РУБРИКИ |
Речевая коммуникация. Техника речи |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Речевая коммуникация. Техника речиРечевая коммуникация. Техника речиСодержание1.Коммуникативная целесообразность речи. 2 4.Комплекс упражнений речевой гимнастики. 7 Введение
Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения. В процессе профессиональной деятельности представители разных специальностей пользуются устной речью для того, чтобы планировать работу, согласовывать усилия, проверять и оценивать результаты; для усвоения, приобретения и передачи информации; наконец, для воздействия- влияния на взгляды и убеждения, поступки других, чтобы изменить отношение к определенным фактам и явлениям действительности. Деловому человеку необходима также способность эффективно слушать, точно воспринимать однократно звучащую речь. Поэтому, подготовка высококвалифицированных и компетентных специалистов невозможна без обучения культуре устной вербальной коммуникации. 1.Коммуникативная целесообразность речиК качествам «хорошей» речи относятся те, которые определяют ее коммуникативную целесообразность. Это точность, выразительность и богатство (иногда к коммуникативным качествам относят также чистоту, ясность и понятность). Точность речи связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности - соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания. Если говорящий заботится о том, чтобы обеспечить обратную связь, вызвать у слушателя нужную реакцию на сообщение - интеллектуальную (сделать понятным), эмоциональную (пробудить чувство), волевую (заставить действовать), то это является свидетельством выразительности его речи. Процесс словесного оформления мысли и их понимание с неизбежностью порождает деформацию смысла сообщения. И все же люди понимают друг друга. Понимание постоянно корректируется, поскольку общение - это не просто передача информации (знания, фактических сведений, указаний, приказаний, деловых сообщений), а обмен информацией, предполагающей обратную связь. Высказывание без ориентации на собеседника носит форму монолога. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог. Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопрос себе и другим. Культура поведения в любом общении не мыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т. е. со всем стилем речи, принятым в общении людей. 2.Техника звучащей речиГолос человека производит определенное впечатление на окружающих, служит инструментом воздействия. По характеру речевого звучания мы судим о темпераменте, мироощущении говорящего. Звуковое оформление речи составляет эмоциональный фон выступления, разговора, который может быть положительным (приятным) или отрицательным (неприятным). Недостатки произношения (крикливость, одышка, хрипота, резкость, гортанность, гнусавость, нечетность артикуляции) являются «барьерами» коммуникационного обмена, «режут ухо». Кроме того, хорошо звучащий голос тонизирует нервную систему самого говорящего, придает уверенность, создает настроение. Речевые изъяны очень устойчивы. Из бытовой речи они часто «перекочевывают» в публичную, в деловое общение. Однако официальная обстановка, в отличие от непринужденной, требует управления голосом, владения полным стилем произношения, т. е. внятного проговаривания при среднем темпе. К примеру, фразы «здравствуйте», «она говорит» в полном стиле звучат так: [здраствуjть], [Ùна гÙвърит], а в неполном наблюдается сильное редуцирование (сокращение гласных), иногда даже пропуск слогов: [здрас’т’ь], [Ùна грит]. Таким образом, техника речи включает: - фонационное дыхание, которое дает силу голосу - голос, который обладает громкостью, силой, выразительностью - дикция – отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков - интонация – ритмико-мелодичное и логическое членение речи интонация: - высота тона - сила голоса - внутри фазовые паузы - темп - тембр – эстетическая окраска голоса Владеть речевой техникой - это значит добиться интонационной подвижности и выразительности, мягкого, свободного, четкого звучания; уметь пользоваться нюансами тембра. Тренировка интонации включает: - интонационная развертка знаков препинания - работа над темпом и стилем речи - различные виды пауз: физиологические грамматические смыслоразличительные психолингвистические, которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тексту. - работа над голосом А также фонетическую культуру: - правильное произношение слов - правильное ударение в словах Охарактеризуем произносительный аппарат человека, состоящий из четырех частей: дыхательных органов, вибраторов, резонаторов, артикуляторов. Дыхательные органы (мускулатура) позволяют втягивать воздух в легкие и выталкивать наружу. На пути прохождения воздушной струи через гортань находятся голосовые связки - вибраторы. Это эластичные образования, расположенные с левой и правой сторон гортани и вытянутые спереди назад. Передние концы связок находятся под углом друг к другу. Голос создается в результате периодических колебаний этих речевых мышц, которые сближаются и натягиваются. Именно в гортани рождается звуковая волна. Затем она попадает в резонаторы (носоглотка, носовая и ротовая полость), которые усиливают и обогащают звучание. Работу завершают артикуляторы: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Они превращают музыкальный тон (голос) в звуки речи родного языка. Все части речевого аппарата участвуют в создании акустических характеристик: темпа, громкости, высоты, тембра, ясности и четкости произношения. 