РУБРИКИ

Развитие частных школ России и Великобритании как фактор государственного реформирования образования

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Развитие частных школ России и Великобритании как фактор государственного реформирования образования

Развитие частных школ России и Великобритании как фактор государственного реформирования образования

Развитие частных школ России и Великобритании как фактор государственного реформирования образования

Кодрле Светлана Вячеславовна

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Краснодар 2007

Общая характеристика исследования

Актуальность исследования. Происходящее в России социальное обновление, формирование открытого демократического общества и его интеграция в мировое и европейское культурно-образовательное пространство привели к активному росту инноваций в педагогической теории и практике, одним их которых выступает частное школьное образование. Ситуация образовательного развития, характеризуемая отказом от директивного государственного управления, построением новых форм социально-образовательного взаимодействия, определили актуальную потребность изучения развития частных школ в процессах образовательного реформирования, вхождения в общегосударственную систему школьного образования.

Закон РФ в статье 11-1 «Об образовании» установил статус частного школьного образования, определив его равные права с государственными школами, в связи с этим становятся значимыми исследования как культурно-исторического генезиса, так и современного развития частных школ не только как самостоятельного, динамично развивающегося педагогического явления, но и в анализе его социально-культурных тенденций развития. Культурно-историческое становление и формирование системы частного школьного образования в России к настоящему времени отражены в научных исследованиях не в достаточной степени. Причины этого видятся в более чем семидесятилетнем периоде отсутствия частного образования, в долговременной негативной критике аналогичных образовательных форм за рубежом.

Изучение развития отечественной частной школы актуализирует интерес к британскому частному школьному образованию. Многолетний опыт, заслуженная популярность и престижность английской частной школы, ее признание и высокая оценка мировым сообществом определяют необходимость изучения образовательной деятельности британского частного образования в отношении перспектив становления отечественной частной школы. В этой же связи особый интерес представляет их сопоставительный анализ, выявление их общих черт и особенных характеристик образовательной деятельности, исторических, социально-культурных факторов развития частных школ в различных государственных системах.

Российская частная школа дореволюционного периода выступала предметом исследования А.Н. Ганичевой, О.А. Кармакаевой, Н.В. Литаровой, С.В.Сергеевой, М.О. Чекова. Развитие негосударственных форм образования рассматривалось в рамках изучения исторического развития лицейского, элитарного, гимназического образования М.В. Багрянцевой, Н.В. Володиной, М.К. Зубковой, А.Г. Кармаевой, С.В. Куприяновой, В.А. Солоницыной, Л.А Тофталушиной и др.

Изучение текущего развития и тенденций развития российского школьного образования в условиях реформирования отражено в работах В.П. Бедерхановой, А.М. Кондакова, Е.Б. Осей, О.Г. Прикота и др.; изучением осуществления управления общеобразовательной организации в процессе реформирования занимались такие исследователи, как Т.В. Белоусова, Т.Г. Волченкова, Л.А. Волчок, Л.А. Куманяева, Е.Б. Куркин, Н.Б. Пугачева, Л.Н. Прогонюк, Л.Н. Шкуркина и др.; разработке концепций развития образования на основе проектирования его структуры, содержания, методов, форм посвящены работы Б.С. Гершунского, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, Г.М. Романцева и др. Внедрению зарубежного опыта в деятельность российских общеобразовательных школ посвящено диссертационное исследование А.А. Окунева, развитие школы как открытой образовательной системы раскрыто в работах А.Г. Лакко, Л.Н. Тимчишина, К.Ф. Габдрахманова, В.В. Анисимова. При этом собственно образовательная деятельность современных российских частных школ предметом научного рассмотрения не выступала.

Педагогическая деятельность английских школ исследовалась в работах Г.А. Андреевой, О.А. Быковой, С.В. Дандановой, Е.А. Карабутовой, Е.Н. Морозовой, Н.В. Негребецкой; вопросы организации и осуществления воспитания в Англии рассматривались в исследованиях С. Атван, И.А. Ершовой, В.А. Миньковой, И.А. Кузнецовой, И.И. Саламатиной, И.Р. Сорокиной, и др. Организация и содержание школьной образовательной деятельности государственных английских школ исследованы Е.П. Денисовой, И.А. Зубковой, О.В. Хасановой, С.Н. Цветковой, Д.Р. Сабировой. Изучению частных школ-пансионов в Англии посвящена диссертационная работа И.А. Абакумовой, развитие процесса образования за рубежом, в том числе и английского образования, раскрыто в работах: К.Е. Зискина, М.В. Кларина, Е.Н. Комина, Н.И. Никитина, А.Г. Ширина и др.

Однако в научной литературе не достаточно отражены и нуждаются в изучении процессы становления российских частных школ в отношении общего культурно-исторического генезиса, влияние различных социальных факторов на их развитие, своеобразие частного школьного образования России по отношению к аналогичной системе британского образования, особенности образовательной деятельности частных школ на настоящем этапе, тенденции их развития, обусловленные условиями государственного образовательного реформирования.

Таким образом, противоречия между необходимостью изучения генезиса российских частных школ как условия вхождения в мировое образовательное сообщество и отсутствием знаний о развитии частного школьного образования в его национально-исторической и социально-культурной обусловленности в России и Великобритании, создавшейся потребностью и недостаточной изученностью особенностей образовательного развития частных школ в условиях государственного реформирования определило проблему исследования.

Проблема исследования определяется следующими вопросами: как, каким образом происходило развитие частного школьного образования в России и Великобритании; какие основные социально-культурные факторы повлияли на их становление; что представляет собой образовательная деятельность частных школ в России, и в чем заключается её своеобразие по отношению к системе британского частного школьного образования; какие характеристики образовательной деятельности отечественных частных школ выявляются на современном этапе развития в условиях государственного реформирования?

