РУБРИКИ

Психологическое консультирование по проблемам, связанным с наркоманией и алкоголизмом

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психологическое консультирование по проблемам, связанным с наркоманией и алкоголизмом


h) ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Очень опасными в отношении срыва являются подавленные чувства наркозависимых. Особо выделяют такие: тоска, тревога, злость, гнев, депрессия.

Характер запроса со стороны клиента

ü    Я плохо себя чувствую

ü    Я постоянно нахожусь в сниженном настроении

ü    У меня депрессия

ü    Я утратил радость жизни

ü    Меня все раздражают

 
Формулирование запроса

в виде психологической проблемы

ü    Получение удовольствия от жизни

ü    Улучшение эмоционального самочувствия

ü    Приобретение контроля над эмоциями


Консультативные гипотезы

ü    Депрессия

ü    Нарушения в области эмоционально-волевой сферы

ü    Неотреагированный гнев

ü    Чувство вины за свое поведение перед близкими

 

Вопросы и методики

для проверки консультативных гипотез

ü    Миннесотский многофакторный личностный опросник MMPI

ü    Опросник депрессивности Бека

ü    Опросник для оценки личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина

ü    Измерение уровня тревожности с помощью шкалы тревожности Тейлора

ü    Опросник Жмурова на определение депрессии

ü    Что именно вызывает злость, гнев раздражение?

ü    Приведите пример поведения людей, которое вызывает у вас злость, гнев, раздражение

ü    Что вы думаете, когда это происходит?

ü    Чувствуете ли вы свою вину за то, что употребляете наркотики, алкоголь?

ü    А раньше у вас было такое, что вы не чувствовали интереса к жизни?

ü    Расскажите, как это было?

 

Способы оказания воздействия

Психолог-консультант может помочь клиенту научиться идентифицировать свои чувства и правильно их отреагировать. Важность идентификации и правильного отреагирования своих чувств доказывает тот факт, что даже существует такой официальный термин, как алекситимия (от а – отрицающая приставка и греч. слово lexis – слово, речь). Как правило, многие люди, страдающие химической зависимостью, испытывают большие трудности в отслеживании, отреагировании, правильном выражении и распознавании чувств. Для работы с чувствами применяют следующие методы:


ПРАВИЛА ДЛЯ РАБОТЫ С ЧУВСТВАМИ


Называя ваши эмоции, вы избавляетесь от того неясного, мистического и пугающего, что иногда окружает их. Когда вы называете ваши чувства, гораздо менее вероятно, что они ошеломят вас.

Чувства могут быть сведены к простым словам. Более того, есть всего четыре базисных (основных) чувства: радость, гнев, грусть и страх. Для начала вы можете просто выбирать, которое из них вы сейчас чувствуете. Если это не покажется очевидным с первого взгляда, прислушайтесь к намекам, которые может дать ваше тело. Если ваши кулаки сжаты, челюсти стиснуты, сердце колотится, вы, вероятно, в бешенстве. Бели ваши глаза большую часть времени опущены, ваши плечи сгорблены, вы говорите и двигаетесь медленно, вы, вероятно, грустите. Если вы просто не уверены в том, что вы чувствуете, сделайте» предположение и посмотрите, оправдается ли оно.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТТЕНКОВ ЧУВСТВ

Справившись с определением базисных чувств, вы можете притупить к размышлению об оттенках чувств. Есть большая разница между «испытывать удовольствие» и «прийти в экстаз», между «испугаться» и «оцепенеть». Мы здесь приводим список чувств в такой форме, чтобы их можно было вставить в ваше высказывание: «Я чувствую...». Этот список может помочь вам в определении оттенков ваших чувств.

«Я ЧУВСТВУЮ...»

ГРУСТЬ                                                  ГНЕВ

что я пристыжен                                    бешенство

что скучаю                                              что я раздосадован (досаду)

что я подавлен                                       отвращение

что я обескуражен                                 что я обезумел (от горя)

себя в затруднении                                крушение надежд

свою вину                                      что я ревную, завидую

беспомощность                                      себя оскорбленным

обиду                                                       что я затаил злобу

одиночество                                           что сержусь

себя отвергнутым                                  что раздражен

себя разбитым, больным

усталость

неудобство

себя несчастным

что я изнурен, истощен

 

РАДОСТЬ                                               СТРАХ

блаженство                                             себя в опасности

спокойствие                                            беспокойство

бодрость                                                 себя задетым

что получаю сочувствие                       замешательство

уверенность в себе                                 что я нервничаю

моральную поддержку                          что я тревожусь

возбуждение, экстаз                              что я в панике

что мне выпала удача                            что я шокирован

себя счастливым                                    что мои нервы напряжены

что я люблю                                           что я в ужасе от...

