|
|
|
|
Психология суицидального поведения
Психология суицидального поведения
Министерство образования Российской Федерации
Уральский
государственный экономический университет
РЕФЕРАТ
На тему:
«Психология суицидального поведения»
Исполнитель:
студент гр. КД-99-I
Парыгин С.А.
Руководитель:
д.соц.н., профессор
Заборова
Е.Н.
Екатеринбург
2001
ПЛАН:
Введение................................................ 3
Психологические аспекты проблемы........................ 4
Проблемы статистической информации по самоубийствам..... 6
Факторы, влияющие на явление суицида в разное время в
разных странах........................................................ 8
Религиозный фактор.................................... 10
Социальные факторы.................................... 11
Анализ отношения некоторых социальных групп к суициду в
настоящее время.................................................. 14
Старшее поколение..................................... 14
Поколение среднего
возраста........................... 14
Молодежь.............................................. 17
Заключение............................................. 20
Список использованной литературы....................... 21
Я сумел бы
выжить,
Если б не
было такой простой работы—жить»
А.Башлачев
Самоубийство -
тема актуальная во все времена, тем более сейчас, когда Россия в 1994 году
вышла на 2 место в мире по количеству самоубийств, но отношение к суициду в
разные эпохи было разное и во многом
зависело от религий и морально-этических норм и традиций. Заглянем в историю.
Самые древние
самоубийства — ритуальные, к которым относятся
харакири и сати (обряд самосожжения индийских
вдов). Ритуальные самоубийства, как правило, были почетны, поощрялись обществом и уклонение от них считалось большим позором. В античности
отношение к жизни и смерти было несколько другим, чем в более поздние времена. Например, по
эпикурейской школе, если
жизнь перестает приносить удовольствие и радость – она не нужна. Если человек доказывал целесообразность этого поступка, ему давали яд, специально закупленный на деньги
городской казны. Смерть являлась естественным и красивым завершением жизни.
С приходом
христианства отношение к самоубийству становится однозначным – резко отрицательным.
В средние века
самоубийц не хоронили на кладбищах, над их трупами совершали надругательства (здесь играл роль эстетический момент: показать людям, что с ними будет
после такого шага, потому
что человеку свойственно представлять момент своей собственной смерти и похорон эстетически
переживая). Почему же это произошло? Дело в том, что с принятием христианства
новообращенным хотелось как можно скорее попасть в Божье Царство и, чтобы избежать чудовищное количество самоубийств, церкви пришлось объявить
самоубийство грехом.
В христианстве считается, что если бог
даровал тебе жизнь, нельзя бросать этот дар к его ногам. Нужно прожить жизнь до конца, потому что в противовес античной философии, жизнь
хороша не удовольствиями, а страданиями (ради будущей жизни).
Если человек
лишает себя жизни, он думает только о себе, о том, чтоб разом вылечиться от всех страданий и
разочарований, он не задумывается о том, на какие душевные муки обрекает самых близких ему людей, ему безразлично, что их всю оставшуюся
жизнь будет мучить чувство вины за то, что они не все сделали, чтобы спасти его. Он не осознает, что это только момент, и надо иметь мудрость
и мужество пережить его, потому что впереди вся жизнь.
Герман Гессе в
своей книге «Степной Волк»
высказывает очень интересные мысли по поводу самоубийств. Он пишет о том, что есть
как бы прирожденные самоубийцы (которые только относятся к этому типу, а самоубийства могут так и не совершить) и люди, которые
накладывают на себя руки по чистой случайности, подаваясь моменту. Прирожденные самоубийцы—это, как правило, творческие личности. Они
смотрят на свое «Я» как на какое-то опасное, ненадежное, не защищенное порождение природы. Это души, видящие свою цель не в
самоусовершенствовании, а в саморазрушении, возврате к матери, к Богу, к
Вселенной. Таким людям знакома постоянная борьба с соблазном покончить с собой.
