РУБРИКИ |
Психология общения |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психология общенияПсихология общенияПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ Любому работнику компании ТюмБИТ в процессе производственной деятельности приходится контактировать с людьми. Для менеджера, внедренца или курьера это справедливо в особой степени, потому что его миссия – помочь заказчику создать программу, удовлетворяющую запросам потребителя, а не просто установить коробочный продукт на компьютере клиента В наше время стиль общения должен отличаться партнерским подходом, а не иерархическим или авторитарным. Он должен бьть нацелен на досигижеиие консенсуса, должен быть коммуникативным. Другими словами, в ходе общения надо избегать распоряжений, обвинений,
пускаться в бесконечные дебаты. В ходе беседы сотрудник должен показать
свой профессионализм, знание дела, умение находить приемлемые решения. - о партнерах коммуникации; - о цели беседы; - о внешних влияющих факторах во время беседы (об окружении); Для того, чтобы правильно построить процесс коммуникаций, сотрудник должен обладать хотя бы начальными знаниями в области психологии личности. Мы рассмотрим три момента, играющих в данном случае основополагающую роль: Базовые психологические установки, знание которых необходимо, чтобы правильно построить процесс коммуникаций в ходе беседы; Основы теории межличностных коммуникаций, - ключевой момент для беседы; Этику новедения беседы, т.е. те базовые принципы взаимоотношения между сотрудником и заказчиком, которым должен следовать сотрудник в силу профессиональных требований и сложившейся практике.
Одной из таких теорий является теория Шострема – Маслоу (Маслов) [1], которая рассматривает две базовые психологические установки современного человека: Манипуляигоры – это люди, основная цель (сознательная или
бессознательная) для которых – контроль над ситуацией; для манипулятора
деятельность, которой он занимается, играет второстепенную роль, главное Актуализаторы – это индивиды, которые относятся к себе – как к неповторимой личности и потому ощущают других людей также как неповторимые личности; для них первична деятельность и вторична та роль, которую они играют в этой деятельности. Некоторые черты личности манипуляторов и актуализаторов приведены ниже в таблице 4.1. | | | По теории Шострема – Маслоу и манипуляторы, и актуализаторы образуют
несколько психологических типов, которые представлены на схеме рис. 4.1 1. Диктатор. Он, как правило, преувеличивает свою силу и власть. Он
доминирует, приказывает, любит цитировать авторитеты и делает все, чтобы
управлять своими жертвами. Существуют разновидности диктаторов – 2. Тряпка (слабак). Это – прямая противоположность Диктатора и обычно
его жертва. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с 3. Вычислипгель. Это – человек, который гордится своим умением вычислять сильные и слабые стороны других и контролировать их, не вступая, в отличие от Диктатора, в открытое столкновение. Он обманывает, увиливает, лжет, старается перехитрить и проверить других людей. Вариации Вычислителя – Делец, Аферист, Игрок, Рекламщик, Шантажист, Шахматист. 4. Прилипала. Является антагонистом Вычислителя. Он преувеличивает свою контролируемость. Это – личность, которая демонстрирует свою жажду быть ведомой, дурачимой, предметом забот окружающих. Он охотно позволяет другим делать за него его работу. Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный. Братан, Угрожающий. Женская разновидность – Сварливая баба (рыба-Пила). 6. Рубаха - парень. Он – антагонист Хулигана. Преувеличивает свою заботливость, любовь, он буквально убивает людей своей заботой. В некотором смысле он может оказать гораздо более разрушающее воздействие на личность, нежели Хулиган. При взаимодействии он практически всегда выигрывает. Разновидности – Угодливый, Добродетельный моралист, Свой Человек (парень из нашей команды). Всезнайка, Обличитель, Следователь, Судебный пристав, Позорящий, Оценщик, Мститель, Палач. В реальном человеке-манипуляторе можно встретить как один выраженный тип, так и их комбинацию. Если это выражснный тип, то он практически навязывает другим людям роль своего антагониста и делает такого человека целью своих манипуляций. Например, выраженный Диктатор будет стараться рассматривать окружающих как людей – Тряпок и соответственно строить свои взаимоотношения с ними. Безусловно, манипулятивные установки зависят от ситуации. Так, в одной
ситуации человек может вести себя как Диктатор, в другой – как Судья, в
третей – как Хулиган. Все эти типы относятся к категории активных
манипуляторов, в то время, как такие типы как Тряпка, Прилипала, Славный
парень, Защитник – к категории пассивных манипуляторов. Изменение
категории, в отличие от типа, происходит достаточно редко. Кроме активных и
