РУБРИКИ |
Разработка и апробация методики психологического консультирования агрессивных детей |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Разработка и апробация методики психологического консультирования агрессивных детей |
7 з а н я т и е |
1 упражнение – «Вежливые слова». Игра проводится с мячом и в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо назвать только слова приветствия (здравствуйте, привет, добрый день и т.д.), благодарности (спасибо и т.д.), извинения, прощания и т.д.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 упражнение – «Калаж». Берётся некоторое количество журналов и газет. Детям предлагается вырезать разных людей и приклеить на лист ватмана, но так, что бы в одной группе были люди исключительно добрые, весёлые и улыбчивые, а в другой грустные, ссорящиеся, злые люди. Дети придумывают про каждую группу свою историю и стараются объяснить, чем же доброта отличается от зла и каким человеком легче быть добрым или злым. |
8 з а н я т и е |
1 упражнение – «Игрушка». Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок из пары обладатель красивой, очень любимой игрушки, а другой очень хочет в неё поиграть. Важно что бы обладатель игрушки смог представить ту игрушку, которую он держит самой, самой любимой. В задачу другого входит упросить напарника дать поиграть игрушку. Как только хозяин игрушки отдаёт её просящему, игра прерывается, и у хозяина спрашивают, почему он отдал игрушку. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 упражнение – «Мы играем в приключенья!» Детям предлагается придумать сказку и выбрать похожих на них персонажей, а затем проиграть её перед другими (водящие – изображающие историю, 2-3 ребёнка). А остальные внимательно смотрят и пытаются проследить, на сколько у «актёров» получилось вжиться в образ героев сказки. Затем проходит беседа, насколько было сложно изобразить выбранный персонаж и передать содержание сказки. |
9 з а н я т и е |
2 упражнение – «Калаж». Берётся некоторое количество журналов и газет. Детям предлагается вырезать разных людей и предметы, которые им понравились, приклеив их на общий лист ватмана. Затем предлагается рассказать, почему они выбрали именно эти картинки, чем они понравились и придумать историю, задействуя все изображения, но так, что бы следующий участник мог продолжить своей частью, в конце мы получаем общую сказку. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 упражнение - «Итоги – каким бы я хотел быть и какой сейчас». Детям предлагается нарисовать себя какой он есть сейчас и каким бы хотел стать. После показа рисунков в кругу с каждым участником обсуждается (а ребята помогают советами – как стать лучше) какие шаги нужно предпринять, что бы соответствовать своему образу, какие ему присущи черты, и как в себе их развить. После этого каждый ребёнок рисует для себя поэтапную «дорожку – лестницу» к вершине своего совершенства, изображая себя на каждом этапе восхождения (какие качества он прибавляет себе с каждой ступенькой и какие поступки совершает, что бы быть лучше.) |
10 з а н я т и е
|
1 упражнение - «Итоги – каким бы я хотел быть и какой сейчас». Детям предлагается нарисовать себя какой он есть сейчас и каким бы хотел стать. После показа рисунков в кругу с каждым участником обсуждается (а ребята помогают советами – как стать лучше) какие шаги нужно предпринять, что бы соответствовать своему образу, какие ему присущи черты, и как в себе их развить. После этого каждый ребёнок рисует для себя поэтапную «дорожку – лестницу» к вершине своего совершенства, изображая себя на каждом этапе восхождения (какие качества он прибавляет себе с каждой ступенькой и какие поступки совершает, что бы быть лучше.)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По окончанию курса, проводится отдельная консультация с родителями, на которой им даются рекомендации относительно конкретного ребёнка, а так же инструкция по поддержанию эффекта проведённых занятий, связанных с последним упражнением. Объясняются его цели и задачи, а так же предлагается поддерживать в ребёнке личностный контроль над своими поступками, акцентируя его внимание на построенной им лестнице.
Цель игры «Итоги»: заключается в самостоятельном контроле ребёнка самого себя (ощущения себя взрослым, повышение самооценки, внимательность по отношению к своим поступкам и действиям, самоанализ и самокритика негативного поведения и со своей стороны и со стороны взрослых).
Первые шаги родителей:
1. Повесить рисунок в комнате ребёнка.
2. Вместе с ребёнком, ежедневно акцентируя его внимание на поступках в повседневной жизни, добавлять или убирать качества которые помогают сделать шаг к вершине.
3. Для улучшения взаимопонимания в семье нарисовать такую же лестницу на консультации для родителей.
а) «Какой мой ребёнок сейчас, и каким бы я хотел (ла) его видеть».
б) «Что я делал (ла), что бы он был такой, какой есть сейчас и что нужно сделать, что бы он стал таким, каким мне бы хотелось».
в) «Какой я сейчас сам и что мне нужно, чтобы принимать своего ребёнка таким, какой он есть».
Для данной консультативной сессии выделяются 2 –3 встречи в течение недели, после всего курса, а так же 2 –3 в течение месяца по надобности клиента.
Приложение № 4.
Упражнение 1 - «Наши чувства».
Цель: посредством ознакомления детей с положительными эмоциями, вербальным и не вербальным общением, а так же отреагированием негативного опыта, мы учим их справляться с агрессией.
Материалы: карточки с названием чувств: радость, огорчение, обида, вдохновение, страх, удовольствие, гнев, стыд, восхищение, благодарность, удивление, злость, отвращение, облегчение, нетерпение, испуг, смущение, печаль.
Процедура: предложить ребёнку разделить карточки на две группы, в которой одни чувства будут положительными, а в другой, отрицательные. А потом постараться вместе придумать разные ситуации, в которых они будут проявляться. После этого, дать ребёнку задание нарисовать те чувства, которые ему больше всего нравятся, и рассказать почему.
Методика «Маленький секрет».
Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния помогает детям избавляться от негативных импульсов и агрессивного поведения.
Материалы: лист бумаги, цветные карандаши.
Процедура: «Сядь поудобней, сделай 2 –3 глубоких вдоха, закрой глаза. Сосредоточься и вспомни своё любимое место, где ты любишь быть, где тебе спокойно и хорошо, если такого нет, придумай его. Звуки, цвета, окружающие предметы в этом месте, какие они…. Поиграй там некоторое время. А теперь ещё раз глубоко вдохни, оглядись и запомни, открой глаза.
Попробуй нарисовать это место, что ты представил».
Затем вместе с ребёнком обсудить картинку, о чём он думал, на что это всё похоже и т.д.
Время процедуры: час, час двадцать.
Методика «Мои эмоции».
Цель: ролевое проигрывание жизненных ситуаций, вживание в роль. Возникающие чувства и переживания учат детей искать альтернативные варианты поведения, нежели агрессия.
Материалы: картон, детский конструктор, кукольный театр, либо обычные игрушки (мишки, солдатики, куклы, машинки и т.д.)
Процедура: Проводится на примере сказок, либо вместе с ребёнком придумываются различные истории, где ребёнок придумывает персонажей и наделяет их определёнными качествами и поведением. Затем истории проигрываются, их можно записывать на камеру, а потом вместе с ребёнком просматривать и выделять персонажей, на сколько их задуманный образ получилось передать, какие качества этот образ подчёркивали, каким героем ему больше нравилось бать и почему. Если отрицательным, то побеседовать о том, что же не хватает положительному герою, что бы быть лучшим и как ему этого достичь. Придумать сказку, где положительный персонаж постепенно наделяется теми качествами, что нравятся ребёнку в отрицательном герое и что из этого в итоге получается.
Постараться переместить героев к концу 3 – 4 занятию в реальную жизнь.
Методика «Театр из пластилина».
Цель: выход агрессии, спровоцированный на кукол из пластилина.
Материалы: коробка с пластилином, палочки, веточки, а так же маленькие игрушки и конструктор.
Процедура: первый этап может быть осуществлён по принципу методики «мои эмоции», но с добавлением агрессивной окраски. Например: игра крепость. Ребёнок строит один лагерь из пластилина, а другой из конструктора, одной из сторон объявляется война. Разыгрывается нападение, дальнейший ход придумывает ребёнок, будет ли кто - то победителем или он всё разрушит, консультант остаётся здесь зрителем и лишь поддерживает динамику процесса высвобождения агрессии.
