РУБРИКИ |
Психология розыскной деятельности |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психология розыскной деятельностиНаибольшее значение при опросе имеет такой вид воспроизведения, как вспоминание - извлечение из долговременной памяти образов прошлого, мысленно локализуемых во времени и в пространстве. При вспоминании актуализируется не только соответствующий образ, но и вся система отношений, связанных с соответствующим объектом [30, c. 43]. Продуктивность вспоминания в значительной мере зависит и от системы различных индивидуальных приемов, облегчающих запоминание. Среди них наибольшее значение имеет установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленным размещением в хорошо знакомом пространстве, в знакомых схемах, включение материала в систему осмысленных связей. При опросе должна “включаться” как произвольная, так и непроизвольная память, связанная с естественной повышенной восприимчивостью индивида к внезапно возникающим событиям, их необычности (ярко выраженности). Произвольное, специально организованное запоминание связано с выделением “вех” запоминания, опорных пунктов, с выделением в объекте структурных элементов, смысловых образований, их группировкой, систематизацией Существенна также частота обращения к объекту запоминания. Произвольная форма вспоминания, связанная с поиском, поэтапным восстановлением необходимой информации, называется припоминанием. В большинстве случаев следователь апеллирует к этой стороне мнемической деятельности опрашиваемых лиц, возбуждая ассоциации, подсказывая последовательность рассказа, организуя выезд на место происшествия, с учетом типа памяти допрашиваемого, личностной устойчивости и направленности его памяти. В зависимости от типа высшей нервной деятельности могут возникать различные временные затруднения в припоминании. Они бывают связаны со стойкими очагами возбуждения в других зонах мозга, с возникшим индуктивным торможением [15, c. 89]. Задача оперативного работника на опросе - избегать каких-либо сильных возбуждающих воздействий, не связанных с предметом опроса. Если же лицо находится в состоянии перевозбуждения, опрос следует прервать или отложить. Более полное и точное воспроизведение возможно после снятия перевозбуждения, утомления или интерференции какой-либо другой текущей деятельности (так называемое явление реминисценции). Необходимо также иметь в виду, что во многих случаях трудности припоминания связаны и с индивидуальными трудностями вербализации чувственно воспринимаемого материала. Словарный запас, речевая культура отдельных опрашиваемых очень ограниченны. Отдельные свойства явлений они затрудняются описать в словах, часто используют речевые штампы, не отражающие специфики описываемого объекта. Очевидно, в таких случаях следователь должен оказывать лексическую помощь, не сводя ее, конечно, к подсказкам, избегая внушающего воздействия. Иногда полезно напомнить допрашиваемому лицу набор слов, понятий, из которых он может выбрать наиболее, с его точки зрения, подходящие [29, c. 29]. При опросе следует учитывать и ведущие анализаторные системы данного индивида - развитость или слабость зрительной, слуховой, обязательной, двигательной, обонятельной и вкусовой памяти, а также преимущественное запоминание отдельными людьми различных классов явлений (даты, имена, цифры, цветовые особенности объектов и т. п.). Одни люди лучше запоминают наглядно-образный материал, другие - вербальный, словесно-описательный. Оперативный работник должен учитывать и возрастные особенности психики индивида. Чем меньше возраст интересующего лица, тем больший удельный вес в его памяти имеют элементы конкретики, непосредственной образности. У несовершеннолетних большие возможности категориального, понятийного охвата явлений. Однако при этом возможна ошибочная. Слишком расширенная или крайне ограниченная трактовка явлений. Развитие памяти индивида неразрывно связано с развитием речи и интеллекта. В 20-45 лет развитие памяти находится на оптимальном уровне, затем происходит некоторое ослабление отдельных ее параметров. Значительны дефекты памяти у лиц, злоупотребляющих алкоголем. У отдельных людей возможны временные и устойчивые нарушения памяти - амнезия (провалы памяти), обманы памяти, контаминация и конфабуляция. Все следы памяти (энграммы) имеют тенденцию к угасанию, эатормаживанию. Поэтому общим правилом опроса является необходимость его производства при минимальном истечении времени после расследуемого события. При опросе лиц, находившихся в момент расследуемых событий в напряженном состоянии, следует учитывать, что восприятие ими происходящего отличалось пониженной категоризацией, искажением сущности событий, иллюзорностью и т.д. Особой категорией опрашиваемых являются лица с повышенной внушаемостью, конформностью, а также лица с повышенным уровнем притязаний, истероидные типы, склонные к “разыгрыванию ролей”, к личностной самоцентрации В силу гипертрофии псевдоличностного самоутверждения возможны проявления непроизвольной лжи, категорические утверждения об обстоятельствах, в действительности не имевших места [18, c. 45]. В процессе опроса важно учитывать психодинамические особенности опрашиваемого лица, обусловленные типом его высшей нервной деятельности, - здесь существенны и темп опроса, и мера возрастания сложности выдвигаемых интеллектуально-перцептивных задач. Объектом анализа при опросе является сообщение - словесное описание образов, представлений, сформировавшихся на основе восприятия уголовно-релевантных явлений. Словесное описание явлений и само явление не могут полностью совпадать, быть изоморфными. Одни и те же слова, фразы в устах различных людей могут иметь различный смысл. Второсигнальное отражение действительности качественно отличается от первосигнального отражения [12, c. 65]. Индивидуальный подход к опрашиваемому - одно из основных требований оперативно-розыскной тактики. Реализация этого требования связана с диагностикой личностных психических свойств опрашиваемого. Задача эта сложна и многообразна. Методы экспресс-диагностики личностных качеств еще мало разработаны. В большинстве случаев оперативный работник ориентируется на свои интуитивные предположения. Для научно обоснованного анализа свойств личности опрашиваемого необходимо знание психологии личности. В самом общем виде личностные качества определяются следующими взаимосвязанными психическими особенностями [20, c. 87]: · направленностью личности - ее иерархически организованной ценностной системой; · природно обусловленными особенностями психической регуляции - темпераментом; · устойчивыми, приобретенными в социальных условиях способами регуляции поведения - характером; · социально-статусными психическими проявлениями. 