РУБРИКИ |
Работа психолога в МОУ СОШ №172 |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Работа психолога в МОУ СОШ №172Работа психолога в МОУ СОШ №172Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» ОТЧЕТ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ (методическая папка студента-практиканта) Студента ______________________________________________ Специальность _________________________________________ Факультет ____________________________________________ курс _____________________ группа _____________________ Практика проводилась в _____________________________________ _______________ района г. ________________________________ с « ______» ___________ по «______» _______________ 200____ г. Томск 2009 Задание № 1. Паспорт учреждения Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №172» г.Зеленогорск (МОУ СОШ №172). Дата создания: 1970 год. Адрес: 663690, Красноярский край, г.Зеленогорск, ул.Строителей, д.19, тел.8 (39169) 3-33-89. Расположена в жилом секторе на южной окраине города. Осуществляет свою деятельность на основании: Закона РФ «Об образовании»; Устава (постановление администрации ЗАТО г.Зеленогорска №544-п 30.11.07); Лицензии на осуществление образовательной деятельности серия А №290771, Р№ 1738-л от 18.04.08; Свидетельства о государственной аккредитации АА 079957 30.10.01.; Нормативно-методических документов МО РФ, ГУО администрации края, ГУО администрации г.Зеленогорска. В МОУ «СОШ № 172» реализуются образовательные программы: - начального общего образования (4года); - основного общего образования (5 лет); - среднего (полного) общего образования (2 года). Всего в школе 527 обучающихся, 22 класса-комплекта. Средняя наполняемость классов составляет 24 обучающегося. Контингент обучающихся стабилен. Движение происходит по объективным причинам. Изменения в комплектовании на 2008-2009 учебный год в сравнении с 2007-2008 учебным годом: по контингенту обучающихся – увеличение на 26 учеников; по количеству классов-комплектов - увеличение на 1 класс. 1 – х классов – 80 чел. (1А – 27 чел., 1Б – 26 чел., 1В – 27 чел.) 2 – х классов – 52 чел. (2А – 26 чел., 2Б – 26 чел.) 3 – х классов – 47 чел. (3А – 23 чел., 3Б – 24 чел.) 4 – х классов – 71 чел. (4А – 28 чел., 4Б – 24 чел., 4В – 19 чел.) 5 – х классов – 49 чел. (5А – 26 чел., 5Б – 23 чел.) 6 – х классов – 52 чел. (6А – 26 чел., 6Б – 26 чел.) 7 – х классов – 49 чел. (7А – 24 чел., 7Б – 25 чел.) 8 – х классов – 46 чел. (8А – 23 чел., 8Б – 23 чел.) 9 – х классов – 43 чел. (9А – 28 чел., 9Б – 15 чел.) 10 – х классов – 22 чел. (10А – 22 чел.) 11 – х классов – 16 чел. (11А – 16 чел.) Режим и условия обучения в школе организованы в соответствии с требованиями СанПиН. Учебные занятия проходят в одну смену при шестидневной учебной неделе. В МОУ «СОШ №172» установлен следующий режим работы: начало работы - 07.30 утренняя гимнастика 8.00-8.10 начало занятий – 08.10; завершение занятий - 14.15; Продолжительность урока составляет 40 мин. Расписание для учащихся 1-х классов: 1-й урок – 08.10 – 08.40 – перемена 10минут; 2-й урок – 08.50 – 09.20 – перемена 15 минут; 3-й урок – 09.35 – 10.05 – перемена 15 минут; 4-й урок – 10.20 – 10.50 Расписание для учащихся 2-х – 11-х классов: 1-й урок – 08.10 – 08.50 – перемена 10 минут; 2-й урок – 09.00 – 09.40 – перемена 20 минут; 3-й урок – 10.00 – 10.40 – перемена 20 минут; 4-й урок – 11.00 – 11.40 – перемена 10 минут; 5-й урок – 11.50 – 12.30 – перемена 15 минут; 6-й урок – 12.45 – 13.25 – перемена 10 минут; 7-й урок – 13.25 – 14.15 Работа групп продленного дня, спортивных секций, кружков, курсов осуществляется по утвержденному расписанию до 21.00. Школа реализует: - общеобразовательные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования; - программы универсального профиля обучения на ступени среднего полного общего образования; - дополнительные образовательные программы по направленностям: содержание и воспитание обучающихся в группах продленного дня; художественно-эстетическая; спортивно-туристическая. Цель учебной деятельности: создание условий для усвоения обучающимися обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, основного общего и среднего (полного) общего образования через индивидуально-дифференцированное обучение. Задачи: Продолжить работу по преемственности начальная школа - средняя школа. Продолжить работу над программой работы с одарёнными детьми. Обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учителя через предметы по выбору, факультативы, индивидуальные занятия и дополнительного образования. Организация контроля за работой со слабоуспевающими учащимися. В целях ранней диагностики и адаптации обучающихся работает «Школа дошкольника». Это позволяет педагогам заранее изучить психологические особенности детей и уровень их интеллектуального развития. Одним из главных принципов обучения в школе является принцип преемственности (детский сад - школа I ступени - школа II ступени - школа III ступени). Технология организации учебного процесса: Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии. Компьютерные технологии в преподавании биологии, географии, физики. Компьютерные технологии в управленской деятельности. Компьютерные технологии в психологическом мониторинге. Модульная технология. Интегральная технология. Элементы технологии КСО. Уровень образовательных программ в ОУ. Для преподавания предметов в МОУ «СОШ№172» используется типовые государственные программы для общеобразовательных школ утверждённые Министерством образования России, которые обеспечиваются базовым компонентом. Особенности учебного плана: Учебный план школы в 5-11-х классах соответствует базисному плану. Учебный план состоит из часов базового и школьного компонента. В сумме она не превышает максимального объёма обязательной учебной нагрузки. Система вариативного обучения школы №172: 2-я ступень: Традиционное обучение. Раннее изучение информатики. МХК Коррекционно-развивающее обучение. 3-я ступень: Предметы по выбору (алгебра, русский язык - 10 кл, в 11кл биология). Индивидуальные консультации. Факультативы Кадровое обеспечение УВП: МОУ «СОШ №172» укомплектовано в 2008-2009 учебном году педагогическими кадрами по всем предметным дисциплинам. Директор: Аладко Олег Александрович. Заместитель директора по УВР: Сиряпова Альбина Геннадьевна. Заместитель директора по ВР: Журомская Галина Александровна. Социальный педагог: Фоминцева Ирина Владимировна. Инструктор по ИКТ: Кособуко Виктор Васильевич. Состав и квалификация педагогических кадров:
Распределение по возрасту:
Распределение педагогов по стажу:
Курсы повышения квалификации:
Материально-техническое оснащение школы. В школе оснащены 39 учебных кабинетов, классных комнат и лабораторий. Их общая площадь составляет 1727 кв.м. Существующая материально-техническая база школы соответствует современным требованиям. В наличии один кабинет информатики. В школе 29 современных компьютеров, которые объединены в локальную сеть и имеют подключение к сети Интернет по выделенной линии. В кабинете география в 2008 году установлена интерактивная доска. Сформированы два передвижных проекционных рабочих места на основе мультимедийных проекторов и ноутбуков. Для организации и проведения лабораторных работ кабинеты химии, биологии и физики укомплектованы учебным оборудованием и химическими реактивами. Учебные помещения укомплектованы учебной мебелью, позволяющей регулировать её высоту, учитывая рост обучающихся. В школе кабинетная система обучения. Уровень материально-технического обеспечения соответствует современным требованиям. Произошло обновление библиотечного фонда: в 2008-2009 уч.