3.Приемы произнесения речиТемп - скорость говорения - может быть быстрым, средним, медленным. Оптимальным условием легкого восприятия является средний темп - примерно 100 - 120 слов в минуту. Скорость речи зависит от смысла высказывания, эмоционального настроя, жизненной ситуации. Замедление позволяет изобразить предмет, подчеркнуть его важность, выделить. Эффективное использование голоса состоит в изменении темпа. Быстрая речь в течение нескольких секунд, паузу, возврат к нормальному темпу, затем опять быстрая. Количество слов, произнесенное в среднем в одну минуту, останется таким же, но монотонности – как не бывало. Громкость - это интенсивность звучания, большая или меньшая сила произношения, зависящая также от обстановки общения, словесного содержания. По высоте голос бывает высоким, средним и низким, это зависит от его природы. Русская речь склонна к некоторой минорности, и часто в голосе слышатся высокие плаксивые нотки, капризно - просительное звучание, хорошей профилактикой против которых служит понижение тона. Высота звука должна изменяться при произношении речи, иначе возникает монотонность. Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивностью ударного слога, называют логическим ударением. Тембр - дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, его колорит, «цвет». У каждого человека свой тембр - глухой, дрожащий, звонкий, острый, жесткий, бархатный, металлический и т. п. Ясность и четкость произношения называются хорошей дикцией. Она подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков. Помогает выразительности слова. Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу», разнообразить ритмическую организацию речи. Различают физиологическую (добор дыхания), грамматическую (знаки препинания), логическую (смыслоразличительную) и психолингвистическую паузу (подтекст, эмоциональная окраска). Оратор, собеседник, умеющий легко изменять темп, громкость и высоту речи, обладающий хорошей дикцией и тембром, может выражать голосом различные чувства и переживания. Это возможно при правильно поставленном речевом (фонационном) дыхании. Его основой является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы, межреберных и брюшных мышц. При произношении речи после короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем - длинный звуковой выдох, во время которого надо уметь рационально расходовать запас воздуха. Расслабление мышц, удерживающих грудную клетку в расширенном состоянии, должно происходить постепенно, подчиняясь воле говорящего. Через нос вдыхают только перед началом монолога или на больших паузах. Неправильное дыхание порождает недостаточную звучность (т.е. силу, гибкость, подвижность), которая в свою очередь изменяет тембр голоса. Процесс голосообразования наиболее продуктивен, когда спина прямая, крепкая, а руки, плечи, шея, органы артикуляции свободны и не напряжены. Систему вышеперечисленных фонетических средств (высотных, силовых, временных) часто называют интонацией, а также просодикой. Таким образом, использование же этих приемов при произнесении речи требует некоторых сознательных усилий: -акцентирование главных слов предложения; - изменение тона голоса; - изменение темпа речи; - использование пауз. Голоса, поставленные самой природой, встречаются редко. Каждый человек может «воспитать» голос, т. е. развить и укрепить. Техника речи - важный элемент культуры речевой деятельности - включает работу над дыханием, голосом, дикцией. Техническая сторона звучащей речи поддается тренировке путем специальных упражнений. Их надо выполнять регулярно, а также обращаться к ним, готовясь к ораторскому выступлению, к встрече с людьми, чтобы в момент контакта «быть в голосе». 4.Комплекс упражнений речевой гимнастикиКомплекс упражнений речевой гимнастики составлен по рекомендациям С. Т. Никольской, содержащимся в работе «Техника речи» (М. , 1978). 1.Тренировка речевого дыхания. 1) «Теплый воздух». Представьте себе, что у вас замерзли руки, - отогрейте их дыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Одну руку держите на животе. 2) «Свеча». Медленно дуйте на пламя. Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2 - 3 см и длиной 10 см. 3) «Свечи». На одном вдохе (без добора) погасите 3 свечи (4, 5... 10), разделив выдох на порции. 4) «Насос». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь, - выдох на звуке «ф». 5) «Пильщики». Возьмитесь вдвоем за руки крест - накрест. Правые руки - ваша пила, левые бревно. Один тянет на себя «пилу», имитируя на выдохе звук «з», другой берет пилу на себя: «с». 6) «Старт». Возьмите в руки часы с с секундной стрелкой и начните вслух вести отсчет времени по секундам: «Десять! Девять... Один! Пуск!». Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха. 7) «Егорки». Распределите выдох на три порции, читая громко, равномерно текст, делайте паузу после каждого третьего (пятого, восьмого, одиннадцатого) «Егорки»: «Как на горке, на пригорке (вдох), стоят тридцать три Егорки (вдох): раз Егорка, два Егорка, три Егорки (вдох), четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох) и т. д. II.Голосовые упражнения. 1) «Баюканье». Вам предстоит убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «м». 2) «Колокола». Имитируйте голосом звучание большого колокола: «бом - м - м! бим - м -м ! , бам - м - м !» , стараясь «тянуть» согласный. Изменяйте регистры: от низкого (бом) до высокого (бим) и среднего (бам). 