РУБРИКИ |
Развитие зрительных ощущений у детей дошкольного возраста |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Развитие зрительных ощущений у детей дошкольного возрастаРазвитие зрительных ощущений у детей дошкольного возрастаОглавление Введение 1. Общая характеристика ощущений 2. Особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста 3. Определение уровня развития зрительных ощущений у детей старшей группы 4. Использование занятий и дидактических игр для развития зрительных ощущений у детей Заключение Список используемой литературы Введение К психологической подструктуре личности относятся особенности познавательных процессов личности (ощущения, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания). Следует отметить, что все познавательные процессы неразрывно связаны, взаимообусловлены и отражаются на деятельности, поведении личности. Познание воздействий окружающего мира происходит посредством сенсорно-перцептивных процессов (ощущение и восприятие), мнемических (процессы памяти), интеллектуальных (мышление и воображение). Все эти процессы относятся к познавательным психическим процессам. Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (слуховые образы), визуальным (зрительные образы), кинестетическим (чувственные образы) и другим. Таким образом, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом – восприятие. 1. Общая характеристика ощущений О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды. Ощущением называется простейший психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, действующих в данный момент на соответствующие органы чувств человека. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Участие физического, физиологического и психического процессов в возникновении ощущений показано на рис. 1. Так, имея перед собой
какой-нибудь предмет, например стол, мы при помощи зрения определяем его цвет,
форму, величину; посредством осязания узнаем, что он твердый, гладкий; двигая
его руками, убеждаемся в его тяжести и т.п. Все это – отдельные качества
данного материального предмета, сведения о которых нам дают ощущения. «Материя,
– отмечал В.И. Ленин, – действуя на наши органы чувств, производит
ощущение» Ощущение относится к познавательным процессам, так как благодаря ему человек познает мир. Ощущения дают материал для других психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения. В обыденной речи мы говорим: «Я испытываю чувство боли; он почувствовал вкус сладкого; этот человек обладает хорошо развитыми органами чувств». Подобные выражения сохранились в нашем языке еще с тех времен, когда наука не проводила четкого разграничения между понятиями «чувства» и «ощущения». Теперь мы хорошо понимаем, что это разные психические процессы, и было бы правильнее говорить не о чувстве, а об ощущении боли, об ощущении вкуса. Точно так же и органы чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и др.) правильнее называть органами ощущений. Но в психологии продолжают пользоваться традиционными выражениями. Как же происходит процесс ощущения? Он вызывается всегда внешним раздражителем (предметом или процессом), оказывающим воздействие на наши органы чувств: глаза, уши, поверхность кожи и др. Так, луч света, который упал на сетчатку глаза, вызывает в ней возбуждение, а когда оно по нервным волокнам приходит в кору больших полушарий мозга, у человека возникает зрительное ощущение. Ощущения, возникающие у человека, можно разделить на три группы. К первой группе относятся ощущения, вызываемые возбуждениями органов чувств, находящихся на поверхности нашего тела (экстероцепторов). Эти ощущения отражают свойства предметов, которые находятся вне нас. Сюда относятся ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные. Во вторую группу входят те ощущения, которые вызываются возбуждениями органов чувств, рецепторы которых находятся во внутренних органах (интероцепторы). Сюда должны быть отнесены так называемые органические ощущения (голода, жажды). В третью группу входят двигательные (или кинестетические) ощущения, связанные с движениями и положением тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора (проприоцепторы) находятся в мышцах и связках. Зрительные ощущения. Они имеют особое значение в нашей жизни. Недаром некоторые биологи называют человека «зрительным животным». Зрительные ощущения возникают в результате действия световых (электромагнитных) волн, отражаемых предметами. Световые волны действуют через зрачок на сетчатку (ретину) глаза, которая является рецептором зрения. Благодаря этим ощущениям человек получает сведения о цвете предметов, а в сочетании с двигательными ощущениями – об их