При малейшем потрясении они думают о самоубийстве. Но мысль о том, что запасной
выход всегда открыт, придает силы, наделяет любопытством к болям и невзгодам.
Существует
определенная классификация суицидов:
1.
Холодный
суицид—это когда человек действительно хочет умереть, то есть не хочет жить;
2.
Суицид,
который является определенной игрой, то есть человек до конца уверен в том, что его спасут, он
просто хочет обратить на себя внимание;
3.
Суицид
как способ уйти от проблем.
3.
У студентов причиной самоубийства может
стать ряд проблем, таких, как:
·
сложность
адаптации к новым условиям, отсутствие дома (= защиты),
·
коммуникативные
сложности, резкое падение самооценки во время учебы,
·
проблемы
скученности в общежитии, невозможность побыть наедине с собой, своими проблемами,
·
ранние
браки.
Личная жизнь
оказывается на виду у всех, становится
темой для обсуждения. Есть также предположение, что основой студенческих самоубийств
является научное мышление, они как бы ставят эксперимент, который повторить, к сожалению, не удастся. Но с другой стороны, люди с научным
складом ума не будут ставить такой эксперимент, об отрицательном результате которого они заранее знают (это скорее всего социальная незрелость
или авантюризм).
Конечно, если человек твердо решил уйти из жизни,
его никто не остановит, он имеет право распоряжаться ей так, как захочет, и все же эта жизнь дана только раз, другой такой уже не будет.
Суицид—заразительное явление, на него может возникнуть мода, особенно когда из жизни уходят лучшие,
те, кого уважают (смерть вслед за
кумиром, например, рок-певцом и т.д.).
В принципе, если
это не холодный суицид, человека
можно остановить. Дело в том, что самоубийц отличает туннельное видение, они замкнуты на своих
проблемах и не видят других способов их решения. Психолог должен как бы расширить горизонты, показать альтернативные пути решения проблемы,
потому что только смерть бесповоротна, а в жизни можно попробовать проиграть множество вариантов.
Смерть—выход из
игры. К сожалению, у нас принята так называемая «кухонная» терапия, то есть люди
предпочитают изливать душу друг другу, не обращаясь
к специалисту.
В романтической
литературе самоубийство окружено ореолом, который не соответствует действительности.
Живой, страдающий или радующийся человек, счастливый или несчастный, но прекрасный, потому что живой, превращается в холодный, неподвижный,
смердящий труп, который кроме нездорового любопытства, брезгливости, отвращения ничего не вызывает.
Почему-то не
описывают, как у человека, который застрелился, мозги размазываются по стенкам, от головы
остается кровавое месиво, что у повешенного вываливается синий язык, глаза выходят из орбит, что он может сразу не умереть, а будет долго
в судорогах мучиться, что происходит дефекализация организма, поскольку он находится в подвешенном состоянии. Тот, кто решил выпить яд
или снотворное, должен готовиться к долгой и мучительной смерти, поскольку даже цианистый калий вызывает невероятные мучения.
Тема
самодеструктивного поведения, то есть поведения, направленного на физическое
уничтожение своего организма, достаточно серьезна и требует серьезных раздумий
о реальных причинах, толкающих людей на самоубийство.
Я не буду
оперировать статистическими данными по самоубийствам в России не из-за
недоступности такой информации. Просто у нас пока отсутствует отлаженная
процедура сбора подобного рода данных и поэтому нет уверенности в достоверности
имеющихся цифр. Хотя несколько цифр из официальной информации я приведу: с
1965–1996 г. включительно 1,4 млн. человек покончило жизнь самоубийством, около
20% – женщины.
Впрочем,
аналогичные трудности имеются во многих странах мира, и не случайно, что даже в
статистике США, чемпионе по массовым обследованиям, имеются существенные
противоречия в цифрах (например, по одним данным, самоубийства занимают 9-е
место среди причин смертности населения, а по другим - выходят на 5-6-е места).