2.2 Учет психологических особенностей темперамента интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности По качествам темперамента можно судить о возможной динамике поведения лица - уравновешенности, эмоциональной устойчивости (неустойчивости), замкнутости, общительности, ориентированности поведения на внешние (экстраверт) или внутренние (интроверт) факторы, о толерантности. По темпераменту человека можно даже предположить, в каких направлениях он будет строить свое повествование о том или ином событии [16, c. 78]. При анализе особенностей темперамента индивида по параметру уравновешенность - неуравновешенность нервных (возбудительных и тормозных) процессов следует иметь в виду, что холерики, меланхолики более вспыльчивы, менее переключаемы, более категоричны в своих суждениях, импульсивны. Флегматик более спокоен, вынослив, но и более ригиден, стандартен в своих суждениях, оценках, в выборе тактической линии поведения. Наиболее оптимальным типом является сангвиник, отличающийся нервной выносливостью, устойчивостью настроения. Особенности темперамента, обусловленные подвижностью - малоподвижностью нервных процессов (к малоподвижным в нейрофизио-логическом плане относятся холерики, меланхолики, флегматики), проявляются в трудности приспособления индивида к новым условиям, в отрицательно-эмоциональных переживаниях в связи с ломкой сложившихся стереотипов. При допросе лиц этого типа необходимо больше внимания уделять уточнению отдельных обстоятельств, деталей события, вести диалог в неторопливом темпе, проявлять большее терпение на стадии свободного рассказа, повышенную чуткость, обходительность, снижающие уровень тревожности, угнетенности. К сангвинику же в ряде случаев следует предъявлять большую требовательность, строгость [18, c. 43]. Темперамент взаимосвязан с характером личности. При анализе характерологических свойств личности опрашиваемых необходимо выявлять особенности принятия индивидом решений, особенности поведения в конфликтных ситуациях, качества интеллекта, а также возможные акцентуации характера. Акцентуация характера (от лат. accentus - ударение) - это гипертрофия отдельных особенностей характера, проявляющихся в избирательной уязвимости личности относительно отдельных психических воздействий. У лиц с акцентуированным характером проявляются аномалии не постоянно (в отличие от психопатов), а лишь в трудных психологенных ситуациях (каковыми могут быть различные обстоятельства при опросе) В таких случаях могут возникать острые аффективные реакции, патологические нарушения поведения [28, c. 98]. Учет особенностей поведения лиц с акцентуированным характером, избежание острых аффективных реакций - одна из задач оперативного работника при опросе. Поэтому ему необходимо владеть элементарными приемами психотерапии и релаксации (снятия психического напряжения). В процессе опроса оперативный работник сталкивается и с различными индивидуальными проявлениями психологической защиты и психического отчуждения [31, c. 98]. Психологическая защита индивида - это способ стабилизации личности в критических условиях конфликта, связанный с устранением или ослаблением чувства тревожности путем обесценивания предмета конфликта. При этом сфера сознания индвида ограждается от травмирующих воздействий либо путем конверсии (от лат. conversio - превращение), то есть превращения ранее значимого явления в незначимое, либо регрессии, то есть замены сложных задач более простыми, либо проекции - наделения другого человека недостойными, обесценивающими его качествами. Возникновение психологической защиты может быть значительным препятствием во взаимодействии оперативного работника с опрашиваемым. Еще более сложные ситуации разрыва коммуникативного контакта могут возникнуть при психологическом отчуждении личности. Отчужденность личности - это нарушение основного механизма ее социализации - идентификации, благодаря которой индивид осознает себя как часть социума. Он чувствует себя отверженным, потерянным, враждебным обществу. При этом доминирующим способом поведения становится негативизм - установка на глобальное несогласие с партнером общения, а часто и на отказ от общения. В ряде случаев отчужденность личности и связанная с этим дезидентификация, атрофия социальных чувств ведет к совершению преступления. Алкоголизм, хулиганство, жестокость, садизм коррелируют с отчужденностью личности [37, c. 67]. Отчуждение личности связано с разрывом эмоциональных контактов с людьми, с всепоглощающим чувством одиночества. Многие правонарушители отчуждены от первичных социальных групп - семьи, трудового коллектива, друзей. При этом деформируется механизм социального общения индивида, механизм его сознания. Отчужденность иногда является следствием временной психической подавленности личности, психической депрессии (от лат. depressio - подавление). При этом психические функции индивида затормаживаются, резко сужается его мотивационная сфера, возникает общая пассивность поведения. Очевидно, что это состояние крайне затрудняет получение показаний. Однако и здесь существуют известные оптимальные способы достижения взаимодействия. Учитывая, что опрашиваемый испытывает тоску, отчаяние, нередко мучительные страдания из-за непоправимых последствий совершенного деяния, следователь может показать перспективы социальной реабилитации данной личности [11, c. 23]. Поскольку само время в состоянии депрессии деформировано - оно течет для субъекта мучительно долго и тягостно, целесообразно ограничить продолжительность опроса, разделить его на несколько этапов. В процессе опроса поведение оперативного работника постоянно корректируется в зависимости от динамики психического состояния опрашиваемого лица. При этом важно фиксировать, в связи, с чем происходит смена его настроений (радость, разочарование, неудовлетворение, опасливость), изменения в способах коммуникации (дерзость, грубость, резкость, угодливость, предупредительность и т. п.). Кроме того, необходимо учитывать как вербальную, так и паравербальную информацию, в том числе динамику психических состояний опрашиваемых, для коррекции тактики опроса. Существенное значение имеют психические состояния самого оперативного работника, его способность сохранять психическое равновесие в сложных конфликтных ситуациях, выдержку, сдерживать эмоции при успехе и неуспехе. Он во всех случаях должен быть спокойным, уверенным. Его корректное поведение должно возбуждать у опрашиваемых так называемый личностный резонанс. При этом следует пресекать все проявления со стороны отдельных опрашиваемых лиц недициплинированности, бескультурья, речевую распущенность [19, c. 32]. 2.3 Особенности изучения оперативным работником психологических аспектов личности интересующего лица Одна из основных задач оперативного работника по изучению психологических аспектов личности интересующего лица - создание его информационной базы. Оперативный работник прежде всего определяет, кого и по каким вопросам следует опросить. С этой целью используются результаты ранее произведенных следственных действий и данные оперативно-розыскной работы [34, c. 41]. При изучении личности опрашиваемого оперативный работник выявляет социальный статус данного лица, выполняемые им социальные роли, референтные для него социальные группы, социально-положительные и социально-негативные личностные качества, его психологические возможности в практических ситуациях, имеющих значение для расследования. Для этих целей оперативный работник может получить ряд независимых характеристик, допросить родственников и знакомых опрашиваемого лица, выяснить обстоятельства биографического характера, воспользоваться консультацией педагога или психолога. Изучение личности опрашиваемого направлено на определение наиболее эффективных приемов психологического взаимодействия с данным лицом и на построение моделей наиболее вероятностного его поведения на допросе. Планируя преодоление возможного противодействия, необходимо учитывать такие личностные особенности опрашиваемого, как