РУБРИКИ |
Психолого-педагогическая подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности (БЖД) |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психолого-педагогическая подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности (БЖД)Моделирование успешно, если используются во взаимосвязи и в необходимых пропорциях оба пути. Знакомя обучающихся с сильно воздействующими на психику факторами, следует иметь в виду, что трудности закаляют одних, но могут надломить других. Бездумное запугивание трудностями способно подтолкнуть некоторых молодых людей, особенно женщин, к выводу об ошибочности выбора профессии, желанию уйти из образовательного учреждения, перейти на другую работу. Необходимо строгое соблюдение принципа последовательности, постепенное наращивание трудностей [6]. Моделирование реальных условий требует специальной учебной базы, учебного полигона с макетами сооружений в натуральную величину, площадки для эмоционально-волевых упражнений (с сооружениями, выполнение учебных заданий на которых вызывает у обучающихся волнение, тревогу, страх, опасения и одновременно необходимость проявления воли, умения овладеть собой. Это — гимнастический городок, вертикально и горизонтально натянутые канаты, шесты, лестницы, ямы для перепрыгивания и перехода по доске, качающиеся мостки). Полоса препятствий с комплексом небольших по размеру конструкций, позволяющих моделировать элементы экстремальных ситуаций; учебные комнаты, оборудованные под магазин, холл банка и др.), наборы видеофильмов, слайдов, фотоальбомов, звукозаписей, средства имитации. При подготовке, проведении, анализе и оценке занятий целесообразно использовать критерии их экстремальной эффективности: 1) экстремальная нацеленность (задач, содержания, методики); 2) экстремальная плотность (насыщенность элементами экстремальности); 3) экстремальная реалистичность (содержания, условий, трудностей); 4) степень экстремальности [6]. 2.3 Мероприятия по профилактике нежелательных психологических последствий (стресса) у специалистов БЖД, связанных с профессиональной деятельностью Еще один важный вопрос - предупреждение эмоционального напряжения (стресса). Эмоции крайне разнообразны по своим качествам: в одних случаях они мобилизуют духовные силы для преодоления трудностей, помогают справиться с непосильными задачами, в других - приводят к противоположным результатам. Эмоциональное напряжение (стресс) - главная психологическая особенность профессий, связанных с риском. Основная причина его - утомление и функциональные изменения в организме. Поэтому важно периодически проводить мероприятия по профилактике нежелательных последствий стресса. Существует определенная зависимость между силой стресса и работоспособностью человека. Ее называют предстартовой реакцией; состоит она из трех этапов, которые отражают различные уровни эмоционального возбуждения: боевой готовности, стартовой лихорадки и стартовой апатии [25]. Психологическое состояние боевой готовности сопровождается напряженным ожиданием, желанием приступить к действию и стремлением отдать все силы и способности для достижения цели. Если начало работы переносится на другое время (срок), то изменяется уровень эмоционального возбуждения. Дальнейшее нарастание его переходит в состояние стартовой лихорадки, которая приводит к эмоционально-моторным, эмоционально-сенсорным и эмоционально-интеллектуальным нарушениям. Эмоционально-моторные нарушения характеризуются ухудшением координации точности движений. Эмоционально-сенсорные нарушения выражаются в ослаблении функций различных анализаторов и проявляются в виде замедленного восприятия команд, затруднениях при необходимости переключить внимание, ухудшении мышечного чувства, искажении чувства времени. Эмоционально-интеллектуальные нарушения сопровождаются снижением критичности оценки своих действий, затруднением мыслительных операций, временным понижением памяти, появлением немотивированных действий. В динамике эмоционального возбуждения большое значение имеет типологическая особенность нервной системы личности: человек с сильной нервной системой более устойчив к стартовой лихорадке, у человека со слабой нервной системой она (стартовая лихорадка) быстро переходит в стартовую апатию. Стартовая апатия - это состояние, когда эмоциональное возбуждение резко снижается и достигает уровня ниже ординарного. Затрудняются мыслительная, интеллектуальная деятельность, человеку становится сложнее принимать решения. Однако следует сказать, что определенная степень