РУБРИКИ |
Развитие памяти у детей с задержкой психического развития |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Развитие памяти у детей с задержкой психического развитияРезультаты исследования представлены в виде таблиц и графиков (см. Приложение А, В, Г). Таким образом, мы выявили, что у большинства учащихся средний уровень развития зрительного запоминания слов и геометрических фигур. Исходя из того что внимание является динамической стороной памяти, мы решили определить степень развития кратковременной и долговременной памяти. С этой целью нами было использовано «Заучивание 10 слов» методика А.Р. Лурия. Данная методика позволяет оценить состояние памяти, утомляемости, активности внимания. Полученные результаты представлены в таблицах и графиках (см. Приложение Ж, О). Проанализировав результаты диагностики, мы выявили, что кратковременная память у 10% детей находится на низком уровне (№3). 80% – на среднем уровне (№№1,2,4,6,7,8,9,10) и только у 10% кратковременная память на высоком уровне (№5). Из данной диагностики мы выявили уровень развития долговременной памяти. Результаты методики показали, что у 90% учащихся средний уровень развития долговременной памяти (№№1,2,4,5,6,7,8,9,10) и у 10% – низкий (№3). Методика «Повторение цифр», целью которой является определить обьем кратковременной памяти. Материал и оборудование: бланк с набором цифр. Для определения обьема кратковременной памяти обычно берется материал, несущий минимум смысла. Удобнее всего использовать цифры. Методика состоит из двух частей. Первая часть направлена на определение обьема памяти и состоит из цифровых рядов разной длины. Длина каждого последующего ряда увеличивается на еденицу. Всего имеется семь рядов. Во второй части предлагается проба на концентрацию внимания, также состоящая из цифровых рядов. Общая оценка кратковременной памяти при использовании всей шкалы дается по результатам обеих частей субтеста. Но для проведения последующей коррекционно-развивающей работы разделенность пробы на две части очень важна, так как позволяет делать акцент на том или ином ее аспекте. Процедура исследования. Часть 1. Прямой счет. Инструкция: «Сейчас я назаву вам несколько цифр, вы, как только я закончу говорить, точно в таком порядке их повторите». Предлагается первый ряд цифр из первой серии. При правильном воспроизведении дается следующий ряд этой серии. При неправильном воспроизведении какого-либо ряда первой серии дается аналогичный по величине ряд второй серии. В случае правильного его воспроизведения вернуться к первой серии и предлогается следующий по величине ряд. При неправильном воспроизведении двух одинаковых по величине рядов из первой и второй серии пробу прекратить и перейти к обратному счету. Часть 2. Обратный счет. Инструкция: «Сейчас я вам назову еще несколько цифр, вы их будете повторять. Только начинать будете с конца, говорить в обратном порядке. Порядок работы такой же. При неправильном воспроизведении двух одинаковых рядов пробу прекратить. Проведение этой методики требует соблюдения нескольких правил: 1) Цифры произносить предельно четко с интервалом в 1 секунду. 2) В период произносить от окончания счета экспериментатором до начала его воспроизведения испытуемым не должно быть никаких звуков. 3) Один и тот же ряд дважды не повторять. 4) Начинать с прямого счета. По его окончании перейти к счету в обратном порядке. Обработка и анализ результатов. В этом задании часть 1 (прямой счет) направлена на определение обьема кратковременной памяти, часть 2 (обратный счет) – на определение степени концентрации внимания. Необходимость такого детального анализа связана с тем, что при отсутствии концентрации внимания даже хорошая память может выглядеть слабой. Количество цифр в последнем правильно воспроизведенном ряду при прямом счете является показателем обьема кратковременной памяти. Количество цифр, правильно названных при обратном счете, – показатель концентрации внимания. Возрастные нормативы. Для детей 7–9 лет – обьем кратковременной памяти равен 3–6 единицам (среднее значение – 4), внимания – 2–5 единицам (среднее значение – 3). 10–11 лет – обьем кратковременной памяти равен 4–7 единицим (среднее значение – 5), внимания – 3–6 единицам (среднее значение). 12–14 лет – обьем кратковременной памяти равен 5–9 единицам (среднее значение – 7), внимания – 3 -7 единицам (среднее значение). В связи с изучением особенностей памяти у детей представляется важным следующее замечание «Наиболее важным для оценки уровня развития способностей памяти у ребенка является качественный анализ его способов запоминания и припоминания. Наиболее низкое качество запоминания у детей, которые пассивно, механически запомнить и воспроизвести материал. Если ребенок применяет какие-либо особые приемы, стараясь лучше запомнить увиденное и услышанное, то это говорит о хорошем развитии его интеллектуальных функций и благоприятно сказывается на результатах запоминания. Так, дети хорошего уровня развития даже без какой-либо специальной подготовки способны использовать мнемические приемы, такие как: 1. Проговаривание вслух (называние того, что видят и слышат); 2. Повторение (вслух или про себя вслед за предъявлением материала); 3. Запоминание последовательности (например, какие слова следуют одно за другим); 4. Актуализация реальных воспоминаний, связанных с заучиванием материала); 5. Обьеденение заучиваемого одной общей темой; 6. Группировка (слов, образов, которые надо запомнить) по какому-либо признаку (предметы, игрушки, животные и другие). Таким образом, развитие долговременной и кратковременной памяти у большинства учащихся находится на среднем уровне. Для определения устойчивости внимания, динамики работоспособности мы провели методику «Таблицы Шульте». Полученные результаты представлены в таблице и графике «Кривая истощаемости (утомляемости)» (см. ПриложениеД, Ж.