РУБРИКИ |
Путешествие как литературный жанр |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Путешествие как литературный жанрПутешествие как литературный жанрПутешествие как литературный жанрЗинаида Блинова Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Сима Тема: Понятие о путешествии как литературном жанре. Цель: 1. Рассказать учащимся об истории развития и особенностях этого литературного жанра. 2. Проанализировать элементы путешествия в конкретных литературных произведениях. 3. Определить требования к школьному сочинению о путешествии. План-конспект I. Чтение эпиграфа. Есть два разряда путешествий: Один – пускаться с места вдаль, Другой – сидеть себе на месте, Листать обратно календарь. А.Т. Твардовский II. Определение жанра. Путешествие – литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее. Основная задача таких произведений прежде всего познавательная, но автор может ставить философские, публицистические, психологические и другие задачи. Это могут быть также повествования о вымышленных, воображаемых странствиях (утопия, фантастика). III. История жанра. 1. Корни жанра в мифологии и фольклоре, где странствие героя становится для него испытанием. Миф (фольклор) – тотем (герой) – странствие (испытание). 2. Исторические вехи развития – два плана. а) Внешний план. Странствующий герой активно перемещается в пространстве как наблюдатель чужого мира, о котором он (потом) рассказывает читателям (слушателям): – Марко Поло, сын венецианского купца. «Книга о разнообразии мира» (1298) – о путешествии на Восток, в Китай. – Афанасий Никитин, тверской купец. «Хожение за три моря», XV век — об индийских впечатлениях. – Тур Хейердал, норвежский учёный-путешественник. «Путешествие на Кон-Тики», 1950-е годы – о культуре о. Пасхи. б) Внутренний план. При восприятии читателем литературного путешествия его внимание переместилось на чувства и переживания странствующего, внешние элементы перемещения в пространстве уже не имели решающего значения. – Стерн. «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», XVIII век. В этом произведении писатель как бы играет с пространством, переосмысливает мотив реального странствия для выражения своих переживаний, чувств; Карамзин. «Письма русского путешественника»; Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». – Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»; Лермонтов. «Мцыри». Это лирические путешествия, в которых культ экзотики, а “духовные скитания” романтического героя показаны как “бегство” из неволи. – Лермонтов. «Герой нашего времени»; Ч.Айтматов. «Плаха». Путешествие воплощает идею духовного поиска, мотив странствия становится одним из способов раскрытия характера героя. 3. Литературное путешествие как объект пародии. Почти каждое литературное путешествие рано или поздно пародируется. – Сервантес. «Дон Кихот» – пародия на рыцарское путешествие. – В.Ерофеев в поэме «Москва–Петушки» пародирует Радищева. IV. Многообразие жанровых форм. 1. Собственно путешествие (путевой дневник). – Гомер. «Одиссея». «Сказание о Гильгамеше» (шумеро-аккадский эпос). 2. Разновидность поэмы, сюжетной и композиционной основой которой становится путешествие. – Вергилий. «Энеида»; Данте. «Божественная комедия»; Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». 3. Роман. – М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна». 4. Основная часть произведения. – «Путешествие Онегина» в романе Пушкина «Евгений Онегин». 5. Очерк. – Пушкин. «Путешествие в Арзрум». 6. Свободное повествование. Оно может включать в себя письмо и дневник, повесть и автобиографию, новеллу и исповедь, авторские размышления и поток сознания героя. Свобода жанра практически не знает границ, поэтому столь притягательна для авторов и читателей. V. Основные элементы путешествия. Что является необходимым, обязательным атрибутом перемещения в пространстве и времени? – Маршрут, транспортные средства, дороги; – пейзаж, архитектура и достопримечательности городов и селений, интерьеры домов; – люди: этнографические наблюдения, диалоги, лица, рассказы, исповеди; – сценки; – вкусовые ощущения. Как организовать эти элементы? – Как требует замысел автора в произведении. Каков общий закон использования их? – Внешние впечатления – чувство, оценка увиденного – общечеловеческий (публицистический) вывод. Следовательно, литературное путешествие относится к художественно-публицистическим жанрам. VI. Чтение отрывков из очерка Пушкина «Путешествие в Арзрум», анализ его с целью выявления элементов путешествия. Из 1-й главы: от слов “Из Москвы поехал я...” до “...