волнения перед началом и во время работы оказывает положительное влияние на психологическую готовность к деятельности, соревнованиям [25]. При ликвидации последствий ЧС, специалист должен быть осмотрительным. Особенно необходимы точность и быстрота реакции. В процессе своей профессиональной деятельности он длительное время находится в физическом напряжении и нередко пребывает в вынужденной позе. На него влияют изменения атмосферных условий, температура воздушной среды и другие явления, от которых нельзя укрыться [25]. Теперь рассмотрим основные средства восстановления работоспособности специалиста БЖД. 1. Физиологические механизмы восстановления работоспособности. Основной путь наиболее полного использования функциональных резервов организма для восстановления после тяжелой и напряженной работы состоит в рациональном программировании тренировочного процесса, правильной регламентации тренировок и отдыха, создании оптимального психологического климата. Психологические и педагогические средства влияния следует осуществлять в комплексе с медико-биологическими. Важен также эмоциональный фон тренировок. Так, например, после выполнения упражнения, связанного со значительными переживаниями, имеет место существенное замедление восстановительных процессов [8]. Отрицательно воздействует на человека, как известно, однообразная обстановка занятий, монотонность тренировочной работы, отсутствие интереса к ней у спасателя. А отрицательный эмоциональный фон угнетает психику снижает работоспособность. Большие тренировочные нагрузки могут привести к психологическому перенапряжению: нервозности, эмоциональной неустойчивости, угнетенности, повышенной ранимости и т.д. Как в подобных случаях оказать помощь? Существует ряд психологических средств восстановления организма, которые можно разбить на три категории: психотерапию, психопрофилактику, психогигиену. 2. Психологические средства восстановления организма: 1) важнейшим психотерапевтическим методом является убеждение. Суть его - в обращении к сознанию человека, стремлении аргументировано, на основе опыта, положительных фактов жизни, обобщения результатов действий выработать у него оптимальные установки поведения. В процессе бесед, лекций сообщается о возможных неизбежных сложностях, напряженных ситуациях, о необходимости их волевого преодоления, формируются уверенность в себе, спокойствие в экстремальной обстановке, воспитывается положительное отношение к трудностям жизни, к средствам восстановления. Психотерапия убеждением эффективна только при знании личности человека, его индивидуальных особенностей и взглядов. Если убеждение строится на доказательствах, аргументах и фактах, то словесное внушение - на вере, оно обращено к чувствам и предполагает восприятие идеи, указаний авторитетного специалиста. Для решения задач восстановления используется мотивированное внушение полного покоя, отдыха в состоянии глубокого мышечного расслабления [8]. В период восстановления можно обратиться к, мышечной терапии. Восстановительные процессы при осуществлении ее протекают успешнее, чем при пассивном отдыхе. Установлено, что наибольший эффект от активного отдыха бывает при чередовании работы мышц-антагонистов. Умеренная нагрузка ранее утомленных мышц также оказывает психотерапевтический эффект. Она оптимизирует восстановление и обеспечивает положительный психологический климат. Важную роль играют специальные упражнения на расслабление. Большинство из них связано с произвольным изменением мышечного напряжения. Таким образом, можно воздействовать на возбудимость нервных клеток коры головного мозга и тем самым влиять на уровень психологической напряженности. Внушенный сон с сохранением словесного контакта - эффективное средство психотерапии. При этом можно обеспечить сон (отдых) и добиться хорошего психического состояния человека. На таких же принципах строятся методы самоубеждения и самовнушения. Они не менее результативны, но только при условии достаточного интеллектуального развития личности и способности ее к самоанализу Культуротерапия и искусствотерапия предусматривают умелое использование в период восстановления после серьезных нагрузок кино, радио, телевидения, танцев, экскурсий и т.д. 2) к числу психопрофилактических мероприятий относится формирование положительного психологического климата в коллективе (в том числе в условиях сборов), а также применение разнообразных средств преодоления отрицательных эмоций, 3) психогигиена помогает сохранить и укрепить здоровье. Основой ее является рационализация тренировочного процесса, его соответствие функциональным возможностям человека, правильное построение тренировочного цикла, использование переключений и восстановительных циклов, разнообразных средств восстановления [8]. 