РУБРИКИ |
Психологическое сопровождение воспитания толерантных отношений в семье |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психологическое сопровождение воспитания толерантных отношений в семьеПсихологическое сопровождение воспитания толерантных отношений в семьеПсихологическое сопровождение воспитания толерантных отношений в семье*М.И. Рожков, М.А. Ковальчук Преобразования, произошедшие в российском обществе, оказали влияние на все сферы общественной жизни, на все институты воспитания подрастающего поколения. Не остался в стороне такой институт воспитания, как семья. Проблемам современной семьи посвящено множество исследований в различных областях науки, они в психологии также занимают ведущее место. Данные проблемы изучаются на теоретическом уровне, идет поиск их решений в практической психологической деятельности. Важным прикладным направлением в психологии является психологическое сопровождение семьи в аспекте воспитания толерантных отношений между ее членами. Традиционное понятие толерантности в психологии - сугубо психофизиологическое (ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию). Наиболее распространенное психолого-педагогическое понимание толерантности предполагает терпимость к различным мнениям, непредубежденность в оценках людей и событий. Изучая проблему толерантности взаимоотношений в семье, мы в своих исследованиях рассматривали эти отношения как некоторое интегральное образование, детерминирующее поведение всех членов семьи, индивидуально-своеобразные способы взаимодействия каждого из них вне семьи. Структуру толерантных отношений в семье можно представить в виде следующих компонентов: - базовый (установки, ценностные ориентации каждого члена семьи, обеспечивающие мотивацию на развитие толерантности во взаимоотношениях членов семьи); - содержательный (система знаний и представлений каждого члена семьи о сущностных характеристиках толерантных взаимоотношений между людьми); - операциональный (индивидуальная техника формирования толерантности во взаимоотношениях между членами семьи); - рефлексивный (система индивидуальных способов каждого члена семьи осуществлять самонаблюдение и самоанализ, которые являются условиями самосовершенствования в отношениях с другими членами семьи); - акмеологический (реализация индивидуальной программы формирования толерантных взаимоотношений между членами семьи). Пилотажное изучение толерантности во взаимоотношениях между членами семьи на основе разработанных критериев (обследовались 330 семей разного типа) позволило выделить три уровня толерантности во взаимоотношениях между членами семьи: слабый, устойчивый и активный. Уровень, который мы назвали слабым, означает, что тот или иной член семьи, если и не согласен с другими членами семьи, то на этом и останавливается, не выражая негативных реакций по поводу противоположных точек зрения, позиций, взглядов на решения возникающих проблем. Можно сказать, что в данном случае толерантность во взаимоотношениях складывается на основе терпения одного или нескольких членов семьи. Следующий уровень мы условно назвали устойчивым, он предполагает не просто несогласие с другим членом семьи, основанное на терпении противоположных мнений, но позитивную реакцию на иную точку зрения, иной взгляд с Статья подготовлена в рамках федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» дальнейшим вступлением в диалоговое общение, в ходе которого анализируются существующие мнения и им дается оценка. Толерантность во взаимоотношении на данном уровне означает готовность к пониманию и основана на взаимном уважении членов семьи. Следующий уровень толерантности между детьми и их родителями мы назвали активным, т.е. это такой уровень, когда родители не предпринимают запретительных действий для предотвращения неодобряемого поведения или убеждений ребенка, не используют «родительскую власть», а признают в своих детях право на свободу выбора; любая возникающая проблема обсуждается и решается совместно, причем диалог продолжается до тех пор, пока обе стороны не найдут оптимального и конструктивного решения возникшей проблемы, приемлемого обеими сторонами, такого решения, которое удовлетворяет как детей, так и их родителей. уровень толерантности предполагает активное включение детей в решение «взрослых вопросов», когда к мнению ребенка прислушиваются и оно обсуждается наравне с мнением взрослого. Данный уровень толерантности основан на взаимном понимании, принятии и поддержке всех членов семьи друг другом. Такой уровень во взаимоотношениях членов семьи позволяет говорить о реальных ценностях каждого члена семьи, которые выражаются не в словах, а в действиях, в целом - в поведении. Под психологическим сопровождением воспитания толерантных отношений в семье мы понимаем процесс оказания своевременной психологической помощи семье и систему корректирующих воздействий на сложившиеся взаимоотношения между ее членами на основе постоянного отслеживания изменений в процессе взаимоотношений между родителями и детьми. Психологическая помощь направлена, прежде всего, на воспитание толерантных взаимоотношений в семье за счет проработки психологических трудностей и проблем, возникших между ее членами, информационного, поведенческого, мотивационного, эмоционального и характерологического характера. Можно выделить следующие компоненты психологического сопровождения воспитания толерантных отношений в семье: диагностический, консультационный, практический и прогностический. Диагностический компонент - это своевременное выявление причин интоле-рантности во взаимоотношениях между членами семьи, выбор оптимальных психологических средств воздействия на каждого члена семьи и создание благоприятных условий для решения имеющихся проблем. Все трудности во взаимоотношениях детей и родителей можно, на наш взгляд, разделить на несколько групп: 1. Мотивационно-смысловые - несовпадение системы ценностей, целей, перспектив, жизненных ориентиров у детей и взрослых. 2. Операционно-действенные - отсутствие общепринятых в семье нормативов, адекватных моделей поведения в сложных жизненных ситуациях. 3. Информационные - нарушение эмоциональных связей ребенок ^^ родитель, теплоты и эмоциональной близости в отношениях членов семьи. 4. Характерологические - наличие у членов семьи черт характера, обуславливающих трудности формирования толерантности во взаимоотношениях между ее членами, таких, например, как эгоизм, лживость, капризность, агрессивность и т.д. Реализация диагностического компонента психологического сопровождения воспитания толерантных отношений в семье предполагает проведение ряда этапов: - изучение семьи, имеющихся в ней проблем и характера сложившихся взаимоотношений между ее членами; - формулировка психологической проблемы; - изучение взаимоотношений членов семьи с ближайшим окружением; - формулировка психологического диагноза; - разработка рекомендаций, программы воспитания толерантных отношений в семье; - осуществление комплекса намеченных мероприятий или реализация программы и контроль за ее выполнением. Психологическое консультирование включает в себя следующие этапы: - установление контакта и построение доверительного диалога; - исследование и анализ проблем во взаимоотношениях между членами семьи; - постановка целей и принятие их членами семьи; - поиск решений в ситуациях интоле-рантных взаимоотношений в семье; - подведение итогов консультационной работы. Задачи, решаемые на разных этапах консультирования
|