рефлексивность, гибкость или ригидность (застойность) его мышления, а также характерологические качества - агрессивность, конфликтность поведения, устойчивость или неустойчивость к стрессам, к неожиданно возникшим сложным обстоятельствам. Поскольку исходные данные о личности опрашиваемого часто бывают очень скудными, возможно построение нескольких наиболее вероятностных моделей поведения подлежащего опросу интересующего лица и вариантов тактики его опроса. Подготовка опроса завершается составлением его плана. План может быть развернутым или кратким, письменным или зафиксированным только мысленно. Но он должен содержать систему вопросов, обусловленных общими задачами расследования. Отметим вопросы, наиболее существенные в правовом и психологическом отношениях, подлежащие обязательному включению в план опроса [19, c. 65]: · обстоятельства, условия совершения деяния, участвовавшие в нем лица, их взаимоотношения и взаимодействие: поведение потерпевшего; · мотивация и личностная детерминация деяния, условия, способствовавшие его совершению; · способ совершения деяния, система использованных приемов и операций, индивидуализированных стереотипов поведения - навыков и привычек, орудий и приспособлений; действия, характеризующие устойчивые психические качества личности; · способ сокрытия преступления, условия, способствовавшие его сокрытию; · отошение обвиняемого (подозреваемого) к результатам совершенного деяния. Подготовка к опросу, его планирование - это моделирование предстоящей деятельности, формирование ее ориентировочной основы. Предвидя возможность противодействия интересующего лица, оперативный работник мысленно актуализирует возможную систему приемов правомерного психического воздействия, планирует условия их реализации. Он должен тщательно продумать систему дополнительных, уточняющих, напоминающих и контрольных вопросов относительно всех имеющихся доказательств. Постановка этих вопросов может преследовать следующие цели: · получение объяснений по имеющимся доказательствам, по доводам, выдвигаемым обвиняемым в свою защиту; · получение новых сведений о фактах, имеющих значение для расследования; · устранение противоречий в имеющихся доказательствах; · проверка правдивости показаний; · получение и накопление противоречивых ответов для изобличения ложности показаний [28, c. 87]. 2.4 Приемы установления и развития психологического контакта оперативного работника с интересующим лицом В начальной стадии установления психологического контакта оперативного работника с интересующим лицом диагностируются психическое состояние опрашиваемого, его эмоционально-волевые установки, прогнозируется возможное развитие межличностного взаимодействия, изыскивается возможность установления коммуникативного контакта [15, c. 43]. Действия оперативного работника, предшествующие получению показаний, - удостоверение в личности опрашиваемого, разъяснение ему его прав и обязанностей, имеют свою сверхзадачу: они вводят опрашиваемое лицо в процесс официально-ролевого общения. На этой стадии установления психологического контакта важное значение имеет предупреждение возможного нежелания лица давать правдивые показания на основе использования положительных качеств личности опрашиваемого, эпизодов из его биографии. Система предупреждений может значительно снизить психическую активность опрашиваемого. В начальной стадии установления психологического контакта рекомендуется избегать того, что может повысить психическую напряженность опрашиваемого, сковать его общение. При этом оперативный работник стремится вызвать активность опрашиваемого и получить информацию о его личностных особенностях и психическом состоянии, определить его отношение к правосудию, данному следственному действию и к личности самого работника. При этом он делает предварительные выводы о возможной тактике опроса в данной ситуации и устанавливает коммуникативный контакт с опрашиваемым лицом. Он подразумевает систему приемов оптимизации отношений между общающимися лицами, “внутренние и внешние ухищрения, с помощью которых люди примеряются друг к другу в общении”. Устанавливаемый в начале опроса, он должен всемерно углубляться. Сохраняя лидерство в общении, оперативный работник не подавляет, а развивает психическую активность опрашиваемого лица [33, c. 75]. Рефлексивность, проникновение во внутренний мир партнера по общению - основное условие активизации общения. Особую чуткость, тактичность и синтонность (сочувствие) должен проявить оперативный работник при опросе лица, перенесшего психическую травму от насильственных действий преступника. Опора на положительные качества личности опрашиваемого - существенный момент вступления в контакт. Одной из задач оперативного работника является распознание и преодоление психологических барьеров, препятствующих оптимизации опроса Таким барьером могут быть бравада, наглость опрашиваемого, стремление запутать дело, уйти от ответственности, установка на противодействие; правовая неграмотность, опасение отрицательных последствий, боязнь мести со стороны заинтересованных лиц, желание скрыть интимные стороны личной жизни и т. п. Для установления коммуникативного контакта важна как общая ориентация в личностно-психологических особенностях опрашиваемого (особенности темперамента, характера, ценностных ориентации, интересов, наклонностей, интеллектуальных и коммуникативно-речевых способностей), так и ориентация в установочных позициях индивидуума в отношении к расследуемому событию, мотивы его возможной личной заинтересованности в определенном исходе. 2.5 Схема психологического изучения личности интересующего лица Психологическое изучение личности интересующего лица включает в себя исследование его внутреннего мира: потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов) [22, c. 89]. Основное содержание изучения психологии интересующего лица представлено в виде схемы (приложение 1). Ее использование может помочь следователю в определении объема и направленности изучения психологии обвиняемого с учетом особенностей расследуемого уголовного дела. Схема рассчитана не на специалистов в области психологии, этим объясняется ее несколько упрощенный характер, включение разделов, которые психологи обычно не относят к области психологии личности. Не выделяются в специальные разделы мотивы и потребности. Данные об основных мотивах поступков и их источниках могут быть получены в результате изучения направленности личности, характера и некоторых других сторон психического облика интересующего лица. Предлагаемая схема не является исчерпывающей и может быть дополнена или расширена в зависимости от содержания оперативно-розыскной деятельности [36, c. 87]. Объем и содержание психологического изучения интересующего лица необходимого для успешного расследования, определяются целями социалистического правосудия и ограничиваются конкретными задачами соответствующей стадии уголовного процесса. Психологию личности интересующего лица следует изучать в тех пределах, которые позволяют оперативному работнику обеспечить решение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, криминологических, исправительных задач по конкретному делу. 2.6 Способы психического воздействия на интересующее лицо в оперативно-розыскной деятельности Все способы психического воздействия в оперативно-розыскной деятельности на интересующее лицо можно разделить на три группы [7, c. 13]: · приемы, содействующие распознанию ложности показаний; · приемы преодоления лжи и получения правдивых показаний: · приемы оказания мнемической помощи. Внутри этих групп возможна дополнительная классификация. Так, приемы психического воздействия на противодействующее лицо с целью изменения его позиции и получения правдивых показаний могут быть подразделены на следующие подгруппы [32, c. 98]: · приемы, основанные на использовании отдельных психологических качеств личности опрашиваемого; · приемы, основанные на доверии опрашиваемого оперативному работнику; · приемы осведомления опрашиваемого о наличии значительной достоверной доказательственной информации; · приемы повышенной эмоциональной насыщенности, связанные с предъявлением неожиданной информации, вызывающие острые эмоционально-волевые состояния. Большое значение для эффективности психического воздействия имеет система предъявления доказательств. При этом изобличающие доказательства следует предъявлять на фоне психического состояния релаксации (расслабления) или напряженности (в зависимости от личных особенностей интересующего лица). Напряженные психические состояния интересующего лица вызываются, конечно, не грубостью, не психическим насилием, а подачей в наиболее подходящие моменты такой информации, которая резко нарушает сложившийся стереотип поведения на опросе, делает невозможным продолжение избранной линии поведения (предъявление изобличающего доказательства, ознакомление с показаниями соучастников, предъявление неожиданных объектов и т. п.) [17, c. 67]. В тех случаях, когда интересующее лицо начинает колебаться в выборе линии поведения, целесообразно использовать прием накопления положительных ответов. При этом ему задаются лишь такие вопросы, на которые можно получить положительные ответы. Формирующийся стереотип продуктивного взаимодействия может облегчить в дальнейшем получение ответов на вопросы. Рекомендуется также психически напряженные состояния, связанные с ответом на трудные вопросы, перемежать вопросами-релактантами, позволяющими допрашиваемому психически расслабиться. 2.6.1 Внушение Под внушением мы понимаем психическое воздействие одного человека на другого. Это воздействие представляет собой процесс искусственного внедрения мысленного образа, хранящегося в памяти у одного человека, в психику другого. Внушающему воздействию человек может подвергаться до восприятия конкретной информации, в момент восприятия и после ее восприятия. В зависимости от того, на какой стадии было оказано внушающее воздействие, внушение можно разделить на три основных вида [8, c. 76]: · оказанное до восприятия события (предрецептивное внушение); · оказанное в процессе восприятия (внушение рецептивное); · направленное на события, воспринятые в прошлом (пострецептивное внушение). Каждый из указанных видов внушения нуждается в самостоятельном исследовании, однако нас главным образом интересует третий вид внушения. Это связано с тем, что при опросе интересующих лиц оперативный работник всегда имеет дело с показаниями о событиях, ранее воспринятых. Здесь речь идет не о реальном объекте или событии, воспринимаемых непосредственно, а воспроизводится мысленный образ воспринятой ранее информации. Результат в данном случае зависит, в частности, от того, насколько полно и четко хранится в памяти очевидца мысленный образ прошлых событий. 2.6.2 Наблюдение Наблюдение позволяет получить данные о причастности интересующего лица к преступлению, отношении к содеянному, чертах характера, культурном уровне и принадлежности к определенному социальному слою, умении контролировать свои действия, эмоциональной устойчивости, психическом состоянии во время следственного действия, привычках, специфическом жизненном опыте и пр. [28, c. 87]. Использование этого метода, как правило, не включается в письменные планы, но является необходимой частью работы оперативного работника. Предметом наблюдения могут быть поведение (действия) интересующего лица, его высказывания, внешний вид и т.д. Наблюдение может иметь узкую направленность, если оперативного работника интересуют конкретные, заранее определенные психологические особенности интересующего лица. Например, оперативный работник может сделать предметом наблюдения эмоциональную устойчивость интересующего лица и фиксировать только реакции, указывающие на его эмоциональное состояние в различные моменты действия, изменения состояния и пр. Однако на первых опросах оперативному работнику, как правило, необходимо вести более широкое, ориентировочное наблюдение, позволяющее выявить самые различные психологические свойства интересующего лица. Для организации подобного наблюдения требуется определить основные объекты наблюдения [17, c. 67]. А. Внешний облик. Выражение лица, мимика (выразительные движения) с большей или меньшей полнотой передают как временные психические состояния, так и устойчивые отношения к действительности. Поэтому лицо обвиняемого должно быть одним из главных объектов наблюдения. Мимика в каждый отдельный момент выражает одно из четырех главных психических состояний: удовольствие, неудовольствие (огорчение, досаду, стыд и др.), гнев и страх. Напряженность, неестественность мимики, покраснение лица или чрезмерная бледность, дрожание губ могут указывать на сильное эмоциональное напряжение. Неадекватность мимики (например, улыбка при рассказе о печальных событиях) бывает вызвана неуверенностью, отсутствием твердой внутренней позиции или желанием скрыть свое подлинное отношение к происходящему. Аффектированная, демонстративная мимика обычно свидетельствует о желании обратить на себя внимание собеседника, создать у него определенное впечатление. Бедность, невыразительность мимики часто наблюдается при депрессивных состояниях, подавленности. Оформление внешности (прическа, одежда, украшения) отражает образ жизни человека, некоторые мотивы его поведения, отношение к себе, эстетические представления. Чрезмерное внимание к оформлению внешности (например, наличие у мужчин таких украшений, как перстни, браслеты, цепочки) указывает нередко на склонность к рисовке, позерство, повышенный интерес к лицам противоположного пола [25, c. 78]. Некоторые признаки оформления внешности указывают на солидаризацию с традициями, вкусами, моралью определенных социальных групп. Например, татуировки в виде колец, женских головок, некоторых надписей могут свидетельствовать о принадлежности к преступному миру; подчеркнутое следование последней моде в одежде, обилие украшений из золота и драгоценных камней — о связях со спекулянтами и расхитителями. Б. Поведение (действия). По содержанию все действия интересующего лица, наблюдаемые оперативным работником, являются способствующими или препятствующими установлению истины. В большинстве случаев препятствование, сопротивление вызывает у интересующего лица внутреннее напряжение, связанное с повышенным самоконтролем, что внешне выражается в неестественности, скованности действий [36, c. 54]. Внешние признаки действий, доступные наблюдению, обусловлены врожденными свойствами человека (типологическими свойствами высшей нервной деятельности), воспитанием, временными психическими состояниями. Так, большая двигательная активность, резкость движений, частое изменение позы могут свидетельствовать о легкой возбудимости, недостаточном умении сдерживать желания, склонности к