3. Медицинские средства восстановления. При значительной интенсивности работы и тренировок педагогических и психологических методов восстановления недостаточно. Поэтому широко используются медицинские средства: гигиенические (режим дня, сон, питание, способность противостоять заболеваниям и т.д.) и физические (гидропроцедуры (душ, ванны), массаж, бани, вдыхание газовых смесей, аэроионизация, ультрафиолетовое облучение, электростилизация, магнетизм, баровоздействия и т.д.). Применяются также фармакологические препараты, которые условно можно разделить на следующие группы: 1) акклиматизирующие и адаптирующие, способствующие сохранению нормальной физической и умственной работоспособности, улучшающие функцию анализаторов; 2) улучшающие течение физиологических, биохимических и морфологических процессов в организме при больших нагрузках; 3) стимулирующие быстрейшее восстановление затраченной энергии, активацию ферментных систем, повышение устойчивости организма к воздействию агрессоров; 4) для коррекции кислотно-щелочного и ионного равновесия в организме; 5) стимулирующие кроветворение; 6) комплексные противовоспалительные и обезбаливающие. Немаловажное значение для полноценного психического восстановления имеют условия быта, исключение курения, алкоголя, случаев нарушения режима, а также хорошее качество питания [8]. Выводы по главе 2 Подготовка и воспитание специалистов БЖД высокого класса немыслимы без конкретного знания их личностных качеств, в том числе характера, способностей, темперамента и убеждений. Поэтому психолог в ходе психолого-педагогического общения изучает индивидуальные психологические особенности каждого специалиста. При этом используются такие методы, как наблюдение, беседа и эксперимент. Экстремальная подготовленность основана на профессионально- психологической и профессионально-педагогической подготовке Эффективность и безопасность профессиональной деятельности зависит как от качеств, характеризующих состояние здоровья человека, так и от его психофизиологических свойств. Поэтому большое значение имеет психофизиологическая подготовка. Главная цель психофизиологической подготовки - на базе идейной убежденности и мастерства развить психологическую готовность к мобилизации всех внутренних резервов организма. Выделяют следующие направления этого вида подготовки: развитие морально-волевых качеств; формирование и совершенствование необходимых для специалиста психологических качеств; выработка психофизиологической устойчивости к экстремальным ситуациям; обучение самонаблюдению и саморегуляции. Экстремальная подготовленность основана на профессионально- психологической и профессионально-педагогической подготовке. В психолого-педагогическом плане экстремальная подготовленность профессионала состоит из трех компонентов: экстремальной обученности, морально-психологической подготовленности к действиям в экстремальных условиях, экстремальной развитости. Еще один важный вопрос, рассмотренный нами в этой главе – предупреждение эмоционального напряжения (стресса). Основная причина его - утомление и функциональные изменения в организме. Поэтому важно периодически проводить мероприятия по профилактике нежелательных последствий стресса. Нами были рассмотрены следующие основные средства восстановления работоспособности специалиста БЖД: 1) физиологические механизмы восстановления работоспособности; 2) психологические средства восстановления организма (психотерапия, психопрофилактика, психогигиена); 3) медицинские средства восстановления. Немаловажное значение для полноценного психического восстановления имеют условия быта, исключение курения, алкоголя, случаев нарушения режима, а также хорошее качество питания. 