РУБРИКИ

Психология и ее предмет

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психология и ее предмет

Этот процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией, и ее поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в  игру, учение и труд — те четыре основные вида деятельности, которые были кратко описаны выше. При этом каж­дый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется. Общение взрослого с окружающими людьми так же мало похоже на общение младенца или младшего школьника, как трудовая дятельность взрослых людей на детскую игру.

Было экспериментально доказано, что внутренние, т.е. психические, процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельностями. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность Внешняя дея­тельность в результате ее специальных преобразований, направ­ленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их превращения в навыки, постепенно переходит во внутреннюю собственно психическую (интериоризация). Такими интериоризованными психическими процессами являются произволь­ные и опосредствованные речью познавательные процессы: вос­приятие, внимание, воображение, память и мышление.

С другой стороны, ни один из названных психических про­цессов не протекает как чисто внутренний и обязательно вклю­чает какие-либо внешние, обычно двигательные, звенья. Зри­тельное восприятие, например, неразрывно связано с движе­ниями глаз, осязание — с движениями рук, внимание — с мы­шечными сокращениями, определяющими его сосредоточен­ность, переключаемость и рассеянность. При решении челове­ком задач почти всегда работает его артикуляционный аппарат; речевая деятельность без движений гортани и лицевых мыши невозможна. Следовательно, всякая деятельность — это соеди­нение внутренних и внешних, психических и поведенческих дей­ствий и операций.

УМЕНИЯ, НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и  сознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычкам.

Умения — это элементы деятельности, позволяющие что бо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют  собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конеч­ной цели.

Навыки — это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть дея­тельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компо­нент действия.

При автоматизации действий и операций, их превращении в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразова­ний. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый, целостно протекающий акт, именуемый умением (например, сложная система движений человека, пи­шущего текст, выполняющего спортивное упражнение, прово­дящего хирургическую операцию, изготавливающего тонкую де­таль предмета, читающего лекцию и т.п.). При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает.

Во-вторых, контроль за действием или операцией при их ав­томатизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль замещается внутренним, про-приоцептивным. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает, достигая некоторого оптимума или максимума. Все это обычно происходит в результате упражнений и тренировки. Развитие и совершенствование деятельности можно понимать, таким образом, как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков. В качестве навыка, кстати, могут выступать и операции. Тогда они являются частью более сложного навыка. Деятельность человека благода­ря автоматизации ее отдельных компонентов, «разгружаясь от регулирования относительно элементарных актов, может направ­ляться на решение более сложных задач».

Физиологической основой автоматизации компонентов деятельности, первоначально представленных в ее структуре в виде действий и операций и затем превращающихся в навыки, является, как показал Н.А.Бернштейн, переход управления деятельностью или ее отдельными составляющими на подсознательный уровень регуляции и доведение их до автоматизма.

Поскольку навыки входят в структуру действий и различных  видов деятельности в большом количестве, они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы навыков. Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного тормозного влияния — интерференции. Согласование навыков происходит тогда, когда: а) система движе­ний, входящих в один навык, соответствует системе движений включенных в другой навык; б) когда реализация одного навыка создает благоприятные условия для выполнения второго (один из навыков служит средством лучшего усвоения другого); в) когда конец одного навыка является фактическим началом другого, и наоборот. Интерференция имеет место тогда, когда во взаимо­действии навыков появляется одно из следующих противоре­чий: а) система движений, включенных в один навык, противо­речит, не согласуется с системой движений, составляющих струк­туру другого навыка; б) когда при переходе от одного навыка к другому фактически приходится переучиваться, ломать струк­туру старого навыка; в) когда система движений, входящих в один навык, частично содержится в другом, уже доведенном до автоматизма навыке (в этом случае при выполнении нового на­выка автоматически возникают движения, характерные для ра­нее усвоенного навыка, что приводит к искажению движений, нужных для вновь усваиваемого навыка); г) когда начала и кон­цы последовательно выполняемых навыков не состыкуются друг с другом. При полной автоматизации навыков явление интер­ференции сводится к минимуму или вовсе исчезает.

Важное значение для понимания процесса формирования на­выков имеет их перенос, т.е. распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того чтобы такой перенос осуществился нормально, необходимо, чтобы навык стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенным до автоматиизма.

Умения в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия, т.е. получение в результате надежного итога действия. Само действие в структуре умения конролируется по его цели. Например, учащиеся младших классов при обучении письму выполняют ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений рукой  выполняются, как правило, автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к изменяющимся время от времени условиям деятельности с сохранением пози­тивных результатов работы. Например, умение делать что-либо собственными руками означает, что обладающий таким умением человек всегда будет работать хорошо и способен сохранить вы­сокое качество труда в любых условиях. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого нормального ученика тому, что знает и умеет сам.

Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заклю­чается в том, что человек в состоянии изменять структуру уме­ний — навыков, операций и действий, входящих в состав уме­ний, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении како­го-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющими­ся под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль — это главное, что отличает умения от навыков. Активиза­ция интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности, например спортивная, целиком построенные на основе двигательных умений и навыков. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.

Большое значение в формировании всех типов умений и на­выков имеют упражнения. Благодаря им происходит автомати­зация навыков, совершенствование умений, деятельности в це­лом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умении и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных систематических упражнений умения и навыки обычно утрачи­ваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности — это привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так на­зываемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполага­ют получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в струк­туре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выпол­няется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от просто­го навыка привычка может в определенной степени сознатель­но контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). При­вычки как элементы деятельности представляют собой наиме­нее гибкие ее части.


Введение в психологию личности

На вопрос, что такое личность психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того чтобы учесть его в поисках глобального определения личности. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных и приобретенных качеств. Это  значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически  или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

   Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого  и окружающих.

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.     

Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех че­ловеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного че­ловека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства), которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него многих других людей свойства.

Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей. Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступ­ки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению пocтавленных целей. Эмо­ции и мотивация   это, соответственно, переживания и побуж­дения к деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения явились вопросы о нрав­ственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно ши­рокими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое понимание лич­ности отчасти сохранилось и до сих пор.

Указанное расширительное толкование личности имеет свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, при­надлежит ему, касается его. В художественном творчестве, фи­лософии и других социальных науках такое понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполнен­ных научно-конкретным содержанием, данное определение представляется слишком широким.

Р Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник.. В целом же в многочислен­ных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.

В опроснике Кеттела более 100 вопросов, которые задаются испытуемым; на них они отвечают утвердительно или отрицательно. Затем ответы группируются в соответствии с «ключом» и определяется выраженность того или иного фактора, свидетельствующего о развитии соответствующей черты личности.

Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р. Мейли, достаточно полно характеризуют личность:

Уверенность в себе — неуверенность

Интеллектуальность (аналитичность) -­ ограниченность (отсутствие развитого воображения).

Зрелость ума  - непоследовательность, алогичность.

Рассудительность, сдержанность, стойкость  - суетность, подверженность влиянию.

Спокойствие (самообладание) -  невротнчность (нервозность).

Сила воли - безволие.

Добросовестность, порядочность — недобросовестность, непорядочность

Последовательность, дисциплина ума — нcпocлeдoвaтельность, разбросанность.

Уверенность — неуверенность.

Взрослость — инфантилизм.

Тактичность — бестактность.

Открытость (контактность) - замкнутость (уединенность).

Оптимизм — пессимизм.

Смелость  - трусость. и т.д.

Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения. Она по предложенной классификации может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характе­ристика личности в данной теории — это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков.

Индивидуальные различия в поведении, которые обнаружи­ваются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории результатом опыта их длительного пребывания в различных жиз­ненных условиях, взаимодеиствия и взаимоотношений с раз­ными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и, следовательно, его развития как лич­ности   это научение условнорефлекторным путем через на­блюдение других (викарное научение) и подражание.

Устойчивость человека как личности определяется не его соб­ственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же «стимульных си­туаций», одинаковостью связанных с ними подкреплений и на­казаний, идентичностью оценок поведения индивида со сторо­ны других людей, успешностью и частотой повторения в про­шлом соответствующих социальных действий.

Примером интеракционистской теории личности является кон­цепция, разработанная американским ученым У.Майшелом. Со­гласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп.

1. Способности человека, т.е. то, что он в состоянии самосто­ятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.

2. Когнитивные стратегии — способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.

3. Ожидания  - оценки вероятных последствии совершения в данной ситуации тех или иных поступков.

4. Ценности, т.е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек в сложившейся об­становке обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.

5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенно-опытом плану.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие:

«Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» — это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» — сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

«Я» — это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» -- это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» личности — это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с кото­рыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литера­туры и искусства.

Свои теоретический подход к психологии личности предло­жили и представители гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем кон­цепциям, которые полностью или частично отождествляли пси­хологию и поведение человека и животных. Теорию личности, разрабатываемую в русле гуманистической традиции, можно от­нести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских, неэксперименталь­ных, структурно-динамических, охватывающих весь период жиз­ни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терми­нах. Основное внимание в теориях этого типа (их несколько, и они значительно отличаются друг от друга) сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и мышлении.

