РУБРИКИ |
Психология: от эпохи Возрождения до середины 19 века |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психология: от эпохи Возрождения до середины 19 векаПсихология: от эпохи Возрождения до середины 19 векаСодержание: 1. Введение………………………………………. 3 2.Психология от эпохи Возрождения и до наших дней…………………………………….. 3–12 3.Заключение…………………………………….. 12 4.Список литературы……………………………. 13 Введение Психология (от греческого psyche – душа, logos – учение, наука)– наука
о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы
жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром
происходит с помощью психических процессов, актов, состояний. Они
качественно отличаются от физиологических процессов (совокупность жизненных
процессов, промсходящих в организме и его органах) но и неотделимв от них. Развитие психологии тесно связано с развитием философии, науки о
наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. К идеалистическому направлению относится понятие «душа». «Душу» рассматривают как явление, порожденное особой высшей сущностью (Богом). К материалистическому направлению относится понятие «психика». Она рассматривается как продукт деятельности головного мозга. Основателем психологии как науки считается Аристотель. Им был написан
первый курс психологии, который назывался «О душе». Аристотель открыл новую
эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Душа - по Психология, как наука, формировалась на протяжении многих веков и до сих пор она не устоялась. В ней нет догматов и констант. С течением времени менялись взгляды на науку о душе. Попробуем проследить становление психологии на протяжении почти трех веков, начиная с эпохи Возрождения. Психология от эпохи Возрождения и до середины XIX века. Эпоха Возрождения освободила все науки и искусства от догматов и ограничений, наложенных ни них религиозными представлениями. Активно стали развиваться и довольно быстро сделали значительный шаг вперед естественные, биологические и медицинские науки, возродились и преобразовались различные виды искусств. Учение же о душе, как самое сложное и запутанное, оказалось одним из последних, чье право на самостоятельное существование было завоевано в борьбе с религией. Значительным стимулом к этому явились новые философские взгляды
английских, французских, голландских и других европейских материалистов ХуанЛуисВивес (1492—1540) одним из первых в Новое время
противопоставил эмпирико-психологическое познание метафизическим учениям о
душе. В книге «О душе и жизни» (1538) он выдвинул новаторскую для своего
времени идею о том, что индуктивный метод есть единственно надежный путь
приобретения такого знания о людях, которое может быть использовано для
усовершенствования их природы. В 1575 г. вышла книга врача Хуана Уарте Уарте рисовал перспективу небывалого усиления могущества Испанской
империи при условии оптимального использования природных дарований людей. Одно перечисление этих проблем говорило о принципиально новом подходе. Одной из ведущих точных паук, оказавших сильное влияние на развитие многих других областей знаний, стала в это время механика. Она привела к созданию сложных машин, способных совершать всевозможные движения, напоминающие поведение человека и животных. Появился соблазн применить законы машинной механики к пониманию и объяснению движений человека. Впервые механистический принцип применительно к живым системам был
реализован в XVII в. благодаря введению в научный обиход понятия рефлекса
как механического двигательного ответа сложно организованной биологической Представления о душе претерпели ряд метаморфоз. Но какие бы тонкие дифференциации ни проводились внутри сферы психического, незыблемым оставалось убеждение в том, что душа является движущим началом жизнедеятельности. Успехи механистического естествознания разрушили это убеждение. Начиная с Декарта, термины «тело» и «душа» наполняются новым
содержанием. Под первым уже понимается автомат-система, организованная по
законам механики. Во всех предшествующих теориях устройство организма
мыслилось подобным любому другому неорганическому телу. Упорядочение этого
состава возлагалось на душу. Декарт показал, что не только работа
внутренних органов, но и поведение организма — его взаимодействие с другими
внешними телами — не нуждается в душе, как организующем принципе. Оно
нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной
конструкции. Что касается сущности тела, то она, согласно Декарту, состоит