З, К.М). Среднее время работы с таблицей 1 составляет 78 секунд, с таблицей 2 составляет 80, с таблицей 3 составляет 83, с таблицей 4 составляет 78, с таблицей 5 составляет 77, таким образом, уровень устойчивости внимания и работоспобности низкий, то есть дети выполняют работу за большой промежуток времени. Они не успевают сосредоточиться на задании. Это можно увидеть по показателям эффективности работы, где 100% детей по этому показателю находятся на низком уровне (№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10). Из данной диагностики можно выявить степень врабатываемости. На основе полученных результатов мы видим, что на высоком уровне врабатываемости находится 30% учащихся (№№2,3,7), у 30% средний уровень (№№4,8,10) и у 40% учащихся (№№1,5,6,9). Это говорит о том, что данным учащимся требуется много времени для подготовки к основной работе. Полученные результаты нам позволили определить и уровень психической устойчивости. У 30% детей низкий уровень (№№4,8,9). Эти дети психически не устойчивы к выполнению заданной работы, у них наступает быстрое утомление и на его основе отвлечение внимания. У 60% средний показатель (№№2,3,5,6,7,10) и у 10% высокий (№1), что говорит о хорошей психической устойчивости. Для того, чтобы узнать какие наглядные пособия применяет учитель для развития памяти был проведен анализ материяльной базы школы. Исходя из анализа видно, что педагог на уроках применяет наглядные пособия: рисунки, таблицы, схемы, изображение геометрических фигур. Демонстрационный материал имеет эстетический вид, изображен на большом формате. Вся наглядность имеется в достатачном колличестве, как для работы педагога, так и для учащихся. На основе проведенных диагностик нами были определены следующие задача: 1. Подобрать и апробировать дидактические игры с целью коррекции внимания и памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста. 2. Реализовать ряд дидактических игр и упражнений из коррекционной программы на практике. На основе полученных результатов составили план формирующего этапа исследования. 2.2 Итоги формирующего этапа: влияние коррекционной программы, направленной на развитие памяти у учащихся коррекционного 2 класса Для решения поставленных на констатирующем этапе задач нами была разработана коррекционная программа, направленная на развитие памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста с помощью дидактических игр (см. Приложение Н). На данном этапе были использованы различные методы, приемы, а также развивающие игры по развитию памяти В реализации коррекционной программы принемали участие 10 человек. Из них 6 девочек и 4 мальчика. Возраст детей от 7 до11 лет. Проведенных занятий было 6. Хотим заметить, что посещение учащимися занятий было не стабильно, то есть, каждый день количество учащихся менялось. Из беседы с классным руководителем, мы узнали причину не явки учащихся на занятие. Причина состояля в том, что был период карантина и многие дети болели. Целью нашего первого занятия было знакомство с учащимися, создание позитивной атмосферы и доверительных отношений друг к другу. На занятии присутствовало 9 учеников. Цель занятия была достигнута с помощью таких дидактических игр, как «Оригинальное знакомство», «Все новое и хорошее», «Угадай, кто позвал». 1 занятие: Знакомство с группой. Время: 40 минут. Цель: Знакомство с учащимися, создание позитивной атмосферы и доверительных отношений друг к другу. 1 Упражнение «Оригинальное знакомство». Цель: знакомство с тренером и друг с другом, развитие долговременной памяти в сочетании с моторной. Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и показывает любое движение. Задача второго участника повторить имя и движение первого и назвать и показать свои имя и движение. Третий повторяет имя и движение первого и второго участников и называет свое имя и показывает движение…и так далее до последнего участника. Обсуждение упражнения. В первом задании дети были не внимательны и делали много ошибок. Ученик №6 вообще отказался играть в эту игру. Из информации, полученной от классного руководителя, мы узнали, что ученик не активен, не любит играть со своими сверстниками. Но к окончанию игры он заинтересовался и начал участвовать в остальных играх вместе с другими учениками 2 Упражнение «Все новое и хорошее». Цель: предоставление участникам возможности поближе познакомится друг с другом, создание позитивной атмосферы, развитие кратковременной памяти. Все участники садятся по кругу на стулья. В центре круга стоит стул. Всех участников по очереди просят рассказать классу о событиях, произошедших с ним на прошлой недели и являющихся для них одновременно как положительным, так и новым. Каждый участник начинает рассказ со своего представления группе. Обсуждение упражнения. Во втором задании дети с большим удовольствием играли, их задача состояла в том, что они должны рассказать о положительных и новых для них событиях происходящих неделю назад, но с этим заданием ученики справились плохо. Ошибка состояла в том, что учащиеся начали рассказывать о событиях происходящих с ними 2–3 дня назад. Они не запоминают события, происходящие 2–3 недели назад. 