РУБРИКИ |
Развитие музыкальной и моторно-двигательной памяти через синтез искусств |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Развитие музыкальной и моторно-двигательной памяти через синтез искусствРазвитие музыкальной и моторно-двигательной памяти через синтез искусствУправление Образования г. Норильска Педагогическое училище Выпускная квалификационная работа Тема: Развитие музыкальной и моторно-двигательной памяти через синтез искусств. специальность 0312 – «Преподавание в начальных классах» курс III , гр.329 форма обучения: очная Научный руководитель Норильск 2002 ОГЛАВЛЕНИЕ I.Введение …………………………………………………………………………………………….……2 II.Теоретическая часть …………………………………………………………………………….5 1. Основные этапы развития западноевропейской эстетики…………..5 1.1 Эстетическое наследие Платона………………………………….……….5 1.2 Эстетическая теория Аристотеля………………………………………….6 3. Византийская эстетика…………………………………………………………..7 4. Эстетика XVII века………………………………………………………………….8 5. Эстетика XIX века…………………………………………………………………..9 6. Эстетика XX века…………………………………………………………………….9 2. Основные этапы развития русской эстетики……………………………….11 3. История становления и развитие музыкального воспитания в России………………………………………………………………………………………………20 4. Виды искусства……………………………………………………………………………….22 5. Синтез искусств…………………………………………………………………….……….24 6. Формирование эмоционально-эстетического отношения, как развитие личности ребенка………………………………………………………….25 6.1 Содержание эстетического восприятия………………………………..26 6.2 Характеристика эмоционально-эстетического отношения к музыке, как отношения общения и действия……………………………..27 6.2.1 Эстетическое чувство как форма общения………………………..28 6.2.2 Эстетическое чувство как способ деятельности……………….28 6.2.3 Эстетическое чувство как рефлексия………………………………..28 III.Практическая часть …………………………………………………………………………..30 IV.Заключение …………………………………………………………………………………………39 Приложение 1…………………………………………………………………………………………..40 Приложение 2…………………………………………………………………………………………..41 Приложение 3…………………………………………………………………………………………..42 Приложение 4……………………………………………………………………………………………43 Приложение 5……………………………………………………………………………………………44 Приложение 6……………………………………………………………………………………………46 Список используемой литературы …………………………………………………………47 ВВЕДЕНИЕ Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит? В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др. Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству. Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые В связи с новыми реформами, с гуманизацией образования необходимо воспитывать нового гражданина, нового строителя будущего. Этот человек должен быть образован и развит всесторонне, быть высокодуховным и подвижным. Бездуховность в нынешнем поколении явление частое и постоянное. Большую роль играет и гиподинамия на Крайнем Севере. Дети мало
двигаются, очень много сидят. Это связано с увеличением учебных часов в
школе, появлением компьютеров и различных игровых приставок. Не спорю, что
некоторые компьютерные игры развивают мышление, улучшают зрительную память. Т.о. решается главная задача педагогики воспитание здорового поколения всесторонне развитого. Не мало важную роль в развитии гармоничного ребенка играет эстетическое воспитание. Все вышеизложенное и определило актуальность темы данного
исследования: «Развитие музыкальной и моторно-двигательной памяти через
синтез искусств» - развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; - воспитание художественного вкуса, потребности в познании прекрасного; - формирование художественных умений в области разных искусств. Методологическая основа разнообразна. По тому, как получают эстетическую информацию, методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные, словесные и художественно-практические. Педагогическая наука определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий: - метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначального проявления вкуса; - метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения; - метод проблемной ситуации, побуждающий к творческому и практическому действию; - метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Любое серьезное исследование должно опираться на солидную историческую базу. Поэтому рассмотрим основные этапы развития эстетической мысли. Истоки эстетической практики и эстетических знаний уходят вглубь
человеческой истории. Свидетельства проявления первобытными людьми
эстетического отношения к окружающей действительности, своих художественных
наклонностей в виде орнаментально украшенных орудий труда и быта,
наскальных изображений, животных наука относит к ориньяко-солютрейскому
периоду верхнего палеолита (35-10 тыс. лет назад). Все, с чем сталкивался
человек, — земля и вода, растения и животные, солнце и луна, свет и мрак,
тепло и холод,— осознавалось им как полезное или вредное, хорошее или
