РУБРИКИ

Психология бюрократии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психология бюрократии

Психология бюрократии

 

Московский Государственный

Социальный Университет

Институт Социологии

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Кафедра « Социальная психология »

 

Психология бюрократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента 2 курса факультета  социологии

Иванова Михаила

 

 

 

Москва - 1997 год.







Прежде всего сама трактовка темы реферата предполагает обращение к изучению психологии групп. Однако, изучив литературу по данному вопросу, я прихожу к выводу, что бюрократия не является ни группой, ни тем более классом, в том смысле, какой психология вкладывает в это слово.

Бюрократия как таковая не тождественна организации и организованности вообще

Бюрократия ( фран. bureaucratie, букв. - господство канцелярии, от франц. - бюро, канцелярия и греч - сила. власть, господство ), специфическая форма социальных организации в обществе существо которой  заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли и решении  большинства членов этой организации, в главенстве формы над содержанием деятельности, в подчинении правил и задач функционирования организации целям ее сохранения

Проблемами положения бюрократии в обществе занимались многие виднейшие социологи, среди которых и Карл Маркс, и  Макс Ведер, и  Вильгельм Вундт.

Среди ученых были совершенно различные взгляды на бюрократию и ее роль в обществе, а так же ее психологические характеристики.

Так, по Веберу  «Бюрократия — это типичный пример легального господства. Она основывается на следующих принципах:

1) существование определенных служб, а стало быть, компетенций, строго определенных законами и правилами таким образом, что их (функции четко разграничены, как и власть принимать решения в целях выполнения соответствующих задач:

2) защита служащих в выполнении их (функций в соответствии с тем или иным положением (несменяемость судей, например). Как пра­вило, служащим становятся на всю жизнь, и государственная служба становится основной прогрессией, а не второстепенным за­нятием, дополняющим другую работу;

3) иерархия в выполнении функций, что подразумевает четкую административную структуру, разграничивающую управленческие по­сты и подчиненные подразделения с возможностью обращения высших руководящих инстанций к низшим: обычно в такой струк­туре соблюдается единоначалие, а не коллегиальное руководство и налицо тенденция к максимальной централизации власти:

4) подбор кадров производится на конкурсной основе по прохождении экзаменов или по предпочтению дипломов, что требует от кан­дидатов наличия соответствующего специализированного образо­вания. Как правило, функционер назначается (реже избирается) на основе свободного отбора на контрактной основе;

5) регулярная оплата труда служащего в виде фиксированной зара­ботной платы и выплаты пенсии при уходе с государственной службы; размеры оплаты устанавливаются в соответствии со штат­ным расписанием, учитывающим внутреннюю административную иерархию и уровень ответственности служащего:

6) право контроля со стороны администрации за работой подчинен­ных (скажем, путем создания контрольно-дисциплинарной комис­сии);

7) возможность продвижения по службе на основе оценки по объективным критериям,  “ не по усмотрению администрации ” полное отделение выполняемой функции от личности служащего. поскольку никакой служащий не может быть собственником своего поста или средств управления.

           Условия бюрократической организации формируют специфический тип личности, главными психологическими и моральными чертами которой является политический, моральный и идейный конформизм, ориентация на выполнение формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов.

           Когда мы говорим бюрократ, то представляем себе человека в нарукавниках со строгим, несколько отсутствующим видом. У нас подсознательно складывается довольно нелицеприятное отношение к нему. Бюрократ выполняет свои профессиональные обязанности, обособленные от его личности.  Имея дело с кассиром банка, сидящем возле своего окошка, мы обращаемся не к личности, а к безымянному исполнителю какой-либо функции. Нас даже несколько шокирует, если какая - либо канцелярская служащая захочет обменяться со своей соседкой замечаниями личного характера. Административный служащий должен исполнять свои профессиональные обязанности, не имеющие никакого отношения, например, к детям, к отдыху. Такого рода обезличенность составляет основу бюрократической природы: здесь каждый теоретически должен знать законы и поступать в соответствии с абстрактными положениями жесткого порядка.

           Формы бюрократии менялись в связи с изменениями социально-экономических форм устройства общества. Она характерна не только для западного обества, но и для восточного. Египет периода нового царства, китайские империи, Римская католическая церковь, европейские государства - все они имели свою бюрократию на подобие той, какая сохраняется на крупнейших современных капиталистических предприятиях.

           В нашей стране слова бюрократия и коррупция стали почти тождественны, и поэтому люди представляют бюрократию, как один из главных бичей общественного развития, что совершенно неверно. Бюрократия же представляет собой часть государства, без которого оно давно стало бы неуправляемым. Но, в связи со своими специфическими функциями, бюрократия не может иметь некую психологическую форму и признаки.

 




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.