Прежде всего это связано не с попыткой скрыть эти "неблагополучные"
данные (хотя в некоторых странах такая тенденция также заметна), но со
сложностью квалификации того или иного случая смерти как суицида
(самоубийства).
Ведь суицид
относится к намеренному лишению себя жизни, а при отсутствии предсмертных
записок, предварительных соответствующих высказываний или других явных
доказательств оно легко может быть интерпретировано как несчастный случай.
Поскольку в
общественном сознании суицид часто связывается с чьим-либо "позором"
или "виной", то родственники или ближайшее окружение заинтересовано в
фальсификации реальных фактов.
Поэтому почти все
международные симпозиумы и встречи по проблемам самодеструктивного поведения
начинаются, как правило, с горячих дискуссий по поводу достоверности имеющихся
статистических данных. Тем не менее общая мировая статистика показывает явно
тревожную картину за последние десятилетия.
Во многих
развитых странах уровень самоубийств или повышается, или остается достаточно
высоким. С другой стороны, за последнее время увеличилась доля самоубийств
среди молодежи в возрасте 15-24 лет (в США с 1960 по 1980 г. количество
суицидов среди подростков обоего пола увеличилось в 2 раза).
Специалисты
насчитывают большое количество факторов, имеющих отношение к суицидальным
попыткам. Среди них и изменение солнечной активности, и влияние магнитных полей
Земли, и загрязненность окружающей среды, по некоторым гипотезам, приводящая к
массовому самоубийству даже китов, и накопление определенных морских воздушных
масс, циклонов и антициклонов, способствующих, по мнению венгерских
специалистов увеличению числа самоубийств в Будапеште.
Но нас, конечно,
интересуют прежде всего не условия, действующие на биологическую природу
человека, ведь в конечном счете даже такой мощный фактор, как психическая
болезнь, является непосредственно причиной самоубийства не более чем в 30
процентах случаев, как бы ни старались объявить вначале всех самоубийц
сумасшедшими. Наиболее важными для понимания самоубийства являются социальные,
социально-психологические и психологические причины, разрушающие личность
человека, его "я". Исторически сложившиеся политические,
экономические и культурные условия в обществе, как показывают многочисленные
исследования, в существенной мере влияют на кривую роста самоубийств.
Непосредственные
причины, толкнувшие человека на отказ от жизни, как правило, тесно связаны с
его ближайшим окружением - семьей, родителями, друзьями. И наконец, главным
звеном в решении вопроса "быть или не быть" является сам человек, от
силы его личности зависит, как поведет он себя в кризисном психическом
состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с трудностями приспособления к
сложным жизненным ситуациям, и не сдастся ли он под влиянием длительных
травмирующих психику обстоятельств.
Другой важный
момент, связанный с проблемой самоубийства, - это временная перспектива.
Поиск причин суицида нередко приводит в прошлое человека или общества, в
котором он живет, а неопределенность или безысходность будущего часто явный
признак или причина стремления к самоуничтожению.
"Общество
множит ряды самоубийств" - этот тезис с особой силой зазвучал в XIX веке, когда связь
общественно-исторических сил с личной трагедией индивида стала очевидной для
многих. На самом деле эту связь в большей или меньшей степени можно проследить
во всей истории общественного развития человека. Есть, по крайней мере, два
вида самоубийств, прямым образом связанных с социальными причинами. В первом
случае общество в определенных ситуациях как бы требует от своих членов
самопожертвования, и эти социальные ожидания заложены в общественных нормах,
правилах поведения и неписаных кодексах чести. Все это находит свое отражение и
в системе воспитания, и в многочисленных произведениях искусства.
Добровольное
принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов в древности
существовало практически у всех народов. В голодные годы старики и дети ради
сохранения жизни рода лишали жизни себя; нередко жертвы приносились ради
прекращения войн, эпидемий, стихийных бедствий.
Определенную долю
общественно регламентированных самоубийств составляли добровольные уходы из
жизни после смерти "повелителя" - жены и слуги правителей и других
высокопоставленных лиц обязаны были разделить участь господина и отправиться
следом в загробный мир.