Объект исследования – частные школы России и Великобритании как образовательная система и социально-культурный феномен.

Предмет исследования – педагогические и социально-культурные особенности исторического развития и современной образовательной деятельности частных школ России и Великобритании в условиях государственного реформирования образования.

Цель исследования: провести сравнительный социально-культурный и исторический анализ развития частного школьного образования в России и Великобритании, выявить общие и особенные характеристики образовательной деятельности российских и британских частных школ в условиях современного государственного реформирования образования, определить особенности образовательной деятельности отечественных частных школ.

Задачи исследования:

1. Выявить общие и своеобразные характеристики становления системы частного школьного образования в России и Великобритании через сопоставительный анализ его развития.

2. Определить наиболее значимые социально-культурные факторы, способствующие эффективному развитию частного школьного образования в различных государственных системах.

2. Раскрыть основные тенденции осуществления государственного реформирования образования в России и Великобритании, общие черты и особенности образовательной деятельности российских и британских частных школ в условиях реформирования образования.

3. Провести анализ образовательной деятельности отечественных частных школ в России на современном этапе, выявить её позитивные и негативные аспекты развития, особенности образовательных приоритетов в деятельности частных школ и на этом основании представить их типологию.

Гипотеза исследования заключалась в предположении, что:

– становление частного школьного образования определяется совокупным влиянием ведущих социокультурных факторов, способных, как усилить, так и ослабить его развитие, исходя из этого, процесс развития частного образования в России и Великобритании происходил сообразно общеевропейскому историческому генезису, но обладал национально обусловленными характеристиками. В настоящее время государственные приоритеты образовательного реформирования обуславливают особенности развития частных школ в этих странах;

– усиление общественного влияния на частное школьное образование в России является позитивным фактором его развития, вследствие которого усиливается формирование черт автономности, субъектности образовательных процессов частной школы;

– в развитии отечественного частного образования имеются как позитивные тенденции, так и трудности, определяющиеся в целях, содержании, результатах и организации образовательной деятельности.

Методологической основой исследования являются: концепция целостности в развитии мирового педагогического процесса и своеобразия его проявления в различных странах (В.Л. Вульфсон. З.А. Малькова, В.Я. Пилиповский, А.И. Пискунов), принципы системного и сравнительного анализа сложных открытых социальных систем, их способность к саморазвитию и самоорганизации (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен), принцип теории социального действия (М. Вебер); системно-структурный подход в изучении педагогических явлений (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов); положения методологии педагогической науки о способах определения актуальных аспектов исследования для разработки стратегического и тактического целеполагания, преобразования содержания и прогнозирования, проектирования образовательной деятельности (В.П. Бедерханова, Н.В. Бордовская, В.В. Краевский, Э.Г. Малиночка, В.В. Сериков); культурологический подход к развитию образовательных систем (Н.Б. Крылова), методология построения педагогического эксперимента (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, А.И. Кочетов, А.М. Новиков и др.).

Теоретическую основу исследования составляют исследования в области зарубежной и сравнительной педагогики (Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, М.В. Кларин, В.П. Лапчинская, З.Т. Малькова, Н.Д. Никандров, Н.Д. Оливер; работы по истории развития частного образования в России и Великобритании (И.А. Абакумова, Г.А. Андреева, С.В. Данданова, В.А. Миньков, С.В. Сергеева), работы по теории и практике отечественного гуманистического образования (Р.А. Валеева, С.Л. Каплан, И.М. Курдюмов, Н.Д. Никандров, Т.Т. Петракова, В.Я. Пилиповский), исследования по изучению содержания и процесса развития частного образования в России на современном этапе (В.Н. Иванов, О.А. Кармакаева), школьного управления в условиях реформирования образования (М.М. Фирсова, Н.С. Толстов, Т.В. Орлова, Л.Б. Проскурякова); научные исследования английских ученых в области реформирования современного образования (Э Боуэн, В.Блюм, А. Колвил, Д. Кролл, А. Тернер, К. Рейд, С. Старки, М. Бейкер, Л. Коен, М. Лоуренс, С. Хенди и др.).

Многоплановость и недостаточная изученность темы определила комплексную методологию работы, сочетающую социальные, культурологические и педагогические аспекты исследования.

При проведении исследования были использованы общенаучные методы: анализ, синтез, историко-педагогическая интерпретация научной информации, сравнительно-исторический метод, конструктивно-генетический метод рассмотрения педагогических процессов. Основным эмпирическим методом исследования явился контент-анализ, в процессе проведения которого были проанализированы тексты программ и концепций развития, содержание учебных планов и программ дополнительного образования, документы образовательной деятельности 126 частных школ различных регионов России.

Источниковая база исследования: научные обзоры и аналитические работы российских и английских ученых в области реформирования и организации образования; теоретические работы отечественных и зарубежных ученых по истории и проблемам развития частного школьного образования; публикации в отечественных и зарубежных периодических изданиях, педагогическая документация частных школьных образовательных учреждений.

Этапы исследования:

На первом этапе (2003 – 2004 гг.) был проведен обзор научной литературы по изучению генезиса частного образования России и Великобритании, выявление степени изученности проблемы, определены цели, задачи и гипотеза исследования, сформирована основная источниковая база.

На втором этапе (2004-2005 гг.) проводились изучение педагогической деятельности частных школ в России и за рубежом, сопоставительный анализ материалов, систематизация данных на педагогических, социально-культурных и исторических основаниях, структурировалось основное теоретическое содержание работы, проводилась его апробация.