что я переполнен радостью                           неопределенность моего

умиротворение                                                положения

удовлетворение, счастье, облегчение


Другим ценным приемом,  помогающим в  прояснении  чувств является определение степени,  в какой вы испытываете каждую отдельную  эмоцию.  Вы  «немного»  удовлетворены  или  «очень» довольны? Вы «несколько» обеспокоены или «очень» беспокоитесь? Поначалу  возможно,  будет  сложно  делать  такие  уточнения. Поскольку вы прежде  вовсе  не  занимались  регистрацией  своих эмоций, даже слабые, тонкие эмоции вначале могут ощущаться как интенсивные. Вы можете обнаружить склонность преуменьшать или рационализировать ваши эмоции. Когда вы поймаете себя на этом, остановитесь, дайте вашим эмоциям протекать и проявлять себя, как им угодно.  Ощущайте свои эмоции с любой интенсивностью, зная, что любая будет верной.

В  течение  следующей  недели  ведите  «Дневник  чувств», отмечая  каждые  два  часа,   какие  эмоции  вы  испытываете. Используйте список для определения этих эмоций. Вы удивитесь, какой широкий диапазон эмоций будет записан в вашем дневнике.

Упражнение:

Найдите человека, которому можно довериться. Им может быть сосед, учитель, лучший друг, муж или жена, брат или сестра, наконец, ваш психотерапевт. Расскажите этому человеку, что вы работаете над улучшением способов выражения своих эмоций и попросите его помощи и совета. В качестве первого упражнения сделайте три набора по пять карточек. На каждой напишите по эмоции из вашего списка чувств. По очереди берите карточки и рассказывайте о случаях, когда вы так себя чувствовали.


ВЫРАЖЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ

Изо всех эмоций труднее всего вам удается выражать гнев.

 

Выговорить мелкие раздражения.

Начните с выражения мелких раздражений. Когда нужно будет подобрать  слово для  обозначения  того,  что  вы  чувствуете, обратитесь к списку чувств. Выражая раздражение, вы «спускаете пары», что снимает валу досаду прежде, чем она перерастет в гнев. К тому же, если вы выразите свое неудовлетворение поступками других, это гораздо скорее побудит их прекратить так делать, нежели вы будете просто ждать и надеяться на это.

 

Держать паузу

Когда вы чувствуете прилив гнева, возьмите паузу и дождитесь, когда он начнет спадать. Если вам нужно – уйдите. Если вы станете действовать при взрыве своего гнева, ваши реакции могут быть чрезмерными, потом вы можете раскаиваться в том, что сказали или сделали.

Выражаться ясно и прямо

 Позвольте другим людям четко уяснить, что вы чувствуете. Подведите итог вашим чувствам одним словом; «Я сержусь на то, что ты опоздал и не позвонил», «Я расстроилась из-за того, что ты не появился», «Я бешусь из-за того, что ты берешь мою машину». Если вы будете уклончивы («Я хотел бы, чтобы ты не брал мою машину»), люди могут не догадаться, насколько сильно вы переживаете. А если вы не только хотите выразить свой гнев, но и побудить других изменить их поведение, обратите внимание на формулировку: «Если... то».

Присваивать собственные чувства

Утверждения, начинающиеся с «Ты» звучат как обвинения. Фраза «Ты рассердил меня» неверно перекладывает ответственность за ваши чувств на других. Только вы сами отвечаете за свои чувства. Дайте вашей речи выразить истинное положение вещей, начиная утверждение о ваших чувствах с «Я».


«Я сержусь на то, что ты до сих пор не готов»;

«Я прихожу в ярость, когда ты врешь мне»,

«Я расстроился от того, что ты критиковал меня в присутствии моего сына».

Выразить свой гнев письменно

Много взрослых детей получают облегчение, выразив свои эмоции письменно. Вы можете сделать это, обратившись к дневнику, который читаете только вы САМИ, или вы можете написать письмо, которое вы отошлете или не станете отсылать.

Обсудить ваши чувства, которые были у вас в прошлом

Когда вы будете готовы,  поделитесь своими чувствами относительно происшедшего с человеком, которого вы выберете. Это поможет ВАМ разрешить ваши сомнения, снять тяжесть вины и стыда за прошлое. Вы сможете достигнуть ощущения завершенности, которое поможет вам впоследствии.

Когда вы делитесь чувствами о вашем прошлом, вы чаще всего обнаруживаете, что ваш слушатель испытывал аналогичные чувства и даже имел похожий жизненный опыт. Большинство из нас полагает, что наш опыт и чувства уникальны.

 

Консультант может использовать при работе с данной проблемой техники самоконтроля, «прививку» против стресса  Мейхенбаума ролевую игру, моделирование, техники гештальттерапии (якорение, «горячий стул», тренинг преобразования агрессии Лазаруса и т.д.

 

i) ПРОБЛЕМЫ В СЕМЬЕ


Часто у лиц, страдающих химической зависимостью наличествуют проблемы в семье. Мы знаем, что многие алкоголики и наркоманы вышли из так называемых дисфункциональных семей, поэтому даже если у химически зависимого есть своя семья, то, скорее всего, в нее будут перенесены паттерны поведения, приобретенные в родительской семье, поскольку ребенок, выросший в дисфункциональной семье прочно усваивает стереотипы поведения, характерные для таких отношений, он просто не умеет общаться по-другому. Как правило в дисфункциональных семьях культивируются закрытые «товарные» отношения, запрет ан чувства и т.д., поэтому не удивительно, что в таких семьях страдают все члены семьи.

