РУБРИКИ

Психология эмоций

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психология эмоций

Психология эмоций

   Российский  Государственный  Социальный  Университет

 

Факультет  Социальной  Работы, Педагогики  и  Психологии

 

 

 

 

 

 

Р е ф е р а т

 

по  психологии

 

На  тему:

 

Психология  эмоций

 

 

 

                                                           

                                                    

                                                            

                     

                                                             Выполнила: Студентка   ПСИ-Д-2-1

                                                                                     Абаева  Инна  Валериевна

 

                                                     Проверил: Преподаватель  

                                                                             Ридецкая  Ольга  Григорьевна                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2005

План

I Введение.


II Теоретическая часть.

1. Общая  характеристика  эмоций.

2. Функции  эмоций.

3. Проблема  специфичности  эмоций.

4. Выражение  эмоций.

5. Теория  универсальности  эмоций.

6. Уровневая  модель  функционирования  эмоций.


III Практическая  часть.

1. Опросник  «САН»  

2.Обработка  результатов.   


IV Заключение.


V Список литературы.












                                Говорят, что несчастье — хорошая школа; может        

                                              быть. Но счастье есть лучший университет.

                                                                                                                                                   А.С. Пушкин

Введение

       Психология  эмоций. Что  изучается  этой  областью  психологии? Ответ  очевиден – эмоции  человека. Но  что  такое  эмоция? Как  и  все, что  изучает  психология, она  нематериальна, мы  не можем  ее  ни  увидеть, не  потрогать. Но  в  отличие  от  других  процессов  мы  можем  достаточно  ярко  видеть  ее  проявление  в  поведении  человека. Ведь  на  все, что  происходит  вокруг  нас, мы  как-то  реагируем, а  значит, показываем  определенные  эмоции.

       А  теперь  давайте  попробуем  представить себе, что мы вдруг лишились способности переживать эмоции. Солнечное утро не вызывает у гас радости, а известия о болезни друга — печали; нас не охватывает волнение при виде любимого человека, и даже несправедливость оставляет нас равнодушным.                                                           

       У. Джеймс в статье под названием «Что такое эмоция?» приводит выдержку из самоописания пациентки, страдающей нарушением эмоций: «Я окружена всем, что может сделать жизнь счастливой и привлекательной, но я не способна ни радоваться, ни чувствовать... Все функции и действия в моей жизни сохранились, но  они лишены соответствующего чувства и удовлетворения от них. Когда у меня мерзнут ноги, я их согреваю, но не чувствую удовольствия от тепла. Я узнаю вкус пищи, но ем без всякого удовольствия. Мои дети растут красивыми и здоровыми — так говорят мне все, я и сама это вижу — но восторга и внутреннего удовлетворения, которые я должна испытывать, у меня нет. Музыка потеряла для меня всю прелесть, а я любила ее так нежно. Моя дочь играет очень хорошо, но для меня это просто шум». Ужасная картина! Мы  видим, что  теряя эмоции, человек перестает быть человеком в полном смысле этого слова, он утрачивает пристрастность по отношению к миру, в котором живет.

       На  мой  взгляд, сегодня  данная  тема  очень  актуальна. Ведь  человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира, наша  эмоциональность  значительно  превосходит  элементарные  эмоциональные  реакции  животных. А  значит, логично будет  предположить, что богатство эмоционального мира человека  оказывается полезным для выживания и развития  всего  человечества. Но  каким  образом   это  происходит?  Об  этом  спорили  и   до  сих  пор  спорят  ученые.

       Объект  данной  работы – эмоциональная  сфера  жизни  человека.

       Предмет – виды  эмоций, переживаемые  человекам.

       Цель   исследования  заключается  в  изучении  общего  эмоционального  фона  (и  его  отдельных  составляющих) человека  в  возрасте  19-22  лет.

     Задачи исследования:

1.     Проанализировать психологическую литературу по проблеме изучения эмоций.

2.     Описать  функции  эмоций.

3.     Дать характеристику особенностей переживаемых  человеком  эмоций.

4.     Разобраться  в  проблем   специфичности  и   универсальности  эмоций.

Методы исследования:

·        Теоретический (анализ литературы по исследуемой теме)

·        Практический  (на  основе  опросника  «САН»  определить   эмоциональное  состояние  человека  в  возрасте  19-22  лет).