На третьем этапе (2005-2006 гг.) было осуществлено эмпирическое исследование российской частной школы как образовательной системы, определялись позитивные аспекты и трудности в её развитии, уточнялись методологические и теоретические выводы, определялась логика изложения материала, осуществлялась публикация результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что представленная характеристика процесса исторического становления и современного развития частного школьного образования в России и Великобритании позволила изучить частное школьное образование как целостный социально-культурный, образовательный феномен, за счет того, что:

– выявлены основные социально-исторические этапы становления частного школьного образования, исходя из приоритетного фактора социального развития (церковного, общественного, государственного), показано, что общественное влияние для российской частной школы, и государственное управление для британской школы являются факторами, в наибольшей степени активизирующими их развитие;

– в отношении реформирования государственного образования в этих странах выявлены общие (ценностные гуманистические основания образования, направленность на всестороннее, гармоничное развитие личности, повышение качества школьного образования, ориентированность на социальные и культурные запросы общества и личности) и отличительные характеристики (тенденция централизации, обучение только по государственно утвержденным программам, планам и учебникам, тщательная содержательная конкретизация образовательной деятельности в Великобритании и тенденция децентрализации, перехода к автономизации образовательных учреждений, государственно-общественным формам соуправления, введение системы нормативно-подушевого финансирования, разработка социальных норм оценки качества образования, многоканальное финансирование образовательных учреждений, построение рынка образовательных услуг в России);

– раскрыты особенности образовательной деятельности современных частных школ России и Великобритании в условиях государственного реформирования. Наиболее значимыми из них являются: различный статус частных школ в этих странах (элитарного образовательного учреждения в Великобритании и вариативного государственному - в России); различная стратегия образовательной деятельности (направленная на инновационность в России и на реализацию подтвердивших свою эффективность образовательных технологий в Великобритании); различные педагогические основания образовательной деятельности (развитие личностной компетентности учителя в России и изменения содержания учебного плана в Великобритании), различные образовательные приоритеты (формирование элитарного сообщества в Великобритании и индивидуального развития учащегося в России), опекающие, наставнические формы педагогического взаимодействия в отечественных частных школах и консультационный, сопровождающий характер отношений с учащимся в британских частных школах и др.)

– уточнена сущность образовательной деятельности отечественной частной школы как автономной образовательной организации через определение её показателей: целостности, открытости и синергетичности организационных процессов, эффективности и оптимальности управления, концептуальной обоснованности педагогической деятельности, способности к отражению актуальных социальных запросов, диалогичности взаимодействия;

– с использованием метода контент-анализа изучена образовательная деятельность отечественных частных школ, выявлены их основные типы: школы «академических» целей, «социальной успешности», «комфортного» образования, индивидуального подхода, гармоничного развития личности. Раскрыты основные положительные и отрицательные характеристики образовательной деятельности отечественных частных школ. Положительные – высокое качество образования, соответствие актуальным социальным и личностным запросам, использование эффективных педагогических технологий, забота о здоровье и физическом развитии учащихся, высокий уровень комфорта и материального оснащения частных школ. Отрицательные – высокий уровень зависимости от запросов заказчика образовательных услуг; особенности воспитания, предоставляемого как оплачиваемая образовательная услуга; зависимое положение педагога; использование систем денежных штрафов как организующей меры поведения школьников; привязка результатов педагогической деятельности к гарантиям дальнейшего материального благополучия школьника; снижение степени ответственности родителей в воспитании ребенка.

Теоретическая значимость результатов заключается в том, что проведенный сравнительный анализ генезиса и современного развития частного школьного образования России и Великобритании, изучение образовательной деятельности частных школ этих стран в условиях государственного реформирования имеет значение в изучении проблем истории, развития и управления современным образованием за счет того, что: систематизированы в культурно-историческом аспекте этапы развития российского и британского частного образования, выявлены общие и отличительные характеристики этого процесса; проведен многофакторный сопоставительный анализ протекания процессов реформирования образования в обеих странах и представлен анализ деятельности частных школ как образовательных систем в условиях государственного реформирования России и Великобритании; уточнена сущность деятельности частной школы как автономной образовательной организации, представлены её показатели; систематизированы позитивные характеристики и трудности в развитии отечественной частной школы в анализе целевых, содержательных, инструментальных и управленческих компонентов образовательной деятельности.

Практическая значимость заключается в том, что введенные в исследование первоисточники и полученные результаты использованы в совершенствовании опыта образовательной, педагогической деятельности отечественных частных и государственных школ, результаты исследования являются методическим основанием повышения эффективности управления школьным образованием, разработки стратегии развития частных школьных учреждений. Полученные сведения могут использоваться в процессе преподавания курсов «Сравнительная педагогика», «Общая педагогика», «Управления педагогическими системами».

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечена анализом отечественных и зарубежных научных работ по проблеме исследования, нормативных документов в области политики образования Великобритании и России, образовательной документации частных школ, комплексным применением теоретических и эмпирических методов исследования.

Надежность результатов обеспечивается использованием в исследовании методики получения эмпирических данных – контент-анализа, использованием общепринятых методов статистической обработки, размерами выборки: школьная документация и программы педагогической деятельности 126 российских частных школ.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций по теме исследования, обсуждений и выступлений на научно-практической конференции «Модернизация региональной системы начального образования на Северном Кавказе» (г. Краснодар, 23-25 сентября 2004 г.), IX Всероссийской научно-практической конференции «Наука. Экология. Образование» (г. Анапа 1-3 октября 2004 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика здоровья: опыт, проблемы, перспективы» (г. Краснодар, 14-16 декабря 2004 г.), V Межвузовской научно-методической конференции «Теория и практика преподавания иностранного языка» (г. Краснодар 4 февраля 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Инновации и традиции в воспитании толерантного этнокультурного сознания школьников и молодежи» (с. Дивноморское г. Геленджик 28 сентября – 1 октября 2005 г.). Кроме того, апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись путем выступлений на методических заседаниях и конференциях, тематических педагогических советах частной школы г. Краснодара «Альтернатива».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие системы частного школьного образования определяется совокупным влиянием различных социокультурных факторов, среди которых доминирующий социальный фактор способствует прогрессивному или регрессивному развитию частного школьного образования, приводит к изменению его структурных и содержательных форм. Ведущими факторами развития частного образования в России и Великобритании на различных исторических этапах выступали: церковные конфессии, общество и государство.

