РУБРИКИ |
Психолого-педагогическая характеристика учащегося 9 класса |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психолого-педагогическая характеристика учащегося 9 классаПсихолого-педагогическая характеристика учащегося 9 классаСодержание Введение 2 Введение Данная работа является итогом практической деятельности,
осуществленной посредством тестирования школьника – ученика 9 класса. Система ценностных ориентаций, являясь психологической
характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных
образований, выражает содержательное отношение человека к социальной
действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения,
оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент
структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю
готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению
потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Это
обусловлено тем, что каждое общество имеет уникальную ценностно-
ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной
культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе
социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы
ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой
в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая В первой главе предлагаемой работы были проанализированы результаты,
полученные при использовании методики тестирования, направленной на
изучение ценностных ориентаций учащегося. Третья глава полностью посвящена рассмотрению личности школьника на
основе полученных данных, а также характеристике взаимоотношений учащегося
со своими сверстниками, с коллективом, с учителями. В заключении данной работы подводятся итоги, а также аккумулируются различные выводы, обусловленные результатами тестирования. Психолого-педагогическая характеристика учащегося 9 класса Общие данные Юрьев Александр Евгеньевич 1987 года рождения, ученик 9 «А» класса средней школы № 46 города Курска. Изучение ценностной ориентации В контексте рассмотрения данного аспекта развития личности необходимо учесть, что ценностная ориентация индивида не только определяет тип его поведения в окружающем мире, но и является определяющим фактором в выборе основной сферы деятельности на протяжении всей жизни (начиная от любимых/нелюбимых игр заканчивая будущей профессией). Важно также отметить, что ценностные ориентации по своей сути являются сложным социально- психологическим явлением, который, как уже было отмечено, определяет направленность деятельности личности. Для более полного и качественного понимания структуры интегральной индивидуальности ценностных ориентаций было осуществлено тестирование. Рассмотрим итоги тестирования, направленного на изучение терминальных ценностей испытуемого. Наиболее значимыми целями для Александра, судя по результатам тестирования, являются: материальная обустроенность, удовольствия, а также здоровье. Не имеют значения такие цели в жизни, как творчество, самостоятельность как независимость в суждениях и оценках, а также уверенность в себе. К числу достаточно значимых целей испытуемый относит свободу и независимость в поступках и действиях, активную деятельность и любовь. Малозначимыми Александру представляются красота как переживание прекрасного в природе и искусстве, познания, хорошие и верные друзья, а также интересная работа. Относительно таких ценностей, как счастливая семейная жизнь, общественное признание, равенство можно сказать, что их присутствие необязательно в жизни испытуемого. Нельзя определенно сказать, является ли данная структура терминальных
ценностей благоприятной для развития учащегося, т.к. в них отражается ряд
внешних негативных факторов, таких как неправильное (грубое) домашнее
воспитание, возможно, ущемление прав ребенка (или жестокие наказания, или
же подчиненное положение в семье – например, младший ребенок в многодетном
семействе). Все это находит непосредственное отражение в структуре
терминальных ценностей Александра. Как видно из результатов тестирования,
приоритетное положение у испытуемого занимают в основном внешние признаки
благоприятствия, духовному развитию Александр уделяет незаслуженно слабое
внимание. Помимо этого он не задумывает о самореализации и не ставит
успешную карьеру или же интересную работу на первое место в своем будущем. Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает
важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек
становится полноправным членом общества во всей полноте социальных
взаимоотношений. Исходя из этого, можно сказать, что будущая социальная
позиция Александра скорее всего будет характеризоваться как пассивное
восприятие действительности, апатичное отношение к разного рода социальным
процессам, увлеченность лишь своей личной жизнью, в которой практически
последнее место будут занимать самореализация и творчество. Отсюда можно сделать вывод, что система личностных ценностей данного индивида, как и большинства представителей его возраста складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Важно, чтобы эти объективизированные ценности совпадали по своей сути с нормами и правилами духовной культуры, а также морально- этической системы представлений современного общества. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида. Необходимо отметить, что многие исследователи придавали большое
значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. У испытуемого начинает формироваться устойчивый круг интересов,
который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Важнейшими детерминантами процесса формирования личности учащегося,
регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы его
ценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность в
обособлении. Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в возрасте испытуемого, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. Теперь рассмотрим подробнее результаты тестирования, направленного на изучение инструментальных ценностей учащегося. Наиболее значимыми для Александра являются смелость, самоконтроль и
твердая воля. Это характеризует испытуемого как человека с хоть еще и
формирующимся, но уже твердым характером с ярко выраженными его чертами. К числу достаточно значимых целей испытуемый относит рационализм, ответственность, непримиримость к недостаткам в себе и других и, помимо этого, широту взглядов. Малозначимыми представляются дисциплинированность (исполнительность), эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), а также жизнерадостность (чувство юмора). 2. Изучение темперамента школьника Как уже было отмечено выше, ряд трудностей в данном тестировании
возник у Александра в связи с недостаточностью кругозора, незнанием
некоторых абстрактных понятий, используемых в формулировках вопросов. Темперамент испытуемого по результатам тестирования можно охарактеризовать как «флегматик». 3. Изучение личности испытуемого Из предложенного перечня среди положительных качеств были отмечены такие как: Аккуратность;
рассудительность.
. беспечность;
Наиболее интересным с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности является подростковый возраст, в котором находится испытуемый. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития. В рассматриваемом случае она является двоякой по своей сущности, т.к. находится в зависимости от влияния семьи на испытуемого. Школа в данном варианте может оказывать как благоприятное, так и негативное воздействие на развивающуюся личность. Дело в том, что если у Александра сформируется активное отношение к действительности и он станет прилагать различные усилия к участию во внешкольной, внеклассной работе, станет более заинтересованным в процессе жизнедеятельности коллектива – в таком случае роль школы будет определена как положительная. Однако такое положение вещей невозможно без помощи квалифицированного педагога. Но здесь мы вновь сталкиваемся с взаимовлиянием таких факторов как семья и школа. Всю пользу от благоприятного воздействия школы может свести к минимуму отрицательное воздействие на психику ребенка со стороны родителей, старших детей (они, как правило, более жестоки по отношению к своим младшим братьям и сестрам – это обусловлено своего рода «борьбой за выживание» и необъяснимой битвой за любовь родителей).
Итак, в данной работе были проанализированы основные результаты
тестирования, направленного на выявление взаимосвязей внешних факторов с
внутренними конфликтами и отражения этих процессов во внешнем поведении. При обработке результатов нам приходилось обращаться к литературе научного, а также практического характера. В итоге необходимо отметить, что у испытуемого есть возможности продуктивного изменения отношения к действительности, повышения самооценки с заниженной до адекватной – однако все это неразрывно связано с изменением социальной атмосферы вокруг учащегося, со сменой круга общения и со знакомством с новыми морально-этическими идеалами и ценностями, являющимися незыблемыми и основными для всего современного общество. Список использованной литературы Аза Л.А., Поддубньш В.А., Ручка А.А. Ценностные ориентации работающей молодежи. Киев, 1978. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: СПб., 1993. Возрастная и педагогическая психология / А.В. Петровского. М., 1979. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии, 1969. Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1975. С. 241-254. Немов Р.С. Психология образования. Учебник. М., 2000. Рыбалко Е.Ф., Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентации у старшеклассников и студентов // Молодежь в общественных отношениях развитого социализма. Тарту, 1984. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М., 1995. |
|
© 2010 |
|