г. число книг, брошюр и журналов – 44284; в том числе школьные учебники – 10673. Школа имеет все возможности для проведения физкультурных, спортивно-массовых мероприятий, занятий спортивных секций не только для обучающихся, но и их родителей, жителей микрорайона. Для более полной реализации образовательных потребностей жителей микрорайона и для создания условий по реализации идей, содержащихся в Программе развития школы, дополнительно оборудованы и оснащены: кабинет психолога, логопеда, социального педагога, основ театрального искусства, малый спортивный зал, лыжная база. Для проведения спортивных игр и занятий в школе имеются большой (276м2) и малый (123 м2) спортивные залы, оснащенные необходимым минимальным инвентарем и оборудованием. Ежегодно силами работников школы осуществляется текущий ремонт спортивных залов и спортивных раздевалок. На территории школы расположена лыжная база на 40 пар лыж. На этой базе проводятся не только уроки, но и работает лыжная секция (тренер Халипский Н.Ф.), проводятся различные спортивные мероприятия в каникулы и выходные дни. В 2007 году по федеральной программе была выполнена «Реконструкция спортивного двора школы». В результате на территории школы были обустроены: комплексная площадка (волейбол, баскетбол) с искусственным покрытием; футбольное поле с дренажем, новыми футбольными воротами; беговые дорожки вокруг стадиона; гимнастическая площадка; выполнен ямочный ремонт асфальтового покрытия вокруг школы. В 2009 году планируется обустроить прыжковую яму, установить перекладины для подтягивания на спортивной площадке. Учебные мастерские технического и обслуживающего труда укомплекто-ваны необходимым оборудованием для осуществления образовательного процесса в соответствии с программой образовательной области «Технология». Материально-техническая оснащённость УВП: УМК 100%; Наглядные пособия (100%); Технические средства обучения; Программное обеспечение; Натурный фонд. Специфика деятельности психолога МОУ СОШ №172 г.Зеленогорска. Школьный психолог: Деркач Елена Владимировна - психолог высшей категории. Функциональные обязанности. Оказывает помощь воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу и группе управления в решении конкретных проблем. Ведёт документацию по установленной форме и использует её по назначению. Ведет работу по следующим направлениям: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика. Должностные обязанности психолога представлены в приложении 1. Главной целью деятельности психологической службы школы является психологическое здоровье детей школьного возраста. Работа школьного психолога строится по направлениям: - методологическая (районные объединения и городская ассоциация педагогов-психологов); - работа с педагогическим коллективом (педагоги и администрация); - работа с родителями; - работа с учащимися. Основные задачи: 1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 2) развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками; 4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, учителям. Основным средством достижения главной цели психологической службы школы являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. План работы на месяц, четверть, квартал, год (в зависимости от просьбы администрации и своих собственных потребностей) психолог составляет самостоятельно, но обязательно учитывает при этом пожелания руководителей учреждения, учителей. Направления работы психолога в МОУ СОШ №172 I. Школьная психодиагностика и исследовательская деятельность. Проведение психологической диагностики и исследовательской деятельности различного профиля и предназначения, которые направлены на определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей в усвоении образовательной программы, а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, исследование мотивационной сферы воспитанников. Психодиагностика необходима для: составления социально-психологического портрета школьника (описания его школьного статуса); определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и имеющим проблемы с психическим самочувствием; выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения. Составляет психолого-педагогическое заключение по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (или лиц их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития воспитанников. II. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками. Развивающая работа ориентирована на создание социально- психологических условий для целостного психологического развития школьников, прежде всего на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферу психической жизни и самосознание детей преимущественно средствами преподавания психологических знаний. Психокоррекционная работа ориентирована на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия, т.е. на школьника с различными психологическими проблемами и направлена на их решение. III. Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов. Консультирование и просвещение школьников. Психологическое просвещение школьников ориентировано на создание условий для активного усвоения и использования школьниками социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития. В рамках индивидуальной работы в области консультирования решаются следующие задачи: оказание помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении или имеющим проблемы с психическим самочувствием; обучение учащихся навыкам самопознания, использование своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания. Консультирование и просвещение педагогов. В консультировании педагогов выделяется три направления: консультирование классных руководителей и воспитателей по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия; психолого-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребёнка в процессе его обучения; социально-посредническая работа психологической службы в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родитель. Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могут получить профессионально и личностно значимое для них знание, позволяющее: организовать эффективный процесс обучения школьников с содержательной и методической точек зрения; построить взаимоотношения со школьниками и коллегами; осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий. Консультирование и просвещение родителей. Основная цель этого вида работы – создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребёнка в процессе школьного обучения, т.е. создание ситуации сотрудничества и формирование ответственного отношения родителей к проблемам школьного обучения и развития ребёнка (расписание консультаций в табл. 1). Таблица 1 – Расписание консультаций
IV. Методическая деятельность. Участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных составляющих дополнительных образовательных программ с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей личности воспитанников. Участие в методическом объединении психологов. V. Социально-диспетчерская деятельность. Эта деятельность направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (администрацией) социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного психолога – практика. Задание №2. Психодиагностическая работа Психодиагностическая работа проведена в 5А классе школы №172 (список класса в приложении 2). В психодиагностическом исследовании приняли участие - 15 учеников. 1. Методика «Отношение к предметам» (по И.В.Дубровиной) Цель: изучение уровня удовлетворенности изучаемыми предметами и познавательной активности. Инструкция. Испытуемым предлагается список из школьных предметов, которые в данный момент они проходят по школьной программе (десять предметов). Рядом с каждым предметом предлагается проставить букву: красный – предмет нравится (к) черный – не нравится (ч) зеленый – иногда нравится, иногда не нравится (з) В течение двадцати секунд предлагается проставить буквы напротив школьных предметов. Обработка результатов. Проводится подсчет букв К (красный) и Ч (черный) и определяется уровень удовлетворенности школьными предметами. Например, такой результат: красный – 9, черный – 1, (9-1). Считается только количество красных. Общая сумма предметов делится на три и получаются следующие результаты (рис.1): Высокий уровень: 8-10 баллов Средний уровень: 4-7 баллов Низкий уровень: от 3 и ниже Рисунок 1 - Процентное соотношение показателей учащихся 5А класса по познавательной активности Результаты диагностики. Для детей 5 класса характерен высокий уровень сформированности познавательной активности учебной деятельности. Только у одного мальчика (№2) низкий уровень познавательной активности. Этому мальчику не нравятся многие учебные предметы. У 33% учеников данного класса познавательная активность (желание получать знания, выполнять предлагаемые задания) сформирована на среднем уровне. Этим ученикам нравятся от 5 до 7 учебных предметов. 