Общая характеристика эмоций

       Эмоции (от французского слова emotion - волнение, происходит от латинского emoveo - потрясаю, волную) - это реакции человека и животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называют чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).

       К эмоциональной сфере традиционно относят не только эмоции как таковые, но и аффекты, настроения, чувства  и  т. д. Перечисленные формы эмоциональных состояний отличаются от эмоций време­нем протекания, интенсивностью и устойчивостью.

       Эмоциональный тон ощущений (чувственный тон ощущений) - форма позитивных эмоций, которая не имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе.
       Собственно эмоции имеют выраженную связь с локальными ситуациями, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без актуального действия ситуации их образования, тогда они выступают ориентирами деятельности;
      Чувства - форма эмоций, которая включает в себя эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.
       Аффект -  форма эмоций, которая представляет собой бурную, чаще всего кратковременную эмоцию. Возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций.   

       Настроение - это достаточно продолжитель­ное эмоциональное состояние невысокой интенсивности, которое образует эмоциональный фон для протекающих психических про­цессов.


Функции эмоции

       Из античности до наших дней дошло представление об эмоциях как о явно негативном факторе, разрушающем разумную деятель­ность человека. И в наше время подобный взгляд на эмоции сохранился, например в юридической практике.

       Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. Человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. Таким образом, логично предположить, что богатство эмоционального мира человека, значительно превосходящее элементарные эмоциональные реакции животных, оказывается полезным для выживания и развития человечества. Но  каким  образом   это  происходит? Для  раскрытия  этого  вопроса  предлагаю  рассмотреть наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.

       Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого.

       Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций прояв­ляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина, при эмоции страха повышает способность к бег­ству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обрат­ному эффекту — ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помотает рас­познать угрожающие стимулы.

       Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действо­вать уже поздно. Образование ассоциативной связи между отрицательной эмо­цией и определенным типом ситуации удерживает от повторения ошибок в будущем, а положительные эмоции, наоборот, закрепля­ют приемлемые формы поведения.  Таким  образом, суть следообразуюшей функции эмоций заключает­ся в предвосхищении событий, которые произойдут в будущем.

       Функция побуждения и поддержания деятельности. Как  я  уже  отмечала, регуляция нашей деятельности осуществляется не только на основе знаний о мире, но и ориентируясь на эмоции. Вы можете отправиться на прогулку, потому что «кислород полезен для организма» или потому что «вам приятно подышать свежим воздухом». Причем именно во втором случае вы, скорее всего, получите удовольствие от прогулки. То  есть эмоции являются субъективной формой существования по­требностей. Во время осуществления деятельности  динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях.

       Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач.

       Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Известно, что эмо­ции обладают   «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека. Такое явление часто наблюдается во время смеха: один из членов группы начина­ет смеяться по вполне определенному поводу, а другие просто под­хватывают смех. Особенно важна коммуникативная функция эмо­ций для маленьких детей, которые еще не располагают речевыми средствами общения. Можно сказать, что для них эмоциональная коммуникация — это единственный способ поддержания и развития связей с внешним миром. На эмоциональном уровне мы «общаем­ся» с природой, произведениями искусства, животными и растени­ями.

       Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нару­шить эффективное протекание деятельности. И  все  же  даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обуслов­ливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.


Проблема специфичности эмоций

       Всякое эмоциональное состояние включает в себя компонент физиологических изменений. Центральными для теории эмоций являются два вопроса: во-первых, вопрос о специфичности физиологического проявления эмоций. Другими словами, соответствует ли каждому эмоциональному состоянию уникальная конфигурация  физиологических реакций?

       Во-вторых, это вопрос о соотношении внешнего проявления и внутреннего переживания эмоций. Что возникает сначала: физиологические изменения или субъективное переживание? Влечет ли за собой переживание телесные изменения? Или может быть, что именно телесные реакции вызывают субъективные переживания? Как ни парадоксально, существует традиция «периферического» толкования эмоций (теория Джеймса — Ланге), суть которой заключается в следующем: мы испытываем страх оттого, что дрожим, а не дрожим оттого, что нам страшно; грустим, оттого, что у нас на глазах выступили слезы, а не плачем оттого, что нам грустно.