Признаки дисфункциональной семьи

ü    Отрицание проблем и поддержание иллюзий

ü    Отсутствие доверительных отношений

ü    Замороженность правил и ролей

ü    Конфликтность во взаимоотношениях

ü    Недифференцированность «Я» каждого члена семьи

ü    Сокрытие от окружающих имеющихся в семье проблем и поддержание мифа благополучия

ü    Склонность к полярности чувств и суждений

ü    Абсолютизирование воли, контроля

ü    Воспитание детей в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам

 

Воспитание в дисфункциональной семье формирует те психологические особенности, которые составляют почву созависимости. Рассматривать созависимость только как ответную реакцию на стрессовую ситуацию в семье в виде химической зависимости у одного из членов было бы неверно. Здесь уместно напомнить о неслучайности выбора супруга,  о выборе по наличию определенных и значимых характерологических признаков. Как правило, подобный выбор делается неосознанно. Семьи  созависимых супругов отягощены случаями зависимости не менее часто, чем семьи самих больных  зависимостью. Известно, что дочери больных алкоголизмом отцов выходят замуж за тех мужчин, которые уже больны алкоголизмом или вероятность заболеть им в будущем высока. Неслучайностью выбора супруга объясняется также и то, что повторный брак часто оказывается также «алкогольным», как и первый.

Часто в литературе употребляется термин «созависимость». Это значит, что члены семьи прочно включены в систему алкоголика или наркомана и играют определенную роль в развитии и поддержании его болезни, а часто сами страдают от неврозов.

В наркологии и других смежных науках такие заболевания, как алкоголизм, токсикомания, наркомания принято для удобства обозначать термином «химическая зависимость». Однако люди, страдающие химической зависимостью, не живут отдельно, они существуют рядом с нами, у них есть семьи, родственники. Болезнь одного члена семьи оказывает влияние на всю семейную систему, поэтому зачастую от химической зависимости страдают тем или иным образом все люди, живущие рядом с алкоголиком или наркоманом. И эта зависимость накладывает отпечаток на личность человека, его поведение, эмоциональную сферу, здоровье.

Некоторое время назад за рубежом был принят даже специальный термин «созависимость» для обозначения этого явления. Вначале комплекс симптомов, характеризующих непьющих жертв алкоголизма, назывался «пара-алкоголизм», но со временем, когда алкоголизм стал рассматриваться как частный случай общей химической зависимости (наркомания, пристрастие к препаратам, вызывающим изменения сознания, токсикомания и так далее), он был заменен на «со-зависимость» (приставка «со» обозначает совместность действий, состояний).

Иными словами, человек, близкий алкоголику или наркоману, зависит от алкоголя или наркотиков опосредовано через самого непосредственно зависящего от вещества человека, то есть алкоголик или наркоман зависит от алкоголя или наркотиков, а близкий ему человек – от самого алкоголика или наркомана. Зависимость, о которой мы говорим, отличается от других зависимостей и имеет свои специфические черты, которые носят болезненный характер. Итак,

Созависимость – любое поведение или отклонение, которое помогает уменьшить или минимизировать последствия употребления алкоголя или наркотиков для химически зависимого или болезненно вовлеченного человека. Это закрепленная патологическая реакция на длительно проявляющийся стресс.

Созависимость – эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил – правил, которые препятствовали открытому выражению чувств, а так же открытому выражению и обсуждению личностных и межличностных проблем.

Созависимость – это выученный набор поведенческих форм или дефектов характера самопораженческого свойства, который приводит к снижению способности инициировать и участвовать в любых взаимоотношениях.

Созависимость – это особое состояние, которое характеризуется озабоченностью и повышенной зависимостью (эмоциональной, социальной, и иногда физической) от человека (или предмета). По существу, эта зависимость от другого человека становится болезненной и влияет на все другие отношения созависимого.

Так или иначе, но созависимость – это хроническое, прогрессирующее заболевание, это фактор риска рецидива химической зависимости, почва для развития психосоматических заболеваний, депрессии, химической зависимости, суицида, различных нарушений в потомстве.

 

СХОДСТВО ПРОЯВЛЕНИЙ

ЗАВИСИМОСТИ И СОЗАВИСИМОСТИ

Некоторые авторы считают созависимость болезнью, как и химическая зависимость. Москаленко В.Д. (2000) считает ее патологическим развитием личности. Созависимость зеркальное отражение зависимости, поскольку оба эти состояния:

ü    представляет собой первичное заболевание, а не симптом иного заболевания;

ü    приводят к физической, психической, эмоциональной и духовной деградации;

ü    при невмешательстве могут привести к преждевременной смерти;

ü    при выздоровлении требуют системного сдвига, как в физическом, так и в психологическом плане.