2. Методика «Шкала успешности» Цель: определить уровень самооценки учащихся в учебной деятельности. Инструкция. Методика проводится на том же самом листе со списком изучаемых испытуемыми школьных предметов. Преподаватель предлагает определить, насколько вы успешны при изучении разных предметов. Рядом с каждым предметом поставьте одну из этих цифр, насколько вы сами чувствуете себя успешными. Ниже приводится шкала ответов (рис.2): 1. – очень успешен 3. – достаточно успешен 5. – не успешен совсем После предлагается еще варианты 2 и 4, промежуточные варианты, если ребенок не может сказать точно. Обработка результатов. Подсчитывается только ответы 1 и 2 или 5. Числа 1 и 2 записываются первыми, например (9-1), а сумма пятерок вторыми (9-1). Сравнивается первое число из методики «Отношение к предметам» и из методики «Шкала успешности». Если оба числа равны или близки друг к другу (разница в 1-2 единицы), то самооценка успешности адекватная. Если показатель из методики «Отношение к предметам» меньше показателя методики «Шкала успешности» на 3 и более единиц, то самооценка испытуемого завышенная. Если же показатель методики «Отношение к предметам» больше чем показатель методики «Шкала успешности», то самооценка испытуемого заниженная. Может быть вариант, что оба показателя низкие, это значит, что самооценка испытуемого устойчиво низкая. Рисунок 2 - Самооценка успешности учебной деятельности Результат по данной методике. Адекватная самооценка учебной деятельности также сформирована у 60% учащихся класса. Это говорит о том, что дети правильно оценивают свои успехи, возможности и неудачи. Они адекватно относятся к требованиям, замечаниям учителей, делают правильные выводы с целью изменения ситуации. Для 33 % детей характерна заниженная самооценка. Эти дети, как правило, неуверенны в собственных силах, иногда успехи расценивают как случайность, делают акцент на неудачи в учебной деятельности, переживают по поводу получения неудовлетворительных оценок. У одного ученика выявлена устойчивая низкая самооценка. Это составило 7% от общего количества учеников. 3. Методика определения школьной мотивации (А.Г.Лускановой) Цель: определить уровень мотивации на школьную деятельность, узнать, нравится ли ему учится. Инструкция. Испытуемому предлагается 10 вопросов с вариантами ответов, которые приведены ниже: 1. Тебе нравится в школе? а) да б) иногда в) нет 2. Утром всегда ли ты с радостью идешь в школу, или тебе чаще хочется остаться дома? а) иду с радостью б) бывает по-разному в) чаще хочется остаться дома 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался бы дома? а) пошел бы в школу б) не знаю в) остался бы дома 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? а) не нравится б) бывает по – разному в) нравится 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? а) не хотел бы б) не знаю в) хотел бы 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? а) нет б) не знаю в) хотел бы 7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? а) часто б) редко в) не рассказываю 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? а) мне нравится наш учитель б) точно не знаю в) хотел бы 9. У тебя в классе много друзей? а) да б) мало в) нет друзей 10. Тебе нравятся твои одноклассники? а) нравятся б) не очень в) не нравятся Обработка результатов. За проставленные буквы начисляются следующие баллы (рис.3): а – 3 балла, б – 2 балла, в – 0 баллов. Рисунок 3 - Школьная мотивация учащихся 5А класса Ниже приведена шкала определения мотивации на учебу: 21 – 30 баллов высокий уровень школьной мотивации 15 – 20 баллов средний уровень школьной мотивации 14 и ниже баллов низкий уровень школьной мотивации Результаты по данной методике. Высокий уровень сформированности школьной мотивации выявлено у 73% учеников. Дети с высоким уровнем школьной мотивации ходят с довольствием в школу, не испытывают затруднений приходить утром в школу. Они с желанием выполнят домашние задания и понимают их необходимость. У учеников с высокой школьной мотивацией много друзей среди одноклассников, они удовлетворены складывающимися отношениями с ними. У 33% учеников средний уровень школьной мотивации. Это свидетельствует о том, что учеников школа привлекает в большинстве своем внеучебными мероприятиями: праздниками, переменами, общением с одноклассниками, тренировками и соревнованиями. Для мальчика № 2 характерно проявлением низкого уровня по всем используемым методикам, что свидетельствует о дезадаптации ученика. 3. Определение уровня умственного развития учащихся 5 класса по методике Э.Ф.Замбицявичене Как видно из гистограммы, большинство учащихся класса имеют средний уровень умственного развития (63,6%), двое испытуемых имеют высокий уровень умственного развития (18,1%), двое испытуемых имеют пониженный уровень умственного развития, учащихся с низким уровнем умственного развития - нет. При проведении количественного и качественного анализа было выявлено: у большинства учащихся класса хорошо развито умение дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных; хорошо развиты операции обобщения и отвлечения, но недостаточно развиты способности устанавливать логические связи и отношения между предметами и явлениями. Большинство учащихся имеют средний запас знаний, а также средний словарный запас. Рекомендации: 1.Развитие логического и творческого мышления (посредством соответствующих приемов и упражнений), во время учебных занятий и внеклассных мероприятий. 2.Чтение художественной и публицистической литературы, с целью расширения кругозора. 3.Проведение познавательных бесед с целью обогащения словарного запаса и кругозора. Задание №3. Психологическое консультирование Вопросы, по которым обращаются к школьному психологу для консультирования. 1. Трудности в учёбе. Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше. 2. Взаимоотношения в классе. Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях. 3. Взаимоотношения с родителями. Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания - такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас. 4. Выбор жизненного пути. Девятый, десятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться. 5. Самоуправление и саморазвитие. Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюжинных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами По запросам учителей школы и родителей старшеклассников проведена консультационная беседа для учащихся 9-11-х классов на тему «Самопрезентация». В жизни большинства взрослых людей профессия играет значительную роль. Профессия позволяет не только существовать в экономических условиях государства, но также дает возможность важных социальных контактов и часто является существенным источником личностного саморазвития. Большое значение в профессиональной деятельности имеет выбор профессии, а, следовательно, и успешный жизненный выбор. Одним из этапов в профориентационной работе является рассмотрение проблемы устройства на работу, а именно собеседование с работодателем. Цель: формирование представлений об использовании навыка эффективной самопрезентации в различных областях жизнедеятельности, в том числе, в профессиональной. Задачи: познакомить учащихся с приемами расположения к себе; снизить неуверенность при собеседовании; раскрыть способы эффективной самопрезентации; получить для себя первые результаты принятия решения. Психолог. В жизни каждого человека наступает момент, когда позади оказываются годы учебы в школе, училище, вузе и возникает проблема устройства на работу. Многие больше всего боятся именно собеседования при поступлении на работу. Но вместе с тем собеседование – наилучший способ показать работодателю свои лучшие качества. Собеседование – более гибкая форма проверки работник, чем анкетирование или тестирование. Стремитесь использовать эту гибкость в свою пользу. Постарайтесь заранее