форме, величине, о расстояниях, о пространстве и движения предметов. Цвета, которые ощущает человек, делятся на ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета – это черный, белый и промежуточные между ними оттенки серого цвета. К хроматическим цветам относятся все оттенки красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Белый цвет есть результат воздействия на глаз всех световых волн, входящих в состав спектра. Доказательством того, что смешение всех цветов радуги вызывает ощущение белого цвета, может служить следующий опыт. Если окрасить секторы круга в семь цветов радуги и быстро его вращать, то все цвета сольются друг с другом и мы увидим белый круг. В центральной части сетчатки от световых волн возбуждаются особые нервные клетки, так называемые колбочки. Благодаря им мы ощущаем цвета спектра. Для отражения белого, черного и серого цветов в глазу имеются нервные клетки, называемые палочками. Они расположены большей частью по краям сетчатки. Колбочки функционируют только при дневном свете, а палочки – в любое время суток. Поэтому ночью все предметы нам кажутся черными или серыми (а не разной окраски, как днем). Есть люди, у которых ослаблен или вовсе не действует аппарат колбочек, вследствие чего они плохо различают или совсем не видят хроматические цвета. Такой недостаток зрения был впервые описан английским физиком Дальтоном, который сам страдал им, и это врожденное свойство назвали дальтонизмом. Многие профессии (шофера, летчика, железнодорожного машиниста, регулировщика уличного движения и др.) требуют точного различения цветов. Поэтому у людей, поступающих на такие виды работы, врачи проверяют зрение. Недостаток палочек в сетчатке, как и всякое нарушение их функций, затрудняет видение предметов в сумерки, а тем более в темноте. Такое нарушение зрения в быту принято называть «куриной слепотой» (куры, как и голуби, не видят в сумерках: у них в сетчатке глаза мало палочек; напротив, летучие мыши почти ничего не могут различить днем: в их зрительном аппарате недостает колбочек). Зрительные ощущения имеют следующую особенность. После того как сильный раздражитель (например, свет) перестал действовать, ощущение не прекращается в тот же миг, а еще продолжается несколько мгновений. В этом легко убедиться, посмотрев на яркую электрическую лампочку, а затем переведя взгляд на стену. В первый момент мы увидим светлое пятно, которое быстро исчезнет. Получается это вследствие того, что возбуждение, возникшее в анализаторе, сохраняется некоторое время и гаснет не сразу. Зрительное ощущение, продолжающееся после прекращения раздражения, называется последовательным образом. Если фиксировать глазом в течение 10 секунд красный квадратик на белом листе бумаги, а затем перевести взгляд на другой белый лист, то на нем мы будем в течение нескольких мгновений видеть голубовато-зеленый квадратик. Объясняется это тем, что свет, идущий от белой бумаги, состоит из всех цветов спектра. В результате фиксации взглядом красного квадратика на сетчатке глаз на несколько мгновений потерял чувствительность к красному цвету. Смесь же остальных цветов спектра дает голубовато-зеленый цвет. Последовательный образ, возникший в первом опыте, называется положительным, а последовательный образ во втором примере – отрицательным. Слуховые ощущения. Они также имеют большое значение в жизни человека. Ведь благодаря им мы слышим речь, имеем возможность общаться с другими людьми. Раздражителем, вызывающим слуховые ощущения, являются звуковые волны, т.е. колебания воздуха, идущие во все стороны от звучащего (быстро вибрирующего, дрожащего) тела. Эти звуковые волны действуют на слуховой анализатор, рецептором (приемником) которого является кортиев орган уха; в нем заложены чувствительные окончания слухового нерва. Внутри нашего уха находится мембрана (перепонка), состоящая приблизительно из 24 000 поперечных волокон. Дошедшая до уха звуковая волна возбуждает одно из таких волокон («струн») мембраны. Возбуждение это передается в мозг, в результате чего у человека возникает ощущение звука. Наш слуховой аппарат может улавливать звуки с частотой от 16 до 20 000 колебаний в секунду. От различной частоты
колебаний звуковой волны зависит высота звуков (чем чаще колебания, тем выше
звук). Амплитуда (размах, длина) волны определяет силу звуков; наконец, форма колебаний
звуковой волны обусловливает тембр (окраску) звуков. Благодаря ему мы различаем
голоса говорящих или поющих людей, хотя сила и высота издаваемых ими звуков
