РУБРИКИ

Психология сознания (У.Джемс)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психология сознания (У.Джемс)

Психология сознания (У.Джемс)

Психология сознания (У.Джемс)

Среди наиболее продуктивных идей научной психологии идея "потока сознания", выдвинутая американским психологом Джемсом более 100 лет назад, одна из самых значительных.

С точки зрения Джемса, "сознание личности заключается в осознании потока мысли, в котором каждая часть в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредоточивает на некоторых из них свои заботы как на своей личнностной, и присваивает последней все остальные элементы познания". Выполняя функцию приспособления, сознание преодолевает трудности адаптации, когда запаса реакций (рефлексов, навыков и привычек) недостаточно: фильтрует стимулы, отбирает из них значимые, сопоставляет их между собой и регулирует поведение индивида. Будучи лично обособленным, индивидуальное, сознание составляет основу личности как "эмпирически данного агрегата объективно познаваемых вещей".

Анализируя сознание и соотнося его с личностью, Джеме выделяет три структурные части личности: 1) ее составные элементы; 2) чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка ); 3) поступки, вызываемые ими (заботы о самом себе и самосохранение). Личность – это интегративное целое, состоящее из познаваемого и познающего элементов. Познаваемый элемент – это наше эмпирическое "Я", которое мы сознаем как нашу личность; познающий элемент – это наше чистое "Я". В структуре эмпирия. "Я" можно выделить: физич. часть (тело, телесные потребности и инстинкты) с материальным ее продолжением (одежда, имущество, умение приобретать средства и др.), социальную, или общественную (признание в нас личности со стороны других, любовь, честолюбие и др.) и духовную (объединенное сознавание духовных свойств и способностей, интеллект., моральные, религиозные стремления и др.). В свою очередь, социальное "Я" имеет "столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых дорожит человек".

Для понимания различных душевных состояний человека большое значение имеет описание тех чувств и эмоций, которые вызывают разные структур, компоненты личности Прежде всего это самодовольство или недовольство собой, формирующие самооценку, самоуважение личности Для определения уровня самоуважения Джеме предложил ставшую популярной формулу: самоуважение равно успеху, деленному на притязания. Т. е. оценка личности себя будет расти как в случае достижения успеха, так и в случае отказа от него, сведения притязаний к нулю. Джеме отдает предпочтение второму пути, особенно, если успех понимается чисто формально, как стремление быть впереди других: "Всякое расширение нашего "Я" составляет лишнее бремя и лишнее притязание". Различные виды личностей, заключающиеся в одном человеке, можно представить в форме иерархической шкалы с физической личности внизу, духовной – наверху и различными видами материальных (находящихся вне тела) и социальных, находящихся в промежутке. Таким же образом соотносятся и различные виды самоуважения, присущие им.

Трактуя личность как духовную тотальность, созидающую себя. Джеме оказал большое влияние на дальнейшее развитие персонологических исследований.

Список литературы

С. В. Васьковская. Психология сознания (У.Джемс)




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.