В момент, когда консультант почувствует, что агрессивные импульсы стали постепенно угасать в игре, ему следует постараться постепенно, посредством новых историй научить ребёнка понимать и контролировать свои порывы. А так же объяснить, чем они будут мешать в жизни «главного героя», и постараться обратить внимания ребёнка на то, что негативные чувства других в большинстве случаев можно обратить в добрые.
Количество встреч и работы по данной методике в целом определяет сам консультант, но для достижения наилучшего терапевтического эффекта должно быть проведено не меньше 10 занятий.
Приложение № 5.
Методика «Каракули».
Цель: создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта, освобождение ребёнка от торможений и благодаря чему его каракули становятся более спонтанными.
Материалы: простой карандаш, лист ватмана и цветные карандаши.
Процедура: Ребёнку предлагается, вовлекая всё тело, размашистыми движениями нарисовать какую ни будь каракулю в воздухе. После того, как он испытывает свободу движений, то может с закрытыми глазами перенести это на бумагу. Когда каракули уже готовы, ребёнок должен рассмотреть их со всех сторон, пока какая - либо форма не ассоциируется с некой темой.
Все эти действия ведут обычно к беседе о различных замеченных формах, фигурок и образов, некоторые обнаруживают и не одну, выделяя их более яркими цветами, иногда из этого рождается спонтанно придуманная история.
Здесь консультанту следует обратить внимание на используемые при раскраске цвета, а так же и на увиденные образы. Если ребёнок рассказывает какую то историю по нарисованной картинке, уточните, у него роли персонажей и кого они ему напоминают, на кого похожи.
Методика «картина мира».
Цель: Изучение индивидуальных особенностей образа мира. А так же личностного восприятия «своего мира», на сколько его восприятие негативное у данного ребёнка.
Материал: лист бумаги размером 250 / 150 см, карандаш и ручки.
Процедура: Даётся инструкция нарисовать картину мира, то есть мир, его образ, как ты его себе представляешь. После этого, ребёнка просят изобразить его собственный мир, на что он похож.
Интерпретация: существует пять основных видов рисунков:
1. «Планетарная картина мира» - изображение земного шара, других планет солнечной системы – когнитивная картина мира в форме общепринятых нормативных знаний, приобретаемых в школе.
2. «Пейзажная картина мира» - в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и т.п. – по самоотчётам – желаемая картина своего окружения.
3. «Непосредственное окружение», обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная, - то, что приходит на ум. Неожиданные образы, лампа, горящая свеча, идущие от ощущений человека.
4. «Опосредованная, или метафорическая картина мира», передающая сложное смысловое содержание, представленное в виде какого либо сложного образа.
5. «Абстрактная, схематическая картина мира», отличающаяся лаконизмом построения, в виде некоего абстрактного образа, знака, символа.
В интерпретации главными ориентирами для нас должны быть выделенные жирным шрифтом картины мира, т.к. они могут подсказать, каким бы ребёнок хотел видеть мир и какой он есть у него сейчас. Обязательно нужно его попросить, подробно рассказать, что же он нарисовал.
Методика «Соломенная башня».
Цель: проследить структуру взаимоотношений в семье, насколько и родители и ребёнок проявляют признаки вербальной и не вербальной агрессии в присутствии других людей (консультанта).
Данное упражнение выполняется на консультации в присутствии и ребёнка и его родителей.
Материал: некоторое количество соломинок, спичек или можно, в крайнем случае, попытаться построить карточный домик.
Процедура: Семье предлагается совместно построить в течение 20 минут домик или башню, но так, что бы все участники были обязательно задействованы в работе.
Консультант засекает время, и пока семья начинает свою работу в его задачу входит проанализировать:
1. Насколько организованно семья распределила обязанности
2. Кто занял лидирующую позицию (начал командовать)
3. На сколько уважительно члены семьи относились друг к другу
4. Какую роль в этом процессе играл ребёнок
5. Не был ли кто – то обижен, агрессивен, или не задействован в выполнении задания.
По окончанию консультант обсуждает чувства, возникшие в игре, кто и насколько активно или пассивно участвовал, заметили ли сами члены семьи свои взаимоотношения и т.д.
Методика «Портрет моей семьи».
Цель: вместе с ребёнком проиграть травмирующие и негативные моменты взаимоотношений между родителями и им самим.
Материал: карандаши цветные и листы бумаги.
Процедура: Ребёнку предлагается по очереди нарисовать всех членов своей семьи в виде портрета, организовав некоторую галерею предков. После этого, консультант предлагает оживить портреты, но уже не в нашем времени, а в другом, наделив их качествами, которые присущи изображённым персонам. Затем, в месте с ребёнком придумывается история, при которой те качества, которые ребёнку не нравятся в предках, помогают им выжить. После этого, консультант в месте с ребёнком рисуют его портрет и тоже переносят в прошлое, где он становится волшебником, а все персонажи приходят к нему с просьбой перенести их в их настоящее время. Каким окажется волшебник (с какими качествами), перенесёт ли он предков обратно или нет, решает сам ребёнок (здесь диагностируется принятие или не принятие своей семьи ребёнком).
Игра должна закончится тем, что ребёнок снова идёт по галерее картин с нарисованными членами своей семьи, и по очереди каждого человека с портрета перенести на общий лист бумаги и нарисовать его за каким-то общем занятием с остальными. Ребёнок же остаётся пока в роли волшебника и может вспомнить все свои «обидки» и нарисовать их в виде разных, страшных животных рядом с каждым членом семьи. Когда рисунок закончен, ребёнку предлагается внимательно посмотреть на страшную картинку и подумать, хотел бы он там оказаться… ведь роль волшебника должна закончится, и ему придётся нарисовать себя тоже на этом страшном листе с животными. Но у него есть последнее желание…
Методика «рисование истории».
Цель: укрепление связи между консультантом и клиентом (ребёнком), а так же осознание альтернативных чувств и способов поведения в разных жизненных ситуациях.
Материал: карандаши и листы бумаги.
Процедура: консультант на бумаге рисует одну линию и просит ребёнка дополнить это таким образом, что бы возникла картинка. И только тогда, когда рисунок закончен, консультант задает вопросы вроде: «что это?» или « Что здесь происходит, и кого ты изображал?» На следующем этапе уже ребёнок должен нарисовать первый знак, консультант развивает этот знак в рисунок, который является продолжением картинки нарисованной ребёнком. Таким образом, возникает серия рисунков, которые должны уложиться в более полную историю. Когда серия картинок будет закончена и ребёнок расскажет историю о них, стоит рассмотреть их заново и проанализировать. Одновременно стоит намекнуть ребёнку, чтобы он придумал другое завершение истории, которое могло бы быть более красочным. Таким образом, ребёнок сможет осознать существование альтернативных чувств и способов поведения.
Приложение № 6.
Профилактика агрессивного поведения детей средствами эстетического воспитания.
1. Основные правила этикета.
а) поведение в гостях; б) поведение за столом;
в) украшение и сервировка стола; г) как правильно рассадить гостей.
2. Навыки общения с людьми.
а) Развивающие занятия «приглашение в мир общения».
б) Коррекционно-развивающая программа «я учусь владеть собой».
Некоторые примеры игр, в которых ребёнок может выражать свою агрессию в социально приемлемой форме.
3. Основы флористики (составление букетов).
а) букеты из живых цветов; б) сочетание их различных видов;
в) букеты из сухих цветов; г) создаём свои композиции.
4. Организация творческой мастерской.
(основные принципы)
Цели курса:
Научить детей соблюдать моральные нормы поведения принятых в обществе, а так же привить умение реализовывать свои негативные импульсы в социально приемлемой форме, не причиняя вред другим людям.
Курс рассчитан на 20 групповых занятий по 60 минут три раза в неделю.
1 занятие.
Цель: Ознакомить детей с понятием «Этикет», давая возможность осмыслить тот факт, что они встречаются с его проявлениями каждый день.
Материалы: карандаши и лист бумаги.
С ребятами проводится беседа, на которой им рассказывается, чему будут посвящены данные занятия. После этого психолог предлагает детям объяснить значение слова «Этикет», выслушав все мнения, он даёт свою формулировку данного понятия. Затем учитель продолжает разговор, расспрашивая ребят, где и когда они сталкивались с культурным и некультурным поведением людей.
После этого предлагается нарисовать разные ситуации хорошего (культурного) поведения и плохого.
