РУБРИКИ |
Развитие компетентности родителей детей раннего возраста |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Развитие компетентности родителей детей раннего возрастаРазвитие компетентности родителей детей раннего возрастаФедеральное агентство по образованию ГОУ ВПО "Тверской государственный университет" Педагогический факультет Кафедра дошкольной педагогики и психологии Специальность "Дошкольная педагогика и психология" КУРСОВАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Автор Шушунова Н.А. Студентка 13 группы Допущена к защите _______________г. Заведующий кафедрой _______________ Научный руководитель Старший преподаватель Валиева Е.А. Тверь 2010 Содержание Введение. Глава 1. Воспитание ребенка раннего возраста в семье. 1.1 Роль семьи в воспитании и развитии ребенка раннего возраста. 1.2 Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста. Глава 2. Обзор авторских программ раннего развития и план (проект) для родителей по семейному (домашнему) развитию ребенка раннего возраста. 2.1 Обзор авторских программ раннего развития. 2.2 План (проект) для родителей по семейному (домашнему) развитию ребенка раннего возраста. 2.3 Рекомендации для родителей по семейному воспитанию. Заключение Список литературы Приложение Введение Актуальность. Еще недавно для успешного родительства было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. На данном этапе развития дошкольного образования актуальной остается проблема психолого-педагогической компетентности родителей. В современном мире прогресс идет огромными темпами и даже для детей предъявляются требования, которые с годами увеличиваются. Поступая в детский сад и в школу ребенок уже должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками. В последние годы все больше становиться мам и пап, которые задумываются о том, что и как можно и нужно развивать в ребенке. Как с ним играть, на что способен младенец, какова его «жажда знаний». Эта «жажда знаний» должна быть грамотно удовлетворена со всех сторон, для полноценного развития ребенка как личности. Это значит, семейное образование должно удовлетворять развитию как эмоциональной, так и интеллектуальной сфер. А так же нужно отметить большое значение и физического воспитания, поскольку от него напрямую зависит развитие интеллекта. Что было доказано Г.Доманом в Институте Эвана Томаса. Сейчас в городах открываются центы раннего развития детей с 1,5 лет. А так же центры ведения беременности. Однако, когда малыш рождается, на маму накладывается большая часть заботы о нем. Когда при всем желании, чисто физически, молодая мама не может сходить в тот или иной центр чтобы что-то узнать, научиться. Большинство спасаются тем, что тогда когда появляется свободное время, мамочки ищут ответы на свои вопросы, или просто общаются по интересам, через Интернет. Наша курсовая работа нацелена как раз на данную аудиторию, тех родителей, кто хочет, что-то узнать, но не обладает возможностью посещать курсы и лекции, в силу разных причин. Анализ современных научных подходов к определению сущности понятия «компетентное родительство» позволяет говорить о нем как о многомерном и многогранном феномене, обусловленном самыми разными факторами культурно-исторического, культурно-ценностного, социально-экономического, этнического, религиозного, духовного, психологического, биографического и прочего происхождения. Изучением проблемы общения детей раннего возраста со взрослыми начали заниматься с 50-х годов Проблема очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка, потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (Венгер Л. Я., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Запорожец А. А. и др.). Цели курсовой работы: 1. изучить научную литературу по проблеме развития детей раннего возраста. 2. составить план (проект) для родителей по семейному (домашнему) развитию ребенка раннего возраста. 3. Распространить данный проект посредством сети Интерет. Предметом нашей работы будет компетентность родителей детей раннего возраста. Объектом нашей курсовой работы являются родители детей раннего возраста. Гипотеза. Мы предполагаем, что большинство родителей считают себя достаточно компетентными в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста, но хотели бы научиться применять свои теоретические знания на практике. Задачи: · Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам родительства и воспитания детей раннего возраста; · Провести опросы и анкетирование родителей детей раннего возраста посредством сети Интернет; · Перечислить психолого-педагогические характеристики раннего возраста; · Изучить авторские программы раннего развития; · Построить модель (проект) программы развития ребенка раннего возраста; Методы. В качестве методов исследования мы использовали: · Опросы; · Тестирование; Базой исследования будет служить сеть Интернет. Этапы исследования. Мы предполагаем: · составить и провести массовые опросы родителей детей раннего возраста. · построить проект программы раннего развития детей. · апробировать данный проект программы в сети Интернет. Глава 1. Воспитание ребенка раннего возраста в семье 1.1 Роль семьи в воспитании и развитии ребенка раннего возраста развитие ребенок родитель семейный Семья – особая интимная группа, социальное объединение, члены которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.[28] Семейное воспитание – часть общественного воспитания, уникальность которого состоит в том, что: · Семья дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем; · Семейное воспитание весьма результативно, т.к. осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности. [28] Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте , базового доверия к миру и привязанности. [38] Педагогическое и психологическое образование современного общества высоко. Родители знают, что хорошо и плохо с научной точки зрения, их разговоры о воспитании детей наполнены научными терминами и аргументами. Это прекрасно. Но они, как, впрочем, и некоторые педагоги, в подобных беседах часто забывают, что разговор идет о живом, мыслящем и чувствующем ребенке, а не о дрессировке персидского кота... Однако этот существенный недостаток в оценке происходящего не мешает возникновению потока советов по воспитанию детей знатоков родителям. Эти советы варьируют от научно обосновываемых рекомендаций до стопроцентных воспитательных средств, которые вы слышите, проходя с ребенком от бабушки, сидящей на скамейке. [19] К сожалению, не существует универсальной технологии воспитания детей, и вы не можете получить совета на все случаи жизни даже от человека, обладающего полными научными знаниями о семье. Например, известно, что для эффективного воспитания родители должны придерживаться в семье демократического стиля или, что недостаточное внимание является причиной множества психологических проблем ребенка.[19] Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться. [25] Большое значение в становлении самооценки ребенка имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Если мы хотим сформировать у ребенка четкую жизненную позицию, мы должны приобщать его к семейным и общественным проблемам — разумеется, в соответствии с возрастом ребенка. Так вырабатываются черты характера, утверждается шкала моральных ценностей. Все, что происходит в семье, так или иначе влияет на нравственное становление личности.[19] Сравнительная характеристика стилей воспитания.