одинаковы. Обонятельные ощущения. Они дают нам возможность получать удовольствие от приятных запахов (цветов, духов и др.), а также избегать вредных для здоровья предметов (например, несвежих продуктов). Раздражителями этих ощущений являются частицы пахучих веществ, распространяющихся в воздухе и попадающих на слизистую оболочку носовой полости, где находятся обонятельные клетки. Вкусовые ощущения. Их раздражителями служат частицы веществ, которые попали нам в рот и действуют на нервные окончания («вкусовые почки»), находящиеся на поверхности языка, глотки, неба и в надгортаннике. Вкусовые ощущения имеют четыре основные разновидности: ощущения сладкого, кислого, соленого и горького. Большое значение для полноты вкусовых ощущений имеет обоняние. При его отсутствии разная пища может казаться на вкус одинаковой. Кожные ощущения. Через кожу и слизистые оболочки рта и носа мы получаем ощущения прикосновения, или тактильные ощущения, ощущения тепла, ощущения холода, ощущения боли. Для каждого из этих видов ощущений в коже и слизистых оболочках имеются особые чувствующие точки (точки прикосновения, точки тепла, холода и боли). Рецепторами кожных ощущений являются нервные окончания, заложенные в разных точках поверхности тела. Этих точек очень много, и у них специфические функции. Так, в 250 тысячах особых точек воспринимается только холод, а в 30 тысячах других точек – только тепло. Расположены эти чувствительные точки в коже неравномерно: в одних местах их больше, в других меньше. Поэтому и кожная чувствительность у человека в разных местах тела различна. К боли наиболее чувствительна кожа спины и шеи, а менее чувствительна кожа на кончиках пальцев и на ладони. Тактильная чувствительность у нас наиболее развита именно на кончиках пальцев, а также на кончике языка. Эти части тела наиболее подвижны и часто соприкасаются с другими предметами. К теплу и холоду более чувствительны те части кожи, которые менее закалены, так как обычно прикрыты одеждой (спина, грудь, живот, поясница). Осязательные ощущения. Они представляют собой комплексные ощущения, так как в них сочетаются тактильные и двигательные ощущения. Возникают они при ощупывании предмета движущейся рукой или другой частью тела. Нет специальных рецепторов осязательных ощущений – ими служат рецепторы двигательных и кожных ощущений. Органические ощущения. К ним относятся ощущения голода, жажды, насыщения, болей во внутренних органах тела, тошноты. Эти ощущения предупреждают о нарушении нормальной деятельности какого-либо из внутренних органов (вследствие болезни, переутомления и т.п.). Обычно, когда мы здоровы, сыты и находимся в спокойном состоянии, то почти не имеем органических ощущений. Третья группа ощущений Двигательные, или кинестетические, ощущения. Они дают нам сведения о движениях, которые мы совершаем. Каждый человек, даже закрыв глаза, чувствует, в каком положении находятся его рука, нога или другая часть тела. Рецепторы двигательных ощущений заложены в сухожилиях, на поверхности суставов и главным образом в мышцах (поэтому эти ощущения называют иногда мышечными). Ощущения равновесия. Они сигнализируют о движении и положении в пространстве нашей головы, а следовательно, и всего тела. Рецепторы этих ощущений находятся во внутреннем ухе. При нарушениях нормальной деятельности этих органов наступает неприятное состояние (например, головокружение или так называемая «морская болезнь»). Соответствующая тренировка может устранить или ослабить эти явления. Особое место среди ощущений занимают вибрационные ощущения, дающие сведения о колебаниях (вибрациях) предметов. Раздражителем для них являются колебания вещей и воздуха, улавливаемые всей поверхностью тела. 2. Особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста К началу дошкольного возраста внешние воспринимающие аппараты ребёнка уже вполне сформированы. Однако это не значит, что ощущения у детей-дошкольников не развиваются. Напротив, в дошкольном возрасте ощущения продолжают быстро совершенствоваться прежде всего за счёт развития и усложнения деятельности центральной части анализаторов. Интенсивно развиваются у детей в возрасте 3–7 лет зрительные ощущения, ощущения слуховые, а также ощущения кожные и суставно-мышечные. Это развитие заключается прежде всего в усовершенствовании анализаторно-синтетической деятельности коры больших полушарий, что приводит к повышению чувствительности, к различению свойств окружающих предметов и явлений. Возрастающее участие в процессах анализа второй сигнальной системы делает ощущения более точными, а вместе с тем придаёт им сознательный характер. Так как ощущения служат единственным источником нашего знания, то воспитание детей в дошкольном возрасте обязательно включает в себя задачу сенсорного воспитания, т.