РУБРИКИ

Работа должностных лиц подразделения с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Работа должностных лиц подразделения с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания

В-третьих, будучи объединенными структурой, компоненты системы, приобретают способность целенаправленно и дифференцированно влиять на сознание и поведение военнослужащих, сформулировать и развить необходимые для их жизни и службы качества, а также влиять на жизнедеятельность воинских коллективов.

В-четвертых, перевоспитание обладает такими стержневыми признаками системы как единство и целостность. Единство обеспечивается общими для ВС целями и задачами перевоспитания, его организационными и методическими нормами, охватом воспитательным влиянием всего личного состава и каждого человека конкретно. Целостность перевоспитания состоит в том, что все структурные элементы закономерно обусловлены и объективно необходимы.

В-пятых, воспитание как системное образование является управляемым явлением. Его компоненты в определенных рамках могут адаптироваться, сохранять относительную устойчивость и самостоятельность, и поэтому они не остаются неизменными. Исходя их данных положений, а также с учетом существующих в общей и военно-педагогической литературе определений, под системой перевоспитания личного состава Вооруженных Сил понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих и обеспечивающих единый, целостный и непрерывный процесс формирования и развития военнослужащих, воинских коллективов, качеств и отношений. Специфические задачи перевоспитания состоят в необходимости:

– установления причин отклонений в нравственном развитии личности;

– использования воспитательных возможностей армейской службы для исправления допущенных ошибок в доармейском воспитании военнослужащих;

– определения системы способов и путей перестройки сложившихся отрицательных стереотипов поведения;

– интенсификации положительного развития личности;

– активизации возможностей военнослужащих по самоисправлению негативных личностных качеств, руководству воинами в этом процессе.

Цели и задачи перевоспитания определяют содержание данного процесса, включающего в себя выявление и искоренение негативных качеств, восстановление и развитие положительных черт характера и качеств, всестороннее и гармоничное развитие личности воина. Содержание перевоспитания состоит не только в борьбе с недостатками в нравственном развитии военнослужащих, но и в нормализации всей психической жизни воина, в ускоренном развитии положительного в личности.

Проблема использования методов и приемов перевоспитания особо значима в педагогической деятельности офицера. Войсковая практика требует в работе с трудными воинами выбирать оптимальные методы и приемы перевоспитания. Надо отметить, однако, что достаточно известные и практически необходимые методы и приемы перевоспитывающих воздействий не находят должного освещения в психолого-педагогической литературе, повседневного применения в педагогической деятельности воспитателей.

Применение в процессе перевоспитания только известных методов воспитания: убеждения, примера, упражнения и т.п. – по общему мнению, не всегда дает положительные результаты в работе с трудными воинами. Некоторые воспитатели увлекаются либо преимущественно методами убеждения и переубеждения, либо принуждения и наказания. Отдельные офицеры отказываются от методов "взрыва", "реконструкции характера", перевода в другое подразделение, считая их ошибочными.

Возникающие у офицеров сложности в работе с трудными военнослужащими часто вызываются незнанием специфических методов и приемов процесса перевоспитания.

суицид военнослужащий психологический воспитательный

2.2 Основные методы и способы перевоспитания военнослужащих


Под методами перевоспитания понимаются способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и перевоспитуемых по искоренению негативных и формированию положительных личностных качеств. Эта деятельность осуществляется в подразделениях на основе: интеграции перевоспитывающих воздействий всех категорий воспитателей, гуманизации и усиления внимания к личности каждого трудновоспитуемого воина; дифференциации и индивидуализации педагогических влияний на социально и педагогически запущенных, трудновоспитуемых военнослужащих; демократизации и создания предпосылок для развития активности, инициативы и взаимодействия объекта и субъекта процесса перевоспитания.

В основу классификации методов и приемов перевоспитания положена совокупность различных сторон данного процесса, прежде всего его основные функции: восстановительная, компенсирующая, корректирующая, исправительная, стимулирующая, побуждающая к самоисправлению. Такой подход обеспечивает всестороннюю обоснованность выбора и оптимальное сочетание методов соответственно конкретной ситуации и поставленной цели.

В реализации восстановительной функции процесса перевоспитания в педагогическом эксперименте главным является метод переубеждения. Переубеждение понимается как целенаправленное воздействие на внутренний мир и поведение трудного воина в целях восстановления, развития и закрепления положительных и преодоления отрицательных взглядов и качеств. Данный метод направляется на изменение сознания, жизненного опыта и личностных качеств у перевоспитуемых военнослужащих.

Метод переубеждения реализуется на практике с помощью различных приемов педагогического воздействия, позволяющих дифференцировать подход к социально и педагогически запущенным, трудновоспитуемым воинам. В педагогической деятельности наиболее часто используются такие приемы, как разъяснение, доказательство, опровержение, аргументация, и др. Успешное применение этих приемов предполагает высокую эрудицию воспитателей, их умение вести полемику с перевоспитуемыми, оперировать убедительными доказательствами, опровергать ошибочные взгляды и суждения воинов с негативными качествами личности.