В условиях отсутствия системы родительского образования, воспитывая ребенка, мы используем свой личный опыт. [25] Н. Башкирова выделяет пять тактик семейного воспитания: 1. Диктат. Вполне естественные требования, которые мы предъявляем ребенку, вдруг превращаются в приказы и насилие. Происходит подавление самостоятельности и инициативы ребенка, унижение его чувства собственного достоинства. 2. Опека. Чрезмерная опека ребенка с ограждением его от всяческих трудностей и отстранение от всех вопросов, встающих перед семьей. Дети перестают стремиться к самостоятельности, у них отсутствует инициатива творческое мышление. 3. Конфронтация. Это тактика воспитания, при которой все члены семьи встают в позицию вражды. Взрослые и дети живут своей жизнью, подмечая все недостатки друг друга и демонстративно выражая недовольство ими. 4. Мирное сосуществование. Можно сохранять внешнюю гармонию и быть при этом совершенно чужими друг другу. Мирное сосуществование доходящее до невмешательства и полного отсутствия интереса членов семьи друг к другу. Обособленность родителей от ребенка в таких семьях считают мудрым педагогическим принципом, который способствует самостоятельности маленького человека. 5. Сотрудничество. Семья – это маленький коллектив с общими устремлениями. При этом каждый член семьи – личность со своим характером и своими целями в жизни. Если каждый стремиться помочь и поддержать друг друга, и все вместе строят и совершенствуют свой семейный очаг, это называется сотрудничеством. Такая семейная тактика – самая плодотворная.[4] Дефицит общения взрослого с ребенком ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других - к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях - даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза. Например, явление госпитализма, возникающее в закрытых детских учреждениях из - за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться со взрослыми и сверстниками, то он ни стал бы культурно и нравственно развитым человеком, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживым, лишь внешне, анатомо - физиологически напоминающим человека. [37] Но, не смотря на это, ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом [37]. Взаимодействие родителей и ребенка – это процесс взаимного приспособления, в котором ответы партнеров взаимообусловлены и ритмически организованы [37]. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Успешное воспитание ребенка может происходить только в гармоничном взаимодействии материнского и отцовского начал, ибо истинное родительство выражается в соуправлении отца и матери процессом воспитания созидательной самостоятельности своего ребенка.[23] Мать – это человек, с которым малыш связан еще до своего рождения и непосредственно после рождения. Мать ухаживает за ним, кормит, воспитывает. Поэтому еще до рождения малыша возникает сообщество мама-ребенок. [39] Папа — это сложные умственные процессы, тонкая душевная организация и свои тараканы. С папой ребенок иначе общается и другими средствами добивается своего. Если маме достаточно увидеть дрожащий подбородок и наворачивающиеся слезы своего крохи, то на папу приходится воздействовать порой силовыми методами.[41] Роль папы менее заметна (особенно, когда ребенок слишком маленький, до 2 – 2,5 лет), но не менее важна. Если в семье нет отца – ребенок не видит модели семьи, и в дальнейшем ему самому будет труднее строить отношения в своей собственной семье. Хорошо, когда отношения в семье теплые, не выясняйте отношения на глазах у ребенка, это травмирует его психику. Некоторые папы говорят: "Я буду заниматься с ребенком, когда он вырастет, то есть когда ему будет лет 10-12". Но может возникнуть такая ситуация, что ребенок, недополучив Вашего внимания в детстве, просто не захочет с Вами общаться в этом возрасте. Также если мама для ребенка- фактор всепрощающий и всеразрешающий (маме, как женщине по своей природе, тяжело быть жесткой), строгость папы уравновешивает дисбаланс в воспитании. Мы привычно считаем, что знаем о детях все, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головною мозга уже завершено на 70-80% .[15] Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное - введение нового опыта "вовремя". Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это "вовремя".[15] Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка - это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один -дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.[15] Как и Масару Ибука, Глен Доман пришел к выводам, что стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман сделал уникальное открытие: мозг развивается лишь в том случае, если он работает. Чем будет интенсивнее нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект.[11] Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения.[11] Подводя итог данной главы, можно отметить, что основным условием развития ребенка раннего возраста является его общение с близким взрослым. Именно в общении со взрослыми происходит развитие высших психических функций, ребенок усваивает нормы и образцы поведения. Организуя взаимодействие с ребенком, взрослый берет на себя ответственность за его воспитание, развитие, дальнейшее будущее. 1.2 Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Возрастные границы раннего детства – от 1 года до 3х лет. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.[8] Как подчеркивал Д.Б.Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен.[40] В начале раннего возраста манипуляция ребенка с предметами приобретают специфический характер. Копируя движения взрослого с конкретными предметами, ребенок начинает переносить усвоенные схемы действия на другие предметы и ситуации. На втором году жизни происходит интенсивное овладение орудийными предметами действий. Раннее детство является периодом становления первичных форм наглядно-действенного мышления, которые возникают в процессе смены ручных операций на орудийные. При освоении орудийных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер понятий. [30] В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Ситуативно - деловое общение со взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребенка. Взрослый становится не просто источником предметов и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания. В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким линиям, среди которых главными являются предметная деятельность, речь, произвольное поведение, общение со сверстниками, начало символической игры, самосознание. Главной возрастной особенностью этого периода является ситуативность, которая заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации.[30] Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.[18] На втором году жизни ведущее значение в развитии ребенка приобретают разнообразные предметные действия. Малыш начинает активно познавать окружающие его предметы. [27] Психологи отмечают этот период как кризисный (хотя кризисным он скорее является для родителей, не готовых к такой познавательной активности малыша). Однако этот кризис вполне может быть конструктивно преодолен, если родители сумеют своевременно и адекватно реагировать на естественные потребности малыша: не говорить ребенку на каждом шагу «нельзя», а создать условия для конструктивного чувственного познания тех окружающих объектов и явлений, которыми он заинтересовался.[23] Психологи и педагоги, изучающие развитие ребенка на первом и втором году жизни, отмечают, что малыш на первом году познает лишь внешние свойства предметов. На втором году от манипулирования с предметами ребенок переходит к предметным действиям.[27] Становление речи, которое наиболее интенсивно происходит в раннем возрасте, перестраивает все психические процессы ребенка. Речь возникает и первоначально развивается в онтогенезе как средством общения со взрослыми. В дальнейшем она становится средством мышления и овладения своим поведением. Между довербальным периодом и периодом разговорной речи находится этап автономной детской речи, который приходится на начало второго года жизни. Слова ребенка этого возраста отличаются от взрослых слов и по звучанию и по значению. В середине второго года происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка и речи. На третьем году жизни происходит интенсивное освоение грамматических структур языка. Овладение грамматической структуры языка позволяет ребенку выражать словами такие отношения предметов, которые не представлены в наглядной ситуации. [30] В 12-14 месяцев у детей появляются первые слова, возникающие из лепета: «мама», «баба», «папа», «няня», «ляля» и т.