е. задачу, состоящую в том, чтобы активно развивать у детей ощущения. Помимо специальных упражнений в различении цветов, звуков, запахов и т.д., важную роль в развитии ощущений играют занятия по родному языку, музыке, рисованию, лепке, конструированию и т.д. Сенсорное воспитание опирается на знание общего хода развития ощущений в дошкольном возрасте и на знание тех условий, от которых это развитие зависит. Главнейшие изменения в зрительных ощущениях детей дошкольного возраста происходят в развитии остроты зрения (т.е. способности различать малые или удалённые объекты) и в развитии тонкости различения оттенков цвета. Нередко думают, что чем меньше ребёнок, тем лучше, острее у него зрение. На самом деле это не вполне верно. Исследование остроты зрения у детей 4–7 лет показывает, что острота зрения у младших дошкольников ниже, чем у старших дошкольников. Так, при измерении наибольшего расстояния, с которого дети разного возраста способны различить показываемые им одинаковые по размеру фигурки, оказалось, что для детей 4–5 лет это расстояние равно (в средних цифрах) 2 м 10 см, для детей 5 – 6 лет 2 м 70 см, а для детей 6 – 7 лет 3 м. С другой стороны, по данным исследования, острота зрения у детей способна резко повышаться под влиянием правильной организации упражнений в различении удалённых объектов. Так, у младших дошкольников она быстро повышается, в среднем на 15 – 20%, а в старшем дошкольном возрасте – на 30%. Что же является главным условием успешного воспитания остроты зрения? Условие это состоит в том, что ребёнку дают такую понятную и интересную для него задачу, которая требует отличить один от другого объекты, удалённые от него. Подобные задачи могут быть даны в форме игры, которая, например, требует от ребёнка показать, в какой из нескольких одинаковых коробочек, стоящих на полочке, спрятана картинка или игрушка (данная коробочка отмечается при этом значком-фигуркой, несколько отличной от тех, которые наклеены на другие коробочки, что заранее известно играющему). Сначала дети лишь смутно «угадывают» её среди других, а после нескольких повторений игры уже отчётливо, сознательно различают изображённый на ней значок. Таким образом, активное развитие способности различения удалённых объектов должно происходить в процессе той или иной конкретной и содержательной для ребёнка деятельности, а отнюдь не путём формальной «тренировки». Формальная «тренировка» остроты зрения не только не даёт повышения её, но в некоторых случаях может принести даже прямой вред – если при этом перенапрягать зрение ребёнка или давать ему рассматривать объект в условиях очень слабого, слишком сильного или неровного, мерцающего освещения. Особенно следует избегать давать детям рассматривать очень мелкие объекты, которые приходится держать близко к глазам. У детей дошкольного возраста недостатки зрения иногда остаются незамеченными. Поэтому поведение ребёнка, которое объясняется тем, что он плохо видит, может истолковываться неправильно и подсказывать неправильные педагогические выводы. Например, вместо того чтобы посадить близорукого малыша поближе к рассматриваемой книжке с картинками, воспитатель, не зная о его близорукости, тщетно старается привлечь его внимание к деталям картинки, которые тот не видит. Вот почему воспитателю всегда полезно интересоваться медицинскими данными о состоянии зрения детей, а также самому проверять их остроту зрения. В дошкольном возрасте значительно развивается у детей точность в различении оттенков цвета. Хотя к началу дошкольного возраста большинство детей безошибочно различают основные цвета спектра, различение сходных между собой оттенков у дошкольников является ещё недостаточно совершенным. Опыты, требующие от ребёнка подобрать к показываемому оттенку одинаковый с ним, показывают, что количество ошибок, которые делают при этом дети в возрасте 4–7 лет, быстро уменьшается: если у четырёхлетних число ошибок ещё очень велико и достигает 70%, то у детей 5–6 лет ошибок обычно уже не более 50%, а к 7 годам – менее 10%. Если ребёнок постоянно встречается в своей деятельности с цветными материалами и ему приходится точно различать оттенки, подбирать их, составлять цвета и т.п., то у него, как правило, цветовая различительная чувствительность достигает высокого развития. Важную роль в этом играет выполнение детьми таких работ, как выкладывание цветных узоров, аппликационные работы из естественных цветных материалов, рисование красками и т.