РУБРИКИ

Психосемантический анализ мотивационных детерминант благотворительной активности человека

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психосемантический анализ мотивационных детерминант благотворительной активности человека

Психосемантический анализ мотивационных детерминант благотворительной активности человека

Психосемантический анализ мотивационных детерминант благотворительной активности человека

О. В. Татаренко

Представлено исследование мотивационных детерминант благотворительной активности в рамках психосемантического подхода (с позиций анализа содержания субъективных систем значений). Предложен уровневый подход к анализу проявлений благотворительной активности человека. Обозначены тенденции к связи проявлений благотворительной активности с возрастом респондентов, их личностным и социальным функционированием. Обозначены общие рекомендации к планированию благотворительных стратегий, основанные на выявленных мотивационных детерминантах благотворительной активности человека.

Исследовательский интерес к пониманию мотивов благотворительной деятельности человека явно или подспудно проявляют многие гуманитарные науки, в том числе и психология, хотя её интерес, в частности, экспериментальный, в нашей стране весьма скуден. Однако можем ли мы говорить о повышении эффективности благотворительных акций и стратегий без учета экспериментально выявленных и обоснованных психологических мотивов благотворительной активности человека? Мы полагаем, нет.

В качестве основной гипотезы исследования выступает предположение о том, что уровень проявления благотворительной активности человека обуславливается спецификой содержания субъективной системы значений, определяющей внешние (социальные) и внутренние (личностные) мотивационные детерминанты. Внешние (социальные) мотивационные детерминанты раскрываются посредством значений понятий, связанных с социальным функционированием: Достижение успеха, Общение с людьми, Меценат, Личная независимость, Власть, Признание окружающими, Моё материальное благополучие, Выгода. Внутренние мотивационные детерминанты раскрываются посредством понятий, связанных с личностным функционированием: Моё прошлое, Подающий милостыню, Благотворитель, Я, Моя семья, Мой отец, Моя мать, Мои друзья.

Констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявление мотивационных детерминант благотворительной деятельности человека, проводился с 2004 по 2005 год на случайной выборке из 250 человек. Возрастной состав респондентов - от 14 до 88 лет, причем нижняя граница возраста была определена нами с момента достижения дееспособности (юридический критерий). Начиная с этого возраста, человек на законных основаниях может сам зарабатывать материальные средства. К сожалению, мы не обнаружили исследовательские работы, раскрывающие отношения детей разного возраста к материальным средствам, а именно осознания ценности денег, что позволило бы нам, в свою очередь, опереться на психологический критерий при определении нижней возрастной границы выборки.

На этапе пилотажного исследования с использованием «Методики предельных смыслов», предложенной Д. А. Леонтьевым, были определены понятия, которые оценивались респондентами по шкалам в бланке методики основного эксперимента: блок «Образ Я» (Я, Личная независимость, Признание окружающими, Достижение успеха); блок «Базовые потребности» - Моё увлечение; блок «Актуальные потребности в настоящем» - Моё настоящее; блок «Отношение к прошлому» - Моё прошлое; блок «Отношение к будущему» - Моё будущее; блок «отношение к людям, занимающимся благотворительностью»

- Благотворитель; блок «Образ мецената» - Меценат; блок «Образ людей, подающих милостыню» -Подающий милостыню; блок «Значимость для респондентов родственных и дружеских отношений как показатель способности к близости с людьми» - Моя семья, Моя мать, Мой отец, Мои друзья, Общение с людьми; блок «Потребность в материальном благополучии как условие благотворительной активности»

- Моё материальное благополучие; блок «Источники стресса» - Неприятности, Неудача, Болезнь, Угроза; блок «Непосредственные мотивы благотворительной деятельности», обозначенные на этапе пилотажного исследования понятия Жалость, Выгода, Власть, Просьба о помощи [2].

К бланку опросного листа основной методики «Психосемантическая диагностика скрытой мотивации» прилагалась анкета, в которой каждому респонденту предлагалось отнести себя к одной из групп, различающихся по критерию уровня проявления благотворительной активности [3].

Следовательно, нами были выделены четыре группы респондентов:

1) испытывающие потребность в оказании материальной помощи людям и делающие это («хочу оказывать помощь и делаю это» - 117 человек, 46,8%) - высокий уровень проявления благотворительной активности;

2) испытывающие потребность в оказании материальной помощи людям, но не делающие этого («хочу оказывать помощь, но не делаю это» - 80 человек, 32%) - низкий уровень проявления благотворительной активности;

3) респонденты, не испытывающие потребности в оказании материальной помощи нуждающимся и не делающие этого («не хочу оказывать помощь и не делаю это» - 30 человек, 12%) - отсутствие проявления благотворительной активности;

4) респонденты, не испытывающие указанной потребности, но оказывающими материальную помощь людям, выражающим в этом необходимость («не хочу оказывать помощь, но делаю это» - 23 человека, 9,2%) - средний уровень благотворительной активности.

Используемая нами методика «Психосемантической диагностики скрытой мотивации» предполагает двухступенчатую схему анализа и интерпретации полученных данных: по классическим факторам, выделенным Ч. Осгудом - Ценности, Силы, Активности и по результатам дендрограмм, полученных в процессе кластеризации данных [3].

В таблицах представлены доминирующие понятия по трем факторам в различных группах респондентов (в скобках - общий балл понятия из семи возможных).

Таблица 1 - Сопоставительная таблица доминирующих понятий по факторам Оценка, Сила, Активность у респондентов с высоким уровнем проявления благотворительной активности (первая группа)

Фактор Оценка



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.