Самоубийства вдов
во многих странах являлись свидетельством подлинной любви к мужу и
доказательством их верности. Решительность и бесстрашие многих из них поражает
воображение - Порция, жена небезызвестного в римской истории Брута, узнав о
смерти мужа, не замедлила проглотить горсть горящих углей. В Индии обычай сати
- самосожжение вдовы вместе с телом мужа вплоть до XIX века являлся не просто образцом для
подражания, но и обязательным ритуалом.
Самоубийство в
истории общества было также одним из способов выражения гнева, протеста против
оскорбления, средством восстановления своей чести. До сих пор в некоторых
африканских племенах сохранилась такая странная, на наш взгляд, форма защиты
своего достоинства: человек, которому нанесено оскорбление, должен по обычаю
племени взобраться на высокое дерево и, публично излив свой гнев на обидчика,
броситься вниз головой.
В Японии, где
власть иерархического подчинения была доведена до предела, во многих случаях
самоубийство было единственной возможностью выражения протеста людей, стоявших
на низших ступенях иерархической лестницы.
Одним из
сильнейших социальных факторов, определяющих уровень самоубийств и
непосредственно связывающих прошлое и настоящее в жизни общества, является
религия. Недаром в конце прошлого века В.Джеймс в своем знаменитом эссе
"Стоит ли жизнь того, чтобы жить?" пришел к выводу, что одной из
основ в борьбе за жизнь в истории общества являлась религиозная кара. Ислам
строго осуждал самовольное лишение себя жизни, и до сих пор это явление
практически не встречается в странах, исповедующих мусульманскую религию. В
иудаизме также подчеркивалось ценность жизни для бога, и потому ради сохранения
жизни правоверным евреям разрешалось преступать все религиозные законы, за
исключением отказа от бога, убийства и кровосмешения.
Христианство
после волны самоубийств первых христиан-мучеников, стремящихся таким образом
как можно быстрее предстать перед лицом всевышнего, также довольно скоро
наложило запрет на добровольный уход из жизни. И хотя слова Экклезиаста "и
возненавидел я жизнь, ибо все суета и томление духа" могут посоперничать
по пессимизму с книгой Иова ("человек рождается на страдания"), тем
не менее попытки избежать страданий, ниспосланных богом, объявлялись
теоретиками христианства, в частности св. Августином, не просто слабостью, но и
грехом (так как нарушается заповедь "не убий"), который лишает
самоубийцу прощения и спасения в другой жизни. Самоубийцам отказывалось в
христианском погребении, они карались позорным захоронением на перекрестках
дорог, вне кладбища, а в правовом плане - семья самоубийцы лишалась законного
наследства. Люди же, совершившие неудачную попытку суицида, подвергались
заключению и каторжным работам как за убийство.
Поэтому одной из
главных причин самого низкого уровня самоубийств в настоящее время в Италии,
Испании и ряде латиноамериканских стран является огромное влияние в этих
странах католицизма, сурово преследующего попытки лишения себя жизни.
Религиозный фактор является одной из причин небольшого количества самоубийств и
в Польше (с 1970 по 1986 годы зарегистрировано в среднем не более 12 человек на
100000).
Такие восточные
религии, как брахманизм и буддизм, следующие доктрине: все, что привязывает
человека к жизни, есть причина страдания, спокойно относятся к отречению от
плоти. И самосожжение буддистских монахов как акт протеста против войн и других
варварств современной цивилизации вполне укладывается в рамки религиозных норм.
Впрочем, массовые религиозные самоубийства предпринимались и в России,
например, при многих государственных нововведениях и реформах; примером тому -
многочисленные самоубийства как протест против политики, проводимой Петром I.
Современными
исследователями установлено, что в целом в государствах, где влияние религии
слабее и религиозные нормы, в частности, связанные с самоубийством, мягче,
процент суицидальных действий выше.