В педагогической практике по перевоспитанию трудных военнослужащих переубеждение дополняется методом переучивания, тесно связанным с упражнением. Переучивание имеет целью изменение отрицательного жизненного опыта, восстановление здоровых социальных потребностей и привычек перевоспитуемых военнослужащих. Применяя метод переучивания, воспитатели учитывают, что исправление личности трудного воина совершается при замещении или компенсации устраняемых отрицательных качеств положительными. В процессе воспитания переучивание осуществляется с помощью приемов отпучения и приучения.

В практике перевоспитания отучение предполагает запрет, контроль и проверку выполнения различных педагогических требований и рекомендаций. Параллельно с отучением осуществляется приучение с целью сформировать и развить у трудных воинов положительные качества и привычки. При этом воспитатели, создавая для перевоспитуемых определенные трудности, заботятся о строгом соблюдении ими уставного порядка, распорядка дня. отдании воинской чести, заправке обмундирования, соблюдении опрятного внешнего вида.

Переучивание в педагогической практике опирается на переубеждение, закрепляет его результаты и тесно связано с методом "реконструкции характера". Метод "реконструкции характера" способствует формированию всего ценного, положительного в характере и поведении трудного воина. Данный метод заключается в выявлении и развитии тех положительных качеств воина, которые можно использовать в перестройке характера, при прогнозировании позитивного развития личности на основе выявленных качеств, в процессе изменения отрицательных качеств, которые воин ложно понимает как позитивные, в положительные (самоуверенность превратить в уверенность, критиканство – в критичность, леность – в упорство и трудолюбие). С помощью приемов переоценки качеств, повседневной регламентации поведения, составления программы "реконструкции" и т.д. происходит накопление социально ценного опыта и отношений, которые способствуют развитию положительных качеств.

Как показывают исследования, метод "реконструкции характера" более длителен по времени, чем переубеждение или переучивание, и осуществлялся он частично на базе метода "взрыва". А.С.Макаренко справедливо считал, что нельзя полагаться только на спасительное знание одной эволюции, на постепенное становление человека; в исключительных случаях необходима энергичная и, может быть, мгновенная ломка неправильно сложившегося стереотипа. Он определял "взрыв" как доведение конфликта до последнего предела, как "мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления".

Сущность метода "взрыва" заключается во внезапном раскрытии воину степени педагогической трудности его как личности, содержания его отклонений в поведении от уставных норм в форме, побуждающей его сделать педагогически и социально целесообразный выбор.

На практике метод "взрыва" осуществляется в естественных и специально организованных условиях, посредством таких приемов, как:

нагнетание отрицательных переживаний до предела;

доведение до абсурда негативной линии поведения, когда собственные недостатки неприятны;

столкновение ложных идеалов с настоящими;

осуждение в коллективе, коллективный гнев, бойкот, отвращение и др.

В реализации исправительной и компенсирующей функций процесса перевоспитания наряду со "взрывом" используется метод перевода трудного воина в другой коллектив. Данный метод осуществляется путем перемещения воина внутри коллектива подразделения, перевода его в другое подразделение, в другую часть и т.д.

Корректирующая функция процесса перевоспитания реализуется через методы критики и самокритики и опосредованного педагогического воздействия. Метод критики и самокритики направляется воспитателями подразделений на устранение у трудных воинов негативных личностных качеств, на развитие у них высокого чувства ответственности за свое поведение и состояние воинской дисциплины. Метод критики и самокритики осуществляется приемами тактичного осуждения, самоосуждения, переориентации сознания и самосознания и другими.

В деятельности по перевоспитанию применяется метод опосредованного педагогического воздействия, тесно связанный с критикой и самокритикой. Чтобы искоренить те или иные негативные качества у трудных подчиненных, офицеры подразделений вместо своего непосредственного воздействия на них могут обращаться к помощи коллектива роты (батареи), взвода, отделения. При этом создавать такую обстановку, когда в процессе перевоспитания участвует уже весь воинский коллектив.

Практика свидетельствует о различном характере отношения перевоспитуемых воинов к опосредованным педагогическим воздействиям: бесконфликтное принятие мнения коллектива; внешнее согласие с его требованиями при внутреннем расхождении; открытое неприятие требований коллектива; самоопределение, характеризующееся сознательной солидарностью с мнениями и взглядами товарищей по коллективу, и др.

В целях подкрепления и усиления перевоспитывающих воздействий на трудных воинов, кроме перечисленных методов и приемов, применяются методы поощрения и принуждения, стимулирующие положительные личностные изменения, предупреждающие и ослабляющие отрицательные проявления поведения, поддерживающие стремление воинов к самосовершенствованию. Воспитатели используют поощрения и наказания с учетом социальной и педагогической запущенности, трудновоспитуемости воинов.

В целях перевоспитания помимо уставных дисциплинарных мер офицеры подразделений применяют педагогические приемы поощрения (доверие, одобрение, благодарность, похвала, выражение положительного отношения, забота, награда, письмо на родину и др.) и принуждения (осуждение, огорчение, упрек, предупреждение, запрет, возмущение и др.). Особенности использования данных приемов педагогических воздействий в процессе перевоспитания заключаются в том, что воспитателям приходится нормализовать отношения с перевоспитуемым воином, включать его в деятельность воинского коллектива, раскрывать перед товарищами по службе положительные и отрицательные качества такого воина, четко аргументировать педагогические меры воздействия и вызывать соответствующее психологическое состояние перед тем, как объявить то или иное поощрение либо взыскание.