подготовиться к собеседованию, чтобы уменьшить волнение и улучшить его результаты. Сегодня мы с вами рассмотрим, как подготовиться к собеседованию так, чтобы оно оказалось успешным. Первое интервью. Необходимо помнить следующее: не бывает второго случая произвести благоприятное первое впечатление. Запомните, 80% вашего успеха - это именно то впечатление, которое вам удалось произвести. И учтите, что на эту спринтерскую дистанцию вам, очевидно, всего 15 секунд. Поэтому продумайте. Улыбайтесь. Когда вы улыбаетесь, вы излучаете тепло и тем самым располагаете к себе. Даже во время телефонного разговора, ваша улыбка смягчает ваш голос, придавая ему особый тембр и обаяние. Очень важно, чтобы ваша улыбка была открытой и располагающей. Леденящий душу оскал или рот клоуна - это не то, что вам нужно. Почувствуйте преимущества обладателя располагающей улыбки. Рукопожатие. Это важная часть первого контакта. Оно должно быть уместным. Не протягивайте руку первым, особенно если интервьюер женщина или мужчина старше вас по возрасту. Но будьте готовы ответить на рукопожатие. Протянутую вам руку следует пожать, но не настолько сильно, чтобы у человека на лице отразилась гримаса боли. Помните о расстоянии между вами и собеседником. Никогда не вторгайтесь в его личную зону, заставляя шарахаться от вас, но и не забивайтесь в дальний угол огромного кабинета. Оптимальным расстоянием для делового общения является зона в пределах от 1.2 до 2.5 м от собеседника. Украшения. К их использованию необходимо подходить очень осторожно. Не стоит увлекаться украшениями. Это относится не только к количеству одетой на вас бижутерии (здесь лучше ограничить себя, чем переусердствовать). Психологи считают неподходящими для деловой встречи изделия из дерева, кожи и меха. Старайтесь не одевать одновременно украшения из разных металлов. Будьте очень осторожны с драгоценностями: пришедшая устраиваться на работу секретаря девушка в бриллиантовом колье вызовет скорее недоумение, чем восхищение. Макияж. Соблюдайте умеренность в использовании косметики и особенно духов. Помните, что запах ваших духов должен чувствоваться только на интимном расстоянии, а «полная боевая раскраска» и «километровый шлейф» вызывает негативную реакцию. Не стоит увлекаться парфюмерными излишествами и мужчинам. Поддерживайте разговор. Вспомним исследования, проведенные во всемирно известном Карнеги Холле. По полученным там данным даже в технологических отделах производственных компаний рост и преуспевание сотрудников только на 15% зависят от их профессиональной компетенции. Остальные 85% - это умение общаться и ладить с коллегами. Стиль одежды. При выборе подходящей одежды, исходите из того, куда вы устраиваетесь на работу. Если вам трудно придумать, как одеться для собеседования, одевайтесь консервативно. Существует такое понятие, как «офисный стиль». Для мужчины это - темный костюм и галстук, подобранный в тон рубашке. Для женщины сейчас популярным является строгий костюм и блузка. При выборе костюма старайтесь избегать ярких кричащих тонов. Если ваше материальное положение не позволяет вам выглядеть так, как хотелось бы, не огорчайтесь и сделайте основную ставку на скромность и опрятность. По мнению большинства интервьюеров опрятность в одежде ассоциируется с опрятностью в делах. Цветовое решение. Большое значение имеет цвет выбранной вами одежды. Каждый цвет создает определенное настроение. А это, как вы помните, очень важно для первого впечатления о вас. Так, синий цвет - это цвет порядка, дисциплины, принадлежности команде Красный цвет эротики и агрессии. Одежда черного цвета используется либо в торжественных случаях, либо демонстрирует стремление человека к самоограничению. Белый - цвет невинности, чистоты и поэтому белый цвет используется в свадебных нарядах, а у восточных пародов это цвет траура. Особое внимание уделите обуви. По последним исследованиям 90% женщин и 70% мужчин особое внимание уделяют обуви собеседника. Банально, но обувь, прежде всего, должна быть чистой. Если ваших средств хватает либо на новый костюм, либо на новую пару обуви, лучше отдать предпочтение обуви. Желательно, чтобы ваша обувь была качественной, но не экстравагантной. Кроссовки всех цветов радуги, ковбойские сапоги, ботфорты и т.п. в данной ситуации неуместны. Язык тела и жестов. По мнению психологов только 5-7% информации, которую вы хотите донести до вашего собеседника, приходится на смысл используемых вами слов. Остальная информация о вас черпается из того, как вы себя держите, из вашей осанки, мимики и жестов. Эта информация воспринимается подсознательно и практически не поддается контролю. То, как вы держитесь, выражение лица, положение рук, тембр голоса, как часто вы облизываете губы - все это формирует первое впечатление. Ваша задача - держаться в меру уверенно и с достоинством. Только если вы искренне верите в себя, вы сможете передать эту веру вашему собеседнику. Постарайтесь закончить собеседование в позитивном ключе, подтвердите свою заинтересованность в получении данной должности и пригодность к ее выполнению. Выразите благодарность вашему собеседнику. Ролевая игра «Встреча с работодателем». Двое участников поочередно пытаются устроиться на работу, проигрывают ситуацию встречи с работодателем. Главная задача исполнителя роли – заинтересовать работодателя, вызвать у него желание принять вас на работу. Задача исполнителя роли работодателя состоит в том, чтобы быть достаточно требовательным. Остальные присутствующие затем отвечают на вопросы: насколько, с их точки зрения, верно вели себя участники игры, кто был более убедителен? Надеюсь, что знания, полученные во время нашей беседы, помогут вам успешно справиться с поставленной целью, и вы получите желаемое место работы. Задание №4. Коррекционная и развивающая работа (социально-психологический тренинг) Как объединить учащихся вновь созданного класса? Предлагаю сценарий тренинга сплочения в 10-м классе «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Цель: создание условий для объединения членов нового коллектива. Задачи: Познакомить учащихся друг с другом. Познакомить с правилами тренинга, стадиями развития коллектива, способами оценки каждого задания. Включить в игровое взаимодействие с целью достижения высоких общегрупповых баллов и интеграции членов классного коллектива. Место проведения: школьный класс. Продолжительность: 2,5-3 часа. Предварительная подготовка: психолог 1 сентября приходит в класс. I. Проводит анкету с учащимися: Считаешь ли ты новый класс «своим»? Веришь ли ты, что класс будет дружным? Готов ли ты что-нибудь делать для сплочения класса? II. Обращается с просьбой помочь ему в организации тренинга и предлагает собраться желающим в кабинете после классного часа. III. Распределяет задания между членами инициативной группы, консультирует учащихся по организации и проведению упражнений. Оборудование и материалы: классная доска, мел; бэйджи и фломастеры; результаты анкеты в виде диаграмм; рисунки-символы стадий развития коллектива; текст с правилами тренинга; бланк учета баллов; листы с текстом психологических характеристик геометрических фигур (на группу 6-8 экз.); бланк к упражнению Охота за фактами (по кол-ву уч-ся) и авторучки; три приза (тетрадь, ручка, блокнот); веревки (или платки) 6-8 шт. для упражнения «Экстрим»; куски обоев 50 х 50 см (или картонные папки) - 8-10 шт. для упражнения «Экстрим»; инструкции для участников групп для упражнения «Экстрим» на группу (6 экз.); бланки с вопросами для упражнения «Следопыт» (5 экз.) ватман, клей; разноцветные листки для отзыва участников (по кол-ву уч-ся). План тренингового занятия. I. Введение в тренинг. Вступительное слово психолога. Знакомство друг с другом. Результаты анкетирования. Информирование о стадиях развития коллектива. II. Основная часть (Приложение 3). Упражнение «Геометрические фигуры». Упражнение «Общие черты». Упражнение «Охота за фактами». Упражнение «Кто?». Разминка: «Пианино», «Стройся». Упражнение «Экстрим». Упражнение «Следопыт». III. Завершение работы (Приложение 3). Задание «Отзыв в классную газету». Упражнение «Пирамида». Рефлексия. Упражнение «Аплодисменты по кругу». ХОД ТРЕНИНГА. I. Введение в тренинг. Психолог: Добрый день, уважаемые десятиклассники. Давайте начнем наш тренинг со знакомства друг с другом. Напишите свое имя или производное от имени, т.