РУБРИКИ |
Психология бизнеса |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психология бизнесаПсихология бизнесаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫПСИХОЛОГИЯ БИЗНЕСА1. Целевая установка и организационно-методические указания 1.1 Цели и задачи изучения дисциплины Цель преподавания курса «Психология бизнеса» – изучение психологических особенностей поведения человека в бизнесе. Предмет изучения – деятельность человека в сфере бизнеса. Задачи курса: – сформировать у студентов представление об общих особенностях бизнеса как социокультурного института и как вида деятельности и тех требованиях, которые эта деятельность предъявляет к реализующему ее человеку; – рассмотреть социально-психологическую характеристику личности бизнесмена, описать жизненный путь человека в бизнесе, внутренние закономерности, наблюдаемые в динамике переходов от этапа к этапу; – сформировать систему знаний о психологических качествах, которые оказываются принципиально важными для человека, действующего в бизнесе, о специфических социально-психологических процессах в бизнесе, о психологических особенностях отношения к деньгам людей бизнеса, о психологических основах этики в бизнесе; – рассмотреть перспективы развития психологии бизнеса как особого направления психологического познания. В результате освоения дисциплины слушатель должен: ЗНАТЬ основные термины и их определения, основные положения применяемых теорий, общие особенности бизнеса как социокультурного института и как вида деятельности. УМЕТЬ применять психологические знания для успешного ведения бизнеса. ИМЕТЬ представление о том, что есть человек бизнеса, о специфических социально-психологических процессах в бизнесе. А также о том, что есть организация в бизнесе, и о влиянии изменений в организации на требования к людям, параметры человеческих отношений, нормы организационной культуры. 1.2 Организационно-методические указания Дисциплина «Психология бизнеса», относится к циклу Гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ), дисциплина по выбору. Изучение дисциплины базируется на знаниях полученных при изучении дисциплин «Психология», «Менеджмент», «Экономическая теория», «Организационное поведение». В свою очередь изучение данного курса будет востребовано в практической деятельности молодого специалиста. Изучение курса предполагает сочетание нескольких форм обучения: лекций, семинарских и практических занятий и самостоятельной работы. На лекциях до слушателей доводится необходимый теоретический материал с соответствующими примерами и разъяснениями. Практические занятия отводятся для обсуждения изучаемых явлений, апробации практических приемов, проведения учебных исследований, обработки результатов и обсуждения итогов. Во время самостоятельной работы слушатели работают с основной и дополнительной литературой, выполняют индивидуальные задания. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию. Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем систематически при выполнении заданий на практических занятиях, при ответах на вопросы и в ходе обсуждения полученных результатов, проверки домашних заданий. Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме тестирования и проверки отчетов по проведенным исследованиям. Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме зачета. 2. Содержание тем дисциплины Тема 1. Бизнес как социокультурный институт Бизнес в России – исторический аспект. Бизнес и его психологические предпосылки. Бизнес как юридически законная деятельность. Бизнес как часть социальной системы. Тема 2. Психология деятельности бизнесменов Бизнес в сравнении с другими видами деятельности. Бизнес и спорт. Бизнес и военное дело. Бизнес и наука. Бизнес и природа. Психологические особенности деятельности бизнесмена. Тема 3. Социальная психология личности бизнесмена Определение понятия бизнесмен. Методы изучения личности бизнесмена. Бизнесмен как обобщенное название социальной роли. Этапы развития роли бизнесмена. Социальные роли в бизнесе: Предприниматель. Менеджер. Инвестор. Лидер. Тема 4. «Психологические качества бизнесмена» Активность – готовность действовать в неопределенности – целеполагание. Активность и мотивация человека бизнеса, целеполагание и активность в бизнесе, «счетность» мышления. Маркетинговое мышление. Тема 5. Социальная психология бизнеса Конкурентность и конкуренция в бизнесе. «Образцовая конкуренция». Конкуренция и партнерство. Учредительские отношения и отношения управления в бизнесе. Отношение с сотрудниками и управление персоналом. Тема 6. Организационная психология бизнеса Организационные формы человеческих отношений. Устойчивость организации в бизнесе. Жизненный путь организации в бизнесе. Психологическая характеристика стратегического управления. Психологическая характеристика инновационного развития организации. Командообразования в бизнесе. Тема 7. Психология денег Деньги как социальное явление – проблемы ценности, обмена, денежной культуры. Психология денег как предмет исследования. Специфика отношения к деньгам в современной России. Предпринимательские проблемы в отношениях к деньгам. Тема 8. Психологические основы этики бизнеса Принцип экономической целесообразности. Принцип ситуативности. Этика индивидуальной ответственности в бизнесе. 3. Распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий Для специальностей 060500.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 061100.65 «Менеджмент организации» (очная форма обучения – 5 лет)