 

Характер запроса со стороны клиента

ü    Мои родные меня не понимают

ü    Я часто ссорюсь с родными

ü    Мне тяжело находиться дома

ü    Моя жена провоцирует меня на выпивку

 
Формулирование запроса

в виде психологической проблемы

ü    Нарушение отношений с родственниками (родителями, женой, мужем)

ü    Восстановление констуктивных семейных отношений

 

Консультативные гипотезы

ü    Недоверие со стороны родственников к лицу, страдающему химической зависимостью

ü    Контроль и гиперопека родных

ü    Неадаптированность химически зависимого лица к трезвому образу жизни


Вопросы и методики

для проверки консультативных гипотез

ü    Расскажите о том, как вас не понимают родные

ü    Расскажите о последней ссоре. Что произошло?

ü    Что угнетает вас дома? А раньше вам было легко находиться дома? Что изменилось с того времени?

ü    Методика Эйдемиллера на диагностику семейных отношений

 

Способы оказания воздействия

ü    Выработка совместно с психологом-консультантом поведенческих правил и стратегий поведения при общении с родными

ü    Возможно семейное консультирование как групповое, так и  индивидуальное

         В подобном случае особенно актуальными оказываются методики семейной психотерапии. Дело в том, что семья, которая смогла осознать свои беды и трудности, объединившись, способна создать внутри самой себя «реабилитационную программу» для попавших в беду сына или дочери, мужа или жены. Однако для этого члены семьи должны увидеть как бы со стороны свои семейные проблемы. Должны осознать собственную созависимость, научиться правильно строить отношения внутри семьи.


Кроме того при работе с проблемами, связанными с употреблением алкоголя и наркотиков возможно использование и других форм работы. Например:

§       Индивидуальное и групповое консультирование

§       Групповая работа (психодрама, символдрама, сказкотерапия, семейная констелляция);

§       Семейное консультирование

§       Кроме того, психологу-консультанту следует сотрудничать с группами  самопомощи (анонимные Алкоголики, Анонимные Наркоманы, Анонимные Созависимые и др.).


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:


1.                Ананьев В.А. Легальные и нелегальные наркотики. – СПб., 2000.

2.                Анонимные Алкоголики. Рассказ о том, как многие тысячи мужчин и женщин вылечились от алкоголизма. – Нью-Йорк, 1989.

3.                Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. – М., СПб, 1998.

4.                Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости. – М., 1997.

5.                Блейхер В.Б., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. – М., 1998.

6.                Данилин А.Г. Кокаин, первитин и другие психостимуляторы // Серия «Врачи предупреждают». – М., 2000.

7.                Дилемма брака с алкоголиком. М, 1994.

8.                Джон А. Соломзес, Вэлд Чебурсон, Георгий Соколовский. Наркотики и общество.

9.                Джонсов В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. – М., 2000.

10.           Дьячкова И. Материалы семейного психолога центра «Выздоровление».

11.           Зинкевич-Евстигнеева Т.А. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. – СПб., 2002.

12.           Иванова Н.А., Бирун Н.Е. Наркотики: выход есть! – СПб, 2001.

13.           Кабанов М.М., Гузиков Б.М., Зобнов В.М. Принципы построения современных психотерапевтических программ в наркологии // Новые подходы к лечению алкоголизма, наркомании и токсикомании: Междунар. Симп. Тез. докл. – Гагра, 1989.

14.           Келлерман Джозеф Л. Алкоголизм – карусель отрицания. – М., 1997.

15.           Келлерман Джозеф Л. Руководство для семьи алкоголика. Семейные группы Ал-Анон.

16.           Колосов В.П. Психокоррекция и психотерапия детей, страдающих пристрастием к ингаляционному применению психоактивных веществ. – М., 2000.

17.           Комиссаров Б.Г., Роменко А.А.  SOS Наркомания. – Ростов-на-Дону, 2000.

18.           Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи. – М., Российский благотворительный фонд «НАН», 1999.

19.           Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб, 2001.

20.           Лекции по наркологии / Под ред. профессора Н.Н. Иванца. – М., 2000.

21.           Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – М., 1998.

22.           Некоторые проблемы наркомании и токсикомании (сборник научных трудов) / Под ред. акад. АМН СССР Г.В. Морозова. – М., 1989.

23.           МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. – СПб., 2001.

24.           Материалы для новичка о сообществе анонимных созависимых СоДА.

25.           Мелоди Битти. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости. – М., 1997.

26.           Москаленко В.Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления / Под ред. члена-корреспондента РАМН, проф. Н.Н. Иванца. – М., 2000.

27.           Москаленко В. Д. Дети больных алкоголизмом. – М., 1990.

28.           Москаленко В. Д. Предсказуем ли алкоголизм? – М., 1991.

29.           Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М., 1999.

30.           Нейк А. Наркотики. – М., 2001.

31.           Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. – Москва – Воронеж, 2000.

32.           Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – М., 2001.

33.           Психотерапевтическая энциклопедия // Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб., 1998.

