РУБРИКИ |
Психология в Интернете, и какая от нее польза психологу |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психология в Интернете, и какая от нее польза психологуПсихология в Интернете, и какая от нее польза психологуАСТРАХАНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ Р Е Ф Е Р А Т ПСИХОЛОГИЯ В ИНТЕРНЕТЕ, И КАКАЯ ОТ НЕЕ ПОЛЬЗА ПСИХОЛГУ ВЫПОЛНИЛА: КОЛОДИНА А.Р, ПРОГРАММИСТ АОСРЦ АСТРАХАНЬ - 1999 Данная работа является анализом специализированных веб-сайтов с точки зрения использования полученной информации в работе АОСРЦ, в частности психологической службой. Программа “Университетские Центры Интернет” реализуется с марта 1996
года Институтом “Открытое общество” (Фонд Сороса) совместно с Экспертно-консультативный Совет Исполнительный директор программного направления "Интернет"- Семен Главные цели программы:
n предоставить свободный и открытый доступ к российским и глобальным информационным ресурсам и сервисам всемирной сети Интернет пользователям из организаций культуры, образования, здравоохранения, негосударственных организаций;
n служить инфраструктурной основой для выполнения проектов Института Программа Интернет представляет собой три взаимосвязанных блока проектов. Университетские центры Интернет - в 33 региональных классических университетах. Некоммерческие городские сетевые проекты - в Москве, Новосибирске, Основной целью сети Интернет является создание информационных ресурсов и гипертекстовых серверов. Программа началась в 1992 году, когда ряд крупнейших научных
институтов в Москве получил бесплатный канал связи Москва - Вашингтон. С
середины 1994 года осуществляются три крупных проекта в рамках программы: в С 1 мая 1998 года был запущен проект психологической сети русского Так с 29 апреля 1999 года началась подготовка Всероссийской научной конференции"Научный Сервис в сети Интернет". А с 20 по 26 сентября 1999 года Московский Государственный Университет
им. М.В. Ломоносова, Ростовский Государственный Университет, Институт
вычислительной математики РАН при поддержке Российского Фонда Конференция посвящалась основным направлениям и тенденциям использования Интернет-технологий и сети Интернет в современных научных исследованиях и образовании. Темы для обсуждения охватили следующие направления: n Научные исследования и Интернет; n Русскоязычные научные ресурсы в Интернете; n Интернет-проекты в науке; n Модели и методы построения поисковых систем и систем навигации в Интернете; n Технологии и опыт построения информационных систем, баз данных, документации и результатов эксперимента на основе Интернет-технологий; n Распределенные вычисления и Интернет; n Опыт организации компьютерных парков, кампусов и центров открытого доступа в Интернет в ВУЗах; n Технологии и опыт построения региональных образовательных и научных сетей и ресурсов, создание информационных и вычислительных серверов коллективного пользования в локальных и региональных сетях; n Дистанционное обучение, Internet-технологии в учебном процессе ВУЗа; n Виртуальные музеи; n Электронные издания и библиотеки на базе Internet-технологий; n Удаленный доступ к экспериментальным комплексам для образования и научных исследований. Наиболее интересными и перспективными в русском Интернете, как
показала Всероссийская научная конференция "Научный сервис в сети “Книжная полка научно-психологической литературы Дмитрия Сатина” – пример как раз такого случая. Это психологический сайт, стоящий особняком от всех других по своему замыслу. “КПДС” – библиотека по самой широкой психологической тематике, и в отличие от других контент-проектов, документы, которые в ней содержаться, интересны не только узким специалистам, но буквально всем. “КПДС” – участник проекта “Новости электронных библиотек русского Интернета” и безусловный лидер по популярности среди российских психологических сайтов. Другой пример – сайт PsyberLink Научно-учебного центра психологии НГУ, созданный в 1998 году, проводящий линию сотрудничества в создании коллективной виртуальной среды научного общения. Данный сайт интересен прежде всего своими постоянно обновляющимися рубриками “Новости” (разные события в профессиональной психологической среде, объявления о грантах и зарубежные новости), “Журналы” (содержание и резюме ведущих российских психологических журналов), “Рукопись” (переводы иностранных текстов и авторские статьи по психологии) и “Конференции”. Правомерно задать вопрос: чем научная дискуссия на данном сайте будет отличаться от традиционных способов общения? Сейчас в научном сообществе сложилась интересная, но не очень удобная ситуация: круг людей, занимающихся научными разработками, становится замкнутым и самодостаточным. Созидательная энергия перенаправляется на поддержание статусного уровня, вследствие чего структура общения оказывается еще более закрытой. Формируется “своя для своих” наука, в результате чего накопленные знания при всей своей необходимости оказываются