Другим видом
самоубийств, непосредственно связанным с социальными причинами, является тот
случай, когда общественное положение какой-либо группы людей или конкретного
индивида по независимым от них причинам настолько тяжело и невыносимо, что
суицид становится одним из реальных путей избавления от страданий.
"Нужда и
безработица", "бесплодность и беспросветность борьбы за
существование" - эти слова стали штампами и уже давно связываются с
причинами примерно 30 процентов самоубийств. В целом экономическая жизнь общества
сильно отражается на кривой суицидов: спады в мировой экономике в 1908, 1923,
1929-1933, 1937 годах четко трансформировались в пики на этой кривой, а во
времена "великой депрессии" в США уровень самоубийств вырос в 2 раза.
Другие социальные
причины более опосредованно влияют на добровольный уход из жизни - есть данные,
что в технически высокоразвитых странах вероятность самоубийств резко
возрастает. Люди расплачиваются жизнью и за урбанизацию - данные по России о
том, что в городе в 3 раза выше процент самоубийств, приводит еще в начале века
известный юрист и публицист А.Ф.Кони. В мировой статистике выявлены аналогичные
тенденции, например, в Польше 1970-1986 годах отмечено в среднем в 2 раза
больше самоубийств в городах, чем в сельской местности.
В целом
научно-технический прогресс, увеличивающий разделение труда и дифференциацию
различных слоев общества, способствует развитию процесса отчуждения у человека
и зачастую вызывает ощущение "винтика" в огромной машине цивилизации,
не обладающего ценностью собственной жизни.
Довольно широко
распространено мнение, что во время войн и революций кривая самоубийств ползет
вниз. С одной стороны цифры свидетельствуют об этом. С другой стороны,
реального количества добровольно стремящихся уйти из жизни в такие периоды
истории не может подсчитать ни один статистик - ведь никто не считает
самоубийцей человека, подставившего себя под пули на поле боя. И не случайно
одним из распространенных видов самоубийств среди русских офицеров являлась
отправка на Кавказ "в поисках пули горцев".
В определение
самоубийства, даваемого современными специалистами, входит не только намеренное
лишение себя жизни, но и отказ от реальных возможностей избежать смерти в
критической ситуации. А в таких ситуациях в военное время явно нет недостатка,
кроме того смерть в эти периоды истории является настолько обычным явлением,
что преднамеренность некоторых случаев не является предметом изучения. Поэтому
хотя во время войны и наблюдается действие механизма переноса накопленной
агрессии против своего "я" на других людей, принадлежащих к
"лагерю врагов", исследователи затрудняются однозначно ответить на
вопрос о влиянии войн на суициды.
Среди
общественных условий, влияющих на самоубийства, особую роль играют некоторые
культурные явления. Например, появление "Вертера" Гете в 1774 году, в
котором описаны жизнь и смерть от несчастной любви юного Вертера, породило
целую эпидемию самоубийств. И сегодня средства массовой информации умножают
этот эффект заражения вирусом самоубийства, основанный на подражании кумирам.
За добровольной
смертью 1970 году писателя Юкиа Масима, соискателя Нобелевской премии по
литературе, последовала целая серия уходов из жизни японцев самого разного
возраста.
Одна из главных
тенденций, которые важны для нас, это связь самоубийств с
общественно-политической обстановкой в стране, и здесь четко прослеживается
закономерность уменьшения суицидов при общественном подъеме, при оживлении в
политике, экономике и культурной жизни общества и увеличения суицидов при
общественных спадах.
Потеря надежд
после общественного подъема, как правило, усугубляет кризис общественного
сознания, угнетающе действует на членов общества и способствует добровольному
отказу от жизни наиболее слабых его членов.
Особенно сильно
это проявляется в обществе, переживающем упадок и не имеющем перспектив для
развития. Общество без будущего представляет неистощимый источник для
самоубийц; не случайно такое распространение получил суицид в период развала
Римской империи, да и развитие суицидальных мотивов в учении стоиков и
эпикурейцев, и возникновение Александрийского общества добровольного ухода из
жизни совпало с сильными общественными кризисами.