3 Упражнение «Угадай, кто позвал». Цель: развитие внимание, память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе. Дети стоят в кругу. В середину круга приглашается один участник игры. Ему закрывают глаза. Другие участники по очереди называют имя, стоящего в кругу, после чего ведущему участнику необходимо угадать по голосу кто его позвал. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего. Обсуждение упражнения. 2 занятие: Внимание Время: 40 минут Цель: Воспитывать у детей наблюдательность, умение замечать незначительные, малозаметные изменения. В третьем задании детям было очень сложно, так как им необходимо было отгадать, с закрытыми глазами, кто их позвал, с чем они справились плохо. Плохо ориентируясь в пространстве, они не могли сосредоточить свое внимание на голосах своих одноклассников. Хотелось бы отметить детей, которые не справились с заданием №1,5,6,9. Они не отгадали ни одного голоса своих сверсников. Проанализировав результаты первого дня занятий можно сделать вывод о том, что дети не сосредоточены на работе. Они психологически не были готовы встретиться с новым для них человеком в игровой деятельности, поэтому дети агрессировали, так как они к малознакомым людям относятся недоверчиво. После проведения первого упражнения, нам удалось снять негативную атмосферу, и ученики стали более активно включаться в задания. Целью второго нашего занятия было воспитание у детей наблюдаемости, умение замечать незначительные, малозаметные изменения. На занятии присутствовало 7 учеников. Чтобы добиться цели, нами были проведены такие дидактические игры, как «Испорченный видеомагнитофон», «Сантики – фантики – лим – по-по», «Живое домино». 1 Упражнение «Испорченный видеомагнитофон». Цель: развитие внимания и памяти. Выбираются 5 человек из группы участников упражнения. И сообщается, что в группе будет показана картинка и зачитан текст, относящийся к картинке. После этого остается только один человек, а остальные выходят за дверь. Ему зачитывают текст и показывают картинку. Потом приглашается второй участник. Первый сообщает все, что запомнил, с помощью картинки. Затем приглашается следующий и т.д. Обсуждение упражнения. Первое упражнение для детей показалось очень трудным и они с ним не справились. Ученики не умеют пересказать прочитанный текст, пользуясь картинкой, относящийся к тексту. Учащиеся №3,4 не смогли вымолвить ни слова. После того, как другие ученики начали свой пересказ по картинке, учащиеся №3,4 подключились к работе. 2 Упражнение «Сантики – фантики – лим – по-по» Цель: развитие внимания у детей. Все игроки стоят в кругу. Выбираем водящего. Он выходит за дверь. Его задача найти в кругу водящего, который задает определенные движения всей группе. В это время игроки двигаются по кругу, хлопают в ладоши, выполняют движения заданные ведущим и говорят: «Сантики – фантики – лим – по-по». Обсуждение упражнения. Второе упражнение для детей оказалось развлекательным и интересным. Каждый из учеников побывал в роли ведущего, задача которого состояла в том, что ему необходимо было найти водящего, который показывал движения для всех учащихся. Дети отгадывали не сразу водящего, но все справились с заданием, не смотря на то, что водящий был отгадан не с первой попытки. 3 Упражнение «Живое домино». Цель: развитие внимание. Ведущий повязывает до игры на руке каждого ребенка ленту. Цвет ленты разный: красный, желтый, зеленый…, – он повторяется, чтобы дети могли находить одинаковый цвет и становится в пары. Затем говорит: – Дети, сейчас мы поиграем. Вы будете бегать по комнате, кто куда хочет. А когда я скажу, найди себе пару, вы будете искать того, у кого такая же лента. Обсуждение упражнения. С третьим заданием дети справились хорошо все без исключения. Они с большим удовольствием и интересом бегали по комнате и после сигнала искали себе пару по цвету ленточки. Хочется заметить, что ученики свою пару находили сразу, без задержек. Анализ второго занятия показал, что учащиеся к последнему упражнению стали более внимательными, меньше стали отвлекаться, и им удалось сосредоточить внимание на инструкции к заданию. Третье наше занятие проводилось с целью активизации речи детей, развития памяти, сосредоточенности, выдержки. На занятии присутствовало 9 учеников. На данном занятии проводились такие игры, как «Открытка», «Заменить все», «Узнай на вкус». 3 занятие: Память. Время: 40 минут. Цель: активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку. 1 Упражнение «Открытка». Цель: рассказать по закреплению в памяти передаваемых из рук в руки открыток. Участники встают в круг. Ведущий держит в руках несколько открыток. Открытки начали передавать по часовой стрелки. Детям необходимо внимательно смотреть на открытки и запоминать что изображено на них. После чего открытки забираются. Детям предлагается рассказать об открытках, которые запомнили. Обсуждение упражнения. 2 Упражнение «Запомни все». Цель: развитие памяти. 1. положить на парту в ряд 7–10 различных предметов и прикрыть их газетой. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все. 2. приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8–10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали. 3. переменить местами два каких-либо предмета, показать снова все предметы секунд на 10. Предложить ребенку сказать, какие предметы лежат не на своем месте. 