е. так как вы хотели, чтобы вас называли одноклассники. Напишите имя очень разборчиво на бэйджиках. (Участники оформляют бэйджи.) Назовите четко свое имя. Следующий участник называет имя предыдущего участника и свое. Третий участник называет имя двух предыдущих и своё и т.д. Понятно? Кто самый смелый и хочет начать самым первым? Ведущий: Теперь мы знаем всех по именам. А сейчас мы хотим Вас познакомить с результатами анкеты. На рис.1. представлены ответы учащихся класса на вопрос «Считаешь ли ты новый класс «своим»?». Так 38% уч-ся ответили «да», 3%- «не знаю», а 59% - «нет». На вопрос «Веришь ли ты, что класс будет дружным?» большинство учащихся ответило «нет» (66%), а вот 28% верят в то, что это произойдет, 6% учащихся ответило «не знаю». На вопрос «Готов ли ты что-нибудь делать для сплочения класса?» только 31% учащихся ответило «да», 69% учащихся нашего класса ответило «нет». Психолог: Дорогие друзья, я сомневаюсь, что большинство из Вас хочет учиться в чужом, недружном классе. Но вот, чтобы класс стал своим для этого надо что-то делать. Мы с инициативной группой подготовили этот тренинг. Тренинг от слова «тренировка», давайте потренируемся в умении действовать сообща, а в конце тренинга оценим, как это у нас получилось. Психолог: Для начала давайте познакомимся со стадиями развития коллектива и определим, на какой стадии находимся мы. Образное описание стадий развития коллектива (по А.Н. Лутошкину). Для самодиагностики коллектива предлагаются следующие символы: «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел». «Песчаная россыпь». Посмотри, сколько песчинок собрано вместе, но в тоже время заметь – ничто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует легкий ветерок – отнесет часть песка. Есть группы людей очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься - каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединило. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята. «Мягкая глина». В руках организатора этот материал превращается в искусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет еще взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого. «Мерцающий маяк». Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы. «Алый парус». Символ устремленности вперед, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного». В классе товарищеские взаимоотношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу. «Горящий факел». В классе тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Класс не замыкается в собственных рамках. Он видит, где нужен, и идет на помощь, не дожидаясь призывов. Эти образные символы дают представление об этапах развития коллектива. Узнав значение этих символов, определите, на каком этапе находится наш коллектив. (Участники высказываются.) Психолог: Я согласна с большинством учащихся пока уровень развития коллектива самый низкий - «Песчаная россыпь». Это закономерно для каждого нового коллектива. Развитие быстро не происходит, однако давайте сегодня попробуем подняться на ступень выше. В этом нам поможет тренинг сплочения. В течение всего отведенного времени мы будем объединяться в различные микрогруппы для выполнения задания. Задание будет оцениваться двумя оценками или 10 баллов или 0 баллов. 10 баллов ставится за общее выполнение задания, 0 баллов ставится в случае, если кто-то не выполнял задание. Если группа наберет в течение сегодняшнего тренинга более 140 баллов – коллектив начал развиваться и группа поднялась на ступень выше, достигла стадии «Мягкая глины». Ведущий: Прежде чем приступим к действиям, давайте познакомимся с Правилами тренинга: Быть активным (принимать участие во всех заданиях). Говорить по очереди. Прислушиваться к мнению других. Каждое задание оценивается 0 или 10 баллов. (Каждый участник дает согласие соблюдать правила и правила вывешиваются на доску.) Психолог: Спасибо всем за сотрудничество. Задание №5. Просветительская работа В рамках данного задания проведено родительское собрание в первом классе на тему «Школа родительской культуры». Цель: дать информацию родителям первоклассников на тему «Особенности адаптационного периода». Задачи: - дать родителям представление об адаптации учащихся; - помочь родителям найти пути взаимодействия со своими детьми на первоначальном этапе пребывания в школе. Объект: родители учащихся 1-го класса. Предмет: отношения родитель-ребёнок. Беседа на тему «Особенности адаптационного периода» Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу. Одновременно с этим ребёнок приобретает новый социальный статус, он – школьник. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребёнка к новым условиям. Период адаптации первоклассников является важным этапом вхождения детей в школьную жизнь. Результатом адаптации является адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него стрессогенной. Поэтому, у каждого ребёнка поступившего в школу, повышается психическая напряжённость. Это отражается не только на физическом состоянии, здоровье, но и на поведении ребёнка. Уровень готовности первоклассников в принципе не может быть совершенно одинаковым, несмотря на хорошую подготовку в детских садах. Кроме различий в интеллектуальной подготовке сказываются и индивидуальные особенности детей. Одни чрезмерно ответственны, любое замечание педагога принимают на свой счёт, малейшее несоответствие своей работы с требованиями учителя воспринимают как трагедию. Другие же ещё не осознали всей серьёзности школьного обучения, проявляют беспечность, забывчивость. Некоторые дети очень напряжены на уроках и устают от этого, другие устают от постоянного переключения внимания на всё, что происходит в классе, - как важное, так и несущественное. Но все дети – медлительные и беспокойные, неуверенные и самоуверенные, возбудимые и заторможенные, ответственные и невнимательные – должны научиться подчиняться единым требованиям школы и школьной программы. Как бы ни был внимателен педагог, он обучает детей в массовой школе и по массовой программе, т.е. обучает целый класс детей по программе, рассчитанной на среднего ученика соответствующего возраста. Для того чтобы период адаптации к школе прошёл у ребёнка относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации. Поэтому на первых этапах нового для ребёнка периода школьной жизни особенно велика роль родителей, которые должны помочь ему плавно и безболезненно адаптироваться к выполнению социальной роли ученика. Родители ни в коей мере не должны торопиться с категорическими выводами, с порицаниями после первых дней учёбы. Желательно каждый день расспрашивать ребёнка о прошедших занятиях, о школьных событиях, о его мыслях и настроении. Из этих бесед родители узнают, что ребёнок понял, а что нет, что его огорчило, а что заинтересовало. В начале учебного года первоклассники не записывают домашние задания и им приходится запоминать многое из сказанного учителем. Если ребёнок начнёт рассказывать родителям о прошедших уроках, он непременно вспомнит, что ему нужно завтра принести в школу – осенние листья или, например, зелёный карандаш. Первоклассники должны привыкнуть делать всё осознанно. Ведь часто дети не помнят даже, что они ели на завтрак в школе, а выйдя за порог школы, начисто забывают о всех своих обязанностях. Введя за правило ежедневный подробный рассказ о школе, родители будут получать всю интересующую их информацию, а сам ребёнок привыкнет к целенаправленному запоминанию того, что говорит учитель. Если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребёнок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они замыкаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам первоклассника придаёт особое значение всем достижениям ребёнка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода заданий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей. В настоящее время первоклассникам не ставят отметки в течение первой учебной четверти. Этот