потому что неестественна”. Маршрут – поездка к Ермилову – внешность генерала в восприятии автора: от “До Ельца дороги ужасны” до “...вершины Кавказской цепи” Состояние дорог – пейзаж – этнографическая зарисовка калмыцкого быта – пейзаж. Из 2-й главы: от “Человек мой...” до “...не оставляя по себе следов...” Пейзаж – встреча с сопровождающими тело убитого Грибоедова – оценка этого события. Обобщающая беседа. Какова цель Пушкина в этом очерке? – Возможно более точно описать увиденное. Имеет ли очерк публицистическую направленность и в чём она? – Да, имеет. Автор при описании любого момента, будь это внешность Ермолова, кавказская природа, калмыцкий чай с бараньим жиром или убитый Грибоедов, обязательно выражает своё отношение к нему, своё непосредственное впечатление. VII. Краткий обзор книги Вл.Солоухина «Владимирские просёлки». 1. Писатель совершил путешествие по Владимирской области в 1956 году. 2. День одиннадцатый. Юрьев-Польский район и г. Юрьев-Польский. Пейзаж – воспроизведение записи летописца – заметки о Георгиевском соборе – исторический экскурс о селе Сима – обращение к книге Калачёва о селе Вёска – рассказ о Липецкой битве. 3. Комментарий к обзору: писатель выбирает из своего путешествия наиболее яркие элементы, такие, которые важны ему и которые, вероятно, заинтересуют читателя. При этом странствующий в своём движении вперёд в пространстве сворачивает на историческую тропу, в прошлое, а то и вовсе останавливается полюбоваться чем-то и поразмышлять. Именно эти моменты становятся наиболее публицистическими. VIII. Обобщение по занятию. Чем можно объяснить столь частое обращение различных авторов к жанру литературного путешествия? – Универсальностью данного жанра, богатыми возможностями формы; – возможностью непосредственного выражения своих мыслей и чувств. Домашнее задание. Написать сочинение о своём путешествии. Литература по теме 1) Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. 2) Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1997. 3) Развивайте дар слова. Факультативный курс по теории и практике сочинений разных жанров. Пособие для учащихся. М., 1977. Урок развития речи в 9-м классе Тема. Анализ темы сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Собирание материала к сочинению. Цель. Сделать попытку практического применения знаний о путешествии как литературном жанре. ПЛАН I. Повторение. 1) К какой группе жанров относится жанр путешествия? – К разновидности художественно-публицистических жанров. 2) Назовите элементы путешествия. Обязательно ли в художественном произведении использовать все эти элементы? 3) Почему художник слова прибегает к этому жанру? – По разным причинам. Вероятнее всего, для выражения своей позиции в более яркой и привлекательной для читателя форме. II. Обсуждение темы «Путешествие по грибоедовской Москве». А. Определение объёма и содержания темы в соответствии с тезисами. Первый тезис Путешествие по грибоедовской Москве – это странствие в её историю. 1) Московская топонимика и маршруты перемещений героев. Кузнецкий мост, Покровка, Английский клуб, дом московского богача Позднякова с крепостным театром, дом Фамусова. Кузнецкий мост – улица в центре Москвы, место, откуда шло наибольшее влияние иностранного на московскую дворянскую молодёжь; с Покровки Хлёстова час тащилась до дома Фамусова в центре города; Английский клуб – любимое место встреч влиятельных дворян; крепостной театр Позднякова имел славную и несчастную историю. 2) Картины быта и нравов. Наряды, моды, причёски, средства передвижения, балы, заседания в клубе, развлечения, обычаи, проблемы карьеры, привычки героев и так далее. 3) Разгадки прототипов. Московские тузы, племянник Скалозуба, Чацкий, влиятельные дамы, влиятельные лица, формирующие общественное мнение, и его распространители. Второй тезис Путешествие по Москве возможно благодаря ярким картинам жизни Москвы в комедии Грибоедова «Горе от ума», которые стали нашим путеводителем. 1) Условия сватовства в грибоедовской Москве. Требования к жениху со стороны невесты, родителей, практическая цель ухаживаний. Особенности любовного треугольника, восприятие мужа в качестве пажа, решающая сила дамской власти. 