плохое, а стало быть приносящее добро или зло. В представлениях о Исторической предпосылкой, сформировавшей эстетическое сознание, стала мифология. Примитивный характер производственной деятельности в архаическую эпоху обусловливает мифологический тип сознания. В нем мир воспринимается как всеобщая незыблемость всех вещей, которую община (род) отождествляла со всей природой. Практическая ситуация, в которой находился первобытный человек, была крайне сложна. В ней было много случайного, непредвидимого, ибо индивид был еще очень слаб, а бесконечно могущественная природа слишком сурова к нему. Наконец, эта практическая ситуация была связана с тем, что коллектив (община) играл для индивида роль среды. Существенной особенностью мифа, генетически связавшей его с
художественным творчеством, явилось богатство образной фантазии,
метафоричность, чувственная наглядность представлений. В собственном смысле
слова они не были художественными образами. Они становились таковыми в
процессе обработки, в практике формировавшихся видов искусств: скульптуры,
трагедии, музыки, живописи. Мифология была базой развития искусства всех
народов мира, Однако на уровне древнейших форм художественной культуры, в
первобытной мифологии эти явления не были теоретически отрефлексированы. Вопросы эстетики занимают значительное место в философском наследии Так, согласно Платону, «все лучшие качества человеческого характера:
красота, благородство, мужество и даже знание являются результатом
очищения». «Истина заключается, в сущности, в очищении себя от всего
подобного, и не нужно ли назвать и благоразумие, и справедливость, и
мужество, и само разумение очищением?». «В соответствии с этим все
недостатки и пороки могут быть изжиты одним путем – посредством очищения:
от физического безобразия очищает гимнастика, от болезней – медицина, от Стройную эстетическую теорию в античной философии создал Аристотель Психологи, между тем, в эффекте катарсиса усматривают главный итог
воздействия искусства на личность, а в потребности катарсиса — одну из
основных психологических установок в отношении искусства. Собственно, это
соответствует той традиции в употреблении данного понятия в значении
сущности эстетического переживания, возникшей у древнегреческих философов. Катарсис является тем механизмом в осуществлении функций искусства, посредством которого бессознательное превращается в сознательное, происходит гармонизация всех отношений индивида. Данная трансформация становится возможной благодаря включения воспринимающего искусство в иную, более высокую систему ценностей. Катарсис в данном контексте предстает как осознание, как расширение границ индивидуального сознания до всеобщего. Психологическая его природа выражена состоянием «внутренней упорядоченности, душевной гармонии, возникающей благодаря доминированию высших, общечеловеческих идеалов в душе человека». Катарсис как очищение души, как эстетическое наслаждение не тождествен
простому удовольствию, так как сопровождается целой гаммой полярных чувств В феномене катарсиса представлен сплав эмоций и интеллекта, чувства и мысли, сугубо личного и общественно значимого, внешнего и внутреннего, актуального и исторического. И в данном своем качестве катарсис можно квалифицировать как высшую форму эстетического освоения человеком художественной реальности. У эстетически развитой личности в ее общении с искусством потребность в катарсисе становится определяющей. Конечно, в трудах Платона и Аристотеля учение о воспитательной роли искусства еще только зарождалось, было исторически ограниченным, но, тем не менее, в их лице общество уже глубоко осознало огромную воспитательную силу искусства и стремилось овладеть этой силой, подчинить себе стихийную природу искусства, регламентировать его, сознательно влиять на развитие художественного процесса. С этого момента в стихийный художественный процесс начинают вторгаться элементы его подчинения государственным интересам. Византийская эстетика (IV-cep. XV вв.) — наиболее динамичное
направление средневековой эстетики. В ней были поставлены значимые вопросы,
и в первую очередь, положение о месте и роли искусства в философском
осмыслении мира; о воспитательном значении художественного творчества,
которое мыслилось теперь шире, чем просто очищение и облагораживание души. В период позднего средневековья был создан и доведен до высочайшей выразительности синтез искусств. Никогда прежде все виды искусства не объединялись столь целостно, полно и соразмерно. Причем, в основе этого синтеза лежит не столько их простое соединение, сколько стремление к максимально полному выражению главной идеи христианского мировоззрения. Средневековая эстетическая культура оказала влияние на формирование двух европейских художественных стилей того времени — романского и готического. Романский стиль (от лат. romanus — римский) — это стилевое направление
в западноевропейском искусстве X-XII вв. Его появление было вызвано
желанием государственной власти и церкви средневековой Европы опереться на