4. не глядя больше на предметы, сказать. Какого цвета каждый из них. Обсуждение упражнения. 3 Упражнение «Узнай на вкус». Цель: развивать память вкусов, запахов… Ведущая показывает карточки с различными фруктами и овощами, и предлагает каждому участнику рассказать об конкретном фрукте или овоще, какой он не вкус, запах и т.д. Обсуждение упражнения. На данных занятиях учащиеся вели себя более активно. У детей появилось желание играть в игры, поэтому они старались слушать задание внимательно. В первом задании им необходимо было запомнить как можно больше изображений на открытках. С зтим заданием справились не все (№№6,9). Упражнение «Запомни все» оказалось для детей очень сложным. Они не могли запомнить последовательность предметов, лежавщих на столе, их цвета и какие предметы были убраны со стола. Только с третьим упражнением справились все. Ученики рассказали, какой вкус, запах, цвет у каждого из показанных им фруктов. На четвертом занятии нами были проведены дидактические игры: «Испорченный телефон», «Летает – не летает», «Не пропусти ни слова» с целью развития у детей слухового и зрительного внимания. На занятии присутствовали 10 учеников. 4 занятие: слушай внимательно. Время: 40 минут. Цель: развить у детей слуховое внимание. 1 Упражнение «Испорченный телефон». Цель: развить слуховое внимание. Дети садятся на стулья в одну шеренгу. Первому ребенку, сидящему ближе к ведущему, говорят быстро слово на ухо. Его задача что он понял передать следующему и т.д. после чего у всех спрашивается какое слово они поняли, тот кто ошибся пересаживается в конец шеренги. Игра может проходить минут 20. Обсуждение упражнения. 2 Упражнение «Летает – не летает». Цель: развитие слухового и зрительного запоминания. Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Тренер объясняет правила игры: – Я буду называть предметы и спрашивать: летает? Например: голубь летает? самолет летает? и т.д. Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимете руки. Если я назову нелетающий предмет. Руки поднимать не следует Обсуждение упражнения. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Обсуждение упражнения. 3 Упражнение «Не пропусти ни слова». Цель: развитие внимания. Ведущий, не торопясь, читает короткие (2–4 слова), не связанные общим содержанием предложения в течение 5–6 минут. Неожиданно то одному, то другому предлагает повторить последнее предложение. Кто не может повторить, должен продолжать игру стоя; если он допустил ошибку вторично, то должен приложить руки к ушам, как это делают, когда прислушиваются. Ведущий старается проверить каждого хотя бы по одному разу. Те, кто ни разу не ошибся, являются победителями. Обсуждение упражнения. В первом упражнении дети были рассеяны, они долго не могли сосредоточиться на задании, но к концу упражнения ученики стали уже более активны и готовы к дальнейшей работе. Второе упражнение было для них интересным и простым, так как с заданием справились все. Из данного упражнения мы видим, что уровень слухового и зрительного внимания у детей повышается. Заключитльным упражнением было проведение дидактической игры «Не пропусти ни слова», где дети проявляли себя активно и были очень внимательны. Пятое наше занятие было проведено с целью развития у детей зрительной памяти. Чтобы достичь цели нами были проведены следующие дидактические игры: «Твоя память», «Вот так позы», «Не упусти ничего». Занятие посетили 10 учеников. 1 Упражнения «Твоя память». Цель: развитие зрительной памяти. Внимание! Пусть кто-нибудь из вас будет изображать картину, портрет, можно свой собственный. Определите так же ведущего, затем разбейтесь на две команды. Пожалуйста! Сейчас команды в течение одной минуты будут любоваться картиной, рассматривая ее как можно подробнее. Пожалуйста, перед вами шедевр. Любуйтесь! Теперь все отвернитесь. Ведущий, пожалуйста, измените в картине как можно больше деталей. Теперь поочередно из первой и второй команды играющие подойдете по одному к картине и молча приведите в исходное положение все изменения. Старайтесь ничего не упустить. Обсуждение упражнения. 2 Упражнение: «Вот так позы». Цель: развитие зрительной памяти. Каждый из стоящих в ряду (3–6 человек) принимает какую-либо позу. Один из играющих, поглядев на них секунд 40–50, копирует позу каждого, в то время как остальные спокойно стоят. Обсуждение упражнения. 3 Упражнение: «Не упусти ничего». Цель: развитие зрительной памяти. Во время прогулки участвующие в игре становятся в одну шеренгу. По сигналу они делают поворот кругом и стараются запомнить все, что видят перед собой. Через одну минуту после сигнала они возвращаются в исходное положение и в течение одной – двух минут, не оборачиваясь, вспоминают все, что видели. Обсуждение упражнения. Из наблюдения за ходом игр, мы можем сказать, что учащиеся стали более внимательно прислушиваться как к другим, так и к себе. В каждой игре они показывали результат лучше, чем на предыдущем занятии. На протяжении всех игр наблюдалось заинтересованность со стороны участников, а также их активность. Данная атмосфера способтсвовала более эффективному проведению наших упражнений. Со всеми заданиями дети хорошо справлялись. Они стали запоминать больше элементов окружающей их среды. Шестое занятие было заключительным, целью которого было развитие внимания и памяти у детей. Были проведены такие упражнения, как «Ищи безостановочно», «Соедини части – узнаешь целое», «Точные движения». На занятии присутствовало 10 учеников. 