Учитель старается классифицировать рассказы детей по рисункам, объясняя, что, например, «этикет» предполагает культуру речи, которая заключается в отсутствии вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов, перемежая рассказ детскими примерами (что такое слова – паразиты и т.д.).
В конце занятия учитель спрашивает, что же такое «вежливость» и когда мы с ней встречаемся. Мы разбираем, какими словами люди здороваются, прощаются, говорят «пожалуйста», «будьте добры», «будьте любезны», «извините», благодарят за помощь, услугу, желают спокойной ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья и пр.
Детям даётся домашнее задание постараться, как можно больше использовать разобранные слова, понаблюдать, как часто сами взрослые используют их.
2 занятие.
Цель: этикет и эмоции, обучаем детей управлять собой.
Детям предлагается разбиться на пары и каждой из них предлагается изобразить:
– двух людей, которые о чём – то спорят;
– людей, которые что–то увлечённо друг другу рассказывают (желательно тему разговора взять актуальную и реальную);
– Изобразить весёлого, хорошо одетого человека и неопрятного.
После каждой сценки обсудить положительные и отрицательные моменты, акцентируя внимание детей и подводя их к мысли, что, например, в первом случае важным является манера разговаривать, уметь слушать и слышать собеседника, не перебивать его, и не повышать голос.
Во втором случае, важно умение поддерживать беседу, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в доступной форме.
В третьем случае, что с ухоженным и весёлым, доброжелательным человеком приятней общаться, чем с хмурым «грязнулей». Вспомнить ощущения ребят, когда они были нарядно одеты к празднику, их настроение, а так же сказку про Федору и т.д. Привести примеры в обсуждении как выглядит дом «чистюли» и «грязнули».
В домашнем задании попросить ребят изобразить это в рисунках.
3 занятие.
Цель: в игре «идём в гости» набросать основные правила поведения в гостях и за столом.
Детям предлагается разбиться по двое (мальчик с девочкой) и выбрать одну из пар, к кому все остальные пойдут в гости. После этого вся группа совместно с учителем рассказывает известные правила поведения и встречи гостей выбранной паре.
Правила для хозяина и хозяйки:
1 правило – За стол гостей приглашают обычно не позже, чем через тридцать минут после назначенного срока, даже если не все еще собрались.
2 правило – Будьте вежливы и улыбчивы с приглашёнными людьми.
3 правило – Будучи хозяином или хозяйкой, никогда не заканчивайте свое блюдо первым. Подождите, пока закончат гости. Это особенно важно, когда подано последнее блюдо.
Правила для гостей:
1 правило – к застолью надо приходить в точно назначенный час. Считается, что гости, прибывшие с опозданием, проявляют большую невежливость по отношению к хозяевам и другим гостям, задерживая их.
2 правило – Не следует пристально разглядывать мебель, картины, другие предметы, находящиеся в комнате. Не торопитесь сесть, подождите, пока вас пригласят, или когда хозяин и хозяйка сядут сами.
3 правило – Здороваться обязательно с хозяином и хозяйкой дома, а остальным достаточно только поклониться.
4 правило – мужчины садятся за стол только после того, как сядут все дамы. Сопровождая даму к столу, следует предложить ей правую руку.
5 правило – мужчина сначала предлагает выбрать женщине блюда, стоящие на столе, а затем кладет их на тарелку.
6 правило – Не следует приступать к еде, прежде чем угощение не было предложено всем гостям. Когда приносят следующие блюда, то ждать, пока наполнятся тарелки остальных присутствующих, уже не обязательно. Мужчины должны ждать, пока не начнут есть сидящие рядом женщины.
Начинать пить можно лишь после общего тоста.
7 правило - Самый большой промах, это есть с ножа. Столовую ложку не отправляют в рот целиком. Если суп близится к концу, надо наклонить край тарелки от себя и ложкой собрать его остатки.
8 правило – Пользоваться расческой за столом нельзя, пудриться и подкрашивать губы можно только после окончания еды.
9 правило - Нетактично без надобности выходить из-за стола до окончания трапезы.
10 правило – Не рекомендуется разговаривать с кем-либо через соседа. Разговаривая с соседом (соседкой) по столу, не нужно поворачиваться к нему всем корпусом, чтобы не оказаться спиной к другому. Вставая из-за стола, не забудьте поблагодарить хозяйку.
11 правило – После окончания обеда или ужина спешить с уходом не следует, но и излишне задерживаться тоже не рекомендуется.
12 правило – Невежливо делать какие-либо замечания относительно подаваемого блюда, а также критиковать то, что подается к столу.
13 правило – Не смотрите часто на часы, находясь в гостях. Если действительно необходимо уйти до того, как начнут расходиться другие гости, это следует сделать незаметно для окружающих, предварительно извинившись перед хозяевами дома.
Обсудив все эти правила с детьми, начинаем их проигрывать.
После игры мы обсуждаем ощущения ребят, и отмечаем, какие правила всё - таки они забыли. В этой игре желательно использовать реальные предметы, а так же проводить её в другом помещении, приблизив его к реальной домашней ситуации.
В домашнем задании можно попросить ребят совместно с родителями разобрать к следующему занятию «как правильно сервировать стол».
4 занятие.
Цель: привития навыков правильного украшения стола и его сервировки.
Материалы: набор посуды и столовых приборов, салфетки и цветная бумага.
К этому занятию преподаватель приносит книгу – сервировка праздничного стала, и вместе с ребятами по имеющимся картинкам отгадывает, как называется тот или иной предмет (название столовых приборов (посуды) и их назначение в сервировке). После этого следует просмотреть и обсудить иллюстрации, показывающие способы правильной сервировки и украшения стола. Вместе с ребятами попробовать по примерам на картинках сложить салфетки, используя различные варианты, а так же каждый на общем столе должен попробовать правильно расставить приборы (это можно преподнести в виде соревнования). Разобрать назначение и расстановку именных карточек, а так же варианты их создания.
На дом предложить сделать свои варианты украшения именных карточек и нарисовать в правильной последовательности положения приборов на столе.
5 занятие.
Цель: укрепление информации прошлого урока, разбор украшений стола – живые и искусственные цветы, составление мини-букетиков.
Материалы: живые и искусственные цветы, различные по форме и высоте вазы, инструменты для скрепления искусственных мини-букетов (проволока, ножницы, и т.д.),
В начале урока преподаватель должен проверить и разобрать ошибки домашнего задания. Затем рассказать о тематике данного урока, посмотрев по книге значение и сочетание самых распространённых цветов. Обозначить определённые правила присутствия цветов на столе:
1 правило - цветы ставят в центре или на краю стола, если там не предусмотрено место для гостей, букет не должен заслонять напротив сидящего или мешать беседе гостей.
2 правило – Если число гостей превышает 50 человек, то цветы размещают на каждом столе для группы гостей (10-12 человек) или на границе между двумя группами.
3 правило – Не рекомендуется на стол ставить цветы с ярко выраженным запахом, а также большие и тяжелые цветы, например, георгины, хризантемы, гладиолусы.
4 правило – Для украшения праздничного стола нужно выбирать низкие вазы, которые могут быть различной формы и из разного материала. Большие высокие вазы больше всего подходят к столу «а ля фуршет».
5 правило – Цветы надо ставить в вазы, подходящие как по цвету, так и по форме, в одну вазу надо поставить не больше 9 цветов, и высота их не должна превышать уровня глаз.
6 правило – Окраска цветов должна подходить к цвету посуды, скатерти и салфеток.
После этого рассказать ребятам способы формирования композиций из искусственных, высушенных цветов и предложить попробовать составить свои букетики.
6, 7, 8, 9, 10 занятие.
Основы флористики (составление букетов).
Цель: научить ребят основам правильного составления и создания цветочных композиций из живых и искусственных цветов.
Материалы: Цветы живые, искусственные, сушёные, а так же скрепляющие материалы, проволока и т.д., украшающие материалы: бусинки, блёстки, лак для волос и ногтей, и т.д., (см. материалы для творческой мастерской).
Навыки общения с людьми.
Развивающие занятия «приглашение в мир общения».
Цель: Профилактика агрессии детей через средства осознания ими собственного опыта, в том числе полученного в ходе выполнения психологических заданий, через анализ различных ситуаций, а не в форме нравоучений и истин, высказанных взрослыми.