2. Исторически в обеих странах сложилась и функционировала общественно признанная система частного школьного образования, которая способствовала расширению и углублению образовательных ресурсов общества, динамично реагировала на удовлетворение образовательных потребностей. Российская специфика становления частного сектора образования состоит в том, что на определенном этапе его установившиеся в результате длительного исторического развития формы, были ликвидированы, современное их становление происходит уже в новых социальных и культурных условиях. При этом частное образование в России наибольшую образовательную эффективность проявило под влиянием общественного фактора развития, в Великобритании поддержанию высокого статуса частного школьного образования в наибольшей степени способствовало государственное управление.

3. В образовательном реформировании России и Великобритании проявляются как общие гуманистические тенденции, так и национальные особенности, определенные различной тактикой реализации образовательных реформ: направленностью на централизацию в Великобритании и децентрализацию образования в России, различными педагогическими основаниями изменений и характером стимулирования инновационных процессов. Система частного школьного образования определяется ведущими государственными и социальными приоритетами образовательного развития в обеих странах.

4. Становление современной отечественной частной школы происходит в векторе изменении её статуса: от образовательного учреждения в сторону автономной образовательной организации, наделяющей её характеристиками коллективного субъекта образовательных процессов. Основными показателями функционирования частной школы как автономной образовательной организации являются: целостность, открытость и синергетичность педагогической системы, концептуальная обоснованность образовательной деятельности, эффективность и оптимальность способов управления, способность к отражению актуальных социальных запросов, диалогичность во взаимодействии с различными социальными институтами.

5. Развитие отечественных частных школ в целом осуществляется в положительных тенденциях, определяемых способностью частных школ к динамичному реагированию и удовлетворению различных социальных и индивидуальных образовательных запросов, так и в трудностях развития, связанных с формированием качеств субъектности образовательной деятельности.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (268 наименований, в том числе 20 источников на иностранных языках). В работе содержится 6 таблиц, 4 рисунка, 2 приложения.

Основное содержание диссертации

Во введении обоснована актуальность проблемы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, формулируется гипотеза и методологические основания работы, раскрывается научная новизна, теоретическое и практическое значение, этапы исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Генезис становления частных школ России и Великобритании» представлены результаты комплексного сопоставительного анализа (исторического, культурологического, структурно-функционального, содержательного) развития частных школ Великобритании и России, рассмотрены причины возникновения различных форм частного образования на различных исторических этапах, доминирующие культурные и философские идеи, определяющие его развитие, общие и особенные характеристики реформирования современного образования в обеих странах.

Понятие «частная школа» означает негосударственное общеобразовательное учреждение, принадлежащее частным лицам, благотворительным, религиозным, просветительским организациям, фондам. Данное определение подразумевает школы, финансово независимые от государства, образовательная деятельность которых финансируется из различных социальных источников. Анализ частного образования как культурно-исторического и педагогического феномена проводился по ряду сравнительных параметров, к которым относятся: приоритетные факторы социально-культурного влияния (религиозные, государственные, общественные); аутентичный или заимствованный характер образовательной идеологии; особенности культурно-исторической динамики развития частного образования; роль и место частных школ в реализации стратегий образовательной политики страны.

Развитие частного школьного образования в России и Великобритании (с V в. по начало XХI вв.) проходило в нескольких культурно-исторических этапах, временные границы и содержание каждого из них выстраивались под влиянием доминирующего социального фактора: общества, государства, церкви. Характеристики развития частного школьного образования в обеих странах были различными по ряду культурно-исторических и социальных причин.

Первый исторический этап развития частного школьного образования в обеих странах характеризуется доминирующим влиянием церкви (с V в. Великобритании и с XI в. в России по XV вв.) и связан с появлением церковных и монастырских школ (С.В. Сергеева). Этот период для частного образования Великобритании начинается пятью веками ранее, (кафедральные школы при Кентерберийском (598 г.) и Йоркском (635 г.) соборах) и влияние церкви проявляется не в столь определяющем значении, чем в России. Причины этого связаны с разностью в догматических положениях православной и католической конфессий, особенностями государственного управления в Великобритании: элементы государственного управления проникали в частную школу при посредничестве религии, так как глава государства одновременно осуществлял руководство англиканской конфессией. Идеи православия длительнее и значительно сильнее повлияли на развитие частного образования в России, определяя его религиозную направленность и содержание.

Второй этап в развитии частного школьного образования является переходным в отношении влияния церкви и общества (вторая половина XVII – начало XVIII вв.). Этот период связан с появлением первых светских частных школ: приказных школ (Посольская, Лекарская и др.) в России и распространением грамматических школ в Великобритании. Возникновение данного типа школ связано с формированием основ профессионально-практического образования в России (И.С. Соболевский). Первые частные светские школы в Великобритании формируются значительно ранее с XIII-XIV вв., что связано с появлением нового типа государственного управления – британского парламента как органа сословного представительства и законодательной власти. В этот же период создаются первые английские публичные школы, учредителями которых были городские объединения граждан. Функционирование этих школ находилось под общественным контролем, в условиях закрытых пансионов школьники получали классическое образование (Уинчестер (1382г.), Итон (1440 г.), Сент-Полз-Скул (1509 г.), Шрусбери (1552 г.), Вестминстер (1560 г.), Мерчант-Тейлорз (1561 г.), Рагби (1567 г.), Харроу (1571 г.), Чартерхауз (1611г.)).