Вернемся в
настоящее время - может быть, сказанное ранее поможет хотя бы немного осмыслить
тенденции к суицидальному поведению современной молодежи и более старшего
поколения.
Старшее
поколение, как известно, самая главная группа суицидального риска: во всем мире
возрастная кривая роста самоубийств, за исключением лишь некоторых стран,
например, Японии, медленно нарастает у слабого пола и резко взмывает вверх к
концу жизни у мужчин. Это и понятно: болезни и одиночество, упадок жизненных
сил и отсутствие радужных надежд на лучшее состояние тела и духа не у всех
вызывают бодрые эмоции "социально активной старости".
Даже несмотря на
негативные установки церкви, старикам иногда предоставлялось право решать,
сражаться ли с нарастающей лавиной хворей и недугов или уйти с достоинством еще
стоящего на своих ногах.
Но с другой
стороны, люди, которые смогли полностью сказать "да" старости и
принять ее со всеми горестями и радостями - действительно ощущают эту последнюю
пору жизни как приятное завершение бурных дней молодости и черпают новые
неизвестные ранее удовольствия в "сокровищнице картин своего
прошлого".
Поколение
среднего возраста – может быть, его "ощущения" более однозначны в
плане изменения отношения к самоубийству?
Действительно,
шлагбаумы перестройки открыли много новых скоростных дорог, по ним мчаться бы
людям средних лет, которых, с одной стороны, уже можно назвать
профессиональными водителями, а с другой - у которых имеются еще почти полные
баки горючего из энтузиазма, энергии и жизненных сил.
Конечно, многие
из "среднего" поколения получили, наконец, сегодня возможность
реализовать свои идеи, замысли и творческий потенциал или просто возможность
работать хорошо. Однако ни для кого не секрет, что работа некоторых, а может
(не будем излишне скромными) и большинства, еще совсем далека не то чтобы даже
от идеала, но и просто от элементарной нормы. Иногда это идет от недостатков
общей организации труда, а иногда и от субъективных причин, относящихся к
конкретному специалисту: или это очень слабая профессиональная подготовка, или
нежелание и неумение реально изменять стиль и методы своей работы, или неумение
координировать свою деятельность с другими людьми и целый ряд прочих причин.
Какими бы
"психологическими защитами" ни прикрывали они свое нежелание или
невозможность изменяться, а может быть, и несоответствие своих
психофизиологических особенностей избранному виду деятельности, они обязательно
получат достаточно большую порцию стресса в широком ассортименте
психологических факторов: неуверенность в своем профессиональном и социальном
будущем, чувство вины за несоответствие требованиям и плохую работу, тревога за
свое место и уровень заработной платы, негативные эмоции от конфликтов с
руководством и коллегами и др.
С другой стороны,
люди, "переключившие скорости" своей профессиональной и общественной
жизни, также получают дополнительные стрессовые нагрузки, во-первых,
естественно, из-за большей напряженности труда в связи с более быстрым
"темпом", а во вторых, из-за тех или иных барьеров, возникающих при
этом на их пути.
Одним из новых
источников получения стрессового заряда сегодня является недавно начавший
широко проявляться механизм социально-экономического развития - конкуренция.
Боязнь неуспеха, отставания, проигрыша, тревога из-за неуверенности в своих
возможностях, страх стать жертвой конкурентов и прочий букет беспокойств - еще
до недавнего времени считалось, что монополией на обладание этими
психологическими явлениями в широком социальном контексте обладает
исключительно капиталистическое общество.
Еще одним
потенциально возможным стрессогенным фактором для лиц среднего возраста
являются интенсивные изменения, происходящие во всех сферах современного
общества и порой требующие от человека коренного изменения мышления и
поведения.