достижения культуры бывшей Римской империи. Романский период средневековья Готический стиль (итал. gotico — готский, варварский) — художественное направление в западноевропейском искусстве XII-XVI вв. Готика — это более зрелый стиль, чем романский. Его характерной чертой является единство и целостность художественных проявлений во всех видах искусства под эгидой архитектуры. Готическая архитектура, ведущим типом которой стал городской собор, отличается динамизмом устремленных вверх форм храма, устойчивой каркасной системой, огромными прорезными окнами, многоцветностью витражей и гобеленов. Эпоха Возрождения — один из самых замечательных периодов в истории европейской эстетической мысли. Главной темой эстетики и художественной культуры Возрождения стал человек. XVII век — эпоха интенсивного развития европейской философско-
эстетической мысли. Установление строгих правил творчества — одна из
характерных черт эстетики классицизма. Еще одной творческой тенденцией,
представленной в эстетической мысли XVII в., стала концепция барокко. Другим творческим направлением, существовавшим наряду с классицизмом в
художественной французской культуре XVII в., был реализм. Он получил свое
наиболее яркое воплощение в творчестве писателей Шарля Сореля (1602-1674), В историю общественной мысли XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Среди наиболее влиятельных эстетических концепций первой половины XIX века особо выделяются: феноменологическая, интуитивистская, а также эстетические теории 3. Фрейда, К.Г. Юнга, X. Ортеги-и-Гассета. Феноменология — есть учение о предметах (феноменах) в их чувственном восприятии. Определяющим в феноменологическом учении является теория интенциональности, которая тесно связывает сознание и предмет познания. Основные эстетические концепции второй половины XIX в. это: реализм, натурализм, романтизм, импрессионизм, символизм. Реализму свойственно глубинное освоение жизни, широкий охват действительности и художественное осмысление всех ее противоречий. Для реализма XIX в. характерен обостренный интерес именно к социальному началу в действительности. Романтизм — это мощное художественное направление, в основе которого лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности. Сутью романтического мировосприятия является признание неразрешимого драматического противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом, несовместимым с нею, а подчас и вообще нереализуемым. Приверженцы натурализма в искусстве рассматривали человека как пассивный результат неотвратимого воздействия наследственности и материальной среды. Натурализм поднимал очень важные темы: детально показывая жизнь обездоленных и угнетенных, исследуя механизмы взаимодействия человека и среды с целью ее разумной организации, активизируя внимание на роли бессознательных моментов в человеческой психике. Признаками импрессионистического стиля является изображение мгновенных, как бы случайных ситуаций, фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы и точки зрения, свежесть и непосредственность восприятия. Символизм связал воедино философию, религию, искусство, а также соответствующие формы творческой деятельности, которые воспринимались, прежде всего, как культурно-эстетическая деятельность. Развитие эстетической науки стран Западной Европы и США первой половины ХХ в. выразило этот противоречивый период во множестве своих концепций и теорий, прежде всего нереалистического характера, для обозначения многих из которых утвердился термин «модернизм». Модернизм как художественная система был подготовлен двумя процессами своего развития: декадентством (т. е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной Ценности, отторжением социальных проблем) и авангардом Постмодернизм — понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний
день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории
направлений культуры. Возникновение постмодернистских тенденций в культуре
связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью
общества, что его результаты ставят под угрозу уничтожения само время и
пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы
вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры. В первой половине XX века бурное развитие получают интуитивистские и эстетические концепции. Интуитивная деятельность по своей сути является творческой и выразительной. Искусство тождественно интуитивному познанию, оно не зависит от практики в нем нет идейного содержания. Поэтому эстетика понимается как наука об интуитивном или выразительном познании художественного факта, который в свою очередь представляет собой форму и только форму. В первой половине XX века сформировалась одна из самых популярных культурологических и эстетических школ нашего столетия — фрейдизм. Ее основатель — австрийский философ и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) в интуитивистские теории своих коллег внес объяснение подсознательного с точки зрения сексуальной жизни человека. И хотя в трудах философа нет систематизированного изложения эстетической теории, отдельные суждения по вопросам эстетики и художественной культуры содержатся. В XX веке идеи мыслителей прошлого столетия А. Шопенгауэра и ф. Ницше
были резюмированы в элитарной эстетической концепции испанского философа Авангард (от франц. avant-garde передовой отряд) — понятие,
объединившее на принципах коренного обновления художественной практики