2 Упражнение: «Соедини части – узнаешь целое». Цель: развитие внимания. Наклеить на картон картинку и разрезать ее на 10–15 неровных частей разной формы. Играющий, рассматривая отдельные части, старается догадаться, что изображено на картинке. Обсуждение упражнения. 3 Упражнение: «Точные движения». Цель: развить память и внимание детей. На столе расположено 8–10 разных предметов. Играющим нужно посмотреть на эти предметы в течение 15–20 секунд и запомнить их расположение. Затем участник игры, с завязанными глазами, не дотрагиваясь до других предметов, должен положить руку на тот из них, который называет ведущий. Обсуждение упражнения. В связи с тем, что предыдущие занятия были проведены на развитие памяти, данное занятие прошло успешно и легко. Из наблюдения за играми можно предположить, что уровень памяти у детей повысился, увеличилось время произвольности данных психических процессов. Таким образом, цель занятий была частично реализована, так как не все участники справлялись с заданиями, в силу того, что коррекционная программа краткосрочная и в связи с тем, что посещение занятий было не стабильным. Проанализировав проведенные упражнения с использованием дидактических игр, мы можем отметить, что: 1. №№3,4,6,9 никогда не слушали задание, приступали к работе после того, как увидят выполнение задания другими детьми, поэтому сложно было добиться их внимания. 2. С помощью дидактической игры заметно повышается уровень продуктивности внимания и памяти. Таким образом, реализовав коррекционную программу, направленную на развитие памяти с помощью дидактических игр, мы видим, что дидактические игры оказали влияние на повышения продуктивности памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста. На основании вышеизложенного нами были определены задачи контрольного этапа: 1. Провести повторное диагностическое обследование с целью проследить изменения, произошедшие в познавательных процессах у учащихся в процессе реализации коррекционной программы. 2. Дать оценку продуктивности внимания и памяти у учащихся коррекционного 2 класса. 3. Оценить эффективность проделанной работы на формирующем этапе. 2.3 Итоги контрольного этапа Для решения поставленных задач на формирующем этапе, нами было проведено повторное диагностическое обследование, на котором мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе: «Уровень зрительного запоминания», «Запоминание 10 слов» методика А. Лурия, «Таблицы Шульте». Контрольный этап проходил с 31.10.2008 г. по 2.11.2008 г. Проанализировав результаты диагностики «Уровень зрительного запоминания», мы можем сказать, что у учеников №№1 уровень зрительного запоминания слов остался неизменным. У учеников №№2,3,4,7 уровень запоминания слов снизился на 10%. Мы предполагаем, что это связано с тем что эти ученики долго болели, поэтому не посещали учебные занятия и занятия с использованием дидактических игр на развитие памяти. У учеников №№6,8,9,10 уровень зрительного запоминания слов увеличился на 10–20%. Уровень зрительного запоминания геометрических фигуг у учащихся №№3,4 остался неизменным. У учеников №№1,2,5,6,7,8,9,1 – уровень зрительного запоминания геометрических фигур повысился на 9–34%. Все данные представленны в таблицах и графиках (см. Приложение Б, В, Г) Проведя повторно диагностику «Запоминание 10 слов», мы увидели, что уровень кратковременной памяти значительно увеличился это 90% учащихся (№1,2,3,4,5,6,7,8,10) находятся на высоком уровне развития кратковременной памяти. У 10% обладает средний уровень. Уровень долговременной памяти так же увеличился. 80% учащихся (№№1,2,5,6,7,8,10) находятся на высоком уровне развития долговременной памяти. У 20% учащихся (№№3,4) наблюдается средний уровень развития долговременной памяти. Результаты представлены в виде таблиц и графиков (см. Приложение В, Г.П). Проведя повторную методику «Таблицы Шульте», мы увидели, что показатель эффективности работы увеличился на 10%, то есть 90% учащихся (№№1,2,4,5,6,7,8,9,10) находятся на низком уровне эффективности работы и 10% детей (№3) находятся на среднем уровне. Степень врабатываемости значительно увеличилась. 40% учащихся находятся на высоком уровне врабатываемости (№№2,3,4,8) и 60% учеников (№№1,5,6,7,9,10) находятся на среднем уровне врабатываемости. Результаты методики нам так же показывают и значительное повышение уровня психической устойчивости. У 20% детей (№№3,8) наблюдается низкая психическая устойчивость. У 20% учащихся (№№5,10) средняя и у 60% (№№1,2,4,6,7,9) высокая психическая устойчивость. Результаты можно увидеть в таблицах и диаграмах (см. Приложение Ж, И, Л, М). Среднее время работы с таблицей 1 составляет 72 секунды, с таблицей 2 составляет 75, с таблицей 3 составляет 75, с таблицей 4 сотавляет 72, с таблицей 5 составляет 73 секунды. Составив сравнительный график «Кривая истощаемости (утомляемости)» мы можем увидеть значительное изменение продуктивности внимания, то есть дети стали за небольшой промежуток времени справляться с заданием. Исходя из выше изложенного, мы можем сделать вывод о том, что: 1) В результате реализации коррекционной работы с учащимися заметно повысилась продуктивность памяти. 