пассивных, выделяют категории манипуляторов – соревнователей (для них любая
ситуация – матч, в котором они могут либо выиграть, либо проиграть, –
третьего не дано, а все остальные люди – либо соперники, либо враги,
реальные или потенциальные) и безразличных манипуляторов. Последний вид
встречается наиболее часто. В этом случае манипулятор играет роль
безразлично, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть, устраниться от
контакта с партнером. Он относится к другому человеку, как к неживой кукле. Типы актуализаторов. Актуализаторы – это или достаточно сильные и
нестандартные личности, которым понимание своей неповторимости и
неповторимости других людей было дано с детства, или бывшие манипуляторы,
которым удалось избавиться от своих комплексов путем бескомпромиссной
работы над собой. По Шострему, « в то время, как манипулятор – это
многогранная личность с антагонистическими противоречиями, актуализатор –
многогранная личность, противоположности в котором взаимно дополняют друг
друга» [1]. К сожалению, в современной цивилизации вообще, и в деловом мире
в частности, актуализаторы - гораздо более редкий тип людей, нежели
манипуляторы. Типы актуализаторов можно выделить по аналогии с типами
манипуляторов (Рис. 4.1). Тряпке. В отличие от последнего, он не вымогает заботу от других, а признает свою (и других) способность ошибаться. Прилипалы. Он не только зависит от других людей, но дает высокую оценку различным видам мастерства, которыми эти люди обладают. Он относится с уважением к точкам зрения, которые отличаются от его собственной, и не испытывает потребности, чтобы другие думали также, как и он. В отличие от манипуляторов, выраженный актуализатор способен сочетать, интегрировать различные роли в различных ситуациях. Он ценит эти многие стороны своей личности. Чем менее человек способен принять какие-либо стороны своей личности, чем меньше он их ценит, тем в большей степени он ощущает себя «вещью». (от такой позиции – один шаг к признанию других бездушными вещами, которыми не только можно, но и можно манипулировать. Э Шострем приводит такой пример: «Когда мы недовольны собой или своими поступками, мы говорим: «Это на меня нашло» или же: «Это мне не нравится». Вскоре тенденция отрекагься от себя и черт своей личности распространяется на все области нашей жизни. И мы становимся манипуляторами.» Принимая себя, человек исходит из полноценности себя и других, так что необходимость в манипуляции, контроле, приведении в норму и т.д. просто отпадает. Напротив, манипулятор исходит из допущения собственной неполноценности, распространяя ее на всех представителей рода человеческого, он полагает, что эта неполноценность может быть преодолена путем борьбы с собой и другими людьми.
И в процессе работы, и в личной жизни мы постоянно общаемся, или, говоря языком психологии, вступаем в межличностные коммуникации. Коммуникации – это средство обоюдного воздействия людей друг на друга. Коммуникация возникает тогда, когда один человек оказывает влияние на поведение другого человека. Это может происходить даже тогда, когда они вообще не разговаривают. Но при этом важным моментом является существование обратной связи – то есть получатель коммуникационного сообщения должен иметь возможность так или иначе отозваться на сообщение отправителя. Для эксперта умение правильно построить процесс межличностных коммуникаций имеет особое значение. Для понимания этого процесса крайне важно знать основные законы коммуникации: 1-й закон: Правда не в том, что сообщает отправитепь, а в том, что понимает получатель. Этот закон основан на селективном восприятии информации человеком. Такая селекция производится на основе системы оценок этого человека. Если
сообщение проходит через эту систему оценок, или если оно способствует
повышению уровня самооценки данного человека, то это сообщение принимается,
а его ценность преувеличивается. Если же оно не проходит по системе оценок,
или если оно способствует снижению уровня самооценки получателя, то оно
полностью или частично отвергается, при этом сго ценность преуменьшается. 2-й закои: Если получатель не правильно трактует сообщение, то вину несет отправитель. Таким образом, ответственность за точную коммуникацию всегда лежит на отправителе сообщения. 2-й закон имеет ряд важных практических следствий: Фразы: «Вы, наверное, не поняли», «как я уже Вам сказал», «Вы, кажется, не расслышали» и т.д. – запрещенные фразы. Раз Вас не поняли, значит – Вы не неправильно обьяснили, и сердиться здесь можно только на себя. Кроме двух основных законов, ученые установили ряд правил, или аксиом
коммуникации: Следствие 1.1: хочешь добиться успеха – учись правильно строить процесс