период и должен использоваться педагогом и родителями для урегулирования дисциплинарных и организационных трудностей. Анализ проведения просветительской деятельности. Для приобщения родителей к психологическим знаниям необходимо психологическое просвещение. Для этого была проведена «Школа родительской культуры», тема которой имела актуальную для родителей проблему. Главной направленностью социально-педагогической деятельности являлось убедить родителей в том, что они могут самостоятельно выйти из кризисных ситуаций и решить возникающие проблемы, но для этого необходимо верить в свои силы и возможности, проявить инициативу, активность и самостоятельность. Поэтому, программа составлялась таким образом, чтобы можно было показать возможности использования психологических знаний в реальной жизни и эффективность их применения при решении конкретных проблем. Во время сообщения информации, родители были не только внимательны, но и активны. Одни родители делились собственным опытом с другими. Вопросы, задаваемые родителями, носили содержательный характер. Обстановка была непринуждённой, спокойной. В конце родительского собрания родителям была выдана памятка. Памятка для родителей первоклассника 1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш первый союзник. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей. 2. Старайтесь посещать все занятия и собрания для родителей. 3. Каждый день интересуйтесь учебными успехами ребёнка. Спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?», а не «Какую сегодня оценку получил?». Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь. 4. Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте, если можете, разумную помощь в его выполнении. Не изматывайте детей, не читайте им морали. Главное – возбудить интерес к обучению. 5. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребёнка не на бездумный пересказ текстов, а на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему? Докажи. А можно ли по-другому?» 6. Старайтесь, чтобы ребёнок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе. 7. Старайтесь выслушивать рассказы ребёнка о себе, товарищах, школе до конца. Поделиться своими переживаниями – естественная потребность развития детей. 8. По возможности оказывайте посильную помощь учителю. Список литературы 1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. Изд. 2-е. / Ю.Е.Алешина. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с. 2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2002. – 373 с. 3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В.Вачков. - М.: Издательство «Ось-89», 2001. – 256 с. 4. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие / А.Н.Елизаров. – М.: Ось-89, 2003. – 336 с. 5. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. – Ростов н/д: Феникс, 2004. – 448 с. 6. Немов Р.С. Психологическое консультирование / Р.С.Немов. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 394 с. 7. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы / А.А.Осипова. - М.: Издательство: НПО МОДЭК, 2000. – 240 с. 8. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб заведений / Под ред. Н.В.Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с. 9. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под. ред. М.Р.Битяновой. – СПб.: Питер-Юг, 2007. – 304 с. 10. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.: ВАКО, 2005. – 288 с. 11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В2 кн. / Е.И.Рогов. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 12. Социальная педагогика. Практика. / М.А.Галагузова и др. - М.: Владос, 2001. - 416 с. 13. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций : учеб. Пособие / А.Л.Тертель. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 248 с. 14. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.-метод. Пособие / Т.В.Черникова. – М.: Глобус, 2006. – 256 с. Приложение 1 Должностная инструкция психолога школы 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая инструкция разработана на основании временной квалификационной характеристики психолога, утвержденной приказом министра образования и науки от 08.07.96г. №296 1.2. Психолог школы назначается и освобождается от должности в установленном порядке из числа лиц, имеющих высшее психологическое образование или переподготовку на базе высшего педагогического образования с присвоением квалификации «Практический психолог в учреждениях образования» 1.3. Психолог школы непосредственно подчиняется директору. 1.4. Психолог школы в своей работе руководствуется положением о психологической службе, этическим кодексом психолога, международными и республиканскими нормативными актами, относящимися к правам ребенка, нормативными документами об образовании, уставом школы и настоящей инструкцией. 2. ОБЯЗАННОСТИ Психолог школы по своей должности выполняет следующие обязанности: 2.1. Заботиться о психическом здоровье личности, участвует в создании для нее развивающей, психологически комфортной среды. 2.2. Проводит регулярные массовые обследования с целью контроля за ходом психического развития, определяет лиц, нуждающихся в психологической помощи, осуществляет их учет и контроль 2.3. Проводит необходимые психолого-педагогические измерения, обработку результатов, подготовку психологических заключений и рекомендаций. 2.4. Ведет просветительскую работу среди детей, учащейся молодежи, родителей, преподавателей. Ведет консультационную работу. Планирует и организует профориентационные исследования и профконсультации. Обеспечивает психопрофилактическую работу, выявляет лиц, находящихся в зоне психологического риска. 2.5. Оказывает помощь семье в налаживании микроклимата, в эффективно воспитании детей, в решении внутрисемейных конфликтов. 2.6. Осуществляет работу по развитию способностей детей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным взаимоотношениям, решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях. 2.7. Проводит психодиагностическую работу, участвует в углубленном изучении детей, подростков и учащейся молодежи с привлечением дефектологов, врачей, юристов и других специалистов. 2.8. Формирует банк данных о достижениях научной и практической психологии, психологических обследованиях педагогов, детей, новых методиках диагностики. 3. ПРАВА Психолог школы имеет права: 3.1. Самостоятельно апробировать новые диагностические и коррекционные методики программы. 3.2. Инициировать и принимать участие в психологической экспертизе педагогических инноваций, решений, предложений, обучающих программ, тестовых методик. 3.3. Принимать участие в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на работу и при аттестации педагогических кадров. 3.4. На защиту от необоснованного вмешательства кого бы то ни было в свою профессиональную деятельность. 3.5. Давать в рамках предоставленных руководителем школы полномочий обязательные распоряжения педагогам и учащимся. 3.6. От лица школы вызывать родителей, проводить с ними другую работу, предусмотренную планами и программами. 3.7. Избирать и быть избранным в органы самоуправления школы. 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Психолог несет ответственность перед директором школы: 4.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, перечисленных в п.2, а также за нарушение устава и правил внутреннего трудового распорядка. 4.2. За обеспечение сохранности имущества, оборудования, приборов и других материалов и ценностей, переданных в пользование для обеспечения профессиональной деятельности. 5. ОЦЕНКА РАБОТЫ 5.1. Работа психолога оценивается администрацией школы по следующим критериям: · Диагностика и коррекция эмоциональных состояний · Диагностика и коррекция познавательных процессов · Диагностика и коррекция межличностных отношений · Диагностика и коррекция психического развития · Индивидуальная и групповая психотерапия. 6. ЗАМЕНА ПО РАБОТЕ Психолог по распоряжению директора школы может временно исполнять обязанности одного из заместителей директора в случае отсутствия последнего по уважительным причинам Приложение 2 Список класса класс 5А