2) Коррекция познавательных процессов, влияющих на развитие детей, прошла успешно. Таким образом, проведя исследования и реализовав ряд дидактических игр из разработанной нами коррекционной программы, направленной на повышение продуктивности внимания и памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, мы, доказали, что с помощью данного метода можно повысить продуктивность внимания и памяти у данной категории детей. Особенности построения уроков в системе компенсирующего обучения Как всякий урок, урок в системе компенсирующего обучения должен отличаться целостностью, взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности педагога и ученика, а также должнобыть логической единицей темы, раздела, курса. Однако этот урок имеет свою специфику, которая определена особенностями психического развития детей, задачами и соответствующими функциями компенсирующего обучения. Охарактеризуем особенности таких уроков. В связи с тем, что обсалютное большинстводетей группы риска приходят в школу с негативным отношением к учению или имеют формальные мотивы учения, отличаются интеллектуальной пассивностью, безынициативностью, перед учителями встает задача формирования содержательной учебной мотивации. Поэтому одной из особенностей построения урока является формирование таких важных компонентов учебной деятельности, как: а) целеполагание (упражнение в умении выделить цель, определить и осознать ее), б) познавательный мотив, который возникает и закрепляется путем упражнений в достижении поставленной цели. Очень важно организовать деятельность учащихся так, чтобы они сами поставили перед собой цель. Цель, поставленная учителем, не всегда превращается в ту, которую хочет достичь ученик. Требования, предъявляемые к ученикам классов компенсирующего обучения, должны соответствовать уровню их развития, но не превышать и не занижать их возможности. Несоответствие учебной нагрузки индивидуальным возможностям школьников может вызвать, с одной стороны, чувство неуверенности в себя, боязнь ошибиться, безынициативность, и, с другой стороны, – вызвать необоснованное ощущение легкости учения, что приводит к несформированности волевых усилий, неумению преодолевать трудности. Отсюда обучение таких учащихся необходимо осуществлять с ориентацией на зону ближайшего развития. Учитывая, что «то, что сегодня ученик сумеет сделать в сотрудничестве с педагогом, он сможет сделать самостоятельно завтра» (Л.С. Выготский). Принимая во внимание, то, что весь учебный процесс и все педагогические воздействия должны строиться с учетом индивидуальных возможностей учащихся, при определении объема учебного материала для урока следует соблюдать требования необходимости и достаточности. Учитывая, что темп работы детей группы риска ниже, чем у других категорий учащихся, следует вести обучение интенсивно-отбирать для урока такое содержание, на котором возможно комплексное решение диагностических, компенсаторно-развивающих и образовательных задач. Многоцелевая направленность компенсирующего обучения определяет особый подход к построению системы учебных заданий: в ту систему в качестве равноправных ее составляющих включаются учебные задания, которые строятся на вне урочном материале и носят компенсаторно-развивающий характер. Компенсаторно-развивающие цели в дополнение к образовательным преследуют и подавляющее большинство заданий, построенных на учебном материале. Последнее связано с постановкой и решением учебных задач через квазииследовательскую деятельность, что способствует формированию теоретического мышления. Реализацию диагностической функции урока обеспечивает в условиях компенсирующего обучения, особый способ организации самостоятельной деятельности учащихся в ходе выполнения учебных заданий. Он заключается в том, что в случае, когда ученик не может выполнить задание сам, ему предлагается необходимая помощь, а затем проверяется, насколько она оказалась эффективной. Помощь может быть фронтальной и индивидуальной (стимулирующая, направляющая, обучающая). Такая организация деятельности учащихся позволяет педагогу судить об уровне обучаемости каждого конкретного школьника, динамика его умственного развития, зона ближайшего развития, позволяет обеспечить успех каждого ребенка на уроке, что само по себе является источником желания учиться. Важным психолого-дидактическим условием организации учебной деятельности школьников, позволяющим обеспечить ее лечебных и коррекционных эффект, является изменение подхода к оценке. Она используется не как карательное орудие за недостаточные способности и усердие, а как вознаграждение за трудолюбие, прилежание, продвижение. Главным объектом оценивания становиться процесс деятельности. Оценка результатов учебной работы дается в виде содержательных оценочных суждений педагога и самих учащихся, при оценке друг друга и самого себя, что в значительной степени способствует формированию рефлексии. Известно, что рефлексия (умение оценить самого себя) как в жизнедеятельности, так и в учебной деятельности – показатель интеллектуального и личностного развития. Основанием оценки при этом становиться критерий относительной успешности. Обучение действует на усвоение знаний, развитие школьников не только через формы, методы и приемы учебной деятельности, но и через атмосферу учения, самочувствия ребенка. Реализация целей компенсирующего обучения вносит коррективы и коммуникативный компонент урока. Прежде всего изменяется стиль