Переворот в социальной жизни, произведенный реформами Петра I вывел антропоцентристскую (центрированную на человеке) идеологию образования в России (А.Ф. Замалеева, О.А. Кармакаева). Идеи общественной полезности личности привели к установлению доминирующего влияния государства в развитии частного образования (конец XVII – XVIII вв.). К особенностям организации образования данного периода, по мнению ряда исследователей (С.В. Акулов, М.К. Зубков, Н.В. Литарова) можно отнести: преобладание иностранного компонента и иностранных заимствований в обучении, широту содержания образования, большую учебную нагрузку, бессистемность и спутанность в обучении наукам, принудительный характер обучения. Именно в этот период возникают частные учебные заведения, учреждаемые иностранцами, с менее жестким, чем в государственных учебных заведениях, школьным режимом. Таким образом, до появления государственного сектора образования (1856 г.) негосударственный сектор в России, представленный церковными и частными светскими школами, имел двухвековую историю.

Первая половина XVIII века характеризуется появлением в России учебных заведений нового типа – пансионов, в том числе и частных. Они решали узкую социальную задачу обучения детей дворян и разночинцев. Начиная с середины XVIII века, государство берет частные школы под свой контроль, но, несмотря на то, что в большинстве частных пансионов используется программы государственных школ, образовательный процесс каждая школа выстраивала по своему усмотрению. Особенное влияние на развитие частного образования в России оказывает открытие частных лицеев, основу которых составляло классическое образование (Вольный благородный пансион (1778 г.)). К 1849 г. в России было уже 559 частных образовательных учреждений (О.И. Ильинский).

С середины XIX в (1856 - 1917 гг.) в России устанавливается общественный период развития частного образования, в котором общественные организации получают доступ к устройству образовательных дел в лице множества общественных органов. Наметился курс правительства на признание равенства частных и государственных школ по предоставляемому уровню и качеству образования. На первый план в воспитании выдвигается различные аспекты педагогического воплощения идеи «всесторонней и самодеятельной личности» (Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, Л.А. Карсавин, Л.М. Лопатин). Частная школа в России в этот период естественным образом была включена составной частью в общую систему народного просвещения и подчинена в своей деятельности Министерству просвещения.

Напротив, в Великобритании с XIX в. устанавливается государственный контроль над частным сектором школьного образования и перехода к общественным формам управления не происходит (И.А. Абакумова, В.А. Миньков). Таким образом, «государственный период» частного образования начался в Великобритании почти на двести лет позже, чем в России. Идеи английской философии, направленные на преобразование научной составляющей содержания образования (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Г. Спенсер) повлияли на социально-обусловленный прагматичный характер британского частного образования. Антропософская тематика развития человека в актуальном для русской философии экзистенциальном значении для английской педагогической мысли оказалась невостребованной.

Несмотря на изменения, произошедшие в системе образования Великобритании за 600 лет, частные школы сохранили свой высокий социальный статус и остаются наиболее престижными учебными заведениями. Необходимо отметить, что только в 1944 г. английское государство учредило бесплатную систему обязательного начального и среднего образования (Л.С. Барановски, Д.Д. Козикис).

Таким образом, к началу XX века в обеих странах сложилась общественно признанная система частного школьного образования, которая не входила в противоречие с системой государственного образования, но способствовала решению проблем расширения и углубления образовательных ресурсов общества, динамичного реагирования на его образовательные запросы и их удовлетворение.

Исследование генезиса частного образования в России и Великобритании показало, что существует прямая зависимость содержания, видов и форм частного школьного образования от ведущих общественных и культурных тенденций, наиболее значимых в конкретный исторический период, способных как усилить, так и ослабить, или окончательно свести на нет развитие частного школьного образования. Британское частное образование имеет не только более длительный исторический срок существования, но его формирование проходило преимущественно под управлением государства. Частная школа в Великобритании исторически сформировала свою элитарность, чему в значительной степени способствовали установившиеся долговременные связи с престижными высшими образовательными учреждениями. К особенностям частного английского образования необходимо отнести не только широту содержания обучения и его организацию, но и специфику внутришкольного уклада с характерной строгостью и требовательностью к ученикам. Особенность становления частного сектора отечественного образования определяется тем, что формы, установившиеся в результате длительного исторического развития, на определенном этапе были ликвидированы в результате проведения политики государства. И затем, спустя многие десятилетия, трансформированы и заново восстановлены уже в иных социальных и культурных условиях, в новом социальном качестве.

Анализ современного образовательного реформирования России и Великобритании также позволяет усматривать как общие, так и особенные его характеристики. В целом необходимо отметить различные стратегии образовательного развития: усиление государственного влияния и контроля в Великобритании и общественно-государственных паритетных начал в России (А.М. Кондаков, В.В. Краевский, Е.Б. Осей, О.Г. Прикот). При некоторых национальных отличиях общими в образовательном реформировании являются: ценностные гуманистические основания образования, направленность на всестороннее, гармоничное развитие ребенка, изменения качества школьного образования, ориентированность на социальные и культурные запросы общества и личности, внедрение тестовых форм контроля знаний.

При этом реформирование образования в Великобритании определяется значительно большей содержательной конкретизацией действий, нежели в России: усилением роли естественно-научного знания в обучении, активизацией гражданского воспитания, четким определением доли вариативного содержания в типовом учебном плане, обучением только по государственно утвержденным программам и учебникам. В реформировании образования в России основной акцент делается: на децентрализацию управления образованием; переход к самоуправлению, автономизацию образовательных учреждений, паритетное государственно-общественного соуправление образованием, введение системы нормативно-подушевого финансирования и разработку социальных норм оценки качества образования, развитие системы многоканального финансирования образовательных учреждений, построение рынка образовательных услуг. Ряд исследователей отмечает, что проблемы российского образования связаны с тем, что, современная школа теряет свою самостоятельную образовательную ценность и начинает рассматриваться как производитель и поставщик системы образовательных услуг (О.Г. Прикот, В.Н. Виноградов). Решение возникающих проблем связываются с изменениями во взаимодействии системы образования, государства и социума.