Большинство же
людей среднего возраста являются зрелыми людьми, уже состоявшимися в
профессиональном, семейном и других планах, имеющими свое довольно устойчивое
мировоззрение, установки, взгляды на различные стороны жизни, свои стереотипы
мышления и поведения, то есть весь багаж опыта, накапливающийся с возрастом и
порой являющийся таким уневерсально-всеобьемлющим, что не позволяет некоторым
людям вообще воспринимать что-либо новое.
Возможности
воспринимать новое и соответственно изменять свое поведение у представителей
среднего поколения, формирование личности которых происходило в условиях менее
динамичного общества, чем сегодня, к сожалению, нельзя назвать очень большими.
С другой стороны,
новые условия общественной жизни порождают неизмеримо большее количество
альтернатив, как при выборе стратегических программ поведения человека, таких,
например, как выбор профессиональной деятельности или формы и места получения
образования, так и в повседневном поведении в быту, например, при покупке
газеты или журнала. Более авторитарное общество с его строгими правилами
поведения во всех жизненных проявлениях не оставляет в большинстве случаев
возможности выбора, ограничивая свободу индивида и свободу его личности, более
демократическое - представляет гораздо большие возможности для индивидуального
развития, но заставляет "мучиться" индивида свободой выбора и
неопределенностью. В истории известны случаи повышения числа самоубийств в
результате демократизации общества (например, в республиканской Испании).
На первый взгляд,
может быть звучит, это звучит антигуманистично, но отказ от жизни в пожилом или
даже в зрелом возрасте все же является иногда более естественным и причинно
обусловленным, чем самовольное прерывание жизни именно в то время, когда она
собственно и должна в полной мере начинаться, и ответственность за это несут
все члены общества в гораздо большей степени.
Каковы основные
факторы, способствующие попыткам суицида у молодежи, и насколько существенны
они сегодня в нашем обществе? На первом месте из проблем, характерных для подростков
с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями (примерно
в 70 процентах случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на
втором месте - трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы
взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
Отношения
родителей с детьми зачастую не строятся на том фундаменте открытых, полностью
искренних эмоционально-теплых отношений, которые являются надежной защитой от
многих, иногда суровых испытаний, с которыми встречается подрастающее
поколение. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых рассматриваются
психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь
внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и
старшим поколениями. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи в
целом - ведь около половины подростков, совершивших попытки самоубийств,
выросли в семьях в которых один из родителей или умер, или покинул семью.
Распад семьи,
впрочем, является мощным фактором, связанным с самоубийствами, и у взрослых.
Среди одиноких, холостых и особенно разведенных гораздо чаще встречаются
добровольные уходы из жизни. В большей степени незащищенными в этом плане
являются мужчины.
Интересно, что
молодых (в возрасте 15-19 лет), наоборот, ранние браки не спасают от уменьшения
риска суицида - по данным американских
авторов, среди женатых юношей в 1.5, а среди замужних девушек в 1.7 раз процент
самоубийств выше, чем у их несемейных сверстников. Это связано прежде всего с
тем, что "молодые" браки чаще всего являются попыткой, и не всегда
удачной, решить какие-то другие, не относящиеся к браку проблемы, например,
избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей.
Школьные проблемы
обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями и
администрацией школы, реже с взаимоотношениями в классе. В наших школах, в
отличие, например, от японских, где перед каждой экзаменационной сессией
происходят десятки самоубийств школьников, эти проблемы обычно не являются
непосредственной причиной самоубийств, но приводят к понижению общей самооценки
учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению
сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей
обстановки.
Одним из основных
психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно
противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что
возникает, обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями,
из-за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто
бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и
эмоционально необходимыми (по типу "я не могу жить без тебя"), что
любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, уход к другому
воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При
этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят
"ситуативные самоубийства" - импульсивные, неподготовленные и
собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.