раздражительности, эмоциональным вспышкам. Скупость, сдержанность движений нередко указывают на врожденную уравновешенность, хорошее самообладание. Особой выразительностью отличаются движения рук. Именно поэтому многие люди, испытывая смущение, неуверенность, робость, сознательно или непроизвольно прячут руки. Тремор рук, ошибки при выполнении мелких движений могут указывать на внутреннее напряжение человека. Необходимо, однако, учитывать, что одинаковые моторные проявления наблюдаются при переживании совершенно различных состояний. Поэтому их следует оценивать только как указание на нарушение равновесия во внутреннем состоянии [19, c. 43]. Ситуативно обусловленные изменения в психическом состоянии Интересующего лица— важный показатель его отношения к вопросам. Наблюдения за этими изменениями следует вести непосредственно в процессе постановки вопросов, так как внешние проявления психического состояния подчиняются сознательному контролю. Уравновешенным и хорошо умеющим владеть собой людям бывает достаточно несколько секунд, а иногда и долей секунды, чтобы подавить моторные проявления переживаемого состояния. Например, предупредительность, мягкость, корректность интересующего лица во время опроса еще не говорят о том, что эти черты свойственны ему на самом деле. Поэтому впечатление о манере интересующего лица держаться нуждается в тщательной проверке [11, c. 65]. В. Высказывания (речевое поведение). В речевом поведении содержание и форма высказывания неразрывно связаны. В процессе речевого общения информация передается не только в словесной форме, но и с помощью жестов, интонации, пауз, мимики. Объектами наблюдения в речевом поведении должны быть словарный запас, грамматический строй речи, виды речи (монологическая и диалогическая), интонация, темп речи, артикуляция. По индивидуальным особенностям речевого поведения в общих чертах можно судить о некоторых психологических свойствах лица. Так, бедность словарного запаса, частое употребление жаргонных слов и выражений, недостаточное овладение навыками монологической речи могут служить показателями низкого культурного уровня, принадлежности к лицам с асоциальным поведением. Примитивность грамматических конструкций речи, «смазанность» артикуляции, невыразительность, монотонность интонаций могут свидетельствовать об умственной отсталости или интеллектуальной ограниченности [21, c. 78]. Некоторые признаки речевого поведения могут служить показателями эмоционального состояния интересующего лица: эмоциональные вспышки (гнев, страх, возмущение и др.) часто сопровождаются изменениями темпа речи, ее затрудненностью, удлинением или сокращением пауз. Сильное нервно-психическое напряжение иногда вызывает заторможенность речевой деятельности, внешне выражающуюся в забывании хорошо известных слов, навязчивом повторении одних и тех же выражений, ошибках в произношении и пр. Результаты наблюдения обычно используются оперативным работником для определения тактики оперативно-розыскных действий, в первую очередь проведения опроса, для установления психологического контакта, снятия барьеров в общении. Например, оперативный работник, в результате наблюдения отметил у интересующего лица такие качества, как тщеславие, высокомерие и т. п. Когда он психологически был готов дать правдивые показания, оперативный работник, учитывая особенности характера интересующего лица, предложил провести допрос руководителю следственной бригады. Это дало положительный результат [19, c. 54]. 2.6.3 Метод обобщения независимых характеристик Этот метод заключается в собирании сведений о психологии интересующего лица со слов знающих его людей, из письменных показаний, характеристик с места работы или учебы и обобщении полученной информации с целью выделения устойчиво повторяющихся в сообщениях разных людей указаний на одни и те же свойства интересующего лица. Те психологические особенности, на которые опрашиваемые указывают чаще, как правило, и являются действительно присущими интересующему лицу. Целесообразно для сбора информации использовать единый план опроса, ориентированный на получение сведений о психологических особенностях интересующего лица, представляющих наибольший интерес для оперативного работника. Метод обобщения независимых характеристик позволяет выявить у интересующего лица черты его характера, в том числе определяющие способы достижения целей (рискованность, осторожность, настырность, изобретательность, настойчивость и т.д.), мотивы и стиль деятельности, его место в иерархии групп в семье, на работе, среди друзей, особенности его поведения в условиях групповой деятельности и др. [16, c. 65]. Важнейшими официальными документами, сведения из которых могут быть использованы для обобщения независимых характеристик, являются: а) характеристика с места работы, учебы, жительства; б) старые уголовные дела, если интересующее лицо было ранее судимо. Большую пользу приносит анализ протокола судебного заседания (если он записан хорошим секретарем). В судебном заседании наиболее ярко проявляются некоторые психологические особенности личности (способ защиты, отношение к соучастникам, чувство товарищества или эгоизм и т. д.); в) медицинские карты, истории болезни; д) акты судебно-психиатрических экспертиз, в особенности разделы, содержащие сведения о психическом развитии и психологических особенностях обвиняемого. Дать исчерпывающий перечень вопросов для включения в характеристики невозможно, поскольку их содержание определяется особенностями дела и видом характеристики (производственная, бытовая и др.). Поэтому мы приводим только примерный перечень сведений, которые должны содержаться в различных характеристиках (приложение 2). 2.6.4 Изучение жизненного пути Один из главных методов психологического изучения личности — анализ жизненного пути, биографии человека. Этот метод заключается в систематизированном сборе сведений биографического характера и рассмотрении фактов жизни человека под углом зрения установления их внутренней (психологической) обусловленности мотивами поведения, целями действий; фиксации проявляющихся в поступках человека особенностей его интеллекта, черт характера, воли и других психических свойств [19, c. 54]. Источниками сведений биографического характера могут служить сообщения интересующего лица о различных периодах его жизни, поведении в тех или иных ситуациях; свидетельства родственников, знакомых, сослуживцев; документы (дневниковые записи; характеристики с места работы, учебы, жительства; материалы уголовных дел, если обвиняемый ранее уже привлекался к уголовной ответственности). Психологическое изучение жизненного пути интересующего лица не требует применения специальных познаний в области психологии и использования методов научной психологии. Оно может быть осуществлено в пределах профессиональных знаний и умений оперативного работника [17, c. 43]. 