Задачи:
1. Развитие у детей лучшего понимания себя и других людей,
2. Формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества,
3. Расширение словарного запаса в области чувств и эмоций.
В качестве методического материала для проведения данного тренинга мы предлагаем воспользоваться пособием Пилипко Н. В. Приглашение в мир общения часть первая. – М. 1999. –106с.
Предлагаемое пособие включает в себя большое количество заданий, упражнений, игр психологического характера, направленных на развитие навыков общения, умения лучше понимать себя и других людей, расширение словарного запаса в области чувств и эмоций. Пособие предназначено для учащихся начальной школы и может быть использовано психологами, педагогами как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми.
Коррекционно - развивающая программа «я учусь владеть собой».
Цель: помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает в частности, развитие эмоциональной регуляции у детей, предупреждение и снижение тревожности, агрессии, страхов, повышение уверенности в себе и т.д.
Задачи:
1. овладение средствами и способами анализа своего положительного или отрицательного (агрессивного) поведения, а так же поведение других людей.
2. Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей.
В качестве методического материала для проведения данного тренинга мы предлагаем воспользоваться пособием: Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М. 1999. -198с.
В этой книге говорится о том, как развить у детей способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональные состояния других людей, которые формируются по мере личностного развития ребёнка.
Некоторые примеры игр, в которых ребёнок может выражать свою агрессию в социально приемлемой форме.
Игра - «Ящик с «обидками».
Эту игру можно предложить и девочкам и ребятам.
Цель: посредством активных действий выплеснуть свои негативные переживания.
Материалы: картонный ящик и газета.
Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами, адресованными обидчику.
Когда ребёнок устанет и немного успокоится, можно вместе с ним собрать бумажные комки и сложить их до следующего раза, объясняя ему, что он всегда может ими воспользоваться наедине в своей комнате, когда снова почувствует сильное напряжение и желание злиться.
Цель: посредством создания ситуации принятия, нейтрализовать вербальную агрессию.
Данное упражнение является одним из методов, применяемых, когда ребёнок часто использует ненормативную лексику либо просто обзывается. Методика может быть использована как родителями, так и психологами.
При очередной ситуации, когда ребёнок применил какие либо «обзывательства», родителю (или психологу) обязательно нужно выяснить, насколько ребёнок вообще понимает значение тех слов, которые произносит. Если он понимает их смысл, провести беседу, ответив на вопросы:
Ø Почему он употребляет именно эти слова?
Ø Чем они ему нравятся? Что для него значат?
Ø Объяснить, как чувствуют себя люди, по отношению к которым адресуются ругательства.
Ø Предложить ребёнку решить эту проблему, заинтриговав его тем, что предложить прогуляться в такое место, где он может говорить эти слова, сколько хочет, и его ни кто не будет там за это ругать…
На следующий день или в ближайшее время после такого разговора предложить ему прогуляться в лес. Привести ребёнка на какую-нибудь, достаточно дальнюю полянку (где вас ни кто не сможет услышать), остановившись по середине, объявить, что это то самое место, где он может очень, очень громко произносить все ругательства, какие хочет.
После этого, постараться сделать так, что бы ребёнок произнёс все известные ему негативные слова, причём не один раз, с каждым разом усиливая их громкость. Последним разом считается тот повтор, когда вы почувствуете, что ребёнок уже действительно устал и не хочет больше кричать плохие слова. По окончанию данной процедуры похвалите его за то, что он так громко умеет кричать, и скажите, что вы в месте с ним придёте сюда снова, если у него возникнет желания воспроизвести всё то, что он выкрикивал. Потом просто как будто ничего и не было вернуться домой. Желательно об этом случае не кому не рассказывать, что бы не поставить ребёнка в неприятную, негативно окрашенную ситуацию.
Методика «Традиция».
Цель: научить отражать чувства как позитивные, так и негативные. Их принятие в семье всеми её членами.
В коридоре квартиры предлагается повесить специальную доску, на которой можно писать фломастерами или кусок ватмана. И в течение дня выражать в небольшом рисунке своё настроение, пожелания для других, выражение чувств, адресованное кому - либо и т.д.
Такую «традицию» можно ввести и в школе, когда дети утром приходят в класс. Как правило, в классе много ребят, что бы не было путаницы, каждый должен писать имя или выбрать какой - либо значок, оставляя его возле рисунка.
Цели создания в школе «творческой мастерской».
Цели:
1. Развитие творческого воображения детей.
2. Развитие моторики рук.
3. Психологический климат класса, общение детей вне уроков (развитие взаимовыручки, поддержки, доброжелательного взаимоотношения ребят друг к другу).
4. Привлечение интереса детей и внимания со стороны родителей (проведение конкурсов, выставок детских работ).
Инструментарий творческой мастерской:
1. Лаки для ногтей разных цветов.
2. Лак для волос сильной фиксации – «Прелесть».
3. Блёстки любые, разноцветный бисер разных размеров, старые камни от бальных платьев.
4. Кусочки кружев, меха, воздушные и бархатные ткани разных цветов, подарочные бантики.
5. Ремешёчки и цветные верёвочки.
6. Проволока цветная, разной толщины.
7. Пластилин; краски; ножницы.
8. Клей момент или другой склеивающий «намертво».
9. Бумага цветная и ватман; карандаши цветные (применяется чаще всего их грифель, поэтому не каждые подойдут.)
10. Природный материал – кора деревьев, шишки, веточки, засушенная травка.
11. Домашние мелкие сломанные вещицы – серёжки, заколки, бусинки, кусочки цепочек, стёклышки от посуды, красивые камешки, интересные колпачки от духов и т.д.
12. Обязательно разного рода ракушки – начиная с морских и заканчивая речными, разных размеров, а так же их осколки.
13. Какие либо деревянные предметы небольшого размера с устойчивым низом.
14. Искусственные цветы и листья; различные всевозможные перья птиц.
15. А так же всё то, что придёт в голову и на чём остановится «творческий
взгляд воображения».
Список использованной литературы.
1. Барнетт Ф. Цветы к праздникам. // Пятьдесят праздничных композиций из живых и сухих цветов. -М., 1998.
2. Гейнц Т. Сервировка праздничного стала. -М., 1996. -110с.
3. Сервировка праздничного стала. // под. Ред. Т. Иосенко. -М., 1996. –151с.
4. Пилипко Н. В. Приглашение в мир общения часть первая. – М. 1999. –106с.
5. Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М. 1999. -198с.
Приложение №7.
Основные правила этикета.
Термин "этикет" означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здоровым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.
Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.
Основы этикета достаточно просты. Это: культура речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов и элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "извините", благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья и пр.
Большое значение для общения людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно.
Манера разговаривать, умение поддерживать беседу имеют также немаловажное значение при обращении людей друг с другом. Для того, чтобы быть хорошим собеседником, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны и не выглядели как назидание или нравоучение.
Умение управлять своими отрицательными эмоциями свидетельствует о воспитанности и хороших манерах. В соответствии с этикетом, лучшее средство победить в себе и в других раздражение и недовольство - это человеческая улыбка.
В этикете высоко ценятся внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ГОСТЯХ
Придя в гости, не нужно стараться здороваться за руку с каждым из присутствующих. Здороваться обязательно с хозяином и хозяйкой дома, а остальным достаточно только поклониться. Не торопитесь сесть, подождите, пока вас пригласят, или когда хозяин и хозяйка сядут сами.
Не следует пристально разглядывать мебель, картины, другие предметы, находящиеся в комнате.
При разговоре с человеком, не являющимся близким другом или родственником, неприлично дотрагиваться до собеседника, класть ему (ей) руки на колени или плечо с целью привлечь внимание.
Когда в помещение входит женщина, мужчины, если они сидят, должны встать. Кроме того, входя в комнату или выходя из нее, не следует идти впереди женщины. Мужчина проходит впереди женщины лишь в исключительных случаях: если на пути встречается какое-либо препятствие, то мужчина должен преодолеть его первым, а затем помочь пройти женщине.
Если приходится подниматься по лестнице, то мужчина должен идти позади женщины на одну-две ступеньки ниже, а спускаться - впереди нее.
Невежливо поворачиваться спиной к собеседнику, а также к кому-либо другому, стоящему поблизости.