34.           Пятницкая И.Н. Наркомании. – М., 1997.

35.           Титова О. Опыт работы телефона доверия с наркозависимыми // Вестник РАТЭПП. – М., 2000.



ПРИЛОЖЕНИЕ


ОПРОСНИК ПЛУТЧИКА-КЕЛЛЕРМАНА-КОНТЕ

Цель: определение преобладающих типов защитных механизмов личности.

Обработка: 8 эго-защитных процессов формируют 8 отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные указанные ниже утверждения, разделенных на число утверждений в каждой шкале. Напряженность психологических защит подсчитывается по формуле: (число «+»/n – число утверждений) х 100%.


№ п/п

Названия шкал

Номера утверждений

n

1

Вытеснение

6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92

10

2

Регрессия

2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84

17

3

Замещение

8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89

10

4

Отрицание

1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90

11

5

Проекция

12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88

12

6

Компенсация

3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85

10

7

Гиперкомпенсация

17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86

10

8

Рационализация

4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91

12


 

ОПРОСНИК ПЛУТЧИКА


ИНСТРУКЦИЯ: внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к вам отношение, то  отметьте соответствующие номера знаком «+».

1.                            Со мной ладить очень легко.

2.                            Я сплю больше, чем большинство людей, которых я знаю.

3.                            В моей жизни всегда был человек, на которого мне всегда хотелось быть похожим.

4.                            Если меня лечат, то я всегда стараюсь узнать, какова цель каждого действия.

5.                            Если я чего-то хочу, то не могу дождаться, когда мое желание сбудется.

6.                            Я легко краснею.

7.                            Одно из самых больших моих достоинств – умение владеть собой.

8.                            Иногда у меня появляется настойчивое желание пробить стену кулаком.

9.                            Я легко выхожу из себя.

10.                       Если меня в толпе кто-нибудь толкнет, я готов его убить.

11.                       Я редко запоминаю свои сны.

12.                       Меня раздражают люди, которые командуют другими.

13.                       Я часто бываю не в своей тарелке.

14.                       Я считаю себя исключительно справедливым человеком.

15.                       Чем больше я приобретаю вещей, тем становлюсь счастливее.

16.                       В своих мечтах я всегда в центре внимания окружающих.

17.                       Меня расстраивает даже мысль о том, что мои домочадцы могут разгуливать дома без одежды.

18.                       Мне говорят, что я хвастун.

19.                       Если кто-то меня отвергает, то у меня может появиться мысль о самоубийстве.

20.                       Почти все мною восхищаются.

21.                       Бывает так, что я в гневе что-нибудь ломаю и бью.

22.                       Меня очень раздражают люди, которые сплетничают.

23.                       Я всегда обращаю внимание на лучшую сторону жизни.

24.                       Я прикладываю много стараний и усилий, чтобы изменить свою внешность.

25.                       Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба уничтожила мир.

26.                       Я человек, у которого нет предрассудков.

27.                       Мне говорят, что я бываю излишне импульсивным.

28.                       Меня раздражают люди, которые манерничают перед другими.

29.                       Очень не люблю недоброжелательных людей.

30.                       Я всегда стараюсь случайно кого-нибудь не обидеть.

31.                       Я из тех, кто редко плачет.

32.                       Пожалуй, я много курю.

33.                       Мне очень трудно расставаться с тем, что мне принадлежит.

34.                       Я плохо помню лица.

35.                       Я иногда занимаюсь онанизмом.

36.                       Я с трудом запоминаю новые фамилии.

37.                       Если мне кто-нибудь мешает, то я его не ставлю в известность, а жалуюсь на него другому.

38.                       Даже если я знаю, что я прав, я готов слушать мнения других людей.

39.                       Люди мне никогда не надоедают.

40.                       Я не могу с трудом усидеть на месте даже незначительное время.

41.                       Я мало что могу вспомнить из своего детства.

42.                       Я длительное время не замечаю отрицательные черты других людей.

43.                       Я считаю, что не стоит напрасно злиться, а лучше спокойно все обдумать.

44.                       Другие считают меня излишне доверчивым.

45.                       Люди, скандалом добивающиеся цели, вызывают у меня неприятные чувства.

46.                       Плохое я стараюсь выбросить из головы.

47.                       Я не теряю никогда оптимизма.

48.                       Уезжая путешествовать, я стараюсь спланировать все до мелочей.

49.                       Иногда я знаю, что сержусь на другого сверх меры.

50.                       Когда дела идут не так, как мне нужно я становлюсь мрачным.

51.                       Когда я спорю, то мне доставляет удовольствие указывать другому на ошибки в его рассуждениях.

52.                       Я легко принимаю брошенный другим вызов.

53.                       Меня выводят из равновесия непристойные фильмы.

54.                       Я огорчаюсь, когда на меня никто не обращает внимания.

55.                       Другие считают, что я равнодушный человек.

56.                       Что-нибудь решив, я часто, тем не менее, в решении сомневаюсь.