2) “Московские всё” лица на балах и развлечениях. Гости Фамусовых, их одежда, разговоры. Загорецкий и его дифирамбы талантам посетителей Английского клуба, интересы гостей и хозяев. 3) Сплетня как зеркало убеждений московских бар. Распоряжения Фамусова Петрушке о записях в календаре, причины сплетен, распространение их, поведение и речи сплетничающих, результат сплетни. Третий тезис Путешествие по грибоедовской Москве – это возможность понять замысел автора в комедии «Горе от ума». 1) Московские достопримечательности глазами Чацкого и людей фамусовского круга. Разница этого восприятия, разная оценка влияний Кузнецкого моста Фамусовым и Чацким, различное отношение к Английскому клубу у Чацкого и Загорецкого. 2) “Визитные карточки” московских знаменитостей, составленные Чацким, Софьей Фамусовой, другими героями. Кузьма Петрович, Нестор, любитель балета, гости Фамусовых, дамы московского света. 3) Зарисовки быта и нравов Москвы. История сватовства Чацкого и оценки его как жениха. Б. Определение вступительной и заключительной частей. Заключения К первому тезису: Большая познавательная ценность путешествия по Москве с “экскурсоводом” Грибоедовым. Ко второму тезису: Незабываемые впечатления от грибоедовской Москвы. К третьему тезису: Неизбежность одиночества Чацкого в Москве начала XIX века. Вступления К первому тезису: Своеобразный путеводитель по Москве 10–20-х годов XIX века. Ко второму тезису: Место действия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». К третьему тезису: Замысел Грибоедова в комедии «Горе от ума». III. Оформление планов к сочинениям. Первый вариант 1. Своеобразный путеводитель по Москве 10–20-х годов XIX века. 2. Путешествие по грибоедовской Москве – это увлекательное странствие в её историю: – московская топонимика и маршруты экскурсий; – яркие картины быта и нравов барской Москвы; – интригующие загадки прототипов. 3. Большая познавательная ценность путешествия по Москве с экскурсоводом Грибоедовым. Второй вариант 1. Место действия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 2. Путешествие по Москве возможно благодаря ярким картинам жизни Москвы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», своеобразному путеводителю по столице: – условия сватовства в барской Москве; – московские лица на балах и развлечениях; – сплетня как зеркало нравов московских бар. 3. Незабываемые впечатления от грибоедовской Москвы. Третий вариант 1. Замысел Грибоедова в комедии «Горе от ума». 2. Путешествие по грибоедовской Москве – это возможность понять замысел автора комедии «Горе от ума»: – московские достопримечательности глазами Чацкого и людей фамусовского круга; – “визитные карточки” московских знаменитостей; – зарисовки быта и нравов города Москвы. 3. Неизбежность одиночества Чацкого в Москве начала XIX века. IV. Словарная работа. Отбор лексики, речевых оборотов, обязательных для сочинений данного типа. Обдумывание переходов от части к части. Домашнее задание. Написать сочинение по любому варианту плана. Литература 1. Вл.Орлов. Грибоедов. Л., 1967. 2. А.Лебедев. Куда влечёт тебя свободный ум. М., 1982. Примечания На уроке обдумывания и анализа темы «Путешествие по грибоедовской Москве» ввиду недостатка времени следует ограничиться проработкой одного, выбранного учениками, варианта тезиса. О других учитель может поставить класс в известность, может зачитать свои предложения по их проработке. Особого внимания перед сочинением о путешествии требует словарная работа. Это слова, наименования, словосочетания, связанные с обозначением предметов путешествия, действий путешественников. Желательно попытаться подобрать как можно больше синонимов. Урок развития речи в 10-м классе Тема. Разработка темы сочинения «Путешествие по России с П.И. Чичиковым». Отбор материала. Цель. Закрепить знания о путешествии как литературном жанре и развить умение писать сочинения такого типа. ПЛАН I. Повторение. 1. Какие виды путешествий вы можете назвать? – Реальные, в которых человек действительно перемещается в пространстве; – книжные, литературные, в которых читатель странствует с автором и его героем. 2. Назовите элементы путешествия и объясните, по какому принципу автор отбирает их при описании путешествия. 3. К какому типу литературных жанров относят путешествие и почему? – К художественно-публицистическому: описывая путешествие, автор более свободно и открыто выражает свою позицию, чем в обычных художественных произведениях. II. Обдумывание темы «Путешествие по России с П.