Если вам не предлагают сигарету, нельзя просить ее у собеседника. Сами, в свою очередь, следуйте такому правилу - прежде чем закурить, предложите это сделать своему собеседнику.
Не следует отказываться спеть, сыграть на инструменте или рассказать что-нибудь, если вас просят, и если вы действительно можете это сделать.
Не смотрите часто на часы, находясь в гостях. Если действительно необходимо уйти до того, как начнут расходиться другие гости, это следует сделать незаметно для окружающих, предварительно извинившись перед хозяевами дома.
Нетактично злоупотреблять гостеприимством хозяев своим слишком долгим пребыванием.
Придя в театр, в гардеробе мужчина помогает женщине раздеться и лишь после этого снимает пальто с себя. Одеваясь, он должен вначале помочь одеться женщине, взяв у гардеробщика ее одежду.
Если в вашем ряду сидят люди, то проходить на свое место следует спиной к сцене и лицом к сидящим, стараясь не заставлять их подниматься. Извиняйтесь за причиненное беспокойство тихим голосом или кивком головы.
Неприлично во время спектакля или показа фильма разговаривать, шуршать бумажками, разворачивать конфеты и т.п.
В рестораны, кафе и другие подобные заведения мужчина всегда должен входить первым, женщина за ним. Входя в вестибюль, мужчина должен снять шляпу, фуражку, при выходе надеть ее он сможет только в дверях.
Если вы в ресторане, кафе встретили своего знакомого и пригласили его присоединиться к вашей компании, его нужно представить всем окружающим за столом. Представляемый, независимо от того, мужчина это или женщина, стоит. Мужчины, которым представляют знакомого, должны встать, женщины могут сидеть. Когда подходит женщина, встать должны все и мужчины, и женщины. Обмениваться рукопожатиями не обязательно.
Когда женщина садится в автомобиль, ей не следует "вступать" в него
сначала одной, а потом и другой ногой. Удобнее будет, слегка присев на сиденье, втянуть ноги. Выходя из автомашины, обе ноги надо одновременно - поставить на асфальт.
Садясь в автомобиль, следует пропустить женщину вперед. Выходя из него, мужчина должен выйти первым и помочь женщине, предложив ей руку.
На улице мужчина должен идти слева от женщины. Если идут трое, наиболее почетное место - посередине, второе - справа, и последнее - слева. Если мужчина идет с двумя женщинами, он должен занимать место в центре между ними, чтобы можно было оказать внимание обеим.
Мужчина немного опережает женщину, когда открывает дверь для нее и входит в помещение вслед за женщиной.
Не забудьте извиниться, если причинили другому беспокойство или неудобство.
Правила поведения за столом.
К застолью надо приходить в точно назначенный час. Считается, что гости, прибывшие с опозданием, проявляют большую невежливость по отношению к хозяевам и другим гостям, задерживая их.
За стол гостей приглашают обычно не позже, чем через тридцать минут после назначенного срока, даже если не все еще собрались.
Мужчины садятся за стол только после того, как сядут все дамы. Сопровождая даму к столу, следует предложить ей правую руку.
Выбрав в ресторане стол, мужчина должен усадить женщину, соответственно отодвинув и придвинув стул, сесть слева от нее, а если стол небольшой - напротив.
Сев за стол, мужчина подает женщине меню и дает ей возможность выбрать для себя блюдо. Затем решает, что выбрать для себя лично. Однако женщина может предоставить мужчине право выбора блюд и для себя. Заказывать же блюда официанту и для себя, и для женщины должен всегда мужчина.
Прежде всего, угощение предлагается женщине, сидящей по правую руку от хозяина (почетному гостю), затем гостю, расположенному слева от него и т.д. Если среди собравшихся присутствует лишь одна дама, то блюдо подносят в первую очередь именно ей, и в последнюю - хозяину.
Не следует приступать к еде, прежде чем угощение не было предложено всем гостям. Когда приносят следующие блюда, то ждать, пока наполнятся тарелки остальных присутствующих, уже не обязательно. Мужчины должны ждать, пока не начнут есть сидящие рядом женщины.
Начинать пить можно лишь после общего тоста. Наливать вино даме, сидящей справа, следует левой рукой, повернувшись слегка направо. Если только что открыта новая бутылка, мужчина должен сначала налить немного вина себе, а затем даме.
Самый большой промах, хуже которого может быть только ковыряние вилкой в зубах, это есть с ножа. Столовую ложку не отправляют в рот целиком. Если суп близится к концу, надо наклонить край тарелки от себя и ложкой собрать его остатки.
Будучи хозяином или хозяйкой, никогда не заканчивайте свое блюдо первым. Подождите, пока закончат гости. Это особенно важно, когда подано последнее блюдо.
Не следует накладывать на вилку с помощью ножа. На вилку нужно положить столько, сколько на нее поместится без труда.
Если вы попали в неловкую ситуацию (нечаянно пролили или уронили что-то) - не бросайтесь сразу же исправлять свою оплошность. Скатерть вытирайте только салфеткой, при этом крошки не смахивайте на пол, а собирайте в салфетку. Если кусочки еды или капли нечаянно упали на вашу одежду, то постарайтесь незаметно счистить их носовым платком.
Пользоваться расческой за столом нельзя, пудриться и подкрашивать губы можно только после окончания еды.
За столом женщина может сидеть в шляпе, но перчатки должна обязательно снять. Нетактично без надобности выходить из-за стола до окончания трапезы. Разговаривая с соседом (соседкой) по столу, не нужно поворачиваться к нему всем корпусом, чтобы не оказаться спиной к другому. Не рекомендуется разговаривать с кем-либо через соседа. Вставая из-за стола, не забудьте поблагодарить хозяйку. После окончания обеда или ужина спешить с уходом не следует, но и излишне задерживаться тоже не рекомендуется.
Невежливо делать какие-либо замечания относительно подаваемого блюда, а также критиковать то, что подается к столу.
После того, как из-за стола встали женщины, мужчинам следует также подняться и оставаться стоять, пока женщины не выйдут из комнаты. После этого можно сесть снова, если намерены остаться и покурить за столом.
Сервировка стола.
1 - тарелочка для хлеба, 2 - салфетка, 3 - малая вилка для закусок, 4 - вилка для рыбных блюд, 5 - большая обеденная вилка для мясных блюд, 6 - закусочная тарелка, 7 -подставная тарелка, 8 - большой обеденный нож для мясных блюд, 9 - рыбный нож, 10 - столовая ложка для супа, 11 -малый нож для закусок, 12 - десертная ложка, 13 - десертная вилка, 14 - рюмка для крепких алкогольных напитков, подаваемых к закуске, 15 - рюмка для сухого белого вина, подаваемого к рыбным блюдам, 16 - рюмка для сухого красного вина, подаваемого к мясным блюдам, 17 - бокал для шампанского, подаваемого к десерту, 18 - бокал для минеральной воды
По числу приглашенных на стол ставят подставные тарелки, а на них закусочные. Салфетки, сложенные треугольником, колпачком или иным способом, кладут на тарелки. Ножи кладут острием к тарелке. Вилки кладут выпуклой стороной вниз. Приборами пользуются в соответствии с их расположением - начиная с крайних и кончая теми, что находятся рядом с тарелкой. Нож и вилку держат так, чтобы пальцы не касались лезвия или зубцов. Если вы время от времени перестаете пользоваться прибором, то кладите его только на край тарелки, но никак не на скатерть. Если вы воспользовались лишь вилкой, то нож должен опираться на правый край тарелки, где он меньше всего мешает.
Если в трапезе наступает пауза (но застолье еще не закончено) прибор кладут на тарелку крест на крест - нож острием влево, вилку выпуклой частью вверх - таким образом, чтобы рукоятка ножа была расположена, как стрелка часов, указывающая на пять часов, а рукоятка вилки - на семь часов. Место скрещивания должно приходиться на зубцы вилки и треть ножа. Можно положить вилку и нож ручкой на стол, а другим концом на тарелку. По окончании еды оба прибора кладут на тарелку параллельно друг другу, их ручки "показывают на пять часов".
Бокалы сервируют рядом с тарелкой, ближе к середине стола, параллельно его длине или дугой, начиная слева от самого большого по размеру. Либо бокалы ставят в два ряда так, чтобы большие бокалы не закрывали собой меньшие по размеру.