Среди мотивов,
объясняющих попытки самоубийства, сами подростки и эксперты-психологи указывают
на различные способы таким образом оказать влияние на других людей: "дать
понять человеку, в каком ты отчаянии" - около 40 процентов случаев,
"заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался" -
около 30 процентов случаев, "показать, как ты любишь другого" и
"выяснить, любит ли тебя действительно другой" - 25 процентов,
"повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение" - 25 процентов,
и наконец в 18 процентов случаев "призыв, чтобы пришла помощь от
другого" (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы суицида
несколько).
Несмотря на
возрастающее сегодня общественное внимание к проблемам семьи, детско-родительским
отношениям и просто к проблемам общения и взаимоотношений, современная ситуация
в этом плане еще во многом далека от идеала. Профессиональные и другие проблемы
родителей, отсутствие достаточного времени в силу различных
социально-экономических причин зачастую приводят к формальному воспитанию детей
или перекладыванию этой функции на школу или вообще неизвестно на кого.
Кроме того, в
современных условиях увеличивается разрыв между различными возрастными и
социальными группами (усиливается процесс "дифференциации") - это
происходит из-за быстрого изменения культурных норм и эталонов поведения в
различных общественных слоях, усиления влияния моды и ряда других причин.
Все это приводит
к тому, что проблема "отцов и детей" может быть, как никогда, остро
стоит именно сегодня и от ее решения зависит успех диалога между подростками и
взрослыми и ценность реальной помощи молодым. Пока что попытки взрослых
наладить контакт с молодежью зачастую сводятся к метаниям между анархистскими
лозунгами "полную свободу молодежи" и стародавними призывами
"надо уважать и слушаться старших".
С другой стороны,
будем оптимистами, ведь молодые являются поколением, которое находится в
наилучшем положении в современной ситуации, так как имеет гораздо больше других
потенциальных возможностей использовать преимущества, связанные с тенденциями
перестройки общества.
В молодости
человеку свойственно относиться к жизни безответственно и легкомысленно, потому что кажется, что ее
еще очень много впереди. По-настоящему
жизнь начинают ценить только пожилые люди, инвалиды или смертельно больные,
несмотря на все страдания, которые им приносит каждый день . Человеку для счастья нужно очень
немного, нужно уметь наслаждаться
каждым мгновением, а в могиле всегда успеешь оказаться.
Здесь, на земле, есть солнце, тепло, музыка,
цветы, жизнь, любовь, а там—холод,
черви, тьма.
Так зачем же сознательно приближать это
мгновение?
Жить - страшно,
трудно и невыносимо. Не потому, что денег нет и никогда уже не будет. Не
потому, что оказался в чудовищном котловане эксперимента, задуманного не тобой.
Не потому, что не умеешь, не можешь впрыгнуть (впрочем, это в самом деле
невозможно) в дарованную свободу.
Трудно, страшно и невыносимо, ибо не
знаешь, зачем живешь. Ради детей? Ради страны? Человечества? А нужен ли ты им?
И все-таки жить надо. Жить, чтобы жить. Жажда стабильности совершенно
естественна. Перемены всегда пугают. Но храм истины не построить на болоте. Его
возводят всегда на возвышенности.
1. Лазарев С.Н. Диагностика
кармы.–СПб: Кн.изд «Любовь», 1999.
2. Философия Достоевского в
систематическом изложении –М: Республика, 1996.
3. Бурханов Рафаэль Айратович
Трансцендентальная антропология И. Канта и Ф.В. Шеллинга – Екатеринбург, Изд-во
Уральского государственного университета.
4. Плотников Н. Сомоубийства в
России // СОЦИС – 1999 №5 с.82-83
5. Римашевская Н.М. «Русский
крест» (О чистенности населения) // Природа – 1999. – №6 – С.3-10.
6. Акопян К.З. Самоубийство:
проблемы мотивации // психологический журнал, 1996 №2. С. 16-23.
7. Бердяев Н. О самоубийстве.
М.: Изд-во МГУ, 1992.
8. Фромм Э. Бегство от
реальности // Тайны порока. Харьков: ИКФ «Гриф», 1995. С 146-204.
|
|
|
|
|