Во второй главе «Частное школьное образование в системе государственного реформирования» представлена сопоставительная характеристика целевых, содержательных и процессуальных аспектов функционирования современной частной школы в России и Великобритании, рассмотрены показатели деятельности частной школы как автономной образовательной организации, представлены результаты эмпирического исследования, цель которого состояла в изучении особенностей образовательной деятельности отечественных частных школ.

Структуры, составляющие системы негосударственного образования в двух странах, представляют интерес как предмет сравнения по главным основаниям их деятельности: цели, организации образовательного процесса, ценностных приоритетов и направленности результатов деятельности. Частные учебные заведения общего образования в обеих странах открываются и функционируют на основании законодательных актов, конституций стран, предусматривающих право родителей на выбор школы для своих детей. Прежде всего, необходимо отметить разность в социальном статусе частных школ в России и Великобритании. Обучение в британской частной школе является фундаментальной основой элитарного образования, гарантией будущего социального преуспевания выпускника школы. Частная школа в России в целом не имеет статуса элитарности и рассматривается как вариативная форма (Е.С Купреева) реализации общего образования, поставщик качественных образовательных услуг.

Принципиально на разных основаниях выстраивается образовательная стратегия частных школ. Для российских частных школ характерна, прежде всего, инновационность в образовательной деятельности как показатель эффективности частного образования. Собственно инновационной предлагается считать деятельность, связанную с преобразованием образовательного процесса и получением результата как качественного предмета купли-продажи на рынке образовательных услуг. Для английского частного образования инновация в педагогическом процессе вообще не является актуальной, все государственные изменения в образовании, прежде всего, направлены, на изменение содержания деятельности государственных школ, так как подразумевается, что частное школьное образование и без того дает высокие результаты. Основная стратегия образовательного развития частного школьного образования в Англии - это реализация подтвердивших свою эффективность образовательных технологий.

Тактика управления образовательной деятельностью также различна. В российской частной школе основное внимание в осуществлении педагогического процесса сконцентрировано на личностной компетентности учителя. Личностным качествам учителя придается такое же значение, как и профессиональным. В английском частном образовании основной акцент делается на урегулировании содержания учебного плана, который не только является основным документом организации и контроля учебного процесса, но и должен соответствовать даже незначительным индивидуальным особенностям учащегося. Он же рассматривается как главное средство удовлетворения образовательных нужд учащегося. В российской образовательной практике более уместным считается использование понятия «образовательные потребности», являющимся более значимым в отношении выражения степени внутренней активности учащегося. Несмотря на то, что внешне требования к деятельности учителя, как в российской, так и в английской частной школе в целом совпадают, внутреннее содержание сущности педагогического взаимодействия принципиально отличается. Система тьюторства и менторства, распространенные в английской частной школе, предполагает руководство поведением школьника с позиции более высокого, «взрослого» уровня – руководство через компетентное консультирование, при этом вся ответственность за действия сохраняется за самим учащимся. Взаимодействие учителя и учащегося в российской частной школе осуществляется преимущественно в формах сотрудничества и равенства отношений. Учитель выступает как наставник, опекающий и заботящийся, но при этом несущий ответственность за ребенка. Поэтому формы взаимодействия приобретают соответственно российской ментальности характеристики: творческое репетиторство, сменное тьюторство, эвристическое менторство (А.В. Хуторской).

Соответственно этому приоритеты педагогического взаимодействия также различны. Направленный на коллективное объединение образовательный процесс британского частного пансиона, связан с прагматичной целью формирования закрытого элитарного сообщества, которое сохраняет свою социальную полезность для индивида в дальнейшем (И.А. Абакумова). Российское частное образование сохраняет приоритеты индивидуального развития учащегося. Отечественные частные школы часто работают с детьми разнообразных групп риска, обучение которых в государственных школах по ряду причин затруднено.

Тем не менее, анализ педагогических систем частного образования в обеих странах показал, что в целом, цели образования являются общими, суть их заключается во всестороннем гармоничном развитии личности, построении фундаментальных основ образованности учащихся, формировании системы теоретических и практических умений (Д.Ю. Аросьев, Л.Г. Грибенюк, В.Н. Ланцберг, Э.М. Мушникова и др.).

Как показал проведенный анализ, наиболее успешные частные школы Великобритании и России разными путями стремятся к одним и тем же ценностям, представляющим частную школу как институт гражданского общества: автономности, самостоятельности, ответственности, творчества, приоритета внутренних источников активности над внешними, высокой степени свободы выбора образовательных программ и средств их реализации и т.д. Наличие таких характеристик свидетельствует о том, что становящаяся система негосударственного образования принадлежит к самоорганизуемому типу образовательных систем. Таким образом, в управлении частной школой наблюдается ярко выраженная тенденция придания объектам образования статуса субъектов самоорганизуемых процессов. Развитие частной школы происходит в изменении статуса «образовательное учреждение» (в данном определении подчеркивается зависимый характер школы от единственного учредителя) в сторону образовательной организации, имеющей «независимую» природу правовых и финансовых отношений с обществом и государством (О.Г. Прикот, В.Н. Виноградова), развивающейся как автономная образовательная организация. Автономная общеобразовательная организация – это образовательное подразделение, реализующее инновационную программу, ориентированную на содержательную сторону личностно развивающего обучения и гражданского воспитания. Изучение и анализ деятельности отечественной частной школы как автономной образовательной организации в системе её организационно-культурных характеристик, позволил определить ряд её показателей:

1. Целостность, открытость и синергетичность организационных процессов. Данный показатель определяет наличие стремления и возможностей частной школы к саморазвитию. Наиболее успешные частные школы России расширили свои условные границы, превратившись из замкнутой системы в развивающуюся и открытую систему, оптимальное развитие которой возможно лишь при наличии системы управления, организованной в соответствии с положениями синергетики (П.К. Анохин, В.В. Василькова, Т.М. Давыденко, Л.Я. Зорина, Л.И. Новикова, М.В. Соколовский, С.С. Шевелева и др.). Синергетический подход непосредственно связан с функционированием открытой системы, которая имеет свойство к динамическому изменению, и как обратный процесс - поиску внутренних ресурсов поддержания равновесия. Необходимо выделить следующие характеристики деятельности частных школ, обеспечивающих функционирование в соответствии с данным положением, к ним относятся: наличие органов самоуправления, утвержденная программа школьного развития; наличие инновационной, экспериментальной и методической работы; эффективное использование современных образовательных технологий; предоставление учащимся возможности получения образования в различных образовательных формах; реализация профильного обучения.