3. Эмпирическое исследование индивидуальных психофизиологических особенностей специалистов БЖД 3.1 Методическое обеспечение исследования Подготовка и воспитание специалистов БЖД высокого класса немыслимы без конкретного знания их личностных качеств, в том числе характера, способностей, темперамента и убеждений. Поэтому психолог в ходе психолого-педагогического общения изучает индивидуальные психологические особенности каждого специалиста. При этом используются такие методы, как наблюдение, беседа и эксперимент. Наиболее эффективным способом познания индивидуума является эксперимент, который проводится с помощью тестирования или специальных приборов. В процессе его, по мнению многих исследователей, наиболее объективно устанавливаются отдельные психофизиологические особенности личности. С целью изучения индивидуальных психологических особенностей и уровня развития профессионально-важных качеств специалистов БЖД, нами было проведено исследование в ГПУ. В исследовании приняло участие 20 человек, обучающихся по специальности 050104 “Безопасность жизнедеятельности” (13 юношей и 7девушек) в возрасте 19 – 20 лет. Цель эмпирического исследования – изучить психофизиологические особенности и оценить уровень развития профессионально-важных качеств специалистов БЖД. Задачи эмпирического исследования: 1. провести эмпирическое исследование; 2. провести интерпретацию результатов исследования. В ходе исследования были использованы следующие методики: 1) опросник САН; 2) тест тревожности Спилберга-Ханина; 3) методика изучения собственной реакции на стрессовые события (автор Гринберг); 4) торонтская алекситимическая шкала ТАS-26 (автор G. Taylor). Рассмотрим более подробно каждую методику. 1. Опросник САН (Самочувствие-активность-Настроение). Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки функциональных состояний. Сущность оценивания заключается в том, что испытуемого просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между 13 пар слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемым дается следующая инструкция: «Соотнесите, пожалуйста, своё состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между 13 пар слов противоположного значения, отражающих самочувствие, активность, настроение. Выберите и обведите цифру, наиболее точно отражающую ваше состояние в момент обследования».
При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: Индекс 3 – неудовлетворительное самочувствие, низкая активность и плохое настроение - принимается за 1 балл. Индекс 2 – за 2 балла. Индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны, который принимается за 7 баллов. Итак, положительные состояния получают всегда высокие баллы, а отрицательные – низкие. По этим баллам подсчитывается среднее арифметическое в целом и в отдельности по шкалам активности, настроение, самочувствия. При анализе функциональных состояний важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счёт относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением. При интерпретации результатов самых разных диагностических методик важно учитывать ситуативное состояние испытуемого, поэтому методика САН может служить хорошим дополнением к ним. Код опросника: Самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30. 2. Тест тревожности Спилбергера – Ханина Опросник Спилбергера – Ханина является надежным инструментом для измерения тревожности как свойства личности и как состояния в определенный момент жизни человека. Под личностной тревожностью понимается достаточно устойчивая индивидуальная характеристика, предрасположенность человека к тревожности, т.е. склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Под реактивной тревожностью понимается эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Реактивная тревожность как состояние характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью, такое состояние может быть различной интенсивности и изменчиво во времени. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания. Опросник состоит из двух частей: 20 вопросов направлены на измерение уровня личностной тревожности, 20 вопросов – на измерение уровня реактивной тревожности. В зависимости от задач исследования, можно применять каждый из опросников по отдельности или оба одновременно. В последнем случае сначала используется часть теста, посвященная реактивной тревожности. Испытуемым предлагается следующая инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Показатель реактивной тревожности вычисляется так: РТ = Е1 - Е2 + 35, где Е1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18. Е2 - сумма остальных зачеркнутых цифр. Ко второй части теста, для определения личностной тревожности, испытуемым предлагается следующая инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Показатель личностной тревожности вычисляется так: ЛТ = Е1 - Е2 + 35, где Е1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40. Е2 - сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39. До 30 - низкая тревожность, 31 - 45 - умеренная тревожность, 46 и более - высокая тревожность. 