Тарелки с нарезанными ровными ломтиками хлеба ставят в разных частях стола, чтобы все гости без труда могли доставать до него. Хлеб, взятый с общих тарелок, кладут на тарелочки для хлеба, которые расположены слева от подставных тарелок.
Солонки и другие приборы для специй расставляют из расчета один прибор на три-четыре человека.
Различные холодные закуски на блюдах и тарелках равномерно расставляются по столу таким образом, чтобы гостям было легко достать их.
Скатерти и цветы на столе.
СКАТЕРТИ могут быть из различной ткани. В особо торжественных случаях белая дамастовая скатерть с подходящими салфетками считается традиционной. Хорошо выглядит белоснежная льняная скатерть, но теперь чаще пользуются скатертями из различных цветных, легко стирающихся материалов.
Очень элегантно выглядят подходящие друг к другу цвета двойной скатерти. Основная скатерть свешивается за край стола на 35 см., верхняя может покрывать только поверхность стола или свешиваться с него на 10-20 см. Верхнюю скатерть можно положить на основную так, чтобы на всех четырех углах была видна основная скатерть. Так покрывают стол для небольшого званного вечера, когда стол сервируют на 4-8 человек.
Для такого приема гостей стол можно покрывать цветной скатертью в двух вариантах:
- стол покрывают, например, ярко-синей скатертью. Под посуду для каждого гостя уголком кладут белые салфетки;
- цветную, яркую скатерть покрывают белой скатертью углом так, чтобы яркая скатерть была видна на углах. Посуду для каждого кладут как обычно. Салфетки в обоих вариантах белые.
Цветной скатертью можно покрыть стол "а ля фуршет", "по-шведски".
Клетчатые, полосатые, цветастые хлопчатобумажные скатерти употребляют на дачах, в саду и на пикниках.
Скатерть должна подходить к посуде, главным образом к ее цвету.
ЦВЕТЫ - часть украшения стола. Праздничный стол, званный вечер трудно представить себе без цветов. Накрывая на стол, следует предусмотреть место для цветов, которые вместе с посудой украсят стол. Ставят цветы, как правило, в центре или на краю стола, если там не предусмотрено место для гостей. Если число гостей превышает 50 человек, то цветы размещают на каждом столе для группы гостей (10-12 человек) или на границе между двумя группами. Можно вместе ставить одни и те же цветы одного цвета, можно и составлять букеты из цветов разного цвета. Не рекомендуется на стол ставить цветы с ярко выраженным запахом, а также большие и тяжелые цветы, например, георгины, хризантемы, гладиолусы.
Для украшения праздничного стола нужно выбирать низкие вазы, которые могут быть различной формы и из разного материала. Большие высокие вазы больше всего подходят к столу "а ля фуршет". Цветы надо ставить в вазы, подходящие как по цвету, так и по форме.
Окраска цветов должна подходить к цвету посуды, скатерти и салфеток. Расставляя цветы в вазах, нужно помнить о том, что цветы не должны заслонять напротив сидящего или мешать беседе гостей. Поэтому в одну вазу надо поставить не больше 9 цветов, и высота их не должна превышать уровня глаз.
Распределение мест за столом.
Стол должен быть достаточно широким (0,95 - 1,20 м). Более узкие столы выглядят загроможденными едой.
Скатерть должна быть чистой, накрахмаленной и выглаженной. Покрывать ею стол нужно так, чтобы место изгиба приходилось точно посередине стола, а края скатерти свешивались со стола на 30-35 см.
При рассадке за столом придерживаются следующих правил:
1. Первыми по правую и левую руки от хозяйки сажают представителей сильного пола, хозяина окружают дамы. Затем места чередуются: рядом с женщинами сажают мужчин, и наоборот.
2. Женщину не сажают с женщиной и на торцы стола, ели там не сидят мужчины.
3. Мужа никогда не сажают рядом с женой.
4. Два иностранца из одной страны также не сидят вместе. Хозяин предлагает руку первой даме и первым проходит в столовую.
Почетный гость предлагает руку хозяйке дома, и они входят последними. Гости занимают свои места после того, как сядет хозяйка. Если застолье неофициальное, дамам не принято предлагать руку. В этом
случае, хозяйка сопровождает женщин в столовую, а хозяин - мужчин.
По окончании завтрака или обеда хозяйка встает и выходит из-за стола
первой.
(5) 3 (1) хозяин (2) 4 (6) (2) 4 (3) 1
хозяин хозяйка
8 7 дома дома
6 (4) 2 хозяйка 1 (3) 5 (1) 3 (4) 2
На завтраке или обеде с участием мужчин и женщин хозяйка и хозяин занимают места либо в середине (рис. слева), либо в торце (рис. справа) прямоугольного стола напротив друг друга (места женщин указаны цифрами в скобках)
За П-образным столом хозяин За П-образным столом хозяин и
И хозяйка занимают места хозяйка могут занять места рядом. На против друг друга.
5 (3) 1 хозяйка 2 (4) 6 3 (2) 1 хозяйка хозяин (1) 2 3
Одежда.
Главное требование к одежде - опрятность и аккуратность. Костюм должен быть всегда тщательно отглаженным, без пятен, сорочка свежей, обувь -начищенной до блеска и без сбитых каблуков.
Одежда должна соответствовать месту, времени, характеру события. Лучше одеваться просто, чем с претензией.
Летом и в дневное время лучше носить светлый костюм или платье, зимой и в вечернее время - более темного цвета.
В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут. В застегнутом пиджаке входят в кабинет на совещание, сидят в президиуме или выступают с докладом. Таким же образом поступают, входя в ресторан, на прием, в зрительный зал театра.
Нижнюю пуговицу пиджака не застегивают никогда. Расстегнуть пуговицы пиджака можно за столом во время завтрака, обеда, ужина или сидя в кресле. На приемы всех видов рекомендуется надевать белую рубашку с галстуком любого, но не очень яркого цвета. Во всех остальных случаях цвет рубашки должен гармонировать с цветом костюма. Галстук должен быть аккуратно завязан, оптимальная его длина - до пояса брюк. Со строгими костюмами следует надевать полуботинки или ботинки черного или темно-коричневого цветов. Предпочтение следует отдавать черной обуви, поскольку она подходит к костюму любого цвета. В летнее время к нетемному костюму можно надевать светлую обувь. Лакированные ботинки нужно надевать только к смокингу и фраку. Цвет мужских носков должен соответствовать цвету надеваемого костюма. В идеале он должен быть темнее, чем цвет костюма, но чуть светлее цвета обуви.
Носовой платок нужно держать в развернутом виде в кармане брюк или сумочке. Нельзя класть в верхние карманы пиджаков и жакетов ручку, карандаш, очки, расческу и другие предметы так, чтобы они выглядывали наружу.
Халат, пижама и домашние туфли предназначены для спальни и ванной комнаты. Совершенно недопустимо выходить в них в коридор гостиницы, вагона, на перрон вокзала или палубу парохода.
Женская мода менее стабильна, чем мужская, и предлагает более широкий выбор фасона одежды и цвета ткани, но некоторые традиции и правила существуют и для нее. Самое главное - цветовая гамма туалета, платье и аксессуары естественно должны дополнять друг друга, а фасон одежды должен соответствовать особенностям фигуры. Не рекомендуется носить много украшений.
Заботиться о своем внешнем виде необходимо, но приводить себя в порядок можно только дома, в номере гостиницы или в местах, предназначенных для этих целей. Нельзя, например, причесываться, чистить ногти, приводить в порядок костюм в общественных местах, за столом, на улице.
«Осенний вальс».
Представляем вашему вниманию композицию - "Осенний вальс", собранная, практически из того же материала, что и предыдущая. Для основы композиции Вам понадобятся - три красиво изогнутые ветки клена или боярышника с мелкими листьями. Расположите их в вазе следующим образом: фото 4
одну ветку - вертикально, втору - отклоните влево в Осенние мотивы горизонтальной плоскости, третью - наклоните вниз к основанию вазы,направив верхушку ветки вперед (фото 2, фото 3).
Прикройте горловину вазы листьями рябины и клена (фото 4, фото 5) и поместите на них декоративную тыковку (фото 6, фото 7, фото 8, фото 9)
это центр композиции.
