния |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психологические состоянияПсихологические состоянияВведение. Деятельность человека и ее результаты обусловлены не только его устойчивыми индивидуальными качествами, но и в значительной степени временными сдвигами, которые возникают в его организме и определяются как психофизиологические состояния. Когда люди находятся в эмоциональном и физическом упадке, мы часто говорим, что они в "ужасном состоянии" Аналогично, мы осознаем, что для решения большинства задач мы должны быть в "правильном состоянии духа" Что такое состояние духа? Очень просто: это все те мысли, эмоции и физиология, которые мы проявляем в этот момент, внутренние картинки, звуки, ощущения и все паттерны позы и дыхания. Разум и тело полностью взаимосвязаны, так что наши мысли немедленно оказывают влияние на нашу физиологию и наоборот. Состояние нашего разума непрерывно меняется, и это одна из тех
немногих вещей, связанных с разумом, на которую мы можем положиться. Когда
вы меняете состояние, мир вокруг тоже меняется. (Или кажется, что
меняется.) Мы часто более осознаем наше эмоциональное состояние, чем нашу
физиологию, позу, жесты, дыхание. Часто считается, что эмоции находятся вне
нашего сознательного контроля, что они являются видимой, верхней частью
айсберга. Мы не видим целиком физиологию и мыслительный процесс, которые
лежат в основании эмоций и поддерживают их. Девять десятых айсберга скрыты
под водой. Пытаться влиять на эмоции, не изменяя состояние, столь же
бесполезно, как пытаться заставить айсберг исчезнуть, Распиливая его
верхушку. Будет лишь увеличиваться поверхность, пока вы не приложите сверх
усилия, погружая его в воду, и это именно то, что мы часто делаем, применяя
наркотик или силу воли. По-нашему, разум ведет, а тело следует послушно. Стресс. Современному человеку живется гораздо беспокойнее, чем его предкам. Частые конфликты (на работе и дома) и большое внутреннее напряжение
могут вызвать сложные психические и физиологические изменения в организме
человека, сильное эмоциональное напряжение - привести к состоянию стресса. Существуют различные научные подходы к пониманию стресса. Наиболее популярной является теория стресса, предложенная Г.Селье. В рамках этой теории механизм возникновения стресса объясняется следующим образом. Все биологические организмы имеют жизненно важный врожденный механизм
поддержания внутреннего равновесия и баланса. Сильные внешние раздражители В ходе развития стресса наблюдают три стадии: 1. Стадия тревоги. Это самая первая стадия, возникающая при появлении раздражителя, вызывающего стресс. Наличие такого раздражителя вызывает ряд физиологических изменений: у человека учащается дыхание, несколько поднимается давление, повышается пульс. Изменяются и психические функции: усиливается возбуждение, все внимание концентрируется на раздражителе, проявляется повышенный личностный контроль ситуации. Все вместе призвано мобилизовать защитные возможности организма и
механизмы саморегуляции на защиту от стресса. Если этого действия
достаточно, то тревога и волнение утихают, стресс заканчивается. 2. Стадия сопротивления. Наступает в случае, если вызвавший стресс фактор продолжает действовать. Тогда организм защищается от стресса, расходуя «резервный» запас сил, с максимальной нагрузкой на все системы организма. 3. Стадия истощения. Если раздражитель продолжает действовать, то
происходит уменьшение возможностей противостояния стрессу, так как
истощаются резервы человека. Снижается общая сопротивляемость организма. При воздействии раздражающего фактора у человека формируется оценка
ситуации как угрожающей. Степень угрозы у каждого своя, но в любом случае
вызывает негативные эмоции. Осознание угрозы и наличие отрицательных эмоций Поскольку в одних и тех же ситуациях одни люди видят угрозу разной степени, а другие в этих же условиях не видят её вовсе, то и стресс, и его степень у каждого свои. Возникшая угроза вызывает в ответ защитную деятельность. У личности
активизируются защитные механизмы, прошлый опыт, способности. В зависимости
от отношения человека к угрожающему фактору, от интеллектуальных
возможностей его оценки формируется мотивация на преодоление трудности или
её избегание. Угроза является решающим фактором в возникновении стресса. С психологической точке зрения состояние стресса включает специфическую форму отражения человеком экстремальной ситуации и модель поведения как ответную реакцию на это отражение. Некоторые учёные считают, что стресс – это своего рода защитный адаптационный механизм. С его помощью человек получает эмоциональную разрядку, в результате которой находит выход эмоциональная энергия и, таким образом, снимается избыточное напряжение личности. Кроме того, периоды отчаяния и трагедии для некоторых людей являются периодами личностного роста. А. И. Герцен писал: « Несчастья приносят ужасную пользу, они поднимают душу, возвышают нас в собственных глазах». Для отдельных людей отрицательные эмоции являются стимулом для большей активности по преодолению препятствий. И, наконец, есть люди, которые используют свои страдания, чтобы влиять на других. Состояние стресса может быть острым или принимать хронический
характер. Раньше считалось, что провокатором стресса могут быть только
экстремальные ситуации. В этом случае мы имеем дело с острым стрессом. Стресс имеет физиологические, психологические, личностные и медицинские признаки. Кроме того, любой стресс обязательно включает эмоциональное напряжение. Физиологические признаки: учащенное дыхание, частый пульс, покраснение или побледнение кожи лица, увеличение адреналина в крови, потение. Психологические признаки: изменение динамики психических функций, чаще всего Замедление мыслительных операций, рассеивание внимания, ослабление функции памяти, уменьшение сенсорной чувствительности, торможение процесса принятия решения. Личностные признаки: полное подавление воли, снижение самоконтроля, пассивность и стереотипность поведения, неспособность к творческим решениям, повышенная внушаемость, страх, тревожность, немотивированное беспокойство. Медицинские признаки: повышенная нервозность, наличие истерических реакций, обмороки, аффекты, головные боли, бессонница. Столкнувшись с экстремальной ситуацией (или восприняв ее такой),