п. Следует иметь в виду, что в отдельных, правда, довольно, редких, случаях у детей встречаются нарушения цветного зрения. Ребёнок не видит оттенков красного или оттенков зелёного цвета и смешивает их между собой. В других, ещё более редких, случаях плохо различаются некоторые оттенки жёлтого и синего. Наконец, бывают также случаи полной «цветовой слепоты», когда ощущаются лишь различия по светлоте, а собственно цвета не ощущаются вовсе. Изучение цветного зрения требует применения особых таблиц и должно производиться специалистами. 3. Определение уровня зрительных ощущений у детей средней группы ДОУ Для определения уровня зрительных ощущений нами была проведена диагностическая работа. Были отобраны 10 детей старшей группы. Диагностическая работа проводилась в индивидуальной форме. Для определения уровня зрительных ощущений были проведены следующие эксперименты: 1. Ребенку по очереди показывали кружки (красный, зеленый, синий, голубой, коричневый, черный, белый, желтый) и предлагалось среди предметов, заранее расставленных в комнате, найти предметы того же цвета. 2. Ребенку поочередно показывали кружки красного, оранжевого, розового, малинового, синего, голубого, фиолетового, зеленого, коричневого, черного, белого, желтого цветов и предлагалось назвать цвет каждого. Ответы фиксировать. 3. Перед детьми были разложены кружки (цвет из задания 2), ребенку предлагалось отыскать кружок, называя его цвет. Результаты экспериментов следующие. При выполнении первого эксперимента из 10 детей 4 детей (40%) без затруднений нашли предметы соответствующего цвета; 2 (20%) детей в задании допустили небольшие ошибки в сопоставлении заданного цвета и предметов в окружающей обстановке. Так, Максим Н. перепутал синий и голубой цвета, а Аня П. – коричневый и желтый. 3 (30%) детей справились с заданием частично, т.е. назвали не все предметы соответствующие заданному цвету. 1 ребенок (10%) с заданием не справился. Таблица 1. При выполнении второго задания были получены следующие результаты ()
Как видно из таблицы, все испытуемые знают название основных цветов. Анализируя результаты, можно сделать вывод о том, что у девочек цветоощущение развито несколько сильнее, чем у мальчиков. Это отчасти можно объяснить тем, что при играх девочки больше интересуются окраской вещей, чем мальчики. При выполнении 3 – го задания были получены примерно те же результаты, что и во втором задании. Правильно назвали 4 и более цветов и показали на кружки соответствующего цвета 80% (8 детей) 2 детей (20%) затруднялись в названии цветов. Таким образом, можно сделать следующий вывод: 1. Большинство детей умеют пользоваться цветовыми эталонами и правильно находят предмет по заданному эталону. 2. 60% испытуемых знают названия цветов и умеют находить цвет по названию. 3. Наибольших положительных результатов было получено при выполнении второго задания. В целом можно констатировать тот факт, что испытуемая группа детей находится на среднем уровне развития зрительных ощущений. 4. Использование занятий и дидактических игр для развития зрительных ощущений у детей Зрительное ощущение – это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное ощущение, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Изменения в сфере ощущений, т.е. на первой ступени чувственного познания, неизбежно отражаются на следующем его этапе – восприятии. В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия. Советский педагог Н.П. Сакулина, рассматривая вопрос об ознакомлении детей с цветом, отмечала, что с отвлеченными цветами детей следует знакомить лишь после того, как у них в процессе наблюдений окружающего появится достаточный опыт цветовых представлений. Накопление такого опыта должно происходить, по ее мнению, в раннем детстве, а в 3–4 г. у детей уже возникает потребность знать названия и ориентироваться в 5–6 цветовых тонах. Таким образом, основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов – это обеспечить накопление представлений о цвете, форме, и величине предметов. В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т.е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств. Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3–4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения. Представления о содержании и методах ознакомления детей раннего возраста с различными свойствами предметов послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьми на занятиях. I. Задания на выполнение предметных действий. 1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета. Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький. 2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Втыкание цветных грибков в отверстия доски такого же цвета. Цель обучения – выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения. Используются также деревянные грибочки и двухцветные столики с отверстиями. Грибочки окрашены в 8 цветов. Соответственно те же цвета включает и окраска столиков. II. Элементарные продуктивные действия. 