3. Методика изучения собственной реакции на стрессовые события. Бывают ситуации, которые вызывают у нас однозначную реакцию: мы расстраиваемся, чувствуем себя беспомощными, тревожимся, боимся. Нам кажется, что ситуация такова, что какая-то другая реакция на нее просто невозможна. Мы считаем, что это ситуация заставляет нас переживать, чувствовать себя неуверенно или испытывать страх. На самом же деле, мы способны контролировать себя намного больше, чем мы думаем. Умение управлять стрессом – это использовать рычаги управления, не отдавая их кому-либо другому или ситуации. Исследователь стресса Гринберг предлагает следующий опросник для изучения реакции на стрессовые ситуации. Испытуемым предлагается следующая инструкция: «Вы знаете, что стресс может приводить к развитию различных болезней? Сейчас вы можете изучить свою собственную реакцию на стрессовые события. Отметьте в таблице (обведите цифру), как часто у вас проявляется определенный физический симптом». Опросник изучения собственной реакции на стрессовые события
Интерпретация: 40 - 75 баллов - ваши шансы заболеть из-за стресса минимальны; 76-100 баллов - существует небольшая вероятность, что вы заболеете из-за стресса; 101 - 150 баллов - высокая вероятность заболеть из-за стресса; более 150 баллов - вероятно, что стресс уже сказался на вашем здоровье. 4. Торонтская алекситимическая шкала ТАS-26. Русский вариант TAS был адаптирован в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. При заполнении анкеты испытуемый характеризует себя, используя для ответов шкалу Ликерта - от «совершенно не согласен» до «совершенно согласен». При этом одна половина пунктов имеет положительный код, другая - отрицательный. Испытуемым предлагается следующая инструкция: «Вам представлен ряд утверждений. Внимательно прочитав каждое из них, выберите из пяти возможных ответов один, наиболее подходящий по Вашему мнению. Напротив номера утверждения отметьте степень соответствия крестиком в соответствующей номеру вопроса колонке. Варианты ответов: 1) совершенно не согласен; 2) скорее не согласен; 3) ни то, ни другое 4) скорее согласен; 5) совершенно согласен. Есть ли вопросы? Начинаем». Обработка результатов: В каждом утверждении возможны пять вариантов ответов. В утверждениях 1, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 21, 24 присваиваются баллы: совершенно согласен 1 балл скорее согласен 2 балла ни то, ни другое 3 балла скорее не согласен 4 балла совершенно не согласен 5 баллов. В утверждениях 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26 обратный подсчет баллов: совершенно согласен 5 баллов скорее согласен 4 балла ни то, ни другое 3 балла скорее не согласен 2 балла совершенно не согласен 1 балл. Алекситимичными считают людей, набравших по TAS-26 74 балла и более, отсутствию алекситимии соответствует показатель менее 62 баллов. Опросник ТАS (Торонтская алекситимическая шкала)
3.2 Анализ результатов эмпирического исследования и интерпретации На момент обследования по результатам методики САН были выделены две группы: 1 группа (12 человек) – испытуемые, состояние которых можно охарактеризовать как положительное. У них высокие и примерно одинаковые оценки по всем трем параметрам: самочувствие, активность, настроение. А это значит, что у этой группы людей хорошая работоспособность, высокая скорость двигательных реакций и умственной деятельности, хорошее эмоциональное состояние. 2 группа (8 человек) – испытуемые, состояние которых можно охарактеризовать как утомление. У них показатели по параметрам самочувствие и активность значительно ниже, чем по параметру настроение. Для такого состояния характерны следующие признаки: пониженное настроение, некоторая вялость, снижение активности и интереса к делу. Наблюдаются ошибки в трудовой деятельности, главным образом в результате нарушения функций внимания, особенно вследствие затруднений в распределении и переключении его (появляется так называемая забывчивость). По методике Спилберга-Ханина – определение реактивной и личностной тревожности были получены следующие результаты (табл. 1). Таблица 1 Результаты по методике определения реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханина
Из табл. 1 видно, что у большинства испытуемых (16 из 20 человек) низкая реактивная тревожность. У четырех испытуемых – умеренная реактивная тревожность, с высокой тревожностью не выявлено. Под реактивной тревожностью понимается эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Следовательно, состояние испытуемых на момент обследования можно охарактеризовать как не напряженное и спокойное. Ситуация обследования не вызывала у них тревоги. Показатели личностной тревожности выше, чем реактивной. У 5 человек – низкая тревожность, у 14 человек выявлена умеренная тревожность и у 1 человека – высокая личностная тревожность. Под личностной тревожностью понимается достаточно устойчивая индивидуальная характеристика, свойство личности. Испытуемые, у которых выявлена умеренная тревожность имеют предрасположенность к тревожности, то есть склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. По методике изучения собственной реакции на стрессовые события были получены следующие результаты: -у 12 человек – минимальная вероятность заболеть из-за стресса; -у 8 человек – существует небольшая вероятность заболеть из-за стресса. Испытуемых с высокой вероятностью не выявлено. Данные результаты говорят о том, что испытуемые с минимальной вероятностью заболеть из-за стресса, обладают таким важным психофизиологическим качеством, как устойчивость к трудным ситуациям. По методике определения степени выраженности алекситимии выявлены следующие результаты: -у 6 человек алекситимия отсутствует; -у 9 человек выявлена низкая степень алекситимии; - у 5 человек средняя степень выраженности алекситимии. Испытуемые, у которых выявлена низкая и средняя степень выраженности алекситимии испытывают трудности в вербализации эмоций, которые переживают они сами или другие люди. Алекситимия является фактором риска развития профессионального выгорания. 3.3 Рекомендации На основании проведенного исследования мы представляем положения, которые могут быть использованы как рекомендации специалистам, занимающихся подготовкой специалистов по специальности 050104 “Безопасность жизнедеятельности” и другими специалистами, занимающихся психолого-педагогической подготовкой специалистов, работающих в экстремальных ситуациях. 1. Провести мероприятия по восстановлению работоспособности специалистов БЖД. Можно воспользоваться средствами, которые мы рассмотрели в данной работе (глава 2, пункт 2.3.). 2. Провести мероприятия по снижению уровня личностной тревожности. Можно использовать следующие методы: тренинги по развитию уверенности в себе, элементы арт-терапии, релаксация. 3. Провести мероприятия по развитию эмоциональной сферы. Можно использовать тренинг по развитию эмоциональной компетентности. Основная цель которого – развить способность воспринимать и чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека); способность понимать, что выражает та или иная эмоция; способность управлять эмоциями (своими и других людей). Выводы по главе 3 В данной главе мы подробно описали методики, которые использовали в исследовании – опросник САН, тест тревожности Спилберга – Ханина, методику изучения реакции на стрессовые события и методику ТАS. Проанализировали результаты, полученные в ходе исследования. По методике «САН» были получены положительные показатели у большей части обследуемых специалистов, что говорит об их хорошей работоспособности и положительном эмоциональном состоянии. У остальных специалистов вывялены низкие показатели по параметрам «самочувствие» и « активность», по сравнению с показателями по параметру «настроение». Что говорит о снижении работоспособности и наличии утомления. По методике Спилберга – Ханина мы выявили низкий уровень развития реактивной тревожности и умеренный уровень развития личностной тревожности почти у всех обследуемых специалистов БЖД. По методике определения собственной реакции на стрессовые ситуации у всех специалистов была выявлена хорошая устойчивость к стрессовым ситуациям. У большей части минимальные шансы заболеть из-за стресса. По методике «ТАS» практически у всех испытуемых выявлен низкий уровень развития эмоциональной компетентности. Большинству специалистов сложно понимать и вербализовать эмоции, которые испытывают они сами или другие люди. На основании полученных результатов, нами были разработаны положения, которые могут быть использованы как рекомендации специалистам, занимающихся психолого-педагогической подготовкой специалистов БЖД. Заключение Целью нашего дипломного исследования было изучение процесса психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД. В ходе теоретического изучения проблемы была выяснено, экстремальные ситуации, которые ставят перед человеком в профессиональной деятельности большие трудности, требуют от него большого, даже предельного напряжения сил и возможностей. Экстремальность — объективно-субъективное явление. Одна