труднодоступными. Кроме сложившихся способов получения информации через живое общение, существуют технологические возможности ее поиска, реализованные в библиотечных каталогах и поисковых машинах в Интернете. В отличие от передачи знаний в закрытой академической среде, этот способ получения информации, наоборот, максимально открыт. Поисковая машина в ответ на запрос выкидывает 5 тысяч ссылок обо всем на свете, в то время как нужны один-два источника, но по конкретной теме. Информация, становясь предельно открытой, теряет смысл и обесценивается. Обезличенность информации приводит к тому, что пропадают критерии различения истины и лжи, основного и второстепенного. Таким образом, технологический способ поиска дает принципиальную открытость и доступность информации для каждого, а традиционный - осмысленность результатов этого поиска благодаря тому, что информация предоставляется человеком. Наша цель - создание такого ресурса, который совмещал бы в себе достоинства обоих способов. Эта попытка объединить разрозненные неформальные сети обмена знаниями - это своеобразный эксперимент, успех которого зависит от того, будет ли простроена новая коммуникативная структура на основе уже имеющихся. Чем отличается этот проект от уже существующих психологических ресурсов Интернета? На мой взгляд, его достоинство и в некотором роде уникальность состоит
в изначальной интерактивности. Основное внимание будет уделяться не столько
публикации материалов самих по себе, сколько предоставлению возможности для
дальнейшего поиска информации в определенной области психологии. На данном сайте собрана практически вся информация о людях, которые занимаются исследованиями в той или иной области психологии, есть возможность кооперации на всех уровнях, и заметно упрощение решения ряда профессиональных проблем - нахождения через Интернет статей или методик, и прочих вспомогательных документов. В идеале с помощью “PSyberLink”: n Абитуриенты смогут получить полную информацию о факультете, направлениях специализации, кафедрах и их сферах деятельности, об условиях поступления и необходимом для этого запасе знаний; n Студенты - найти учебно-методические разработки, списки литературы по теме курсовой, дипломной работе - или любой другой интересующей его теме; а студенты младших курсов, еще и способы приложения своей неуемной энергии профессиональной самореализации к конкретным исследовательским проектам; n Выпускники - возможность завязать профессиональные контакты, а кроме того, возможность получить рабочие руки для своего исследовательского проекта в лице студентов младших курсов Что здесь может заинтересовать преподавателей? Их участие в данном проекте могло быть виртуальным аналогом реальной преподавательской деятельности. Возможно, у них найдутся идеи, которыми они были бы рады поделиться, или труднодоступные редкие материалы, которые давать в руки страшно - затеряются. Исследователи будут иметь удобную возможность валидизации опросника и проведения опроса через Интернет. При исследовании сайтов с психологической направленностью обращает на
себя созданная три года назад в лаборатории психофизиологии и профотбора Консул интересен тем, что занимается разработкой компьютерных версий классических и современных психологических методик. Пользователи данных программ - профессиональные психологи, занимающиеся индивидуальной деятельностью, психологи и ответственные лица на предприятиях, работа которых связана с отбором людей на предмет пригодности к выполнению различного рода задач. Созданные творческой группой программы по эффективности и достоверности получаемой информации оставляют позади многие известные профессиональные психологические программы. Даже не будучи психологом, можно использовать некоторые для определения собственного психологического состояния. Творческая группа КОНСУЛ с 1995 года разрабатывает программное обеспечение для автоматизации деятельности психологов. На сегодняшний день создано около 40 компьютерных версий психологических методик. Среди них проективные и вербальные (психодиагностика), психофизиологические, тесты на интеллект, тесты на профпригодность (работников транспорта). Созданные ею программные продукты по эффективности и достоверности
получаемой информации об испытуемом оставляют позади многие известные
профессиональные психологические программы. Все программы разработаны в В конце 1998 года была выпущена программа КОНСУЛ-ИНТЕГРАТОР, которая включает в себя комплекс компьютерных психодиагностических методик, созданных ранее самим же КОНСУЛОМ. Теперь многие программы серии КОНСУЛ интегрированы в одну оболочку и работают с единой базой данных испытуемых. Особенностью Интегратора является способность интерпретировать не только результаты различных методик по отдельности, но и генерировать интегральную интерпретацию по результатам методик Люшера и Сонди. В настоящее время КОНСУЛ работает над версией программы КОНСУЛ- В разделе Тестирование On-line доступны некоторые методики для