Наряду с названными методами и приемами в процессе перевоспитания можно использовать различные средства и формы педагогических воздействий на трудных воинов. Как показывает практика, в условиях воинской деятельности они достаточно разнообразны и позволяют успешно решать задачи воспитания и перевоспитания. Их применение в каждом конкретном случае перевоспитания трудных воинов в подразделениях зависит от характера педагогической трудности воинов, причин наличия у них отрицательных качеств, реальных возможностей армейской службы. Практика показывает, что комбинации методов, приемов, средств и форм процесса перевоспитания, определяющих основные его пути, могут быть многочисленными и разнообразными. Это позволяет добиться определенных результатов в искоренении у трудных военнослужащих негативных качеств личности.

Комплекс перевоспитывающих влияний офицеров и сержантов направляется на получение конкретных положительных итогов процесса перевоспитания военнослужащих. Результативность данного процесса определяется главным образом с помощью следующих показателей: направленность поведения и уровень дисциплинированности воина; результаты в боевой и общественно-государственной подготовке; отношение к основным видам воинской деятельности; соотношение положительных и отрицательных качеств в личности воина; отношение к перевоспитывающим воздействиям и самоисправлению; состояние психического и физического здоровья и др.

Таким образом, овладение содержанием, организацией и методикой индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими является важным направлением психолого-педагогической деятельности офицера в подразделении. Степень участия должностных лиц подразделения в проведении индивидуально-воспитательной работы и степень охвата ею военнослужащих подразделения могут служить одним из критериев эффективности функционирования воспитательной системы подразделения. Перечисленные методы и приемы перевоспитания трудных военнослужащих могут служить надежной методической базой осуществления данного процесса в подразделении, а сама готовность коллектива к перевоспитанию - выступать в качестве еще одного критерия эффективности воспитательной работы в подразделении.

2.3 Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе по изучению лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания


В период прохождения стажировки в 15 мотострелковом полку, 2 мотострелковой дивизии, в должности заместителя командира роты материального обеспечения по воспитательной работе, проводил работу по изучению лиц склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ. Также была проведена работа по изучению лиц склонных к суициду, дезертирству и уклонений от воинской службы.

Были проведены тесты с данными военнослужащими, разработанные мною в период прохождения стажировки (приложение 1), собранны автобиографии с лиц требующих повышенного психолого-педагогического внимания (приложение 2), проведены беседы с отдельными военнослужащими. Также была проанализирована работа командиров взводов и командира роты с данными категориями военнослужащих.

Изучив все это мною были сделаны выводы:

Практика показывает, что мерами организационного и воспитательного характера возможно предотвращение многих суицидов на стадии формирования суицидальных замыслов. В интересах выработки наиболее эффективных мер в профилактике самоубийств прежде всего необходимо разобраться в причинах и условиях их совершения. Алгоритм деятельности должностных лиц определен в директиве начальника Главного управления воспитательной роботы Вооруженных Сил Российской Федерации 1998 года № Д-2 «О введении в действие в Вооруженных Силах Российской Федерации сборника формализованных документов по психологической работе (полк-дивизия)», в частности в «Донесении о суицидальном происшествии».

В то же время, работа офицера в соединении (части) осуществляется на основе план - задания, утвержденного старшим воинским начальником. Этот план является алгоритмом действия при расследовании суицидального происшествия. В случае его отсутствия целесообразно использовать предлагаемый вариант работы:

План-задание расследования и определения причин совершенного самоубийства

Цели:

Изучить истинные причины и условия происшедшего суицидального происшествия, оценить работу должностных лиц по профилактике суицидов.

Проанализировать вопросы организации и состояния работы по психологическому обеспечению, особенно с военнослужащими, имеющими низкий уровень нервно-психической неустойчивости, суицидальным риском, результаты взаимодействия психолога с медицинской службой, командирами подразделений.

Оказать практическую помощь командованию в организации профилактической работы, а должностным лицам органов воспитательной работы - в проведении конкретных мероприятий психологической работы, особенно с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания.

Принять участие в организации внедрения в жизнь требований Министра обороны Российской Федерации по вопросам укрепления воинской дисциплины и правопорядка, обеспечения безопасности военной службы, улучшения морально-психологического состояния военнослужащих.

На мой взгляд работу с военнослужащими требующими повешенного психолого-педагогического внимания следует начинать с определения наличия неpвно-психической неустойчивости, акцентуации характера, психопатических черт (диагностировать, наблюдать):

Под наблюдение берутся также лица, обращающие на себя внимание такими особенностями поведения, как:

– повышенная вспыльчивость;

– плаксивость;

– дурашливость;

- боязливость;

– нелюдимость;

– склонность к фантазированию, вымыслам;

– являющиеся в подразделении объектами для шуток, насмешек;

– имеющие репутацию "чудаков", "дуpачков";

– систематически неуспевающие по боевой подготовке;

– замеченные в употреблении алкоголя и наркотических средств;

– интересующиеся лекарственными средствами;

– лица, перенесшие (в т.ч. по их словам) травмы головы, нервные и психические срывы, у которых в части наблюдались снохождения (или частое сноговоpение).