человек испытывает резкий рост эмоционального напряжения. Он боится, что не
справится с этой ситуацией, что последняя нанесет ему ущерб. В результате у
человека появляется состояние тревоги. Эмоциональное возбуждение растет и
начинает мешать выполнению той деятельности, которой человек занят. Наша жизнь состоит из бесконечной цепочки волнений: 1. Сознание сталкивается с какой-то проблемой; 2. Сознание борется, чтобы разрешить эту проблему. Если мы не можем разрешить проблему или делаем это не так, как
хотелось бы, возникает отчаяние. Пытаясь преодолеть его, мы нередко
совершаем ошибки. Очень распространённая ошибка заключается в том, что мы
прилагаем слишком много усилий для решения незначительной проблемы и в
результате вызываем непроизвольное увеличение эмоционального напряжения. Аффект. Аффект (лат.) - противоположность спокойствию духа, обозначает всякую,
вызванную чувством, приостановку или затруднение в обыкновенном, нормальном
течении представлений. Таким образом, аффект. лишает человека спокойной
рассудительности мышления и воли. Обыкновенно поводами аффектов служат
сильные и внезапные впечатления, под влиянием которых потрясается и
внезапно изменяется душевное состояние человека. Впечатления эти весьма
разнообразны, как по роду, так и по степени нарушения, которое ими
производится в нашем внутреннем мире. Старая психология, со своею теориею
отдельных душевных способностей, относила аффект к области чувствований, а
страсти - к области воли; разделение это теперь оставлено вместе с самой
теорией) самостоятельных душевных способностей. Однако, следует отличать
аффекты от страстей: первые обыкновенно возникают внезапно и, быстро
достигнув своего высшего напряжения, столь же быстро исчезают, уступив
место реакции; вторые отличаются большею продолжительностью и постоянством,
развиваются и нарастают часто весьма медленно, но, раз овладев душевным
состоянием человека, только с большим трудом могут быть подавлены. Степени
аффекта весьма различны. В высшем напряжении они действуют ошеломляя,
иногда даже причиняя смерть, как напр. испуг от радости или страха. В сфере сексуальных отношений аффект может возникнуть как реакция на противоречие между представлением человека о своих больших сексуальных возможностях и невозможностью подтвердить завышенную самооценку в реальном поведении, на высказывание в неприемлемой для личности форме отрицательной оценки партнёра по сексуальному общению. Аффективными вспышками часто сопровождаются переживание сексуальных неудач и особенно ревность. Аффект развивается в критических условиях при неспособности человека найти иной выход из опасной, критической или неожиданной ситуации. Характерной особенностью аффекта являются его властность, на короткое время подчиняющая человека и лишающая его возможности критически оценить ситуацию и разумно управлять своим поведением, сужение сознания, при котором внимание человека целиком сосредоточено на обстоятельствах, вызвавших аффект. Исключительно сильные аффекты могут завершиться потерей сознания и
памяти на прошлое. Важная особенность этого эмоционального состояния —
бурность, яркость его внешнего проявления, очень выразительная и резкая
мимика, пантомимика (выразительные движения всего тела), речь, действия. Тревожность. У американских авторов можно найти сопоставление некоторых
индивидуальных психических особенностей со скоростью образования
положительных и условных тормозных рефлексов. Сюда относятся исследования
тревожности, или беспокойства. Тревожность диагностировалось при помощи
очень разнообразных наборов испытаний чаше всего при помощи так называемой Тревожность наблюдается также при неудовлетворении мотивов и во всяком
психологическом конфликте типа фрустрации. Состояние тревожности не
является имманентным свойством, присущему определенному темпераменту. Оно
появляется лишь при определенных нарушениях в системе мотивов и отношений
личности. Недостаток исследований по Тейлоровской шкале "открытой
тревожности" в том, что индивидуальные психические особенности в них
устанавливались в большинстве случаев на основе оп росника. В оп роснике
указываются те внешние признаки, на основе которых можно судить о
психических особенностях, входящих в комплекс тревожности. Диагноз
производился на основе беседы с испытуемыми и непосредственного наблюдения
за их поведением. Этот метод диагноза весьма ненадежен. Во всех этих
работах американских авторов, как и в более ранних работах Иванова- Заключение На рубеже преодолеваемого психологического барьера человек находится в состоянии психического напряжения, обусловливаемого необходимостью волевым усилием подавлять подкорковые эмоции. Преодоление психологического барьера, особенно сопряженного с угрозой для жизни, влечет за собой состояние эмоционального разрешения, в основе которого лежит снятие тормозящего влияния коры на подкорку и индуцирование в ней возбуждения. При каждом повторном преодолении психологического барьера эмоциональные реакции сглаживаются и стенизируются. Это обусловливается достаточно полной информационной обеспеченностью, уверенностью в материальной части, в средствах спасения и в правильности своих действий при возникновении аварийных ситуаций.
1. Венгер Л.А., В.С. Мухина «Психология» Москва «Просвещение» 1988.Гаиезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986. Просвещение, 1966.
|
|
© 2010 |
|