Сторонников гуманистических теории личности прежде все­го интересует то, как человек воспринимает, понимает и объяс­няет реальные события в своей жизни. Они предпочитают опи­сывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение, поэтому теории данного типа иногда называют феноменологи­ческими. Сами описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысла жизни», «ценности», «жизненные цели» и т.п.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, — это самоактушизация, стремление к са­мосовершенствованию и самовыражению. Признание главен­ствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изуче­нии психологии личности, несмотря на значительные расхож­дения в их взглядах..


ЯВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других по­знавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обес­печивают функционирование остальных познавательных про­цессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной фор­мации в обеспечении внимания, на ориентировочный рефлекс как его возможный врожденный механизм и, наконец, на до­минанту, исследованную и описанную в связи с вниманием А.Ухтомским.

Действительно, в системе психологических феноменов вни­мание занимает особое положение. Оно включено во все ос­тальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика по­знавательных процессов и особенности различных психические состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделит «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает. Однако нельзя не видеть и особенностей внимания, красной нитью проходящих через все другие психические явления, оно проявляется, не сводимых к моментам различных в деятельности, в которые включен человек. Это — наличие в нем некоторых динамических, наблюдаемых и измеримых характеристик, таких как объем, концентрация, переключаемость и ряд других, непосредственно к познавательным процесса ощущений, восприятия, памяти и мышления не относящихся. Правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, чтобы попытаться соединить и учесть обе точки зрения, т.е. увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них. Это значит встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный, рядоположенныи другим психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом. Данная позиция подтверждается известными анатомо-физиологическими данными, основные из вторых следующие:

1 Механизм доминанты как физиологический коррелят вни­мания можно наблюдать на всей поверхности коры головного мозга независимо от того, проекционные зоны каких конкрет­ных анализаторов в них локализуются.

2. Ретикулярная формация, работа которой связывается с яв­лениями внимания, находится на пути нервных импульсов, ка­сающихся практически всех познавательных процессов (неспе­цифические пути афферентного и эфферентного проведения сен­сорной информации).

3. Нейроны внимания — клетки-детекторы новизны — мож­но встретить практически на всей поверхности и в некоторых внутренних структурах головного мозга.

4. Вместе с тем все три названных анатомо-физиологических фактора в центральной нервной системе существуют автоном­но и независимо от отдельных сенсорных анализаторов, что го­ворит о том, что внимание все же является особенным феноме­ном, не сводимым ко всем остальным.

В чем же сущность этого процесса и одновременно состоя­ния психики человека? Рассмотрим этот вопрос сначала иллюстративно, а затем в более точном его определении.

Одной из характернейших особенностей нашей духовной жизни, писал известный американский психолог Э.Титченер, является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации с поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослаб­ляя внимание. Устойчивость внимания может определяться раз­ными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными фи­зиологическими особенностями человека, в частности со свойст­вами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету дея­тельности, его значимостью для личности), четвертые — с внеш­ними обстоятельствами осуществления деятельности.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество - рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в  степени концентрированности внимания на одних объектах отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы. 

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае инди­вид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором — сознательно, уси­лием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной ос­нове, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как от­рицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внима­ния. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; вто­рой — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, по­мимо прочего, со специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном как природно-обусловленные.

Распределение внимания — его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. За­метим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.        

Объем внимания — это такая его характеристика, которая оп­ределяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) чело­века. Численная характеристика среднего объема внимания лю­дей — 5—7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень корот­кое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. Действительно, как мы убедимся далее, эти феномены тесным образом связаны друг с другом.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредст­венное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произ­вольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъек­тивно представленный в голове человека или неосознаваемый но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возника­ющих во внутренней или внешней среде. Способность к ощу­щениям имеется у всех живых существ, обладающих нервном системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при тор­можении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препара­тов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним спо­собность иметь ощущения, т.е. чувствовать, осознанно воспри­нимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания.

В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живои материи избирательно реагировать на биологически значимые воз­действия среды изменением своего внутреннего состояния и внеш­него поведения. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимо­стью удовлетворения его биологических потребностей. Жизнен­ная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий). Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. Те и другие обычно не осознаются.

Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее за­метны, в большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют интероцептивными. Информация из внутренних орга­нов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней биологи­чески полезных или вредных веществ, температура тела, хими­ческий состав имеющихся в нем жидкостей, давление и многие другие. У человека есть, кроме того, несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение. По со­временным данным мозг человека представляет собой слож­нейшую, самообучающуюся вычислительную и одновременно аналоговую машину, работающую по генотипически обусловленным и прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей ин­формации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека при­нимает решения, дает команды и контролирует их выполнение.