2. Определить тип семейного воспитания (гипеp- и гипопpотекция, условия эмоционального отвержения, жестоких взаимоотношений, моральной повышенной ответственности).

3. Определить вероятность скрытого алкоголизма, наркомании и токсикомании.

4. Зафиксировать наличие высказываний суицидального хаpактеpа.

5. Оценить возможность суицидальных проявлений в связи с возникшим острым конфликтом, неудачей, вскрытым пpавонаpушением, потерей или изменой близкого, любимого человека.

6. Выявить факты неpвно-психических pасстpойств, суициды в семье, у родственников.

7. Не ставить на службу с оружием военнослужащих в период после проявления острых аффективных реакций.

8. Не допускать случаев применения дисциплинарных наказаний.

Работа с лицами склонными к наркомании и токсикомании заключается в том, чтобы суметь, с одной стороны, привлечь к этой работе актив, командиров, штабы, органы по воспитательной работе, а с другой – находить занятия, которые отвлекали бы военнослужащих от наркомании и токсикомании. Это — спорт, искусство, литература, а в первую очередь планомерное проведение занятий по боевой подготовке, соблюдение требований общевоинских уставов.

Для предотвращения наркомании и токсикомании на мой взгляд необходимо вести работу в трех направлениях:

Во-первых, прививать военнослужащим самостоятельность в поступках.

Во-вторых, формировать убеждение о вреде наркотических веществ, огромной опасности их употребления и неизбежной расплаты за это.

В-третьих, осуществлять текущий антинаркотический контроль.

Самостоятельность в поступках необходимо воспитывать потому, что военнослужащий может знать о вреде и опасности, но не в состоянии противостоять давлению приятелей, компании.

Важным условием самостоятельности поведения и устойчивости к давлению группы является уверенность в поддержке командиров и товарищей по службе. Употребление наркотиков часто начинается в условиях дефицита внимания, по механизму психологической безнадзорности, особенно если она сочетается с гиперопекой.

В просветительной работе не следует давать подробные сведения о наркотиках, о том, где и как они произрастают, как их изготавливают. Профилактическую работу с военнослужащими следует вести очень тонко. Разъяснение механизмов действия наркотиков на организм может создать барьер между ними и наркотиками. Особенно важно раскрыть влияние наркотиков на мозг и подчеркнуть, что процессы, происходящие в организме, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах.

Также хочу заметить, работа должностных лиц подразделения с трудными военнослужащими не всегда проводится правильно и бывает плодотворной. Так в период прохождения стажировки мною была составлена характеристика на офицеров и прапорщиков подразделения. Приведу пример одной из них: Командир роты материального обеспечения гвардии старший лейтенант Смирнов М.В. является не кадровым офицером, окончил школу прапорщиков. В подразделении авторитетом не пользуется, какую-либо работу связанную с изучением лиц требующих повышенного психолого-педагогического внимания не проводит. Ограничивается лишением каких-либо денежных выплат, применяемых к военнослужащим. Работу по предупреждению суицидальных намерений не проводит, наоборот может сам являться причиной этому. Офицер тактически не грамотен, документация по воспитательной работе в подразделении отсутствует полностью. Хочу заметить, что рота материального обеспечения в 2006 году принесла 15 мсп 10 преступлении из 19, а также 4 смерти, 2 из которых при несении караульной службы, 2 по личной недисциплинированности военнослужащих. Подробные характеристики на прапорщиков подразделения можно посмотреть в приложении №3.

Также мною была проведена беседа с военнослужащим взвода подвоза горючего, который был признан военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (приложение №4): Ильюхин Сергей Викторович, родился 11 ноября 1985 года. Обратился к заместителю командира полка с жалобами на неустойчивое, чаще сниженное настроение, трудности в общении с окружающими. Со слов военнослужащего воспитывался в неполной семье. Родители развелись, когда ему было 9 лет. Рос слабым, болезненным ребенком, отставал в физическом развитии от своих сверстников. Формировался замкнутым, стеснительным болезненно обидчивым. С трудом налаживал межличностные отношения со сверстниками, являлся предметом насмешек с их стороны, что тяжело переживал. В школе учился слабо, дублировал 8 класс. Окончил 9 классов и курсы водителей. До призыва работал водителем. Призывной комиссией признан годным к военной службе. С трудом привыкал к новым условиям; не смог наладить межличностных отношений с сослуживцами. Стал объектом насмешек и унижений с их стороны, в ответ на это уединялся, плакал, высказывал суицидные угрозы. Направлен в 1586 ОВКГ на стационарное обследование и освидетельствование. Сделав выводы, хочу заметить, что работу с трудными военнослужащими следует начинать на начальной стадии призыва, т.е. в военных коммисариатах. В данное время возникла определенная тенденция призыва в армию. Военные комиссариаты пытаются выполнить строго ограниченный план по набору гражданской молодежи, и не всегда добросовестно выполняют свои служебные обязанности, призывая молодежь не годную к военной службе, и давая различные отсрочки здоровым, физически крепким молодым людям, но, увы, это уже другой вопрос.