2. Показатель эффективности и оптимальности управления определяет высокий уровень результативности функционирования всех элементов, входящих в образовательную систему. Он проявляется через показатели различных уровней совершенствования образовательной деятельности, реализуясь через высокую компетентность педагогов, связанную с умением работать в разных социальных и педагогических условиях.

3. Показатель концептуальной обоснованности педагогической деятельности. Концептуализация содержания объектов управления автономной образовательной организации позволяет сформировать ценностно-смысловую определенность развития для всех субъектов педагогической деятельности.

4. Показатели способности к отражению актуальных социальных запросов, диалогичность взаимодействия определяют необходимость преобразования содержания педагогических действий в соответствии с актуальными запросами общества, создание диалогической основы сотрудничества.

Таким образом, можно рассматривать деятельность частной школы как автономной образовательной организации, как системы, обладающей характеристиками открытости, неустойчивости, способной к внутренней самоорганизации, источником развития которой является обратная связь с окружающей социальной средой, генерирующей общественный запрос в систему образовательных действий.

Неоднозначность оценки и неопределенность стратегии развития частных школьных структур в российском образовании поставили задачу эмпирического изучения содержания образовательной деятельности российских частных школ, выявления позитивных и негативных аспектов в становлении российского частного школьного образования. Основным методом эмпирического исследования являлся метод качественного и структурного контент-анализа, в рамках которого было произведено изучение текстов: образовательных программ, программ развития и учебных планов, образовательной документации российских частных школ. В процессе анализа выявлялись: основные целевые приоритеты, отраженные в программах деятельности частных школ России; характер представления результатов педагогической деятельности; содержательные доминанты учебных планов, обеспечивающие эффективность обучения учащихся; акценты в представлении преимуществ образовательной деятельности; особенности взаимодействия с родителями и общественностью.

Совокупность выборки составила 126 частных школ, в которую вошли частные образовательные учреждения (школы дневного пребывания, полного дня, пансионы, полупансионы, школы-комплексы, школы предпрофильной и профильной подготовки (лицеи, колледжи) городов Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Благовещенска, Пскова, Воронежа, Иркутска, Краснодара и Краснодарского края, Ставрополя, Ростова и др. Определяющим фактором составления выборки являлся образовательный статус школы – негосударственное образовательное учреждение.

Смысловыми единицами анализа выступали следующие темы: обеспечения социальной успешности учащихся средствами образовательной деятельности; высоких образовательных показателей учащихся; отражающие инновационную или традиционную практику деятельности школы; учета индивидуальных особенностей в обучении; творческого развития учащихся; взаимоотношений педагогов и администрации со школьниками и родителями; темы и понятия, отражающие использование различных образовательных технологий, преимущества пребывания в школе; отражающие различные достижения, и выраженные в понятиях: «победители», «успехи», «награды».

Основные целевые приоритеты деятельности частных школ, представленные в текстах, проранжированы следующим образом: воспитание социально успешного человека (75); дифференциация и индивидуализация в обучении школьника (72); углубленное и расширенное изучение ряда предметов (67); поддержание классических традиций образования (45); воспитание отдельных личностных качеств: активности, инициативности, самостоятельности, способности к самореализации в конкретных социальных условиях и др. (36); создание психологического комфорта (33); всестороннее развитие личности (25); воспитание свободного человека (10); решение проблем ребенка (9); формирование человека разносторонней культуры (5); воспитание сверхспособного, выдающегося человека, лидера масс (4) и др.

Качественный анализ позволил дифференцировать частные школы по следующим целевым и содержательным приоритетам образовательной деятельности:

1. Школы «академических» целей. Основная целевая стратегия данного типа школ рассчитана на удовлетворение общественной потребности в классическом, глубоком, качественном образовании - фундаментальном основании будущих личностных успехов. К этой категории относятся школы, образовательные приоритеты которых выстраиваются в организации углубленного и расширенного государственного стандарта (частная школа Виктория -2000), а также школы, образовательный процесс которых построен в проанглийском варианте частного образования (частные школы «Надежда», «Мастер-класс» (Москва)).

2. Школы «социальной успешности». Данные частные школы целевую основу образовательных программ определяют в воспитании ряда личностных качеств, гарантированно обеспечивающих успешность в дальнейшей социальной жизни, профессиональной деятельности. В данную категорию входят школы, которые целью своей деятельности обозначают воспитание абсолютного лидера масс, сверхчеловека, наделенного исключительными возможностями. Подавляющее большинство школ данного направления делают упор на воспитание успешного бизнесмена или юриста, физически здорового, способного к саморегуляции (классический пансион МГУ, «Бакалавр», частная школа международной торговли и права, «Школа сотрудничества» (Москва) и т.д. Этому способствует изучение с начальных ступеней образования экономических дисциплин, права, иностранных языков, психологических способов управления собой и другими людьми.

3. Школы «комфортного» образования. Целевые приоритеты частных школ данного вида определяются задачами обеспечения благоприятных условий жизни и обучения школьников, созданию ряда материальных, психологических и технических благ, позволяющих удовлетворить запросы родителей на «удобный» образовательный процесс, хорошее питание, благоприятную психологическую и экологическую обстановку (частные школы «Лотос», «Дубравушка» (Москва)).

