РУБРИКИ |
Психология стресса |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психология стрессаПсихология стрессаСодержаниеВведениеОдним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта. В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т. е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться е ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна иди неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Цель данной работы – рассмотреть современные теории и модели стресса; классифицировать виды стресса. 1. Современные теории и модели стресса. Классификация видов стресса: по стрессору, по продолжительностиВ специализированной литературе можно встретить три различных подхода к определению и изучению стресса. Первый подход рассматривает профессиональный стресс как создающую негативное отношение или отрицательную характеристику трудовой среды и трактует его как независимую переменную – экзогенную причину нарушения здоровья. Это так называемый инженерный подход. Второй подход определяет стресс в терминах физиологических последствий широкого ряда защитных и отрицательных стимулов. Он трактует стресс как зависимую переменную – как физиологический ответ на опасную среду. Этот подход получил название физиологического. Третий подход рассматривает профессиональный стресс в условиях динамичного взаимодействия человека и его рабочей среды. Это психологический подход[1]. В современной теории стресса встречаются различные варианты психологического подхода, которые можно отнести к двум типам: интерактивному и транзакционному. Интерактивные модели фокусируются главным образом на структурных особенностях взаимодействия персоны со средой, а транзакционные - в большей степени связаны с познавательными характеристиками и способностями и представляют собой развитие интерактивных моделей. Подобные теории могут быть использованы для установления связи между опытом и воздействием рабочего стресса и причинением вреда здоровью, а также выработки подхода к управлению рабочим стрессом на основе применения «контрольного цикла», который представляет постоянно функционирующую систему решения проблем для повышения стрессоустойчивости персонала и организаций и уже доказал свою эффективность. Любой стресс можно рассматривать, как растение-паразит, корни которого – причины, или стрессоры, стебель – физиологическое и психологическое напряжение, листья – симптомы, а плоды – болезни. Стрессоры бывают физиологическими (например, повышенная геомагнитная активность, недостаток кислорода в помещении) и психологическими. Последние являются производными от ситуации и отношения человека к ней[2]. Большинство современных теорий стресса делают поправку на индивидуальные различия в опыте стресса и на то, как и насколько хорошо человек справляется с ним. Исследователи полагают, что трудно установить прямую связь между рабочими характеристиками и здоровьем индивида, однако опыт стресса частично зависит от индивидуальных способностей человека справляться с требованиями, предъявляемыми его работой, а также от способов, которыми человек справляется с ними, и организационных контроля и поддержки. Некоторые характерные симптомы стресса Физиологические: стойкие головные боли, неопределенные боли, нарушение пищеварения, спазматические, резкие боли в животе, учащенные и аритмические сердцебиения, чувство нехватки воздуха на вдохе, подверженность аллергии, частые простудные заболевания, грипп, инфекции, быстрое увеличение или потеря веса тела, частые боли в шее и спине, чувство комка в горле, падение остроты зрения. Интеллектуальные: нерешительность, ослабление памяти, ухудшение концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, кошмары, ошибочные действия, потеря инициативы, постоянные негативные мысли, нарушение суждений, спутанное мышление, импульсивность мышления, поспешные решения. Эмоциональные: раздражительность, беспокойство, подозрительность, мрачное настроение, депрессия, суетливость, ощущение напряжения, истощенность, подверженность приступам гнева, циничный и неуместный юмор, ощущение нервозности, боязливости, тревоги, потеря уверенности, уменьшение удовлетворенности жизнью, чувство отчужденности, сниженная самооценка, неудовлетворенность работой. Поведенческие: потеря аппетита или переедание, нарушение речи, дрожание голоса, плохое распределение времени, избегание поддержки, неухоженность, антисоциальное поведение, лживость, низкая продуктивность, нарушения сна или бессонница, более интенсивное курение и употребление алкоголя, доделывание работы дома. Таким образом, на сегодня существует большое количество факторов, которые имеют потенциал для возникновения профессионального стресса, наиболее распространенные из них: Рост ответственности Недо- и перегруженность работой Размытые обязанности, границы полномочий и ответственность Недоступность необходимых для работы ресурсов Рутинная работа Отсутствие инструктажа Отсутствие профессионального общения Вызывающее стресс поведение других сотрудников Высокий уровень стресса у руководителя Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента Нарушения эргономики труда Низкий уровень мотивации Низкая оргкультура Изменения в структуре организации, стилях и технологиях работы Личностные особенности Конфликт работы с личной жизнью[3] Стрессы можно подразделить на: · эмоционально положительные и эмоционально отрицательные; · кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические; · физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные[4] 2. Разработка Программы профилактики организационного стресса для конкретной должностиА) В качестве должности, для которой будет разрабатываться Программа, была выбрана «Менеджер по персоналу». В таблице 1 представлена диагностика модулей профессии и возможных стрессоров. Таблица 1 Диагностика организационного стресса