На мой взгляд, в настоящее время в числе актуальных проблем воспитания выступают предупреждение и преодоление отклонений в поведении военнослужащих. Военную службу нередко проходят так называемые трудные молодые люди. В их поведении отразились негативные социальные тенденции, имеют место психологические отклонения. Именно данная категория военнослужащих требует повышенного психолого-педагогического внимания со стороны должностных лиц подразделения.

Хочу заметить, что офицеру необходимо знать, кого из военнослужащих следует относить к числу "трудных" (с отклоняющимся поведением) и по каким признакам. Отклоняющееся поведение – это форма или совокупность форм поведения военнослужащих, противоречащих принятым в государстве, обществе и Вооруженных Силах правовым, нравственным и дисциплинарным нормам. Выделение типов "трудных" военнослужащих позволяет тщательно спланировать работу с ними.

В ходе своей работы над выпускной квалификационной работой я сделал вывод, что "трудных " военнослужащих можно разделить на 3 типа:

педагогически запущенные;

– воспитательно-запущенные (трудновоспитуемые);

– социально запущенные.

У педагогически запущенных военнослужащих, на мой взгляд, отсутствуют социально значимые цели; их потребности примитивны, в основном материального плана; интересы сводятся к пище, одежде, просмотру видео- и кинофильмов, чтению развлекательной литературы; мотивы поступков характеризуются отсутствием чувства долга, нежеланием служить в армии. Такие военнослужащие периодически нарушают воинскую дисциплину, в чем часто впоследствии раскаиваются. Отношение к коллективу подразделения у них безразличное либо отчужденное, восприимчивость к педагогическим воздействиям изменчивая и противоречивая.

Педагогически запушенные военнослужащие испытывают трудности в начальный период службы. Обращаются за помощью к медицинским работникам, ссылаясь на различные болезни, пример был приведен мною выше. Для их психического состояния характерны медлительность и инертность, эмоциональная холодность и аффективные вспышки, пониженное настроение и раздражительность, эмоциональная напряженность и неразвитость волевых качеств.

В поведении педагогически запушенных военнослужащих наблюдается примерное равенство положительных и отрицательных качеств.

Формами отклоняющегося поведения у педагогически запущенных военнослужащих являются: симуляция различных болезней, употребление спиртных напитков, нечестность, порча военного и личного имущества, не успеваемость, воровство, леность, пререкания с офицерами, сержантами и др.

Педагогическая запущенность приводит к трудновоспитуемости военнослужащих. Хочу заметить, что работа с данной категорией военнослужащих наиболее плодотворно проводится в Московском военном округе. При трудновоспитуемости возникает потребность сохранить во время армейской службы вредные привычки и негативные формы поведения. Трудновоспитуемые военнослужащие характеризуются неустойчивой или отрицательной направленностью поведения. У них сформирована жизненная индивидуалистическая позиция, в основе которой лежат личная выгода, корысть, отсутствие чувства долга и ответственности. Трудновоспитуемые военнослужащие часто нарушают воинскую дисциплину, не выполняют элементарные нормы армейской службы.

У трудновоспитуемых военнослужащих наблюдается безразличное или отрицательное отношение к служебной деятельности. И только к культурно-досуговой и спортивной деятельности у некоторых сохраняется положительное отношение. "Трудные" нередко перекладывают выполнение служебных обязанностей на своих сослуживцев. Для их поведения характерны бездеятельность, быстрая утрата интереса к одному виду деятельности и переход к другому. Трудновоспитуемым свойственно активное сопротивление воспитательным воздействиям. Отношения с большинством сослуживцев у них конфликтные, реакция на требования воспитателей враждебная и агрессивная.

Физически сильные "трудные" легче переносят тяготы службы, внедряют в служебные отношения культ физической силы и кулака. Физически слабые военнослужащие страдают нервно-психической неустойчивостью. Им свойственны безволие, легкая внушаемость, неверие в свои силы, заискивание перед более сильными сослуживцами. В сложных обстоятельствах у трудновоспитуемых наблюдаются нервные срывы.

Для поведения трудновоспитуемых характерны грубость и пререкания с командирами, начальниками и сослуживцами; служебные и внеслужебные конфликты; неуставные взаимоотношения; употребление спиртных напитков; самовольные отлучки: лживость, притворство: трусость и зависть; порча военного имущества; суицидальные угрозы и попытки покушения на жизнь; употребление токсических веществ и др. Отклоняющееся поведение военнослужащих может привести к социальной запущенности.

Социально запущенным военнослужащим присуща негативная направленность потребностно-мотивационной сферы и ценностных ориентации (устойчивый комплекс социально-отрицательных, аморальных, примитивных и низменных целей, потребностей. интересов, взглядов и мотивов). Службу в армии они рассматривают как неприятную неизбежность, бесполезную трату времени, повинность, которую следует выполнять из-за возможного уголовного преследования за уклонение. Проявляют систематические и сознательные нарушения воинской дисциплины, их поведение не соответствует моральным нормам, требованиям военной присяги и общевоинских уставов.

Для социально запушенных характерно устойчивое отрицательное отношение практически ко всем видам деятельности. В их поведении постоянно проявляется стремление сохранить свои негативные привычки и образ жизни. сформированные до службы в армии. Социально запущенные военнослужащие ориентируются на личную выгоду, пытаются внедрить предпринимательский дух в армейскую среду. Выражается это в стремлении подзаработать: использовать служебное положение. транспорт, военное имущество в личных целях.