       В. Вундт предположил, что любое эмоциональное состояние  может быть представлено в виде точки в трехмерном пространстве, координатные оси которого образуются парами возбуждение — успокоение; удовольствие — неудовольствие; напряжение — разрядка.

       Некоторые простейшие эмоциональные формы включают в себя только одно из измерений, в то время как другие — два или три. Таким образом, эмоция представляет собой комбинацию трех простейших пар переживаний, что означает отсутствие качествен­ного своеобразия эмоциональных состояний. «Все простые чувства образуют одно целое связное многообразие, так как нет ни одного чувства, отправляясь от которого нельзя было бы через ряд проме­жуточных ступеней и полосу безразличия дойти до всякого друго­го чувства», — пишет В. Вундт в своем фундаментальном труде  «Ос­новы физиологической психологии».

       Гипотеза В. Вундта о динамике эмоциональных состояний как переходе в противоположное в рамках одного измерения (напряже­ния в разрядку, удовольствия в неудовольствие, возбуждения в ус­покоение) недавно получила свое развитие в модели оппонентных эмоциональных процессов Р. Соломона. Он попытался объяснить широко известный факт, что за приятным эмоциональным состоянием часто следует своеобразная «эмоциональная расплата» в виде опустошения и подавленности, а за неприятным переживанием, наоборот, приподнятое настроение. Согласно этой концепции, каждая эмоция через несколько мгнове­ний после своего возникновения пробуждает противоположную эмоцию. Действие противоположной эмоции приводит к угасанию первоначальной эмоции и возвращению организма к состоянию равновесия. Поскольку противоположная эмоция развивается поз­же, чем первоначальная, ее действие продолжается и после того, как первоначальная эмоция исчерпала себя. Например, страх перед прыжком с парашютом вызывает противоположную эмоцию — во­сторг, который вы чувствуете еще некоторое время после приземле­ния.

       Причем чем интенсивнее первоначальная эмоция, тем более ярко выражена противоположная. Поэтому многие люди обожают смот­реть фильмы ужасов или намеренно провоцируют конфликты из-за радости разрешения ссоры и счастья примирения. Концепция Р. Соломона помогает нам понять необъяснимое до этого отсутствие логики во многих человеческий поступках. Вопреки здравому смыслу люди зачастую ищут отрицательных эмоций и избегают положительных. На самом деле происходит своеобразная «отсрочка» удовольствия, которое неизбежно последует за неприятностями.

       Предположение о том, что отдельные формы мимического выражения не имеют качественных особенностей и их можно представить в виде некоторого континуума или шкалы, получило дальнейшее развитие в работах Гарольда Шлоссберга. В  его  экспериментах  испытуемым предлагалось оценить выражения лиц людей на фотографиях по двум шкалам. Шкалы повторяли измерения эмоциональных состояний, предложенные В. Вундтом (удовольствие — неудовольствие и принятие — отталкивание). Впоследствии Шлоссберг добавил третью шкалу сон — напряжение, сделав аналогию с концепцией В. Вундта полной. В результате была создана шкала Шлоссберга. Она  является круговой и включает шесть основных категорий: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление 3) страдание, страх; 4) решимость, гнев; 5) отвращение; 6) презрение.

       Чем больше расстояние между отдельными позициями на шкале, тем менее сходны соответствующие мимические выражения. Любое предъявленное мимическое выражение может быть представлено как точка в пространстве, ограниченном окружностью. Прочертив отрезок из точки пересечения шкал через эту эм­пирически полученную точку к ближайшей дуге окружности, мож­но определить содержание переживаемой эмоции.


Выражение эмоций

       По каким признакам можно определить, что человек переживает некоторую эмоцию? Как  мы  можем  узнать, что  именно  чувствует  в  данный  момент  человек, какое  именно  эмоциональное  состояние  он  переживает? Безусловно, самый простой способ узнать об этом это спросить его самого. «Мне весело», «Мне грустно», «Я боюсь»  и  т. д. — каждый из нас может облечь в словесную форму свое переживание. Однако всем  нам  известно, что  полноценно  выразить  эмоцию  в  словах  невозможно. Именно  поэтому внимание ученых всегда привлекали объективные, не связанные с самоотчетом признаки эмоциональных состояний. Для  определения  наличия  переживания  эмоции   выделяют пять уровней проявления эмоций.