Далеко не все существующие виды энергии, даже если они жизненно значимые, человек воспринимает в виде ощущений. К некоторым из них, например радиационной, он психологически нечувствителен вообще. Сюда же можно отнести инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, радиоволны, находящиеся за пределами диапазона, вызывающего ощущения, незначительные, не воспринимаемые ухом колебания давления воздуха. Следовательно человек в виде ощущений получает небольшую, наиболее значимую часть той информации и энергии, которые действуют на его организм.

Порождают  ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного диапазона - от  коротких космических лучей до радиоволн с длинной волны, измеряемой километрами. Заметим, что длительные и сильные воздействия физических стимулов на наши органы чувств способны вызывать опреде­ленные нарушения в их функционировании. Например, глаз, подвергаемый воздействию сильного света в течение длитель­ного времени, слепнет; при воздействии на орган слуха дли­тельных и сильных звуков, амплитуда колебаний которьк пре­вышает 90 дб, может наступить временная потеря слуха. Такое нарушение нередко встречается у любителей и исполнителей современных эстрадных молодежных песен и произведений на электромузыкальных инструментах.

Обоняние - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте — впереди, в выдающейся части тела. Путь рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключений  попадают в головной мозг.

Следующий вид ощущений — вкусовые — имеет четыре ос­новные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных.

Кожная чувствительность, или осязание, — это наиболее ши­роко представленный и распространенный вид чувствительно­сти Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикос­новении какого-либо предмета к поверхности кожи, не пред­ставляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, бо­лее простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид ре­цепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.

Изменения чувствительности анализаторов могут происхо­дить в результате не только адаптации, но и ряда других про­цессов, основными из которых являются уровень активности коры головного мозга, поддерживаемый или подавляемый ре­тикулярной формацией, одновременное воздействие на органы чувств других раздражителей, в том числе подпороговых. Установлено, что слабые посторонние раздражители обычно повы­шают, а сильные понижают чувствительность параллельно ра­ботающих анализаторов. Важную роль в изменении чувствительности играет упражняемость: при постоянно действующем анализаторе его чувствительность повышается, при длительно неработающем — понижается.

ВОСПРИЯТИЕ, ЕГО ВИДЫ И СВОЙСТВА

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них скла­дывается и совершенствуется в жизненном опыте.

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свой­ства предметов, конкретных явлений или процессов, происходя­щих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том слу­чае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимае­мое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощу­щение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свой­ства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощуще­нии, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощу­щений состоит в том, что итогом возникновения ощущения явля­ется некоторое чувство (например, ощущения яркости, громко­сти, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и  достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный. — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Это синтез выступает в виде образа данного предмета или явления который складывается в ходе активного их отражения.

Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) — это основные свойства o6pаза, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность — это способность человека воспринимать мир не  виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредст­венно в данный момент времени не воспринимаются. Констант­ность определяется как способность воспринимать предметы от­носительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условии восприятия. Категориалъность человеческого восприятия прояв­ляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, от­носим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на мере зрения — ведущего органа чувств у человека. Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых  деталей предметов складывается их целостная картина - образ, внесли представители гештальтпсихологии — направления научных исследований, сложившегося в начале XX в. в Германии. Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил М.Вертгеймер. Выделенные им факторы следующие:

1 Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответст­вующие элементы, тем с большей вероятностью они объединя­ются друг с другом и создают единый образ.

2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявля­ется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

3. Фактор «естественного продолжения». Он проявляется в том, что элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, кон­туров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объе­диняются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.

4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия вы­ступает как стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения.

В восприятии формы предметов принимают участие три основные группы факторов: 1.Врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Такие клетки называются клетками-детекторами. Благодаря свойствам своих рецептивных полей, они выделяют в зрительном поле вполне определенные элементы, например  световые линии конкретной длины, ширины и наклона, острые углы, контрасты, изломы на контурных изображениях.

2. Законы образования фигур, форм и контуров, выделенные гештальтпсихологами и описанные выше.

3. Жизненный опыт, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.





ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАМЯТИ

„Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.,«Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его  протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хра­нению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведе­ния есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по на­следству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспро­изводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приоб­ретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое дру­гое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и  воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викартного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Пер­вая связана с широким волевым контролем запоминания, вто­рая - с употреблением логики, третья — с использованием раз­нообразных средств запоминания, большей частью представ­ленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.