д. В течение второго года, если с ребенком разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до 250 - 300 слов. К полутора годам ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и согласные звуки. Многие из согласных звуков часто произносятся смягченно. Нередко вместо общепринятых слов употребляются звукоподрожания. С полутора лет у ребенка наблюдается резкий скачек в развитии активной речи: он начинает изменять слова, пользоваться некоторыми грамматическими формами, связывать слова в фразу. Одни и те же слова могут произносится неоднократно.[6] За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью. К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства.[8] Понимание речи взрослых к концу второго года жизни качественно меняется – речевые указания окружающих начинают регулировать поведение малыша. Так, ребенок уже понимает и может выполнить некоторые простые поручения. Для развития активной речи ребенка нужно создавать такие ситуации, при которых он вынужден обращаться с речью к взрослым.[6] На третьем году жизни ребенок осваивает ряд новых звуков, начинает произносить мягкие свистящие. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. [6] Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Направленная с конца раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.[8] Развитие произвольного поведения является одной из основных линий развития личности ребенка. Произвольность и осознанность поведения освобождают ребенка от давления воспринимаемой ситуации и от собственных стереотипов. Главным средством произвольного поведения является речь. Первой формой произвольного поведения является выполнение речевых инструкций взрослого. При выполнении речевых инструкций поведение ребенка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого. Исследования, выполненные под руководством А.Р. Лурия, показали, что в раннем возрасте речь является более слабым побудителем и регулятором поведения, чем двигательные стереотипы ребенка и непосредственная воспринимаемая ситуация. [30] В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними по-человечески. У ребенка формируется предметная деятельность. Ее отличие от простого манипулирования окружающими предметами, характерного для детей младенческого возраста, состоит в том, что действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению данных предметов в жизни культурного человека. Полуторагодовалый-двухлетний малыш с ложкой, мячом, книгой, стульчиком действует совершенно иначе, чем шести-восьмимесячный ребенок, т. е. активность ребенка более старшего возраста с этими предметами носит характер, соответствующий их общекультурному назначению. Представление о большинстве предметов домашнего обихода, способах их использования дети усваивают на втором году жизни. Возникающая на этой основе предметная деятельность постепенно заменяет собой естественные, природой и устройством организма обусловленные движения ребенка. К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, по крайней мере, в отношении тех предметов домашнего обихода, которыми ребенок пользуется.[8] В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей. На втором году жизни игра детей имеет процессуальный характер: игровые действия однократные, не связанные между собой, стереотипные. Ребенок еще не осознает, что он играет: он просто действует с предметами. Формирование игровых замещений осуществляется в совместной игре ребенка со взрослым. Этот процесс можно описать как превращение разделенного со взрослым действия в индивидуальное действие ребенка, в ходе которой он открывает новый способ действия с предметом и изобретает свои собственные способы замещения. Между третьим и вторым годом жизни характер игры детей существенно меняется: усиливается игровая мотивация, изменяется структура игровых действий, начинает активно работать воображение детей. [30] В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая, игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего игрушками, причем не просто манипулируют ими, но, конструируя, строят из них что-либо новое. Появляются первые попытки обращения к изобразительной деятельности в форме рисования на бумаге На втором и третьем годах жизни развитие символического действия проявляется в том, что рисунки детей становятся более сложными. Сначала дети изображают каракули, которые могут представлять все что угодно: кошку, собаку или человека, любой другой знакомый ребенку объект. На третьем году жизни рисунки детей обнаруживают уже больше сходства с изображаемым объектом.[8] Позднее появляется сюжетно-ролевая игра. Ее возникновение в жизнедеятельности детей связано с рядом обстоятельств. Во-первых, у ребенка к этому времени должна достичь высокого развития символическая функция, он должен научиться пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры. Во-вторых, у ребенка должна возникнуть потребность копировать действия взрослых. В-третьих, он должен научиться взаимодействовать с другими людьми—детьми и взрослыми—в игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.[8] Потребность в общении со сверстником складывается на протяжении раннего детства. Развитие потребности в общении со сверстником происходит ряд этапов. На втором году жизни у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу. К концу второго года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи. Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально - практического взаимодействия. Решающая роль в процессе формирования общения со сверстником принадлежит взрослому. Наиболее эффективным путем воздействия взрослого на контакты детей является организация субъектного взаимодействия между ними. [30] Непосредственное взаимодействие между детьми на первом году жизни практически не наблюдается. Десятимесячные младенцы относятся друг к другу как к живым игрушкам: что-то лепечут, проявляя живой интерес, дергают за волосы, трогают пальцами глаза и т. п. В возрасте около 18—20 месяцев у детей возникают первые непосредственные взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с этого возраста дети стремятся больше играть друг с другом. Однако двухлетние дети еще не в состоянии играть вместе в игры с правилами.[8] Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах игры речи быть не может. Лучше всего детям удаются такого типа "игры", как совместные прыжки на кровати. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться с ровесниками и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и "ясельные" дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность - толкнуть, ударить другого ребенка, особенно если тот как-то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение со взрослыми.[43] Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребенка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него, как мы видели из предыдущего материала, формируется чувство привязанности. Положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру я свои способности и возможности. Ребенок, сильно привязанный к своим родителям, более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей, чьи родители доброжелательны и внимательны к ребенку, всегда стремятся удовлетворить его основные потребности. [8] Привязанность представляет собой общее социально-психологическое чувство, появляющееся в младенчестве у всех детей, причем аналоги его имеются и у животных. Существуют различные объяснения феномена младенческой привязанности детей к родителям. На первых порах его изучения считали, что ранняя привязанность детей к своим родителям объясняется тем, что они, в первую очередь мать, являются источником удовлетворения главных биологических и социальных потребностей ребенка, например потребности в эмоционально-положительном общении.[8] Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода при приближении к кризису 3-х лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в комнату и начинает бить по ней руками и ногами, что-то выкрикивая. Причиной гнева или плача могут быть, помимо "неподдающихся" вещей, и отсутствие внимания со стороны близких взрослых, занятых своими делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил старается их вниманием завладеть; ревность к брату или сестре и т.п. Как известно, аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности - вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.