различные школы и направления европейского искусства 10-20- х годов XX в. Сюрреализм (от франц. surrealisme надреализм, сверхреализм) — авангардистское направление в художественной культуре XX в., провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства. В эстетических трактатах экспрессионистов речь шла о преображении мира силой человеческого духа, и делались попытки найти общее для всех в сфере духовной и общественной жизни. Мир воспринимался экспрессионистами двояко: и как истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к перевоссозданию самого себя. Главная черта экспрессионизма – обостренно- контрастное видение мира. Во второй половине ХХ века в европейской эстетики и искусстве продолжаются творческие поиски, дерзкие эксперименты, появляются влиятельные идеи, новые художественные школы, значительные перспективные открытия. По-новому начинают звучать экзистенциалистические, структуралистические, социокультурные эстетические направления, представленные именами Ж.-П. Сартра, А.Камю, К.Леви-Стросса и другими. Рассмотрим основные этапы развития русской эстетики. Русская эстетика как историческое явление осознается сравнительно поздно: в конце XIX — начале XX вв., когда увидели свет первые, достаточно полные историко-философские исследования отечественной культуры. Зарождение русской эстетической мысли исследователи датируют XI веком. В этот период русской эстетики общая концепция мироздания выражалась в гораздо большей степени в художественно-пластической, нежели в теоретической форме. Синкретизм русской культуры в целом на многие века определяет слитность философского и эстетического содержания предметов живописи, мелкой пластики, шитья и зодчества. Значительную роль древнерусская эстетика уделяет понятию "красота». С одной стороны, эта эстетическая категория служила определенным руководством к действию в творчестве народных Умельцев, с другой — она выступает как идеал, формирующий духовную культуру в целом. XVII век в России характеризуется развитием различных видов искусств
как самостоятельных форм индивидуальной творческой деятельности. Ярким
памятником формирования эстетической теории Руси явился трактат Симона XVIII столетие характеризуется теоретическим осмыслением вопросов искусства и художественного творчества. Феофан Прокопович (1681-1736), определяет «красоту физическую» как «величайшее тела благо. По его мнению, красота «людская» многообразна и субъективна. Интересны эстетические поиски ученика Прокоповича Григория Николаевича Теплова (1717-1779). Теплов рассматривает эстетику как теорию художественного творчества — «философию стиховедческую», которая имеет своим предметом «поэтические искусства», соединяющие с чувственным познанием философско-логическое. Для Михаила Васильевича Ломоносова красота существует во множестве форм В 80-е годы XVIII века в России впервые употребляется слово «эстетика»
для обозначения самостоятельной дисциплины. В анонимной статье 1784 года XVIII век эстетику рассматривал как подчиненную нравственному воспитанию, когда единый процесс воспитания делили на три части – физическое, нравственное и умственное. Екатерина II интересовалась вопросами педагогики. Её педагогические
труды не были оригинальными, она много заимствовала у Локка и Монтень. Но
ее понятия о существе воспитания говорят об основательности и
самостоятельности суждений. Основным в воспитании, по мнению императрицы,
было развитие нравственности и выработка манеры поведения. Говоря о целях
воспитания, Екатерина главным считала становление нравственности,
основанной на истинном Богопознании, т.е. выполнении ветхозаветных
заповедей и заповедей блаженства, приближавших человека к Абсолюту. Вся
нравственность, по ее мнению, базируется на разуме, который должен
сдерживать «горячность сердца», т.е. воспитывать и контролировать чувства. В первые десятилетия XIX века эстетика завоевывает права гражданства, являясь частью обязательных программ учебных заведений. Уже в конце XVIII века в отечественной общественной мысли определяется
круг методологических проблем, которые подлежит рассматривать формирующейся
эстетике. Порой, конкретизация этих проблем приводила к взаимоисключающим
характеристикам. Общим было признание того, что эстетика призвана изучать
самое общее в «изящных искусствах», то есть вкус и красоту. Но
представители эстетики расходились во мнениях, когда пытались определить
границы новой науки, отвечая на вопрос, является ли эстетика теорией
познания «красоты и стройности» или всеобщей теорией искусств. Появляются
работы, рассматривающие эстетику либо как часть «науки изящного», либо
выводящие ее за пределы этой науки. Наших соотечественников привлекает
шеллинговский подход к эстетической природе философии, утверждение
неисчерпаемости художественного произведения. Отсюда и положение о том, что
всякая попытка определить существо искусства «выражает нечто, но не все». Русская эстетика формировалась как часть отечественного самосознания Белинский был наиболее ярким представителем эстетической теории,
формирующейся в рамках критики и публицистики. В критике, «движущейся
эстетике», Белинский обосновывал критерии художественности произведений