2.6.5 Склонение В понятийном аппарате оперативно-розыскной деятельности слово «склонение» означает психологический прием, предпринимаемый для достижения целей, связанных с предупреждением, раскрытием и расследованием преступлений. Оно употребляется в контексте «получения правдивых показаний», признания своей вины лицами, причастными к совершению преступлений, раскаянием, как моральной оценке содеянного, явке с повинной и т. д. Причем, склонение означает одностороннюю направленность влияния соответствующих представителей правоохранительных органов, действующих в пределах своих полномочий. Правовые, психологические, тактические, этические и другие аспекты рассмотрены в литературе, хотя практика свидетельствует о случаях злоупотребления этим во-общем-то основанным на законном приеме [29, c. 32]. Основные черты усилий, называемых склонением, проявляются и в случаях переговоров с интересующими лицом: оперативные работники стремятся, используя этот прием, достичь отказа от противоправного поведения, способствования раскрытию и расследованию преступлений. Однако имеется и отличие. Дело в том, что лица, причастные к совершению преступлений, «склоняют» в переговорах другую сторону к совершению определенных действий или к воздержанию от действий. Иными словами, переговоры — это двустороннее использование возможностей, заложенных в понятии «склонение», образно говоря,— «встречное движение», разрешаемое компромиссом, насколько он допустим из правовых, нравственных и иных соображений, если судить с позиции правоохранительных органов. Это один из специфичных психологических механизмов переговоров с интересующим лицом, исследование которого позволит уточнить его функциональные особенности, выявить оправдавшие себя способы применения его переговорщиками [11, c.5]. 2.7 Анализ и использование результатов изучения психологии интересующего лица оперативным работником По плану, в основном соответствующему приведенной схеме (приложение 1), оперативный работник Б.Е. Свидерский проводил психологическое изучение личности интересующего лица Т., подозревающего в участии в тяжком насильственном преступлении. Данные психологического изучения личности, проведенного оперативным работником. Подозреваемый вырос в городе, в семье служащих, материальное положение семьи было хорошим, никто из членов семьи к уголовной ответственности не привлекался. Родители с детства предъявляли к Т. строгие требования, были придирчивы в мелочах, добивались безоговорочного повиновения. Эти требования сохранились до окончания Т. школы. Обвиняемый в пререкания с родителями не вступал, но если контроль ослабевал, запреты нарушал. Например, пропускал уроки, когда чувствовал, что не подготовлен к ним, часто не ходил на занятия по физкультуре, поскольку физически был развит плохо. Легкую подчиняемость Т. отмечали в показаниях его школьные учителя, преподаватели института. С товарищами, сверстниками Т. держался иначе часто возражал им, разговаривал с ними свысока. Успеваемость в школе была слабой, удовлетворительной оценки иногда не мог получить, даже если готовился к уроку. По мнению учителей, общее развитие было плохим, читал мало, знания имел очень ограниченные Много раз давал обещания подтянуться, но держать обещания не мог — не хватало настойчивости. На неудачи внешне почти не реагировал, но внутренне переживал их тяжело. Стеснялся отвечать на уроках, боясь неудачи, постоянно стремился уклониться, избегать ситуаций, в которых могла обнаружиться его несостоятельность. До пятнадцати-шестнадцати лет друзей среди сверстников не имел, проводил время с детьми, младшими по возрасту. Пытался командовать ими. В подростковом возрасте увлечения часто менялись. Под влиянием приятелей пытался заниматься спортом, коллекционированием, но быстро оставлял эти занятия. В старших классах стал заниматься в школьном драмкружке, где быстро добился успеха. По словам обвиняемого, он, конечно, бросил бы и драмкружок, если бы не было успеха. Выступления на сцене нравились тем, что он мог влиять на людей, на их настроение, быть в центре внимания. Однако глубокого интереса к театру не сформировалось. Суждения о драматическом искусстве, пьесах оставались очень поверхностными. Тем, что отец перед экзаменами перестал пускать обвиняемого на занятия кружка, огорчен не был, принял это равнодушно. В подростковом возрасте в драках участия не принимал, был, по словам свидетелей, трусливым. Любил стрелять из рогатки, что-нибудь разбить, испортить. Чаще делал это не сам, а подбивал на шалости других ребят, указывал им, например, что разбить, сломать. Ему доставляло удовольствие чувствовать свою осведомленность, когда начинали искать виновных. Пытался участвовать в общественной работе, но ко всему быстро остывал, настойчиво ничего не добивался. Держался замкнуто, был стеснителен, но не упускал случая высмеять товарища, злорадно усмехался, когда кто-нибудь плохо отвечал на уроке. В общении с одноклассниками держался высокомерно, но в конфликтных ситуациях вел себя трусливо. На будущее обвиняемый планов не имел, полностью предоставив родителям решить вопрос о его дальнейшем жизненном пути. Выбрал институт по указанию отца. Когда поступил в институт, был очень горд этим, стал держаться с прежними знакомыми свободнее. К новым условиям и требованиям адаптировался, но с трудом. Как и в школе, был в числе слабейших по успеваемости и усердия или желания повысить знания не проявлял, по словам свидетелей, «плыл по течению». По-прежнему был замкнут, держался высокомерно Товарищи считали, что он очень высоко оценивает свою личность и свои возможности, хотя объективных оснований для этого не было. Инициативы Т. в студенческие годы ни в чем не проявлял, но отличался педантичной аккуратностью Вне института Т. держался менее скованно, любил поговорить с девушками о литературе, театре, танцевал. Свидетели сообщают, что суждения Т. о прочитанном были поверхностны, он чаще пересказывал содержание книги, чем давал ей оценку. После окончания института уехал на работу. С самого начала самостоятельной деятельности Т. стали преследовать неудачи. Выяснилось, что он плохо подготовлен к профессиональной деятельности, пополнять знания самостоятельно не умел Интереса к своей профессии не проявлял, хотя и говорил, что любит технику С подчиненными Т. правильных отношений установить не умел то держался фамильярно, то начинал предъявлять чрезмерные требования, становился мелочно придирчив На замечания руководителей обижался, реакция была оборонительной говорил, что вообще не будет ничего делать, потому что к нему несправедливы, не ценят его Дружеских отношений ни с кем в поселке не установил, с сослуживцами не сближался. Все наблюдавшие Т. в этот период отмечают его крайнюю замкнутость, настороженность, временами грубость, раздражительность, злобность. Время проводил преимущественно в одиночестве, сидел в своей комнате и решал кроссворды, играл сам с собой в шашки. Читал только те книги, в которых говорилось об убийствах, преступлениях и т.