Приложение 3 II) Основная часть тренингового занятия Упражнение «Геометрические фигуры» Ведущий: Для начала самое простое задание подумайте, какая из геометрических фигур Вам наиболее симпатична: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат или зигзаг. Нарисуйте её на своем бэйджи. Давайте, по очереди назовем свою фигуру. Предлагаю сесть по группам: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, зигзаги. Если упражнение выполнено всеми участниками в бланк учета баллов вносится оценка 10 баллов, в противном случае 0 баллов. Познакомьтесь с психологической характеристикой вашей фигуры. Обсудите, действительно это вам подходит или не очень. (участники получают листки с текстами) Характеристики фигур Квадрат - фигура линейная. Выбравший ее, вероятнее всего, относится к «левополушарным» людям, т.е. к тем, кто перерабатывает данные в последовательном формате. Квадраты скорее вычисляют результат, чем догадываются о нем. Они не пропускают ни одного звена в цепи рассуждений. Психологические свойства. Квадратам свойственны аналитичность, организованность, точность, пунктуальность. Все действия планируются заранее. Конкретность мышления выражается в пристрастии Квадратов к письменной речи. Для Квадратов характерна высокая нормативность поведения. Кроме неуклонного соблюдения норм и правил это включает в себя настойчивость в достижении целей, ответственность, деловую направленность. Квадраты весьма разборчивы в отношении своих друзей. Они отдают предпочтение линейным формам (Квадратам, Треугольникам, Прямоугольникам). Для Квадратов характерна страсть к коллекционированию. Форма треугольника символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают себя именно в этом. Самая характерная особенность - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники относятся к линейным формам и в преимущественной тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, как и квадраты, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Психологические свойства. Тенденция к лидерству, честолюбие, прагматизм, способность концентрироваться на цели момента, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, склонность к риску, энергичность, сила чувств, высокая работоспособность, широкий круг общения, узкий круг близких людей. Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменение. Это, так, сказать, временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это - люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас. Поэтому они заняты поисками лучшего положения. Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее «осознаваемое замешательство», чаще всего ощущение запутанности в проблемах и неопределенности в отношении к себе на данный момент времени. Параллельно с этим у Прямоугольника постепенно нарастает внутреннее возбуждение, что не может не отразиться на его поведении. Психологические свойства. Изменчивость, непоследовательность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, низкая самооценка, импульсивность, нервозность, быстрые колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, отсутствие пунктуальности, имитация поведения других людей, внушаемость, предпочтение больших групп в общении, часто стремление смешаться с толпой или затеряться в ней. Геометрически круг - это мифологический символ гармонии. Тот, кто выбирает круг в качестве основной своей формы, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Психологические свойства. Доброжелательность, щедрость, высокая чувствительность, развитая эмпатия. Хорошая интуиция, склонность к самообвинению, внушаемость, конформность. Нерешительность, болтливость, способность убеждать других. Зигзаг символизирует креативность, творчество, т. е. художественный тип личности. Выбравший ее - «правополушарный» мыслитель. Зигзагу свойственна образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Они, как правило, музыкальны, и если сами не поют, то любят слушать музыку. Психологические свойства. Креативность, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, жажда изменений, мечтательность, позитивная установка ко всему новому, восторженность, непосредственность, непрактичность, импульсивность, недисциплинированность, высокая коммуникабельность. (участники читают характеристики, высказываются) Упражнение «Общие черты» Ведущий: Каждой команде дается 7 минут, чтобы обнаружить три черты, общие для всех ее членов на следующих уровнях: Уровень 1: Достаточно общая информация (напр. «Все мы жители планеты Земля»). Уровень 2: Сообщение информации частного характера, которая касается класса, школы. (Напр. «Все мы в данный момент находимся на тренинге»). Уровень 3: Сообщение информации личностного характера (Напр. «Все мы влюблены»). Через 7 минут один человек из каждой команды сообщит всем участникам семинара, что вы узнали о членах вашей команды. (Спустя 7 минут команды заслушивают друг друга). Сколько нового и необычного мы узнали друг про друга. Если упражнение выполнено всеми участниками в бланк учета баллов вносится оценка 10 баллов, в противном случае 0 баллов. Упражнение «Охота за фактами» Ведущий: Ваша цель – пройти по классу и найти человека, который может ответить утвердительно (да) на одно или более утверждений, приведенных на выданном вам бланке. Бланк Кто назван в честь отца/ матери? Кто любит борщ? Живет в собственном доме. Любит быть на ведущих ролях при работе в группе? Больше любит работать в группе, чем в одиночку. Верит в то, что «старый друг лучше новых двух». Любит танцевать. У кого знакомые живут за пределами России? У кого в имени больше букв? Кто любит делать физические упражнения? Кто смотрит телевизор менее 5 часов в неделю? Кто умеет рисовать акварелью, маслом? Кому на прошлой неделе сказали, что его любят или он превосходный человек? Кто самый младший в семье? Кто любит читать комиксы? Кто хотел бы написать книгу? Кому преподаватель пожимал руку? Кто гордится каким-то своим успехом? У кого дома есть какое-нибудь животное? Кто смотрел один и тот же фильм три раза? Кто любит готовить? Кто любит смеяться? Кто любит помогать другим? Кто любит смотреть мультфильмы? Кто любит манную кашу? Запишите имя человека, ответившего утвердительно, рядом с вопросом в соответствующей строке. Избегайте повторения имени одного и того же человека. Понятна инструкция? (участники уточняют задание) Три первых участника, кто быстрее всех соберет правильные ответы, получат призы. (остановка игры после того, как появятся 3 первых участника, заполнивших бланк). Победители награждаются призами, а вся группа получает оценку за выполнения задания 0 баллов или 10 баллов. Упражнение «Кто?» (Данное упражнение обобщает информацию, собранную участниками в предыдущем упражнении. С этой целью на доске чертится прямоугольник, разделенный на 25 ячеек (5х5), каждая ячейка нумеруется и заполняется по ходу упражнения) Классный руководитель: Давайте обобщим факты, которые мы узнали друг о друге. Кто из учащихся нашего класса назван в честь отца или матери? (ответы записываются в ячейку 1). Кто из учащихся нашего класса любит борщ? (ответы записываются в ячейку 2). И так далее все вопросы по порядку. Ну вот, теперь мы все про всех знаем. Разминка: «Пианино» Каждый из участников кладет правую ладонь на колено соседа справа, а левую ладонь — на колено соседа слева, при этом руки участников оказываются перекрещенными. Ведущий дает участникам задание: Сейчас мы будем играть на пианино, ударять по клавишам будем по очереди. Хлопать ладонью по колену строго по очередности расположения ладоней. (Для участника это означает, что хлопает он, затем двое его соседей, затем снова он.) Давайте выполним упражнение на время. Если кто-то собьётся, то начинаем заново. Задача состоит в улучшении результата. Отлично группа справилась с заданием и получает заслуженных 10 баллов. Разминка: «Стройся» Ведущий. Я уверена, что вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по алфавиту, но вы должны это сделать молча. Отлично группа справилась с заданием и получает заслуженных 10 баллов. А сейчас построимся по дням рождения начиная со 2 сентября. (После того как уч-ся построятся, ведущий проверяет правильность построения) Превосходно, теперь мы знаем, кого мы будем чествовать в сентябре, октябре, ноябре и т.