И. Чичиковым». А. Определение объёма темы. Тему следует раскрыть на большом объёме материала почти всей поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» – всё, что связано с описанием поездок Чичикова, его дорожных впечатлений и наблюдений. Это, конечно, приезд Чичикова в губернский город NN, его прогулка по городу, чтение газеты, восприятие номера в гостинице, обеда в трактире, его разговоры-расспросы о демографических особенностях края. Материалом к сочинению станет повествование о поездках Чичикова к помещикам и приключениях, что с ним произошли: дорожно-транспортных, авантюрных, комических, сентиментальных, кулинарных и так далее. Всё это и станет компонентами его путешествия. В него не войдут, например, «Повесть о капитане Копейкине», рассказ о биографии Чичикова, о торжестве херсонского помещика, авторские отступления, то есть те части текста, в которых не повествуется о перемещениях героя по российским просторам. Б. Определение содержания темы. Почему Н.В. Гоголь использовал путешествие Чичикова по России в качестве основы поэмы «Мёртвые души»? – Именно путешествие героя помогло писателю сделать поэму «Мёртвые души» поэмой – обозрением жизни России XIX века и широко изобразить жизнь всех социальных слоёв в соответствии со своим замыслом. Тезис Путешествие с П.И. Чичиковым по России – это прекрасный способ познания (изучения) жизни России XIX века (николаевской России). Аргументы. 1. Дорожно-транспортные приключения с Чичиковым на российских дорогах. 2. Редкостные, неповторимые достопримечательности города NN. 3. Разнообразные интерьеры гостиных. 4. Объекты наблюдений героя из окна его кареты. 5. “Говорящие” меню в распоряжении гостя губернии. 6. Достойные деловые партнёры ловкого приобретателя. Вывод. Большое познавательное значение путешествия с Чичиковым. В. Вступление. а) Замысел Н.В. Гоголя в поэме «Мёртвые души». б) Особенность поэмы Гоголя. Г. Составление и запись плана сочинения. 1. Жанровая особенность поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 2. Путешествие с П.И. Чичиковым по России – прекрасный способ познания жизни николаевской России: а) дорожно-транспортные приключения Чичикова на российских просторах; б) редкостные достопримечательности города NN; в) разнообразные интерьеры гостиных; г) объекты наблюдения героя из его кареты; д) “говорящие” меню в распоряжении гостя губернии; е) достойные деловые партнёры ловкого приобретателя. 3. Большое познавательное значение путешествия с Чичиковым. III. Собирание материала к сочинению. Отбор цитат. Характер комментариев. Переходы между частями текста. Устный вариант отрывка текста по любому из аргументов. Домашнее задание. Написать сочинение. Урок развития речи в 10-м классе Тема. Обсуждение темы «В поисках счастливого. Путешествие по России с некрасовскими правдоискателями». Цель. Обобщить знания учащихся о литературном путешествии как жанре, проконтролировать их умение анализировать такие темы и писать по ним сочинения. ПЛАН I. Повторение. 1. Что означает путешествие как литературный жанр? – Литературное путешествие относится к художественно-публицистическим жанрам и обладает богатыми возможностями для глубокого, яркого и точного выражения замысла автора, для большей художественной, читательской привлекательности произведения. 2. Являются ли многочисленные элементы путешествия обязательными для автора? – Нет, конечно. Автор отбирает только наиболее яркие с его точки зрения элементы, которые помогут лучше выразить его замысел. II. Вопросы для беседы. 1) Перечитайте формулировку темы и объясните, чего она от вас требует. – «В поисках счастливого. Путешествие по России с некрасовскими правдоискателями». Тема требует: а) показать поиск; б) как шёл этот поиск; в) где и среди кого искали счастливого; г) как оценивали “счастье” претендентов; д) как они (претенденты) сами понимали счастье. – Тема называет жанр сочинения – это путешествие, значит, потребуется отобрать его наиболее яркие элементы из поэмы Некрасова. – Тема напоминает нам, что ходили именно мужики-правдоискатели и искали счастливого со своих позиций, следовательно, весь материал поэмы надо будет рассматривать их глазами. – Тема указывает, что и поиск, и хождение мужиков организовал автор – Некрасов, значит, следует выявить его позицию. 