1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием. Цель обучения – фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов. 2. Рисование красками. Цель обучения – закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги. По каждому из четырех типов заданий следует провести несколько занятий, в которых меняются условия выполнения задания. Такое варьирование позволяет включить в задание объекты новой величины, формы, цвета, поддержать интерес детей к выполнению задания, а в большинстве случаев и усложнить действие, необходимое для образования более совершенных и обобщенных способов ориентировки в свойствах предметов. В ходе обучения детей выполнению заданий используются названия величин, форм, цветовых тонов, но, как уже отмечалось, от детей не требуется их повторение и активное воспроизведение. Работа с детьми над воспитанием зрительного внимания и ощущения может проводиться путем подбора парных предметов, картинок (используйте любые виды лото). Умение дифференцировать картинки по их цвету нужно развивать при помощи разноцветных полосок, палочек, кружков и т.п. Целесообразно использовать настольные дидактические игры типа «Цветных фонов», «Цветного домино», «Маленького художника». На более поздних этапах можно предлагать детям задания типа: «Какой карандаш нужно взять, чтобы нарисовать солнышко, травку, помидор?». Для развития зрительного восприятия формы рекомендуются следующие занятия: подбор геометрических фигур по аналогии (найти фигуру такой же формы и цвета); подбор геометрических фигур по неполной аналогии (найти фигуру такой же формы, но другого цвета, найти фигуру такой же формы, но другой величины); распознание геометрических фигур по форме, величине и цвету; соотношение геометрических фигур с формой предметов. Кроме того, нужно учить кроху находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. В этом вам помогут игры типа: «Что пропало?», «Что прибавилось?», «Сделай, как было». При этом важно помнить, что все игры должны быть непродолжительными по времени; они не должны утомлять ребенка. Необходимо четко объяснять правила игры, давать один и тот же разрешающий сигнал – «теперь ты», «можно», «начинай». Для ребенка огромное значение имеет сенсорное развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Конечно, все эти ощущения развиваются и формируются естественным путем. Но, чем больше разнообразной информации поступает в мозг малыша, тем активнее идет процесс формирования нервных клеток (нейронов), и это не может не сказаться на уровне его интеллекта. А если во время занятий мы будем активизировать сразу несколько сенсорных систем, между соответствующими центрами в мозге будут интенсивно формироваться нервные связи, координироваться работа различных отделов мозга. Необходимо учить детей по-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд. Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения. Третий – нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый – через банку с цветной водой, и т.д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях. Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни. Как показывает практика, важной формой сенсорного воспитания в повседневной жизни являются дидактические игры и упражнения, которые возникают по желанию детей или проводятся с помощью воспитателя в разные периоды дня (утром, на прогулке, после дневного сна и т.д.). По сенсорному содержанию эти игры и упражнения весьма разнообразны, направлены на совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов. Использование дидактических игр должно способствовать накоплению и совершенствованию чувственных впечатлений ребенка о знакомых и новых предметах, имеющих более сложную форму и строение и разнообразные отношения по цвету, величине и положению в пространстве. Воспринимая конкретные свойства этих предметов, дети должны уметь их сравнивать, различать, называть, подбирать по общим свойствам. В соответствии с отмеченным, учитывая возрастные особенности детей, в каждой возрастной категории расширяется перечень игр, необходимых и доступных для детей. В целях ориентировки в окружающих предметах с детьми 4–5 необходимо проводить более сложные, чем с малышами, варианты распространенных игр («Чудесный мешочек», «Угадай, что изменилось», «Угадай, кто позвал», «Наш огород» и др.). Важны и интересны детям разнообразные игры и упражнения с дидактическими игрушками (башенками, матрешками, разрезными картинками, наборами геометрических фигур и др.). Увеличивается возможность использования настольно-печатных игр («Малышам», «Цветная посуда», «Геометрическое лото», «Домино