Осталось добавить в букет несколько ярких пятен. Веточки барбариса с красными, спелыми гроздями продолговатых ягод подойдут для этой цели, как нельзя - лучше (фото 10, фото11, фото12). Положим маленькую веточку барбариса на стол возле вазы, и ... ваша композиция - готова (фото 13).
фото 10 фото 11 фото 12 фото 13
растительные материалы
У Вас не оказалось дома подходящей вазы для букета? Не расстраивайтесь! Попробуйте сделать её сами, по "рецепту", который приведён ниже...
«Живая ваза».
Возьмите спелый (с твёрдой кожурой) кабачок (тыкву, арбуз). Отрежьте верхушку - чтобы получить высокую вазу или разрежьте пополам - для низкой вазы. Далее нужно выскрести сердцевину, оставив шкурку приблизительно 7 мм. толщиной. С внутренней стороны будущий сосуд необходимо обильно натереть солью, а затем надеть кожуру на любую бутылку, банку и т.д., которые подходят по форме и размеру. Поставьте вазу на поддон (можно на слой соли) и обеспечьте быструю сушку! Следите, чтобы на ней не появлялись тёмные пятна!
Листья клёна платановидного и клёна американского, ветки клёна Гинала, ветка боярышника однопестичного с плодами, листья рябины обыкновенной, листья злаков, декоративные сорта тыквы, кабачок.
Настольная композиция
"Урожай"
Коршунова Татьяна
Кажется, только вчера
Сажали ростки молодые...
Как всё изменилось вокруг. Шуршат,
шелестят колосья. Осенний ветер подул.
Тайра Канемори
Осень - это не только окончание каникул, но и время сбора урожая. Я хочу предложить Вам вариант осенней композиции, в которой не используются цветы и даже ваза. .Для изготовления композиции нам потребуются: березовая кора, ветки клена с листьями, несколько коряг, различные колосья, овощи и фрукты: картофель, морковь, репчатый лук, перец, кабачок, яблоки (фото1, 2, 3, 4)
фото 2 фото 3 фото 4
Технология сборки:
Основу композиции составляет каркас, выполненный из переплетенных коряг (или толстых веток). Рядом с ним или в него, устанавливается березовая кора (фото 5) Перед каркасом из коряг, чуть правее разместите кабачок, а рядом с ним "рассыпьте" картофель так, чтобы он располагался и на березовой коре (фото 6). На коре, позади картофеля расположите несколько головок репчатого лука и корнеплодов - моркови, приподнимающихся по закругленным краям коры и веткам каркаса (фото 2).
фото 8
.Далее, на каркасе необходимо закрепить перец и яблоки. Это можно сделать с помощью тонкой проволоки (фото 8). Аналогичным способом к каркасу крепятся несколько перцев и яблок (фото 9).
фото 10 фото 12
.Следующим шагом в изготовлении композиции будет установка веток клена (фото 10). Ветки следует располагать равномерно по всей композиции, следя за тем, чтобы крупные листья клена не закрывали уже установленные овощи и фрукты (фото 11, 12, 15, 16). Особое очарование композиции придадут различные колосья (фото 12); возле кабачка, на переднем плане, разместим несколько колосьев овса (фото 13),а в глубине композиции, на картофеле, колосья ячменя (фото 14).
фото 15 фото 18
Наша композиция готова (фото 17, 18).
Новогодний стол
материалы фото 1 фото 2 фото 3 фото 4
Скатерть на нашем столе имеет большое значение. Чтобы создать новогоднее настроение, с помощью обычных булавок задрапируйте ее, делая мягкие складки, а на местах заколов разместите карнавальные маски (фото 1).
Центральная композиция на праздничном столе должна быть выразительной, но не очень громоздкой. На тарелку устанавливаем подсвечник с украшенной сухоцветами свечой и веточками ели. В нижней части композиции размещаем хлопушку, некрупные елочные шарики, веточки ели, шишки. Полученную композицию помещаем в центре стола (фото 2,3,4).
фото 5 фото 6 фото 7 фото 8
На новогоднем столе можно разместить еще несколько свечей. Подсвечниками для них будут служить яблоки: надо взять яблоко, вырезать у него серединку, вырез украсьте веточками ели (фото 5) и вставьте в середину яблока свечу — Ваш подсвечник готов (фото 6).
Для правильной сервировки стола, необходимы салфетки. В нашем случае лучше использовать бумажные салфетки с новогодней символикой (снежинки, веточки ели, шары). В качестве салфетниц можно использовать перевязанные яркой лентой мешочки из ткани или бумаги (фото 7).
Аналогичными салфетками обозначьте места для гостей, разместите на них бокалы для газированной воды (фото 8, У).
фото 12 фото 13 фото 14
Усилить ощущение новогоднего праздника помогут нам ветки ели и шишки, которые мы разместим возле бокалов, и еще несколько - живописно расположим на столе (фото 10). Оригинальным дополнением на праздничном столе будут служить фрукты: мандарины, апельсины, лимоны, яблоки превращаются в веселых "человечков". Изготовить таких "человечков" очень просто: укрепите на выбранных Вами фруктах любые ягоды (боярышник, рябина, смородина) в виде треугольника - это "глазки" и "носик", а "шляпкой" может служить, например, листик любого комнатного растения или веточка ели. Разместим их на столе так, чтобы они создавали две небольшие отдельные композиции вместе с уже установленными свечами и бокалами (фото 12,13, 14) и в то же время не "перевешивали" центральную композицию (фото 15, 16). Осталось зажечь свечи и пригласить за праздничный стол гостей (фото 17, 18, 19, 20).
Новогодний стол:
фото 15 фото 16 фото 17
фото 18 фото 19
Стол готов, (фото 18, 20)
«Бабье лето».
Приятно пройтись по парку или скверу, шурша осыпавшейся листвой, полюбоваться на расцвеченные деревья. Каких только цветов и оттенков не найдёшь сейчас на листьях деревьев и кустарников: здесь и жёлтые, и оранжевые, красные, и бордовые, почти фиолетовые, и смешанные тона - жёлто-зелёные, жёлто-красные. Так и хочется унести всё это великолепие с собой. Но что с ним делать дальше?
Я хочу показать Вам один из вариантов осенних композиций, который называется "Бабье лето". Для его изготовления, Вам понадобится совсем немного времени капелька фантазии.
По дороге домой из школы, с работы или института, соберите понравившиеся Вам ветки и листья деревьев или кустарников. Из деревьев, которые часто встречаются в городе, очень декоративно выглядят листья клёна, ветки рябины с гроздьями созревших ягод, боярышник - любая из них может стать основой для вашего букета. Придя домой, выберите большую, наиболее красивую ветку, например клёна и поставьте её в вазу, чуть отклонив от вертикальной оси влево (фопю2). В качестве вазы можно использовать выращенные на даче и высушенные кабачки или тыквы – фото 1.
Яркие, жёлтые листья клёна расположите полукругом на горлышке вазы справа от ветки (фото 3. фото 4, фото 5).
Добавьте небольшую веточку или листья рябины, расположив их на листьях клёна, их тёмно-бордовый цвет будет прекрасно контрастировать с жёлтым фоном.
Фото 3 фото 4 фото 6
Затем, нужно добавить несколько ярких пятен. Ими могут служить гроздья ягод боярышника, рябины или кисти барбариса (Фото 7, фото 8, фото 9).
Особую нарядность и оригинальность вашей композиции придадут ягоды боярышника или рябины, одетые на зелёные травинки злаков (фото 10, фото 11, фото 12). В качестве дополнительных элементов можно использовать небольшие декоративные тыквы, расположив их возле вазы (фото 13).
Вот и всё - композиция готова! (фото 14)
Профессия «флорист».
Люди во все времена украшали цветами и растениями себя, свое жилище, свои святыни.
На ближнем востоке археологи находят вазы со специальными приспособлениями в них для крепления цветов. В древней Греции и Риме залы для пиров украшались множеством цветов. Цветами встречали воинов победителей. На людей, преуспевших в искусстве, науке, спорте. Надевали венки из лавра(отсюда лауреат). Во многих странах цветы и деревья были своеобразными символами. Например, в Древней Греции статуи верховного бога Зевса украшали ветками дуба(символ силы), бога морей Посейдона ветками прибрежной сосны, богиню любви и красоты Афродиту - ветками мирта, бога любви Эрота - розами, бога Солнца Аполлона - ветками лавра (символ почета и славы), богиню знаний, искусства и ремесел Афины - оливковой ветвью(символ мира), богиню победы Нику - пальмовой ветвью.