общения педагога с учеником, создается и культивируется атмосфера раскрепощенности, творческого сотрудничества, учение с удовольствием, с чувством равенства, отсутствием боязни допустить ошибку при высказывании своей точки зрения (так как признается право на ошибку и сама ошибка используется как средство при отработки предметных затруднений. Все это формирует у ребят адекватную внутреннюю позицию, которая способствует росту обучаемости, нормальному психическому развитию. Общение на уроке осуществляется через учебное сотрудничество на двух уровнях: «учитель – ученик» и «ученик – ученик». Общение на втором уровне происходит через коллективную деятельность, где идет распределение не только социальных ролей (учитель – ученик), но и предметно-содержательное распределение, а также через организацию диалога и дискуссии, правильному ведению которых дети специально обучаются. Такая организация обучения способствует: сокращению времени при формировании понятий; глубину понимания предметного материала; росту сплоченности класса. А учитель получает реальную возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Важной особенностью урока является специальная методическая аранжировка этапа подведения итогов. Здесь происходит анализ степени достижения поставленных перед уроком целей, выясняются трудности, намечаются пути их устранения, обсуждаются домашние задания творческого характера, которые призваны обеспечить внутреннюю позицию, принятие цели следующего урока. Особо следует остановиться на гигиенических требованиях к уроку. Продолжительность урока в 1-м классе не должна превышать 30 минут, во 2-м и 3-м классах 35–40 минут, так как последние 5 минут урока внимание и работоспособность школьноков падают, понижается качество работы. Следует разнообразить виды деятельности, так как продолжительное непрерывное выполнение на уроке одинаковых учебных операций вызывает утомление. Работа над новым материалом следует посвящать первую половину урока, учитывая нарастающие утомление учащихся. При наличии признаков утомления у учащихся не следует пренебрегать включением в урок физкультурых минуток, музыкальных пауз, стараясь, чтобы и те и другие были подчинены перспективным целям работы. Все это помогает более глубоко решать вопросы обучения и развития учащихся. Опыт показывает, что когда в коррекционных классах используются отдельные элементы развивающего обучения, дети становятся на ступеньку выше по своим интеллектуальным, моральным и другим качествам личности. Заключение В результате исследования индивидуальных психических особенностей в младшем школьном возрасте нами определены резервы умственного потенциала как важнейшее условие психического развития, что знание о психических особенностей младшего школьного возраста дают возможность установить методы и приемы обучения и воспитания. Существенный недостаток современной подготовки педагогических кадро – их невладение методами диагностики уровня развития личности и прежде всего умственного развития детей, Поэтому одна из актуальных задач совершенствования подготовки педагога к парктической работе – вооружение его не только знаниями возрастных и индивидуальных особенностей и закономерностей психического развития детей, но и умениями выявлять их с помощью современных психодиагностических методик. Зная, возрастные особенности, мы будем хорошо понимать интересы ребенка, его потребности, мотивы поведения, особенности его эмоциональной жизни и специфику мышления. Все это поможет взрослому установить контакт с ребенком, выбрать адекватные формы общения, обучения, выявить и преодолеть отклонения в психическом развитии ребенка. Как врач следит за развитием здоровья, точно также психолог следит за развитием психики человека. Он должен распознать есть ли отклонения в психике ребенка и как их можно компенсировать. Актуальность нашей проблемы обуславливается тем, что в России растет число детей со слабовыраженными отклонениями в развитии, возникшие в следствии бурного развития различных областей науки и техники и усложнение программ общеобразовательных школ. Этой проблемой занимались многие психологи. Причинами задержкой психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, генетические факторы и т.д. При задержке психического развития речь идет лишь о замедлении его темпа, которое чаще всего обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, малой интелектульной направленности, преобладание игровых интересов. У детей с задержкой психического развития коррекционное воспитание и развивающее обучение играют первостепенную роль по уровню интеллекта, в большинстве случаев, эти дети способны освоить знания и умения, соответствующие возрасту, но не зрелость эмоционально-волевой, мотивационной сферы препятствуют этому. Все занятия следует проводить в игровой форме, максимально поощрять проявление собственных познавательных интересов ребенка, его самостоятельность. Игровые задания по коррекции и развитию произвольной памяти. Формирование произвольных процессов памяти у школьников с нарушением интеллекта связано прежде всего с развитием умений принимать мнемическую задачу: уметь выслушать задание до конца; стремиться активно запомнить необходимую информацию в процессе воспроизведения. Данные упражнения способствуют развитию памяти в процессе учебной деятельности. В школьном возрасте у детей с задержкой психического развития недостаточно сформирована учебная мотивация, а освоение программы обычной школы может быть очень трудным. Поэтому, при необходимости можно проводить с этими детьми психотренинговые упражнения, направленные на развитие памяти. Так как особая роль дидактической игры в обучающем процессе специального дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Таким образом, реализовав коррекционную программу, направленную на развитие памяти с помощью дидактических игр, стало ясно, что дидактические игры оказали влияние на повышение продуктивности памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста. Рекомендации: 1. Определить наиболее рациональное учебное место ребенка на занятиях, что будет способствовать постоянному контакту педагога с ребенком. 