SWOT – анализ организационного стресса:
Разработка возможной программы профилактики организационного стресса представлена в таблице 2. Таблица 2
Целью Программы является формирование у участников профессиональных и личностных преимуществ, повышающих их личную конкурентоспособность: - Повышение профессиональной компетентности в области психологии управленческого стресса, освоение базовых техник стресс-менеджмента - Освоение современных прикладных технологий саморегуляции психоэмоциональных состояний, возникающих в экстремальных ситуациях управленческой деятельности - Приобретение опыта использования психотехнологий самосбережения для целей повышения эффективности профессиональной и управленческой деятельности - Формирования навыков антистрессового стиля жизни Б) В качестве должности, для которой будет разрабатываться Программа, была выбрана «Психолог». В таблице 3 представлена диагностика модулей профессии и возможных стрессоров. Таблица 3 Диагностика организационного стресса
SWOT – анализ организационного стресса:
Разработка возможной программы профилактики организационного стресса представлена в таблице 4. Таблица 4
Целью Программы является формирование у участников профессиональных и личностных преимуществ, повышающих их личную конкурентоспособность: - Освоение современных прикладных технологий саморегуляции психоэмоциональных состояний, возникающих в экстремальных ситуациях управленческой деятельности - Приобретение опыта использования психотехнологий самосбережения для целей повышения эффективности профессиональной и управленческой деятельности - Формирования навыков антистрессового стиля жизни - Осуществление мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих Б) В качестве должности, для которой будет разрабатываться Программа, была выбрана «Социолог». В таблице 5 представлена диагностика модулей профессии и возможных стрессоров. Таблица 5 Диагностика организационного стресса
SWOT – анализ организационного стресса:
Разработка возможной программы профилактики организационного стресса представлена в таблице 6. Таблица 6
Целью Программы является формирование у участников профессиональных и личностных преимуществ, повышающих их личную конкурентоспособность: - Освоение современных прикладных технологий саморегуляции психоэмоциональных состояний, возникающих в экстремальных ситуациях управленческой деятельности - Приобретение опыта использования психотехнологий самосбережения для целей повышения эффективности профессиональной и управленческой деятельности - Формирования навыков антистрессового стиля жизни - Осуществление мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих ЗаключениеСтресс — состояние нарушения (дезорганизации) жизненных функций организма под влиянием факторов, нарушающих привычный образ жизни и деятельности. Выделяются следующие основные виды профессионального стресса: • информационный стресс — возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания; • эмоциональный стресс — возникает при реальной или предполагаемой опасности: чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.; • коммуникативный стресс — связан с реальными проблемами делового общения: повышенная конфликтность, неспособность контролировать себя, неумение тактично отказать в чем-либо и т. п. Основные правила поведения в условиях стресса: • наблюдать за самим собой; • искать способы «остановки» самого себя; • перевести свою энергию в другую форму деятельности; • задуматься над тем, что помогает снять напряжение. Список литературы1. Меркулова О.С. Психология труда. – М.: Приор-издат, 2004. 2. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эргономика): Словарь / Авторы-сост. Б.А. Душкова, Б.А. Смирнов, А.В. Королев — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Издательский центр Академия, 2001. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 5. Стрессы в жизни. // Медицинский журнал. – 2004. - №8. [1] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – с.-243. [2] Стрессы в жизни. // Медицинский журнал. – 2004. - №8. – с.-14-15. [3] Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эргономика): Словарь / Авторы-сост. Б.А. Душкова, Б.А. Смирнов, А.В. Королев — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — С. 476 — 477. [4] Меркулова О.С. Психология труда. – М.: Приор-издат, 2004. – с.-54. [5] Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - С. 125. |
|
© 2010 |
|