[43] Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением «Я». В период времени от года до трех лет происходит превращение ребенка из существа, уже ставшего субъектом, т. е. сделавшего первый шаг на пути формирования как личности, к существу, осознающему себя как личность. Именно в этом возрасте возникает упомянутое выше психологическое новообразование «Я». Одновременно соответствующее слово появляется и в лексиконе ребенка. После возникновения первичного представления о себе как об отдельно существующем субъекте и открытого заявления о себе как о личности в общении с окружающими людьми в психике ребенка появляются и другие новообразования личностного характера. [8] В три года у детей формируется чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний, появляется потребность в самостоятельности. С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии – пониманию эмоционального состояния другого человека. [8] В результате развития эмоциональной отзывчивости у ребенка формируется широкий спектр систем чувственных эталонов, соответствующих таким, например, общественно выработанным системам сенсорных качеств, как шкала музыкальных звуков, система геометрических форм или фонем родного языка. Усваивая чувственные эталоны, ребенок начинает пользоваться ими как основополагающими познавательно - чувственными нормами (своеобразными мерками) в определении своих произвольных действий, в первую очередь – в построении субъект – субъективных взаимоотношений к ним. Таким образом, эмоциональная отзывчивость является базовой характеристикой эмоциональной саморегуляции как центральной составляющей чувственной культуры личности.[23] Подводя итог данной главы можно сказать, что период раннего детства является наиболее активным в плане всестороннего развития личности. Но для гармоничного развития личности ребенка необходимо удовлетворять природную потребность познания ребенком окружающего мира. Только при выполнении этого требования возможно наиболее легко и просто научить ребенка всему чему угодно. Глава 2. Обзор авторских программ раннего развития и план (проект) для родителей по семейному (домашнему) развитию ребенка раннего возраста 2.1 Обзор авторских программ раннего развития Для развития ребенка в раннем возрасте существуют авторские программы. Некоторые из них широко известны а некоторые нет. • Методика Никитиных Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) и Леной Алексеевной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей из подмосковного Большева. Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Так же они придумали и апробировали на своих детях новую систему оздоровления детей. Никитинские игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. Они обладают большой степенью вариабельности, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра, по словам автора, предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка. В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Игры обладают характерными особенностями: Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. • Методика Сесиль Лупан Сесиль Браи-Лупан – это самоотверженная молодая мама, которая, воспитывая своих маленьких дочек, пытается наилучшим способом развить их интеллект, и вместе с тем, сделать их психологически здоровыми людьми. Узнав о методике Г. Домана, она апробировала ее на своих детях. Что-то у нее получилось, что-то – нет, и, исходя из основных мыслей Домана, она попыталась переделать эту методику так, как ей показалось наиболее разумным. В отличие от Глена Домана, который наблюдает сразу очень многих детей, и поэтому не может проникнуть в их душевный мир, Сесиль Лупан, наблюдая только двоих своих дочек, очень тонко чувствует их и пытается дать им именно те знания и именно в тот момент, когда им этого хочется. • Методика Марии Монтессори Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого - педагогической работы, ведущейся с начала ХХ века, стали Материалы для развития чувств, представленные здесь одновременно с другими развивающими материалами. Монтессори-материалы являются составной частью, так называемой педагогической "подготовительной среды", которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности. • Методика Глена Домана В конце сороковых годов американский военный врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названным "Институтом ускоренного развития ребенка" ("Better Baby Institute" (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он вместе с сотрудниками пришел, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. В первую очередь, больных детей (кроме слепых) учили читать, показывая им карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Со слепыми детьми дело обстояло сложнее – первый шаг их программы состоял в том, чтобы дать им возможность видеть хотя бы очертания. В результате, когда такие дети начинали читать, параллельно с этим, постепенно, понемногу, они начинали и двигаться. До обучения по методике Домана эти дети отставали по всем показателям физического развития детей, а спустя некоторое время после начала обучения – по весу, росту, окружностям головы и грудной клетки на 20% превосходили обычных детей! • Методика Николая Зайцева Выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга, Николай Александрович Зайцев (р.1939), настойчиво рекомендует отказаться от традиционного принципа овладения чтением как технологии, негативно отражающейся на психомоторном развитии и здоровье ребенка. Все его пособия, главным и наиболее известным из которых являются "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре, которая негативно не отражается на здоровье ребенка, а наоборот, несет ему только радость, и на системности подачи материала. Весь материал подается настолько в игровой форме, что дети с большим удовольствием играют в эти пособия, когда – всей группой, когда – поодиночке. Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе. • Методика Воскобовича Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания. Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки. Практика Воскобовича быстро вышла за рамки семьи. С просьбами поделиться опытом его стали приглашать на семинары, сначала в родном городе (тогда еще Ленинграде) а потом и за его пределами. • Программа «ТРИЗ» ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Методы технического творчества появились как потребность повысить производительность интеллектуалъного труда прежде всего в сфере производства. В их развитии прослеживаются две концепции. В соответствии с первой развитие технических систем является следствием процессов, происходящих в мышлении изобретателей, новые сильные идеи возникают как "озарения" у выдающихся личностей с особым складом ума, и процесс этот не поддается никакому изучению и тиражированию. В результате появились методы психологической активизации творчества и перебора вариантов. По второй концепции изменение искусственных систем происходит не по субъективной воле человека, а подчиняется объективным законам и происходит в направлении повышения уровня их идеальности. Выявленные Г.С.Альтшуллером закономерности легли в основу системы законов развития технических систем и новой науки о творчестве - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Автор ТРИЗ – Г.С.Альтшуллер – создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления. • Система Занкова Занкова. Эта дидактическая система была разработана в 60-х годах. В основе ее лежит идея слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Система Занкова охватывает лишь начальное звено обучения, исходя из того, что именно оно имеет решающее значение. Целенаправленная работа над развитием внутреннего потока сил и внешнего влияния - исходное положение системы. Не развитие памяти, внимания, воображения, а общее развитие личности - ума, воли и чувств. В основу системы легли разработки видного психолога Л.