РУБРИКИ |
Психология несовершеннолетних преступников |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психология несовершеннолетних преступниковПсихология несовершеннолетних преступниковМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ЗАПОРОЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра философии Реферат на тему Психология несовершеннолетних преступников Выполнил:
ст. гр. ИФ-329
2003 Содержание 1. Психологические особенности профилактики преступности несовершеннолетних 3 1.1 Состояние и причины преступности несовершеннолетних. 3 1.2 Особенности социализации и формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя 4 2. Обобщенный психологический портрет личности несовершеннолетнего преступника. 7 3. Совершенствование профилактики преступлений несовершеннолетних 9 Перечень ссылок 10 1. Психологические особенности профилактики преступности несовершеннолетних 1.1 Состояние и причины преступности несовершеннолетних. В России в течение длительного времени отмечается интенсивный рост преступности несовершеннолетних. Изменение преступности по годам представлено на рисунке 1.1. Рисунок 1.1 – Изменение количества несовершеннолетних, совершивших преступления, в течении 11 лет Преступность несовершеннолетних в последние годы росла в семь раз
быстрее, чем изменялось общее число населения этой возрастной группы. Доля
групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в несколько раз
выше аналогичного показателя взрослой преступности и составляет от 20 до Анализ динамики преступности несовершеннолетних в России позволяет выявить ряд важных факторов. Россия имеет высокий уровень преступности несовершеннолетних и отличается интенсивными темпами ее роста – в среднем на 14–17% каждые пять лет. Рост преступности несовершеннолетних происходит на фоне сокращения или
крайне незначительного в отдельные годы увеличения общей численности этой
возрастной группы. К основным причинам роста преступности несовершеннолетних часто относят: неудовлетворительные условия воспитания детей во многих семьях; слабую помощь родителям в деле педагогического воспитания детей и подростков; неудовлетворительные условия воспитания во многих школах и других детских учреждениях; слабую подготовку кадров, ведущих воспитательную работу в этих учреждениях; неудовлетворительные условия воспитания во внешкольных учреждениях; неудовлетворительную работу комиссий по делам несовершеннолетних; формализм в деятельности общественных организаций, призванных содействовать семье, школе, детским учреждениям, культурным и другим учреждениям в воспитании детей и подростков, а также милиции, прокуратуре и суду в вопросах предупреждения правонарушений несовершеннолетних; недостатки в работе правоохранительных органов по борьбе с преступностью несовершеннолетних. 1.2 Особенности социализации и формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя Социализация представляет собой процесс формирования личности в
определенных социальных условиях, социальных группах и приобретения
жизненного опыта, усвоения ценностей, норм и правил поведения. Часто
выделяют ряд стадий социализации: 1) первичная, или ранняя, социализация Отклоняющееся, в том числе противоправное, поведение связано с дефектами социализации: в организации воспитания, приводящими к развитию антиобщественной ориентации и асоциальной мотивации; в понимании социальных ролей, приводящими либо к отрицанию роли, непониманию ее социальной значимости, либо к уклонению от исполнения роли; в системе общения (сужение круга общения, общение в группе с отклоняющимся поведением, невозможность удовлетворения потребностей в эмоциональном контакте, самоутверждении и т.д.); индивидуального социального опыта, зависящими от ошибок в воспитании, специфики общения (например, в семье), усвоения норм асоциального поведения и т.д.; социального контроля, зависящими от недостаточной эффективности деятельности семьи, учебно-воспитательных и производственных организаций, правоохранительных органов; в социальной адаптации, отражающими, в частности, процессы миграции и урбанизации. Для понимания позитивных и негативных эффектов социализации представляет интерес психосоциальная концепция развития личности, предложенная известным американским психологом Э. Эриксоном. Эта концепция показывает тесную связь психики индивида и особенностей общества, в котором он живет. С первых лет жизни ребенок ориентирован на включение себя в определенную группу, разделение норм группы и ее ценностей (“групповая идентичность” по Эриксону). Но, с другой стороны, у ребенка формируется и эгоидентичность, т.е. чувство личностной устойчивости и непрерывности своего “Я”. Дефекты отношения к ребенку со стороны окружающих приводят к отрицательным эффектам в формировании его личности. Обязательному учету в процессе социализации и формирования личности несовершеннолетнего подлежат кризисы возраста. Так, Л.С. Выготский выделял кризис новорождения, одного года, трех, семи и 13 лет [2]. Кризисы новорожденного, трех лет и подросткового возраста относят к так называемым большим кризисам. Они характеризуются коренной перестройкой отношений ребенка и общества. Малые кризисы (кризис одного года, 7 лет, 17-18 лет) проходят относительно свободно, связаны с приобретением человеком опыта, знаний и умений, развитием самостоятельности и самоопределения. Кризисы возраста означают особый психологический этап, переход личности к новому, высшему периоду развития. Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов наиболее трудным как для него самого, так и для тех, кто занимается воспитанием (родителей, учителей), является кризис подросткового возраста. Для него характерны эмоциональная неустойчивость подростка, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакций, часто проявляющихся в неоправданной резкости и повышенной конфликтности с окружающими. Повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями, учителями, объясняется тем, что меняется система отношений подростка с окружающими его людьми. Вследствие обостренного чувства взрослости он стремится к равенству в отношениях со взрослыми и сверстниками. Стремясь избавиться от опеки, от оценок и влияния взрослых, подросток становится очень критичным по отношению к ним, начинает обостренно чувствовать недостатки родителей и учителей, подвергать сомнению советы и высказывания старших. Таким образом, возникает много поводов для конфликтов и столкновений между взрослыми и подростками. Немалую роль при этом играет педагогическая несостоятельность взрослых, недостаточное уважение достоинства подростка, опора в воспитании на директивные, принуждающие меры и наказания. В литературе выделяют несколько типов неправильного воспитания [1]:
безнадзорность и бесконтрольность, приводящие к тому, что дети
предоставлены самим себе, проводят время в поиске увеселений и попадают под
влияние уличных компаний и противоправных группировок. Безнадзорных и
беспризорных несовершеннолетних, по подсчетам социологов, насчитывается в Для ранней, или первичной, социализации огромное значение имеет формирование личности в семье. В этот период ребенок усваивает образцы и манеру поведения (часто неосознанно), типичные реакции взрослых на те или иные проблемы. Дефекты ранней социализации в родительской семье могут приобретать криминогенное значение. Наблюдения и исследования показывают, что в семьях, где господствуют эмоциональные, теплые контакты, уважительное отношение к детям, у них чаще всего формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликты не силовым путем и т.д. Наоборот, психологическое отчуждение родителями ребенка, отсутствие заботы о нем, ласки, тепла в отношениях могут стать причиной криминального поведения [2]. К числу других причин можно отнести пренебрежительное отношение родителей к нравственным и правовым запретам, дурной пример их противоправного поведения (хулиганство, хищения, алкоголизм и т.д.). Криминогенные последствия может иметь доминирование в семейном воспитании удовлетворения материальных потребностей ребенка в ущерб его духовному развитию. Негативные результаты в воспитании и формировании отклоняющегося
поведения подростка связаны с отсутствием в семье отца. В исследованиях Потребности общения и самоутверждения подростка должны быть реализованы
в благоприятных условиях семьи и групп сверстников в учебном учреждении. Несовершеннолетние преступники по сравнению с подростками,
правонарушений не совершивших, имеют социально отягощенные дефекты
психофизиологического и интеллектуального развития, в том числе:
различные нарушения в деятельности организма, происходящие в период
внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах 2. Обобщенный психологический портрет личности несовершеннолетнего преступника. Прежде всего необходимо отметить деформацию правосознания у несовершеннолетних преступников. Среди них является допустимым нарушение уголовно-правового или иного правового запрета. Негативное отношение к нормативно-правовым запретам коррелирует у несовершеннолетних с установкой на их нарушение. Деформации в ценностно-мотивационной сфере отражают, с одной стороны,
отсутствие интереса к обучению или производительному труду, с другой –
демонстрируют гипервлечение к отдыху, проведению досуга, обладанию модной
одеждой и т.д. Совершение преступлений как раз имеет своей целью
удовлетворение гипертрофированных досуговых потребностей и интересов. У несовершеннолетних правонарушителей значительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается эмоциональная “тупость”, нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Одновременно отмечается эмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонность к неадекватным ситуации реакциям. Часто отмечаются также отрицательные изменения воли и волевых качеств. Среди несовершеннолетних преступников в последнее время наблюдается
проявление психопатических черт, которые не связаны с наследственностью и в
основном приобретены вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания. Педагогическая коррекция поведения акцентуированных подростков требует
строго индивидуального подхода, в основе которого лежат особенности
конкретной акцентуации. Так, гипертимный, расторможенный подросток требует
особых мер коррекции, ориентированных на социально организованный выход
энергии, шумливости, подвижности путем переключения его на занятия спортом,
активные виды деятельности, требующие повышенного расхода энергии. Как показывают исследования, в абсолютном большинстве
несовершеннолетние преступники – это лица, обладающие привычками,
склонностями и устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Для
них характерны:
постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения 3. Совершенствование профилактики преступлений несовершеннолетних В настоящее время в силу различных причин отсутствует четкая система работы с несовершеннолетними правонарушителями: 1) комиссии по делам несовершеннолетних не выполняют в настоящее время функций координационного центра по борьбе с преступностью несовершеннолетних; 2) совершенно ненормальным является положение, когда основную тяжесть профилактической и воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями несут органы внутренних дел, прокуратура и суд, т.е. организации, осуществляющие принуждение и карательное воздействие; 3) отсутствуют научно обоснованные рекомендации по осуществлению профилактической и воспитательной работы; 4) органы образования, здравоохранения, социального обеспечения по существу самоустранились от оказания помощи семье в воспитании трудных подростков и разработке соответствующих рекомендаций. Для исправления сложившегося положения дел необходимо применить ряд мер, таких как: создать специализированные службы для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; образовать специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения; создать специальные (коррекционные) учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния; реорганизовать приемники-распределители для несовершеннолетних, создав на их основе центры временной изоляции, для помещения несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния. Перечень ссылок
----------------------- [pic] |
|
© 2010 |
|