57.                       Если кто-то усомнится в моих способностях, то я из духа противоречия буду показывать свои возможности.

58.                       Когда я веду машину, то у меня часто возникает желание разбить чужой автомобиль.

59.                       Многие люди выводят меня из себя своим эгоизмом.

60.                       Уезжая отдыхать, я часто беру с собой какую-нибудь работу.

61.                       От некоторых пищевых продуктов меня тошнит.

62.                       Я грызу ногти.

63.                       Другие говорят, что я избегаю проблем.

64.                       Я люблю выпить.

65.                       Непристойные шутки приводят меня в замешательство.

66.                       Я иногда вижу сны с непристойными событиями и вещами.

67.                       Я не люблю карьеристов.

68.                       Я много говорю неправды.

69.                       Порнография вызывает у меня отвращение.

70.                       Неприятности в моей жизни бывают из-за скверного характера.

71.                       Больше всего не люблю лицемерных неискренних людей.

72.                       Когда я разочаровываюсь, то часто впадаю в уныние.

73.                       Известия о трагических событиях не вызывают у меня волнения.

74.                       Прикасаясь к чему-либо липкому и скользкому, я испытываю омерзение.

75.                       Когда у меня хорошее настроение, то я могу вести себя, как ребенок.

76.                       Я думаю, что часто спорю с людьми напрасно, по пустякам.

77.                       Покойники меня не «трогают».

78.                       Я не люблю тех, кто всегда старается быть в центре внимания.

79.                       Многие люди вызывают у меня раздражение.

80.                       Мыться не в своей ванне для меня большая пытка.

81.                       Я с трудом произношу непристойные слова.

82.                       Я раздражаюсь, если нельзя доверять другим.

83.                       Я хочу, чтобы меня считали привлекательным.

84.                       У меня такое впечатление, что я никогда не заканчиваю начатое дело.

85.                       Я всегда стараюсь хорошо одеваться, чтобы выглядеть привлекательным.

86.                       Мои моральные правила лучше, чем у большинства моих знакомых.

87.                       В споре я лучше владею логикой, чем мои собеседники.

88.                       Люди, лишенные морали, меня отталкивают.

89.                       Я прихожу в ярость, если меня кто-то заденет.

90.                       Я часто влюбляюсь.

91.                       Другие считают, что я излишне объективен.

92.                       Я остаюсь спокойным, когда  вижу окровавленного человека.



ЛАНГТОН-ТЕСТ

(для тяжелой алкогольной

и наркотической зависимости)

 

Определите, зависим ли ваш клиент от наркотиков или он просто злоупотребляет ими. Чтобы принять это решение, возможно несколько вариантов. Существует несколько стандартных отсеивающих тестов (МАSТ, GАGЕ, GQЕАА, SАDQ), но все они имеют ограничение, свойственное бланковым тестам, – недостаток уверенности в ответах клиентов.

Лангтон-тест увеличивает точность, так как основан на стандартизированном интервью, которое позволяет консультанту последовательно задавать подробные вопросы. Тест дается клиенту устно, подсчитывается экзаменатором. Его можно проводить в группах или индивидуально. Лангтон-тест базируется на DSM-III, DSM-III-R, DSM-IV и состоит из двух столбцов и четырех секций. Чтобы диагностировать зависимость, клиент должен ответить на вопросы из обоих столбцов.

Подсчет баллов. Общее число отметок подсчитывается для каждого столбца и затем суммируется в основной итог. Число правонарушений и количество членов семьи с аддиктивными проблемами добавляются к общей сумме.

Результаты. Среднее значение итоговой суммы для зависимых клиентов Х=27,59, s=6,54, N=321 (кросскультурная выборка из Австралии, штатов Вашингтон и Гавайи). В подкатегориях среднее число отмеченных клиентами пунктов следующее: патологическое употребление – Х=8,27, s=2,24. Ухудшение трудового и общественного функционирования – Х=8,59, s=2,61. Толерантность = 98%. Симптомы абстиненции – Х=7,86, s=3,49.

Интерпретация. Количество баллов 10 и менее – клиент попадает в категорию злоупотребления, поскольку менее 2% зависимых клиентов набирают такой результат (обычно только молодые зависимые клиенты на начальных стадиях использования наркотиков). Злоупотребляющий химическими веществами клиент обычно сообщает об одном члене семьи с аддиктивными проблемами, в то время как зависимые – в среднем о пяти (5,03, но здесь большое стандартное отклонение   s = 4,83). Независимо от итоговой суммы клиент должен отметить некоторые признаки толерантности и абстиненции, чтобы ему можно было поставить диагноз наркотической зависимости.