ознакомления. Интерпретация результатов тестирования On-line генерируется
программными модулями, входящими в состав коммерческих версий программ Программы серии КОНСУЛ Метод портретных выборов Л.Сонди (КОНСУЛ 1.3) Диагностика семейных отношений (КОНСУЛ 2.1) Психологическое сопровождение учебного процесса (КОНСУЛ 7.1) Определение особенностей межличностных отношений (КОНСУЛ 8.0) ЛИДЕР: Определение управленческих и личностных качеств (КОНСУЛ 6.0) MMPI/MMIL: Методика многостороннего исследования личности (КОНСУЛ 4.1) 16-ти факторный тест Кеттела Демонстрационные версии и исправления к программам В виде приложения я предлагаю анализ компьютерных программ для психологов, разработанных творческой группой КОНСУЛ. ПРИЛОЖЕНИЕ
Программа предназначена для диагностики внутрисемейных отношений, в основном между родителями и детьми. Состоит она из трех методик: АСВ - анализ семейного воспитания, ADOR - подростки о родителях и Гиссенский тест. Принцип использования и интерпретации результатов следующий: Рекомендуется для получения полного представления о внутрисемейных
взаимоотношениях исследовать родителей (или единственного родителя) по
методике АСВ и Гиссенскому тесту, а детей (ребенка) по методике ADOR и Согласно основному положению данной программы родитель в силу своих личностных свойств, выявляемых с помощью Гиссенского теста оказывает на подростка влияние согласно стилю воспитания выявляемым АСВ. Подросток в свою очередь отвечает на данный стиль воспитания реакций выявляемой методикой ADOR и формирует личностные свойства, которые оцениваются при помощи Гиссенского теста. Область применения :
Программа КОНСУЛ 7.1 является комплексом психологических методик,
объединяющим в себя такие известные тесты как Тест Люшера, 12PF, Тест Дембо- Изначально программа создавалась для автоматизации работы школьного психолога. Однако широкий спектр представленных в ней психологических методик вызвал большой интерес у учреждений, не связанных со школой. Каждая методика, представленная в программе является независимым программным модулем. Это позволяет подбирать для каждого пользователя программы свой набор тестов. Однако наиболее полно все методики удовлетворяют нужды школы. Программа реализована как пакет методик отвечающих классической модели психологического сопровождения деятельности, состоящих из трех основных блоков: интеллектуального, физиологического и нервно-психической устойчивости. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ блок состоит из методик: "Выделение закономерностей","Тест умственных способностей", CF-2 (культурно-свободный тест Кеттелла, формы А и В), прогрессивные матрицы Равена (60 заданий). ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ блок состоит из методик оценивающих: n кратковременную и долговременную память; n скорость реакции; n внимание; n силу и подвижность нервных процессов; n уровень утомляемости. В блок НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ устойчивости входят методики:
цветовой тест Люшера (авторский каталог, расчет коэффициента отклонения от
аутогенной нормы, вегетативного коэффициента, эмоционального диапазона,
коэффициентов отклонения эмоционального диапазона, возможность варьировать
число выборов от одного до пяти) опросник "Прогноз", методика Спилбергера- В интерпретации методик входящих в блок нервно-психической устойчивости использовался диадный алгоритм интерпретации, что сводит к минимуму противоречивость получаемой интерпретации. Для школьного варианта программы используются методики определения Карта интересов Полученные результаты тестирования накапливаются в базе данных по каждому испытуемому. В программе предусмотрена возможность статистической обработки данных. Минимальные требования к компьютерному обеспечению: IBM PC/XT, MS-DOS
Программа предназначена для определения особенностей и стиля
межличностного взаимодействия членов социальной группы. Необходимо отметить, что при использовании в исследованииях семьи методик речь идет не вообще о совместимости, а о совместимости на уровне тех качеств, которые определяют эти методики. Любые критерии совместимости дают возможность выделить лишь крайние варианты плохо и хорошо совместимых людей. Теория межличностных отношений разрабатывалась Вильямом Шутцем в период с 1955 по 1966 годы. Она является совокупностью гипотез, стремящихся объяснить межличностное поведение. Основной ее мыслью является та, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение. В теории делается попытка объяснить межличностное поведение индивида на основе трех потребностей - ВКЛЮЧЕНИЯ, КОНТРОЛЯ, АФФЕКТА. Эти потребности развиваются в детстве во взаимодействии со взрослыми, прежде всего с родителями. Если эти потребности не были удовлетворены в период детства, индивид чувствует себя некомпетентным, незначительным и недостойным уважения. Для преодоления этих чувств он вырабатывает у