В воинских коллективах на роль неформальных лидеров все чаще претендуют социально запушенные. Целевые установки у них направлены на себя, а не на коллектив или профессиональную деятельность. В поведении наблюдается негативизм к воспитательным воздействиям; реакция на педагогические требования у них агрессивная и враждебная: они не воспринимают воспитательные мероприятия, не стремятся заниматься перевоспитанием себя. всячески противятся этому.

В поведении военнослужащих этого типа проявляются устойчивые отрицательные качества: индивидуализм. грубость, бесстыдство. озлобленность, жестокость. агрессивность и др.

Такие военнослужащие страдают психическими расстройствами. имеют истощенную нервную систему и способны на аффективные неосознанные действия и поступки. У социально запущенных до службы в армии имелись такие вредные привычки, как употребление наркотиков, токсических веществ, спиртных напитков. Физически слабые социально запушенные страдают нервно-психической неустойчивостью, часто симулируют различные болезни.

Формами отклонения в поведении социально запущенных военнослужащих могут быть: культ физической силы, самовольные оставления части, армейский рэкет, воровство и распродажа военного имущества, употребление токсических веществ и спиртных напитков, суицидальные действия, половые извращения и др. Социальная запущенность представляет опасность и может привести к воинским правонарушениям и преступлениям.

В результате педагогической диагностики мною была составлена характеристика на каждого "трудного" военнослужащего, которая включала в себя:

– общие данные о военнослужащем;

– особенности формирования личности до призыва в армию;

– особенности физического развития, состояния здоровья;

– особенности развития психических процессов, их свойств, состояний и образований;

– особенности деятельности и поведения;

– общие психолого-педагогические выводы;

– рекомендации по исправлению "трудных" и оценку результатов процесса воспитания.

В заключении хочу обратить внимание на то, что "трудный" – это широкое, обобщенное понятие, которое включает различные типы военнослужащих с отклонениями в социально-педагогическом, психологическом и физическом развитии, отличающихся дисгармоничным соотношением положительных и отрицательных качеств. Также необходимо акцентировать внимание на сущностных характеристиках основных этапов педагогической диагностики, и особое внимание сосредоточить на следующих положениях:

а) воспитательную работу с "трудными" военнослужащими нельзя сводить к отдельным мерам, необходима система педагогических воздействий всех категорий офицеров;

б) воспитательная работа должностных лиц подразделения (части) результативна в тех случаях, когда она четко спланирована и опирается на основы педагогической науки.


Заключение


Таким образом, рассмотрев проблему работы заместителя командира подразделения по воспитательной работе с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания можно подвести итоги.

Работа по выявлению «трудных» военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, должна начинаться с момента прибытия воинов в подразделение. При этом целесообразно придерживаться некоторой последовательности. Прежде всего, необходимо осмотреть внешний вид каждого прибывшего, тщательно изучить имеющиеся документы. Это позволит составить первое впечатление об их личности, морально-деловых качествах, семейном положении, условиях воспитания, интересах, увлечениях, состоянии здоровья. Особое внимание следует обратить на наличие в документах прямых или косвенных свидетельств о фактах употребления наркотиков.

К таким документам следует отнести: характеристики с места работы, учебы, прежнего места службы, медицинскую книжку, автобиографию. Отметка об употреблении наркотиков может стоять в военном билете. Уже на этом этапе необходимо проанализировать: присутствуют ли в перечисленных документах факты, дающие основания занести вновь прибывшего воина в группу лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания.

Исключительно важным мероприятием должен стать медицинский осмотр, на котором командир подразделения обязан присутствовать лично. Перед осмотром он должен указать врачу на тех лиц, которые, по его мнению, требуют более углубленного обследования на предмет употребления наркотических средств. Кроме того, командиру самому необходимо обратить внимание на кожные покровы (наличие татуировок, позволяющих предположить, что воин имел контакты с криминальной средой, наличие гнойничковой сыпи, расчёсов кожи, следов от уколов), а также выявить лиц, страдающих излишней худобой, дефицитом массы тела. Все эти признаки могут свидетельствовать о том, что военнослужащий знаком с наркотиками.

Работа по выявлению военнослужащих данной группы не должна ограничиваться лишь временными рамками периода прибытия пополнения в подразделение. Она должна вестись постоянно. Беседы, педагогическое наблюдение, профилактический медицинский осмотр, изучение общественного мнения, информация, поступающая от сослуживцев, переписка по месту учебы, работы и жительства воинов позволяют командиру своевременно предотвратить развитие такого страшного явления, как наркомания.

Выявление военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, не должно превратиться в самоцель. Эта работа даст надежные гарантии, если рассматривать ее лишь как первый этап в организации воспитательного воздействия на лиц, склонных к нарушениям. С военнослужащими, включенными в данную группу, помимо массовых профилактических мероприятий должна проводиться систематическая индивидуально-разъяснительная работа, организовываться оказание им помощи в решении существующих проблем, в освоении ими служебных обязанностей со стороны более опытных сослуживцев, земляков. Целесообразно поддерживать тесные связи с родными и близкими этих воинов. Необходимо следить за тем, чтобы служебные нагрузки на этих воинов были разумными, своевременно поощрять их усердие, отмечать успехи в службе, создавать вокруг этих людей обстановку заинтересованного участия, эмоциональной поддержки. Целесообразно военнослужащих, входящих в "группу риска", вовлечь в общественно-полезную деятельность, помочь найти им дело по душе.