1.     Субъективный план проявления эмоций.

2.     Проявление эмоций в поведении.

3.     Проявление эмоций в речи.

4.     Вегетативный уровень проявления эмоций.

5.     Проявление эмоций на биохимическом уровне.

       П. Экман и В. Фризен выделили пять классов невербальной эмоциональной экспрессии:

1) адаптационные проявления — неспецифические выражения эмоций, которые сигнализируют об общем состоянии организма, например ходьба «из угла в угол» при душевном волнении, подпрыгивание на месте при радости;

2) регуляторы — движения, придающие ритм течению эмоционального процесса, например покачивание головой при переживании печали, постукивание пальцами при состоянии неопределенности;

3) иллюстраторы — телесные выражения интенсивности эмоции, например размахивание руками в состоянии возбуждения;

4) демонстрация — намеренное усиление эмоционального выражения с помощью мимики, например нахмуривание бровей при гневе, улыбка ;

 5) знаки — культурно обусловленные жесты, значения которых колеблются в различных сообществах. К этим выразительным средствам можно добавить и интонационные характеристики голоса.         

      

Теория дифференциальных эмоций

       Существует  гипотеза  об  универсальности  выражения  эмоций. Я  решила  рассмотреть  подход  к  ней  К. Изарда, как одного из наиболее авторитетных исследователей данной тематики. Он предложил перечень из десяти фундаментальных эмоций: интерес — возбуждение, удовольствие — радость, удивление, горе - страдание, гнев — ярость, отвращение омерзение, презрение - пренебрежение, страх — ужас, стыд — застенчивость, вина — раска­яние. Использование двух слов для обозначения большинства фундаментальных эмоций объясняется стремлением показать полюса интенсивности той или иной эмоции (например, страх — средняя  интенсивность, ужас — высокая интенсивность). В реальности, по мнению К. Изарда, существует огромное количество смешанные эмоций, которые он назвал диадами (например, страх — стыд или интерес — удовольствие) и триадами (например, горе — гнев — отвращение или интерес — удовольствие — удивление). Из десяти фундаментальных эмоций можно составить (и пережить) 45 диад и 120 триад. Несмотря на такой удивительно многообразный репертуар эмоциональных состояний, которые потенциально доступны человеку, Изард считает, что в каждый момент времени возможно испытывать только одну преобладающую эмоцию.

       Выделение названных 10 эмоций в качестве фундаментальных связано с тремя факторами:

   а) наличием характерных  мимических выразительных комплексов;

   б) уникальным субъективным переживанием (феноменологическое качество);

   в) специфическим нервным субстратом.

Так, существуют данные, что механизмы, связанные с выражением и переживанием положительных эмоций, являются функцией коры левого полушария, а отрицательных эмоций - функцией коры правого полушария.


1.Интерес — возбуждение

2.Удовольствие — радость

3.Удивление

4.Горе — страдание

5.Гнев — ярость

6.Отвращение — омерзение

7.Презрение — пренебрежение

8.Страх — ужас

9.Стыд — застенчивость

                              10.Вина — раскаяние

Фундаментальные эмоции человека, по К. Изарду, 1980


       Исследование, проведенное П. Экманом в 1998 г. в 21 стране мира, в  целом  подтвердило универсальность выражения и схожесть в переживании фундаментальных эмоций, описанных К. Изардом. По эмоции удивления совпадение имело место в 20 странах, по эмоции страха — в 19, по эмоции гнева — в 18. П. Экман проводил свое исследование не только в западных культурах или в культурах, подверженных влиянию западной цивилизации. Он отправился в бесписьменную, практически изолированную от внешнего мира культуру Папуа — Новой Гвинеи. Неграмотным испытуемым зачиты­вались рассказы, описывающие различные эмоционально насыщен­ные события (например, «у человека умер ребенок») и предлагалось выбрать подходящую фотографию из набора. Полученные данные подтвердили гипотезу об универсально­сти фундаментальных эмоций.

       Теория дифференциальных эмоций получила свое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы. Эта теория имеет в своей основе пять ключевых допущений:

1.     Девять фундаментальных эмоций образуют основную мотивационную систему человеческого существования.

2.     Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами.