искусства, их значение в пробуждении общественного самосознания. Прекрасное, красота у Добролюбова носит ярко выраженный
антропологический характер, она зависит от образа жизни человека, его
отношения к труду, от всего того, что определяет «органическое развитие
человека». Не обходя проблему эстетических критериев художественного
произведения, Добролюбов, тем не менее, отодвигает их на второй план. Эстетическая теория, созданная Белинским, Чернышевским, Добролюбовым
развивалась, в значительной степени, в неразрывной связи с революционно-
демократической критикой и публицистикой, свидетельствуя о неразрывности
эстетики, политики и этики. Уже с середины XIX века любой серьезный
разговор об искусстве связывался в России с размышлениями о судьбе народа. Неприятие эстетического отношения к действительности и эстетики
как определенной теории прекрасного находит свое крайнее выражение в
работах Дмитрия Ивановича Писарева (1840-1869). Как правило, его называли
родоначальником русского нигилизма, его призыв «бить направо и налево», Аргументом эстетики является принцип «потому что это мне нравится», для Взгляды Писарева на искусство выражали тенденцию, вызвавшую к жизни
резкую оппозицию: чем значительнее был лозунг утилитаризма, тем большее
распространение получала теория «чистого искусства». И если Писарев
решительно выступает против значимости в русской культуре пушкинского
художественного наследия, то сторонники «чистого искусства» объявляют себя
сторонниками великого русского поэта, значение творчества которого для Петр Лаврович Лавров (1823-1900) рассматривает методологические
проблемы философской эстетики, решая тем самым вопросы формирования и
развития русской эстетики как самостоятельной научной дисциплины. Для Теоретики народничества в различной степени, но тем не менее, поставили вопросы сложности и многозначности художественного процесса. Они не решили проблему единства социального и эстетического в искусстве Развитие эстетической мысли России XIX века сопровождалось многими
дискуссиями по проблемам, связанным с функциями искусства, его сущностью,
особенностями художественного творчества, и самое главное, в связи с
оценкой того или иного произведения искусства. В значительной степени это
определяется идеалами и ценностями, которые, меняясь с калейдоскопической
быстротой, формировали общественное мнение русской интеллигенции. Сложность
и противоречивость развития эстетической мысли этого периода нашла
выражение в появлении философско-эстетической концепции К. Леонтьева, Ф. Эстетика Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891) базируется на
социально-культурных принципах. Он рассматривает прогресс как процесс
разложения и гибели красоты, видит в этом трагедию человечества, потому что
красота признана им всеобщим критерием оценки явлений окружающего мира. Возникают новые эстетические концепции сравнительно-исторической школы Различные по своим методологическим и мировоззренческим основам, представители этих школ сформулировали принципы, имевшие большое значение для развития русской эстетики. Проблемы эстетики оставались по-прежнему спорными и остро дискуссионными и в конце XIX века. На страницах нового журнала «Вопросы философии и психологии» развернулась дискуссия по проблемам методологии эстетической науки. Что должна изучать эстетика, каково ее проблемное поле, в чем заключается специфика предмета эстетической науки? Эти вопросы были напрямую связаны с пониманием красоты и искусства, эстетического наслаждения, функций искусства. В этих спорах выкристаллизовывается статус Русской эстетики. Если в предшествующие десятилетия эстетика развивается в рамках
критики и публицистики, в непосредственной связи с искусствоведением, то в
конце XIX века русская общественность увлекается «позитивными науками»,
среди которых первое место отводится психологии. Появляется целое
направление, представители которого считают эстетику специальной
эстетической дисциплиной, в основу которой положен «только опыт и
наблюдение, как бы вовсе не нуждающиеся в философии как науки о принципах». Философия Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) дала толчок
развитию русской эстетики конца XIX — начала XX вв. Соловьев дает
философское обоснование категории прекрасного в единстве с истиной и
добром, пытается осмыслить проблему символа. Соловьев рассматривает красоту
во всех природных формах в развитии от неорганического мира к
органическому, затем — к человеку. В животном мире красота выступает в
орнаментальной и музыкальной формах, она преподносит эстетическому познанию
обширный и интересный материал, требующий философского осмысления. Высшее
проявление красота получает в человеке, который выступает самым совершенным
воплощением эстетического начала в природном мире и единственным существом,
способным к творческому освоению действительности. В объяснении искусства
как активной формы отражения мира и средства выражения ценностей жизни, как
своеобразного служения действительно жизненным идеалам Соловьев усматривает
способ раскрытия его эстетического смысла. Следует подчеркнуть, что конец Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|