ЛАНГТОН-ТЕСТ

Дата__________________                           Имя_____________________



УПОТРЕБЛЕНИЕ

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

 

§       Проблемы с весом, язва

§       Доктор посоветовал

      прекратить

§       Ежедневное употребление

§       Запои длятся 2 и более дней

§       Невозможно контролировать

§       Помутнение сознания

§       Не могу остановиться

§       Рано попробовал

§       Другие болезни

      из-за злоупотребления


§       Толерантность


        (Необходимость

        в заметном

        увеличении количества

        наркотика

        для получения

         эффекта)







        

      В ОБЩЕСТВЕ И НА РАБОТЕ


 

АБСТИНЕНЦИЯ


§       Без работы

§       Автомобильные аварии

§       Другие аварии

§       Задержание в публичных местах

§       Препирания дома

§       Жестокость – избиение,

      нанесение травм

§       Правонарушения

§       Потеря работы

§       Разведен или живу отдельно

§       Проблемы с деньгами

§       Травмы

§       Сколько зависимых членов семьи




§       Тремор

§       Тошнота и рвота

§       Недомогание

§       Тахикардия, потливость + АД

§       Тревога

§       Депрессия

§       Ярость

§       Головные боли

§       Опухание (кожа, лицо, ноги)

§       Ночные кошмары

§       Делирий

§       Деменция

§       Галлюцинации

§       Бред



           Сумма =


  

           Сумма =



         Восемьдесят шесть процентов пациентов-алкоголиков сообщали о приглушении сознания, 68% разъехались или развелись из-за своего пристрастия к выпивке, 63% были оштрафованы за вождение в нетрезвом виде, 45% задерживались за агрессивное и жестокое поведение в состоянии опьянения. Мы обнаружили, что одним из главных различительных критериев является способность клиента контролировать употребление наркотиков. Испытуемых спрашивают: «Сколько раз вам удавалось ограничить прием алкоголя или наркотиков, когда вы пытались контролировать их употребление?» Злоупотребляющие клиенты констатировали, что они могли контролировать прием в 98 случаях из 100, в то время как зависимые – только в одном из каждых 358. Многие из зависимых клиентов говорили, что вообще никогда не ограничивали себя в употреблении наркотиков.

 

ТЕСТ АДДИКТИВНЫХ УСТАНОВОК

МАК-МАЛЛИНА – ГЕЙЛХАР (МGАА)

Большой список утверждений клиентов был собран терапевтами с богатым клиническим опытом с химически зависимыми пациентами. Каждое утверждение было переделано в соответствии со шкалой Лайкерта (абсолютно согласен – абсолютно не согласен).

Утверждения предлагались двум большим выборкам химически зависимых клиентов. Первая выборка состояла из клиентов, все еще употребляющих алкоголь или наркотики (N = 285). Во вторую выборку были включены клиенты, находившиеся на различных стадиях выздоровления, начиная от первичной, после лечения, и заканчивая десятилетней ремиссией (N = 230.) Результаты. Сорок два убеждения различали группы употребляющих наркотики и выздоравливающих. Они были объединены в «Тест аддиктивных установок Мак-Маллана и Гейлхар» (АУМГ). (Тест используется исключительно с химически зависимыми клиентами. Его нельзя применять к клиентам, просто злоупотребляющим алкоголем и наркотиками, потому что для этой категории будут свойственны другие ответы.)



 

 

ТЕСТ АДДИКТИВНЫХ УСТАНОВОК

МАК-МАЛЛИНА – ГЕЙЛХАР (МGАА)

 

Дата                              Имя_____________________________________


Поставьте галочку напортив каждого вопроса в той графе, которая соответствует вашим убеждениям.


Вопрос

Совер-

шенно согла-

сен

Согла-

сен

Нейтра-

лен

Не

согла-

сен

Совер-

шенно не

согла-

сен

1

Я не несу ответствен-

ность за употребление алкоголя и наркотиков.







2

Я могу остановиться при помощи одной только силы воли.







3

Парочка стопок мне только на пользу






4

Если я не могу остановиться, зачем тогда беспокоиться?







5

Чуть-чуть мне не повредит






6

Наркотики мне необходимы для того, чтобы повеселиться.






7

Вполне нормально употреблять столько, сколько я принимал в прошлом.






8

К злоупотреблению меня привели негативные чувства (гнев, страх, печаль

и т. д.).






9

Чтобы не чувствовать себя плохо, лучший способ – принять

наркотики.






10

Испытывать кайф или опьянение приятно.






11

Я могу справиться с наркотиками лучше, чем другие.






12

Наркотики или спиртное нужны мне, чтобы чувствовать себя более уверенно.






13

Наркотики – хороший способ развеять скуку.






14

Немного самодисциплины – и я смогу избавиться от проблем

с наркоти-

ками.






15

Если я достаточно хорошо постараюсь, я смогу себя контролиро-

вать.






16

Моя вина в том, что я зависим.






17

Что-то внутри меня берет надо мной верх и заставляет меня прибегнуть к наркотикам.






18

Зависимость – это просто плохая привычка






19

Внешние катастрофы (потеря работы, уход супруги, госпитализация) заставляют людей пить слишком много и использо-

вать наркотики.






20

Я могу лучше справляться с жизнью при помощи наркотиков






21

Употребле-

ние спиртного и наркотиков – хороший способ кого-то наказать.






22

Я должен удовлетво-

рять свои желания.