С. Выготского, суть которых заключалась в том, что обучение не должно ориентироваться на уже созревшие особенности детского мышления, а должно вести за собой развитие ребенка, Развитие предполагает сотрудничество, именно такой характер должна носить помощь взрослых - не прямая подсказка, а организация совместного поиска решения. Система Занкова принимает каждого ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что развитие ребенка идет неравномерно. Система охватывает не только классную, но и широко поставленную внеурочную работу. • Система Эльконина-Давыдова Системой, ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. • Вальдорфская система Эта система обучения, основанная на принципах вальдорфской педагогики, наиболее отличается от традиционной. Она была разработана около ста лет назад в Германии приверженцами духовной науки антропософии. Процесс обучения ребенка тесно связывается с возрастными особенностями его развития и построен таким образом, что знания по какому-либо предмету он получает в тот период, когда наиболее к этому подготовлен. Программа рассчитана на 11 лет обучения, с 1-го по 8-й класс все основные предметы ведет один преподаватель, прошедший обучение в Вальдорфском центре. Оценки ученикам не выставляются, их заменяют педагогические характеристики. В начальной школе большое внимание уделяется развитию у ребенка мелкой моторики, что тесно связано с развитием речевых центров мозга. Дети обучаются вышиванию, лепке, резьбе по дереву, обработке камня, причем имеют дело они исключительно с природными материалами. Даже в группе продленного дня вы не увидите ни пластмассовой куклы, ни тем более электронных игр. Еще одним важным компонентом обучения являются занятия эвритмией (художественное музыкальное движение), разнообразные физические упражнения совершенствуют межполушарную координацию. Обязательны для воспитанников вальдорфских школ занятия музыкой: с 1-го класса дети обучаются игре на блок-флейте как наиболее соответствующем этому возрасту инструменте, позже - на струнных инструментах и фортепиано. С начала обучения вводятся также два иностранных языка - немецкий и английский. • Система Ховарда Еще одна из систем обучения, получившая распространение в последние годы, система Ховарда, используемая в основном для изучения английского языка. Это методика, существующая уже более четверти века и признанная во многих странах мира, ее называют "Английский - мой второй язык". С 1-го класса преподавание ряда предметов ведется на английском языке: словообразование, естественные науки, социальные науки, математика и собственно английский язык. Поскольку методика Ховарда рассчитана на американский образовательный стандарт, не совпадающий с российским, такие предметы, как математика или природоведение дети одновременно изучают в объеме, предусмотренном российской программой, на русском языке. На уроках английского языка учитель разговаривает с детьми исключительно на английском, отметки не выставляются, знания ученика оцениваются по многобалльной системе, причем пока ученик стопроцентно не усвоит материала какого-либо раздела, он не переходит к следующему этапу обучения - занятия носят характер индивидуальных. • Cистема эйдетики Система эйдетики - память без границ. "Эйдос" в переводе с греческого - "образ". Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры. В России это направление в психологии развили Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. В "Школе эйдетики" (существует с 1989 года) детей и взрослых учат мыслить образами, что позволяет удерживать в памяти нужный в жизни объем информации, обучают освобождать свою память от ненужной информации, забывать ее. Например, дети легко "оживляют" цифры и начинают с ними с удовольствием общаться. Двойка может быть зеленой лягушкой, а тройка - это ворона, которая летит, четверка - сломанный стул, он скрипит, и из него торчит пружина. Применяя подобные образы, дети легко запоминают большое количество цифр и с удовольствием занимаются математикой. Точно так же они способны запомнить очень длинные ряды слов, даже не связанных друг с другом по смыслу, не говоря уже о связных текстах. • Методика Михаила Щетинина В школе Щетинина нет классов и одновозрастных групп детей. Здесь никто не скажет, в каком он классе. Нет здесь уроков в том смысле, в тех проявлениях, как они сложились в массовом сознании и практике, нет звонков на урок, нет тем уроков. Не ищите здесь обычные школьные программы и учебники, их тоже нет, таковыми становится что-то другое. Не ищите здесь педагогического коллектива со своими педсоветами и педагогическими объединениями, здесь каждый есть ученик в учителе, учитель в ученике.Не надо ходить по корпусам, чтобы взглянуть, как обустроены классные комнаты, кабинеты, считать количество компьютеров и тому подобное; вы не сможете восхититься всеми этими прелестями, которыми так кичатся обычные школы.Не смотрите на детей как на школьников, ибо среди них здесь учатся мыслить сердцем, решать умом, строить руками и всей жизнью. • Методика Марии Гмошинской Мария Владимировна Гмошинская, кандидат мед. наук, старший научный сотрудник отдела детского питания ГУ НИИ питания РАМН. В Европе грудничковое рисование практикуется уже на протяжении 20 лет. Грудничковое, или его еще называют младенческое, творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Там же, на Западе, впервые стали проводить вернисажи, выставляя шедевры , написанные крошечными пальчиками. (Также врачи уверенны, что детские картины способны положительно влиять на психическое и эмоциональное состояние взрослых.) Искусствоведы говорят об их сходстве с техникой художников-импрессионистов, основанной на интуитивном рисовании. • Методика Китаева и Трунова Динамическая гимнастика удовлетворяет потребности ребенка до года, связанные с движением: развивает врожденные рефлексы. Методика уходит корнями в прошлое: на Руси детей часто брали подмышки, слегка подбрасывали, вместе с ними делали самолетики, отпрысков постарше обхватывали за руки-ноги, крутили вокруг себя, сами при этом крутились вокруг своей оси наподобие карусели. Родители предоставляют ребенку возможность двигаться, когда тот сам не может реализовываться. После ребенок сам ползает, ходит, - прежние упражнения утрачивают свою силу и смысл, теперь нужно использовать силы ребенка, менять центр тяжести, подключать различные игры, зарядки, упражнения на спорткомплексе, куда переносить все наработанные элементы. М.Трунов, Л.Китаев авторы книги "Экология младенчества.". • Система Дьенеша Система Дьенеша, пожалуй, менее популярна среди родителей, чем, скажем, система Монтессори или Никитина. А между тем, логические игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания. Ведь они способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам. Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. А самое главное, играть этими кубиками будет интересно и малышам двух-трех лет и пятилетним дошколятам. А некоторые игры заинтересуют даже первоклашек! И будут им, кстати, очень полезны! • Методика Масару Ибука Масару Ибука - президент фирмы "Сони", автор новаторских концепций воспитания и обучения детей раннего возраста, директор Ассоциации раннего развития и организации "Обучение талантов". Именно его теория, гласившая "После трех уже поздно", несколько десятилетий назад потрясла мир. Автор отмечал, что "Согласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на 70 - 80 процентов. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?" Основная цель этой теории - предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта; его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста; главное - развить в ребенке безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. Масару Ибука считает, что главное - это введение нового опыта вовремя. Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день (а обычно это мама), может распознать это вовремя. "Матери должны больше полагаться на себя и быть более последовательными в выборе системы воспитания. Уверенность в себе, твердость характера очень важны для воспитания ребенка. Вырабатывайте свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов". • Метод Макато Шичида В одной из своих книг, Шичида пишет, что правое полушарие имеет "высокую емкость памяти". Правое полушарие мозга обрабатывает информацию очень быстро в виде изображений. Левое полушарие и правое полушарие различаются по емкости памяти и периоду времени, за который информация может быть сохранена. Согласно Шичида, левое полушарие мозга постоянно сбрасывает старую информацию, чтобы освободить место для новой. Память из правого полушария мозга никогда не удаляется. Мы можем рассматривать левое полушарие, как оперативную память, а правое полушарие как неограниченный потенциал жестких дисков, информация на которых не может быть стерта. По его мнению, "когда правое и левое полушария будут хорошо развиты у ребенка будет высокий уровень потенциала, ребенок сможет превзойти все наши ожидания и показать свои самые сильные стороны. Такие дети быстрее запоминают огромные объемы информации и вспомнинают прочитанное или увиденное с точностью, причем вся информация является им понятной, а также они способны улучшить свои спортивные возможности". • Методика Шалвы Амонашвили В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового педагогического направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе". В настоящее время живет в Москве (Россия). Его система "Школа Жизни" (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством Образования РФ для применения на практике. По созданной им философской системе – "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе "Школа Жизни" работают и учатся учителя в разных странах ближнего и дальнего зарубежья. В следующем параграфе предоставлен отчет о составленном нами для родителей плане занятий с детьми раннего возраста. 2.2 План (проект) для родителей по семейному (домашнему) развитию ребенка раннего возраста Перед тем как начать разработку плана занятий нами был проведен опрос среди родителей детей раннего возраста на сайте www.my.mail.ru, в сообществах «МАМА+ПАПА+ДИТЯ» и «БЕБИ.РУ – БЫТЬ ХОРОШЕЙ МАМОЙ». Тема опроса «Считаете ли вы себя родителем достаточно компетентным в вопросах воспитания ребенка до 3х лет?». Были предложены варианты ответов: ДА или НЕТ. Опрос проводился в течении двух недель. За это время в опросе поучаствовало 108 человек. Из них – «ДА» ответили 70 человек, «НЕТ» - 48. В процентном соотношении это 65% и 35% соответственно. Более наглядно это можно увидеть на круговой диаграмме расположенной в приложении. После проведения этого опроса на сайте www.my.mail.ru, в сообществе «МАМА+ПАПА+ДИТЯ» желающим родителям было предложено поучаствовать в нашей работе. Такое же предложение мы разместили на сайтах www.rastemvtveri.ru и www.baby.ru . Однако, вопреки нашим ожиданиям, в заключительной части нашей работы согласились участвовать только 9 человек. Им было предложено ответить на два теста-опросника: 1. Опросник «Тест родительского отношения» ( Овчарова Р.В.) 2. Опросник для «Определения типов воспитания детей» (А.И. Баркан) По результатам опросов выявлено следующее: «Тест родительского отношения» Шкала "Принятие / Отвержение" - 2 человека по 11 баллов, 2 человека по 10 баллов, 1 человек 9 баллов и 1 человек 7 баллов. Шкала "Кооперация" – 4 человека по 7 баллов, 1 человек 6 баллов и 1 человек 6 баллов. Шкала "Симбиоз" – 1 человек 5 баллов, 1 человек 4 балла, 4 человека по 3 балла. Шкала "Контроль" – 1 человек набрал 7 баллов, 2 человека по 3 балла, 2 человека по 1 баллу и 1 человек набрал 0 баллов. Шкала "Отношение к неудачам ребенка" 3 человека по 2 балла, 2 человека по 1 баллу и 1 человек набрал 0 баллов. Можно сказать, что практически все кто участвовали в опросе, уважают и поддерживают своего ребенка, сотрудничают с ним, но по первой шкале результаты ближе к нижней границе, что является негативным фактором. Более подробно с данным тестом и его интерпретацией можно ознакомиться в приложении. По результатам второго теста, «Определение типов воспитания детей», были выявлены следующие категории: «культ болезни», гиперопека, кумир семьи, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и смена типов (стратегий) воспитания. Что вполне объясняется малым возрастом ребенка и волнениями родителей о его здоровье и благополучии. Данный тест и его описание также предоставлены в приложении. Далее, тем, кто ответил на опросники мы предложили дальнейшее участие в работе. Раз в неделю мы отправляли на электронный адрес письмо с задания ми на неделю, по дням недели. Так же раз в неделю родители получали одну компьютерную презентацию по методике Г.Домана, шесть отсканированных картинок с изображением живой природы (животные, насекомые, деревья, природа) и описание изготовления игрушки по методике М.Монтессори. В обратной связи родители должны были написать, как им понравилась наша рассылка. Что они ожидали, а что получили, насколько сложны или легки были задания для их ребенка. Тематику занятий мы разделили по дням недели: · Понедельник – математика · Вторник – знакомство с окружающим миром · Среда – развитие речи · Четверг – развитие внимания · Пятница – живая природа · Суббота – развитие эмоциональности и органов чувств · Воскресенье - развитие творческих способностей · каждый день – пальчиковые игры, утренняя гимнастика в стихах, · каждую неделю – игрушки своими руками (по Монтессори), презентации (по Доману). Все эти задания были разделены по дням недели и рассчитаны от 4 до 12 недель. Подробно ознакомиться с заданиями можно в приложении. Так же на сайте www.my.mail.ru в блоге мы размещали интересные и полезные, для родителей, статьи отечественных и зарубежных педагогов. Таких как: Р.Кемпбелл, В.П. Анисимов, М.Монтессори, Г.Домана и др. Часть родителей подписались на этот блог. Мы включили в ежедневные занятия пальчиковые игры потому, что доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Выполнении упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Малыш учиться концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. [44] Зарядка в стихах стимулирует у ребенка интерес к данному занятию и повышает его эмоциональный фон, заряжает хорошим настроением, способствует близкому эмоциональному контакту малыша и родителя. Остальные занятия способствуют всестороннему гармоничному развитию ребенка. А игрушки сделанные по методике Монтессори будут хорошим дидактическим материалом для семьи с любым достатком, поскольку делаются из подручных материалов. Для успешных занятий с малышом, а также для благотворного семейного воспитания мы предлагаем ознакомиться с некоторыми рекомендациями. 2.3 Рекомендации для родителей по семейному воспитанию детей раннего возраста Обычно роль папы в данный период - материально обеспечивать семью. Да, они очень устают на работе… Но, пожалуйста, папы, когда вы приходите вечером домой, уделите ребенку хотя – бы 5-10 минут - покатайте его на спине, поборитесь с ним, прочитайте ему на ночь книжку, искупайте его. Для ребенка эти минуты общения с вами также очень важны. Так будет возникать к вам более глубокая привязанность. Мамам нельзя в присутствии ребенка говорить плохо про папу, следует соглашаться с папой по разным вопросам, объяснять ребенку, почему папа так поступает. Например, если папа наказал ребенка, а ребенок бежит искать утешения у мамы и жалуется на папу - следует ему объяснить, почему папа так поступил ("ты не слушался, поэтому папа тебя наказал" и т.п.). Всегда подчеркивайте, что папа в семье главный ("об этом мы спросим папу", "подождем папу, посоветуемся с ним" и т.п.). Родителям не следует разговаривать на повышенных тонах, во-первых, это травмирует ребенка, а во-вторых, ребенок сам через некоторое время начинает постоянно на всех кричать. Хорошо, если папа и ребенок находят общие занятия (для мальчиков, например, здорово сходить с папой в гараж, или если папа даст забить ему гвоздь и похвалит его после этого – радости ребенка нет предела).[39] Мальчику необходима дружба и одобрение отца. Мальчишки очень нуждаются в обществе отца, в его любви. И хорошо, если дети имеют возможность проводить много времени с отцом, ощущать его ласку и по возможности помогать ему. К несчастью, отец, приходя домой с работы, больше всего на свете хочет лечь и расслабиться, каждый по своему. Но, если бы он понимал, как ценно его общество для ребенка, то почувствовал бы большее желание преодолеть свою усталость. При этом, ни отец, ни мать не должны заставлять себя сверх всякой меры. Лучше поиграть с ребенком минут 15, а потом сказать: «А теперь я почитаю газету», чем провести в зоопарке целый день, проклиная все на свете.