Для специальностей 060500.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (очная форма обучения – 3 года)
Для специальностей 061100.65 «Менеджмент организации» (очная форма обучения – 3 года)
Для специальностей 060500.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 061100.65 «Менеджмент организации» (очно-заочная форма обучения – 6 лет)
Для специальностей 060500.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 061100.65 «Менеджмент организации» (очно-заочная форма обучения – 3,5 лет)
Для специальностей 060500.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 061100.65 «Менеджмент организации» (заочная форма обучения – 6 лет)
4. Перечень тем практических занятий
5. Перечень контрольных заданий 1. Бизнес в России как социально-значимая сфера деятельности. 2. Российское общество и бизнес – особенности взаимовосприятия. 3. Экономическая социализация. 4. Основные ценностные ориентиры российских бизнесменов. 5. Социально-психологический портрет российского бизнесмена. 6. Хозяйственно-экономическая функция и особая духовно-экономическая сущность бизнеса. 7. «Успешные черты» современного бизнесмена. 8. Современный цивилизованныйе бизнес и его основные функции. 9. Показатели объективной оценки степени соответствия деятельности бизнесменов потребностям населения. 10. Характеристики ценностных систем, определяющие перспективы выживания в обществе. 11. Основные черты деятельности бизнесмена. 12. Основные условия существования бизнеса в обществе. 13. Основное противоречие в природе бизнеса, воздействие культурной и социальной атмосферы. 14. Восприятие личности в современной социальной среде. 15. Проблемы связи материального и духовного. 16. Аспекты и источники экономической социализации. 17. Механизм экономической социализации. 18. Этапы экономической социализации у детей. 19. Модель экономической социализации взрослых в России. 20. Деньги и их взаимосвязь с понятиями любви, безопасности, силы и свободы. 21. Половые различия и восприятие денег. 22. Отношение к деньгам в среде современной российской интеллигенции. 23. Деньги в жизни современного российского бизнесмена. 24. Основные различия между Предпринимателем и Менеджером. 25. Психологические типы предпринимателей. 26. Основные отличия между Предпринимателем и Лидером. 27. Основные отличия между Менеджером и Инвестором 28. Субъективные факторы, влияющие на восприятие и оценку риска. 29. Основные виды систематических ошибок, допускаемых при оценке вероятностей событий. 30. Понятие экономического риска. 31. Основные отличия предпринимательского и игрового рисков. 32. Пути утечки информации; основные ошибки менеджмента, повышающие вероятность умышленного ущерба со стороны работника. 33. Склонность к риску как одна из черт личности. 34. Стремление к риску и поведение, связанное с риском. 35. Основные принципы принятия рациональных решений. 36. Шкалирование суждений. 37. Весовые параметры суждений. 38. Понятие отношения правдоподобия. 39. Количественная оценка степени предпочтений. 40. Методика диагностики степени удовлетворения основных потребностей. 41. Методика оценки избегания неудач, мотивации успеха и готовности к риску. 42. Доминирующие интуитивные стратегии российского предпринимательства. 6. Контрольные вопросы к зачету1. Объект, предмет и задачи изучения психологии бизнеса. 2. История возникновения и развития психологии бизнеса. 3. Сравнительная характеристика понятий «бизнес» и «предпринимательства». 4. Психологическая характеристика бизнеса как вида трудовой деятельности. 5. Психологические особенности бизнеса в современной российской системе общественных отношений. 6. Ролевая теория личности. 7. Характеристика роли «Предприниматель». 8. Характеристика роли «Менеджер». 9. Характеристика роли «Инвестор». 10. Характеристика роли «Лидер». 11. Психологические особенности предприимчивости. 12. Психологические особенности социальной активности бизнесмена. 13. Мотивационная сфера личности бизнесмена. 14. Интеллектуальная сфера личности бизнесмена. 15. Эмоционально-волевая сфера личности бизнесмена. 16. Коммуникативная сфера личности бизнесмена. 17. Социально-психологическая характеристика конкуренции в бизнесе 18. Учредительские отношения в бизнесе. 19. Социально-психологические характеристики системы мотивирования персонала в бизнесе 20. Формирования команды единомышленников в организации 21. Социально-психологическая концепция организации в бизнесе. 22. Социально-психологическая характеристика жизненного пути организации в бизнесе. 23. Психологическая характеристика позитивного отношения к деньгам. 24. Особенности отношения к деньгам на различных этапах деятельности бизнесмена. 25. Этические принципы в бизнесе. 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Литература Основная литература 1. Акперов И.Г., Масликова Ж.В. Психология предпринимательства: Учебное пособие. – М., 2003. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.:Асток – Пресс, 2002. 3. Дейнека О.С. Экономическая психология: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. 4. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. М., 2005. 5. Занковский, Анатолий Николаевич. Организационная психология: Учебное пособие для вузов / А.Н. Занковский; Гл.ред. Д.