2) Какой вывод из анализа формулировки темы нужен? – В формулировке темы нет ни одного лишнего слова. Каждое из них означает ёмкое понятие, которое надо и растолковать, и учитывать в согласовании с другими понятиями. 3) Содержит ли формулировка готовый тезис для сочинения? И как нам далее действовать? – Нет. Значит, нужно провести логические операции для его выявления: поставить вопрос, ответить на него, из ответа сформулировать тезис. 4) Какие вопросы содержатся, по-вашему, в формулировке? – Зачем Некрасов “организует” поиск счастливого мужиками-правдоискателями? – Как читатели относятся к такому поиску-хождению? – Нашли ли счастливого крестьяне Некрасова? 5) Какой из этих вопросов может дать нам наиболее интересный тезис, а значит, наиболее удачный поворот в раскрытии темы, полноценное сочинение? – Например, второй. 6) Попробуем ответить на него. – Читателям интересно читать об этом поиске-хождении; – нам нравится...; – описание этого хождения производит на нас сильное (яркое, незабываемое, необычное, странное) впечатление, потому что автору удалось как бы провести и нас по Руси. 7) Попытаемся сформулировать из ответов тезис, используя наиболее подходящие формулировки, и согласовать их с остальными словами темы. Возможен такой вариант первого тезиса: – яркие впечатления читателей от совместного хождения с некрасовскими правдоискателями в поисках счастливого в России шестидесятых годов XIX века. 8) А как ответили бы вы на первый вопрос? – Некрасову так удобнее, легче показать широко жизнь России после реформы. – Поэт может без усилий и натяжек “организовать” встречу пешеходов с людьми всех социальных слоёв России и познакомиться с распространённым мнением о счастье. 9) Значит, для поэта путешествие – это удобная форма, прекрасная возможность для чего-то? – Да, для выражения его собственных мыслей, личного мнения, замысла. 10) Сформулируем же из ответов на первый вопрос второй тезис. – Хождение крестьян-правдоискателей по России в поисках счастливого – это возможность показать широко жизнь России после реформ и решить проблему счастья. 11) Итак, два тезиса, значит, два разных сочинения, так как, используя один и тот же материал, мы будем рассматривать его с разных позиций. По отношению к первому тезису мы занимаем такую позицию: наша задача – показать яркие впечатления от... Ко второму: наша задача – показать авторское воплощение его замыслов. 12) Будут ли общие моменты в этих разных сочинениях? Какие? – Да, будут; это элементы путешествия: дорога, география хождений, достопримечательности, люди, встречи со “счастливыми” и так далее. 13) Подберём аргументы к первому тезису. 1. Образная точная топонимика “счастливых местечек” России. 2. Природно-погодный календарь хождения. 3. Живописные достопримечательности русских селений. 4. Незабываемые встречи со “счастливыми”: а) общее народное “счастье” на “ярмонке”; б) исповедь счастливой “губернаторши”; в) жалобы помещика на утрату счастья. 5. Авторские размышления о счастье после увиденного и услышанного. 14) Можем ли мы использовать эти аргументы в доказательстве второго тезиса? – Конечно. Только, вероятно, следует откорректировать формулировки. 1. Отражение жизни народа в географических названиях “счастливых местечек” России. 2. Наблюдение природно-погодных условий глазами крестьян-путников. 3. Изображение условий жизни народа через обрисовку достопримечательностей селений. 4. Организация встреч путешественников с очень широким кругом жителей России: а) сцены общего народного “счастья” на “ярмонке”; б) знакомство со счастливой “губернаторшей” и её исповедь; в) выслушивание жалоб помещика на утрату счастья и народных легенд; г) наблюдение за деревней Вахлаки. 5. Отрицательный результат хождений мужиков (возможно, в заключении). Вывод. Следовательно, получится два разных текста. 15) Продумать наиболее логически точные заключительные и вступительные части. Заключения К первому тезису: Художественный талант Некрасова. Ко второму тезису: Мнение Некрасова о состоянии России после реформ и о человеческом счастье. Вступления К первому тезису: Пристальное внимание Некрасова к форме своей поэмы. Ко второму тезису: Авторский замысел в поэме «Кому на Руси жить хорошо». III. Материалы к сочинению. Попытки составления устных вариантов текстов по одному из аргументов – похожему – двух разных тезисов. IV. Обобщение. Домашнее задание. Написать сочинение. Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lit.1september.ru/ |
|
© 2010 |
|