[41] Мальчик не становится мужчиной по духу только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчик потянется ближе к матери и воспримет ее манеры и интересы.[41] Девочке тоже нужны дружеские отношения с отцом. Мальчику нужен отец как образец для подражания, а в развитии девочки отец играет другую, но не менее важную роль. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Отец может похвалить красивое платье дочки или ее прическу, или что-то, что она сделает своими руками. Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что он ценит ее мнение, и иногда советоваться с ней относительно своих дел. А когда девочка совсем вырастет, и у нее появятся друзья мальчики, очень важно, чтобы отец хорошо к ним отнесся, даже если он считает, что они не подходят для его дочери. Учась ценить в отце те качества, которые делают его настоящим мужчиной, девочка готовится выйти в большой мир, наполовину состоящим из мужчин. Тип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить, став девушкой, и особенно тот, кого она полюбит, ее замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом.[41] Бурные игры. Отцы обычно любят бурные игры с детьми, и детям они тоже нравятся. Но дети легко возбуждаются от таких игр, что иногда приводит к ночным кошмарам. Папам необходимо всегда помнить, что в возрасте от 2 до 4 лет дети легко теряют контроль над своими чувствами, такими, как любовь, ненависть, страх. Маленькие дети не очень четко отличают реальное от нереального. Если отец играет медведя, то ребенок в этот момент и в самом деле считает его медведем. Это слишком сильное переживание для такого малыша. Поэтому бурные игры должны быть добродушными и недолгими, даже если ребенок просит еще. Очень важно, чтобы бурные игры были не преследованиями или драками, а просто акробатикой. Но немедленно прекратите, если ребенок слишком возбудится.[41] Отец не должен насмехаться над ребенком. Иногда, рассердившись на сына, отец выражает свое раздражение в виде насмешек. Так принято воздействовать на оппонента во взрослом мире. Ребенок же при этом чувствует себя униженным. Насмешки — слишком сильное средство для маленьких детей. Не ломайте психику малышу, если не хотите вырастить человека с избытком комплексов! На самом деле перечисленным не исчерпывается влияние отца на своего ребенка. Существует еще столько нюансов, самых, казалось бы, безобидных мелочей, которые с папиной легкой руки вырастают либо в теплые воспоминания из детства, либо становятся самой горькой обидой на всю жизнь.[41] Отцовская любовь к сыну более требовательна, к дочери более покровительственна. Мать, наоборот, скорее склонна баловать сына и больше притязаний предъявлять дочери. Такая ситуация вполне нормальна, если особенности характера родителей не приводят к ее нездоровому заострению. Именно такая расстановка сил способствует формированию мужских черт у мальчика и женских - у девочки. Мальчик, испытывающий аморфный либерализм отца и жесткую авторитарность матери, рискует вырасти никудышным мужчиной. А из девочки, которую отец подстегивает, а мать мягко обволакивает, скорее всего, получится странное создание с мужскими притязаниями, не подкрепленными реальной мужской силой. Родителей часто тревожит, что их отношение к сыну и к дочери неодинаково. Но это вовсе не повод для беспокойства, если только речь не идет о явном предпочтении одного и отвержения другого. Надо отдавать себе отчет, что перед нами разные люди - будущий мужчина и будущая женщина, и отношение к ним невозможно уравнять. И не надо пытаться наделить каждого половинкой своей родительской любви. И сыну, и дочери нужна любовь целиком. Но каждому - своя.[42] Необходимым условием развивающего общения является взаимодействие взрослого и ребенка. Именно в ситуации взаимодействия, когда родитель ориентирован на удовлетворение потребностей ребенка, поддержание его интереса, ребенок ощущает собственную значимость, осознает свои возможности. Не старайтесь добиваться эффективности любой ценой. Не нужно считать что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с малышом, с «максимальной пользой». Если вы постоянно будете думать о том, что необходимо с ребенком заняться чем-то развивающим, это может плохо отразиться на ваших с ним отношениях. Поймите и примите тот факт, что моменты молчания, расслабления или просто веселой возни не менее благоприятны для общения и понимания друг друга, чем периоды внимания и совместных научных открытий.[11] Не лгите. Если обстоятельства вынуждают вас солгать в присутствии ребенка, объясните ему в дальнейшем, почему вы считали необходимым так поступить. Пусть ваши слова не расходятся с делом. Если вы делаете сами то, что запрещаете ребенку, объясните ему разницу между тем, что позволено детям, а что - взрослым. Сошлитесь на употребление вина: ребенок очень хорошо понимает, что он не должен пить вино, если хочет вырасти здоровым. Такой пример поможет ему лучше понять другие запреты. Выполняйте свои обещания. Не обещайте того, что вы не в состоянии исполнить. Если же вы что-то пообещали ребенку и забыли, извинитесь перед ним, когда он или вы об этом вспомните. Исключения. Объясните ребенку разницу между правилами без исключений (например, нужно давать руку взрослому перед переходом улицы) и теми правилами, отступления от которых возможны (например, час отхода ко сну может быть отсрочен, если происходит что-то интересное: пришли гости, по телевизору идет хорошая передача и т.д.) Покажите ему, что исключение потому и исключение, что случается редко: "Один раз - это не каждый раз, однажды - не всегда!" Никогда не говорите: "Это не детское дело, ты все поймешь, когда вырастешь". Так можно навсегда погасить любопытство ребенка и его желание узнавать новое. Любую проблему поверните таким образом, чтобы она стала в какой-то степени доступной детям. Ребенок как бы окружен окнами, заклеенными черной бумагой. Не нужно сразу срывать всю бумагу и ослеплять его ярким и неожиданно хлынувшим светом, но каждый раз, когда он замечает такое окно, помогите ему найти отклеившийся уголок бумаги, начав с которого, он в своем собственном ритме постепенно снимет ее всю. Если вы скажете малышу, что для него эти окна просто не существуют, он рискует провести свою жизнь в сумраке! Разбивайте проблемы на простые элементы, чтобы ребенку было легче их понять. Побуждайте малыша давать полные ответы. Не удовлетворяйтесь ответами односложными. Пусть ребенок повторяет новые слова, которые он слышит от вас, и объясняет вам их значение. Делайте явные ошибки. Чтобы малыш лучше усвоил новые понятия, употребите их сначала правильно, а затем неправильно; если он не заметил ошибку, обратите на это его внимание. Например: "Человек очень скуп: он отдал нищему все деньги, которые были у него в кошельке!" Ребенок счастлив, реагируя на такое явное противоречие. Кроме того, подобные упражнения способствуют обогащению словарного запаса и развитию логики. Ребенок должен понять свои ошибки. Когда малыш говорит что-либо неправильно, не ограничивайтесь простой констатацией его ошибки. Объясните, что привело к ней. Понять свои ошибки - наилучшее постижение логики. Не бойтесь показать, что вы чего-то не знаете, впрочем, как и вашу радость от того, что вы узнали что-то новое. Если он расспрашивает вас о каком-либо историческом персонаже или мифологическом герое, о котором вы ничего не слышали, скажите: "Ой, я этого не знаю! Давай посмотрим в словаре". Ищите ответ вместе с ним. Покажите ребенку, как вы ищете, потом быстро прочтите статью про себя и расскажите ему самое интересное. Если вы не находите в словаре нужного имени, объясните это малышу и скажите, что придется спросить такого-то человека или посмотреть там-то и там-то. Оставляйте ребенку свободное время, чтобы он мог поразмышлять и привести в порядок свои новые знания. Исчерпывающие ответы. Разговаривая с ребенком, просите его ответить на поставленный вопрос исчерпывающим образом. Например: - Чем корова отличается от курицы? Корова покрыта шерстью, она дает молоко, у нее есть рога, четыре ноги... Курица покрыта перьями, она несет яйца, у нее есть крылья, две ноги... Продолжите этот список, пока все различия не будут исчерпаны.