2. Обеспечить индивидуальный подход к ребенку в процессе учебной и предметно-практической деятельности. 3. При организации работы, как в учебной деятельности, так и в не учебной деятельности учитывать индивидуальные особенности данного возраста. 4. Разработать индивидуальное планирование учебной (и предметно-практической) деятельности ребенка. 5. Проводить индивидуально-дополнительные занятия с ребенком (желательно, не продолжительных по времени). Список использованных источников 1 Александровская Э.М. Психологисеское пособие для студентов. – М., 1997. 2 Бабкина Н.Б. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляция у младших школьников. – М., 2002. 3 Барташников И.А. Учись играя. – Харьков, 1997. 4 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений./ Под. Общ. Ред. – М.С. Мацковского. – М., 1983. 5 Богданова Т.Г., корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994. 6 Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. М., 1990. 7 Выготский Л.С. Соб. соч. в 6 т. Т.1. М., 1982. 8 Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. 9 Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. 10 Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. М., 1984. 11 Зак А.З. Развитие умственных способностей. М., 1991. 12 Занков Л.В. Беседы с учителями. М., 1975. 13 Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968. 14 Каплан Б.С., Разин Н.К., Столяр А.А., Методы обучения математике. М., 1981. 15 Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. – М.: Академия, 1993. 16 Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. – М.: Академия, 2005. 17 Кулагина И.Ю. «Личность школьника» Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей – М.: ТЦ «Сфера» 1999 г. 18 Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997. 19 Крутецкий В.А. «Психология обучения. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. 20 Лебединский В.В Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 21 Лебединский В.В Нарушения психического развития у детей: Учеб. Пособие – М., 1985 22 Лебединская К.С. Клинические варианты задержки психического развития. М., 1980. 23 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. 24 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 25 Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1977 26 Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М., 1970. 27 Обучение детей с задержкой психического развития /Под ред. Власовой Т.А. – М., 1981. 28 Новоселов С.Л. Развитие памяти в раннем возрасте. – М.: Педагогика, 1978. 29 Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. 30 Основы коррекционной педагогоки и специальной психологии: Учебно-методическое пособие для пед. И гуманит. Вузов. /В.П. Глухов, – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007. 31 Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей. Общая психология. – М.: Альфа, 1996. 32 Сухинина С.В. «Ребенок в игре». – М.: Новая школа, – 2004. 33 Щабанов П.Д., Бородкин Ю.С. Нарушение памяти и их коррекция. Л., 1989. 34 Яссман Л.В., Данюхов В.Н. Основы детской психопаталогии: Учебно-методическое пособие для психологических факультетов педагогических вузов. – М.: «Олимп»; «ИНФРА – М», 1998. [1] Бабкина Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляция у мл. школьников// Дефектология.- 2002. [2] Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. [3] Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1975. [4] Барташников И.А. Учись играя. – Харьков, 1997. [5] Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994. [6] Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. – М.: Академия., 1993. [7] Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. – М.: Академия., 2005. [8] Лебединский В.В Нарушения психического развития у детей: Учеб. Пособие – М., 1985. [9] Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1989. [10] Щабанов П.Д. Нарушение памяти и их коррекция. – М., 1989. [11] Немов Р.С. Психология. Кн. 2. - М.: Просвещение, 1995. [12] Власова Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития. – М., 1985. [13] Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - М.: Новая школа, 1998. [14] Осипова А.А Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. [15] Сухинина С.В. «Ребенок в игре». – М.: Новая школа, 2004. [16]Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. [17] Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2001. [18] Залеская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения. – М.: Новая школа, 2004. [19] Сухинина С.В. Ребенок в игре. – М.: Новая школа, 2004. [20] Миронова Р.М. Игра. – М.: Нар. асвета, 1989. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|