РУБРИКИ |
Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированностиРазличия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированностиРазличия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированностиВ связи с нарастающей интенсификацией процессов компьютеризации общества все больший вес приобретают вопросы, связанные с тем, какое влияние оказывает глобальная информатизация на личность. Различные аспекты этой проблемной области разрабатываются психологами сравнительно давно. В частности О.К.Тихомировым и его учениками О.Н.Арестовой, Л.Н.Бабаниным, Ю.Д.Бабаевой, А.Е.Войскунским и многими другими велись и ведутся исследования структурных и функциональных изменений в психической деятельности человека при взаимодействии с компьютером. Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы, трансформируют операциональное звено деятельности, пространственно-временные характеристики взаимодействия субъект-субъект и субъект-информационная система, процессы целеполагания, потребностно-мотивационную регуляцию деятельности. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся фундаментальные разработки этой проблемы, осуществленные в школе О.К. Тихомирова и вскрывающие общие закономерности мотивации пользователя, несмотря на разработку проблем виртуальной реальности, мотивация различных групп пользователей, относящихся к разным возрастным или профессиональным категориям, еще мало изучена. Исследование этих аспектов мотивации могло бы уточнить некоторые общие положения, уже известные психологической науке, а также решить ряд прикладных задач. Особенный интерес может представлять изучение мотивации взаимодействия с компьютером у подростков и юношей - в период, когда образование важнейших составляющих личности и самосознания человека во многих аспектах только начинается и далеко от своего завершения, но вместе с тем, уже можно говорить об автономизации личности ребенка от взрослых и об открытии им возможностей дальнейшего самостоятельного развития. Этот период является своеобразным переломным моментом в развитии человека, и увлечение компьютером может способствовать как дальнейшему прогрессу в становлении личности, так и формированию пассивной зависимости от компьютера, тормозящей ее развитие. Исследования в области психологии мотивации компьютерно-ориентированных подростков только начинаются, и их результаты позволяют ставить новые проблемы.Одной из них становится проблема того, каким образом деятельность с компьютером, в которую включены подростки, отражается в их самосознании со стороны своих мотивов.Именно этот аспект послужил отправной точкой нашего исследования. Нас интересовало, с какой системой мотивов компьютерно-ориентированые подростки соотносят различные ситуации взаимодействия с компьютером (ситуации, игры, обучения и др.). Мы опирались на понимание мотивов, сложившееся в школе А.Н.Леонтьева. Различные виды мотивов выделяют в зависимости от того предмета, на который направлена деятельность. Под мотивацией в широком смысле подразумевается то, ради чего человек выполняет ту или иную деятельность. Всякая деятельность осуществляется вследствии какого-либо внутреннего импульса (потребности) и ради некоторой внешней по отношению к ней ценности. Эти отношения и образуют два полюса реальной мотивационной системы. Таким образом, мотив - это предмет, на который направлена деятельность, соответствующий некоторой человеческой потребности.Феноменологически мотивация проявляется в эмоциональной окраске событий и действий субъекта, в направленности и селективности человеческой деятельности в системе ценностей и предпочтений. Изучение
системы мотивов компьютерно-ориентированных подростков прежде всего выдвигало
методическую задачу поиска способа определения как наличия такой
ориентированности, так и степени ее выраженности. В качестве такового была
использована анкета "Я и компьютер", разработанная Петербургскими
психологами О.Н.Черемисиной, Б.Л.Бардиер с целью создания инструмента,
способного оценить, "измерить" компьютерную увлеченность. Кроме того,
для определения компьютерной ориентированности подростков в качестве косвенного
метода мы использовали тест смысложизненных ориентаций (СЖО) в адаптации
Д.А.Леонтьева. Основанием для выбора этого теста послужило следующее: в
исследовании Ю.В.Фомичевой, А.Г.Шмелева, И.В.Бурмистрова было показано, что с
увеличением игрового опыта с компьютером локус контроля сдвигается в
интернальную область. Все 6 шкал теста СЖО значимо коррелируют с общей
интернальностью по тесту уровня субъективного контроля. Мы предполагаем, что
увеличение игрового опыта можно рассматривать как следствие ориентации
подростка на взаимодействие с компьютером. Наличие связи показателей анкеты и
СЖО может дать дополнительную инфомацию о природе влияния информационных
технологий на подростка. Забегая вперед, скажем, что наши предположения подтвердились,
при сравнении показателей анкеты и теста выявлена значимая корреляционная
связь(r=0.65, p
|
|
© 2010 |
|