[45] Заниматься с ребенком не только не трудно, но и интересно, особенно если вы будете придерживаться основных правил. · Не ставьте перед собой цели воспитать вундеркинда. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него желание заниматься, а демонстрируя результаты окружающим – испортить характер ребенка. · Никогда не заставляете малыша заниматься, если ему не здоровиться или у него плохое настроение. · Разговаривайте с ребенком как можно больше обо всем и везде – дома на улице, в дороге. Ваши разговоры, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия. · Не нагружайте малыша заниматься знаниями «про запас», которые не пригодятся ему в ближайшее время. Лучше займитесь изучением и освоением того, что нужно сейчас. · Не углубляйтесь в изучение какого-то одного предмета, например чтения, математики или физического развития, в ущерб остальным. Важнее всего разносторонне гармоничное развитие. · Все игры и занятия вводите по принципу от очень простого к простому, а затем к сложному. Если малыш с чем-то не справляется упрощайте задания. · Никогда не устанавливайте никаких норм по времени и количеству занятий в день. Предоставьте своему ребенку реальную свободу выбора деятельности и времени занятий, даже если этот выбор кажется вам не очень удачным. · Не ограничивайтесь только одним методическим пособием, например карточками. Освещайте одну тему по-разному: в играх, плакатах, книгах, мультфильмах. · Радуйтесь каждому успеху вашего малыша и обязательно хвалите его! · Создайте ребенку развивающую среду. Пусть в вашем доме поселятся разные кубики с буквами и цифрами, яркие карточки со словами и картинками, плакаты, песочные часы, географические карты и календарь на стенах. Не ограничивайте малыша детскими книжками с картинками. Он с интересом будет рассматривать и взрослые иллюстрации и даже альбомы по искусству. · Сделайте из подручных материалов (коробок, пластиковых бутылок, тряпочек, катушек, бусин, пуговиц и других ненужных мелочей) игры и игрушки для развития тактильных ощущений, координации движений, мелкой моторики, или просто почаще разрешайте ребенку играть с предметами домашнего обихода. · Ставьте кассеты и диски с классической музыкой, музыкальными сказками, стихами, держите всегда под рукой краски, клей и пластилин. · С самого раннего детства предоставьте ребенку как можно больше самостоятельности в быту, обучите навыкам самообслуживания. · Не забывайте, что высокий интеллект – это еще не самое главное в жизни вашего крохи. Встречаются дети, у которых совсем нет обычных «ничего не развивающих» игрушек, детей, которые читают только словари и энциклопедии и не играют с уличными детьми в простые, «бесполезные» игры, семилетки, решающие сложные алгебраические задачи и рисующие при этом на уровне трехлетних. У всех этих детей родители, загрузив их очень полезной и интересной информацией, отняли эмоциональность и непосредственность, способность к самостоятельному творчеству. · Ранее развитие – это не «натаскивание» перед колой, оно не предполагает, что вы будете механически подавать малышу информацию или заниматься с детьми младшего дошкольного возраста по школьной программе.[10] Если вырешили, что раннее развитие – это для вас. Если у вас есть желание и хватит терпения для занятий с малышом, если вы не нацелены на немедленные результаты – тогда вам необходимо потратить некоторое время на изучение методик раннего развития. В нашей работе собраны задания из разных методик для поверхностного ознакомления с ними. В дальнейшем родители могут продолжать комбинировать методики либо придерживаться какой-то одной, которая соответствует их требованиям, желаниям и возможностям ребенка. Заключение По итогам нашей работы можно сказать следующее. Цели, поставленные перед нами, были выполнены. Наша гипотеза подтвердилась частично. Большинство родителей считают себя достаточно компетентными в плане воспитания детей раннего возраста, но малая часть из них хотела бы пополнить свои знания о воспитании ребенка в современном мире. Были проведены опросы и тестирование родителей детей раннего возраста в сети Интернет. Однако, несмотря на проделанную работу, большинство родителей не включились в наш проект. Кроме того, были и негативные высказывания в наш адрес. В плане того, что невозможно заниматься подобной работой через интернет, не видя человека и его детей. Из 108 человек ответивших на первый опрос 9 человек участвовали до конца, 2 человека отнеслись к нашему предложению негативно. В процентном соотношении это можно показать, как 8.33% участвовали во все работе и 1.85% отнеслись к ней негативно. В итоге можно сказать, что все же данная идея может получить более широкое распространение, но ей необходима небольшая корректировка и доработка в плане заинтересованности родителей. Список литературы 1. Авдеева Н.Н. Развитие личности на ранних этапах детства /Н.Н. Авдеева, М.Г. Елагина, С.Ю. Мещерякова. – М.: 1990 2. Аксенова Л.В. Семейная энциклопедия: психологические тесты, 400 / Л.В. Аксенова – Ростов н/Д: Феникс, Донецк; издательский центр «Кредо», 2007 – 528с.:ил. – (энциклопедия для всех) 3. Александрова Л.Ю. "Особенности присвоения вербально-просодического опыта детьми раннего возраста в условиях материнской депривации" монография; под ред. Беляковой Н.И./ Александрова НовГУ им. Ярослава Мудрого – В.Новгород 2008г – 184с. 4. Андрианова С.А. Условия развития взаимодействия родителя и ребенка в раннем детстве (дипломная работа) Красноярск 2008г. 5. Анисимов В.П. Счастье быть родителем: психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до 3-х лет. – М.; Педагогическая литература, 2007. – 176с. 6. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи СПб. Наука и техника, 2007г – 272с. 7. Болотина Л.Р. Комарова Т.С. Баранов С.П. «Дошкольная педагогика; учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений» - 3-е изд.; стереотип – М.: издательский центр «Академия», 1998г – 240с 8. Вальдорф: да или нет? Ася Штейн, педагог // "Мой ребенок" июнь 2009г, (98с.) 9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979., с.75. 10. Выготский Л.С. "вопросы детской психологии" СПб.; изд-во "союз" 2006г – 224с 11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. Т.4 Раннее детство / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 1984 12. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтесори. От 6 месяцев до 6 лет / В.Г. Дмитриева. – М.: Эксмо, 2009г – 224с – (популярные развивающие методики). 13. Зверева О.Л., Галичева А.Н, Кротова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие – М.: ТЦ Сфера, 2009г – 256с 14. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 7-е изд., стер.- М.: Издательский центр "Академия", 2007г. – 415с. ISBN 5-7695-3709-4 15. Комаровский Е.О. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников [#"#">www.moyrebenok.ru 29. Популярная психология для родителей/ под ред. А.А. Бодалева – М. 1989. – 38с 30. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. – М.; ТЦ Сфера, 2009. – 256с. (Детский сад с любовью). 31. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. Москва. Издательство «Школа -Пресс», 1997г 32. Стайнер Д. Вашему ребенку 1 год: (поймите вашего ребенка); пер. с англ. Е.Маловичко/ Д.Стайнер – М.: Полина, 1995. – 108с. 33. Технологии социально-психологических тренингов/ под ред. С.А. Беличевой. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России» 2001. – 208с. 34. Трунов, Л. Китаев "Экология младенчества. Первый год" "Центр ЭКОЛОГИЯ СЕМЬИ фирмы СОЦИННОВАЦИЯ", Москва, 1993 г. 35. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. Москва, Педагогика, 1989г 36. Эльконин Д.Б. К проблеме переодизации психисекого развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. – М.: 1990 37. www.danilova.ru 38. #"#">www.lib.ru 42. www.posobie.info/forum/viewtopic.php?t=2850 46. www.rojana.ru Размещено на |
|
© 2010 |
|