в протяженности. Тело является протяженной субстанцией. Душа также является
субстанцией, т. е. особой сущностью. Она состоит из непротяженных явлений
сознания — «мыслей». «Под словом мышление...—пишет Декарт,—я разумею все
то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его
непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать,
воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить». Интроспективное понятие о сознании зародилось в недрах религиозной метафизики «внутреннего опыта» Августина. У Декарта оно освобождается от религиозной интерпретации и становится светским. Согласно августино-томистской концепции, индивид, концентрируясь на собственном сознании, обретает способность вступить в контакт с Всевышним как с неколебимой реальностью. У Декарта же единственно бесспорным объектом интроспекции становится личная мысль. Можно сомневаться во всем — естественном или сверхъестественном, однако никакой скепсис не может устоять перед суждением «я мыслю», из которого неумолимо следует, что существует и носитель этого суждения — мыслящий субъект. Так возникло знаменитое “cogito ergo sum” — «Я мыслю, следовательно, я существую». Из этой концепции вытекало, что бессознательных форм душевной деятельности не существует. Иметь представление или чувство и сознавать его в качестве содержания мысли — одно и то же. Поскольку мышление (в декартовском понимании) — единственный атрибут души, постольку душа всегда мыслит. Для нее перестать мыслить — значит перестать существовать. Рассматривая вопрос о свойствах души в одном из своих главных
психологических сочинений — «Страсти души», Декарт разделяет эти свойства
на два разряда:
а) активные, деятельные состояния, б) страдательные состояния (страсти
души). «Страстями можно вообще назвать все виды восприятия или знаний,
встречающихся у нас, потому что часто не сама душа наша делает их такими,
какими они являются, а получает их всегда от вещей, представляемых ими». Дуализм Декарта проявляется как в учении о том, что душа и тело — самостоятельные субстанции, так и в разделении самих душевных актов на две группы, имеющие принципиально различную детерминацию,— деятельные и страдательные. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на
определенные разряды эмоциональных состояний. У Декарта же его значение
совсем иное: оно охватывает не только чувства, но и ощущения и
представления (т. е. явления, которые мы сейчас относим к категории
образа). Если в качестве первоисточника активных состояний души выступал
сам субъект, то страсти трактовались как продукт работы телесного
механизма. Иначе говоря, не только мышечные реакции, но и ощущения,
представления, чувства ставились в зависимость от деятельности тела. По Последовательной реализации детерминистского идеала препятствовали
ограниченность механистической схемы и взгляд на интроспекцию как на
единственный источник знания о психическом. Согласно Декарту, воспринимать,
представлять, желать и иметь прямое, непосредственное знание об этих
психических процессах и их продуктах — одно и то же. Иначе говоря, психику Последующее развитие представлений о психике перечеркнуло оба Проблема бессознательного возникла лишь после того, как сложилось
понятие о сознании. Отделение рефлексии как способности субъекта к
самоотчету о производимых им действиях от осознанного отражения бытия могло
произойти лишь после того, как сложилось понятие о рефлексирующем мышлении. Старая объяснительная схема, утверждавшая прямое и непосредственное влияние психики на поведение, требовала существенной модификации. Она была и раньше недостаточно ясна, так как трудно было, например, понять, каким образом мысль воздействует на материю, слово — на движение. Теперь же, когда вполне удовлетворительное объяснение движению предлагала биомеханика, в психологии и вовсе не было необходимости, так как благодаря законам механики поведение неплохо объяснялось как система рефлексов. Философской основой нового решения проблемы взаимосвязи психики и поведения явился дуализм — учение, утверждавшее раздельное, независимое существование в мире двух начал: материи и духа. С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные
дуалистическим учением, вновь предпринял нидерландский философ Б. Спиноза. Согласно Спинозе, психическое (мышление) столь же реально, как и физическое (протяжение). Оба — атрибуты бесконечной природы. Коренной сдвиг в понимании природы психического, произведенный Гоббсом
и Спинозой, выражали их новаторские, впервые в истории науки выдвинутые