себя защитные механизмы, которые проявляются как характерные способы поведения, наблюдаемые при межличностном контакте. Характерные способы поведения двух или более индивидов в межличностном взаимодействии могут быть совместимыми, либо нет. Шутц определяет межличностную совместимость как такие отношения между двумя или более индивидами, при которых достигается та или иная степень взаимного удовлетворения межличностных потребностей. Исходя из вышеуказанных предпосылок диагностический пакет состоит из методик предназначенных для диагностики социально-психологической совместимости группы которая достигается за счет модифицированной модели отношений Богартуса и субъективно-переживаемой модели совместимости, основанной на теории В. Шутца - опросника FIRO. Область применения: Для работы программы необходимы IBM PC/XT или выше; EGA, VGA или
Программа представляет собой пакет методик предназначенных для оценки управленческих и личностных качеств, как поступающих на работу, так и любого другого обследуемого. Область применения: Диагностический пакет состоит из следующих методик: Биографический опросник призван дать информацию не только о биографических данных обследуемого, но и о его пристратиях, запросах, материальном статусе, вкусах, привычках. Опросник Томаса исследует устойчивость обследуемого к стрессовым состояниям и определяет его степень надежности. Опросник Лири определяет особенности межличностных отношений
обследуемого, декларируемые и истинные цели и мотивы деятельности. Опросник Кейрси относится к типологическим и также разделяется на два блока - информация для испытуемого - обратная связь и служебная информация с описанием предполагаемых уязвимых мест психики обследуемого. Опросник "Менеджер" предназначен для оценки управленческих качеств
обследуемого, определения его слабых и сильных сторон. В разработке интерпретационной схемы были использованы диадный и триадный алгоритмы, что позволяет свести к минимуму разноречивость получаемой информации. Вход в программу, работа с базой данных и доступ к служебной
информации защищены паролями, который сообщается только в момент передачи
программы заказчику. Программа совместима со всеми программами серии Имеется возможность работы в локальной вычислительной сети, что
позволяет одновременно тестировать группу испытуемых на рабочих станциях и
накапливать результаты в базе данных - сервере ЛВС. Для работы программы
необходимы IBM PC/AT; VGA; MS-DOS 5.0 или выше; 4Мб на жестком диске; 580К
Область применения : Среди опросников, предназначенных для исследования личности, наибольшую известность и распространенность приобрел Минесотский многоаспектный личностный опросник, обычно обозначаемый аббревиатурой MMPI, образованной первыми буквами полного наименования - Minnesota Multiphasiic Personality Inventory. Этот тест был предложен Hathaway и Предлагаемая программа интерпретирует профиль интегрально, т.е.
рассматривает взаимосвязь шкал профиля. Кроме этого программа выдает по
запросу дополнительные данные, среди них : В разработке интерпретационной схемы были использованы диадный и триадный алгоритмы, что позволяет свести к минимуму разноречивость получаемой информации. Выходное заключение оформлено в виде классического заключения. Вход в программу, работа с базой данных защищены паролями. Имеется возможность работы в локальной вычислительной сети, что позволяет одновременно тестировать группу испытуемых на рабочих станциях и накапливать результаты в базе данных - сервере ЛВС. Для работы программы необходимы IBM PC/AT; VGA; MS-DOS 5.0 или выше; Помимо всего КОНСУЛ представляет новые программы, проходящие первичную апробацию.
Одной из самых мощных проективных методик является широко используемый
за рубежом Тест чернильных пятен Роршаха. В мире существует несколько
компьютерных версий этого теста. Однако, данные, которыми располагает Создаваемая программа включает в себя следующие возможности: В самое ближайшее время КОНСУЛ выпустит программу Тест Жиля на основе детского фильма-теста Рене Жиля. Она предназначена для диагностики и коррекции внутрисемейных и межличностных отношений детей школьного и дошкольного возраста. Позволяет выявить область конфликта и зоны напряжения внутрисемейных отношений и социальных контактов, а также определить выбор направления и метода коррекции в работе с детьми и их родителями. Программа состоит из 42 рисунков и тестовых заданий, учитывающих все жизненно важные сферы отношений ребенка. Рисунки изображают ситуации семейных и социальных отношений ребенка. В начале работы с тестом ребенок выбирает из представленных ему лиц членов своей семьи. В дальнейшем на рисунках отображаются выбранные персоны, что приближает эти рисунки к реальности и у создает атмосферу непринужденной игры. Область применения : Минимальные требования к компьютерному обеспечению: IBM PC/XT, MS-DOS
Интернет" конференции: http://guru.srcc.msu.su/conf99/frameset.html;
|
|
© 2010 |
|