3.     Фундаментальные эмоции, такие, как радость, печаль, гнев и стыд, ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний.

4.     Эмоции взаимодействуют между собой — одна эмоция может активировать. усиливать или ослаблять другую.

5.     Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние.



Уровневая модель функционирования эмоций

       В 1990-х гг. появились уровневые теории эмоций, например ра­боты М. Джонсон, К. Малтхауиа, М. Пауэра и Т. Далглейша, кото­рые по-своему преломили проблематику эмоций через популярные в последнее время модели уровней переработки информации.

       Модели уровней переработки информации предполагают, что психика человека обрабатывает информацию, «проводя» ее через ряд последовательных стадий, каждая из которых обладает своими специфическими характеристиками. Считается, что эмоцио­нальная реакция развивается только при переработке информации на высшем уровне самоотнесения, который отражает смысл того или иного явления для субъекта. Различают:

ü     сенсорный (аналоговый) уровень переработки (простейшие
сенсорные компоненты стимуляции, например ответ на вопрос
«Шрифтом какого цвета набрано это слово?»);

ü     перцептивный (ассоциативный) уровень переработки (более
сложный уровень, связанный с целостными свойствами объектов,
например ответ на вопрос «Рифмуется ли это слово со словом
"мрак"?»);

ü     семантический (уровень объективных закрепленных в языке
значений, например ответ на вопрос «Обозначает ли это слово болезнь?»);

ü     смысловой (уровень самоотнесенной информации, например
ответ на вопрос «Умер ли кто-либо из ваших близких родственни­ков от этой болезни?»).





Уровневая модель функционирования эмоций

 

РАК


РАК



Шрифтом, какого цвета набрано это слово?

Сенсорный уровень переработки

Нет эмоции  

Рифмуется ли это слово со словом « мрак»?

Перцептивный уровень переработки

Нет эмоции

Обозначает ли это слово болезнь?

Семантический уровень переработки

Нет эмоции

Умер ли кто-либо из ваших близких родственников от этой болезни?

Смысловой (самоотнесения) уровень переработки

Эмоция


       Уровневые теории функционирования эмоций хорошо предсказывают, насколько человек будет эмоционально вовлечен в ту или  иную ситуацию. Они фиксируют известное явление: эмоции играют значительную регулятивную роль в протекании познавательных процессов только тогда, когда человек сталкивается не с сухой, безличной информацией, а с тем, что касается его персонально, задевает за «больное».




 

 

 

 

 

 

Опросник  «САН»

       Этот  бланковый  тест  предназначен  для    оперативной  оценки  самочувствия, активности  и  настроения  (по  первым  буквам  этих  функциональных  состояний  и  назван  опросник).

       Сущность  оценивания  заключается  в  том, что  испытуемых  просят  соотнести  свое  состояние  с  рядом  признаков  по  многоступенчатой  шкале. Шкала  эта  состоит  из  индексов  (3 2 1 0 1 2 3)  и  расположена   между  тридцатью  парами  слов  противоположного  значения, отражающих  подвижность, скорость  и   темп  протекания  функций  (активность), силу, здоровье, утомление  (самочувствие), а  также  характеристики  эмоционального  состояния  (настроение). Испытуемый   должен  выбрать  и  отметить  цифру, наиболее  точно  отражающую  его  состояние  в  момент  обследования.

       При  обработке  эти  цифры   перекодируются  следующим  образом: индекс  3, соответствующий  неудовлетворительному  самочувствию, низкой  активности  и  плохому  настроению, принимается  за  1  балл; следующий  за  ним  индекс  2 – за  2; индекс  1 – за 3  балла  и  так  од индекса  3  с  противоположной  стороны  шкалы, который  соответственно  принимается  за  7  баллов (надо  учитывать, что  полюса  шкалы  постоянно  меняются).

       Итак, положительные  состояния  всегда  получают  высокие  баллы, а  отрицательные  низкие. По  этим  «приведенным»  баллам  и  рассчитывается  среднее  арифметическое  как  в  целом, так  и  отдельно  по  активности, самочувствию  и  настроению.