идеи: а) о принципиальной неотделимости души от тела и, стало быть, о
ложности трактовки души как самостоятельного (в каком бы то ни было смысле)
по отношению к телу «начала»; б) о том, что предметом психологического
познания должны служить конкретные психические явления, а не душа как
целостная сущность (или субстанция); в) эти явления безостаточно объяснимы
универсальными законами природы, и поэтому учение о психике — часть общего
учения о материальном мире; г) законы природы являются строго причинными,
поэтому телеологизм (воззрение на психику как целесообразно действующую
силу, или способность) необходимо устранить из психологии с такой же
решительностью, как из механики. Эти принципиальные достижения материализма В XVII в. публикуются работы немецкого ученого Лейбница, содержащие первые идеи о бессознательном (неосознанное восприятие) и его связи с сознанием. Против отождествления психики и сознания выступил Лейбниц, одним из
важнейших нововведений которого явилось понятие о бессознательном. Исходя из идеи непрерывной градации представлений, Лейбниц внес важное разграничение. Он различал перцепцию и апперцепцию, понимая под первой презентацию какого-либо содержания («многого в едином»), под второй его осознание, представляющее такой же динамический процесс, как и все остальное во внутреннем развитии монады. Осознание (апперцепция) включает внимание и память. Понятие о бессознательных представлениях (перцепциях) противостояло картезианскому взгляду на сознание, согласно которому за пределами того, что дано интроспективно, могут быть только материальные, физиологические процессы. Лейбниц, доказывая, что существующее в сознании обусловлено не физиологическими, а бессознательными психическими актами, стал родоначальником учения о психической причинности, квазидетерминистского по своей сущности, но содержавшего рациональный момент, поскольку в отличие от феноменалистических концепций оно ставило вопрос о реальной динамике психических явлений, существующей независимо от того, что и как представляется рефлексирующему сознанию. Как известно, наряду с Ньютоном Лейбниц открыл дифференциальное и
интегральное исчисление, в котором нуждалась быстро развивавшаяся физика, в
свою очередь движимая потребностями техники. Это открытие глубоко повлияло
на способ изображения Лейбницем элементов душевной жизни и их
преобразований. Картина сознания выступила у него в виде интеграла, а не
арифметической суммы. Введенное Лейбницем понятие о малых перцепциях В следующем, XVIII в. на свет появляются два учения, надолго
предопределившие развитие психологии как науки. Это —эмпиризм и сенсуализм. Родоначальником эмпирической психологии, т. е. психологии как пауки о внутреннем опыте, явился английский философ Д. Локк. С его именем связывают ученке о том, что человек с рождения представляет собой «чистую доску, на которой время может написать любые письменах. Смысл данного учения состоит в утверждении мысли об отсутствии у человека врожденных способностей, возможености их прижизненного развития. Параллельно с этим продолжает совершенствоваться и идеалистическое учение о душе. Возникает представление о рефлексии как особой способности души к самоанализу и самопознанию. В научно-психологический оборот вводится понятие об ассоциации как
сравнительно простом и вместе с тем универсальном механизме формирования и
приобретения опыта. Это понятие затем становится центральным в понимании
основных психических процессов, от ощущений до мышления. Новое, основанное
на ассоциации учение получает название ассоциационизма. Его книга «Наблюдения за человеком» (1749) положила начало классическому ассоцианизму. Стремление вывести поведение человеческого организма из материальных начал (законов физики) сближает учение Гартли с декартовской психофизиологией. Но в отличие от нее причинный анализ перехода от элементарных познавательных и двигательных актов к самым сложным не оставлял места ни для души, ни для рефлексии, ни для каких бы то ни было иных внетелесных сил. Декарт опирался на собственную физику, Гартли — на ньютоновскую. Помимо Ньютона укажем на другие истоки гартлианского учения, от