п. О своих неудачах на работе Т. никому не рассказывал. Знакомым и родителям сообщал, что у него все хорошо, руководители им довольны, увлекается охотой и подружился с егерем. Знакомым в поселке Т. рассказывал, что у него есть невеста, в прошлом было много девушек, что он якобы привык вести веселый образ жизни. Эти сообщения подтверждения не имели. Совершенно иначе Т. держался с малознакомыми людьми. При случайных встречах легко завязывал знакомства, был разговорчив, старался показать себя эрудированным, внутренне содержательным, рисовался, по словам одного из свидетелей, «хорошо играл на публику». В общении с оперативным работником был хвастлив, лжив, пытался держаться свободно и дружелюбно, однако чувствовалась настороженность, напряженность. Часто без видимых причин его настроение менялось он делался раздражительным, озлобленным, агрессивным, грубым. В заключении сексопатологической экспертизы указано, что он обнаруживает специфические черты сексуальности садистического и гомосексуального типа. По заключению судебно-психиатрической экспертизы, психическими заболеваниями не страдал и не страдает. Выводы. В результате анализа полученных данных оперативный Работник пришел к заключению, что Т., учитывая его образование и профессию, имеет относительно низкий уровень интеллектуального развития, малый запас знаний, как общих, так и специальных. Мышление конкретное, негибкое, замедленное, уровень обобщения и абстракции низкий. Суждения поверхностные. Проницательности не проявляет, к длительному интеллектуальному напряжению не способен. Память формальная, запоминание происходит без глубокого понимания запоминаемого. Воображение живое, обвиняемый склонен к наивному, незрелому фантазированию, оторванному от реальных условий жизни. Среди других психологических особенностей личности Т. важное место занимают · высокий уровень притязаний, несоответствие способностей притязаниям, · завышенная самооценка, некритичность, неумение учитывать жизненный опыт, · отсутствие склонности к самоанализу и анализу поведения окружающих, · стремление быть в центре внимания, демонстративность в поведении, · замкнутость, стремление скрывать свои переживания, · поверхностность межличностных связей, · трудности при длительных контактах с людьми, · злопамятность, агрессивность, · тенденция переносить ответственность за решения, вину на других людей, · сильно выраженное стремление к самоутверждению, · некритичность в выборе средств самоутверждения, · субъективные трудности в установлении нормальных межличностных контактов, · агрессивность, · злобность, · жестокость, · склонность к неконтролируемым эмоциональным вспышкам, · специфические черты сексуальности. Использование результатов психологического изучения личности обвиняемого выразилось в том, что в период расследования они постоянно учитывались при проведении следственных действий, выборе приемов воздействия на подозреваемого, для разработки версии о возможности совершения преступления по мотивам, связанным с гипертрофированным стремлением к самоутверждению, озлобленностью, агрессивностью, жестокостью, а также со специфическими особенностями сексуальности обвиняемого. Кроме того, сведения о психологии подозреваемого были использованы для квалификации преступления. Заключение В результате проделанной работы нами: проведен анализ литературы по теме исследования; выявлены особенности психологии личности интересующего лица; рассмотрены психологические типы интересующих лиц; выделены психологические черты личности интересующего лица; проанализирован Федеральный Закон об оперативно-розыскной деятельности; указаны психологические особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий; рассмотрена психология опроса; выявлены психологические особенности темперамента интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности; найдены особенности изучения оперативным работником психологических аспектов личности интересующего лица; выделены приемы установления и развития психологического контакта оперативного работника с интересующим лицом; рассмотрена схема психологического изучения личности интересующего лица; указаны способы психического воздействия на интересующее лицо в оперативно-розыскной деятельности; проанализированы результаты изучения психологии интересующего лица оперативным работником. В результате проделанной работы нами внесены следующие предложения в деятельность оперативного работника при оценке личности интересующего лица: 1. Психологию личности интересующего лица следует изучать в тех пределах, которые позволяют оперативному работнику обеспечить решение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, криминологических, исправительных задач по конкретному делу. 2. Квалифицированная оценка личности интересующего требует учета его психологических закономерностей формирования образных представлений, понимания общих тенденций личностной реконструкции этих представлений, рефлексивного взаимодействия с интересующими лицами. 3. Деятельность оперативного работника при оценке личности интересующего лица должна начинаться с проведения диагностики истинности показаний при помощи системы приемов правомерного психического воздействия с целью получения правдивых показаний. 4. Изучение личности интересующего лица должно быть направлено на определение наиболее эффективных приемов психологического взаимодействия с данным лицом и на построение моделей наиболее вероятностного его поведения. Планируя преодоление возможного противодействия, необходимо учитывать такие личностные особенности интересующего лица, как рефлексивность, гибкость или ригидность (застойность) его мышления, а также характерологические качества - агрессивность, конфликтность поведения, устойчивость или неустойчивость к стрессам, к неожиданно возникшим сложным обстоятельствам. Поскольку исходные данные о личности опрашиваемого часто бывают очень скудными, возможно построение нескольких наиболее вероятностных моделей поведения подлежащего опросу интересующего лица и вариантов тактики его опроса. 5. Психологическое изучение личности интересующего лица включает в себя исследование его внутреннего мира: потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов). Таким образом, цель работ, заключающаяся в раскрытии и анализе особенностей психологии личности интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности достигнута, задачи выполнены. Список литературы Нормативно-правовые акты:1. Конституция Российской Федерации. 2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный Закон от 12 августа 1995 г. (с изм.). 3. Уголовный кодекс Российской Федерации. 4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. 5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Специальная литература:6. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М., 2006.7. Асямов С.В., Пулатов Ю.С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников органов внутренних дел. – М., 2004.8. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология. – М., 2001.9. Бандурка А.М., Горбачев А.В., Оперативно-розыскная деятельность: правовой анализ, Киев: РИО МВД Украины, 2004. 10. Басков В.И. Оперативно – розыскная деятельность: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд–во «Бек», 2007. 11. Васильев В.Л. Юридическая психология. – М., 2001. 12. Ведерников Н.Т. Личность обвиняемого и подсудимого. – Томск, 2008. 13. Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон “ Об оперативно-розыскной деятельности ”: Комментарий, М.: Международные отношения, 2007. 14. Еникеев М.И. Структура и система категорий юридической психологии. – М., 2005. 15. Климов И.А. Предмет теории оперативно-розыскной деятельности. М., 2003. 16. Кертэс И. Тактика и психологические основы опроса. – М., 2006. 17. Лебедев И.Б., Цветков В.Л. Психология в правоохранительной деятельности. – М., 2003. 18. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность – необходимость и законность. Н. Новгород: Нижегородская ВШ МВД РФ, 1995. 19. Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. Учебно-практическое пособие. М., 2001. 20. Общая психология / Под ред. проф. А В Петровского. – М, 2007. 21. Олейник А.М. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации конфликтов. – М., 2000. 22. Пиз А. Язык письма. – Воронеж, 2002. 