23

От зависимости можно излечиться.






24

Лучший способ избавиться от похмельного синдрома – принят еще наркотиков.






25

Проблемы с наркотика-

ми или выпивкой у меня не настолько серьезные.






26

Я всегда могу предсказать, что не потеряю контроль, приняв наркотик.






27

Я лучше как любовник, когда пьян или принял наркотик.






28

Социальное давление вынуждает меня слишком много пить и злоупо-

треблять наркотика-

ми.






29

Мне нужно спиртное или наркотики. Чтобы эмоции не овладели мной.






30

Я смогу поправиться без посторонней помощи, если буду очень стараться.






31

Мне лучше выпить  или принять наркотик, чтобы чувствовать себя лучше.






32

Тот, кто много работает, заслуживает немного вина и наркотиков.






33

Использова-

ние наркотиков – хороший способ спастись от жизненных стрессов.






34

Я должен быть все время счастливым.






35

Я не наркоман и не алкоголик






36

Вы не можете мне сказать о моей зависимости ничего такого, чего бы я не знал.






37

Мы должны получить от жизни все, что нам хочется.






38

Опьянение алкоголем или наркотиками открывает настоящую сущность человека.







39

Зависи-

мость вызвана психологическими проблема-

ми.






40

Лучший способ справиться с проблемами – это не думать о них.






41

Когда я пьяный, я более креатив-

ный.






42

В жизни есть более важные вещи, над которыми надо работать, чем моя зависи-

мость.







Организация. Тест можно проводить как в группах, так и индивидуально. АУМГ зачитывается клиентам, при этом каждый пункт поясняется и даются ответы на все вопросы. У клиентов имеются ответные листы, на которых они обводят один из пяти ответов по каждому пункту.

Подсчет баллов. Пять баллов приписывается за ответ «совершенно согласен» и один – за ответ «совершенно не согласен». Неотмеченные вопросы оцениваются как «нейтрален», т.е. в три балла. Средние значения для не лечащихся с алкогольной и наркотической зависимостью клиентов: Х=110,5, у = 16,6. Восстанавливающиеся клиенты показывают различные результаты в зависимости от продолжительности периода после их лечения (см. рис. 12.6). Терапевт может перевести сырые данные в процентили при помощи среднего и стандартного отклонения.

Интерпретация. Важно помнить, что нормальная группа в АУМГ – клиническая. Сумма в 110 баллов помещает клиента в 50-й процентиль, где находятся клиенты с хронической алкогольной и наркотической зависимостью. Среди всех клиентов-алкоголиков и наркоманов эта группа оценивается как наиболее тяжелая (гамма-категория Джеллинека, 1960). Средний клиент из этой группы употреблял наркотики много лет, демонстрирует сильнейшие симптомы абстиненции, у него многочисленные проблемы с законом, он пробовал и бросал в прошлом несколько лечебных программ для наркоманов. Чем выше результат, тем более разрушительны убеждения клиента и тем дальше он от выздоровления. Терапевт может использовать АУМГ для определения прогресса у клиента, сравнив индивидуальный результат со среднестатистическим на различных стадиях (см. рис. 12.6).

Изучите результаты АУМГ вместе с клиентом и поясните ему ключевые факторы, которые подталкивают его к злоупотреблению спиртным и наркотиками (см. рис., на котором эти факторы представлены графически).

Результаты АУМГ


102

92

82

72

62

52

42


      Рrе    Мid    Роst     1 уr   3 уr  3–10 уr 10+ уr


Продолжительность периода трезвости


Рис. Средние значения результатов АУМГ у клиентов

с хронической алкогольной и наркотической зависимостью

на различных этапах реабилитации


Рrе = непосредственно после начала медикаментозного лечения.

Мid = промежуточный этап получаемого медикаментозного лечения.

Роst = непосредственно после завершения медикаментозного лечения.

        

От 1 года до 10+ = количество лет без алкоголя и наркотиков.

Пожалуйста, обратите внимание, что самый низкий из возможных результатов в АУМГ составляет 42 балла.


При помощи теста были выделены пять факторов, которые удерживают клиента от лечения.


Фактор 1. Лиса

Я могу контролировать прием наркотиков и алкоголя в любое время, когда пожелаю. У меня для этого есть сила воли. Я могу сделать это сам, без чьей-либо помощи. («Я умный, как лиса».)

 

Фактор 2. Ягненок

Я не несу ответственность за злоупотребление наркотиками. Дьявол меня попутал. Виноваты другие. Это все плохое воспитание. («Я беспомощен, как ягненок».)


Фактор 3. Свинья

Мне все же до сих пор нравится использовать наркотики. Я становлюсь более креативным.

Фактор 4. Страус

Наркотики – не такая большая проблема для меня. Это не приносит мне реального вреда. Беспокоиться не о чем.

 

Фактор 5. Бабочка

Мне нужны наркотики, чтобы чувствовать себя лучше. Я не могу без них справиться с этой жизнью. («Я хрупкий, как бабочка».)


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.