Приложения

Приложение 1


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АЛКОГОЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Анкета состоит из 14 вопросов, на которые следует отвечать "ДА" или "НЕТ".

ВОПРОСЫ:

Первое в жизни употребление алкоголя оставило у Вас приятные воспоминания?

Алкоголь для Вас – средство занять свободное время?

Ваши друзья выпивают чаще 2-х раз в месяц?

Разговоры о выпивке вызывают у Вас желание выпить?

Приходила ли к Вам когда-нибудь мысль о необходимости сократить употребление алкоголя?

Появлялось ли у Вас когда-нибудь чувство вины или досады в связи с употреблением алкоголя?

Считают ли некоторые ваши знакомые, что Вы много пьете?

Считают ли ваши родные, что Вы много пьете?

Можно ли весело провести праздник или день рождения совершенно не выпивая?

Бывает ли Вам трудно воздержаться от приема алкоголя?

Бывали ли у Вас когда-нибудь неприятности на работе из-за употребления алкоголя?

Задерживались ли Вы милицией в состоянии алкогольного опьянения?

Забывали ли Вы часть минувшего вечера после выпивки?

Ответы с помощью ключа переводятся в баллы и суммируются


ЗНАЧЕНИЯ ОТВЕТОВ:

вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

баллы

ДА

0

0

0

0

0

0

0


5

0

0

0

0

0

НЕТ

2

3

6

7

1

6

3

5

0

6

2

10

1

7


ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

0 – 20 баллов – нулевой-второй уровни

21 – 58 баллов – третий-четвертый уровни

59 и более – пятый-шестой уровни

УРОВНИ АЛКОГОЛИЗАЦИИ:

Нулевой – полная трезвость.

Первый – единичное или эпизодическое употребление алкоголя, сопровождающееся неприятными ощущениями.

Второй – эпизодическое употребление с эйфорией и уже хорошей переносимостью.

Третий – случаются приемы небольших доз по утрам, чтобы поднять настроение. Возникают эксцессы на почве употребления алкоголя. Для него характерен высокий риск развития алкоголизма.

Четвертый – это формирование психической зависимости от алкоголя, сопровождающийся активным стремлением к выпивкам.

Пятый – формирование физической зависимости от алкоголя с повышенной его переносимостью, активным похмельным синдромом и стремлением пить еще и еще.

Шестой – это алкогольный распад личности: запойные пьянства, вызывающие злобность и агрессивность.

Если до третьего уровня человек нуждается лишь в мерах социального контроля, то на 4-м уровне они уже обязаны быть дополнены мерами медицинского воздействия.

Приложение №2


Лист беседы с военнослужащим по призыву

(демографические данные)

1. Ф.И.О., полная дата рождения.

2.Каким РВК призван и когда.

3.Образование, что закончил, когда (гражданская специальность, какое время по этой специальности работал, разряд, если водитель, то какие категории А, В, С).

4. Национальность.

Семейное положение (холост, жена Ф.И.О., домашний адрес жены, дата рождения, кем работает, наличие детей, год рождения).

Родители: Отец – Ф.И.О., дата рождения, кем работает, группа инвалидности.

Мать – Ф.И.О., дата рождения, кем работает, группа инвалидности

Брат, сестра, дата рождения (домашний адрес). Домашний адрес родителей с индексом, телефон.

Вероисповедание.

Наличие приводов в милицию, количество, когда и за что.

Привлекался ли к уголовной ответственности (статья, дата, когда был осуждён, срок) и отбывал ли наказание и где.

Были ли судимы родственники и друзья (статья, дата, когда был осуждён, срок) и отбывал ли наказание и где.

Находился ли на излечении в диспансерах (венерологическом, когда болел, диагноз, психиатрическом, наркологическом) в каком и адрес.

Случаи суицида (были ли попытки и у родственников) кто, когда, при каких обстоятельствах.

Вредные привычки (курение, алкоголь как часто, наркотики какие).

Хронические болезни (какие, когда, где лечился).

Черепно-мозговые травмы, когда, при каких обстоятельствах и где проходил лечение.

17. Увлечение спортом, вид, разряд.

Где проходил военную службу, на каких должностях, время прохождения, проявлялись ли к нему НУВ.

Приложение 3


АНКЕТА

1. Фамилия __________ Имя _________ Отчество______________

2. Национальность______________________________________

3. Образование_________________ какое учебное заведение окончили ______________________________________________________

4. Гражданская специальность_____________________________ имеете ли стаж работы по специальности_____________________________

5. Чем увлекались в свободное время___________________________________ умеете ли: рисовать ____, писать плакатным пером _____, работать на персональном компьютере _____.