и та же ситуация для разных людей может быть нормальной, параэкстремальной, экстремальной или гиперэкстремальной. В решающей степени это зависит от особенностей личности, подготовленности и психического состояния. Также была выяснено, что профессиональная деятельность специалиста БЖД связана с неблагоприятным воздействием на них вредных условий (физических, психологических и др.), которые могут вызвать сильный стресс, привести к переутомлению и возникновению многих заболеваний (нервно-психических расстройств, гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки и др.). Такие условия особенно проявляются в процессе ликвидации ЧС. На надлежащим образом подготовленного к решению задач в экстремальных условиях человека экстремальные факторы и ситуации сказываются, положительно. Они способствуют должной мобилизации сил и возможностей, обострению чувства долга, ответственности и решимости, вызывают внутренний подъем, даже азарт, энергичность и активность, настойчивость и упорство, деятельностный максимализм (страстное стремление добиться самого высокого и безусловного результата), повышенную бдительность, внимательность, наблюдательность, быструю и четкую работу мысли, готовность к любым неожиданностям и быстрым реакциям, смелость, устойчивость к временным неудачам и др. Качество действий даже повышается по сравнению с нормой. Во второй главе мы рассмотрели основные задачи и методы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД. Установили, что подготовка и воспитание специалистов БЖД высокого класса немыслимы без конкретного знания их личностных качеств, в том числе характера, способностей, темперамента и убеждений. Поэтому психолог в ходе психолого-педагогического общения изучает индивидуальные психологические особенности каждого специалиста, оценивает уровень развития профессионально-важных качеств. При этом используются такие методы, как наблюдение, беседа и эксперимент. Эффективность и безопасность профессиональной деятельности зависит как от качеств, характеризующих состояние здоровья человека, так и от его психофизиологических свойств, поэтому очень важна психофизиологическая подготовка. Также нами были рассмотрены основы экстремальной подготовки как одной из главных задач профессионально-психологической и профессионально-педегогической подготовки. В ходе теоретического исследования нами было выяснено, что стресс является главной психологической особенность профессий, связанных с риском. Поэтому очень важно периодически проводить профилактические мероприятия по профилактике нежелательных последствий стресса. В связи с этим во второй главе нашего исследования нами были также рассмотрены основные средства восстановления работоспособности специалистов БЖД. В экспериментальной части исследования нами были изучены и оценены такие индивидуальные психофизиологические особенности и профессионально-важные качества специалистов БЖД (студентов, обучающихся по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности»), как уровень тревожности, устойчивость к стрессовым ситуациям, эмоциональная компетентность, работоспособность. У большей части специалистов были выявлены положительные показатели по параметрам «самочувствие», «активность», «настроение», что говорит об их хорошей работоспособности и положительном эмоциональном состоянии. У остальных специалистов вывялены низкие показатели по параметрам «самочувствие» и « активность», по сравнению с показателями по параметру «настроение». Что говорит о снижении работоспособности и наличии утомления. Мы выявили низкий уровень развития реактивной тревожности и умеренный уровень развития личностной тревожности почти у всех обследуемых специалистов БЖД. Эти результаты могут свидетельствовать о предрасположенности обследуемых специалистов воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. У всех специалистов была выявлена хорошая устойчивость к стрессовым ситуациям. А это значит, что у них минимальная или небольшая вероятность заболеть из-за стресса. Практически у всех испытуемых выявлен низкий уровень развития эмоциональной компетентности. Большинству специалистов сложно понимать и вербализовать эмоции, которые испытывают они сами или другие люди. Итак, в ходе проведенного нами исследования, гипотеза о том, что эффективность профессиональной деятельности специалистов БЖД зависит от психолого-педагогической подготовки, подтвердилась. Это было установлено в ходе теоретического анализа данной проблемы. Вторая гипотеза, о том, что у специалистов