которого начинается все мощное и разветвленное течение ассоцианизма. Гартли считал себя противником материализма. Такая установка определялась особенностями идейно-политической жизни Англии XVIII в. Но хотя его концепция и содержала теологический привесок, ее материалистическая сущность не вызывает сомнений. Законы психического он выводил не из него самого, а из процессов материального взаимодействия. Гартли указывал, что именно ньютоновские труды «Оптика» и «Начала...» привели его к основной идее — учению о вибрациях, на котором базируется учение об ассоциациях. Нервная система — это система, подчиненная физическим законам. Соответственно и продукты ее деятельности включались в строго причинный ряд, ничем не отличающийся от действия причин во внешнем, физическом мире. Этот ряд охватывал поведение всего организма — от восприятия вибраций во внешней среде (эфире) через вибрации нервов и мозгового вещества к вибрациям мышц. Тем самым, так же как и у Декарта, объектом объяснения становилось поведение целостного организма, а не его отдельных органов или частей. И поскольку психические процессы признавались неотделимыми от своей физиологической основы, они также ставились в однозначную зависимость от характера вибраций. Все нервные вибрации Гартли разделял на два вида: большие и малые. Основа обучаемости — память способна запечатлевать и воспроизводить
следы прежних воздействий. Она для Гартли общее фундаментальное свойство
нервной организации, а не один из психических познавательных процессов Врач Гартли отобрал в ньютоновской физике те представления, которые были восприняты им как наиболее подходящие для решения психологических задач. Если бы не было «вибраторной» гипотезы Ньютона, психологам ньютоновского направления пришлось бы ее выдумать. Либо душа, либо нервная система — третьего не дано. Схема Гартли была не «настоящей», а воображаемой физиологией мозга. Но в условиях XVIII в. она давала единственную возможность представить объективную динамику психических процессов, не обращаясь вслед за Лейбницем к душе как объяснительному понятию. Ни учение о происхождении идей из ощущений, ни представление о
способности идей возбуждаться по ассоциации не являлись новым словом. Материальное воздействие на орган чувств не завершается колебаниями в
веществе мозга, а передается по тем же самым законам ньютоновской механики
органам движения, вызывая и в них вибрации. Гартли подробно описывает
двигательные акты, соответствующие каждому виду ощущений — зрительному,
слуховому и пр. В тех случаях, когда при возбуждении процесс вибрация в
мышцах незаметен, он все же происходит, хотя и в ослабленной форме. Это
дает основание признать за Гартли приоритет в разработке двух важных идей,
прочно вошедших в современную психофизиологию: а) идеи о том, что рецептор По теории Гартли, волевое поведение возникает у человека благодаря соединению сенсомоторных реакций с речью. Слово (его физический базис — вибрация) присоединяется (по ассоциации) к чувственным впечатлениям, а затем уже само по себе, без этих впечатлений начинает вызывать тот же мышечный акт, который некогда вызвали только они. У ребенка связь между словом и поступком сперва устанавливают взрослые, а затем он совершает этот поступок по собственной команде. Слово и воля неразрывны. Точно так же неразрывны, согласно Гартли, слово и абстрактное мышление. Общие понятия возникают путем постепенного отпадения от ассоциации, остающейся при переменчивых обстоятельствах неизменной, всего случайного и несущественного. Совокупность постоянных признаков удерживается как целое благодаря слову, выступавшему в данном случае как могучий фактор обобщения. Гартли был пионером в исследовании роли речевых реакций в организации волевого контроля и развитии абстрактного мышления. Вслед за Гоббсом, Спинозой и другими Гартли признавал только две мотивационные силы: удовольствие и страдание. Поскольку же объекты приложения этих сил не могут явиться ниоткуда, кроме окружающего мира, программа Гартли предусматривала отбор и подачу на «вход» нервной системы социально ценных объектов, с которыми и должны путем повторения на основе законов ассоциаций связаться соответствующие чувства. Свойственная всему домарксовому материализму идея формирования людей с учетом их природы, естественных чувств, прав и т. д. являлась «сверхзадачей» психологического учения Гартли. Теория Гартли — вершина материалистического ассоцианизма XVIII в. Ее влияние как на континенте, так и в самой Англии было исключительно велико, причем оно распространялось не только на психологию, но и на многие другие отрасли знания: этику, эстетику, биологию, логику, педагогику. Ассоцианизм становится во второй половине XVIII в. господствующим направлением. Активными защитниками материалистического ассоцианизма выступили в
