РУБРИКИ

Психология сознания Вундта

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психология сознания Вундта

Психология сознания Вундта

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

МОСКОВСКОГО СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

«ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ»

ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 1 КУРСА ГРУППЫ 3 1 71

АРСЕНЬЕВА Н.И.

ПРОВЕРИЛА ЕВДОКИМОВА О.В.

РЯЗАНЬ 2004

Вундт (Wundt) Вильгельм (18.06.1832, Маннгейм – 31.08.1920, Лейпциг)
—немецкий психолог, физиолог и философ, основавший в 1879 г. в Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. На основе понимания психологии как науки о непосредственном опыте, открываемом посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции, он пытался выделить „простейшие элементы“ сознания (ощущения и элементарные чувства) и установить основные законы душевной жизни (например, закон „творческого синтеза“). В качестве методологического эталона рассматривалась физиология, в силу чего психология Вундта получила название „физиологической“. Но исследование высших психические процессов, по его мнению, должно осуществляться при помощи других методов (анализ мифов, обрядов, религиозных представлений, языка), что нашло отражение в его 10–томном труде „Психология народов“. В решении психофизической проблемы исходил из гипотезы параллелизма. Обучение у Вундта проходили Э. Титченер, О. Кюльпе,
Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мюнстерберг, В.М. Бехтерев, Н. Н.Ланге, Ст. Холл.

Психология развивалась в недрах философии. Отделилась с применением экспериментального метода (Вундт) – аналогия с естественными науками.
Специфика – одновременно естественная и гуманитарная. Разные критерии научности. Вундт выделял объяснительную (номотетическую) и описательную
(идиографическую) психологии. Если невозможно объяснить явление, надо его описать

Сознание как предмет психологии. Основные метафоры и свойства сознания.

1879г – рождение научной психологии (лаборатория Вундта). Физиологическая психология – по методу эксперимента из физиологии. Сужение предмета психологии – сознание. Сознание – это то, что доступно интроспекции, оно существует только в самонаблюдении. Основной метод – интроспеция, эксперимент – вспомогательный.
Сложные психические процессы изучает психология народов.
4 основные цели:
1. Описание свойств сознания
2. Выделение элементов сознания (атомов) – ощущения, представления и чувствования
3. Обнаружить отношения между ними
4. Сформулировать общие законы душевной жизни

Свойства сознания:
1) ритмичность (связанность, группировка впечатлений) – сознание есть структура
2) неоднородно – центр и периферия
3) имеет объем – количество простых впечатлений, которое испытуемый в данное время воспринимает как единое целое (16-40 ударов метронома). Люди по-разному группируют впечатления – выделение области поля внимания.

Объем внимания – количество элементов, которое испытуемый в данное время воспринимает ясно и отчетливо 7+-2. Можно увеличить – апперцепция: процесс преобразования, укрупнения единиц сознания.

Элементы сознания:
|Объективные |Субъективные |
|Ощущения – модальность, |Чувствования – эмоциональные |
|интенсивность, протяженность. |переживания: |
|Титченер: свойства ощущения – | |
|сенсорная ясность (интенсивность) и | |
|отчетливость. | |
|Представления – связь ощущений |Удовольствие – неудовольствие |
| |Напряженность – разрядка |
| |Возбуждение - успокоение |

Отношения между элементами:

1) перцепция (пассивно)

- ассоциации

- по сходству

- по контрасту

- по временной и пространственной смежности

- причинно-следственные

- слияние

- ассимиляция

- диссимиляция

- компликация (склеивание)

2) апперцепция (активно)

Общие законы душевной жизни:

А. Закон психических отношений: все элементы сознания связаны

Б. Закон контраста – воспринимаются более отчетливо

В. Закон творческого синтеза – сложное несводимо к простым

Г. Закон гетерогении цели – процесс достижения цели может порождать новые цели.

Особенности психологии Вундта:
1. Структурность
2. Атомизм
3. Ассоцианизм
4. Эмпиризм
5. Специфика предмета – не изучается то, что недоступно интроспекции.

Интроспеция – регистрация изменений внешнего мира и себя в нем. Позволяет описывать свойства сознания, выделять элементы, прослеживать связи между ними. Титченер: основное правило интроспеции – ошибка стимула. Опыт должен быть непосредственным.
2 вида: систематическая и аналитическая.
Рефлексия – источник саморазвития. Появляется при развитии ребенка – самоидентификация. Источник р.- взаимоотношение со средой, несовпадение действий и результатов.
Интроспекция – особый анализ данных рефлексии, научный метод.
«Преимущества» метода:
1. Возможность удвоения сознания - Локк (но только для простых автоматических действий – дробная интроспекция)
2. В сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений (далеко не всех)
3. Интроспекция поставляет психические факты без искажений (искажения неизбежны)

Поздняя античность III-V вв н.э. – неоплатонизм. Плотин – интроспективная трактовка души. В центре мироздания – Единое. Оно порождает Ум (идеи). Ум порождает Душу. 2 формы – небесная и земная. Путь души – от центра к периферии. Душа стремится познать Единое. Вектор познания направлен внутрь
– самонаблюдение и самопознание как функция души.
Картезианско-локковская концепция сознания: сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. Познается путем интроспекции (антропопсихизм) + методология элементаризма (сознание состоит из идей, они бывают простыми и сложными, сложные состоят из простых, образуются путем ассоциаций).
Локк – 2 вида опыта:

1. Внешний – связан с ощущениями от предметов

2. Внутренний – рефлексия: наблюдение за деятельностью нашего ума.

Ограничения метода интроспекции:
1. По объекту: метод позволяет изучать только себя. Но: Титченер – аналитическая интроспекция: человек может поставить себя на место другого

– эмпатия.
2. Ошибка интроспекции: испытуемый может искажать данные, он привносит что- то свое. Но Вундт считал, что можно научить простой регистрации фактов.
3. Необъективность.
4. Практическая неприменимость (горы фактов+противоречия в результатах)
5. Атомизм – но мелодия неразложима на отдельные ощущения
6. Игнорирование безобразных явлений сознания и б/с

Современное понимание: это психическая реальность, специфическая область психической жизни. Не метод, а объект исследования. Неосознаваемое – тоже часть рефлексии.
| |Метод интроспекции |Использование данных |
| | |самонаблюдения |
|Что и как наблюдается |Рефлексия или наблюдение|Непосредственное |
| |за деятельностью своего |постижение фактов |
| |ума |сознания (моноспекция) |
|Использование |Основной способ |Сырой материал для |
| |получения научных знаний|дальнейшего анализа |


Сбор сырых данных с помощью самонаблюдения для дальнейшей научной обработки, а не непосредственное усмотрение законов психической жизни методом интроспекции.

Проблемы самоотчета:
1) проблема вербализации – связь с мышлением, понятиями
2) проблема ограниченности внимания – отчет можно дать только о том, что находится в фокусе внимания
3) действие защитных механизмов
Стремление к объективации: но как судить о психических процессах по внешним проявлениям (проблема реконструкции):
- психофизиологические корреляты
- мимика
- вербалика
- продукты деятельности

Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность).



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.