6. Имеете ли судимых родственников (степень родства, за что осужден)

_________________________________________________

7. Имеете ли родственников находящихся под наблюдением: психиатра (степень родства, диагноз) ________________________________________ невропатолога(степень родства, диагноз) ____________________________

8. Имеете ли вы приводы в милицию ____, причины ____________

9. Состояли ли вы на учете в инспекции по делам несовершеннолетних

_____, причина ____________________________________

10.Выезжали ли вы за границу (куда, когда, с какой целью) ____________________________________________________________

11. Имеете ли загранпаспорт ______, где он хранится ____________

12. Поддерживаете ли контакты с гражданами иностранных государств _____ в связи с чем _________________________________________

13. Воспитывались: с родителями ______, без отца (причина) _____________, без матери (причина) __________________________

14. Родители пенсионеры: (кто, вид пенсии) ____________________________ инвалиды: (кто, вид инвалидности) ________________________________

15. Женаты ______, имеете ли детей _______, есть ли девушка ___________

16. Имели ли частые ссоры с окружающими _______________________________

17. Имели ли черепно-мозговые травмы, сотрясения головного мозга ______ при каких обстоятельствах _________________________________________

18. Имеете ли хронические заболевания _________________________________

19. Отношение к наркотическим веществам: употреблял ______, пробовал _______, не употреблял ________, вид наркотического вещества _______

20. Употребляли ли спиртные напитки: по праздникам ______, раз в неделю и чаще ______, раз в месяц и реже ____, не употреблял______

21. Совершали ли побеги из дома ______, причина ________________________

22.Оставались ли в школе на второй год ______, причина _______________

23.Отношение к службе: пошел служить с желанием _____, без желания _____, без желания но с пониманием необходимости службы________

24. Ваше вероисповедание: верующий _________, атеист __________________

25. Тяжело ли вам привыкать к новым условиям службы ___________________

26. Испытываете ли вы тягу к одиночеству, предпочитаете уединяться _____

27. Были ли ограничения при прохождении призывной комиссии, по здоровью, если да то какие _____________________________________

28. Было ли желание, попытки покончить жизнь самоубийством ____________

29.Отношения в семье среди родственников (пьянки, побои, скандалы)

_____________________________________________________________

30. До призыва на военную службу: работали ________, учились _________, не работали и не учились ___________________________

31.В какой семье воспитывались: рабочих _______, колхозников _______, военнослужащих _________, интеллигентов ______, пенсионеров _________

32.Адрес родителей: _______________________ телефон_____________

Список литературы

1. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы / под ред. А.В. Барабанщикова. – М.: ВПА, 1980. – 280 с.

2. Барабанщиков А.В. Конюхов Н.И. Теоретические и методические вопросы разработки профессиограмм выпускников академий. – М.: ВПА, 1982. – 42 с.

3. В помощь войсковому психологу. – М.: Ч. 2. МВВКУ, 2001. – 87 с.

4. Военная педагогика и психология. – М., 1998.

5. Герасимов В.Н. Педагогика перевоспитания // под общ. ред. Вдовюка В.И. – Куйбышев: ПУ ПриВО, 1987. – 123 с.

6. Давыдов Г.А. Профессиональная предрасположенность и ее формирование у курсантов военных училищ. – М.: ВПА, 1976. – С. 5.

7. Железняк Л.Д. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера (опытно-экс. пед. исследование): Дис. д-ра психол. наук. – М., 1982. – С. 68.

8. Карпов А.М. Самозащита от наркомании. Образовательно-воспитателные основы профилактики и психотерапии наркомании. МАБНН; РЦПННКМ РТ; МГМА. – М.: Изд-во «ДАС», 2001. – 25 с.

9. Киряшов Н.И. Единство слова и дела в воспитании воинов. – М.: ВПА, 1988. – 76 с.

10. Колесов В.В., Турцевич С.В. Наркотизм: сущность и профилактика. – М.: Знание, 1988. – 135 с.

11. Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 89 с.

12. Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. – М.: Педагогика, 1991. – 367 с.

13. Командир – подчиненный: профилактика «группы риска» (Информационно-методическое пособие для командиров подразделений). – М.: ЦВСППИ ВС РФ, 1994. – 64 с.

14. Комар А.В., Ванин И.Ф. Боевой опыт и практика его использования в обучении и воспитании войск. – М.: ВПА, 1990. – 123 с.

15. Кони А.Ф. Самоубийство в законе и в жизни // Собр. соч : т.8 – М., 1966. – т.4. – С.452–482.

16. Круглянский В.Ф. Наркомании и токсикомании у подростков. – Минск: Высшая школа, 1989. – 134 с.

17. Кудрявцев Ю.М. Проектирование системы подготовки офицеров к воспитательной деятельности с трудными военнослужащими: Дисс. докт. пед. наук. – Казань: КГТУ, 2003. – 426 с.

18. Кудрявцев Ю.М. Подготовка курсантов военно-учебных заведений к работе с военнослужащими, склонными к дезертирству. – М., 1998. – 132 с.

19. Кудрявцев Ю.М. Подготовка курсантов высших военно-учебных заведений к военно-профессиональной превентивной деятельности. – Казань: КФЧТИ, 2000. – 148 с.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – С. 183.

21. Шведин Б.Я. Микропроцессорная техника в практике военно-социальных исследований и управлении. – М.: ВПА, 1989. – С. 90–92.

 


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.