3) Постепенно и плавно повышайте и понижайте голос, делайте его то громким, то тихим от начала до конца текста: Раскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось темно - синюю гранью, И в небе прозрачном щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним. 4)Если у вас чересчур тихий голос, то прочитайте громко клич глашатая из пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» на открытом воздухе или в большом, шумном помещении: Слушайте - послушайте, Государевы люди, Государеву волю! Идите в красные ворота 5)Определите, какой у вас темп речи, прочитав за одну минуту стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу ...». Стремитесь выработать нормальный темп. 6)Произнесите фразу «Вам не интересно», обращенную к слушателям, не соблюдающим тишину, с разными интонациями: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой. 7)Попробуйте произносить слова: «здравствуйте». «я слушаю вас», «добрый день», «добрый вечер», «приятно вас видеть», «привет», «алло» и подобные с максимальной доброжелательностью в голосе. 8)Прочитайте строки К. С. Паустовского выразительно, находя в каждой фразе слово с логическим ударением, сделайте магнитофонную запись: «Чайковский садился за рояль. Сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом, как симфония. III.Артикуляционные упражнения. 1)Широко открывая рот, четко произносите звуки и слоги: -И, Э, А, О, У, Ы; -Е, Я, Й, Ю; -иа, эа, аа, оа, уа, ыа; -еа, яа, йа, юа; Б - П, Г - К, Д - Т, В - Ф; -АБ, АБИ, АБЭ, АБА, АБУ, АБЫ; -БИБ - БИБ - БИП; БЭБ - БЭБ - БЭП; БАБ - БАБ - БАП; БОБ - БОБ - БОП; БУБ - БУБ - БУП; БЫБ - БЫБ - БЫП; -ДА, ДИ, ДО, ДУ, ГА, ГИ, ГО, ГУ, ВА, ВИ, ВО, ВУ, БА, БИ, БО, БУ; -ша, шо, шу, ши, шо, шу, ши, ше, шу, ши, ше, ша, ши, ше, ша, шо; -ша, жа, жа, жа, ша, шо, жо, жо, жо, шо, ши, жи, жи, жи, щи, ше, же, же, же, ше; -С - З - З -...; ТР - Р ..., ДР - Р ...; -ПТК, ПКТ, КТП 2)Читайте чистоговорки (фразы с неоднократно повторяющимися звуками или сочетаниями звуков): Б-ык тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа. От топота копыт пыль по полю летит. Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон. Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла. 4)Прочитайте реплики в диалоге, выделяя интонационно важные по смыслу слова: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реплика – стимул |
Реплика - реакция |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Вопрос – сомнение Яблоко от яблони недалеко падает? Шила в мешке не утаишь?! До поры остры топоры?! Топоры остры до поры?! Около кола - колокола?! |
Утверждение Яблоко от яблони недалеко падает. Шила в мешке не утаишь! Топоры остры до поры! До поры остры топоры! Около кола - колокола! Около кола колокола! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Вопрос – удивление Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом? |
Восхищение Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Восхищение. Стоит поп на копне, колпак на попе! Копна - под попом! Сам под колпаком! Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка. |
Сомнение (недоверие). Стоит поп на копне! Колпак на попе? Копна под попом? Сам - под колпаком? Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка? |
Читайте «информационное сообщение» четко, спокойно:
«Из - под Костромы, из - под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева, мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил».
6)Просклоняйте имена числительные: 253, 749, следя за артикуляцией.
7)Произносите слова шепотом, но ясно и отчетливо, чтобы их слышал человек, сидящий на некотором расстоянии от вас:
корреспонденция, предшествовавший,
Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную или словесную форму.
Вряд ли можно сомневаться в том, что знания основ ораторского искусства, техники речи необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Детальность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций, докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства.
Идея речи, ее содержание доходит до сознания через эмоциональную сферу. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей.
Речь есть нечто большее, чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит. Речь - это человек в целом. Каждое высказывание и фактически, и в сознании воспринимающего ее представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта и характера, намерений и чувств человека
В наши дни речь, более чем когда -либо прежде, представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают в местных, национальных и даже международных масштабах. Для мира, перед любой грозящей ему опасностью, слово будет тем средством, которым люди добьются победы, если оно восторжествует.
1.Атватер И. Я. Вас слушаю - М. , 1988.
2.Введенская Л. А. , Червинский П. П. Теория и практика русской речи. - Ростов - на - Дону, 1997.
3.Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М. , 1958.
4.Козлянинова И. П. Произношение и дикция. - М. , 1977.
5.Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М. , 1972.
6.Мельникова С.В. Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 1999
7.Никольская С. Т. Техника речи. - М. , 1978.
8.Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. - М. , 1983.
9.Реформатский А. А. Введение в языкознание. - М. , 1996.
10.Сахарный Л. В. К тайнам мысли и слова - М. , 1983.
11.Тумина Л. Е. Учимся слушать // Русский язык в школе, 1993, №1.
12.Шилов Л. А. Голоса, зазвучавшие вновь. - М. , 1987.
13.Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. - М. , 1974.
|
© 2010 |
|