       Следует  упомянуть, что   при  анализе  функционального  состояния  важны  не  только  значения  отдельных  его  показателей, но  и  их  соотношение. Дело  в  том, что  у  отдохнувшего  человека  оценки    активности, настроения  и   самочувствия  обычно  примерно  равны. А  по  мере  нарастания  усталости  соотношение  между  ними   меняется  за  счет  относительного  снижения  самочувствия   и  активности  по  сравнению  с  настроением.     


Код  опросника

Вопросы  на  самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Вопросы  на  активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Вопросы  на  настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

 

 


















Типовая  карта   методики  САН

Фамилия,  инициалы ________________________________________________

Пол ________________________ Возраст _______________________________

Дата _________________________ Время_______________________________


1. Самочувствие  хорошее     3 2 1 0 1 2 3   Самочувствие  плохое

2. Чувствую  себя  сильным   3 2 1 0 1 2 3   Чувствую  себя  слабым      

3. Пассивный                           3 2 1 0 1 2 3   Активный    

4. Малоподвижный                 3 2 1 0 1 2 3   Подвижный

5. Веселый                               3 2 1 0 1 2 3   Грустный

6. Хорошее  настроение         3 2 1 0 1 2 3   Плохое  настроение

7. Работоспособный               3 2 1 0 1 2 3   Разбитый

8. Полный  сил                        3 2 1 0 1 2 3   Обессиленный

9. Медлительный                    3 2 1 0 1 2 3   Быстрый       

10. Бездеятельный                  3 2 1 0 1 2 3   Деятельный

11. Счастливый                       3 2 1 0 1 2 3   Несчастный

12. Жизнерадостный              3 2 1 0 1 2 3   Мрачный

13. Напряженный                   3 2 1 0 1 2 3   Расслабленный

14. Здоровый                          3 2 1 0 1 2 3   Больной

15. Безучастный                     3 2 1 0 1 2 3   Увлеченный

16. Равнодушный                   3 2 1 0 1 2 3   Взволнованный

17. Восторженный                 3 2 1 0 1 2 3   Унылый

18. Радостный                        3 2 1 0 1 2 3   Печальный                       

19. Отдохнувший                   3 2 1 0 1 2 3   Усталый

20. Свежий                             3 2 1 0 1 2 3   Изнуренный

21. Сонливый                         3 2 1 0 1 2 3   Возбужденный

22. Желание  отдохнуть        3 2 1 0 1 2 3   Желание  работать

23. Спокойный                       3 2 1 0 1 2 3   Озабоченный

24. Оптимистичный               3 2 1 0 1 2 3   Пессимистичный

25. Выносливый                     3 2 1 0 1 2 3   Утомляемый

26. Бодрый                              3 2 1 0 1 2 3   Вялый

27. Соображать  трудно         3 2 1 0 1 2 3   Соображать  легко

28. Рассеянный                       3 2 1 0 1 2 3   Внимательный

29. Полный  надежд               3 2 1 0 1 2 3   Разочарованный

30. Довольный                        3 2 1 0 1 2 3   Недовольный


         Для  проведения  исследования  я  выбрала  вышеописанную  методику  потому,  что  в  ней  оценивается как  общий  эмоциональный  фон, так  и  отдельные его  составляющие: самочувствие, активность  и  настроение. Испытуемыми  выступали  девушки  и  юноши  19-22  лет. Всего  50   человек. Исследование  я  проводила  в  два  этапа – утром  и  вечером, с  целью  определить  динамику  изменения  эмоций  в  течении  дня. То  есть  влияние  времени  суток, усталости  испытуемого  и  т.д. Соответственно результаты  проведенного  исследования  я  оценила  по  нескольким  параметрам.

       При  обработке  результатов  я  в  первую  очередь  посчитала  нужным  ввести  еще  один  показатель  (кроме  тех, что  предложены  в  методике), который  бы  отражал  среднее  арифметическое  уже  данных  трех  показателей, и  назвала  его  общим  эмоциональным  фоном. Подсчитала  результаты, составила  таблицы  и  для   наглядности  привела  также  диаграммы.

       В  первой  таблице  и  диаграмме  (см. Таблица 1)  я  привела  обобщенные  данные  по  всей  выборке  испытуемых. Если  исходить  из  того  что  максимальное  значение  баллов  может  достигать  7, то  самочувствие  оказывается  выше  среднего  показателя, так  же  как  и  активность. Настроение  несколько  выше. Общий  эмоциональный  фон  выше  среднего.