д. Получайте заслуженные 10 баллов. Сейчас на вашем счету уже … баллов (называется общая сумма баллов). Упражнение «Экстрим» Ведущий. Для начала вам предлагается сделать свой выбор и отправиться в новую группу, согласно сделанному выбору. А мне не слабо разуться Я считаю себя сильным и умным (6 чел.) Готов прийти на помощь Не люблю рисковать (учащиеся разбиваются на группы, у каждой группы свой инструктор (организатор), который объясняет правила и выдает напечатанные инструкции) (по выполнению задания группа получает 10 баллов) Инструкция для группы «А мне не слабо разуться» Вы группа путешественников вышедших вместе на увлекательный, но опасный маршрут. Вам необходимо переправиться на противоположный берег. Вам придется 1) подняться на свои стулья 2) не ступая на пол перебраться от линии старта до линии финиша всей командой. Вы пройдете свой путь успешно, если только будете помогать друг другу, заботиться о товарищах. В ходе переправы запрещено толкаться, быть эгоистом, не считаться с интересами группы. Необходимо давать товарищам руку помощи, поддерживать советом и делом. (по выполнению задания группа получает 10 баллов) Инструкция для группы «Я считаю себя сильным и умным» Цель вашей команды - добраться от стартовой до финишной черты. При этом вся команда (а не каждый её член) может опираться на пол одновременно только какими-либо четырьмя частями тела. Вся команда начинает движения со стартовой линии. Нельзя использовать никакие дополнительные подпорки. При пересечении стартовой черты все 6 членов команды должны быть каким-то образом «связаны» вместе. Вся команда имеет право опираться на пол только 4 частями тела одновременно. (по выполнению задания группа получает 10 баллов) Инструкция для группы «Готов прийти на помощь» Вы группа альпинистов вышедших вместе на увлекательный, но опасный маршрут. Половина членов вашей группы, попав под снежную лавину получила травмы ног и поэтому самостоятельно передвигаться не может. Вы должны позаботиться о товарищах и перенести их в лагерь. Вам придется Разделиться на здоровых и раненных (половина членов группы) Здоровые переносят раненных, раненым запрещено ступать на пол в промежутке от стартовой до финишной линий Здоровый может перенести только одного раненного (по выполнению задания группа получает 10 баллов) Инструкция для группы «Не люблю рисковать» (Упражнение «Кочки») Перед вами болото. Вы должны пересечь его, но можете передвигаться только по кочкам. Если кто-то ступит в болото, упражнение начинается сначала. Для выполнения этого упражнения требуется инвентарь: картонные папки от бумаги для черчения: разложенную картонку форматом А3 скотчем прикрепляют к полу. Папки (это «кочки») разбрасывают по полу так, чтоб расстояние между двумя соседними было меньше широкого шага самого маленького члена группы. Группа становится в ряд. Участникам последовательно связывают платками ноги (платки лучше, чем веревки, так как не врезаются в ноги при выполнении упражнения) — правую ногу первого ребенка с левой ногой второго и т.д. Получается цепочка. Дети должны перейти цепочкой через комнату по «кочкам». (по выполнению задания группа получает 10 баллов) Сейчас на вашем счету уже … баллов (называется общая сумма баллов). Упражнение «Следопыт» Ведущий: Давайте рассчитаемся на 1-5 . Просим объединиться в группы: первые номера, вторые номера, третьи номера, четвертые номера, пятые номера. Каждая группа сейчас получит бланк со списком вопросов. За 15 минут вы должны ответить на все предложенные вопросы. Однако для этого вам придется отправиться в путешествие по школе и вступить в контакт с некоторыми людьми. Надеемся, что вы сможете проявить коммуникативные умения и получить ответы на все вопросы. (все группы получают одни и те же вопросы, однако, последовательность вопросов в списках групп разная). Бланк «Следопыт» Соберите как можно быстрее следующую информацию. Свои ответы запишите на этом бланке. Время получения__________ В какое время года празднует свое день рождения наш секретарь Юлия Викторовна? Где родилась зав. отдела кадров Ольга Михайловна? В каком часу приходиться подниматься утром работникам столовой, чтобы успеть приготовить завтрак школьникам? Где отдыхала летом Елена Александровна? Есть ли в медицинском кабинете биксы? Есть ли животные дома у лаборанта химии Екатерины Андреевны? Имена скольких участников тренинга начинаются на букву "Н"? Как зовут дочку и сына социального педагога Оксаны Оюсовны? Какая порода и кличка у собаки у завуча Татьяны Ивановны? Какие фильмы любит смотреть психолог Марина Васильевна? Какого цвета рабочий халат у завхоза школы Людмилы Афанасьевны? Узнайте, какое любимое блюдо у медицинской сестры Ирины Анатольевны? Любимые духи завуча школы Елены Симоновны? Любимые цветы у заместителя по воспитательной работе Анастасии Викторовны? Назовите сумму цифр телефона в учительской. Назовите хобби директора школы. О чем мечтает зав. информационным центром Татьяна Васильевна? Сколько в школе психологов и как их зовут? Сколько кленов растет у входа в школу? Сколько контейнеров в медицинском кабинете? Сколько ламп дневного света расположено в кабинете секретаря? Сколько мышек живет в учительской за диваном Сколько окон в коридоре третьего этажа? Сколько столов и лавок в столовой? Сколько ступенек у школьной лестницы ведущей с первого на третий этаж? Сколько учащихся вашего класса сегодня приехало в школу на автобусе? У кого в классе нет тёзок? У кого из работников школы больше двух детей (назовите двух человек)? Отметьте у ведущего время выполнения задания. Время сдачи_______________ (по мере выполнения задания каждая группа получает 10 баллов) III) Завершение работы Задание «Отзыв в классную газету» Участникам раздаются листки различной формы из цветной бумаги, на которых им предлагается написать свои отзывы о сегодняшнем дне, одноклассниках, высказать свои пожелания классу. Отзывы приклеиваются ватман Упражнение «Пирамида» Нужен инвентарь: один или два резиновых коврика размером 40 х 60см. В зависимости от количества людей и возможностей группы кладут на пол один коврик или два, совмещая по длинной стороне. Группа должна простоять на этой площади 1 минуту, не имея никаких внешних точек опоры. Можно предложить проделать упражнение на двух ковриках, а потом на одном. После выполнения можно обсудить с участниками, как они договаривались, что помогло им достичь результата или почему не получилось. Опыт показывает, что это упражнение вызывает положительные эмоции независимо от результата. В случае неудачи можно поддержать группу: «Ничего, потренируетесь, в следующий раз получится». Психолог: Давайте подведем итоги, подсчитаем сумму баллов, заработанных классом в тренинге сплочения: Геометрические фигуры – 10 баллов Общие черты – 10 баллов Охота за фактами – 10 баллов Пианино -10 баллов Стройся (по алфавиту) – 10 баллов Стройся (по дням рождения) – 10 баллов Экстрим 10+10+10+10= 40 баллов Следопыт 10+10+10+10+10=50 баллов Отзыв в газету - 10 баллов Пирамида - 10 баллов Итог 170 баллов. Как вы считаете, достигли мы другой стадии развития коллектива? Поздравляю, стадии «Мягкая глина» вы соответствуете. Желаю успешно развиваться дальше. Рефлексия Ведущий: Мы в дальнейшем будем проводить подобные тренинги с 10 – классниками, поэтому нам интересно ваше мнение. Выскажись о содержании тренинга (интересно/неинтересно). Была ли польза тренинга для тебя? Оцени тренинг по 5-балльной шкале? Упражнение «Аплодисменты по кругу» Цели: В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний ребенок получает аплодисменты всего класса. Эта игра — одна из самых любимых практически во всех возрастных группах. Инструкция: Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение. У нас очень хороший класс, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру в ходе, которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопал в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче. Психолог: Спасибо всем за сотрудничество, особое спасибо инициативной группе. |
|
© 2010 |
|