23. Пиз А. Язык разговора. – Воронеж, 2002. 24. Пиз А. Язык жестов. – Воронеж, 2002. 25. Попов В.Л. Оперативно-розыскные правоотношения и их виды.// В сб.: Проблемы теории и практики ОРД органов внутренних дел в современных условиях, Калининград: Калининградская ВШ МВД РФ, 2006. 26. Прикладная юридическая психология. Под ред. А.М.Столяренко. – М., 2006. 27. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. – М, 2007. 28. Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2001. 29. Сорокотянин И.Н. Психология юриста. – М., 2006. 30. Степашин С.В. Основы оперативно-розыскной деятельности. Учебник для юрид. вузов.,СПб.,2002. 31. Сурков К.В. Принципы оперативно-розыскной деятельности и их правовое обеспечение в законодательстве, регламентирующем сыск., СПб., 2006. 32. Цветков П.П. Исследование личности обвиняемого. – М, 2003. 33. Чуфаровский Ю.В.: Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие / Чуфаровский Ю.В. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 208 c. 34. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М., 2007. 35. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М., 2003. 36. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – М., 2002. 37. Шумилов А.Ю. Закон и ОРД: Толковый словарь понятий и терминов, используемых в законодательстве в области ОРД. М.: Фирма АВС, 2006. 38. Шумилов А.Ю. Основы правового регулирования оперативно-розыскной деятельностью. Спецкурс лекций., М., Фирма АВС, 2007. Приложение 1
Примерная схема изучения психологии интересующего лицаI. Условия жизни интересующего лица: · место жительства, · жилищные условия, · социальное положение, профессия, · состав семьи (женат, имеет детей), · материальное положение семьи, · физическое здоровье, · психическое здоровье, · физическое здоровье членов семьи, · психическое здоровье членов семьи, · отношения в семье, · отрицательные наклонности членов семьи (злоупотребление алкоголем, наркотиками, совершение противоправных действий, сексуальная распущенность и др.) II. Образ жизни интересующего лица: · занят квалифицированным трудом, · занят неквалифицированным трудом, · имеет постоянную работу, редко меняет место работы, · часто меняет места работы, · жил на заработанные деньги, · жил случайным заработком, · жил на нетрудовые доходы, · жил на иждивении, · занимался попрошайничеством, · совершал преступления (один или в группе), · занимался домашним хозяйством (сад, огород и пр ), · имел побочные заработки (ремонтировал машины, квартиры, уезжал на стройки и пр ), · вел праздный образ жизни, · бродяжничал, · предпочитал проводить время в семье, · предпочитал проводить время с друзьями, · проводил время со случайными знакомыми, · любил развлечения (какие), · отношение к алкоголю, · сексуальное поведение. III. Направленность личности: · отношение к работе (учебе), отношение к семье, · стремился обрести профессию, специальность (интересную, выгодную, престижную), · хотел повысить квалификацию, · хотел занять высокую должность, · стремился к материальному благополучию, · стремился к обогащению, · основные интересы (получение знаний, спорт, развлечения, искусство и пр.), · планы на будущее, · оценка прожитой жизни (удовлетворен, во многом ошибся и пр.) IV. Интеллектуальные особенности: · уровень образования, · запас знаний (общих и специальных), · качества ума (способность к анализу, гибкость, быстрота, замедленность, изворотливость и пр.), · свойства памяти (точность, легкость запоминания, прочность запоминания и пр.), · свойства воображения (склонность к вымыслу, фантазированию, реалистичность, оторванность от реальных условий и т.д. ) V. Характер: а) отношение к собственной личности · самооценка (считает себя лучше других, хуже других, таким, как все), · уровень притязаний (считает, что способен добиться многого, большего, чем есть, принимает существующее положение), · уверенность в своих силах, · самолюбие, · эгоизм, · склонность к самообвинению, · обидчивость, б) отношение к людям · уважение к человеческой жизни, · уважение к личности, · доброжелательность, · способность к сопереживанию, · общительность, легкость установления отношений, · отношение к тем, кто сильнее, и к тем, кто слабее (в физическом, интеллектуальном, социальном плане), · застенчивость (в каких ситуациях), · грубость (по отношению к кому) · лживость, · агрессивность, · жестокость, · умение подчинить себе, · подчиняемость, · внушаемость, · конфликтность (причины возникновения, легкость разрешения, способы раз решения), в) отношение к вещам, материальным ценностям бережливость, · расточительность, · жадность, · склонность к накопительству, · стяжательство, г) принятие решений самостоятельность, смелость, · продуманность (обоснованность), · быстрота, · склонность к колебаниям, · импульсивность, · легкомыслие. VI. Эмоциональность: · сила эмоциональных реакций, глубина переживаний, · склонность к образованию «застойных» эмоциональных комплексов (мстительность, злопамятность), · склонность к аффективным взрывам, · устойчивость настроения, · преобладающее настроение (бодрое, унылое, мрачное, злобное и пр.), · способность контролировать, сдерживать проявления эмоций. VII. Положение в группе (лидер, подчиненный, отвергаемый): · в семье, · на работе, · в неформальных группах. VIII. Странности в поведении. Приложение 2
Примерные схемы характеристик на интересующее лицоПроизводственная характеристика: · с какого времени работает в данной организации, · как часто в прошлом менял места работы, · профессия, специальность, · квалификация, соответствие занимаемой должности, · стремится ли к повышению квалификации, · общий культурный уровень (круг интересов), · отношение к работе (заинтересованное, равнодушное, халатное и т п ), · удовлетворен ли профессией, занимаемым на работе положением, · имел ли поощрения или взыскания, когда и за что, · участие в общественной работе, · отношения с сослуживцами (пользуется ли авторитетом, были ли конфликты, чем они вызывались), · особенности поведения в напряженных, конфликтных ситуациях, · имеет ли близких приятелей по месту работы, как они характеризуются, · злоупотребляет ли спиртными напитками, · какие черты характера наиболее выражены. Характеристика с места учебы: · с какого времени учится в данном учебном заведении, · почему выбрал именно это учебное заведение, · успеваемость, · отношение к учебе, · способности, общее развитие, · круг интересов (кроме учебы), · к каким учебным дисциплинам проявляет интерес, · имел ли поощрения или взыскания, когда и за что, · участие в общественной жизни, · отношение к соучастникам, были ли конфликты, · особенности поведения в напряженных, конфликтных ситуациях, · имеет ли близких приятелей по месту учебы, как они характеризуются, · употребляет ли спиртные напитки, · какие черты характера наиболее выражены. Характеристика с места жительства: · с какого времени проживает, · состав семьи, · жилищные условия, · отношения с женой (мужем), · отношение к детям, участие в их воспитании, · отношение к соседям, были ли ссоры, чем они вызывались, · интересы, увлечения, как проводит свободное время, · участие в общественных делах, · нарушал ли общественный порядок, · имеет ли близких приятелей по месту жительства, как они характеризуются, · отношение к спиртным напиткам, · какие черты характера наиболее выражены. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|