И. Фельдштейн, 2002. – 648 с 6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: СПбГУП, 2003. Дополнительная литература 7. Бабаева Л. Образ предпринимателя на страницах газет // Делововой мир. 1992. №48. 8. Бизнесмены России: 40 историй успеха. М., 1994. 9. Дейнеко О.С. Отношение к деньгам у предпринимателей малого бизнеса: Депонент ИНИОН РАН. СПб., 1996. 10. Возьмитель А.А.: Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей, М., ИС РАН, 1997 11. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология маркетинга. 12. Психология предпринимательской деятельности / под ред. Бодрова В.А.М., ИП РАН, 1995 13. Социальная психология экономического поведения/ Отв. Ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова.‑М., 1999. 14. Чирикова Л.Е. Лидеры российского предпринимательства: Менталитет, смыслы, ценности М., ИС РАН, 1997. 15. Ягер Д. Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М., 1994. 8. Рекомендации по использованию материалов УМК и проведению лекционных занятий Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология бизнеса» предназначен для повышения качества подготовки студентов в процессе проведения лекционных, и практических занятий, а также во время самостоятельной работы. В учебном процессе наиважнейшее место занимает лекционное занятие. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В связи с этим остановимся на некоторых методических рекомендациях по «эффективному слушанию». Чтобы понять и усвоить то, о чем говорит выступающий, надо уметь слушать внимательно и даже тщательно. От умения слушать во многом зависит эффективность делового и личного общения людей. Преходящий характер произносимого слова – вот что повышает важность умения слушать. Слушающий, в отличие от говорящего, не может позволить себе отвлечься даже на мгновенье, поскольку произносимое слово исчезает, «умирает» в момент, когда оно слетает с губ говорящего. Умение эффективно слушать особенно важно для менеджера, который заинтересован в непосредственном общении с подчиненными. Слышать и слушать – не одно и то же. Мы многое слышим, не слушая, и часто осознаем, что услышали тот или иной звук, только после того, как он прекратился. Слышание (простое чувствование звука) фактически является лишь первым шагом в законченном процессе слушания, который включает в себя: · слушание слов; · понимание языка лектора, значения отдельных слов; · правильное выделение в речи говорящего законченных выражений; · понимание смысла предложений и фраз; · оценку сказанного, включая отделение фактов от мнений. Чтобы успешно слушать и понимать, необходимо непрерывное постоянное усилие для поддержания должного внимания к словам говорящего. Этот процесс требует значительного умственного напряжения. Только при этом можно хорошо понять, о чем говорит преподаватель, проанализировать и запомнить отдельные положения предлагаемого материала. Поддержать непрерывное внимание к лектору для многих оказывается нелегким делом по целому ряду причин: · отключение внимания. Отвлечь наше внимание может все, что действует необычно или раздражает, например, наружность лектора, его голос или особенности произношения; · высокая скорость умственной деятельности. По данным психологов, мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-либо говорит – наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего: · антипатия к чужим мыслям. Мы всегда больше ценим свои мысли, и для нас обычно приятнее и легче следовать этим мыслям, нежели заставлять себя следить за тем, что говорит другой; · избирательность внимания. Мы с детских лет привыкли слушать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать все была бы непосильным занятием. И в порядке самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что в определенный отрезок времени представляет для нас наибольший интерес. Эта присущая нам привычка переключать внимание с одного на другое затрудняет фиксированное внимание на чем-то одном; · потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у нас неотвратимую потребность ответить. Если это с нами происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Наши мысли заняты формулированием «разгромных» комментариев, с которыми мы хотим выступить, в лучшем случае – по окончании речи говорящего, обычно же – сразу, перебивая и ни с кем, и ни с чем не считаясь. Из сказанного, по всей видимости, ясно, что слушать эффективно для большинства из нас является весьма трудной задачей. Но она становится еще более сложной в результате воздействия помех, которые могут возникнуть между лектором, говорящим и аудиторией. 1. Физические помехи. Они разнообразны, но их можно сгруппировать по характеру воздействия и результатов: · температура в комнате. Если в помещении жарко или холодно, то мысли слушающих будут заняты главным образом этим неудобством, а не тем, что говорит лектор; · шум (постоянный или спорадического характера, от случая к случаю, время от времени) отвлекает внимание аудитории; · неожиданное действие. Опоздание студента или его уход во время лекции всегда отвлекает внимание всей аудитории; · усталость. Студент, испытывающий физическую усталость, обычно не в состоянии внимательно относиться к словам лектора. Его голова, как правило, в этом случае больше занята своим состоянием, нежели тем, что говорит преподаватель. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|