конце XVIII в. немецкие просветители Ирвинг, Абель, Маас и др. Следуя за Механицизм и сенсуализм своеобразно преломились в субъективно- идеалистических учениях Беркли и Юма. Если у Локка «идеи ощущения» служили посредниками между сознанием и физическим миром, то у Беркли и Юма из посредников они становятся объектами, за которыми никакой другой познаваемой реальности не существует. Реально только то, что дано сознанию в виде непосредственно воспринимаемых феноменов. Из них Беркли и Юм рассчитывали вывести мир ньютоновской механики. Этот мир движется в пространстве, существующем вне и независимо от сознания. Беркли (1685—1753) начинает с анализа представления о физическом пространстве с целью доказать его производность от сознания. Реальность, постигаемая посредством ощущений, отождествлялась с самими этими ощущениями. В труде «Новая теория зрения» (1709) Беркли противопоставил геометрическое пространство чувственному знанию о пространственных отношениях. Такое знание, по Беркли, складывается из различных ощущений — чисто зрительных, мышечных, осязательных. Отношения между ними и создают протяженный мир, принимаемый за объективно данный. Анализ чувственных признаков, необходимо участвующих в построении образа вещи, ее формы, движения и т. д., затрагивал мало изученные в прежних теориях особенности восприятия, но этот анализ служил у Беркли основанием его субъективно-идеалистической доктрины о том, что esse est percipi (быть — значит быть в восприятии). Философская концепция Беркли, возродившись в форме махизма, оказала огромное влияние на западноевропейскую и американскую психологию периода империализма. Давид Юм (1711—1776), заняв последовательно скептическую позицию,
провозгласил единственным объектом познания опыт. Он отбросил рефлексию как
источник познания. Когда мы непосредственно вглядываемся в себя, писал он в Локковская «идея ощущения» имела двойственную природу. Она означала
как отнесенность к внешнему объекту, так и содержание сознания. Юм изменил
это локковское понятие. Он выделил два класса феноменов внутри самого
сознания, устранив вопрос о соответствии образа внешнему предмету. Ассоциация — не продукт причинной связи вещей, как представлялось В изображенной Юмом картине течения ассоциативных процессов исчезали не только объекты реального мира, но и реальный субъект — целостная и активная человеческая личность, действиями которой только и могут быть воссозданы связи вещей. Оставалась динамика психических «атомов». В это же время возникает учение о способностях души, которое в
определенном смысле противостоит ассоциационизму. Если ассоциационизм
утверждает, что вся психика есть ассоциации, то новое учение проводит
мысль, согласно которой душа располагает имманентно присущими ей свойствами С XVIII в. учение о психике связывается с мозгом (до этого психические
явления «размещали» во многих частях тела, включая сердце и печень). Это
случилось под непосредственным влиянием достижений в исследовании
физиологии мозга, особенно центральной его части — головного. Выход из возникшей ситуации предлагает русский физиолог И. М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга», где основные психологические процессы и явления впервые получают рефлекторную трактовку. Все акты сознательной и бессознательной жизни человека, пишет И. М. Сеченов, являются рефлексами по способу происхождения, истокам, структуре и функционированию. То, что представляется в виде образов, мыслей, ощущений и идей, есть не что иное, как отдельные моменты целостных рефлекторных актов. В них психические процессы и состояния играют высшую регулирующую и сигнальную роль. Заключение Так развивалась психология на протяжении более чем двух веков, рука об руку с другими научными знаниями. И сейчас, в конце XX, нельзя сказать, что психология окончательно сформировалась: с течением времени психологические знания ревизуются и нельзя обьективно сказать, что в этой науке есть константы. Невозможно в ограниченном объеме реферата хоть сколько-нибудь
подробно описать развитие психологии на протяжении почти трех веков,
единственный вывод, который можно сделать выглядел бы как утверждение
приблизительно такого вида : «В психологии все точки над i не расставлены и
вряд ли когда-либо будут»… Христианский гуманитарно-экономический университет реферат по предмету “История психологии” на тему: «Психология: от эпохи Возрождения до середины XIX в.» студента 1-го курса факультета психологии Настича Сергея Леонидовича . Одесса, 1999 г. г. Одесса, 1999 г. Воронеж, 1998
|
|
© 2010 |
|