       Далее  я  решила  разделить  результаты  исследования  исходя  из  половой  принадлежности  испытуемых. В  результате  появилась  следующая  таблица  (см. Таблица 2), которая   показывает, что по  всем  трем  показателям  у  юношей  числовые  значения  несколько  меньше, чем  у  девушек. Соответственно   общий  эмоциональный  фон  подтверждает  эту  картину.

       И  наконец, проследила  динамику  эмоционального  состояния  утром  и  вечером  (см. Таблица 3). Как  я  и  ожидала, общим  эмоциональный  фон  по   сравнению  с  утром  к  вечеру  снизился, хотя  и  не  намного.

       Если  посмотреть  на  все  три  диаграммы, то  мы  увидим, что  показатель  настроения  во  всех  трех   на  порядок  выше  остальных  показателей. Я  считаю, это  говорит  о том, что    настроение  менее  всего  подвержено  влиянию  усталости  человека, времени  суток, погодных  условий  или  каких-нибудь  других  факторов, в  отличие  от  самочувствия  и  активности.         


Таблица 1

Самочувствие

4,35

Активность

4,22

Настроение

5,20

Общий  эмоциональный  фон

4,59



Таблица 2


Юноши

Девушки

Самочувствие

4,22

4,64

Активность

4,16

4,46

Настроение

5,18

4,98

Общий  эмоциональный  фон

4,52

4,69


        

Таблица 3


Утро

Вечер

Самочувствие

4,5

4,17

Активность

4,42

4,03

Настроение

5,21

5,19

Общий  эмоциональный  фон

4,71

4,46

Заключение

       В  своей  работе  я  постаралась  наиболее  полно  охватить  основные  моменты, изучаемые  психологией  эмоций. Постаралась  дать  ответ  на вопрос  «Что  такое  эмоция?» Можно сказать, что эмоции являются наиболее комплексными функциями мозга. Эмоции, с одной стороны, представляют собой одни из наиболее ранних в филогенезе форм психического, а с другой — неразрывно связаны с эволюционно поздними психическими функциями: мышлением, воображением, речью и личностыо. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

        Попробуйте рассказать о своей эмоции другому челове­ку. Как ни странно, эта, на первый взгляд, простая задача (ведь каж­дый из нас знает, что такое пережить страх, боль, радость или удив­ление) оказывается неимоверно трудной. Эмоцию легко показать, но сложно передать словами. Это  говорит   о  том, что любая эмоция  представляет собой единство трех составляющих: физиологической, субъективной и экспрессивной. Это означает, что мы, во-первых, претер­певаем эмоцию как физиологическое состояние, во-вторых, пережи­ваем ее и, в-третьих, выражаем.

 Я  также  пришла  к  выводу, что адекватное понимание эмоции возможно только при учете как внешней ситуации, так и внутреннего потребностного состояния организма. Одна и та же ситуация может спровоцировать абсолют­но различные эмоции. Например, звук шагов на лестнице вызовет у вас радость, если вы ожидаете прихода друга, или страх, если он раздастся среди ночи, когда вы одни в квартире.      

              Еще  раз  подчеркну, что  эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми.

       Выше  я  уже  писала  о  том, что  су­ществуют данные, что механизмы, связанные с выражением и пере­живанием положительных эмоций, являются функцией лобных долей коры левого полушария, а отрицательных эмоций — функци­ей лобных долей коры правого полушария. Так что, если вас охватило уныние или предстоит неприятный раз­говор, сделайте психологическую зарядку — интенсивно подмигни­те правым глазом, и плохого настроения — как ни бывало!
















 

Список  литературы

 

1.     «Психология»  под  ред. В. В. Нурковой, Н. Б. Березанской. Москва, изд-во  «Высшее  образование», 2005г.

2.     Ч. Дарвин  «Выражение  эмоций  у  человека  и  животных». Москва, изд-во  «Просвещение», 1977г.

3.     К. Е. Изард  «Эмоции  человека», Москва  1980г.

4.     В. К. Вилюнас  «Основные  проблемы  психологической  терии  эмоции», Москва  1976г.

5.     «Психологические  тесты»  под  ред.  А. А. Карелина, изд-во  «Владос», Москва  2003г.

 

 





© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.