4. Школы индивидуального подхода. Основная цель данного типа школ – создание системы индивидуального и дифференцированного подхода, удовлетворяющего разнообразные запросы школьников и родителей («Венда» Москва) как в отношении основного и будущего профессионального, так и дополнительного образования; культурного досуга учащихся.

5. Школы гармоничного развития личности. Основной целевой приоритет – это формирование разносторонней, образованной личности, способной к осознанному культурному саморазвитию («Праздник-плюс» (Санкт-Петербург).

Образовательные цели отражены не только в содержании программ частных школ, но и их названиях. Подавляющее большинство частных школ имеют «громкие» собственные названия и девизы, отражающие их образовательные приоритеты: «Мастер – класс», «Школа сотрудничества», «Лидер», «Имя», «Виктория» – школы «академической или «социальной успешности»; школы, которые преимущества своей деятельности демонстрируют во взаимодействии с привилегированными высшими учебными заведениями (классический пансион МГУ им. М.В. Ломоносова). Ряд школ называют своих школьников студентами, присваивая своему общеобразовательному учреждению статус колледжа (частная школа Института международной торговли и права), подчеркивают свое местоположение или другие психологические или социальные преимущества образовательных условий («Дубравушка», «Город Солнца», «Альтернатива», «Новатор» и т.д.), возраст школы. Данные показатели свидетельствуют, что для частных школ существует необходимость в демонстрации своей неповторимости, индивидуальности, образовательной непохожести и социальной рекламе. Высокая заинтересованность частной школы в привлечении общественного внимания связана с жизнеобеспечивающей задачей соответствия образовательным запросам платежеспособных родителей. С одной стороны, это способствует её динамичному развитию, с другой – делает чрезвычайно зависимой от данной категории населения, вынуждая выстраивать образовательный процесс исходя из этих требований, часто оставляя второстепенными «невостребованные» актуальные направления воспитания: нравственное, трудовое и др. Отечественные частные школы в настоящее время находятся в высокой степени зависимости от потребителя, и их образовательные приоритеты продиктованы рыночными запросами социума. По нашему мнению, это связано с тем, что практика частного школьного образования в России только складывается, и вопросы выживания для школы являются более насущными, чем построение образовательной субъектности и независимости.

Анализ содержательных доминант и особенностей в организации учебной деятельности позволил выявить следующие виды частных школ: школы, учебные планы которых построены в рамках требований государственного стандарта, использующие программы, одобренные министерством образования, а также частично авторские образовательные программы (58); школы, основным содержанием обучения всех учащихся которых является государственный образовательный стандарт углубленного и расширенного содержания (41); школы, начальное и среднее обучение в которых проходит по утвержденному государственному стандарту, но обучение в старших классах по индивидуальному плану (13); школы, учащиеся которых работают по индивидуальным планам (9); школы с нетрадиционной организацией учебного процесса: интенсивного обучения (в один год проходят два и несколько учебных классов), экстернатом и заочным обучением в старших классах (4); школы с разновозрастными группами обучения, где школьника переводят в другой класс в течение всего года в зависимости от его учебных показателей (1).

Таким образом, большинство частных школ работает по государственным стандартам и утвержденным министерством образования программам, индивидуальные программы обучения преимущественно используются в профильном обучении.

Тема «особенности обучения» в её показателях была проранжирована следующим образом: профильное обучение: экономическое, правовое, психологическое, естественно-научное, социально-историческое, филологическое, лингвистическое, культурологическое и т.д. (90); изучение одного или нескольких (до трех) иностранных языков (89); обучение компьютерным технологиям (85); индивидуальное обучение по предметам и выполнение домашних заданий с помощью педагога (59); изучение непрофильного предмета или ряда предметов по выбору учащегося (16). Анализ показал, что среди частных школ практически нет школ, в которых углубленное изучение иностранного языка не введено в программу обучения с начальных классов, как правило, с первого. В ряде школ изучают несколько языков, в том числе китайский, японский, испанский, арабский и др.

В качестве преимуществ своего образования школы декларируют: гарантированное стопроцентное поступление в вуз, или в несколько вузов одновременно, этот показатель предъявляется как основной показатель высокой результативности образования (115); участие учащихся в олимпиадах и конкурсах (87); получение золотых медалей по окончанию школы (68); творческие работы и проекты (44); спортивные достижения (34); участие в интеллектуальных марафонах и играх (14).

Результаты анализа показали, что инновационный режим работы не является основным декларируемым показателем образовательной успешности частной школы. Разработка и внедрение инновационной деятельности отражены в программах только 45 частных школ выборки. Наиболее часто используемые в обучении технологии: дифференцированное обучение (47); создание развивающей среды обучения (32); технология «Портфель ученика» (17); проектное обучение (16); продуктивное обучение, практико-ориентированное обучение (12); развивающее обучение (12); обучение малыми группами (6); деловые игры в обучении (3).

Изучение текстов на предмет анализа особенностей взаимодействия с родителями, позволил выделить школы, применяющие следующие практики: школы, отношения которых выстраиваются в системе регламентируемых прав и обязанностей родителей и школьников (46); школы, отношения которых выстраиваются на отношениях доверия и сотрудничества, с действующей системой школьного самоуправления (45); школы, которые выстраивают отношения в практике замены внимания родителей заботой педагогов (28); школы с жесткой дисциплиной принуждения, денежных штрафов и системой наказаний (7).

Проведенный анализ позволил выделить следующие особенности образовательной деятельности частной школы в положительных и отрицательных аспектах.

Таблица 1

Характеристика положительных и отрицательных аспектов

образовательной деятельности частных общеобразовательных школ

Положительные аспекты



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.