коммуникации. Следствие 2.1: Успех коммуникации определяется не столько процессом обмена информацией, сколько теми взаимоотношениями между личностями, которые сложились в процессе коммуникации. Следствие 2.2: В процессе коммуникации люди играют роли, которые определяются их базовыми психологическими установками (см. предыдущий раздел). Следствие 2.3: То, КАК говорится, важнее, чем то, ЧТО говорится. Интересный собеседник – это не тот человек, который говорит интересные вещи, а тот человек, который Вам интересен. Это правило справедливо для обоих партнеров по коммуникации – Вас будут оценивать так же. 3. Структура отношений в процессе коммуникации зависит оиг того, какие фазы проходит этот процесс (Рис. 3). Следствие 3.1: Способ разбиения процесса коммуникации на фазы, то есть повторение определенной последовательности разговора, изменение значимости сообщений в ходе разговора – влияют решающим образом на ход процесса коммуникации. Следствие 3.2: Качество восприятия информации зависит от степени внимания собеседника, а оно изменяется. Наиболее высокий уровень внимания – в начале и в конце разговора, поэтому правильное вступление и заключение беседы – решающий фактор успеха процесса коммуникации. 4. На уровне содержания и на уровне отношений используются разные языки и разные способы восириятия информации. Следствие 4.1: Передаваемая в процессе коммуникаций на уровне содержания информация всегда содержит текст (то, что сообщено) и контекст (то, что подразумевалось). Следствие 4.2: Вы должны всегда учитывать, что используемый Вами контекст может быть не ясен партнеру по коммуникации. Непонимание не должно вызывать у Вас раздражения – и Ваш партнер, да, кстати, и Вы сами, просто подчиняетесь закону природы. Следствие 4.3: Если коммуникация опосредованная (т.е. происходит обмен документами, а не беседа между людьми), контекст, как правило, теряется, и информация передается с ошибками. Поэтому, если ошибки не допустимы, стоит предпочесть личную беседу обмену документами. Следствие 4.4: В коммуникационной цепочке информация искажается и из-за искажений текста, и из-за потери контекста. Такое искажение – не злой умысел, а свойство человеческой природы. Хотите избежать искажений – укорачивайте цепочку передачи информации. Следствие 4.5: Степень искажения зависит и от формы информации. Образ, рисунок искажаются меньше, чем текст, поэтому используйте графическую форму для снижения искажения. Следствие 4.6: Текст воспринимается на логическом уровне, а контекст – на ассоциативном, образном уровне. 5. Процесс коммуникации может быть симметричиым (когда оба партнера имеют, или оба счпигают, что оба имеют, одинаковый статус) или комплиментарным (когда статусы обоих паритнеров неравноправны). Следствие 5.1: В ходе коммуникаций формируется соглашение о статусах. Это соглашение формируется на уровне отношений, а не на уровне содержания. Следствие 5.2: Ход процесса формирования соглашения зависит от базовых психологических установок участников. В ходе успешной коммуникации первоначальное различие между самооценкой статуса и оценкой его партнером – сгладилось, в ходе неудачной коммуникации – осталось или усилилось. Следствие 5.3: Успешная коммуникация – такая, которая завершается как симметричная, пусть даже она начиналась, как комплиментарная. Понятно, что такой сложный процесс, как процесс межличностных коммуникаций, часто сопровождается конфликтами. Эти конфликты можно условно разделит на 2 основныс группы: 1-я группа: конфликты, вызванные неадекватными базовыми психологическими установками участников. Например, один или оба участника конфликта являются манипуляторами. 2-и группа: конфликты, вызванные несоблюдением законов и аксиом коммуникации. Понятно – чтобы предотвратить или сгладить конфликт, хотя бы одна из сторон должна хотя бы стремиться соблюдать эти законы и правила. Поэтому эксперт должен не только хорошо знать эти законы, но и стараться постоянно и повсеместно их вьполнять. В любом случае эксперт должен стремиться сгладить, а еще лучше – предотврагигь конфликт, но, безусловно, не любой ценой. Именно поэтому к личным качествам эксперта предъявляются достаточно высокие требования. |Этика поведения | | 1) Сотрудник должен быть внимательным слушателем, но вместе с тем он должен следить за тем, чтобы ход аудита не слишком страдал от пространных заявлений опрашиваемых лиц; Правила ведения беседы > "Как вы собираетесь обеспечивать, чтобы.... "; > "Как это регламентировано?"; > "Как у вас организовано решение того или иного вопроса?"; > "В чем причина появления этого распоряжения?"; > "Почему принято именно такое решение?". * Не следует во время беседы задавать каверзные, туманные вопросы. Вопросы должны быть четко сформулированы, и повторять их следует только с определенной целью. За допущенную ошибку можно извиниться, но при этом не следует сразу "вставать на колени". o Надо уметь проявлять и гибкость. Часто в беседах бывают резкие повороты. Но прежде всего надо идти навстречу собеседникам. ЛИТЕРАТУРА 1997 г. |
|
© 2010 |
|