предметов» и др.), основанных на подборе парных карточек-картинок к аналогичным изображениям этих предметов на больших картах или на карточках домино. По нашим наблюдениям в старшем дошкольном возрасте большое место начинают занимать дидактические игры с куклами и наборами игрушечных вещей и предметов (посуда – чайная, столовая, кухонная; одежда – белье, платья, пальто; фрукты и овощи). Дети любят просто рассматривать предметы домашнего обихода кукол. И при этом они упражняются в восприятии формы, цвета, величины. Для более целенаправленного развития у детей восприятий и представлений систематически организуются игры: «Чудесный мешочек», «Кому что нужно», «Узнай чего не стало». Эти игры проводятся со всей группой, но педагогу нужно находить время поиграть с отдельными детьми, пообщаться с ними в более интимной обстановке. Необходимо стараться чаще использовать и различные поручения – поупражняться в подборе и классификации предметов, в точном назывании свойств и признаков воспринимаемых предметов, а также вспомнить о тех, которых сейчас нет перед детьми. Создание целостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования, к которым относятся рассматривание, планомерное наблюдение, ощупывание, обследование, сравнение. Заключение Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.п. Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного (от лат. «sensus» – чувство, ощущение) развития ребенка. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Процесс восприятия связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Целостное восприятие как бы «подготавливает» некоторые стороны причинного мышления. Когда ребенок детально представляет себе предмет с его частями, он может осознать причины нарушения целого. Ребенку дошкольного возраста сложно иметь дело с абстракциями. Поэтому вплоть до младшего школьного возраста для детей достаточно значимыми остаются функциональные особенности сенсомоторного интеллекта. В этом случае формирующийся образ предмета или понятия складывается на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и кинестетических ощущений (двигательных, связанных с ощупыванием) и др., который и называют сенсомоторным. Тогда способ осуществления познавательной деятельности ребенка адекватен уровню развития его интеллекта. Немаловажным фактором является эмоциональный фон деятельности. Какого бы уровня развития ни достиг ребенок на данный момент, он – личность, субъект образовательного процесса, поэтому данная деятельность должна быть привлекательной для него. Ребенку должно нравиться то, что у него в руках, и то, что получается в результате собственной деятельности. В этом случае возникает познавательный интерес, который является двигателем познавательной деятельности. Положительный эмоциональный фон такой деятельности создает благоприятные условия усвоения информации и оперирования ею в дальнейшем. Список используемой литературы 1. Альтхауз Д., Дум. Э. Цвет, количество, форма. М: Просвещение, 1988–60 с. 2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991.-159 с. 3. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранова С.П. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Учеб. Заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: издательский центр «Академия», 1998. – 240 с. 4. Венгер Л.А. Психология, М.: Просвещение, 1988–336 с. 5. Волшебство в картинках: Задания на развитие внимания, зрительное восприятие: Для детей 3–5 лет. Издательство: Кировская областная типография, 2007–16 с.6. Гоноболин. Ф.Н. Психология, М.: Просвещение, 1973. 7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/ Под ред Л.А. Венгера. – М., 1978. – 96 с. 8. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. /Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с. 9. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для индустр. – пед. техникумов. – М.: Высш. шк., 1989. 10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения. М.: Просвещение, 1991–183 с. 11. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высших, педагогических, учебных, заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с. 12. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М.: Просвещение, 1983. 13. Сенсорное воспитание в детском саду. / Под ред. Н.Н. Поддъякова и В.Н. Аванесовой. М.: Просвещение, 1981 14. Силберг Дж. Детские игры на развитие восприятия и ощущений. Изд. Поппури, 2008.-125 с.15. Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. – М., 1965. – С. 7 16. Фролова А.Н. Игры – занятия с малышами. Киев, Радяньска школа, 1987–143 с. 17. Хрестоматия по возрастной и педагогической технологии. М.: МГУ, 1981–304 с. |
|
© 2010 |
|