БЖД (студентов, обучающихся по специальности 050104 «безопасность жизнедеятельности») будут высокие показатели по параметрам «работосбособность» и «устойчивость к стрессовым ситуациям», а по параметрам «тревожность» и «алекситимия» низкие показатели подтвердилась частично. У всех испытуемых была выявлена хорошая устойчивость к стрессовым ситуациям. Но при этом не у всех высокие показатели по параметру «работосбособность». У всех испытуемых показатели по развитию реактивной тревожности ниже, чем показатели по развитию личностной тревожности. Практически у всех испытуемых вывялен низкий уровень развития реактивной тревожности и умеренный уровень развития личностной тревожности. По параметру «алекситимия» были выявлены как низкие показатели, так и средние. Список литературы 1. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям: монография. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 174с. 2. Волосников А., Мухина, В. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений ФСБ // Развитие личности. – 1999. – № 1. – С. 87 - 104. 3. Гостюшин А.В. Человек в экстремальных ситуациях – 2. – М.: Открытый мир, 1995. – 196. 4. Кижаев – Смык, Л.А. Психология стресса. – М.,1983. – 272с. 5. Кокурин А. Психологическое обеспечение экстремальной деятельности // Развитие личности. – 2004. – № 4. – С. 190 - 204. 6. Комаров К.Э. Психологическая подготовка к действиям в условиях повышенного риска: Учебно-методическое пособие для специалистов, занимающихся подготовкой подразделений МО, ФСБ, МВД, МЧС. – М., 2002. – 189с. 7. Корнейчук Ю. Психологическая подготовка //Гражданская защита. – 2002. – №6. – С. 30 – 32. 8. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал, 2004. – №2. – С.75-85. 9. Луценко Е.В. Теоретические основы безопасности человека: Учебное пособие для студентов пед. вузов/Е.В. Луценко, Н.М. Потылицына. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2006. – 384с. 10. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2005. – 960 с. 11. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Б.С. Мастрюков. – М.: Академия, 2003. – 336с. 12. Методики исследования личности. Сост.: Миллер О.М., Ядрышникова Т.Л. Изд-во КГПУ. Красноярск, 1994. – 64с. 13. Михайлов Л. Психологическая безопасность: Конспект лекций для педагогических вузов. Средства защиты личности //Основы безопасности жизни. – 2005. – №9. – С. 14 – 20. 14. Михайлов Л. Психологическая безопасность: Конспект лекций для педагогических вузов. Средства защиты личности. Внутриличностная защита//Основы безопасности жизни. – 2005. –№10. – С.25 – 31. 15. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 257с. 16. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 315 с. 17. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2005. – 288с. 18. Психологическая подготовка спасателей//Гражданская защита. – 2003. –№3. – С. – 26 – 31. 19. Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – М.: АСТ, 2000. – 480с. 20. Розов В.И. Психологическое обеспечение деятельности в экстремальных ситуациях // Социальная психология. – 2007. – № 4(24). – С. 174-188. 21. Розов В.И. Методы оценки и самооценки стрессовых состояний // Практическая психология и социальная работа. – 2007. – № 5 (98). – С. 41 – 52. 22. Самоукина Н.В. Экстремальная психология. – М.: ЭКСМО, 2000. – 288с. 23. Ситаров В.А. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 286с. 24. Словарь психолога – практика / сост. С.Ю. Головин. – 2-е изд. перераб. и доп. – Мн: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 976 с. 25. Смирнов В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2007. – 256с. 26. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. – М.: Академия, 2002. – 256с. 27. Фролов В. Психологическая готовность к опасности / В.Фролов //Гражданская защита. – 1999. –№3. – С.32 – 35. 28. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера. Учебник для вузов / Ред. Л.А. Михайлов. – СПб.: Питер, 2008. – 240с. Приложение 1 Таблица 1 Результаты психологического обследования студентов ГПУ факультета физической культуры и спорта по методике САН
Приложение 2 Таблица 2 Результаты психологического обследования студентов ГПУ факультета физической культуры и спорта по методике определения реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханина
Приложение 3 Таблица 3 Результаты психологического обследования студентов ГПУ факультета физической культуры и спорта по методике определения реакции на стрессовые ситуации
Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|