В Индии, Индонезии, Бирме до наших дней сохранился обычай украшать Гирляндами из цветов почетных гостей. В Америке испанцев поражали прекрасные сады правителя атцеков Монтесуммы, роскошное цветочное убранство храмов. Особое место в истории культуры занимает древнейшее искусство аранжировки цветов в Японии - экибана. В Европе так же как и на других континентах, существовали свои традиции использования цветов для украшения праздников.
История знает и мрачные времена для любителей цветов. В эпоху средневековья церковь считала использование цветов в светской жизни греховным занятием. Особый запрет распространялся на розу. Ее объявили символом римского блуда и мерзости. Со временем, однако, церковь была вынуждена признать ее "божественное происхождение" и даже использовала розу как символ святости. Проходили столетия. В поисках новых торговых путей люди отправились в далекие путешествия, открывали новые земли. И вместе с заморскими богатствами привозили всегда на родину семена, корни, луковицы необычных растений.
В 1492г. была открыта Америка. Европейцев поразила высокая культура атцеков, инков, майя и множество невиданных ранее цветов растений. Так многие из них попали в Европу. С этого времени интерес к цветам и украшениям из них, а также к садово-парковому строительству значительно возрос. В Европе, России появились ботанические сады, художественно оформленные парки. В быт богатых людей прочно вошли пышные многоцветные, красочные букеты в дорогих вазах. Постепенно сложился обычай дарить цветы. Различные направления в архитектуре, искусстве находили отражение и в аранжировке цветов. Большие букеты цветов в вазах и корзинах появились во времена рококо. Характерные черты стилизованных букетов эпохи барокко и рококо- это одновременное использование полевых садовых цветов, большое разнообразие декоративных листьев, включение ветвей вечнозеленых растений.
Роскошные вазы, изящные корзиночки, консоли, бутоньерки, жардиньерки являлись непременными атрибутами аранжировки. Обилие цветов позволило создавать в больших вазах композиции скульптурного характера. Плотная аранжировка пирамидальной или круглой формы составляло единое целое с вазой или консолью. Она являлась прекрасным украшением дворцовых праздников и приемов. При составлении подобного букета акцент делали на цветовое решение. В этих аранжировках использовали гирлянды из цветов и листьев.
К середине XVIII в. В
России были модные круглый букет "Виктория", который был похож на
маленькую клумбу, поскольку содержал до 100 цветов, и односторонний
вертикальный букет "Помпадур". Прежде чем преподнести цветы в
подарок, их помещали в портбукет - специально сделанную воронку, обтянутую шелком,
отделанную кружевами, рюшками. К портбукету прикрепляли ручку часто из серебра
или слоновой кости.
Так к середине XIX в. сформировались стили подарочных букетов: Виктория,
Помпадур, Бидермеер. В них использовали контрастные сочетания ярких цветов, сочную
зелень.
В конце XIX начале XX в. Букеты по колориту становятся более спокойными, утонченными. В России к середине XIX в. Стали очень популярными букеты так называемого "природного стиля".
Цветы в букетах более естественно и свободно. Каждый цветок, как и в природе, был отделен от другого свободным пространством или декоративной зеленью. В конце прошлого века в дни юбилеев других торжеств было модным дарить композиции из цветов в виде лиры, арфы, подковы, пронзенного стрелой сердца. Для приготовления такой композиции конструировали нужной формы каркас, прикрепляли к нему мох, на котором размещали аранжировочный материал. Увлажненный мох позволял цветам долго сохранять первозданную свежесть.
В это же время были модны букеты, которые назывались макартовскими - по имени австрийского декоратора Хаиса Макарта (1840 - 1884). В своих букетах кроме живых цветов он широко использовал отбеленные, крашеные сухие растения, павлиньи и страусиные перья, вышитых шелком бабочек даже чучела птиц. Такой букет, предназначенный для длительного любования, ставили под стеклянный колпак.
В начале XX века под влиянием модерна, когда линия приобрела господствующее значение, на смену круглым деревцам пришли ампельные растения и экзоты, появляющиеся в самых неожиданных уголках интерьера. Композиции в вазах стали более простыми элегантными, основное внимание уделяли пластики стебля и изгибу листа, цветы при этом располагали свободно.
Инструментарий для создания букетов.
ВЕДРО
Ведро с водой —
обязательный предмет, необходимый при сборе цветов в саду и при подготовке их
перед составлением композиции. Приобретите ведро с ручками сбоку, потому что
обычная ручка может повредить растения при переноске. Не пользуйтесь кухонным
баком для мусора — заведите одно или несколько ведер специально для занятий
аранжировкой и содержите их в идеальной чистоте. Хорошо иметь по крайней мере,
два ведра — небольшое для коротких растений и высокое и узкое для высокого
растительного материала
НОЖНИЦЫ
Большинство обычных ножниц не годится для срезания стеблей
— они сминают ткани. Приобретите специальные ножницы для флориста — они
короткие, одно из лезвий с зазубринами на кромке. У основания лезвия может быть
выемка — ее можно использовать для нарезки тонкой проволоки, но не для
отрезания одеревеневших стеблей или нарезки толстой проволоки. Ручки ножниц
должны быть по вашей руке.
КУСАЧКИ
Полезный инструмент для нарезки петельной проволоки,
пластмассовых стеблей искусственных цветов, и удаления ненужных кусков толстой
проволоки.
Краски в аэрозольной упаковке можно использовать в любое время года, но накануне Рождества наступает их звездный час — в это время повсюду можно увидеть композиции с позолоченными или посеребренными сосновыми шишками, ягодами, листьями и цветами. Такими красками, как правило, подкрашивают сухой или искусственный материал, но, соблюдая известную осторожность, ими можно подкрасить также живые цветы и ветки. Акриловые краски наносят на сухие листья и цветки кистью, сухую композицию закрепляют специальным закрепителем или лаком для волос, чтобы цветки и семенные коробочки не отпадали. Подкрашивают не только растительный материал, но также сосуды, крепеж, подставки и т.п.
РАСПЫЛИТЕЛЬ
Ручной распылитель необходим для сохранения свежего вида
растений в жаркую погоду. Направьте тонкие брызги поверх композиции после того,
как закончите над ней работать. По возможности проделывайте это каждый день
Существуют различные типы держателей для свечей, которые закрепляют во флористической губке или в наколке. Если вы хотите зажигать свечи, а не просто использовать их как украшение, покупайте держатели с металлическим наконечником.
Далеко не все
руководства упоминают об этих полезных предметах. С помощью зубочистки можно
проткнуть дырочку для
мягкого стебля во флористической губке или наколоть на нее плод, чтобы
закрепить потом в цветочной композиции. Несколько зубочисток иногда втыкают
вокруг свечи, чтобы она лучше держалась в настольной композиции
ПРОВОЛОКА
Проволоку применяют для укрепления поникающих стеблей и для
создания небольших букетов, бутоньерок и т.п.
Как правило, используют три типа проволоки. Толстая проволока самая прочная, она бывает окрашена в зеленый, синий и черный цвета и продается нарезанной кусками длиной от 130 до 460 мм. Ее диаметр варьирует от 0.46 до 1.25 мм.
Проволока для обвязки роз тоньше — она серебристого цвета, диаметром 0,28-0,35 мм, как правило, ее нарезают кусками длиной 180 мм. Такую проволоку применяют для тонких работ.
Катушечная проволока бывает
синего, зеленого, серебристого или черного
цветов, ее наматывают на бобины. Для подвязки растительного материала
пользуют этот тип проволоки.
СЕКАТОР
Можно купить обычный садовый секатор, но существуют и специальные секаторы для
аранжировки с более узкими лезвиями.
Лента шириной 12 мм, в продаже бывает в виде рулонов, ее используют для обмотки проволочных стеблей искусственных цветов.
Столик не предмет первой необходимости, он вам не понадобится, если вы будете создавать односторонние, а не многосторонние композиции. Столик пригодится, если вы составляете преимущественно многосторонние композиции, и он совершенно необходим тем, кто занимается аранжировкой профессионально.
|
© 2010 |
|